С сентября 2019 года Музей Победы совместно с Департаментом образования и науки города Москвы, Российским военно-историческим обществом в рамках подготовки 75-летия Победы в Великой Отечественной войне приступил к реализации долгосрочной программы развития деятельности школьных музеев «Школьный Музей Победы».
Лучшие школьные музеи теперь имеют возможность представить свои экспозиции жителям Москвы, России и зарубежным гостям в специально созданном уникальном пространстве Музея Победы. Участие в программе позволяет школьным музеям расширить свои возможности: обменяться опытом, обрести новых партнеров, выстроить индивидуальные траектории развития в рамках своих образовательных организаций.
Руководителю Школьного Музея
С 6 марта 2023 года — прием заявок 12 этапа реализации программы развития «Школьный Музей Победы». Документы для вступления необходимо подать не позднее 15 сентября 2023 года.
Решение о присвоении статуса партнера Музея Победы принимается на основании заключения Экспертной комиссии.
Информационные технологии в деятельности школьного музея
Источник: schoolvictorymuseum.ru
Образец программы деятельности музея.
календарно-тематическое планирование на тему
Для осуществления эффективной деятельности музея разработана программа его работы:
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление.
А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Поэтому очень важно знать историю своей страны, своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
История прошлого – это память народов, ней корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей, это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах, и они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
- Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своей страны, школы.
- Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
- Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение истории своей родины.
- Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.
1. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного музея.
Организация деятельности школьного музея по сохранности музейных предметов.
2. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.
3. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.
4. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности учителей школы и выпускников.
5. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.
6. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.
Обоснование значимости программы.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Девиз музея — «И об этом не помнить нельзя…».
Школьный музей взаимодействует с музеями города, кабинетом истории, библиотекой, Интернет-ресурсами и Советом Ветеранов Wow.
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Принципы работы школьного музея.
Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
- Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;
- Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;
- Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;
- Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;
- Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;
- Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
- Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;
- Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Основные виды деятельности школьного музея:
2. Фондовая работа.
3. Организационно-методическая работа.
ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ БОЕВОЙ И ТРУДОВОЙ СЛАВЫ НА 2013 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Источник: nsportal.ru
Программа дополнительного образования детей «Школьный музей»
В современном мире музей, зарекомендовавший себя как полифункциональный социокультурный институт, обладает широкими возможностями для формирования и самореализации высоконравственной личности. Музейная сеть представлена различными его видами: от классических профильных презентационных музеев до «живых» музеев, охватывающих значительные территории и воссоздающих целостные образы природы, истории и культуры 1 .
Основные новации, кардинально изменившие музей, приходятся на конец XX столетия. Это время ознаменовалось новшествами в экономической и политической сферах, повлиявшими и на общую культурную ситуацию. Среди факторов, способствовавших активизации музейного дела можно отметить:
демократизацию и деидеологизацию общества, способствовавших развитию культуры повседневности («низовой культуры») 2 как альтернативы официальной культуре и обращению к человеку как главной фигуре музейной коммуникации (антропологизация музея);
глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного наследия;
НТР и возникновение информационного общества с особой значимостью образования, приведшие к изменению роли музея: от хранителя и интерпретатора к новому каналу культурной (музейной) коммуникации;
разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моделей музея и параллельном развитии национальной идеи и интернационализации музееведения;
формирование рыночной экономики, не только создавшей сферу музейного менеджмента, но и переориентировавшей музей на интерес к случайному посетителю и, как следствие этого, возникновение музейной педагогики и музейной социологии , трансформировавшей музееведение как вспомогательную дисциплину в междисциплинарное направление — музеологию .
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования гражданственности и патриотизма.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Педагогическая целесообразность
Занятия в кружке «Школьный музей» приобщает учащихся к национальной и мировой культурной традиции, а богатый практический опыт Владимиро-Суздальского музея-заповедника и непосредственное участие в жизни школьного музея помогают школьникам на основе знания, опыта, чувства гордости за наследие Родины стать достойными гражданами, патриотами и нравственными людьми, а возможно и осуществить свой профессиональный выбор.
Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Нормативно-правовая база
Программа кружка «Школьный музей» составлена на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 0т 29.12.2012г. (с изменениями от 2020г.);
Концепция развития дополнительного образования на 2014-2020 годы;
Приказ министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844;
Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3142-14»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Учебный план МБОУ СОШ № 31 г.Владимира на 2020- 2021 учебный год;
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования МБОУ «СОШ №31»;
Цели и задачи
Цель курса — способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики.
Основными задачами курса являются :
содействие становлению активной гражданской позиции и чувства патриотизма;
расширение знаний учащихся об истории родного края;
повышение информированности учащихся по вопросам музееведения и музеологии;
развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое мнение, на практике применять теоретические знания в деле развития школьного музея;
формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде;
формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной, авторских элективных курсов И.И.Еременко «По дороге их храма муз», «Основы исследовательской деятельности». Предлагаемая программа имеет практикоориентированный характер и рассчитана на 102 ч. (3 часа в неделю).
Направленность программы — туристско-краеведческая .
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы через кружковую работу «Школьный музей» в рамках учебно-воспитательного процесса.
Уровень программы – ознакомительный.
Направления деятельности:
• работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
• развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
• воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном движении;
• использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов;
активизация гражданской позиции через участие в ДОО Совет музея.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами вспомогательного фонда школьного музея, организация и проведение экскурсий, музейных уроков, участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня.
Формируемые знания, умения, навыки.
Программа дополнительного образования «Школьный музей» нацелена на формирование и закрепление следующих знаний, умений и навыков:
знание основных терминов и понятий курса (музей, музееведение, музеология, музейная типология, музейный предмет, фонды музея, др.);
формирование умений и навыков музееведческой культуры (атрибуция экспоната, оформление инвентарной книги и др.);
формирование умений и навыков проектной исследовательской деятельности (поиска и сбора информации из разных источников: средств массовой информации, литературных и научных статей, произведений искусства, электронных и других источников, бесед, соцопросов и т.д.) и их практическое использование в деле пополнения фондов школьного музея, развития школьной музейной педагогики и социологии;
развитие умения вести самостоятельный поиск культурно-исторического наследия в пределах родного края, проводить экскурсии, музейные уроки и т.д. в школьном музее;
развитие детского общественного движения патриотической направленности.
Адресат программы: обучающиеся 14-17 лет.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 102 часа (3 часа в неделю: по два занятия по 60 мин.).
Форма образования: очная.
Учебно-тематический план
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai