Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной. М. «Просвещение», 2012.
Рабочая программа по литературе 7 класс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. на основании программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной М. «Просвещение», 2012.
Настоящая программа по литературе разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 7 классе МБОУ «СШ №25».
Программа определяет минимальный объем содержания курса литературы для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по литературе согласно учебному плану МБОУ «СШ №25».
Список литературы 7 класс
Представленная рабочая программа полностью соответствует «Рабочей программе. Литература. Предметная линия учебников В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина (М.: Просвещение, 2014г.). Срок реализации программы учебного предмета «Литература» 7 класс – один учебный год (68 часов, 2 часа в неделю).
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания . Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».
Былины . «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств.
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского цикла былин. Своеобразие былинного стиха.
Собирание былин. Собиратели.
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание. Гипербола. Былина. Руны.
Мифологический эпос.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка.
Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира.
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора.
Разбираем список литературы 10 класс. Что проходят в 10 классе по литературе.
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение.
«Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись.
Из русской литературы 18 века
М.В. Ломоносов. Слово об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру.
Признание труда на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода.
Г.Р. Державин . Слово о поэте. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.
Из русской литературы 19 века
А.С. Пушкин . Слово о писателе. «Полтава» (отрывок). «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Прославление отваги и мужества русских солдат. Выражение чувств и любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII).
Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Теория литературы. Повесть.
М.Ю. Лермонтов . Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам.
Теория литературы. Фольклоризм литературы.
Н.В. Гоголь . Слово о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию. Патриотизм. Особенности изображения людей и природы. Теория литературы.
Историческая и фольклорная основа произведения. Литературный герой.
И.С. Тургенев . Слово о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа.
Стихотворение в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворение в прозе.
Н.А. Некрасов . Слово о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Своеобразие некрасовской музы.
Теория литературы. Поэма.
А.К. Толстой . Слово о поэте. Исторические баллады. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведении исторического колорита эпохи. Правда и вымысел.
Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластью.
М.Е. Салтыков-Щедрин . «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика.
Сатира.
«Дикий помещик» (самостоятельное чтение).
Теория литературы. Гротеск.
Л.Н. Толстой . Слово о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявление чувств героя. Беспощадность к себе.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение.
И.А. Бунин . Слово о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
А.П. Чехов . Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии».
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах Чехова.
Теория литературы. Сатира и юмор.
«Край ты мой, родимый край…». Стихотворения русских поэтов о родной природе. В.Жуковский «Приход весны». И. Бунин «Родина». А.К.
Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.
Из русской литературы 20 века
Максим Горький . Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы.
Портрет как средство характеристики героя.
В.В. Маяковский . Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя.
Теория литературы. Лирический герой.
Л.Н. Андреев . Слово о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
А.П. Платонов . Слово о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.
Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны . Интервью с поэтом – участником великой отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихах А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др.
Теория литературы. Публицистика, интервью.
Ф.А. Абрамов . Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы.
Е.И. Носов . Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Взаимосвязь природы и человека.
Ю.П. Казаков . Слово о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина» . Стихотворения о Родине и родной природе (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
А.Т. Твардовский . Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы.
Теория литературы. Лирический герой.
Д.С. Лихачев . «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика. Мемуары.
М. Зощенко . Слово о писателе. Рассказ «Беда», смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов . Слово о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я новь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс . Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.
Джордж Гордон Байрон . «Ты кончил жизни путь, герой. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
О.Генри . «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери . «Каникулы». Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников 5—9 классов.
Личностные задачи обучения:
- формировать понимание важности процесса обучения;
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формировать уважение к литературе народов многонациональной России;
- формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
- развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
- формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;
- формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
- развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;
- развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные задачи обучения:
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные задачи обучения:
- воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
- способствовать совершенствованию читательского опыта;
- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
- развивать интерес к творчеству;
- развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
- развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—9 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
- формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- -понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- -владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесно искусства; эстетического восприятия произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Промежуточная аттестация по литературе в 7 классе проводится в форме теста, состоящего из вопросов и заданий трех уровней, аналогично тестам ЕГЭ.
Источник: nsportal.ru
Школьная программа по литературе для 7 класса
«Молитва»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Ломоносов М. В. «Похвальная надпись к статуе Петра Великого»
«Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
«Случились вместе два Астронома в пиру. »
Маяковский В. В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
«Хорошее отношение к лошадям»
Некрасов Н. А. «Вчерашний день, часу в шестом. »
«Размышления у парадного подъезда»
«Русские женщины»
Олдридж Д. «Последний дюйм»
Платонов А. А. «Неизвестный цветок»
«Юшка»
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Поучения Владимира Мономаха (отрывок) «О делах милосердия»
Пушкин А. С. «Борис Годунов»
«Медный Всадник»
«Песнь о Вещем Олеге»
«Полтава»
Салтыков-Щедрин М. Е. «Дикий помещик»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Симонов К. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. »
Толстой Л. «Детство»
Тургенев И. С. «Бирюк»
«Близнецы.»
«Два богача»
«Стихотворение в прозе Русский язык»
Чехов А. П. «Злоумышленник»
«Хамелеон»
Сантока Танэда «Японские хокку (трёхстишья)»
6a10bbd480e4c5573d8f3af73ae0454b0″>
Оцените материал:
Источник: gostei.ru
Рабочая программа по литературе, 7 класс
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.Анкетирование.
Сообщения, читать былины
Устное народное творчество (6 ч.)
Предания как поэтическая биография народа..
Лекция. Эвристическая беседа.
Стр. 7-10 чтение , пересказ.
Былина. Понятие о былине.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.
Прославление мирного труда.
Лекция. Эвристическая беседа. Составление плана. Анализ языковых средств. Выр.чтение.
«Илья Муромец и Соловей разбойник» (прочитать)
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.
Урок внеклассного чтения. Эвристическая беседа.
Стр. 24-35 (прочитать)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.
Урок внеклассного чтения. Беседа по видеосюжету
Аудиторное сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Урок контроля Развитие творческих способностей
Древнерусская литература (6 часов)
Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.
Рассказ учителя. Эвристическая беседа.
«Поучение младшему брату».
Выучить определение поучения. Отрывок наизусть.
Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг».
Работа над выразительным чтением.
прочитать стр. 54-63
«Повесть о Петре и ФевронииМуромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
Составление плана рассказа. Обучение устному рассказу.
Подготовиться к пересказу эпизодов
Рассказ о Февронии
Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.
Эвристическая беседа. Составление плана характеристики
Рассказ по плану.
Подготовиться отвечать на контрольные вопросы стр. 63
Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература»
Сообщения о Ломоносове и Державине
Русская литература 18 века (3 часа)
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого».
Лекция. Практикум анализа стихотворения.
Отзыв на стихотворение
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок)
Обучение устному рассказу и выразительному чтению.
Выучить отрывок из оды наизусть
Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание».
Эвристическая беседа. Работа над выразительным чтением.
Выразительное чтение наизусть
прочитать поэму Пушкина «Полтава»
Творчество А. С. Пушкина (9ч)
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Р/к. Пушкин и Кавказ. Интерес Пушкина к истории.
«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл XII.
Анализ изобразительных средств.
Выучить отрывок наизусть
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. Образ автора в отрывке из поэмы.
Рассказ учителя. Эвристическая беседа.
Выучить вступление к поэме наизусть.
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады.
Лекция. Беседа по иллюстрациям. Практикум. Работа над выразительным чтением.
Выучить отрывок из стихотворения. Выучить определение и особенности баллады.
Смысл сопоставление Олега и волхва.
Выразительное чтение наизусть
Выучить определение и особенности баллады.
А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена вЧудовом монастыре.
Стр. 96-97 (вопросы)
А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.
ответы на вопросы
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырину Минского». Развитие понятия о повести.
Дом.соч. « История в произведениях А.С. Пушкина»
Творчество М. Ю. Лермонтова (9 часов)
М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Р/к . Лермонтов на Кавказе.
Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.
Беседа по иллюстрациям. Обучение устному рассказу.
Рассказ «Пир Ивана Грозного»
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
Рассказ «Кулачный бой на Москва-реке»
Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова». Образ гусляров и автора.
«Кулачный бой на Москва-реке»
Алена Дмитриевна как идеал русской женщины. Особенности сюжета и художественной формы поэмы.
ответы на проблемные вопросы
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы.
Практикум анализа стихотворения.
М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел».
Практикум анализ стихотворения.
Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Отработка выразительного чтения.
Выразительное чтение наизусть
Р/рАудиторное сочинение «Какая картина возникает в вашем изображении при чтении одного из лермонтовских стихотворений»
Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать)
Творчество Н. В. Гоголя (6ч+1)
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести.
Рассказ «Жизнь на Сечи»
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.
Эвристическая беседа. Составление плана характеристики
рассказ об Остапе и Андрии
рассказ об Остапе и Андрии
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.
Трагедия Тараса Бульбы
Ответы на проблемные вопросы
Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.
Слово учителя. Эвристическая беседа.
Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя».
Урок развития речи.
Подготовиться к тестированию
Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Стр. 214-223 (прочитать)
Творчество И. С. Тургенева (5 часов)
И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника».
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных
Просмотр фрагмента фильма и обсуждение
Отзыв на видеосюжет
Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
Практикум анализа эпизода.
прочитать рассказ «Хорь и Калиныч»; «Бежин луг»
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
Отзыв на стихотворение в прозе
Выучить стихотворение «Русский язык»
Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык»
Обучение выразительному чтению
Выразительное чтение наизусть
Стр. 227-245 (прочитать)
Творчество Н. А. Некрасова (3 часа)
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины.
Стр. 244-245 (вопросы)
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»
Практикум анализа эпизода
Устный рассказ о героине с цитированием
Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.
Эвристическая беседа. Составление плана.
Устный рассказ о героине
стр. 261-274 (прочитать)
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (4 часа)
М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества.
художественный пересказ эпизодов
Смысл противопоставления генералов и мужика.
Художественный пересказ эпизодов
Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
Эвристическая беседа; пересказ эпизодов
Подготовиться к контрольному тестированию
Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина
Стр. 276-295 (прочитать)
Творчество писателей 2-ой половины 19 века (7 часов)
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести
Пересказ эпизодов от 1-ого лица
Устный рассказ о героях
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.
Беседа, обучение устному рассказу.
Устный рассказ о героях
И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа.
Стр. 297-304 (прочитать, вопросы) Дом. соч по рассказу «Лапти»
А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.
Горький «Детство» (прочитать)
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».
Р/рСтихи русских поэтов 19 века о родной природе
Выразительное чтение наизусть
Творчество А. М. Горького (5 ч)
М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.
Лекция учителя. Художественный пересказ эпизодов.
Подготовиться к рассказу «Дед Каширин»
Изображение «свинцовых мерзостей жизни»
Составление плана характеристики
Рассказ «Дед Каширин»
Подготовиться к художественному пересказу
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»
Беседа с элементами пересказа
Рассказ по плану. Выбрать понравившийся эпизод.
Р/р Обучение анализу эпизода повести.
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.
Урок внеклассного чтения.
Рассказ по плану
Творчество писателей первой половины 20 века
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Анализ художественной формы стихотворения.
Выучить отрывок из стихотворения
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Выразительное чтение наизусть
Отзыв на стихотворение
Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.
Платонов «Юшка» (прочитать)
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя.
Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы.
Платонов «В прекрасном и яростном мире»
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
Урок внеклассного чтения.
Подготовиться к сочинению
Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
Урок развития речи
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет дома…»
Интервью с поэтом-участником Wow
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны.
Выучить стихотворение о войне на выбор
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова
Выразительное чтение стихотворения наизусть
Абрамов «О чём плачут лошади»
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади».
Ответы на проблемные вопросы
Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе.
Рассказ учителя. Беседа
Выучить теоретический материал
Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
Носов «Живое пламя» (прочитать)
Е.И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.
Урок развития речи
Герои рассказа и их поступки.
Ответы на проблемные вопросы
Выучить стихотворение на выбор
Р/рАудиторное соч. – отзыв по рассказу «Живое пламя»
«Тихая моя родина…».Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе.
Выразительное чтение стихотворения наизусть
Готовиться к уроку-композиции
Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.
Практикум анализа лирического произведения
Ю.П. Казаков . Слово о писателе. «Тихое утро»
Д.С. Лихачев «Земля родная ». Главы из книги.
М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Выразительное чтение наизусть
Подготовиться к уроку-композиции
Песни на слова русских поэтов 20 века
Урок внеклассного чтения
Сообщения; рассказ о стихах
Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.
Практикум. Слово учителя.
Зарубежная литература (9 часов)
Р. Бернс «Честная бедность».
Эвристическая беседа. Слово учителя.
Миниатюра «Каким я себе представляю поэта»
Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Анализ поэтических интонаций.
Японские хокку. Особенности жанра.
Написание отзыва. Сочинение хокку.
О. Генри «Дары волхвов» (прочитать)
О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви.
Брэдбери «Каникулы» (прочитать)
Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».
Урок внеклассного чтения
Д. Олдридж «Отец и сын»
Урок внеклассного чтения
Список для летнего чтения
Подведение итогов. Рекомендации на лето.
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы под редакцией В. Я Коровиной. Авторы программы — В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина и др.
Учебник Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 – ух частях. (Автор и составитель В. Я. Коровина и другие) – М. ; Просвещение, 2010
На изучение курса литературы в 7 классе отводится 103 часов (3 часа в неделю).
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;
Овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в 7 классе способствует решению следующих задач:
Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;
Совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого и сложного плана по произведению, в том числе цитатного, комментирование, характеристика литературного героя,;
итоговый (за полугодие): тест, включающий задания (с выбором ответа, к кратким ответом), проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий, сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода
- Требования к знаниям и умениям, формированию компетенций по литературе за курс 7 класса
Учащиеся должны знать:
основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения ( начальные представления); герой- повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлении); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления ); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь :
видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;
передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
аргументировать оценку героев событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
написать басню, былину, письмо или дневник литературно героя.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai