Задачи и содержание работы по развитию речи в современных программах

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по методике развития детской речи студентки 3 курса ОЗО группы 304

Лахтачёвой Ольги Владимировны

Система работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

Место работы: МДОУ ЦРР Детский сад 31

Номер телефона: рабочий 280-47-41

Тема: Система работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

  1. Цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей дошкольного возраста.
  2. Задачи развития речи, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование; характеристика задач.
  3. Методические принципы развития речи детей дошкольного возраста:
    • Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
    • Развития языкового чутья («чувство языка»)
    • Формирования элементарного осознания явлений языка;
    • Взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования;
    • Обогащения мотивации речевой деятельности;
    • Обеспечения активной речевой практики.

    Цель и задачи развития речи детей

    Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

    Методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста

    Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

    Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев).

    Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла.

    Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

    Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

    Рабочая программа воспитания в ДОО: организация физического воспитания и физического развития дошков

    Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

    Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

    Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

    Основные единицы языка

    Формы речевого общения

    Задачи развития речи

    1 Развитие словаря

    2 Воспитание звуковой культуры речи

    Словоформа
    Словосочетание
    Предложение

    3 Формирование грамматического строя речи

    4 Развитие связной речи
    а) формирование диалогической (разговорной) речи,
    б) формирование монологической речи

    1. Развитие словаря.

    Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

    2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

    Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

    Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

    3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

    Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

    Читайте также:
    Ооп программа программ или программа действий

    Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

    4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

    а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

    Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога..

    б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

    5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.

    «В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.

    Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф. А. Сохин отмечал, что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы.

    При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Причем важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. В дальнейшем при подготовке к обучению грамоте «эти представления углубляются, так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого предложения, слова.

    Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

    В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

    Источник: www.stud24.ru

    1. Цель и задачи развития речи детей Основная цель – Формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Признаки хорошей речи: ü ü ü ü Правильность Чистота Точность Логичность Уместность Богатство Выразительность

    Задачи развития речи: I. III. IV. V. VI. Развитие словаря Воспитание ЗКР Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Подготовка к обучению грамоте Воспитание интереса к художественной литературе

    2. Анализ содержания речевой работы в альтернативных программах развития речи 1) «Радуга» — Учет современных требований к речевому развитию детей Выделение общепринятых разделов работы по развитию речи: ЗКР, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература Создание развивающей речевой среды Развитие диалогической речи Тщательный подбор литературного репертуара Автор раздела и пособий по развитию речи В. В. Гербова — —

    2) «Развитие» — Развитие умственных способностей и творчества детей; Занятия по развитию речи включают 3 направления: 1. 2. 3. — Ознакомление с художественной литературой Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (развитие ЗКР) Развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой В средней группе – подготовка к обучению грамоте; В старшей и подготовительной группах – подготовка к обучению чтению

    3) «Детство» — Главная задача: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению — Определены речевые умения в разных видах деятельности – представлены в виде отдельных глав (в предметной деятельности, игре, труде и др. ) Раздел содержит: развитие связной речи, развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание ЗКР В конце разделов – критерии оценки уровня освоения программы в возрастных группах — —

    Читайте также:
    Сделать программу гис карта

    4) «Истоки» — Целостное развитие ребенка В разделе «Речь и речевое общение» (А. Г. Арушанова) – развитие умения устанавливать с помощью речи контакты, налаживать взаимодействие со взрослыми и сверстниками Работа с художественной литературой (Т. И. Алиева) в двух направлениях: — 1. 2. Организация восприятия худ. произведения Создание условий для развития детского творчества

    5) Парциальная «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» — Главное средство реализации программы – развивающие занятия Достоинство- детальная разработка технологии обучения Акцент на формирование монологической речи —

    6) «Предшкольная пора» (под ред. Н. Ф. Виноградовой ) — Для старшего дошкольного возраста Подготовка к обучению грамоте —

    7) Образовательная программа нового поколения «Успех» — Развитие свободного общения воспитанников с взрослыми и детьми; Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности; Практическое овладение воспитанниками норм русского языка —

    3. Средства осуществления речевой работы с детьми дошкольного возраста 1. Общение с взрослыми и детьми в разных видах деятельности 2. Обучение родной речи и языку в процессе образовательной деятельности 3. Художественная литература и устное народное творчество 4. Различные виды искусства (живопись, музыка, театр) 5. Театрально-игровая деятельность детей

    Виды занятий по родному языку 1. В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания • • • По формированию словаря По формированию грамматического строя речи По воспитанию ЗКР По обучению связной речи По формированию способности к анализу речи (О. Г. ) По приобщению к художественной литературе 2. В зависимости от применения наглядного материала • Использование предметов реальной жизни, явлений действительности • Применение изобразительной наглядности • Занятия словесного характера

    3. В зависимости от этапа обучения • От формирования речевых навыков и умений 4. По дидактическим целям (Бородич) • • • По сообщению нового материала По закреплению З, У, Н По обобщению и систематизации знаний Итоговые, проверочные занятия Комбинированные (смешанные, объединенные)

    5. Комплексные занятия • Принцип единого содержания 6. Интегративные занятия • Принцип объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития

    7. По количеству участников • Фронтальные • Подгрупповые • Индивидуальные

    Дидактические требования к занятиям по развитию речи ü ü ü ü ü Тщательная предварительная подготовка к занятию Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей Воспитательный характер занятий Эмоциональный характер занятий Четкая структура (вводная, основная, заключительная части) Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям Правильная организация занятий Учет результатов деятельности. Контроль над ходом обучения Связь занятия с последующей работой по развитию речи

    4. Методы и приемы развития речи детей непосредственные Наглядные опосредованные Методы Словесные Практические

    От характера речевой деятельности Репродуктивные Продуктивные

    От задачи развития речи Методы словарной работы Методы формирования грамматического стоя речи Методы воспитания ЗКР Методы развития связной речи Методы по формированию способности к анализу речи (О. Г. ) Методы по приобщению к художественной литературе

    Методические приемы развития речи Словесные Наглядные Игровые

    Приемы зависящие от роли в процессе работы: 1. 2. Прямые Косвенные

    5. Недостатки речи педагогов Многословие Чрезмерная лаконичность речи Частое употребление слов с уменьшительноласкательными суффиксами Небрежное произношение звуков, слов Монотонность речи Бедность языка Злоупотребление лишними словами Употребление слов с характерными особенностями местного диалекта

    Источник: present5.com

    Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

    Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста
    Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:
    — овладение речью как средством общения и культуры;
    — обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
    — развитие речевого творчества;
    -развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    — формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Оценить 1406 0

    Содержимое разработки

    Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

    Система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста

    Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:

    — овладение речью как средством общения и культуры;

    — обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    — развитие речевого творчества;

    -развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    — знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    — формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    В процессе организации работы по речевому развитию детей используем следующие подходы :

    1. Комплексный подход к развитию устной речи, обеспечивающий :

    – понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

    – развитие связной диалогической и монологической речи;

    – обогащение и уточнение словаря;

    – развитие грамматического строя речи;

    – развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

    – развитие мелкой моторики

    2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

    3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

    Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

    Создавая условия для полноценного развития речи детей, мы предусматриваем :

    Читайте также:
    Для чего нужна программа майкрософт оне драйв

    — создание развивающей предметно-пространственной среды;

    — целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

    — повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

    — изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;

    Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возрастазанимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной

    речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно — ролевые игры. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.

    Организацию воспитательно — образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация, которая предполагает участие группы или подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Мы организовываем множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач : научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в рассказ, учить способам презентации составленного текста. Приведу пример такой ситуации «Добрые приветствия» , во время которой мы знакомились с детьми с разнообразными формами приветствия : «Как я рада тебя видеть» , «Как я по тебе соскучилась» , «Как хорошо, что мы встретились» . В качестве ситуаций общения проводим игры- викторины : «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности) .

    Так же в своей работе, как одну из технологий, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

    При применении данной технологии происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

    В каждой группе нашего детского сада реализуются различные проекты. Я работаюв группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и хочу отметить, что проектная деятельность очень нравится нам, педагогам, нашим детям и родителям. Мы реализовали проект «Детям о Wow и Дне Победы» , цель которого была активизировать имеющиеся и расширить кругозор детей новыми знаниями о войне и Победе, речевая задача: развитие монологической речи, речевого творчества, понимание на слух текстов патриотического характера, продукт проекта досуг, посвященный Дню Победы. Работали над проектами «Пожарный – профессия важная и нужная» , «Я и моя мама» , «Зимующие птицы» , «Огород на подоконнике» , «Моя малая Родина» .

    И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.

    В течение дня используем разнообразные формы работы: образовательную деятельность, беседы о временах года, о профессиях, о птицах, о животных, на нравственные темы, словесные игры «Опиши предмет» , «Съедобное –

    несъедобное», «Добавь слово» , «Подбери признак» , дидактические игры «Волшебный коврик» , «Помоги сказочным героям попасть в свою сказку» , «Исправь ошибку» , индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности, создание речевых ситуаций ( например : заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой).

    Широко применяем при организации режимных моментов художественное слово. Предлагаем детям для самостоятельного рассматривания предметные и сюжетные картинки, иллюстрации, книги в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения, обогащения пассивного словаря, активизации связной речи.

    В ходе образовательной деятельности большое внимание уделяем развитию словаря. Проводим систематическую работу по формированию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как во время образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

    На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. В ходе образовательной деятельности для создания интереса к занятиям используем опыт детей, создаем проблемные ситуации. Обращаем внимание на качество ответов детей, исправляем грамматические неточности. Все это создает благоприятную среду для развития речи детей.

    Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития детей. Для родителей проводим родительские собрания в нетрадиционной форме (в виде мастер – классов, круглых столов, КВН) ; консультации «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей » , «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками – развиваем речь » , работы над проектами, посещение образовательной деятельности по речевому развитию (Дни открытых дверей) .

    И в заключении хотелось бы отметить, что система работы по речевому развитию дошкольников будет эффективной, если :

    — дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

    — обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевыеи практические задания,

    — педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

    Источник: www.prodlenka.org

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru