Этико-эстетическая программа
Исходный принцип эстетического кодекса классицизма — подражание прекрасной природе. Объективная красота для теоретиков классицизма (Буало, Андре) — это гармония и закономерность вселенной, имеющая своим источником духовное начало, формирующее материю и приводящее ее в порядок. Красота таким образом в качестве вечного духовного закона противоположна всему чувственному, материальному, изменчивому. Поэтому красота нравственная выше красоты физической; творение рук человеческих прекраснее грубой красоты природы.
Законы прекрасного не зависят от опыта наблюдения, они извлекаются из анализа внутренней духовной деятельности.
Идеал художественного языка классицизма — это язык логики — точность, ясность, последовательность. Языковая поэтика классицизма избегает по возможности предметной изобразительности слова. Ее обычное средство — отвлеченный эпитет.
На тех же принципах построено и соотношение отдельных элементов художественного произведения, т.е. композиция, которая обычно представляет собой геометрически уравновешенную конструкцию, основанную на строгом симметричном членении материала. Таким образом законы искусства уподобляются законам формальной логики.
Эстетическая гимнастика: в чем отличия от художественной и какие плюсы она несет
Политический идеал классицизма
Искусство классицизма эпохи буржуазной революции было строго рационалистичным, т.е. требовало полного логического соответствия всех элементов художественной формы предельно ясно выраженному замыслу.
Классицизм XVIII-XIX вв. не был однородным явлением. Во Франции героическому периоду буржуазной революции 1789-1794 гг. предшествовало и сопутствовало развитие революционного республиканского классицизма, который воплотился в драмах М.Ж. Шенье, в ранней живописи Давида и т.д. В противовес этому в годы Директории и особенно Консульства и наполеоновской империи классицизм утратил свой революционный дух и превратился в консервативное академическое направление.
Иногда под непосредственным влиянием французского искусства и событий Французской революции, а в отдельных случаях независимо от них и даже предшествуя им во времени, развивался новый классицизм в Италии, Испании, скандинавских странах, США. В России классицизм достиг наибольшей высоты в архитектуре первой трети XIX в.
Одним из наиболее значительных идейно-художественных достижений этого времени было творчество великих немецких поэтов и мыслителей — Гёте и Шиллера.
При всем разнообразии вариантов классицистического искусства в нем было много общего. И революционный классицизм якобинцев, и философско-гуманистический классицизм Гёте, Шиллера, Виланда, и консервативный классицизм наполеоновской империи, и очень многообразный — то прогрессивно-патриотический, то реакционно-великодержавный — классицизм в России являлись противоречивыми порождениями одной и той же исторической эпохи.
Источник: studbooks.net
ЧТО ТАКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА? | Что лучше художественная или эстетическая гимнастика?
Этико-эстетическая программа
Исходный принцип эстетического кодекса классицизма — подражание прекрасной природе. Объективная красота для теоретиков классицизма (Буало, Андре) — это гармония и закономерность вселенной, имеющая своим источником духовное начало, формирующее материю и приводящее ее в порядок. Красота таким образом в качестве вечного духовного закона противоположна всему чувственному, материальному, изменчивому. Поэтому красота нравственная выше красоты физической; творение рук человеческих прекраснее грубой красоты природы.
Законы прекрасного не зависят от опыта наблюдения, они извлекаются из анализа внутренней духовной деятельности.
Идеал художественного языка классицизма — это язык логики — точность, ясность, последовательность. Языковая поэтика классицизма избегает по возможности предметной изобразительности слова. Ее обычное средство — отвлеченный эпитет.
На тех же принципах построено и соотношение отдельных элементов художественного произведения, т.е. композиция, которая обычно представляет собой геометрически уравновешенную конструкцию, основанную на строгом симметричном членении материала. Таким образом законы искусства уподобляются законам формальной логики.
Источник: vuzlit.com
Своеобразие русского футуризма. Эстетическая программа и литературные манифесты. «Кубофутуризм» и «эгофутуризм».
Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов: «кубо» – от пропагандировавшегося ими в живописи кубизма, «футурум» – будущее. Было и другое название у этой футуристической группы – «Гилея» (так на древнегреческом языке называлась та часть Таврической губернии, где в 1910-е годы жила семья Бурлюков и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Поэт В. Хлебников дал группе еще одно название – будетляне; по словам В. Маяковского, «будетляне – это люди, которые будут. Мы накануне».
В декабре 1912 года вышел в свет сборник кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу». Этот сборник открывался программной статьей, которую подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников). Позиция группы была выбрана разрушительная и скандальная. «Только мы – лицо нашего Времени», – утверждали они.
Но кубофутуристы не были единственной литературной футуристической группой:
- в Петербурге в 1911 году возвестили о своем появлении эгофутуристы во главе с И. Северяниным; в группу входили К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов, Г. Иванов.
- группу «Мезонин поэзии» в 1913–1914 годах составили В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев, Хрисанф.
- в течение 1914–1916 годов существовала футуристическая группа «Центрифуга», в которую вошли С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак, К. Большаков, Божидар.
Существование каждой из футуристических групп было недолгим: они появились перед Первой мировой войной и распались в первые военные годы. Каждая из этих групп считала, как правило, именно себя выразительницей идей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими группами.
Эстетические, литературные принципы футуристов, как и названия их сборников («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб», «Танго с коровами») потрясали современников, вызывали возмущение и всевозможные упреки. Футуризм как явление выходил за рамки собственно литературы: он воплощался в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в «женской», по тогдашним критериям, желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т.п. В действительности же далеко не всё, чем футуристы удивляли публику, следует воспринимать всерьез. В. Маяковский сам вскоре, с началом войны, признал: «. у нас было много трюков только для того, чтобы эпатировать буржуа. футуризм для нас, молодых поэтов, – красный плащ тореадора. «.
Общей основой движения было стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (В. Маяковский) и стремление осознать и выразить через искусство грядущий мировой переворот и рождение нового человека. Но была поставлена цель не только осознать и выразить смену эпох, – искусство само должно было стать активной преобразующей силой, способной преобразить мир.
В отличие от своих предшественников символистов, футуристы стремились сделать литературное искусство, литературное слово демократичным, массовым (поэзия должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади); стремились дать в искусстве современные, адекватные новому динамичному времени средства самовыражения. В. Хлебников даже пытался предложить человечеству новый универсальный язык.
Любопытными были эксперименты футуристов (прежде всего В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Крученых) в области стиха, поэтического слова. Так, в свое время скандальную известность получило «стихотворение» А. Крученых «Дыр – бул – щыл. «:
Дыр – бул – щыл Убещур Скум Вы – со – бу Р – л – эз 1913
Сам А. Крученых утверждал: «. в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».
Группу поэтов-эгофутуристов, заявившую о себе в 1911 году в Петербурге, возглавил Игорь Северянин. В нее вошли Г. Иванов, К. Олимпов, И. Игнатьев, В. Гнедов и др. «Эго» в переводе с лат. – «я». В центре творчества поэта-эгофутуриста – его «я», его личность.
Слава Игоря Северянина, одного из самых популярных поэтов серебряного века, была в свое время «повсеградной» (неологизм Северянина). О его книгах «Громокипящий кубок» (1913), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915) и других говорили повсюду. Его выступления в городах России – «поэзоконцерты» (их состоялось около 100 в период с 1913 по 1917 годы) привлекали публику с неизменным успехом.
В истории русской литературы ХХ века есть любопытные факты: в 1918 году в Москве, на поэтическом вечере в Политехническом музее, Игорь Северянин был признан королем поэтов, второе место было отдано В. Маяковскому, третье досталось К. Бальмонту.
О появлении эгофутуризма И. Северянин возвестил в 1911 году, а в январе 1912 года им была разослана в редакции ряда газет его программа «Академия Эго-Поэзии (Вселенский футуризм)», где в качестве теоретических основ провозглашались Интуиция и Эгоизм. «Лозунгами моего эгофутуризма, – писал Северянин в своих воспоминаниях, – были: 1. Душа – единственная сила. 2. Самоутверждение личности.
3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со “стереотипами” и “заставками”. 7. Разнообразие метров». Литературная программа группы, как видим, была довольно расплывчатой. Всерьез говорить о литературном течении, возглавляемом И. Северяниным, не приходится.
Группа очень быстро распалась. В 1912 году обострилась борьба Северянина и Олимпова за футуристическое первенство, Северянин вышел из группы «Эго», считая «миссию моего Эго-футуризма выполненной»: «Я, – год назад, – сказал: “Я буду!” / Год отсверкал, и вот – я есть!»
В чем-то Северянин сближался с кубофутуристами. В 1914 году И. Северянин выступал совместно с кубофутуристами на юге России, приняв участие в так называемой «Олимпиаде футуризма» (1914). Но сотрудничество с кубофутуристами оказалось кратковременным, и в 1914 году Северянин с ними разошелся.
Как и у других футуристов, у Северянина встречается немало неологизмов, но они «осмысленны», изысканно доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет (ср.: ветропросвист, крылолет). О московских футуристах он с неодобрением писал: «. в своем словотворчестве они достигали зачастую полнейшей нелепости и безвкусицы, в борьбе с канонами эстетики употребляли отвратные и просто неприличные выраженья». Своеобразный шик северянинской поэзии придавали неологизмы с иностранными корнями и суффиксами, чарующие своей экстравагантностью, увлекающие в изысканно-экзотический мир.
Однако Игорь Северянин не стремился, в отличие от кубофутуристов, порвать с культурой прошлого и «cбросить Пушкина с корабля современности». Он считал, что и Пушкина, и Блока надо знать даже «во времена Северянина».
Критика, и это стало общим местом, отмечала манерность, будуарность поэзии Игоря Северянина, ее ресторанный характер и пошловатую изысканность, салонный дендизм и экстравагантность. Отсутствие «темы» в поэзии И. Северянина тревожило А. Блока: «Куда пойдет он, еще нельзя сказать, что с ним стрясется: у него нет темы. Храни его бог».
И. Северянин известен и как автор негромких щемящих строк о России, о своей судьбе. После революции Северянин оказался в Эстонии, где и прожил до своей смерти в 1941 году. «Я не эмигрант и не беженец. Я просто дачник», – говорил о себе И. Северянин. За рубежом он издал семнадцать поэтических сборников, но они выходили малыми тиражами, пик славы поэта остался позади, в прошлой России.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник: cyberpedia.su
29. «Мир искусства». Эстетическая программа. Представители.
Мир искусства (1898—1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа(делал иллюстрации к произведениям разным, в основном графика. Затем стал создавать эскизы костюмов театра и сами декорации для театра) и театральный деятель С. П. Дягилев.
Бакст – создавал эскизы к балетным костюмам,
Добужинский – связан с книгами и литографией, известная картина «Человек в очках»
Создает образ мертвой природы и такого же мертвого человека. Фигура в контражуре
К. сомов создавал портреты.
«Дама в голубом» ощущение болезненности
Так же написал портрет А.Блока и «маскарад»
Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника. В основном это были графики и немного скульпторов .
Лансере Е. его не интересовала современная жизнь , он изображал фантазии воспоминания о 18 веке .обращался к след темам : Балы маскарады , воспоминания о временах людовика 16, архитектура того времени, хрупкость человеч жизни , аристократичность.
Художников не вдохновляла совр жизнь , она казалась обыденной скучной. Искали чего-то изысканного эстетизировали действительность. Чтобы быть художником нужно знать все, быть неким универсалом . Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 гг. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».
30. «Голубая роза». Эстетическая программа. Представители.
В принципе такого объединения не существовало. Оно было очень эфимерное. Существовал художник Борисов-Мусатов – идеолог . после его смерти группа художников вдохновилась его идеями и создала выставку где были полотна Борисова-Мусатова (посмертная выставка).
Борисов- Мусатов, родился в Саратове, в детстве заболел , очень плохо двигался и был горбуном, но тем не менее получил худож. образование в Париже. Использовал холст с переплетенными нитями, жидко втирал грунтовку, писал матово , получался эффект гобелена , как будто картина сплетена , а не написана.
В основном изображал сестру, ее друзей и гостей, приезжающих в дом, все в стиле 17-18в, старинные платья атрибутика. Его картины были мечтой о прошлом, как будто только в прошлом была жизнь. Цвета бледные пастельные, очень мягкие картины, будто обвалакивающие. Фон часто декоративно написан.
Узор деревьев перекликается с узором накидок, картина будто кадрирована как в фотоаппарате. Атмосфера молчания, условность.
«Мальчик с собакой » гармония природы
Автопортрет с сестрой, очень смелая композиция, кадрирование формата
Дом борисова-мусатова, сестра его , атмосфера текущей влаги , будто картина через окно в каплях дождя.
Умел создавать атмосферу , уходил от реальности в придуманный мир.
«Голубая Роза» — выставка, состоявшаяся в 1907 году в Москве, в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов,С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. Матвеев и др. Больше выставок не было.
В группу этих вдохновленных художников входили :
Сапунов и судейкин — театральные худож из Петербурга
Выставка была открыта 18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова и была организована на средства Н. П. Рябушинского — мецената, издателя журнала «Золотое руно» и художника-любителя.,название «Голубая роза», как выражавшее поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном.
Основу выставки «Голубая роза» составляли работы участников более ранней экспозиции — «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове. (тут так же были работы борисова – мусатова, так же врубеля, сарьяна, судейкина, работы из мастерской Абрамцево). Московская выставка ознаменовала собой начало поздней фазы русского символизма. В сравнении с графически-линейными произведениями мастеров из Санкт-Петербурга, объединённых в «Мир искусства» и доминировавших в художественной жизни Российской империи начала XX века, работы молодых авторов из Москвы поразили зрителей нежными, дымчатыми, будто тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте. Вместе с тем часть работ как бы предвосхищала появление авангардных направлений 1910-х годов — экспрессионизм, примитивизм.
Показ работ молодых московских новаторов вызвал усиленную полемику среди художественной интеллигенции.
Совершил поездку в Киргизию, Калмыкию Долго жил там и общался с кочевниками , совершал походы по степи. Изображал примитивные обыденные вещи ,элементы обрядов. Основная мысль: мир это не то, что человек видит, а то, что он чувствует во время восприятия мира.
«Египтянка», геометрич. Стиль , стилизованная фигура , с условным цветом и условным светом , на фоне пальмы .
«Натюрморт. бананы», композиция неправдоподобная, но мы верим в нее
Пейзаж франция. Расплывчатые работы кое как укладываются в силуэт.
«Эскиз декорации» к балету .
Источник: studfile.net