Знания умения и навыки необходимые для овладения учебной программой

Современная психолого-педагогическая литература часто применяет аббревиатуру “ЗУН”. Что это такое?

ЗУН – это Знания, Умения и Навыки.

Определение и сущностные характеристики знаний

В основе содержания обучения закладываются знания, которые усваиваются обучающимися. С помощью знаний формируются:

  • Умения и навыки;
  • Умственные и практические действия;
  • Нравственные убеждения;
  • Эстетические взгляды;
  • Мировоззрение.

В педагогике определение знания звучит, как результат процесса изучения действительности, проверенного в общественно-исторической практике и удостоверенного логикой, который выражается в адекватном человеческом сознании в форме представления, понятия, суждения либо теории.

Какие существуют виды знаний

Знания могут быть:

  • Житейскими;
  • Донаучными;
  • Художественными;
  • Научными (эмпирическими и теоретическими).

Качественные характеристики знаний:

Матрица ЗУН. Знания умения навыки

  • Системность;
  • Обобщенность;
  • Гибкость;
  • Действенность;
  • Осознанность;
  • Прочность;
  • Полнота.

В процессе обучения знания зависят от:

  • Достигнутого уровня познания явлений;
  • Целей обучения;
  • Имеющегося запаса знаний;
  • Индивидуальных особенностей школьников;
  • Уровня интеллектуального развития;
  • Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.

Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.

Характеристика умений и навыков

В процессе обучения на основе полученных знаний формируются разнообразные умения и навыки. В педагогике это основные понятия.

Умения в педагогике – это промежуточный этап в освоении новых способов действия, основанных на знаниях.

Определение 4

Навыки в педагогике – это автоматизированные компоненты, которые вырабатываются в процессе выполнения сознательного действия.

Во время обучения формируются учебные умения и навыки, которые могут быть общие и узкопредметные. Формирование умений и навыков – это длительный процесс, который может занимать до нескольких лет.

Применение ЗУН в педагогике

Применение знаний, умений и навыков – важное условие при подготовке школьников к взрослой жизни, которое осуществляется с помощью теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение ЗУН стимулирует учебную деятельность детей, развивает уверенность учеников в собственных силах. Для школьников полученные знания – это средство воздействия на предметы и явления окружающей среды, а сформировавшиеся навыки и умения представляют собой орудие практической деятельности.

Отличие компетенции, навыка, умения, знания

Применение ЗУН является этапом усвоения знаний, умений и навыков, который организуется разнообразными видами деятельности. Главным образом на применение ЗУН в педагогике оказывает влияние характер учебной дисциплины, а также специфика содержательной стороны изучаемого материала. Все это организует педагог в специальных упражнениях, лабораторных и практических работах. При этом самоконтроль способствует положительному применению ЗУН в жизни.

Читайте также:
1с открыть обработку при запуске программы

Источник: zaochnik-com.com

Учимся различать конечные результаты обучения: знания, качества, навыки и умения

Обучение в любом образовательном заведении предполагает не просто точечное изучение определенного набора дисциплин, но и развитие соответствующих знаний и навыков. Освоение любой программы нацелено на становление и совершенствование конкретного набора. Как правило, он состоит из знаний, навыков, качеств и способностей. Давайте разбираться, что значит каждая из перечисленных категорий.

Учимся различать конечные результаты обучения: знания, качества, навыки и умения

Обучение в любом образовательном заведении предполагает не просто точечное изучение определенного набора дисциплин, но и развитие соответствующих знаний и навыков. Освоение любой программы нацелено на становление и совершенствование конкретного набора. Как правило, он состоит из знаний, навыков, качеств и способностей. Давайте разбираться, что значит каждая из перечисленных категорий.

Результаты обучения – что это такое?

Обучение на любом уровне образования – процесс целенаправленный. Притом в конечном счете учащийся обретает целый багаж определенных компетенций, которые могут быть представлены на различных уровнях, в самых разных вариациях и соотношениях. В общей практике принято выделить три ключевых компетенции, развиваемые в процессе освоения образовательной программы на любом уровне: знания, навыки и способности.

Результаты обучения – это конечный результат, который позволяет оценить качество подготовки учащегося, качество образования в целом и соответствие обретаемых полномочий реальным требованиям рынка и пр.

Из чего состоят результаты обучения?

Впервые данная категория была внедрена и затем получила всемирное распространение в рамках Болонской декларации, то есть с 2003 года. К ее составу и качествам предъявляются особые требования.

Во-первых, обретаемые знания должны быть контролируемыми, проверяемыми. Данная парадигма предполагает, что любой полученный багаж компетенций можно перепроверить любым удобным способом: банальный опрос поможет установить владение теоретическими аспектами, а выполнение заданий и поручений – практическую подготовку.

Во-вторых, результаты обучения подлежат оценке в рамках единой или утвержденной внутри учебного заведения шкалы. То есть компетенции, постигаемые в процессе обучения, измеримы и сопоставимы с заданными нормами, параметрами, обладают четкими свойствами и характеристиками.

Таким образом, результаты обучения – это конечный результат, утвержденный и действующий в рамках любой образовательной траектории. Данный параметр ограничен по объему, ширине, глубине и качеству. Фактически, это набор теоретических представлений и прикладных навыков, которые могут быть пригодны как в повседневной, так и профессиональной жизни.

Знания, как итог обучения: понятие, признаки и свойства, особенности применения

В общем смысле знания представляют собой теоретический багаж, затрагивающий конкретные предметы дисциплины или образовательную траекторию в целом (то есть определённую отрасль, научную плоскость и пр.).

Что входит в категорию

Знания в системе образования представлены в виде таких составляющих элементов, как:

  • Понятие, категории, термины и определения, которые могут затрагивать повседневные моменты или профессиональную деятельность, научные факты и пр.;
  • Набор общих или специальных правил, теорий, законов и аксиом;
  • Инструкции и алгоритмы, планы, методики.
Читайте также:
Установить программу 1 с бухгалтерия

Фактически, знания можно представить в виде системы теоретических параметров, которые складываются из конкретных фактов и представлений. То есть это незримый, но ощутимый набор полномочий, который помогает выработать достойное и эффективное решение в отношении любой проблемы, ситуации.

Знания выступают руководством к действиям в любой ситуации. В рамках общего среднего образования данная категория обретает общеразвивающий или базовый характер. По программам профессионального образования индивид получает специальный теоретический багаж, позволяющий ему действовать в определённой отрасли или научной области.

Нужна помощь преподавателя?

Что такое знания, умения и навыки?

Почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?

Основа основ: Знания. Умения. Навыки

Курсы ментальной арифметики или мегаскорочтения заполнят пробелы школьного образования.

К сожалению, далеко не все родители свободно ориентируются в педагогических понятиях. Даже больше – не все понимают, зачем это им вообще нужно. А зря. Неправильно думать, будто отдав ребенка в школу, вы скидываете с себя ответственность за его обучение. Вы – такой же учитель для него, как и школьные педагоги, даже более близкий, а зачастую и более авторитетный.

И зная хотя бы о базовых понятиях педагогики, вы сможете не только следить за развитием своего ребенка, но и помогать ему преодолевать трудности на пути обучения. Для начала поговорим о самом понятии обучения и связанной с ним аббревиатурой, неясной большинству родителей – ЗУН. Что же скрывается за этими тремя буквами и почему о них говорят все педагоги?

Обучение и ЗУН – разбираемся с терминами

Не углубляясь в научную терминологию, можно сказать, что обучение – это процесс, направленный на усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков. Вот и секрет аббревиатуры ЗУН – это и есть знания (З), умения (У) и навыки (Н). Естественно, у обучения есть и более дальновидные цели: формирование мировоззренческих позиций, развитие умственных способностей и раскрытие потенциальных возможностей учеников. Но в самом начале – всегда ЗУН. С этим разобрались, но что же представляет собой каждый компонент по отдельности, как они связаны и что дают ребенку?

Что такое знания

Разные теоретики дают разные определения понятия «знание». Для одних это – воспроизведение определенных аспектов реальности, для других – отображение этой же реальности, для третьих – умение оперировать теоретическими обобщениями. Если по-простому, знание – это способность понимать, сохранять и воспроизводить определенные факты.

Приведем пример: когда ваш ребенок начинает изучать алфавит, он формирует именно знание о буквах, а затем – знание о том, что их можно складывать в слоги и слова. Казалось бы, знания – это, безусловно, хорошо. Ребенок знает буквы, таблицу умножения и математические формулы. Но есть одна загвоздка, о которой говорит известное выражение – без практики теория мертва.

Читайте также:
Данный объект был создан в следующей программе excel эта программа

Знания – отличный тренажер для мозга и инструмент познания окружающего мира, но сами по себе они еще не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, они должны плавно переходить в… умения!

Что такое умения

Умения – это способность применять полученные знания на практике. Это необходимый этап интегрирования знаний в практическую жизнь. Когда ребенок знает буквы, он учится складывать их в слова и читать. В этом случае чтение становится умением, вытекающим из ранее полученных знаний. Умения – это тоже хорошо.

Ребенок учится применять собственные знания и глубже познает мир. Умения – это всегда сознательные способности, требующие приложения определенных усилий. Можно ли сделать их бессознательными? Конечно, можно – для этого умения должны перерасти в… да, вы правильно догадались – в навыки!

Что такое навыки

Навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Ребенок использует полученные знания уже на бессознательном уровне и действует, даже не задумываясь. Когда ребенок только учится читать, не все дается ему гладко – он медлит, путается и сбивается. Но когда чтение перешло в навык, он читает на автомате – просто, легко и будто само собой.

Любой процесс обучения направлен на постепенное освоение всех трех компонентов в их логической последовательности: сначала знания – потом умения – затем навыки. Эта схема работает и способствует полноценному усвоению учебного материала. Но вы можете использовать ее и дома – с готовкой, уборкой или творческими занятиями.

Несмотря на кажущуюся простоту, процесс обучения сложен и многогранен. Некоторые умения и навыки формируются годами, а на их совершенствование может уйти вся жизнь. Кроме того, некоторые навыки могут быть вообще недостижимыми – например, не всем дается живопись или игра на пианино.

Как ЗУН влияют на развитие ребенка

Очевидно, что ЗУН как основа процесса обучения непосредственно влияет на развитие ребенка. Более того, сам процесс усвоения ЗУН сопоставим с общим развитием любых способностей человека, таких как: 1) восприятие объекта; 2) узнавание, осмысление и поиск связи с другими объектами; 3) воспроизведение полученной информации (на уровне знаний, умений и навыков); 4) применение новых ЗУН, включение их в собственную картину мира; 5) творческая деятельность на основе приобретенных ЗУН.

Однако стоит отметить, что традиционная школьная модель образования часто игнорирует последнюю, творческую, составляющую процесса обучения. А ведь она учит ребенка эффективно действовать в непредвиденных ситуациях, искать новые пути решения проблемы и проявлять креативность. Именно поэтому лучше всего позаботиться о дополнительных занятиях для ребенка, которые заполнят пробелы школьного образования. С этой целью отлично справятся курсы ментальной арифметики или мегаскорочтения. О том, что еще вы можете сделать для полноценного развития ребенка и о каких педагогических понятиях стоит знать каждому родителю, читайте на сайте amakids.ru.

Источник: www.u-mama.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru