Как создаются музыкальные программы

Говоря о работе и безопасности, люди опасаются, что машины могут заменить их на производстве, превзойти интеллектуально и, в самом катастрофическом сценарии, поработить. В сфере искусства эти вопросы не стоят так остро — скорее обсуждается, должен ли музыкант или художник «работать руками». В обывательском представлении произведение, созданное с помощью нажатия кнопки, вовсе не является искусством. Но это далеко не так: технологии не уничтожили «человеческое мастерство», а расширили творческие возможности музыкантов.

Американский композитор, доктор химических наук и позднее магистр музыки Лежарен Хиллер первым применил компьютер для алгоритмической генерации музыки. Его самая знаменитая работа «Сюита Иллиака для струнного квартета» («Иллиак» — название компьютера, на котором она была разработана) вышла в 1957 году.

С тех пор все больше музыкантов становятся программистами. Некоторые из них осваивают имеющиеся языки музыкального программирования, другие создают свои. Например, в 1990-х годах заместитель директора Центра исследования в вычислении и искусствах и преподаватель музыки в Калифорнийском университете Миллер Смит Пакетт создал авторский алгоритм MAX — графическую среду проектирования для музыки и мультимедийного синтеза. Он также является автором Pure Data — платформы по созданию интерактивной компьютерной музыки в режиме реального времени.

ЛУЧШИЕ БЕСПЛАТНЫЕ СЕКВЕНСОРЫ | ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МУЗЫКИ И ЕЕ ОБРАБОТКИ

Расширенные технические возможности внесли радикальные изменения в ядро творческого процесса. Теперь композитор может выстроить последовательность частей (так называемых блоков), а создание их музыкального наполнения поручить алгоритму. Такое развитие музыкального производства предвидел известный композитор и архитектор Янис Ксенакис:

«С появлением компьютеров композитор станет чем-то вроде пилота: ему останется только нажимать на кнопки, вводя координаты, и осуществлять контроль над путешествием корабля в пространстве музыки».

При создании современной музыки используются сложные ритмические фигуры — изменения темпа, или микротоновые интервалы, которые легко описываются математическими моделями. Но держать в голове огромное множество этих моделей — задача, превышающая возможности обычного человека, зато вполне посильная алгоритму. Алгоритм способен вместить в своей памяти большое число музыкальных комбинаций, анализировать их и в нужное время использовать. С помощью программы можно создать произведение, сочинить которое человеку было бы очень трудно или даже невозможно.

Например, австрийский музыкант и разработчик программ Карлхайнц Эссль создал программу Lexikon-Sonate. Он проанализировал музыку разных времен и стилей — Бетховена, Шенберга, Штокхаузена, Сесила Тейлора и т. д., — выявил характерные закономерности и создал алгоритмический музыкальный генератор. На основе разных стилей и уже существующих произведений программа создает множество вариантов музыкальных композиций.

Кстати, сыграть их человеку не по силам. Машина может исполнить произведение для целого «виртуального» оркестра, убрать ограничения, связанные с человеческими возможностями аппликатуры. Американский рок-музыкант Фрэнк Заппа так отозвался о своей работе с программируемым синтезатором «Синклавир»: «С „Синклавиром“ можно использовать самые разные группы воображаемых инструментов для исполнения самых трудных пассажей с точностью в одну миллисекунду».

Зачем алгоритму человек?

Алгоритм может создавать бесконечное число сложных музыкальных комбинаций, но именно человек выбирает вариант (или комбинацию вариантов), который претендует на статус произведения искусства.

Не зря в произведениях алгоритмической музыки принято указывать имя создателя программы. Считается, что именно он является автором-композитором, тогда как программа остается всего лишь инструментом. Но даже если человек задействует чужие алгоритмы, все равно только он определяет, какую именно программу и с какими настройками использовать, и может считаться автором.

История показывает, что большинство новаторских музыкальных произведений было создано благодаря импровизации, отказу от общепринятых норм и правил. Существует целый ряд жанров, в которых импровизация и взаимопонимание между музыкантами играет ключевую роль. Пока люди справляются с этим гораздо лучше, чем алгоритмы, хотя и есть интересные разработки, позволяющие программам взаимодействовать с живыми музыкантами.

Так или иначе, кажется, что музыканты и алгоритмы отлично работают в команде. Вплоть до обмена ролями, когда «человеческий» оркестр исполняет произведение, написанное компьютером.

Что будет дальше?

Вот какие тренды можно наблюдать в этой области.

Интерактивная музыка — пресловутое взаимодействие алгоритма с живыми музыкантами.

Использование в создании музыки теории хаоса (описывает нелинейные динамические системы вроде толпы) и (описывают различные древовидные структуры и фракталы). Музыка сможет быть похожей на турбулентность, колонию дрожжей, лист папоротника или бурю, разразившуюся от взмаха крыла бабочки.

Использование нейронных сетей, которые, в отличие от алгоритмов, не программируются, а обучаются. В смысле можно сказать, что музыка начнет писать себя сама. Под руководством человека, конечно.

Что послушать из алгоритмической музыки

Янис Ксенакис. «Morsima-Amorsima»

Произведение основано на математической теории марковских цепей и рассчитывается таким образом, чтобы звуки стали последовательностью случайных событий с конечным числом исходов (цепью Маркова).

Янис Ксенакис. «GENDY3»

Произведение, созданное Ксенакисом с помощью им же разработанной программы GENDYN, которая генерирует звуки через динамический стохастический синтез.

Karin Lustenberger. «Fuckinglikeacashflow»

Композиция, основанная на динамике курса евро в период с марта по август 2013 года.

Patricio da Silva. «Artificial Life III»

Алгоритмическая композиция, созданная при участии искусственного интеллекта.

Читайте также:
Как называется программа которая постоянно находится в памяти и служит

Rino Petrozziello. «Pure data algorithmic music»

Композиция, написанная в программе Pure Data (видео демонстрирует ее графический интерфейс в реальном времени).

Eli Fieldsteel. Chandelie (a)r. «Composition for Fixed Media»

Композиция, написанная на языке Csound с использованием семплов из библиотеки Freesound.

Pedro Gómez. «Time Asymmetry of Entropy, for string quartet»

Фрагменты алгоритмического струнного квартета, который был задуман таким образом, чтобы у слушателя складывалось ощущение все увеличивающейся энтропии (впрочем, с сохранением связности и дискурсивности), поэтому за основу алгоритма взят второй закон термодинамики.

James Mobberley. «Spontaneous Combustion»

Пьеса «Спонтанное горение» для солиста и аккомпанемента, который генерируется компьютером из звуков, производимых солирующим инструментом (в данном случае это саксофон). По сути, пьесу исполняет всего один инструмент — демонстрируя при этом различные формы отношений в ансамбле.

Pamela Z. «Attention. Del Sol String Quartet Live at the Exploratorium»

Пьеса для струнного квартета, видео, голоса и мобильных телефонов исследует, как современная культура бросает вызов вниманию и сосредоточенности.

Источник: theoryandpractice.ru

Основные уроки Fl Studio для создания музыки

В этом разделе собраны основные уроки Fl Studio. Он посвящен начинающим музыкантам, которые только начали изучать программу Fl Studio. Здесь вы по шагам можете узнать настройки каждого окошка и больше не мучить себя вопросами, что где и как? Для лучшего понимания этой программы, изучите этот мануал по каждому окошку, где расписаны все настройки, чтобы не было лишних вопросов. Но если будет что-то непонятно, то смело задавайте вопросы в комментариях ниже.

Перед тем как приступить к изучению этой программы я хотел вам рассказать почему же так популярна программа FL Studio? И почему я ее выбрал?

Это программа довольно проста в освоении и предназначена, как для начинающих музыкантов, так и для профессионалов, которые используют компьютер в качестве музыкальной станции. Также в этой программе предусмотрены подсказки по выставление аккордов и нот в piano roll. Поэтому все музыкальные инструменты не требуют присутствия теоретических знаний о музыке от пользователя, но если вы будете знать хотя бы немного про аккорды и их построение, то вам будет легче их в дальнейшем составлять.

В этой программе в основном вы будете работать с плейлистом, пошаговым секвенсором, микшером и браузером.

Вся работа заключается в том, что вам необходимо выбрать любимый синтезатор (инструмент), затем в пошаговом секвенсоре (т.е. в piano roll) набрать нужную вам мелодию (фрагмент партии, сэмпл), создать необходимое количество образцов (фрагмент партии, сэмпл, мелодии), и расположить их в правильном порядке в плейлисте воспроизведения.

В результате, мы получаем несколько треков с образцами, которые играют в цикле. Благодаря простоте в использовании, программа имеет большой потенциал, который позволяет создавать высококачественную современную музыку.

Представленные на нашем блоге уроки по fl studio, помогут вам лучше узнать эту программу «с нуля». Просто вам нужно будет внимательно прочитать и повторять все действия, уже в самой программе.

Конечно же, важно понимать, что наши уроки fl studio дают вам только теоретические знания. Поэтому нужно больше практиковаться после изучения материала, чтобы в дальнейшем делать хиты и шедевры. А это прежде всего, зависит от вашего упорства, сил и, конечно вашего таланта. Эти уроки помогут вам овладеть основами этой программы и научится работать в ней.

Более углубленное изучение FL Studio и раскрытие полного потенциала использования этой программы появится с практикой. Ну а наш блог будет вас сопровождать в мир создания музыки.

Приступим к первым шагам.

  • Это первое, что вам нужно сделать. Если у вас все это сделано, то можете пропустить.
  • Установка Fl Studio
  • Установка драйвера Asio4all
  • Первый запуск Fl Studio и его первичная настройка

Изучаем основные разделы программы Fl Studio.

уроки fl studio

  1. Как пользоваться Браузером (Browser) Fl Studio. Браузер в Fl Studio служит для навигации между семплами, пресетами и проектами, а также для быстрого выбора необходимых семплов, пресетов и т.д.
  2. Изучаем Главное меню в Fl Studio. Главное меню содержит ряд важных элементов управления для каждого приложения в каждом пункте, а также необходимые подсказки.
  3. Разбираемся с Пошаговым секвенсором (Step sequencer). Здесь выставляются ваши ноты. Пошаговый секвенсор является важным инструментом для составления ваших нот и мелодий для вашего проекта. Сюда можно загрузить различные инструменты в любой канал, а затем уже отправить звук на любой канал микшера для изменения звука в более лучшее звучание.
  4. Работа в Плейлисте (Playlist). Он нужен для выставления паттернов, то есть для составления вашей музыки. Плейлист это сердце проекта, где создаются пошагово и последовательно из блоков и аудио звуков ваша песня.
  5. Рассмотрим информационные панели и инструменты FL Studio. В этой части расположены такие элементы как таймер, загрузка процессора, темп, включение и выключение композиции и т.д.

* Нажмите по определенному пункту, чтобы узнать подробнее

Конечно же вдаваться во все настройки нет необходимости. Сейчас главное узнать основные параметры и понять для чего они нужны и как их использовать.

Продолжение изучения необходимых возможностей Fl Studio:

~ Channel Settings рассмотрим его функции.

Остальные материалы вы можете изучить посетив эту страницу с картой сайта.

Читайте также:
Рейтинг программ для изучения английского

Источник: bigsong.ru

Как создаются музыкальные программы

Как сочинить произведение. Основы музыкальной композиции

Как сочинить произведение. Основы композиции

Создание музыки или композиция – это творческий процесс, который должен базироваться на теории музыки. Структура произведения имеет чёткую логику построения. Некоторые шедевры мировой классики буквально рассчитаны математически. Не случайно в Древней Греции музыка входила в ряд математических наук.

Большим заблуждением является утверждение, что великие композиторы сочиняли собственные произведения под влиянием вдохновения. Гении музыки: Бах, Гайдн, Бетховен, Малер, Рахманинов ежедневно выделяли время для композиции.

Данная страница поможет музыканту не только научиться создавать профессиональную музыку, но и поможет разобраться в основной терминологии, в частности используемой при анализе. Будут разобраны программы, необходимые для набора нотного текста, предложены упражнения для освоения композиторской техники, а также дан план, как сочинить музыкальное произведение.

Из чего сделана музыка?

Грубо говоря, музыка представляет собой последовательность звуков в определенном ритме , которая имеет эмоциональную окраску. Наиболее часто произведение содержит в себе следующие элементы:

Рассмотрим каждое понятие более детально.

Что такое мелодия

Мелодия представляет собой одноголосно выраженную музыкальную мысль. Существуют рекомендации, касающиеся строения мелодической линии:

  • Принцип равновесия. Не стоит перегружать мелодическую линию. Если Вы хотите, чтобы слушатель быстро запомнил материал, тогда необходимо соблюдать принцип равновесия. Он заключается во взаимодополнении ритма и интонационного строя. Если интонационный строй включает сложно воспринимающиеся для слуха элементы, такие, как скачки на широкие интервалы , наличие мелизматики, отклонения или модуляции и прочие осложняющие факторы, тогда необходимо применять простой ритм . Если мелодия по интонационному строю простая тогда прописывается более сложный ритм.
  • Принцип мелодической волны. Отлично воспринимается мелодия, построенная на чередовании восходящего и нисходящего движения.
  • Интонационное единство. Музыкальная тема может содержать ведущие интонации (интервалы). Яркими примерами произведений, имеющих в основе секундовую интонацию являются «Реквием» Моцарта (Lacrimosa), Главная тема I части фортепианного концерта Рахманинова №2 .

Стоит отметить, что мелодия необязательно должна проводиться в верхних регистрах, она также может быть в басу или другом голосе.

Чтобы написать по-настоящему выразительную и красивую мелодию необходимо:

  1. Представить художественный образ, который необходимо воплотить в музыке. Задайте себе вопросы: инструментальное или вокальное сочинение? Какой характер? Все эти вопросы, позволят определить средства выразительности. В одном из разделов статьи подробно разбираются средства выразительности.
  2. Импровизировать. Больше играйте и слушайте. Многие музыканты именно при импровизации находят отличную мелодическую линию. Наиболее интересные варианты могут появиться не сразу.
  3. Если импровизация дается тяжело, то попробуйте специально сочинить несколько похожих по эмоциональной окраске мелодий. Запишите их либо на диктофон, либо в нотную тетрадь.
  4. Изменять. Возьмите определенную тему вашего сочинения, попробуйте изменить в ней что-то, например, одну ноту, фрагмент или тональность. Вслушайтесь, стало ли лучше.
  5. Анализировать другие произведения. Отмечайте, какие средства выразительности использовал композитор в понравившихся вам мелодиях. Это поможет понять, что звучит хорошо, а что плохо.

Если создается классическое произведение, то мелодию необходимо развивать. Существует несколько способов мелодического развития:

  1. Разработочный позволяет дробить тему, а также секвенцировать ее (Секвенция – последовательное повторение музыкального материала на другом звуковысотном уровне.)
  2. Полифонический подразумевает использование канонической имитации.
  3. Вариационный допускает небольшие изменения в мелодии, с сохранением изначальной гармонии и формы.
  4. Вариантный способ основывается не только на изменении в мелодии, но и в гармонии и соответственно форме, объединяющим является интонационный строй.
  5. Жанровая трансформация подразумевает изменение жанра, заложенного в основе. Например, тема была жанрово-бытовой, а стала хоралом.

При усложнении музыкальной ткани допускается совмещение способов развития. В инструментальной музыке в качестве развития материала можно использовать арпеджио, пассажи и другие общие формодвижения, это позволит разнообразить сочинение.

Гармония

Гармония позволяет объединять звуки в созвучия, которые, в собственную очередь, образуют последовательность. Созвучия в данном смысле представлены интервалами и аккордами. Наиболее часто гармонические обороты в композиции характерны для аккомпанемента.

Проще говоря, аккомпанемент представляет собой сопровождение для мелодии. Фактура определяется как заполненное звуками пространство, имеющее развитие. Существует несколько типов фактуры в аккомпанементе:

  1. Аккордовая. В основе фактуры аккорды в ритмическом изложении.
  2. Фигурации. Различают гармонические — проигрывание звуков аккорда последовательно и мелодические фигурации – последовательное проигрывание звуков аккорда с добавлением неаккордовых звуков.
  3. Альбертиев бас ритмически равномерно разложенный бас. В некоторых случаях воспринимается, как скрытое двухголосие.
  4. Полифоническая или многоголосная имеет несколько относительно самостоятельных голосов.

Гармонические обороты произведения желательно прописывать сразу после мелодии, можно в виде цифровок. Важно помнить, что для конкретных исторических стилей, характерны собственные обороты. Исторически сложилось несколько направлений в данной науке:

  • Барочная
  • Классическая
  • Романтическая
  • Импрессионистическая
  • Джазовая
  • Современная

Каждое направление имеет ряд правил, которые не рекомендуется нарушать при сочинении в данном стиле.

Форма и роль повторений

Обязательно необходимо соблюдать форму. Без этого произведение будет разваливаться. Для каждого типа произведения есть определенная форма. Современный музыкальный мир может похвастаться многообразием форм, как в вокальной, так и в инструментальной музыке. Наиболее распространенными моделями являются:

  • Простая двухчастная состоит из двух внутренних разделов, при этом во второй части повторяется небольшой фрагмент первой, который развивается иначе.
  • Простая трехчастная репризная (da capo) состоит из трех частей. При этом вторая контрастна первой, третья является повтором первой.
  • Сонатная основывается на тональном контрасте структурно оформленных экспозиционных тем, развитие проводится в разработочном разделе, в репризе темы тонально объединяются.
  • Вариации – модель, построенная на многократном изменении первоначальной темы.
  • Куплетная и запевно-припевная применяются в вокальной музыке.
Читайте также:
Партнерская программа тлк групп отзывы

Допускается синтез между формами.

Не стоит бояться формообразующих повторов. Мышление человека лучше усваивает повторяющуюся информацию. В классической музыке можно найти подобное использование повторений:

  • Лейтмотив применяется для симфонических или театральных произведений, имеющих ярко выраженную драматургию.
  • Лейттема – это тема, выступающая как действующее лицо.
  • Формообразующие повторы характерные для определенных композиторских моделей.

В современной популярной музыке композиторы также активно используют повторения. Так в припеве сохраняются музыка и текст. В куплетах изменяются только слова. Электронная музыка также наполнена повторениями, примером является композиции с использованием сэмплов.

Драматургия

Музыка относится к ряду искусств, которые должны вызвать эмоциональный отклик у слушателя. В противном случае, музыкальное сочинение не будет пользоваться популярностью. При сочинении композиции важно помнить о роли драматургии. Существует несколько вариантов драматургического развития:

  1. Трагедийная концепция имеет заложенный конфликт
  2. Созерцательная лирика не имеет конфликта, преобладает эстетическое начало

Каждый из данных вариантов имеет бесчисленное количество подкатегорий, поэтому не будем подробно на них останавливаться. Важно понять, что в том и другом варианте, обязательно должна быть кульминация. Выделяют несколько разновидностей кульминаций в зависимости от ее расположения в сочинении:

  1. Вершина-источник находится вначале. Характерно для лирических произведений.
  2. Середина или в точке золотого сечения наиболее популярна в творчестве романтиков, так позволяет создать атмосферу напряженности.
  3. Вершина-горизонт находится в конце произведения. Оставляет у слушателя ощущение недосказонности, незавершенности. Имеет сильный эмоциональный эффект.

В музыкальном произведении кульминация сопровождается следующими признаками:

  • Расширение диапазона мелодии (как правило самый высокий звук во всем произведении)
  • Уплотнение фактуры
  • Увеличение динамики

Композитор должен обязательно продумывать кульминационные моменты. В одном произведении может быть несколько кульминационных точек. Если сочинение включает в себя несколько инструментов, то с точки зрения драматургии, необходимо вводить их постепенно, чтобы не перегружать фактуру.

Средства выразительности

Содержательную сторону композиции позволяют олицетворить средства выразительности. К ним относятся:

  • Тональность сильно влияет на произведение, некоторые тональности в классической музыке имеют собственное значение. Например: Des-dur – это выражение истинной любви.
  • Лад. Наиболее распространенными являются мажор, который используется для выражения более светлых и лирических образов, и минор, обладающий более драматичным оттенком.
  • Наличие мелизматики или ее отсутствие.
  • Включение музыкальных символов. Особенно характерно для композиций в барочной стилистике.
  • Инструментальные тембры. Каждый тембр имеет собственную окраску и диапазон, в котором он наиболее эффектно звучит.

При сочинении произведения необходимо экспериментировать со средствами выразительности, меняя тональность, лад, добавляя или убирая мелизмы.

Упражнения

Существует ряд упражнений и заданий, помогающих освоить композицию:

  1. Анализ произведений других композиторов. Прежде чем написать произведение в определенном стиле необходимо посмотреть, как это делают профессионалы. Выделить для себя наиболее удачные приемы и попробуйте применить их на практике.
  2. Выберите текст или стихотворение, имеющие яркую эмоциональную окраску. Проанализируйте. Попробуйте импровизировать, воссоздавая атмосферу в тексте. Тоже самое можно делать, используя художественные образы в живописи.
  3. Выберите определенную форму и постарайтесь сочинить в ней, используя все правила.
  4. Играйте гаммы, пассажи, аккорды, пробуйте модулировать. Все практические навыки обязательно пригодятся при сочинении.
  5. Занимайтесь подбором других музыкальных произведений, это даст вам базу для формирования музыкального слуха, а также улучшит технику игры на инструменте.
  6. Совершенствуйте знания в теории музыки.

Программы для набора нот при сочинении музыкальных композиций

Sibelius 8 является одним из лучших нотных редакторов, отлично зарекомендовавших себя на мировом рынке программного обеспечения для профессиональных музыкантов, композиторов и аранжировщиков.

К функциональным возможностям данной программы можно отнести:

  • Большой набор встроенных шаблонов.
  • Возможность самостоятельно устанавливать разметки страницы
  • Наличие необходимых инструментов
  • Несколько удобных способов набора нот
  • Наличие функции MIDI
  • Можно прослушать композицию
  • Постоянные обновления

Sibelius – полезная программа, как для начинающих композиторов, так и для профессионалов.

Подобной по функциональным возможностям является программа MuseScore 2.

Примечание: во многих современных нотных редакторах есть функция прослушивания полученного текста, более того, можно сохранить файл, как аудиозапись в различных форматах. Единственным минусом подобных аудиозаписей можно считать плохое качество звука, не передающее тембровую окраску. Так, если автор хочет добиться максимально качественного звучания, тогда необходимо использовать специализированные программы для записи, такие как FL Studio 12, Mixcraft 8 или Audacity. Запись может проводиться как на виртуальных инструментах, так и при помощи MIDI-клавиатуры.

Резюме: план сочинения

Инструментальная музыка:

  1. Импровизация и сочинение мелодии;
  2. Анализ характера мелодии;
  3. Выбор музыкальной формы, способной выразить характер мелодии;
  4. Разработка драматургии: кульминационные моменты;
  5. Выписка гармонических оборотов в выбранной фактуре. По необходимости включение отклонений, модуляций;
  6. Аранжировка или инструментовка (по необходимости);
  7. Критический взгляд на произведение;
  8. Корректировка (по необходимости).

Вокальная музыка:

  1. Выбор стихотворения или текста;
  2. Выбор музыкальной формы;
  3. Анализ настроения текста;
  4. Определение кульминационных моментов в тексте;
  5. Сочинение вокальной мелодии;
  6. Создание примерного гармонического плана;
  7. Выбор фактуры, соответствующей содержанию;
  8. Выписка кульминационных моментов в музыке;
  9. По необходимости аранжировка;
  10. Критический взгляд (проиграть композицию спустя время);
  11. Корректировка.

Надеемся, что статья помогла Вам понять, как сочинить музыкальное произведение. Пробуйте. Совершенствуйте собственное композиторское мастерство. Ищите индивидуальный стиль. Желаем вам творческих успехов!

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник: soundtimes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru