Чем заканчивается программа в паскале

§1. Основные сведения о языке программирования Pascal. Наша первая программа.

Изначально язык Pascal был создан для написания программ под операционную систему «MS DOS». Это первая операционная система, получившая широкое распространение среди обычных пользователей. Она появилась в 80-х годах прошлого столетия и была рассчитана для компьютеров тех лет. Буквы «MS» происходят от названия компании MicroSoft, которая создала эту систему.

Слово «DOS» – от «Disc Operating System», в переводе на русский – дисковая операционная система. Далее вместо слов «операционная система» может быть написано ОС, а вместо «MS DOS» просто DOS.

Не будем останавливаться на описании этой системы, однако отметим некоторые аспекты, которые необходимы для того, чтобы использование языка Pascal было осмысленным.

Лекция 1. Структура программы на языке Turbo Pascal

Приведём простейший пример программы, единственная цель которой –вывести на экран какое-нибудь приветствие:

Первая строка ничего не делает, она просто содержит название программы. Затем, после слова beginначинаются собственно действия. В нашей программе их два: первое–это вывод строчки «Hello, world» на экран, а второе–ожидание нажатия клавиши «Enter», оно нужно для того, чтобы можно было увидеть результат программы, а затем уже нажать «Enter» и вернуться в Турбо-Паскаль. И, наконец, словоend с точкой в последней строке говорит о том, что программа закончилась. Действия, из которых состоит программа, называютсяоператорами, они отделяются друг от друга точкой с запятой.

PASCAL. Урок 3. Арифметические операции. ПАСКАЛЬ

А теперь приведём пример, в котором программа уже не «глухая», то есть может запрашивать какие-либо данные у пользователя. Пусть требуется спросить у пользователя два числа, после этого вывести на экран их произведение:

Читайте также:
Как запустить 32 битную программу на Mac OS catalina

writeln(‘Введите aи b’);

writeln(‘Произведение равно ‘,a*b);

В этой программе перед словом begin появляется новая строчка, начинающаяся словомvar. В ней мы указываем, что программе понадобится две переменные (a иb), в которых можно хранить целые числа (словоinteger).

О том, что делает первый оператор, нам известно: он выводит на экран строчку ‘Введите a и b’. При выполнении второго оператора программа будет ждать, пока пользователь не введет число с клавиатуры и не нажмёт «Enter»; это число программа запишет в переменнуюa, затем то же самое делается для переменнойb. Третьим оператором выводим на экран сначала надпись «Произведение равно », а потом значение выраженияa×b («*»–знак умножения). Четвёртый оператор пояснений не требует.

А теперь рассмотрим структуру программы в общем виде. Любая программа на Турбо-Паскале состоит из трех блоков: блока объявлений, блока описания процедур и функций и блока основной программы. Ниже эти блоки расписаны более подробно.

program. (название программы)

uses. (используемые программой внешние модули)

const. (объявления констант)

type. (объявления типов)

var. (объявления переменных)

Блок описания процедур и функций:

procedure(function)

Блок основной программы:

Рассмотрим наиболее важные части вышеописанных блоков. Под заголовком программы понимается имя, помогающее определить её назначение. Имя, или идентификатор, строится по следующим правилам: оно может начинаться с большой или малой буквы латинского алфавита или знака «_», далее могут следовать буквы, цифры или знак «_»; внутри идентификатора не может стоять пробел. После имени программы следует поставить «;», этот знак служит в Паскале для разделения последовательных инструкций. Заметим, что имя программы может не совпадать с именем соответствующего файла на диске.

После слова const помещаются описания постоянных, которые будут использованы в программе, например:

Читайте также:
Программа чтобы сделать компьютер как новый

const Zero = 0;

За словом var следуют объявления переменных, которые понадобятся нам при написании программы. Переменные Паскаля могут хранить данные различной природы: числа, строки текста, отдельные символы и т. п. Ниже приводится часть типов переменных, которые можно применять.

Название типа

Возможные значения

Примеры значений

Источник: studfile.net

Структура программы на языке программирования Паскаль

На начальном этапе рассмотрим структуру программы на языке программирования Паскаль (Pascal) в минимальном объеме, осветив только необходимые сведения. Более подробно связанные вопросы рассмотрим при дальнейшем изучении.

Выясним сначала правила записи текста программы, которые не находят отражение в описании синтаксиса языка:

  1. Между двумя последовательными конструкциями языка (идентификатор, число или служебное слово) обязательно располагается хотя бы один разделитель текста (пробел, конец строки, комментарий).
  2. Разделители текста не могут находится внутри идентификаторов, чисел или служебных слов.

Теперь перейдем непосредственно к структуре. Итак, программа на языке Паскаль состоит из заголовка (элемент необязательный), разделов описаний и раздела операторов .

  • program имя;
  • разделы описаний
  • begin
  • раздел операторов
  • end. (* npoграмма заканчивается точкой *)

Разделы описаний

Разделы описаний могут быть нескольких видов:

  • раздел описания модулей (следует всегда первым, остальные подразделы идут в произвольном порядке);
  • раздел описания констант;
  • раздел описания переменных (смотрите примеры описания констант и переменных);
  • раздел описания меток;
  • раздел описания процедур и функций.

Важно: любая величина должна быть описана до ее использования.

Раздел операторов

Раздел операторов начинается и заканчивается соответственно служебными словами begin и end , играющими роль операторных скобок. В этом разделе записывается последовательность операторов, которая должна быть выполнена по программе. Операторы отделяются друг от друга символом «точка с запятой».

Комментарии

Обратим внимание на элемент комментарий — фрагмент, заключенный в фигурные скобки < >или в скобки вида (* *) . Комментарии можно записать в любом месте программы где разрешен пробел. Компилятор игнорирует эти конструкции. Комментарии необходимы для документирования программы (различные замечания и пояснения кода), а также ими удобно пользоваться при отладке программы для временного исключения участка кода.

Читайте также:
Под какую музыку катались мишина и галлямов в короткой программе

Источник: informatics-lesson.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru