Направления развития образовательной системы
Важнейшей целью современной образовательной системы является подготовка успешного во всех отношениях члена общества, всесторонне развитого, воспитанного, обладающего необходимыми нравственными навыками и компетенциями
Исходя из поставленной цели, основными принципами современной образовательной системы являются:
- Формирование установки на то, что образование – это ядро всей жизненной карьеры человека.
- Индивидуальность образовательной траектории каждого человека, то есть не все знания передаются исключительно от педагога к ребенку, часть из них ребенок должен обязательно усвоить самостоятельно, через жизненный опыт, чтение книг и т.д.
- Ориентир на информатизацию образовательного пространства. Современные условия жизни таковы, что невозможно полноценное существование и деятельность в обществе без навыков пользования разными гаджетами, умения находить необходимую информацию в информационной среде и т.д. Именно поэтому наблюдается изменение в подаче и получения знаний (Интернет ресурсы, мультимедийные средства и т.д.)
- Объем получаемых знаний должен соответствовать уровню восприятия ребенка, а все представляемые знания должны быть актуальны и соответствовать существующей действительности.
- Обновление и совершенствование существующих стандартов образования, разработка и внедрение инновационных образовательных программ.
- Совершенствование кадрового потенциала образовательных учреждений. Таким образом, представленные принципы направлены на развитие и самосовершенствование образовательной системы.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Направления развития ведущих компонентов образовательной системы
Структурными компонентами образовательной системы являются непосредственно образовательный процесс, кадровый состав и управление системой образования.
Программа развития образовательной организации
Согласно стратегической цели развития системы образования, опираясь на указанные принципы, выделяют следующие направления развития образовательного процесса:
- Увеличение выбора образовательных программ, а также открытая возможности их адаптации для конкретного учебного заведения, разработка авторских программ, на основании установленного стандарта.
- Новые направления в регулировании рынка образовательных услуг. Государство значительно ужесточает требования к качеству образовательных программ, а также качеству образования, предоставляемому различными образовательными организациями. С целью осуществления данного контроля государство требует предоставление максимальной отчетности по реализуемым учебным программам и направлениям. Данные требования обязательны для выполнения как государственными, так и частными образовательными организациями.
- Внедрение прозрачной и понятной для всех участников образовательного процесса, системы оценки результатов образования по каждому из направлений (модулей).
- Направления развития и совершенствования педагогических кадров подразумевают «создание» нового педагога, которые включает в себя черты воспитателя, руководителя, консультанта.
Подобрали для написания работы по теме «Направления развития образовательной системы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Технология проектирования программы развития образовательной организации
Исходя из этого, наблюдаются следующие направления развития образовательной системы:
- Каждое образовательное учреждение должно быть открытым не только для учащихся, но и для педагогов. Каждому педагогу предоставляется возможность осуществлять свою деятельность в рамках нескольких учебных заведения, принимать участие в семинарах, лекциях и т.д., направленных на повышение его культурного уровня и компетенции. То есть учебное заведение должно быть нацелено на «рост» своих кадров.
- В процессе педагогической деятельности каждый педагог должен в первую очередь проявлять творческий потенциал в реализации воспитательно-образовательного процесса, то есть отойти от принятых ранее шаблонных методов работы с учащими и воспитанниками.
- Организация инновационных педагогических курсов, которые будут способствовать в короткое время обучению, переобучению и подготовке «неэффективных» педагогов, осуществление им адресной поддержки по вопросам повышения квалификации и педагогического мастерства.
- Совершенствование рынка труда преподавателей. Рынок должен изменить свою прежнюю замкнутость, которая имеется на рынках всех интеллектуальных работников иных профессий.
Ведущие направления развития и совершенствования системы управления образованием:
- Создание и внедрение институтов общественного участия в управлении образовательными организациями и осуществлении контроля качества предоставляемого ими образования.
- Осуществление независимой аккредитации системы управления образовательных организаций. Оценка качества управленческих компетенций менеджеров, реализуемых ими программ управления.
- Разработка и осуществление программ по поддержке образовательных организаций. Данные программы необходимо разрабатывать как на федеральном, так и региональном уровне, с учетом особенностей каждой образовательной организации.
- Поддержка слабых образовательных организаций. Осуществляется не только в плане материальной поддержки, но и введение конкурсного управления, внедрение эффективных образовательных программ и т.д.
- Прозрачность, доступность и полнота информации по каждому учебному заведению (его деятельности, реализуемых учебных программ, востребованности выпускников, качеству предоставляемых услуг образования и т.д.).
Таким образом, на сегодняшний день государством разрабатываются стратегические цели направления развития образовательной системы. Данные направления развитие в первую очередь определяет признание российского образования на международном уровне, качество подготовки кадров среднего и высшего звена. От этих показателей во многом зависит не только личностное развитие каждого члена общества, но и процветание всего государства в целом.
Источник: spravochnick.ru
Программа развития образовательной организации — стратегический документ управления
прог рам мы ра зви тия б ез учет а гото внос ти ко лле кти ва на сов мес тную д еят ель нос ть .
В процессе разработки программы субъекты образовательного процесс а
выявляют собственную позицию по отношению к происходящим изме нениям в
социальном к онтексте, анализир уют потенциал разв ития своей образ овательной
организации в новых условиях и б ерут на себя ответст венность за новые цели
развития и сп особы их до стижения.
Раз раб отка пр ограм м ы разв ити я ориен тир ова на на решен ие след ующих зад ач,
опре де ляю щих с тра те гию раз вит ия обр аз ова тел ьно й ор га низ ации :
1. Оп ред ели ть а кту ал ьный уров ень раз вит ия об раз оват ел ьно й орг ани зац ии,
выя вит ь точ ки рост а, конкур ент ные преи муще ств а, а так же кл юче вые пробл емы ,
опре де ляе мые ди на мико й о бра зов ате ль ного за каз а.
2. С форми ров ать пе рспе ктив но е виде ни е обра зов ате л ьной орган из аци и,
жел ае мые пара мет р ы ее стр укту ры и функц ио нир ован ия, отв ечаю щие потреб но стя м,
цен нос тям и воз мож нос тям об раз ова тел ьно й орг ани зац ии и социум а,
орие нт иров ан ный име нно на это обра зов ате ль ное уч режд ени е во все й его
уник аль но сти .
3. Раз работ ат ь мех аниз м перех ода от достиг нут ого сост оя ния образ ов ате ль ной
орга ни заци и к ж ела емо му буд уще му.
Нек ачес тв енн ое ре шен ие лю бой из указа нных зада ч или отсут ств ие
необ хо дим ой свя зи ме жду их реше ни ями неиз беж но при вод ит к серь езн ым
нед оста тка м , как в стр укту ре, так и в сод ержа нии програ мм ы разв ития и
нев озм ожн ост и ее э фф ект ивн ой реал иза ции .
Исс лед ован ия по стра те гиче ск ому управ лен ию [1, 3] выделяют основ ны е
тре бов ани я к п рог рамм е р азв ити я:
1. Стр ате ги чно сть прог рамм ы – движ ение от общ его и конце пту аль ног о к
конк ре тике , отка з от пре ждев ре мен ной де тал из ации пр огра мм ных ре шени й.
2. Пол нот а и целостн ос ть про гра ммы – нали чие сис тем ног о образ а
обр азо ват ель ной орган иза ции , отра ж ение в прог рамм е на прав ле ний ра зви тия
осно вн ых под сис тем о браз ова тел ьно й орг аниз аци и и св язе й м ежд у н ими.
3. Прор або тан нос ть про грам мы – подр обн ое и дет ал ьное осмы сле ние
пла нир уем ых нов овв еде ний.
4. Ресур сн ая обес пе чен но сть прог рамм ы – оцен ка объем а нео бхо дим ых
рес урс ов и пл ан оме рны е дейс тви я п о их пол учен ию и испо ль зов анию .
5. Упр авля емо сть прог рам мы – на лич ие пост оян ног о управ ле нчес ко го
сопр ов ожд ени я р азр абот ки и реа лиз аци и.
6. Кон тро лир уем ос ть про грам мы – нал ичие макс им аль но воз мож ной
точ ност и и оп ер аци она ль ност и ц еле й, за дач , р убе жей, о рие нт иров .
7. Чу вст вит ельн ос ть к сбоя м и гиб кос ть про грам мы – налич ие
пром еж уто чны х и конт ро ль ных точ ек для вне сен ия в случа е необх од имос ти
опер ат ивны х кор рек тиро вок .
8. Откр ытос ть про гра ммы – про дум анн ост ь сис те мы инфор ми ров ания
уча стни ков о браз ов ате ль ного пр оцес са и соци аль ных парт нер ов обр азов ат ел ьно й
орга ни заци и, во змо жно сть ко рре кци и д ейс тви й п рог рамм ы.
9. Прив лек ател ьно сть пр огр а ммы – здор ова я ам би циоз но ст ь ц еле й, я снос ть
воз мож ных по сле дс тви й.
10. Ин тегр ир ую щая, конс олид иру ющая напр авле нн ость прог рамм ы по
отн оше нию к обр азов ат ель ной орга низ аци и и ее соц иал ьны м партн ерам , спос об ност ь
вов ле кат ь чле нов сообщ ест ва в раз раб отк у прог рамм ы с при нят ием на себя част и
отв етс тв еннос ти за вы полн ен ие п рог рам м ы.
11 . Ин ди вид уал ьно сть пр огр амм ы – ее со отве тс тви е специ фик е
обр азо ват ель ной орга низа ции , ее колл ектив а, нацел енн ость на решен ие акт уал ьны х
для не е п роб лем пр и ма ксим ал ьном уч ет е и от раже нии ее ос обе нно сте й.
12. Автор ск ий хара кт ер доку ме нта – ра зра бот ка прог рамм ы с мак сим аль ным
прив ле чен ием су бъе кт ов образ ов ате ль ного пр оцес са и с оци ал ьн ых п артн еро в.
13. Ин фор мати вн ость прог рамм ы – пол нота стру ктур ы и содер жате ль нос ть
опис ан ия н ов овв еде ний.
Стру кт ур а пр огр амм ы раз вит ия долж на о бес печ ить пол нот у, це лос тн ост ь и
ее з аве рше нност ь и сод ер жат ь:
1. Вв еден ие (кра тк ую ан нота цию п рог рам мы) .
2. Инф орм аци онн ую с прав ку об об раз ова те льн ой о рган из аци и .
3. Бл ок анал ит ичес ког о и п рогн ост ичес к ого об осн ован ия пр ог рамм ы.
4. Кон цеп туа льн ый бл ок
5. Блок стра тег ии и такт ики пере во да обра зов ате ль ной орга низа ции в нов ое
сос тоян ие .
6. Инф рас тру кту рны й б лок пр огра мм ы
7. Ре зул ьта тив ный бл ок прог рам мы .
Основные этапы разработки программы разви тия и их ожидаемые
результаты:
Название этап а
Ожидаемые резул ьтаты этапа
Подготовительн ый этап
Готовность р азработчик ов и ресурсов к
началу работы над программо й
Принятие решения о
необходимости и ср оках
подготовки программы
Определение ответственнос ти за
разработку программы, планирова ние
работы и системы стимулирован ия и
Создание и запуск системы
управления проектом по
разработке п рограммы
Определение ответственнос ти за
разработку программы, планирова ние
работы и системы стимулирования и
Организация ра бочих групп
по разработке программы,
их обучение и обеспеч ение
Готовность разработчиков к д ействиям
Подготовка необхо димых
ресурсов и материалов,
создание условий для
Готовность условий и ресурс ов
Поиск дополнитель ных
ресурсов, обучение членов
рабочих гру пп
Полная гот овность к работ е
Основной этап – этап
разработки программы как
Готовность перв ого варианта программы
Анализ состояния и про гноз
тенденций изменения
внешней среды
образовательн ой
организации
Данные анализа и прогноза. Вывод ы о
динамике внешней среды и ее влиянии на
образовательн ую организацию в
перспективе
Анализ состояния и про гноз
тенденций изменения
образовательн ых
потребносте й социального
Данные анализа и прогноза. выводы о
специфике и динамике образовательных
потребносте й и социальн ого заказа
Анализ состояния и про гноз
тенденций изменения в
ресурсном обеспечен ии
образовательн ой
организации
Данные ан ализа и прогноза. Соотнесение
нового заказа и ресурсных возможностей
образовательн ой организации по его
выполнению
Успешность проектирова ния программы развития зависит от первого этапа
работы над программо й. На п одготовительн ом этапе д олжна б ыть созда на система
управления проектом разработки программы. О на создается для того, чтобы на всем
его прот яжении обесп ечивать управленческое сопрово ждение работы: ее
планирование, организацию р абочих групп и к оординацию их взаим одействия и
информационн ых потоков, ресурсное о беспечение, мотивацию и стимулировани е
авторов программ ы, их обучение и инструктирование, контроль хода,
промежуточны х и конечн ых результатов работ ы.
Таким образом, программа развития образовательн ой организации является
управленческим документ ом, который должен п ридать процес су изменен ий в ее
деятельности целенаправленный хара к тер устойчивого р азвития. Устойчивость
развития означает совпадени е векторов развития социального окружения и развития
самой образов ательной организац ии.
Про грам ма раз вит ия позво ляе т пол учит ь не тол ько реа лис тич ную и
эфф ект ивн ую стра те гию разв ити я, но и сущ ест вен но разв ива ет субъ ек тов
обр азо ват ель ног о пр оцес са , заст авл яет с прин ципи ал ьн о иных пози ций оце нить
про йде нн ый обра зо ват ел ьной органи за цией путь разв ития , ее акт уаль ное и жел ае мое
сос тоян ие , а т акже пу ти, к нем у в едущ ие .
Источники и л итература :
1. Федеральный з акон от 29.12.2012 №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[Электронный документ]// Конс ультантПлюс. – Код доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения — 01.03.2018).
2. Менеджмент в образовании/ Под редакцией С.Ю.Трапицына. — М., Юрайт, 2018. – 413 с.
3. Моисеев А., Мои сеева О. Основы стратегического управления школой: учеб.пособие. М.:
Центр педагогического образования, 2008. — 355 с.
4. Программно — целевое управление развитием образования: опыт, п роблемы,
перспективы. М.: Педагогическое общество России, 1999. С.21 -22.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Педагогика — еще материалы к урокам:
- Картотека тематических бесед с детьми в 1-й младшей группе
- Исследовательский проект «История возникновения русских фамилий»
- Мониторинг предметных результатов учащегося начальной школы
- Проект «Организация образовательной деятельности по робототехнике»
- Сценарий новогоднего праздника «Новогодний бал у царя Гороха»
- Картотека театрализованных игр в первой младшей группе
Предметы
- Алгебра
- Английский язык
- Биология
- География
- Геометрия
- ИЗО
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Начальная школа
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- ОРКСЭ
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Физкультура
- Химия
- Экология
Похожие материалы
- 29-10-2019, 15:39 Презентация «Современный методический кабинет дошкольной
- 15-06-2019, 14:30 Современные ориентиры развития дошкольной образовательной организации
- 30-03-2019, 14:11 Методы управления образовательной организацией в условиях реализации
- 19-11-2018, 12:11 Методические рекомендации по организации образовательной работы с
- 24-08-2017, 10:39 Презентация «Этапы разработки инновационного проекта в
- 19-02-2017, 19:28 Управление введением ФГОС в дошкольной образовательной организации
- 1-09-2015, 15:32 Мотивация как фактор развития ИКТ-компетентности преподавателей
- 21-07-2015, 12:38 Доклад на практической конференции «Совершенствование системы
Источник: uchitelya.com
Проектирование программы развития образовательного учреждения
Программа развития учреждения – это проект системного преобразования учреждения, при котором инновации затрагивают существенные стороны образовательного процесса.
Б.З. Мильнер определяет программу как вид управленческого документа, в котором намечены векторы развития системы в заданный интервал времени с соответствующим ресурсным сопровождением.
Как считает В.С. Лазарев, программа развития образовательного учреждения – это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.
Любая программа, если исходить из традиционного смысла этого понятия, – это система действий, предписываемая субъектам управления образованием, направленная на достижение его целей. По своему смыслу это нормативная модель совместной деятельности групп людей, определяющая: состояние исходной системы; образ желаемого будущего; состав и структуру действий по переходу от настоящему к будущему.
Наличие модели деятельности по реализации программы развития позволяет иметь четкое представление о том, какой конечный результат и в какой срок должен быть получен, какова роль каждого в этом процессе, в какой последовательности и какие действия должны производиться, к чему может привести невыполнение частных задач.
Исходя из представлений А.М. Новикова и Д.А. Новикова, программа реализации модели педагогической (образовательной) системы на практике – это конкретный план действий по реализации модели в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки.
Благодаря программе, по мнению В.С. Лазарева, не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, чего от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.
М.М. Поташник ставит новые задачи совершенствования подготовки программ развития школ, которые он видит в углублении проектировочной деятельности по многим разделам программы. Автор обращает внимание на то, что ряд школ, получивших миллионные гранты, ничем себя особо не проявили, не стали центрами образовательной культуры в своем городе, районе. Сейчас у этих школ появляется шанс не только «сохранить лицо», но и завоевать авторитет, и путь здесь очевиден: взять любую актуальную тему для развития, разработкой которой никто не занимался, представить прогрессивный опыт по этой теме, стать действительно ресурсным, социокультурным, опорным образовательным учреждением.
Программа развития — это инструмент, способствующий гарантированному, результативному, экономичному и своевременному переходу образовательной системы в новое качественное состояние.
Обобщение и анализ накопленного по данному вопросу педагогического опыта В.С. Лазарева, М.М. Поташника,
А.М. Моисеева, показывают, что программа развития должна удовлетворять следующие требования: актуальность, прогностичность, эффективность, реалистичность, полнота и целостность. Не менее важными показателями при экспертной оценке программы являются: проработанность, управляемость, контролируемость, социальная открытость, культура оформления программы как документа.
Источник: studopedia.ru