Программа развития образовательной организации это что

Направления развития образовательной системы

Важнейшей целью современной образовательной системы является подготовка успешного во всех отношениях члена общества, всесторонне развитого, воспитанного, обладающего необходимыми нравственными навыками и компетенциями

Исходя из поставленной цели, основными принципами современной образовательной системы являются:

  • Формирование установки на то, что образование – это ядро всей жизненной карьеры человека.
  • Индивидуальность образовательной траектории каждого человека, то есть не все знания передаются исключительно от педагога к ребенку, часть из них ребенок должен обязательно усвоить самостоятельно, через жизненный опыт, чтение книг и т.д.
  • Ориентир на информатизацию образовательного пространства. Современные условия жизни таковы, что невозможно полноценное существование и деятельность в обществе без навыков пользования разными гаджетами, умения находить необходимую информацию в информационной среде и т.д. Именно поэтому наблюдается изменение в подаче и получения знаний (Интернет ресурсы, мультимедийные средства и т.д.)
  • Объем получаемых знаний должен соответствовать уровню восприятия ребенка, а все представляемые знания должны быть актуальны и соответствовать существующей действительности.
  • Обновление и совершенствование существующих стандартов образования, разработка и внедрение инновационных образовательных программ.
  • Совершенствование кадрового потенциала образовательных учреждений. Таким образом, представленные принципы направлены на развитие и самосовершенствование образовательной системы.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Направления развития ведущих компонентов образовательной системы

Структурными компонентами образовательной системы являются непосредственно образовательный процесс, кадровый состав и управление системой образования.

Программа развития образовательной организации

Согласно стратегической цели развития системы образования, опираясь на указанные принципы, выделяют следующие направления развития образовательного процесса:

  • Увеличение выбора образовательных программ, а также открытая возможности их адаптации для конкретного учебного заведения, разработка авторских программ, на основании установленного стандарта.
  • Новые направления в регулировании рынка образовательных услуг. Государство значительно ужесточает требования к качеству образовательных программ, а также качеству образования, предоставляемому различными образовательными организациями. С целью осуществления данного контроля государство требует предоставление максимальной отчетности по реализуемым учебным программам и направлениям. Данные требования обязательны для выполнения как государственными, так и частными образовательными организациями.
  • Внедрение прозрачной и понятной для всех участников образовательного процесса, системы оценки результатов образования по каждому из направлений (модулей).
  • Направления развития и совершенствования педагогических кадров подразумевают «создание» нового педагога, которые включает в себя черты воспитателя, руководителя, консультанта.

Подобрали для написания работы по теме «Направления развития образовательной системы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Технология проектирования программы развития образовательной организации

Исходя из этого, наблюдаются следующие направления развития образовательной системы:

  1. Каждое образовательное учреждение должно быть открытым не только для учащихся, но и для педагогов. Каждому педагогу предоставляется возможность осуществлять свою деятельность в рамках нескольких учебных заведения, принимать участие в семинарах, лекциях и т.д., направленных на повышение его культурного уровня и компетенции. То есть учебное заведение должно быть нацелено на «рост» своих кадров.
  2. В процессе педагогической деятельности каждый педагог должен в первую очередь проявлять творческий потенциал в реализации воспитательно-образовательного процесса, то есть отойти от принятых ранее шаблонных методов работы с учащими и воспитанниками.
  3. Организация инновационных педагогических курсов, которые будут способствовать в короткое время обучению, переобучению и подготовке «неэффективных» педагогов, осуществление им адресной поддержки по вопросам повышения квалификации и педагогического мастерства.
  4. Совершенствование рынка труда преподавателей. Рынок должен изменить свою прежнюю замкнутость, которая имеется на рынках всех интеллектуальных работников иных профессий.

Ведущие направления развития и совершенствования системы управления образованием:

  • Создание и внедрение институтов общественного участия в управлении образовательными организациями и осуществлении контроля качества предоставляемого ими образования.
  • Осуществление независимой аккредитации системы управления образовательных организаций. Оценка качества управленческих компетенций менеджеров, реализуемых ими программ управления.
  • Разработка и осуществление программ по поддержке образовательных организаций. Данные программы необходимо разрабатывать как на федеральном, так и региональном уровне, с учетом особенностей каждой образовательной организации.
  • Поддержка слабых образовательных организаций. Осуществляется не только в плане материальной поддержки, но и введение конкурсного управления, внедрение эффективных образовательных программ и т.д.
  • Прозрачность, доступность и полнота информации по каждому учебному заведению (его деятельности, реализуемых учебных программ, востребованности выпускников, качеству предоставляемых услуг образования и т.д.).

Таким образом, на сегодняшний день государством разрабатываются стратегические цели направления развития образовательной системы. Данные направления развитие в первую очередь определяет признание российского образования на международном уровне, качество подготовки кадров среднего и высшего звена. От этих показателей во многом зависит не только личностное развитие каждого члена общества, но и процветание всего государства в целом.

Источник: spravochnick.ru

Программа развития образовательной организации — стратегический документ управления

прог рам мы ра зви тия б ез учет а гото внос ти ко лле кти ва на сов мес тную д еят ель нос ть .

В процессе разработки программы субъекты образовательного процесс а

выявляют собственную позицию по отношению к происходящим изме нениям в

социальном к онтексте, анализир уют потенциал разв ития своей образ овательной

Читайте также:
Что за программа у сатурна

организации в новых условиях и б ерут на себя ответст венность за новые цели

развития и сп особы их до стижения.

Раз раб отка пр ограм м ы разв ити я ориен тир ова на на решен ие след ующих зад ач,

опре де ляю щих с тра те гию раз вит ия обр аз ова тел ьно й ор га низ ации :

1. Оп ред ели ть а кту ал ьный уров ень раз вит ия об раз оват ел ьно й орг ани зац ии,

выя вит ь точ ки рост а, конкур ент ные преи муще ств а, а так же кл юче вые пробл емы ,

опре де ляе мые ди на мико й о бра зов ате ль ного за каз а.

2. С форми ров ать пе рспе ктив но е виде ни е обра зов ате л ьной орган из аци и,

жел ае мые пара мет р ы ее стр укту ры и функц ио нир ован ия, отв ечаю щие потреб но стя м,

цен нос тям и воз мож нос тям об раз ова тел ьно й орг ани зац ии и социум а,

орие нт иров ан ный име нно на это обра зов ате ль ное уч режд ени е во все й его

уник аль но сти .

3. Раз работ ат ь мех аниз м перех ода от достиг нут ого сост оя ния образ ов ате ль ной

орга ни заци и к ж ела емо му буд уще му.

Нек ачес тв енн ое ре шен ие лю бой из указа нных зада ч или отсут ств ие

необ хо дим ой свя зи ме жду их реше ни ями неиз беж но при вод ит к серь езн ым

нед оста тка м , как в стр укту ре, так и в сод ержа нии програ мм ы разв ития и

нев озм ожн ост и ее э фф ект ивн ой реал иза ции .

Исс лед ован ия по стра те гиче ск ому управ лен ию [1, 3] выделяют основ ны е

тре бов ани я к п рог рамм е р азв ити я:

1. Стр ате ги чно сть прог рамм ы – движ ение от общ его и конце пту аль ног о к

конк ре тике , отка з от пре ждев ре мен ной де тал из ации пр огра мм ных ре шени й.

2. Пол нот а и целостн ос ть про гра ммы – нали чие сис тем ног о образ а

обр азо ват ель ной орган иза ции , отра ж ение в прог рамм е на прав ле ний ра зви тия

осно вн ых под сис тем о браз ова тел ьно й орг аниз аци и и св язе й м ежд у н ими.

3. Прор або тан нос ть про грам мы – подр обн ое и дет ал ьное осмы сле ние

пла нир уем ых нов овв еде ний.

4. Ресур сн ая обес пе чен но сть прог рамм ы – оцен ка объем а нео бхо дим ых

рес урс ов и пл ан оме рны е дейс тви я п о их пол учен ию и испо ль зов анию .

5. Упр авля емо сть прог рам мы – на лич ие пост оян ног о управ ле нчес ко го

сопр ов ожд ени я р азр абот ки и реа лиз аци и.

6. Кон тро лир уем ос ть про грам мы – нал ичие макс им аль но воз мож ной

точ ност и и оп ер аци она ль ност и ц еле й, за дач , р убе жей, о рие нт иров .

7. Чу вст вит ельн ос ть к сбоя м и гиб кос ть про грам мы – налич ие

пром еж уто чны х и конт ро ль ных точ ек для вне сен ия в случа е необх од имос ти

опер ат ивны х кор рек тиро вок .

8. Откр ытос ть про гра ммы – про дум анн ост ь сис те мы инфор ми ров ания

уча стни ков о браз ов ате ль ного пр оцес са и соци аль ных парт нер ов обр азов ат ел ьно й

орга ни заци и, во змо жно сть ко рре кци и д ейс тви й п рог рамм ы.

9. Прив лек ател ьно сть пр огр а ммы – здор ова я ам би циоз но ст ь ц еле й, я снос ть

Читайте также:
Персональный менеджер сертификатов что это за программа

воз мож ных по сле дс тви й.

10. Ин тегр ир ую щая, конс олид иру ющая напр авле нн ость прог рамм ы по

отн оше нию к обр азов ат ель ной орга низ аци и и ее соц иал ьны м партн ерам , спос об ност ь

вов ле кат ь чле нов сообщ ест ва в раз раб отк у прог рамм ы с при нят ием на себя част и

отв етс тв еннос ти за вы полн ен ие п рог рам м ы.

11 . Ин ди вид уал ьно сть пр огр амм ы – ее со отве тс тви е специ фик е

обр азо ват ель ной орга низа ции , ее колл ектив а, нацел енн ость на решен ие акт уал ьны х

для не е п роб лем пр и ма ксим ал ьном уч ет е и от раже нии ее ос обе нно сте й.

12. Автор ск ий хара кт ер доку ме нта – ра зра бот ка прог рамм ы с мак сим аль ным

прив ле чен ием су бъе кт ов образ ов ате ль ного пр оцес са и с оци ал ьн ых п артн еро в.

13. Ин фор мати вн ость прог рамм ы – пол нота стру ктур ы и содер жате ль нос ть

опис ан ия н ов овв еде ний.

Стру кт ур а пр огр амм ы раз вит ия долж на о бес печ ить пол нот у, це лос тн ост ь и

ее з аве рше нност ь и сод ер жат ь:

1. Вв еден ие (кра тк ую ан нота цию п рог рам мы) .

2. Инф орм аци онн ую с прав ку об об раз ова те льн ой о рган из аци и .

3. Бл ок анал ит ичес ког о и п рогн ост ичес к ого об осн ован ия пр ог рамм ы.

4. Кон цеп туа льн ый бл ок

5. Блок стра тег ии и такт ики пере во да обра зов ате ль ной орга низа ции в нов ое

сос тоян ие .

6. Инф рас тру кту рны й б лок пр огра мм ы

7. Ре зул ьта тив ный бл ок прог рам мы .

Основные этапы разработки программы разви тия и их ожидаемые

результаты:

Название этап а

Ожидаемые резул ьтаты этапа

Подготовительн ый этап

Готовность р азработчик ов и ресурсов к

началу работы над программо й

Принятие решения о

необходимости и ср оках

подготовки программы

Определение ответственнос ти за

разработку программы, планирова ние

работы и системы стимулирован ия и

Создание и запуск системы

управления проектом по

разработке п рограммы

Определение ответственнос ти за

разработку программы, планирова ние

работы и системы стимулирования и

Организация ра бочих групп

по разработке программы,

их обучение и обеспеч ение

Готовность разработчиков к д ействиям

Подготовка необхо димых

ресурсов и материалов,

создание условий для

Готовность условий и ресурс ов

Поиск дополнитель ных

ресурсов, обучение членов

рабочих гру пп

Полная гот овность к работ е

Основной этап – этап

разработки программы как

Готовность перв ого варианта программы

Анализ состояния и про гноз

тенденций изменения

внешней среды

образовательн ой

организации

Данные анализа и прогноза. Вывод ы о

динамике внешней среды и ее влиянии на

образовательн ую организацию в

перспективе

Анализ состояния и про гноз

тенденций изменения

образовательн ых

потребносте й социального

Данные анализа и прогноза. выводы о

специфике и динамике образовательных

потребносте й и социальн ого заказа

Анализ состояния и про гноз

тенденций изменения в

ресурсном обеспечен ии

образовательн ой

организации

Данные ан ализа и прогноза. Соотнесение

нового заказа и ресурсных возможностей

образовательн ой организации по его

выполнению

Успешность проектирова ния программы развития зависит от первого этапа

работы над программо й. На п одготовительн ом этапе д олжна б ыть созда на система

управления проектом разработки программы. О на создается для того, чтобы на всем

его прот яжении обесп ечивать управленческое сопрово ждение работы: ее

планирование, организацию р абочих групп и к оординацию их взаим одействия и

информационн ых потоков, ресурсное о беспечение, мотивацию и стимулировани е

авторов программ ы, их обучение и инструктирование, контроль хода,

промежуточны х и конечн ых результатов работ ы.

Таким образом, программа развития образовательн ой организации является

управленческим документ ом, который должен п ридать процес су изменен ий в ее

деятельности целенаправленный хара к тер устойчивого р азвития. Устойчивость

развития означает совпадени е векторов развития социального окружения и развития

Читайте также:
Программа cst что это такое

самой образов ательной организац ии.

Про грам ма раз вит ия позво ляе т пол учит ь не тол ько реа лис тич ную и

эфф ект ивн ую стра те гию разв ити я, но и сущ ест вен но разв ива ет субъ ек тов

обр азо ват ель ног о пр оцес са , заст авл яет с прин ципи ал ьн о иных пози ций оце нить

про йде нн ый обра зо ват ел ьной органи за цией путь разв ития , ее акт уаль ное и жел ае мое

сос тоян ие , а т акже пу ти, к нем у в едущ ие .

Источники и л итература :

1. Федеральный з акон от 29.12.2012 №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[Электронный документ]// Конс ультантПлюс. – Код доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения — 01.03.2018).

2. Менеджмент в образовании/ Под редакцией С.Ю.Трапицына. — М., Юрайт, 2018. – 413 с.

3. Моисеев А., Мои сеева О. Основы стратегического управления школой: учеб.пособие. М.:

Центр педагогического образования, 2008. — 355 с.

4. Программно — целевое управление развитием образования: опыт, п роблемы,

перспективы. М.: Педагогическое общество России, 1999. С.21 -22.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Педагогика — еще материалы к урокам:

  • Картотека тематических бесед с детьми в 1-й младшей группе
  • Исследовательский проект «История возникновения русских фамилий»
  • Мониторинг предметных результатов учащегося начальной школы
  • Проект «Организация образовательной деятельности по робототехнике»
  • Сценарий новогоднего праздника «Новогодний бал у царя Гороха»
  • Картотека театрализованных игр в первой младшей группе
Предметы
  • Алгебра
  • Английский язык
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • ИЗО
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Начальная школа
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • ОРКСЭ
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Физкультура
  • Химия
  • Экология
Похожие материалы
  • 29-10-2019, 15:39 Презентация «Современный методический кабинет дошкольной
  • 15-06-2019, 14:30 Современные ориентиры развития дошкольной образовательной организации
  • 30-03-2019, 14:11 Методы управления образовательной организацией в условиях реализации
  • 19-11-2018, 12:11 Методические рекомендации по организации образовательной работы с
  • 24-08-2017, 10:39 Презентация «Этапы разработки инновационного проекта в
  • 19-02-2017, 19:28 Управление введением ФГОС в дошкольной образовательной организации
  • 1-09-2015, 15:32 Мотивация как фактор развития ИКТ-компетентности преподавателей
  • 21-07-2015, 12:38 Доклад на практической конференции «Совершенствование системы

Источник: uchitelya.com

Проектирование программы развития образовательного учреждения

Программа развития учреждения – это проект системного преобразования учреждения, при котором инновации затрагивают существенные стороны образовательного процесса.

Б.З. Мильнер определяет программу как вид управленческого документа, в котором намечены векторы развития системы в заданный интервал времени с соответствующим ресурсным сопровождением.

Как считает В.С. Лазарев, программа развития образовательного учреждения – это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.

Любая программа, если исходить из традиционного смысла этого понятия, – это система действий, предписываемая субъектам управления образованием, направленная на достижение его целей. По своему смыслу это нормативная модель совместной деятельности групп людей, определяющая: состояние исходной системы; образ желаемого будущего; состав и структуру действий по переходу от настоящему к будущему.

Наличие модели деятельности по реализации программы развития позволяет иметь четкое представление о том, какой конечный результат и в какой срок должен быть получен, какова роль каждого в этом процессе, в какой последовательности и какие действия должны производиться, к чему может привести невыполнение частных задач.

Исходя из представлений А.М. Новикова и Д.А. Новикова, программа реализации модели педагогической (образовательной) системы на практике – это конкретный план действий по реализации модели в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки.

Благодаря программе, по мнению В.С. Лазарева, не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, чего от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.

М.М. Поташник ставит новые задачи совершенствования подготовки программ развития школ, которые он видит в углублении проектировочной деятельности по многим разделам программы. Автор обращает внимание на то, что ряд школ, получивших миллионные гранты, ничем себя особо не проявили, не стали центрами образовательной культуры в своем городе, районе. Сейчас у этих школ появляется шанс не только «сохранить лицо», но и завоевать авторитет, и путь здесь очевиден: взять любую актуальную тему для развития, разработкой которой никто не занимался, представить прогрессивный опыт по этой теме, стать действительно ресурсным, социокультурным, опорным образовательным учреждением.

Программа развития — это инструмент, способствующий гарантированному, результативному, экономичному и своевременному переходу образовательной системы в новое качественное состояние.

Обобщение и анализ накопленного по данному вопросу педагогического опыта В.С. Лазарева, М.М. Поташника,
А.М. Моисеева, показывают, что программа развития должна удовлетворять следующие требования: актуальность, прогностичность, эффективность, реалистичность, полнота и целостность. Не менее важными показателями при экспертной оценке программы являются: проработанность, управляемость, контролируемость, социальная открытость, культура оформления программы как документа.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru