Конференция: Современный детский сад
Организация: МДОУ № 53
Населенный пункт: Московская область, г. Электросталь
Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому перед учебным заведением встают вопросы: «Чему и как учить?», «Как способствовать оптимальному развитию одаренных детей?».
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи
и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности требованиями, которые содержит задание, одаренные дети открывают новые способы решения проблем. Они, как правило, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому
Поддержка одаренных детей. Раскрытие талантов. Фонд «Искусство, наука и спорт»
в меньшей степени, чем их сверстники, нуждаются в помощи взрослых. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся и привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.
Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно
и углубленно, планировать процесс своего обучения. В этой связи необходимо разрабатывать педагогические технологии, позволяющие одаренным учащимся самостоятельно искать и находить ответы
на интересующие вопросы. Для этих целей могут использоваться новые информационные технологии: интернет, дистанционное и интерактивное обучение.
— возможности развития (в ситуации школы);
— адресная поддержка одаренных детей;
— варианты социальной реализации.
Способы выявления одаренных детей различны и многообразны, но не все из них являются эффективными. Прежде всего, необходимо учитывать тот факт, что нетрафаретные возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития — от двух до пяти лет.
По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырем годам ребенок обнаруживает 50 % тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести — 70 %. Именно в этом возрасте можно выявить одаренность. И создать ей особые условия. В этом возрасте закладывается фундамент личности.
Целесообразно в этот момент организовать детей 4,6–5 лет в группы по адаптации к школьной жизни. Необходимо брать всех желающих, даже казалось бы самых «неперспективных» и развивать, наблюдая за ними, так как наблюдение — основа выявления одаренных детей, благодаря чему, мы пришли к выводам: — Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого ребенка и в нашем наблюдении тоже.
Выбор области исследований ребенка — важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту и т. д. Любознательность базируется еще на одной отличительной черте талантливого человека -это эмоции.
КАК ВЫРАСТИТЬ ВУНДЕРКИНДА? Нам говорили: Саша должен быть как все/вундеркинды/одаренные дети
Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения. Память — еще одна точка отсчета, характеризующая специальный талант, который базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одно из важных качеств истинного таланта — это способность видеть проблемы там, где другим все представляется ясным и понятным.
Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это лишь начало будущей новой деятельности. В этой способности «не гаснуть» в полученном ответе и кроется тайна высших форм таланта, т. е. способность видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие. Талантливые дети с детства не боятся дивергентных задач.
Так условно называют задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. При всех наблюдениях, индикатором одаренности является высокая концентрация внимания — такого ребенка невозможно отвлечь, хотя обычный ученик отличается быстрой утомляемостью, неспособностью долго заниматься одним делом.
Одаренных детей отличает способность классифицировать информацию, это иллюстрируется любимым увлечением -коллекционированием. Одаренный ребенок не терпит ограничений на свои исследования. Это свойство, проявившись довольно рано, продолжает оставаться важной отличительной чертой таланта на всех возрастных этапах.
Одаренные дети оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается как упрямство, лень или глупость. В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты:
— чувство справедливости, сильно развитое, проявляющееся очень рано;
— преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий;
— трудности в общении со сверстниками, что отражает стремление к лидерству;
Итак, первый способ выявления талантливых детей — это наблюдение за ними, особенно в момент раннего обучения. А ведь разглядеть в ребенке одаренность нестандартным видением, внешаблонным мышлением порой бывает очень сложно. Полезно использовать методику СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности).
Это формализация обычной беседы, которая ориентирована на спонтанное описание ребенком деятельности в течение прошедшей до момента обследования недели, т. е. ребенку предлагают рассказать, чем он занимался в течение недели. Талантливый ребенок определяет количество интересов до 23 и более: «мастерил лук, лечил деда и т. д».. Таким образом, мы выявили талантливого ребенка.
Что дальше? Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно проявится. «Талант всегда дорогу пробьет», — говорят люди. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренные дети нуждаются в специальной поддержке и грамотном педагогическом сопровождении.
Одаренность существует в постоянном движении, в развитии. Она своего рода сад, который нужно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе нужно было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в четыре раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует лишь в динамике.
При работе с одаренными детьми наиболее эффективна такая модель обучения, как «Свободный класс». Суть: система свободных не регламентированных жестко занятий способствует организации самостоятельных поисков и достижению прогресса в индивидуально выбранном ребенком направлении. Здесь используется «методика полного усвоения» (авторы ДЖ. Кэрролл, Б. Блум).
Обучение учащихся ведется в условиях, когда время на изучение материала не ограничивается и вырабатывается стратегия «индивидуальных скоростей движения», что стимулирует познание. Результат: поставленная проблема успешно решена. А степень успешности во многом определяет наше самочувствие, позитивное отношение к миру, желание работать.
Развитие ребенка идет лишь на положительном эмоциональном фоне. В единстве эмоционального и интеллектуального у ребенка младшего школьного возраста акцент делается на эмоциональное, которое дает толчок интеллектуальному, творческому началу.
Для модели «Свободный класс» возможна к применению и методика М. Монтессори, когда единицей учебного времени является не урок, а поставленная проблема и достигнутые результаты. Необходимо выработать собственную траекторию развития для каждого ученика.
В центре всей деятельности педагога по развитию детской одаренности должен стоять ребенок с его собственными индивидуальными интересами и потребностями. Нужно учитывать и тот факт, что нет ничего вреднее для одаренных детей, чем излишний комфорт: нужна сложная, напряженная деятельность, где даже одаренному ребенку приходится приложить все свои силы и возможности.
Одно из самых больших зол для одаренных детей — интеллектуальная недогрузка. Дети обязаны преодолевать себя, тренируя свои «волевые мускулы» умственным трудом.
Исходя из этого, целесообразно применять в образовательном процессе комплекс нетрафаретных заданий с использованием условной символики, позволяющей детям отвлечься от конкретных цифр и оказаться в ситуации, где необходимо творчески мыслить, искать неординарные пути решения. Соответственно, усиливаются познавательные мотивы, повышается эффективность усвоения учебного материала, развивается логическое мышление.
Такими нетрафаретными заданиями являются упражнения, вопросы на основе применения условного обозначения чисел, типа: V Х Ỳ ∟ ∩. Подобные задания необходимо проводить с использованием игровых технологий. Дан числовой ряд сказочной школы: V Х Ỳ ∟ ∩. На основе знаний детьми закономерностей числового ряда предлагается задание: V… ∟ — Сравни два числа сказочной школы.
Для выполнения такого упражнения необходимы обобщенный закон, правило, так как его нельзя решить способом подбора или угадывания ответа. И ребенок стремится знать.
Эта ситуация понимания ценности и необходимости правила помогает ученику отнестись к нему не как к дополнительному требованию учителя, а как к реальному средству работы, благодаря чему происходит раскрытие самоценности знаний с целью развития когнитивных эмоций. Данные выводы проверены практикой, так как подобные задания являлись экспериментальной частью моей дипломной работы.
Говоря о работе с одаренными детьми, нельзя забывать и о проблемах одаренных детей: 1.Одаренные дети часто испытывают неприязнь к школе, так как обычная учебная программа для них скучна и неинтересна. «Гении падают с неба. И на один раз, когда они встречают ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда они падают мимо», — сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают свое дело. Гениальность не состоялась, из одаренного ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжелым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегченный вариант несостоявшейся одаренности: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению.
2. Погружение в философские проблемы.
3. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
4.Оригинальность творческого мышления часто оценивается окружающими как отклонение.
5. Стремление к совершенству, а отсюда — ощущение неудовлетворенности, низкая самооценка.
6. Потребность во внимании взрослых.
Другая проблема — это, наоборот, стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны… Впрочем, обычный ребенок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное — благоприятные условия, доброжелательное отношение общества.
И все же уровень, качество его умственного труда будут не сравнимы с теми, кого выбрала природа. Несмотря на проблемы, правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Природа экспериментирует на одаренных. Те, кто платит своим здоровьем, жизнью за прогресс человечества заслуживает большого сочувствия, защиты и заботы общества. Наш долг — поддержать их, хотя бы потому, что им трудно.
Критерии одаренности детей
Итак, какие критерии одарённости детей бывают.
— художественно-эстетическая (музыка, литература, изо);
- коммуникативная (лидерство).
— актуальная (уже достигнутые показатели, проявляющиеся на высоком уровне выполнения);
- потенциальная (ребёнок имеет потенциал для достижения высоких целей)
— явно (можно определить одарённость ребёнка сразу);
- скрыто (имеет замаскированную форму проявления).
Диапазон её проявления в определённых сферах деятельности:
— общая (появляется к разным видам деятельности ребёнка);
- специальная (появляется в определённых видах деятельности).
Особенности развития ребёнка в определённом возрасте:
— ранняя (проявляется у гениальных детей);
Одарённость может появляться постепенно, по мере взросления ребёнка. Соответственно и сферы её проявления разнообразны. Это может быть и музыка, и рисование, и творчество.
Различают 4 вида концепции одарённости у детей. К ним можно отнести:
— Интеллектуальную. Она проявляется в высоком IQ ребёнка.
— Креативную. Такие дети обладают хорошо развитой интуицией, воображением, творческим мышлением и видением.
— Мотивацию. Необходимо понять причины, по которым ребёнок делает что-то. Это может быть: чувство долга, ребёнок идёт к намеченной цели (победить в конкурсе).
— Адекватную самооценку. Ребёнок понимает свои достоинства и недостатки, он любознателен, коммуникабелен, может нести ответственности за совершаемые поступки.
Источник: www.adou.ru
Одарённые дети: как с ними работать учителю
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Гаянэ Симонян, руководитель департамента олимпиад и спецпроектов Учи.ру, рассказывает, что такое детская одаренность и что делать учителю, чтобы поддержать и развить способности ребенка.
Что такое детская одарённость
Одаренные дети — это не вундеркинды, которые на уровне взрослого эксперта пишут стихи, доказывают теоремы или играют на скрипке. Гениев — единицы, а одаренных детей много.
По определению «Рабочей концепции одаренности», такой ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или имеет внутренний потенциал к достижениям. Если ребенок еще не достиг высот, но специалисты видят, что он может это сделать при определенных условиях, его тоже называют одаренным.
Одаренность бывает общей и специальной — дети могут лучше других обучаться и усваивать информацию, а могут проявлять способности только в музыке, художественном творчестве или математике. Реже встречаются выдающиеся лидерские качества или коммуникативные способности.
Американский психолог Джозеф Рензулли считает, что одаренность возникает на стыке трех следующих факторов: способности выше среднего, повышенная мотивация к решению задач и креативность.
При этом ни один из этих факторов не достаточен, чтобы «создать одаренность» — педагогам важно при работе с детьми обращать внимание на каждый из них.
Одаренность — лишь возможность достичь успеха в какой-то области. Но ничего не произойдет без приложения усилий, труда, поддержки и готовности продолжать движение вперед после первых неудач.
Как учителю работать с одарёнными детьми
Не подчеркивать различия. Если одаренный ребенок сильно отличается от остальных детей в классе, очень важно не сделать его «белой вороной». Для этого идет работа в двух направлениях: с коллективом и с самим одаренным ребенком. Сделайте упор на то, что мы все разные, и это нормально. У каждого есть свои способности, и, чтобы раскрыть их, надо приложить еще труда.
Мысль «я отличаюсь от остальных» не должна быть тревожной.
Подбирать задания по уровню. Если в младшей школе одаренному ребенку будет скучно делать слишком простые задания вместе со всеми, то подростка это может задеть и даже обидеть: «Мои способности не признаются и игнорируются!». Давайте в классе несколько заданий на выбор, чтобы каждый ребенок мог выполнять то, которое ему по силам, и чувствовать себя успешным. Предлагайте, например, участие в Олимпиадах на Учи.ру — они составлены так, чтобы дети с разным типом мышления и разным уровнем подготовки нашли для себя задания по силам и по интересам.
Необычные интерактивные задания из Олимпиады развивают пространственное и алгоритмическое мышление
Найти единомышленников. Одаренному ребенку важно оказаться в окружении таких же, как он. Увидеть, что есть люди, которым интересно то же, что и ему, что это нормально, естественно и хорошо. Подскажите родителям, куда можно направить ребенка — подойдут кружки, тематические выставки, клубы по интересам, соревнования или конкурсы.
Приучать к работе над собой. Чтобы раскрыть талант, одаренному ребенку нужно приложить много труда. И ему может быть обидно, что все идут уже гулять, а ему приходится много заниматься. Чтобы занятия не воспринимались как наказание, вместе с ребенком выстраивайте путь к цели с промежуточными итоговыми результатами. Маленькие победы помогают видеть, что ты на верном пути, и поддерживают мотивацию.
Хвалить за усилия, а не за талант. «Ты молодец, потому что старался!» — в этом случае неудача означает лишь необходимость приложить больше усилий и не делает ребенка «плохим». И значит, в следующий раз, постаравшись, можно достичь лучшего результата. Это помогает одаренному ученику сохранять мотивацию, даже если не сразу получается как надо.
Предлагать попробовать разное. Это поможет одаренному ребенку определить, к чему еще у него «лежит душа». Умение переключаться между разными видами деятельности сделает его более устойчивым и гибким, поможет чаще видеть свой прогресс: «Я не умел, а теперь — умею». Например, предлагайте одаренному ученику интересные задания по «непрофильным предметам» и подчеркивайте моменты, в которых он был успешен.
Держать баланс. Очень важно для ребенка не концентрироваться на одном, пусть и очень успешном для него направлении. Одаренность не должна быть поводом исключить из жизни отдых и игру. Чтобы избежать выгорания и сохранить интерес, нужно уметь отвлекаться и потом с удовольствием возвращаться к основной деятельности. Не загружайте одаренного ученика заданиями сверх меры, оставляйте ему время для остальной жизни.
Полезная информация об одарённых детях
- Исследования Джозефа Рензулли
- Теория о гибком и фиксированном мышлении Кэрол Дуэк
- Тесты на выявление способностей: тест креативности Торренса (для выявления творческих наклонностей) и Стэнфордский тест достижений (для оценки уровня интеллектуального развития)
- Вебинары и Олимпиады на Учи.ру
- «Рабочая концепция одарённости». Квинтэссенция отечественной научной мысли о детской одаренности
Материалы по теме:
- «Теория без практики мертва, а практика без теории слепа»: как работают центры выявления и поддержки одаренных детей
- Развиваем детскую одаренность: полезные советы для учителя
- Как технологии меняют работу с талантливыми школьниками
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Статья «Помощь одаренным детям»
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А. Сухомлинский
Работа с одаренными детьми сегодня выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Об этом свидетельствует Федеральная целевая программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети» по поддержке одаренных детей. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой одним из ключевых направлений развития общего образования выделяется система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей в течение всего периода становления личности.
На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основными видами одаренности было принято считать интеллектуальную и творческую.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Многие родители заявляют: “Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком – таким, как все”. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Эти дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей.
Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, а необходимо знать особенности современной семьи и ее отношение к образованию.
Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом нужно проводить самодиагностику, как бы смотреть на себя со стороны (а все ли от меня зависящее сделано в этом плане). Именно это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, а также способствует выработке критериев успешности.
Основные направления работы с одаренными детьми:
1. Создание благоприятных условий для реализации интеллектуального и творческого потенциала одаренных учащихся через организацию консультативной помощи всем участникам образовательного процесса.
2. Развитие творческих способностей учащихся через индивидуальные и групповые занятия, с привлечением их к участию в олимпиадах, конкурсах и конференциях разного уровня.
Родители одаренных детей также требуют к себе внимания и работа с ними очень важна, так как очень многое в судьбе одаренного ребенка зависит от того как его талант примут родители. В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно. Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – ребенок.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
информационная среда для родителей;
совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
В заключение необходимо отметить, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и талантливых детей, их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, администрацией и обязательно с их родителями. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Список литературы: Книги по педагогика В.А. Сухомлинского.
Источник: www.prodlenka.org