Защита свидетелей — это безопасность, обеспечиваемая угрожаемому лицу, дающему свидетельские показания система правосудия, включая обвиняемых и других клиентов, до, во время и после судебного разбирательства, обычно полицией. Хотя свидетелю может потребоваться защита только до завершения судебного разбирательства, некоторым свидетелям предоставляется новая личность, и они могут прожить остаток своей жизни под защитой государства.
Защита свидетелей обычно требуется в судебных процессах против организованной преступности, когда правоохранительные органы видят опасность для свидетелей запугивания коллегами обвиняемых. Он также используется на судебных процессах по военным преступлениям.
Защита свидетелей по странам
Не во всех странах есть официальные программы защиты свидетелей; вместо этого местная полиция может осуществлять неформальную защиту по мере необходимости в конкретных случаях.
Канада
Канада получила королевское согласие 20 июня 1996 года. Программа осуществляется Королевской канадской конной полицией (RCMP) с поддержка со стороны правительства и полиции на всех уровнях.
Как на самом деле работает программа защиты свидетелей.
Гонконг
В нескольких департаментах Бюро безопасности Гонконга есть специализированные подразделения, обеспечивающие защиту свидетелей и их семей, которые сталкиваются с угрозами для жизни. Известные подразделения включают (WPU) полиции Гонконга, (R4) ICAC и WPU таможни Гонконга.
. из этих подразделений проходят подготовку по охране, обращению с огнестрельным оружием, самозащите, физическую и тактическую подготовку. В основном они обучены обращению с компактным пистолетом Glock 19 и выпускают его в качестве личного оружия. Стандартное Glock 17 или длинное оружие, такое как пистолет-пулемет Heckler Koch MP5 или дробовик Remington Model 870, может быть выдано, если свидетель смотрит в лицо большие угрозы. Свидетелю может быть присвоено новое имя, и правительство может переместить его подальше от Гонконга, если свидетелю по-прежнему угрожают после окончания судебного разбирательства.
Ирландия
Программа безопасности свидетелей в Республике Ирландия находится в ведении генерального прокурора Ирландия, и управляется элитным Специальным детективным подразделением (SDU) Garda Síochána, национальной полиции. Программа была официально учреждена в 1997 году после убийства журналиста Вероники Герин бандой наркоторговцев, о которой она сообщала.
Свидетели в программе получают новое имя, адрес и защиту со стороны вооруженной полиции в Ирландии или за рубежом (как правило, в англоязычных странах). Обычно им оказывается финансовая помощь, поскольку свидетели регулярно должны увольняться с прежней работы. Защита свидетелей используется в случаях серьезной организованной преступности и терроризма.
Правительство Ирландии будет предоставлять защиту только тем, кто сотрудничает с расследованиями, проводимыми Garda Síochána. Явки свидетелей, находящихся под защитой, в суд проходят под охраной подразделения экстренного реагирования (ЕСВ), группы специального вооружения и тактических операций высшего уровня в правоохранительных органах Ирландии. Ни разу не сообщалось о нарушении безопасности, в результате которого пострадал бы защищаемый.
Как работает «защита» свидетелей
Израиль
Подразделение Министерства общественной безопасности отвечает за свидетелей охрана в Израиле. Подразделение было создано в соответствии с законом о защите свидетелей от 2008 года.
Италия
Программа защиты свидетелей в Италии была официально учреждена в 1991 году под управлением Центрального управления защиты (Servizio centrale di protezione) Polizia di Stato. Раньше свидетелей в исключительных случаях обычно защищала полиция, но этого часто было недостаточно. В частности, программа защиты свидетелей была сосредоточена на защите так называемых пентити, бывших членов преступных или террористических организаций, которые, нарушив кодекс молчания, решили сотрудничать с властями.
В течение 1980-х годов на Макси-судебном процессе против Коза Ностры информаторы Томмазо Бушетта и Сальваторе Конторно были защищены со стороны ФБР из-за отсутствия программы защиты свидетелей в Италии. Хотя пентити (обычно из политически мотивированных террористических организаций) выступали с 1970-х годов в течение так называемых лет руководства, только в начале 1990-х годов программа была официально учреждена для эффективного управления потоком pentiti, которые в то время дезертировали из основных преступных организаций Италии, таких как Cosa Nostra, Camorra, ‘Ndrangheta, Sacra Corona Unita, Банда делла Мальяна и несколько других. Большинству свидетелей выдаются новые личности, и они живут под защитой государства несколько лет, а иногда и всю свою жизнь.
Программа защиты свидетелей в Италии иногда подвергалась критике за неспособность должным образом защитить некоторых свидетелей, как это было в случае с убийствами известных пентити Клаудио Сицилия и Луиджи Илардо.
Новая Зеландия
Полиция Новой Зеландии обеспечивает защиту свидетелей от членов преступных группировок и серьезных преступников, которые чувствуют угрозу или запугивание. Они проводят программу защиты свидетелей, которая следит за благополучием свидетелей и, при необходимости, помогает создать новые личности. Между полицией и Управлением исправительных учреждений существует договоренность о том, чтобы свидетели, находящиеся под защитой, получали соответствующую защиту от этого управления. В 2007 году программа стала предметом общественного обсуждения, когда полиция не раскрыла предыдущую судимость защищенного свидетеля за вождение в нетрезвом виде, и он продолжил водить машину, в конечном итоге убив другого автомобилиста в дорожно-транспортном происшествии в пьяном виде.
Тайвань
Китайская Республика обнародовала 9 февраля 2000 г. в Тайване.
Швейцарии
Швейцарский закон, предусматривающий программу защиты свидетелей, координируемую отделом защиты свидетелей Федеральное управление полиции.
Таиланд
В Таиланде есть служба защиты свидетелей, находящаяся в ведении Министерства юстиции страны. В период с 1996 по 1997 год были разработаны положения о включении раздела, посвященного защите свидетелей, в 16-ю конституцию королевства, и, наконец, положение о защите свидетелей было включено в конституцию и вступило в силу в середине 2003 года. Управление по защите свидетелей Таиланда поддерживает веб-сайт.
Украина
В Украине, в зависимости от характера дела и места судебного разбирательства, безопасность свидетелей является обязанностью различных ведомств, таких как спецподразделение судебной полиции (входит в МВД ), Служба безопасности Украины и, ранее, спецподразделение полиции Беркут.
Соединенное Королевство
В Великобритании действует общенациональная система защиты свидетелей, управляемая (UKPPS) и отвечающая за безопасность около 3000 человек. УКППС входит в состав Национального агентства по борьбе с преступностью. Услуга предоставляется на региональном уровне силами местной полиции. До создания UKPPS в 2013 году за защиту свидетелей отвечала исключительно местная полиция.
США
США учредили официальную программу свидетелей. защита, находящаяся в ведении США Служба маршалов в соответствии с Законом о борьбе с организованной преступностью 1970 года. До этого защита свидетелей была учреждена в соответствии с Законом Ку-клукс-клана 1871 года для защиты людей, дающих показания против членов Ку-клукс-клан. Ранее, в 20 веке, Федеральное бюро расследований также иногда создавало новые личности для защиты свидетелей.
Многие штаты, включая Калифорнию, Коннектикут, Иллинойс, Нью-Йорк и Техас, а также Вашингтон, округ Колумбия, имеют свои собственные программы защиты свидетелей по преступлениям, не охваченным по федеральной программе. Государственные программы обеспечивают менее обширную защиту, чем федеральная программа. Они также не могут удерживать или привлекать столько людей, сколько есть в федеральной программе.
Прежде чем можно будет запросить средства на защиту свидетелей, правоохранительные органы должны провести оценку угрозы или потенциальной опасности. Эта оценка включает анализ степени, в которой лицо или лица, создающие угрозы, имеют ресурсы, намерения и мотивацию для реализации угроз, а также насколько достоверными и серьезными кажутся угрозы. Когда угрозы считаются достоверными и свидетели обращаются за помощью в правоохранительные органы, средства защиты свидетелей могут использоваться для оказания помощи свидетелям, которая помогает правоохранительным органам обеспечивать безопасность свидетелей и обеспечивать их явку в суд и дачу показаний.
Особые меры, известные как S-5 и S-6 визы, также существуют для доставки ключевых иностранных свидетелей в США из-за границы. Визы T могут использоваться для допуска в Соединенные Штаты жертв торговля людьми готов помочь в судебном преследовании торговцев.
См. Также
- Иммунитет свидетелей
- Защита информаторов
Ссылки
Внешние ссылки
Wikimedia Commons содержит средства массовой информации, связанные с Защита свидетелей. |
- Законодательство: Справедливое судебное разбирательство (право на а) (на английском языке)
Источник: alphapedia.ru
Программа защита свидетелей что это такое
Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы»
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2018 г. № 1272
МОСКВА
Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы»
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы».
2. Мероприятия, предусмотренные Государственной программой, утвержденной настоящим постановлением, осуществляются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по труду и занятости за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели, в составе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 25 октября 2018 г. № 1272
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА»Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы»
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
ПАСПОРТГ осударственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводствана 2019 — 2023 годы»
Ответственный исполнитель Программы
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Федеральная служба безопасности Российской Федерации,
Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная таможенная служба,
Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба по труду и занятости
реализация мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства
выполнение обязательств государства по обеспечению безопасности его граждан в связи с участием их в уголовном судопроизводстве;обеспечение эффективности функционирования системы органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц; совершенствование правовых основ финансового обеспечения деятельности органов, осуществляющих меры государственной защиты
Срок реализации Программы
2019 — 2023 годы
Объем бюджетных ассигнований Программы
объем финансового обеспечения реализации Программы на 2019 — 2023 годы за счет средств федерального бюджета составляет 911991, 3 тыс. рублей, в том числе:
в 2019 году — 161267, 4 тыс. рублей;
в 2020 году — 172051 тыс. рублей;
в 2021 году — 196591, 7 тыс. рублей;
в 2022 году — 191040, 6 тыс. рублей;
в 2023 году — 191040, 6 тыс. рублей
(Позиция в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
Ожидаемые результаты реализации Программы
исключение фактов гибели и причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, а также уничтожения (повреждения) имущества защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;повышение эффективности отправления правосудия
I. Общая характеристика сферы реализации Программы
Ежегодно в ходе расследования уголовных дел согласно статистическим данным более 10 млн. человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей. К участникам уголовного судопроизводства часто применяются приемы и методы физического и психологического воздействия в целях изменения ими своих показаний либо отказа от них. Результатом этого становятся случаи отказа и уклонения потерпевших и свидетелей от участия в уголовном судопроизводстве.
В настоящее время меры государственной защиты применяются в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — защищаемые лица) .
Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» устанавливает систему мер государственной защиты, основания и порядок применения в рамках государственной защиты мер безопасности и мер социальной поддержки защищаемых лиц, определяет органы, на которые возложены обязанности по обеспечению государственной защиты.
Эффективность и особая значимость деятельности органов, обеспечивающих государственную защиту, подтверждена практикой реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. № 200 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 — 2008 годы», Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 — 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 792 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009 — 2013 годы» и Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 — 2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2013 г. № 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 — 2018 годы».
В период с 2014 по 2017 годы число защищаемых лиц, которые были задействованы в программных мероприятиях, в среднем составляло от 3, 3 до 3, 9 тыс. человек в год. За указанный период в отношении этих защищаемых лиц осуществлено более 33500 мер безопасности. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице и временное помещение в безопасное место.
В целом анализ статистических данных показывает, что наметилась динамика увеличения количества защищаемых лиц и мер безопасности, применяемых в отношении этих лиц.
Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы» (далее — Программа) разработана Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» на основе предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и практического опыта применения мер государственной защиты.
В процессе подготовки Программы учитывался опыт реализации указанных государственных программ, а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
Программа определяет финансовое и материально-техническое обеспечение мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
II. Приоритеты в сфере реализации Программы, цель и ожидаемые результаты
Реализация Программы будет осуществляться в соответствии со следующими основными приоритетами:
повышение уровня доверия к органам, осуществляющим меры безопасности, за счет роста эффективности и качества обеспечения безопасности защищаемых лиц;
обеспечение максимальной доступности обращений граждан в органы, осуществляющие меры государственной защиты;
предотвращение противоправных посягательств на защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве;
укрепление материально-технической базы подразделений, непосредственно обеспечивающих меры безопасности;
повышение эффективности применяемых мер безопасности.
Целью Программы является обеспечение государственной защиты защищаемых лиц.
Указанная цель достигается реализацией органами, осуществляющими меры безопасности, полномочий в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц.
В ходе реализации Программы планируется применение мер государственной защиты в отношении свыше 20 тыс. защищаемых лиц.
Реализация Программы обеспечит накопление опыта применения конкретных мер государственной защиты.
Результаты реализации Программы планируется использовать при подготовке предложений по совершенствованию мер государственной защиты, повышению эффективности деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности защищаемых лиц.
III. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы — 2019 — 2023 годы.
В связи с тем, что основная часть мероприятий Программы связана с применением мер государственной защиты, имеющих длящийся характер, реализация Программы не делится на этапы.
В ходе исполнения Программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса.
IV. Общая характеристика мероприятий Программы
Мероприятия Программы приведены в приложении № 1.
Мероприятия Программы не дублируют мероприятия федеральных целевых и ведомственных программ и реализуются в составе основного мероприятия государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».
Распределение затрат среди участников Программы приведено в приложении № 2.
Программой предусматривается финансирование мероприятий по осуществлению государственной защиты в размере 911991, 3 тыс. рублей, в том числе: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
на применение мер безопасности — 904783, 9 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
на применение мер социальной поддержки — 7207, 4 тыс. рублей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
Распределение средств Программы на осуществление конкретных мер государственной защиты производится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти — участника Программы.
Распределение ассигнований федерального бюджета между участниками Программы осуществляется на основании предложений этих участников Программы ответственным исполнителем Программы и ежегодно уточняется при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год. Изменение предусмотренных участникам Программы объемов финансирования осуществляется участниками Программы по согласованию с ответственным исполнителем Программы.
Применение мер защиты, предусмотренных Соглашением о защите участников уголовного судопроизводства от 28 ноября 2006 г., осуществляется за счет средств Программы.
Меры государственной защиты применяются в порядке, обеспечивающем конфиденциальность сведений о производимых расходах.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти — участников Программы и решения вопросов, связанных с реализацией ее мероприятий, ответственным исполнителем Программы в установленном порядке может быть создана межведомственная рабочая группа.
В целях реализации мероприятий Программы, организации взаимодействия и координации действий ее участники издают нормативные правовые акты.
V. Информация по ресурсному обеспечению Программы
Объем финансового обеспечения реализации Программы за счет средств федерального бюджета с 2019 по 2023 годы составит 911991, 3 тыс. рублей, в том числе: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
в 2019 году — 161267, 4 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
в 2020 году — 172051 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
в 2021 году — 196591, 7 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
в 2022 году — 191040, 6 тыс. рублей; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
в 2023 году — 191040, 6 тыс. рублей. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2022 № 2454)
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к Государственной программе»Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы» (в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 27 декабря 2022 г. № 2454)
МЕРОПРИЯТИЯГ осударственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы»
за реализацию мероприятия
Применение мер безопасности
недопущение воздействия на потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также на иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствииФедеральным законом»О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — защищаемые лица) , и причинения защищаемым лицам имущественного ущерба;
предупреждение совершения преступленийв отношении защищаемых лиц;
исключение (ограничение) доступа к информациио защищаемых лицах со стороны заинтересованных лиц;
исключение воздействияна защищаемых лиц, содержащихся под стражей или находящихся в местах лишения свободы
Применение мер социальной поддержки
компенсирование членам семей защищаемых лиц материальных затрат
Итого по Программе
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 к Государственной программе»Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовногосудопроизводства на 2019 — 2023 годы»(в редакции постановления Правительства Российской Федерацииот 27 декабря 2022 г. № 2454)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ затрат среди участников Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 — 2023 годы»
2023 годы — всего
МВД России(прочие текущие расходы)
ФСБ России(прочие текущие расходы)
Минобороны России (прочие текущие расходы)
ФТС России(прочие текущие расходы)
ФСИН России(прочие текущие расходы)
Роструд(прочие текущие расходы)
Источник: government.ru
Программа защиты свидетелей в России. Как это работает?
Ежегодно 10 миллионов россиян становятся свидетелями тех или иных противоправных действий. Из них каждый пятый подвергается угрозам со стороны обвиняемых или подозреваемых по делу. Однако долгое время в нашей стране свидетели оставались практически без защиты.
Защита свидетелей — это совокупность мер по обеспечению безопасности свидетелей на время проведения судебного разбирательства, а в случае необходимости и после его окончания.
Как это было раньше
Большинство россиян узнали о существовании программы защиты свидетелей только в начале 90-х годов из голливудских фильмов. Между тем как раз в те разгульные для российского криминала времена эта программа была необходима, как воздух.
Впервые вопрос о разработке подобной программы встал в СССР еще в конце 60-х – начале 70-х годов, когда Ростове-на-Дону появилась банда братьев Толстопятовых. Четыре с лишним года члены банды держали в страхе весь город, но уже тогда свидетелей пытались защитить всеми возможными средствами. В строжайшей тайне их держали на конспиративной квартире. Свободно вздохнуть свидетели смогли лишь после того, как преступников расстреляли.
Много позже, в 2002 году, в Татарстане судили членов другой банды «Хади Такташ». Свидетелей по этому делу доставляли в здание суда на бронированных автомашинах. Людям надевали на головы маски и наряжали в одинаковые балахоны для того, чтобы их невозможно было узнать ни по лицу, ни по фигуре. Свидетели давали показания под фальшивыми именами и фамилиями и даже говорили через специальный аппарат, искажающий голос.
Кадр из сериала «Государственная защита», 2010
Как это работает в России сейчас
20 августа 2004 года в России был принят Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Согласно закону любой гражданин, будь то свидетель, обвиняемый, подозреваемый, эксперт, понятой или близкий родственник кого-либо из них, имеет право на защиту. Человеку, которому угрожает реальная опасность (это должно быть доказано), могут предоставить личную охрану, охрану жилища, снабдить средствами индивидуальной защиты и экстренной связи, переселить на другое место жительства, обеспечить новыми документами, изменить внешность. Последнее чаще всего достигается с помощью грима и париков. Пластических операций, сделанных по программе защиты свидетелей, на всю Россию едва наберется больше пяти.
При необходимости предоставления свидетелю нового места жительства его по закону должны обеспечить квартирой, которая не уступает прежней по площади, и работой с заработной платой не ниже той, что была в его «прошлой» жизни. В теории сотрудники, отвечающие за безопасность свидетеля, даже готовы организовать его фиктивные похороны. Однако все это — крайние меры, и зачастую все ограничивается только личной охраной.
Но все же некоторые свидетели программой уже пользуются. Так, свидетель по делу генерал-лейтенанта ФСО Геннадия Лопырева о взяточничестве и члены его семьи находятся под государственной защитой.
Кадр из сериала «Две жизни», 2017
Защита обвиняемых и подозреваемых
В России 98% людей, пользующихся программой защиты свидетелей, — это потерпевшие. В то время как на Западе это в основном преступники, которые пошли на сделку со следствием. Однако и у нас есть аналогичные примеры, хоть и не очень удачные. Например, главный обвиняемый по «делу санитаров» 1999 года Никита Московец. Он убивал одиноких стариков и по доверенностям завладевал их квадратными метрами.
Московца поймали, но не собрав достаточного количества доказательств, отпустили под подписку о невыезде. Предприимчивый преступник тут же заявил о том, что сдаст всех своих подельников, если только ему предоставят защиту. Целый месяц Московец отдыхал в лучшем российском санатории на государственные деньги. Причем после «оздоровления» он совершил еще серию убийств.
И только потом был осужден на пожизненное лишение свободы. А подельников Московец так и не выдал по одной простой причине: их у него не было.
Источник: intofact.ru