Необходимость формирования комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в России
Степанова, Е. М. Необходимость формирования комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в России / Е. М. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 542-545. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64825/ (дата обращения: 25.12.2022).
В настоящее время особое значение для развития города приобретает формирование комфортной городской среды. Необходимость модернизации и благоустройства городского пространства обусловлена множеством причин. Сегодня комфортная городская среда предопределяет темп развития региона. Однако, существует ряд факторов, которые встают на пути формирования комфортного пространства в регионах России. В статье представлены причины, стимулирующие к формированию комфортной городской среды и факторы, препятствующие этому процессу в регионах России.
Ключевые слова: социология города, комфортная городская среда, городское пространство, урбанизация, благоустройство, общественное пространство.
Реализация программы «Комфортная городская среда»
Решение проблемы формирования комфортной городской среды было и остается важнейшей и наиболее приоритетной целью развития общества. Особенно актуальной эта проблема стала с ростом урбанизации. Еще не так давно оптимизация городского пространства заключалась в ослаблении их всестороннего роста, то сегодня приоритет отдается решению проблем социального и экономического характера. Исходя из этого, возрастает необходимость в исследованиях городского пространства. Особенно интересным направлением для изучения является комфортность городской среды, это обусловлено тем, что природные, экономические и социальные особенности города целесообразно изучать на масштабном примере.
Настоящие реалии экономического развития и условия рынка подразумевают конкурентные отношения во всех сферах экономики и общества. Конкуренция возникает и между городами. Сегодня можно наблюдать борьбу городов за инвестиции и туристов, однако, как отмечают эксперты, в ближайшее время объектом соперничества станут жители города. В высокоразвитом городе концентрируются профессиональные кадры, внебюджетные инвестиции, поставщики, ресурсы, информация, развивается туризм, все это положительно сказывается на экономике.
Состояние города и степень его развития зависят от жителей. Творческие, образованные, профессиональные, высококвалифицированные, талантливые люди стремятся жить в благоустроенном пространстве, поэтому важнейшим критерием привлекательности и престижности города является комфортная городская среда. Разработка программ улучшения комфорта городского пространства и их реализация дают возможность выработать наиболее подходящие потребностям населения городской ландшафт и среду, что соответствует главным тенденциям, согласно которым проводится поиск направлений оптимизации среды и хозяйственной деятельности.
Следует также брать во внимание то, что общество с каждым годом все больше подвергается процессам глобализации, это повышает значение комфортности для жителей крупного города. Мегаполисам постоянно приходится реагировать на изменения, происходящие благодаря глобализационным процессам, соответственно и действия правительств по всему миру должны быть ориентированы на совершенствование глобальных городов, на микро- и макроуровнях [1].
Обитаемое пространство: Что такое комфортная городская среда? | Михаил Алексеевский, Юрий Сапрыкин
Внимание к комфортной городской среде приковано уже достаточно давно. Исследования этого направления проводятся не одно десятилетие, сущность этого понятия может быть представлена как в научном, так и в бытовом смыслах. В строительной сфере комфортная городская среда — наиболее приспособленное для жизни и деятельности людей пространство.
Комфорт такого пространства напрямую зависит от доступности товаров, услуг, сервисов, транспорта, удобство планировки и наличие публичных мест. Существует мнение, что комфортная городская среда — это чувство и состояние здоровья человека в условиях города. Сегодня в деловой практике можно встретить употребление понятия «качественная городская среда», которое нередко отождествляют с «комфортной городской средой». Упуская факт того, что слова «комфорт» и «качество» имеют разное толкование, на практике ученые и публицисты утверждают, что являясь комфортной городская среда автоматически является качественной [2].
Комфортная городская среда обитания — это все городское естественно-природное пространство в определенных административных границах и совокупность застройки этого пространства зданиями и сооружениями, наполнение его предметами и знаками, позволяющими в полной мере удовлетворить индивидуальные и социальные потребности населения, что в итоге должно привести к повышению качества жизни горожан [3].
Формирование комфортной городской среды — это не что иное, как совершенствование, улучшение, модернизация и повышение качества бытовых условий. Эта задача может решиться на уровне городского муниципалитета [4]. Однако в современных российских реалиях существует ряд причин препятствующих развитию комфортной городской среды в регионах, на уровне субъектов.
Большинство российских городов образовалось в советский период или подверглись перестройке, чтобы соответствовать советским нормам. Такие города создавались исключительно как рабочие поселки необходимые для обслуживания промышленных объектов. Акцент делался на воспитание духа коммунизма, это отражалось в идеологическом декоре (памятники, скульптуры и т. д.) и просторных площадях для демонстраций и митингов. При строительстве не учитывались индивидуальные и общественные потребности, застройщики ориентировались на абстрактных жителей, строили, основываясь строго на расчетах и плановых показателях [5].
Кроме этого, на качество городской среды влияет ограниченность бюджетов субъектов, которые выделяются на благоустройство города. Нередко ситуация усугубляется за счет неэффективного использования бюджетных средств и коррупционных процессов [6].
Исторически сложилось, что градостроительство в России — дело государственное, поэтому наладить диалог между гражданами и властными административными структурами крайне сложно. Образуется парадокс: города строятся для людей, но сами люди в этом процессе не больше, чем наблюдатели [7].
Вышеприведенный факт порождает неэффективное использование общественных территорий, это является не менее серьезной ситуацией, чем ситуация с бюджетом. Следствием этого процесса можно считать проблему с монетизацией публичных пространств, низкую посещаемость, хулиганство, вандализм и т. п. Главными причинами низкой эффективности использования общественного пространства являются нехватка высококвалифицированных кадров с административными навыками и конфликты интересов социальных групп. Сегодня судьбу публичных пространств, как правило, решают архитекторы, местные власти и активисты из числа горожан. Уровень их профессионализма и внешнее экспертное мнение нередко играют решающую роль [8].
Специфической чертой городского пространства в России так же является разнообразие исторических, религиозных, этнических культурных особенностей, о ценности которых так же нельзя забывать [9]. Постоянные изменения городской среды могут отрицательно сказываться на жителях с точки зрения психологического комфорта.
Чтобы избежать этого необходимо соблюдать баланс стабильности и новизны. Стабильность обеспечивается историческим центром, сохранением объектов-ориентиров исторической застройки и адаптацией новых построек в существующее пространство. Исторический центр хранит историю города, формирует его идентичность и соединяет прошлое и будущее. Серьезные видоизменения исторического центра служат причиной серьезных потрясений и отсутствием самоидентификации горожан, а так же утратой ценности восприятия города.
Вышеперечисленные факторы препятствуют формированию комфортной городской среды в регионах России и оказывают значительное влияние на ее состояние.
В связи со сложившейся ситуацией с 2017 года в Российской Федерации (далее РФ) начал реализовываться широкомасштабный проект «Формирование комфортной городской среды». Главные задачи проекта — устранить негативные тенденции в благоустройстве городских территорий, построить взаимодействие населения и административных структур, сформировать доверие к органам власти9. Все субъекты РФ должны сформировать план благоустройства на 2017–2022 годы. Обязательными объектами благоустройства являются столицы регионов и моногорода. Программы благоустройства города должны согласовываться с запланированным капитальным ремонтом домов, дорог и прочих объектов городской инфраструктуры [10].
Правительство РФ разработало комплексные меры, нацеленные на осуществление проекта:
- Обязательным условием является коммуникация с гражданами. Привлечение населения к обсуждению, воплощению и контролю выполнения программ;
- Пересмотр существующих и принятие новых стандартов улучшения городских территорий;
- Создание системы оценки качества городского пространства;
- Подготовка и обучение кадров по направлению «формирование комфортной городской среды» во всех регионах РФ;
- Формирование рейтинга самых успешно реализованных проектов благоустройства (это необходимо для распределения финансирования и распространения опыта) [6,11].
Помимо приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в РФ существует проект «Индекс качества городской среды». Проводится конкурс «Лучшая муниципальная практика» (с 2017 года), «Всероссийский конкурс по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях» (прошел в 2018 году), а также реализованы программы по комплексной реконструкции и благоустройству ряда крупных городов, таких как Екатеринбург, Йошкар-Ола.
Таким образом, в настоящее время тема комфортной городской среды приобретает все большую актуальность под влиянием процессов урбанизации и глобализации. Комфортное городское пространство привлекает туристов, инвестиции, высококвалифицированные кадры. Существует мнение, что качество городской среды отражает качество жизни.
Однако, во многих городах РФ возникают трудности с организацией комфортного городского пространства. Причинами этих трудностей можно считать ограниченность региональных бюджетов, отсутствие диалога между населением и властью, исторические и культурные особенности. Для выхода из сложившейся ситуации в РФ создан приоритетный федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», направленный на обеспечение комплексного развития современной городской инфраструктуры на основе коммуникаций с горожанами, совершенствовании норм и стандартов, подготовки квалифицированных кадров, оценки качества и распространении успешного опыта.
Основные термины (генерируются автоматически): комфортная городская среда, городское пространство, городская среда, исторический центр, регион России, РФ, Формирование, комфортное городское пространство, неэффективное использование, общественное пространство.
Источник: moluch.ru
КОМФОРТНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА – ЧТО ЭТО?
Тема создания комфортной городской среды ворвалась в повестку несколько лет назад, благодаря ряду инициатив федерального Минстроя. Затем, в 2018 г. приоритет развития комфортной городской среды был закреплен в одном из национальных проектов, «Жилье и городская среда». Однако для многих сограждан понятие комфортной городской среды пока не слишком понятно . Поэтому стоит рассмотреть более подробно, что включает в себя этот термин. Для наглядности возьмем как образец строящийся ЖК «Новая Щербинка».
Профессиональные архитекторы и урбанисты выделяют несколько общих трендов , обязательных для комфортной городской среды.
В составе ЖК возводятся не только жилые дома, но и объекты социальной и бытовой инфраструктуры, офисные центры
Первый тренд – комплексное развитие территории . Пример такого подхода – в составе ЖК возводятся не только жилые дома, но и объекты социальной и бытовой инфраструктуры, офисные центры. Это позволяет повысить качество жизни и комфорт проживания. Например, в ЖК «Новая Щербинка» предусмотрено строительство двух детских садов (один будет введен вместе с первой очередью жилых домов), школы, амбулатории, торгово-офисного центра.
Второй тренд – комфортные дворы и общественные пространства. Сейчас покупатели при выборе квартиры обращают внимание не только на планировки, площадь и месторасположение дома, но еще и на наличие благоустроенных дворовых территорий и общественных пространств. Это важно, так как современный двор – центр притяжения для жителей дома всех возрастов.
Сейчас двор – это место для отдыха, занятий спортом и совместного досуга, а не гибрид парковки и площадки для выгула собак. Так, во дворах ЖК «Новая Щербинка» будут расположены детские и спортивные площадки, тренажеры для воркаута, малые архитектурные формы (лавочки, скамейки, столики), где каждый найдет себе занятие по душе. Также, важную роль играет озеленение и благоустройство территории. В него входят обустройство газонов, цветников, высадка кустарников и деревьев (в том числе, крупномеров), обустройство освещения.
Во дворах ЖК «Новая Щербинка» будут расположены детские и спортивные площадки, тренажеры для воркаута, малые архитектурные формы
Третий тренд – приспособленность среды для маломобильных категорий граждан. Это очень важное направление, которое включает в себя расположение подъездов домов на уровне тротуаров, наличие пандусов, отсутствие резких перепадов высот во дворе, широкие дорожки. Благодаря этому маломобильные категории граждан смогут воспользоваться элементами городской среды. Все вышеперечисленное предусмотрено в ЖК «Новая Щербинка».
Четвертый тренд – применение современных технологий и материалов. Так, использование прочных композитных материалов при производстве элементов благоустройства и малых архитектурных форм позволяет сделать их долговечными и безопасными. Использование энергоэффективных светильников позволит снизить потребление электроэнергии. Системы видеонаблюдения – повысить безопасность проживания. А сеть Wi-Fi во дворе – сделать его своего рода коворкингом под открытым небом и на свежем воздухе.
Использование прочных композитных материалов при производстве элементов благоустройства позволяет сделать их долговечными и безопасными
Пятый тренд – визуальная привлекательность. Проще говоря, увидев дом и двор, человек должен сказать себе: «Я хочу здесь жить».
На самом деле, понятие комфортной городской среды гораздо шире. Мы рассмотрели только несколько ее факторов, которые позволяют сформировать понимание, что же такое комфортная городская среда.
Также вы можете найти нас в соцсетях:
Источник: dzen.ru
Федеральная программа «Формирование комфортной городской среды»: взгляд проектировщика
В феврале текущего года Правительство РФ предприняло шаг навстречу развитию комфортной, эргономичной, продвинутой городской среды (Постановление Правительства РФ №169 от 10 февраля 2017 г.), который может стать переломным моментом в истории развития российских городов.
Речь в данном Постановлении идет о новом подходе к распределению федеральных субсидий между дотационными субъектами РФ, направленных именно на поддержку программ развития современной городской среды. За несколько месяцев до того, в ноябре 2016 года, была принята и начала внедряться приоритетная программа «Формирование комфортной городской среды», обозначавшая основные направления предпринимаемых в ближайшем будущем действий.
Предполагается, что основная часть всего бюджета программы будет выделена из федеральной казны, оставшуюся часть расходов покроют сами регионы. В 2017 году заложены суммы 20 и 10 миллиардов рублей соответственно. Однако это общие цифры, в регионах эти соотношения могут отличаться. Например, в Республике Коми это соотношение будет выглядеть как 51 на 49, а в Крыму все 100% покроет госбюджет.
В документе также распределяются приоритеты внутри городов. В частности, предусматривается, что две трети выделенных субсидий должны быть направлены на развитие дворовых территорий, и лишь одна треть – на парки, скверы, пешеходные зоны и т. д. Это несомненно добрый знак. Наши дворы уже давно должны уйти от привычной схемы «детские качели плюс столик для домино», и это в лучшем случае, и стать местом, где жители, особенно маломобильные, могут качественно проводить время, заботясь о своем здоровье, общаясь друг с другом и т.д.
Еще одна особенность программы – высокий уровень вовлеченности городских жителей в процесс выбора проектов. Для того чтобы получить субсидию, претенденты должны будут предоставить отчеты о проведенных собраниях горожан, о работе общественных комиссий, в ходе которых определялись основные направления деятельности по формированию общественных пространств. Кто, если не жители, знают о нуждах местных подростков, любителей животных, пожилых людей? Открытый диалог между градостроителями и обществом – это перспективный способ выделения приоритетов в программах по развитию городской среды.
Более того, на мой взгляд, таким образом создается полезный прецедент участия жителей в решении проблем коммунального обустройства, что в дальнейшем может вылиться в плодотворную дискуссию о способах решения накопившихся проблем ЖКХ, безопасности, досуга молодежи и т.д. Для того чтобы избежать вкусовщины и прочих крайностей, необходимо установить баланс отношений по принципу «треугольника»: городские власти – экспертное сообщество – горожане, в том числе представители бизнеса, способные осуществлять реальный вклад в развитие городских структур.
Первые шаги, предпринятые за последнее десятилетие в крупных городах России, уже показали неплохой результат. Среди наиболее ярких проектов можно отметить следующие:
- Работа Совета по развитию общественных пространств в Москве.
- Реконструкция парка Горького в столице, а также перестройка Триумфальной, Театральной площадей и площади Революции.
- Комплексные площадки «Дивный город», «Лахта», «Новая Голландия» и т.д. в Санкт-Петербурге, где горожане не только отдыхают семьями, но и имеют возможность приводить детей на развивающие мероприятия.
- Различные арт-центры, музеи под открытым небом антикафе и т.п. в крупных городах России, таких как Самара, Казань, Пермь и др.
Однако еще рано говорить о результатах изменений в инфраструктуре российских городов, поскольку для нас все только начинается. Обращение к статистике зарубежного опыта строительства комфортной городской среды внушает оптимизм. Например, чего стоит доклад управляющей компании Central Park Conservancy о том, что центральный парк Нью-Йорка спровоцировал увеличение рыночной стоимости близлежащей недвижимости на 11,5 млрд. долларов! Кроме того, расположенные в этой общественной зоне коммерческие объекты создают дополнительный налоговый поток величиной в 400 млн. долларов в год.
В целом для нас очевидно, что общественные пространства, являясь центрами притяжения городских жителей, дают не только финансовый результат, но и становятся факторами декриминализации и культурного оздоровления городской атмосферы. Новый тренд в государственной политике дает надежду, что наши города ожидает серьезная социальная реформация.
Другие публикацииКостин Василий
- Законодательные нововведения на рынке инженерно-проектных услуг: итоги 2019 года
- Увеличится ли количество обманутых дольщиков с введением эскроу-счетов?
- Льготный кредит на покупку деревянного дома: о чем необходимо помнить
- Быстровозводимые жилые дома: новые технологии и материалы
- Что необходимо знать об инженерно-экологических изысканиях
Источник: ardexpert.ru
Юридическая социальная сеть
5198
Подписаться
Публикации
Юридическая публикация
Вопрос дня
Астрология
Государство
Жалоба на действия или бездействие
Мнение о специалистах и организациях
Образ жизни
Образование
Отзывы от товарах и услугах
Светская жизнь
Технологии
Курьёзные вопросы
Социальные сети
14 055 939
Актуальные темы
Законы и кодексы
Сообщества
Автор публикации
Юрист Ермаков Д. А. Подписчиков: 29
5198
Формирование современной городской среды: как принять участие в проекте?
689 просмотров
426 дочитываний
0 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 21,90 рублей за дочитывания Зарабатывать
Думаю, ни для кого ни секрет, что ещё 3 года назад в России стартовал федеральный проект «Формирование современной городской среды» (сокращённо, ФСГС), который продлится до конца 2022 года. В рамках программы данного проекта подлежат ремонту проезды к многоквартирным домам, установке на дворовых территориях скамейки, урны, дополнительное наружное освещение, ограждения придомовой территории.
Это тот самый обязательный минимум. Никаких дополнительных сборов с местных жителей в данном случае не требуется, так как деньги на благоустройство выделяет государство. Только при желании и имеющихся возможностях местные власти или сами собственники жилых помещений в многоквартирном доме могут добавить к обязательным работам дополнительные элементы благоустройства: как вариант, разбить клумбы, высадить новые зелёные насаждения, поставить игровые или спортивные комплексы, организовать парковку или расширить уже имеющуюся парковку. В таком случае, эти работы будут оплачиваться непосредственно людьми, а размер их участия будет определяться муниципалитетами.
Один из самых распространённых вопросов тут от людей и представителей управляющих компаний, а когда дворовая территория не включается в программу? Так вот, дворовая территория не включается в ФСГС если:
– Дом с относящейся к нему территорией признан аварийным и подлежащим сносу;
– В ближайший год запланирован ремонт инженерных коммуникаций и иных объектов, расположенных во дворе многоквартирного дома;
– У дома не истек гарантийный срок со времени ввода в эксплуатацию;
– По заявленному перечню работы уже проводились за счет бюджетного финансирования (полностью или частично).
Следующий наиболее распространённый вопрос заключается в том, что конкретно нужно сделать до официальной подачи заявки на участие своего многоквартирного дома в проект «Формирование современной городской среды»?
Для начала создаём инициативную группу дома. Перед тем как подать заявку, надо понять совместно с неравнодушными соседями, что у вашего двора «болит». Нужна детская площадка или необходимо заасфальтировать дворовый проезд? Неплохо бы установить скамейки или важнее наладить линию наружного освещения? Небольшой группе активистов предстоит подготовить чертеж, в котором должны быть указаны уже существующие объекты и планируемые, определить перечень необходимых работ, подготовить и провести общее собрание собственников.
Инициативная группа — это без преувеличения руководители всего проекта, ответственные за разработку или согласование плана двора с собственниками. Если будут выбраны дополнительные виды благоустройства и работы, то данная инициативная группа по сути и определяет размер участия собственников в проекте.
Безусловно, чтобы помочь жителям учесть особенности конкретного двора, чтобы новые элементы благоустройства не нарушали нормативные акты, нужны будут профессиональные эксперты без вариантов. Специалисты помогут в создании чертежа и покажут образец плана уже отремонтированного двора. Где искать экспертов? В качестве экспертов можно привлечь сотрудников управляющих компаний, ТСЖ, проектировщиков, специалистов по благоустройству. В каждом муниципалитете вообще по факту создана общественная комиссия – обращайтесь за помощью туда.
Как только закрываем данный вопрос с профессиональной помощью со стороны, так сразу делаем чертёж. Идеи инициативной группы нужно оформить в виде чертежа, на котором отмечены существующие объекты благоустройства и новые, которые хотят иметь жители.
ВАЖНО! Во дворе в рамках программы благоустройства бесплатно поставят только элементы, перечисленные в минимальном перечне. Помните, что список не очень длинный (скамейки, урны, дополнительное освещение, дороги). Качели-карусели входят в дополнительный перечень – их установку частично оплачивают собственники.
Сделали? Тогда дальше приступаем к проведению общего собрания, которое определит план работ, выберет ответственного за дизайн-проект, за контроль и приемку работ, точные сроки и условия которых определят муниципальные органы власти.
1. Общее собрание проводится по инициативе собственников или УК. УК на общем собрании может предложить свои варианты.
2. Инициативная группа готовит повестку общего собрания, организует его проведение и подводит итоги.
3. Ориентируясь на созданный инициативной группой чертеж, собрание утверждает перечень работ в соответствии с минимальным и дополнительным перечнями.
Представляю вашему вниманию рекомендуемый перечень вопросов для повестки общего собрания:
– Выбрать председателя и секретаря общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, счетную комиссию.
– Обратиться в органы местного самоуправления с предложением о включении дворовой территории в муниципальную программу формирования комфортной городской среды со следующим перечнем работ по благоустройству дворовой территории:
– из минимального перечня;
– из дополнительного перечня.
– Определить форму и долю участия собственников в благоустройстве дворовой территории:
– финансовая форма (с указанием суммы или процентов от стоимости выполнения работ);
– трудовая форма с долей участия в количестве ____ человек для выполнения следующих работ ________ (обустройство клумб, посадка растений и т.д.). ! Если в заявке участвуют несколько домов одного двора, каждый должен провести собрание с одноименной повесткой.
– Определить следующий порядок и источник финансирования работ по благоустройству придомовой (дворовой) территории:
а) единовременная целевая плата в размере ___________ руб. с 1 кв. м, включив соответствующую строку в платежные документы, выставляемые управляющей организацией/ товариществом собственников жилья;
б) средства текущего ремонта, собранные на счете управляющей организации/товарищества собственников жилья;
в) иные варианты.
– Утвердить ответственного за дизайн-проект, контроль и приемку работ.
И, наконец, подаём заявку на участие в проекте ФСГС в свой муниципалитет!
Копию протокола с планом благоустройства двора собственники передают в Администрацию района. Там формируют общественную комиссию. Она оценивает поступившие заявки и организует общественное обсуждение проекта муниципальной программы.
Стоит отметить, что сроки подачи заявок и подробная информация о включении дворов в программу публикуют на сайте муниципалитета и в местных СМИ. Если двор принадлежит нескольким многоквартирным домам, то собственники передают в Администрацию протоколы общих собраний всех домов.
Как проверить, включили ли ваш двор в программу? Администрация опубликует порядок рассмотрения заявок на официальном сайте до 1 апреля следующего года. На сайте Администрации можно уточнить, вошел ли двор в программу благоустройства.
Далее согласуем дизайн-проект.
Собрав и обсудив все заявки, муниципальные власти передают дизайн-проект благоустройства двора на согласование собственникам. Утверждает проект ответственный, которого уполномочили собственники на общем собрании. Проводить отдельное собрание для этого не нужно.
– Если собственники решили установить дополнительные элементы благоустройства, определили их стоимость, то к этому моменту деньги должны быть полностью перечислены на специальный счет.
– Если помощь собственников только трудовая – они предоставляют в администрацию гарантийное письмо. В нем перечисляют конкретные фамилии людей, которые готовы будут принимать участие в выполнении работ по благоустройству. Гарантийное письмо подписывает уполномоченный, которого собственники выбрали на собрании.
ВАЖНО! Если собственники не выполнят эти условия, то дизайн-проект не утвердят. После согласования дизайн-проектов муниципалитет на конкурсной основе выбирает подрядчика. Обычно этот процесс занимает примерно 1,5 месяца. Все работы по благоустройству должны быть завершены к концу календарного года.
СЛЕДИМ ЗА БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ДВОРА
Уполномоченный представитель собственников наделен правом контролировать работы. Если что-то пошло не так, как в утвержденном дизайн-проекте, он сообщает об этом письменно в Администрацию. Все работы по благоустройству двора должны быть завершены до конца года. Работы по благоустройству принимает комиссия с участием уполномоченного лица.
Подрядчик и комиссия подписывают акт сдачи-приемки выполненных работ. Если в итоге получилось не так, как в дизайн-проекте, или работы выполнены с браком – собственники вправе не подписывать акт и потребовать все переделать и привести в соответствие с проектом. Письменную жалобу собственники направляют в Администрацию или в Минстрой.
Источник: www.9111.ru