Обязательным компонентом процесса проектирования основной образовательной программы (программ, входящих в состав основной образовательной программы) является экспертиза, которая на этапе разработки программы позволяет найти ответ на ключевые вопросы общего плана:
- — достигнута ли цель проектирования (документ разработан и соответствует установленным требованиям)?
- — обеспечит ли программа реализацию требований ФГОС?
- — какова дальнейшая судьба программы (требуется ли корректировка или программа может быть рекомендована к реализации)?
Деятельность по экспертизе (оценке) программ может быть рассмотрена как установление их соответствия или несоответствия определенной норме (требованиям, эталону). Данная работа предполагает разработку и реализацию научно обоснованного критериального аппарата (критерии и показателей оценки программ), подбор и использование пакета соответствующих методик (обеспечивающих получение достоверной и полной информации по вопросу исследования), а также наличие соответствующих компетенций у лиц, привлекаемых к экспертизе основных образовательных программ.
Алексей Майер «Экспертиза качества образовательной программы в ДОУ»
Организуя экспертизу программ, необходимо проработать следующие вопросы:
- — Что является объектом экспертизы (вся ООП или ее компоненты, например, рабочая программа по учебному предмету)?
- — Каков ожидаемый эффект от экспертизы программы?
- — Кто будет участвовать в экспертизе?
- — Каким образом может быть осуществлена экспертиза программы?
Экспертиза программной документации может проводиться в следующих формах:
- — в педагогической литературе используются два понятия: оценка программы и экспертиза программы. В рамках данного пособия мы будем исходить из того, что это слова-синонимы: оценка т.е. определение стоимости или ценности чего-либо; экспертиза — оценка экспертами какого-либо продукта, его качества при помощи известных норм или правил;
- — внутренняя, осуществляемая членами педагогического коллектива или группы разработчиков, представителями родительской общественности или членами управляющего совета школы;
- — внешняя, когда программа направляется в стороннюю организацию (например, институт развития образования; муниципальный экспертный совет) или конкретному специалисту (например, муниципальной методической службы) для ее оценки и подготовки экспертного заключения.
В последние годы получает распространение так называемая общественная экспертиза программ, когда школа представляет свою основную образовательную программу на «суд» педагогической общественности, социальных партнеров, местного сообщества. В этом плане возможно использование сайта образовательной организации, социальных сетей.
На уровне образовательной организации (внутренняя) экспертиза программы может осуществляться по следующему алгоритму:
- — постановка цели и задач экспертной деятельности, разработка (определение) критериев оценки, отбор инструментов и определение формата представления результатов;
- — изучение текста программы;
- — выявление положений программы, определяющих цели, задачи и средства их реализации;
- — оценка положений программы по заданным критериям;
- — определение дальнейшей «судьбы» программы;
- — подготовка экспертного заключения.
Существенное место в процедуре экспертизы занимает изучение текста программы, предполагающее поиск ответов на следующие вопросы:
Метод. рекоменд. по подготовке к проведению оценки управления качеством образования в субъектах РФ
Изучение текста программы позволяет познакомиться с документом и сформировать общее представление о программе. Следующим шагом является определение соответствия программы установленным требованиям.
Одним из оснований проведения экспертизы может быть выполнение общих требований к программной документации, среди которых мы выделяем:
- — целенаправленность;
- — ясность и конструктивная целостность;
- — выполнимость;
- — результативность;
- — соответствие требованиям к структуре.
Вторым основанием для экспертизы может стать комплексность программы и соответствие ее основным целям и требованиям, определяемым ФГОС.
Третьим основанием проведения экспертизы является согласованность целей и средств их достижения. Важно определить, насколько выбранные средства эффективно позволяют решать поставленные задачи и достичь планируемых результатов.
По результатам экспертизы оформляется экспертная карта.
Экспертная карта оценки программы
Выполнение общих требований к программной документации
Целенаправленность (конкретность целей, измеримость, достижимость, реалистичность и ограниченность во времени)
Ясность (то есть всем понятно, что и как делать)
Выполнимость (с т. з. предполагаемых затрат: сроков выполнения, степени сложности для исполнителей, ресурсной обеспеченности; достаточности предлагаемых действий для достижения поставленных целей)
Результативность (то есть нацеленность на результат, гарантированность его достижения)
Выполнение требований ФГОС к структуре программы (наличие и полнота всех разделов, а также проработанность части, формируемой участниками образовательного процесса)
Комплексность и соответствие основным целям
Соответствие основных положений программы ключевым положениям и целям ФГОС НОО (ООО или СОО)
Реализация деятельностного подхода через предлагаемый комплекс педагогических средств (субъектность обучающихся; гетерогенность мероприятий, т.е. использование разнообразных форм, методов включения обучающихся в разнообразную деятельность)
Наличие взаимосвязей между структурными компонентами программы
Эффективность организационно-педагогических средств достижения поставленных целей
Формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся*
Выводы и рекомендации:
* Данная колонка экспертной карты оформляется экспертами самостоятельно. Целесообразно включать цели, заявленные в целевом разделе основной образовательной программы образовательного учреждения для соответствующей ступени общего образования
Экспертные оценки могут быть представлены в балльной форме (например: 4 балла — соответствует в полном объеме; 3 балла — соответствует, но имеют место незначительные отклонения; 2 балла — частично соответствует, отклонения существенные; 1 балл —не соответствует требованиям ФГОС, общим требованиям к программной документации) или посредством оценочных суждений в словесной форме, (например: «требования к структуре выполнены в полном объеме», «все необходимые разделы представлены» или «цель программы диагностична, измерима» и т.п.)
В заключение делаются общие выводы:
- — о качестве документа (степень выполнения общих требований к программной документации, конструктивная целостность программы) ;
- — о степени комплексности и соответствия программы основным целям, определяемым ФГОС;
- — об эффективности выбранных средств достижения поставленных целей программы (обоснованность использования выявленных средств, их действенность, достаточность в плане выполнения требований, экономичность и т.п.).
По результатам экспертизы программа может быть рекомендована к утверждению или направлена на доработку. Если программа направляется на доработку (корректировку), то экспертный лист должен содержать указания на положения, которые необходимо доработать или скорректировать.
Эксперты, оценивающие программу, могут разделиться на группы. Так как карта включает в себя оценку по трем группам критериев, каждая группа экспертов может работать с одной из групп. Финальное обсуждение результатов экспертизы можно осуществить на педагогическом совете. В ходе обсуждения результатов экспертизы проводится общий анализ программы и выработка общего вывода по результатам проверки.
Источник: studme.org
Цель методических рекомендаций по экспертизе образовательных программ это что
I. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации адресуются Федеральному экспертному совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспертным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.
1.2. Целями настоящих рекомендаций являются регуляция качества дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.
1.3. Настоящие рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.
II. Виды программ
2. 1. Программы подразделяются на комплексные и порциальные.
2.2. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.
2.3. Порциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
2.4. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора порциальных программ.
III. Общие требования к программам
3.1. Комплексные и порциальные программы ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
3.2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.
3.3. Программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
3.4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора порциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора порциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое и художественно-эстетическое развитие.
3.5. Программы должны быть направлены на:
— развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;
— развитие способностей ребенка;
— формирование творческого воображения;
3.6. Программы должны обеспечивать:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
— эмоциональное благополучие каждого ребенка;
— интеллектуальное развитие ребенка;
— создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:
— занятия как специально организованная форма обучения;
— нерегламентированные виды деятельности;
— свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
3.8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфических для дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).
3.9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
3.10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с перечнем применяемых материалов и оборудования.
3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
IV. Требования к сочетанию программ
4.1. Порциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.
4.2. Используемые в педагогическом процессе вариативные программы должны строиться на единых принципах (концепции).
4.3. При использовании порциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ.
4.4. Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.
V. Региональные требования к программам
5.1. Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.
5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, вызывать их переутомление и дезадаптацию.
5.3. С учетом социально-демографических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:
— приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;
— проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;
— отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;
— обучение национальному языку, знакомство с национальными культурными традициями.
VI. Экспертиза программ дошкольного образования
6.1. Экспертиза комплексных и порциальных программ осуществляется экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа (комплексная или порциальная) рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации.
6.2. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом, в случае положительной оценки, программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района).
6.3. Экспертиза набора порциальных программ осуществляется:
— Советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;
— комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;
— комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.
Для экспертизы набора порциальных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет (комиссию) регионального (местного) органа управления образованием, если в регионе (городе, районе) осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.
Начальник Управления дошкольным образованием
Источник: my-nevalyashki.ru
Приложение рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации
2.3. Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
2.4. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.
3. Общие требования к программам
- Комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении.
- В программах должен соблюдаться светский характер образования.
- Программы должны строиться на принципе личностно- ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.
- Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественно-научных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.
- Программы должны быть нацелены на:
- развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;
- развитие способностей ребенка;
- формирование творческого воображения;
- развитие коммуникативности.
3.6. Программы должны обеспечивать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие ребенка;
- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:
- занятия как специально организованная форма обучения;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
- В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).
- Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.
- Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.
- Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Источник: studfile.net
Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного. — презентация
Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Рекомендации по экспертизе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО 2011 г.
2 Экспертиза Экспертиза это оценочное состояние, выявляющее образовательную значимость и реализационный потенциал образовательной программы. Это исследование специалистом (экспертом) каких-либо процессов и явлений, не поддающихся непосредственному измерению, требующее специальных познаний в какой-либо сфере.
3 Причины проведения Экспертизы ООП ДО Необходимость в экспертизе обычно возникает в неясной (с точки зрения существующих знаний и представлений) ситуации. Неясность в ситуации в образовательной программе ДОУ определяется двумя основными причинами: наличием разных, несводимых точек зрения на данное явление и отсутствием необходимых данных и систематизированных знаний по данной проблеме.
6 Результат экспертизы Результатом экспертизы является экспертная оценка. Это мотивированное мнение, суждение специалиста (эксперта) как о процессе подготовки, разработки и реализации образовательной программы конкретного ДОУ, так и о содержании данной образовательной программы.
7 Требования к образовательной программе и их обеспечение Коллективный характер разработки программы Приказы по ДОУ, списки участников разработки (временная творческая группа), план работы ВТГ Требования Чем они обеспечиваются
8 Требования к образовательной программе и их обеспечение Последовательность и непротиворечивость разделов ООП ДО Логичность перехода от одного раздела ООП ДО к другому Требования Чем они обеспечиваются
9 Требования к образовательной программе и их обеспечение Целостность ООП ДО Системное видение воспитательно- образовательного процесса в ДОУ Требования Чем они обеспечиваются
10 Требования к образовательной программе и их обеспечение Читаемость ООПДО Простой и ясный стиль изложения, понимание содержания педагогическим персоналом, родителями и контролирующими органами Требования Чем они обеспечиваются
11 Требования к образовательной программе и их обеспечение Индивидуальность ООПДО Отражение специфики ДОУ, подготовка программы собственными силами Требования Чем они обеспечиваются
12 Требования к образовательной программе и их обеспечение Обоснованность содержания разделов ООП ДО Соответствие содержания разделов друг с другом, особое внимание — на обоснованность выбора основной программы детского сада Требования Чем они обеспечиваются
13 Требования к образовательной программе и их обеспечение Соответствие диагностического материала заявленным целям, задачам и портрету выпускника ДОУ Реалистичность содержания и апробации методик Требования Чем они обеспечиваются
15 Требования к образовательной программе и их обеспечение Соотношение (баланс) обязательной части ООПДО, Части, формируемой участниками образовательного процесса и платных услуг Способность платных и бесплатных услуг достичь заявленной цели воспитательно- образовательного процесса и портрета выпускника Требования Чем они обеспечиваются
16 Требования к образовательной программе и их обеспечение Культура оформления Использование современных технических средств, единство внешней формы программы Требования Чем они обеспечиваются
18 Требования к образовательной программе и их обеспечение Принятие и реализация ООП ДО Протокол педагогического совета о принятии ООП ДО, приказ о реализации программы с назначением ответственных за тот или иной раздел, план реализации программы на год, соответствие первых реальных результатов с заявленными в ООП ДО Требования Чем они обеспечиваются
19 Т Спасибо за внимание Верховкина М.Е., к.с.н., доцент, зав. кафедрой дошкольного образования СПб АППО
Источник: www.myshared.ru