О здоровьесберегающих технологиях хочется сказать более подробно, так как эта тема мною любима и изучена довольно хорошо. С 2015 года работаю в МБОУ «Начальная школа – детский сад №76» г. Тюмени в должности учителя – логопеда и с тех пор активно применяю здоровьесберегающие технологии и довольна результатом коррекционной работы.
Занимаюсь с детьми с различной речевой патологией. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А.
Здоровьесберегающие технологии как основной фактор сохранения и укрепления здоровья обучающихся
Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) — все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).
В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Исходя из вышесказанного, поставила перед собой следующую цель:выявить эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий, оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-развивающего обучения выделяю и решаю следующие задачи:
— Внедрение и адаптация технологии к условиям работы с детьми на логопедическом пункте в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями;
— Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
— Формирование орального праксиса;
— Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса;
— Повышение резервов дыхательной системы;
— Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
— Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;
— Подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедрятся в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.
Представляю свой опыт работы по данной теме вашему вниманию.
Первое что можно выделить это различные виды гимнастик:
артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Регулярное выполнение поможет:
— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость);
— улучшить подвижность артикуляционных органов;
— укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
— уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Дыхательная гимнастика – упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.
Зрительная гимнастика
Специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.
Использую такой прием, как игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена). Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Также их применяю в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.
К коррекционным технологиям относятся: логоритмика, упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, физкультминутки.
Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
Физкультминутки.
Оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия.
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: логопедический массаж, самомассаж,
массаж биологически активных зон.
Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.
Использую в основном такие виды логопедического массажа:
- Дифференцированный логопедический массаж использую для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.
- Массаж язычной мускулатуры, применяю при спастичности языка (повышенного тонуса) –расслабляющий массаж. При гипотонии языка – делаю стимулирующий.
Цель – укрепить мышечный тонус.
Массаж осуществляется разными способами:
— точечный массаж – локальное воздействие расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны).
— зондовый массаж, использую логопедические зонды, шпатели.
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
- массаж и самомассаж лица;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней работников ДОУ и родителей.
Для педагогов был проведен семинар-практикум: «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей», разработаны рекомендации и картотеки по применению здоровьесберегающих технологий, представила опыт работы по теме «ЗСТ» на педсовете.
Для родителей были изготовлены памятки, буклеты: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика» и т.д. Были проведены индивидуальные и групповые консультации.
В своем сайте в социальной сети работников образования, также на сайте «НШ-Дс №76» периодически размещаю материалы по работе.
Результативность педагогического опыта.
Апробация использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с общим нарушением речи проходила с 2015 по 2017 год, на воспитанниках старшего дошкольного возраста.
Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом).
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз; развивается общая и мелкая моторика; формируются двигательные умения и навыки; формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.
Уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 2 года колеблется от 80 до 90 %.
Вывод
Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающиетехнологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.
Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.
В планах — продолжить работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития и внедрить в практику технологии музыкального воздействия, ароматерапию, цветотерапию. С учетом рекомендаций родителей.
Литература:
- Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.
- Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006
- Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М., 2009
- Кузнецова С.В., Е.В. Котова, Т.А. Романова «Система работы с узкими специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». — М., 2004.
- Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.
- Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.
- Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 — №2.
- Панферова И.В., Л.Н. Филиппова «Преемственность в работе логопеда и других специалистов» Журнал «Логопед», 2007- №4.
11. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004966
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Источник: tmndetsady.ru
Здоровьесберегающие задачи в программа
Организация: МБДОУ «Д/С №47»
Населенный пункт: Красноярский край, г. Ачинск
Организация: МБДОУ «Д/С №47»
Населенный пункт: Красноярский край, г. Ачинск
Пояснительная записка
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Проведенный анализ заболеваемости в МБДОУ «Д/с № 47» показал, что большая часть поступивших детей имеет 2 группу здоровья, есть хронические патологии, дети с ограниченными возможностями здоровья. Это означает, что такие дети чаще и дольше болеют, что приводит к повышению заболеваемости. Учитывая данные мониторинга состояния здоровья воспитанников, в соответствии с программой развития ДОО, творческой группой разработана базовая оздоровительная программа «Азбука здоровья».
Цель программы: Сохранение, укрепление здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития, безопасности жизнедеятельности, эмоционально – психологического благополучия через формирование у родителей, педагогов, воспитанников представлений о здоровом образе жизни, осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности.
Задачи программы:
- Способствовать созданию психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
- Реализовать комплекс здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса.
- Повысить профессиональные компетенции педагогов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
- Активизировать взаимодействие с родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению здоровья детей.
Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:
Для развития физических качеств и воспитания потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки, в которых есть необходимое физкультурное оборудование, атрибуты для подвижных игр. Воспитателями накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию основ здорового образа жизни.
Нормативно — правовая база
- Пересмотрены в соответствии с новыми нормами СанПиН и ФГТ, утверждены:
-Учебный план ДОУ
-Режим пребывания дошкольников в ДОУ в холодный и теплый период года, режим в адаптационный период
-Расписание образовательной деятельности
-10- дневное меню
-План медицинского обслуживания детей
-Двигательный режим в каждой возрастной группе
-Циклограммы работы музыкального и физкультурного залов
-Инструкции по охране жизни и здоровья детей
- Определена система физкультурно-оздоровительной работы с детьми
- Заключен договор о сотрудничестве с МБОУ СОШ № 11
- Проведено профессиональное гигиеническое обучение персонала, коллектив ознакомлен с новыми санитарными правилами и нормами СанПиН, с ФГТ, 2 раза в год проводится инструктаж по охране жизни и здоровья детей.
Основные принципы программы
-Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
-Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
-Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
-Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
-Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Основные направления программы
1. Лечебно-профилактическое
1.2.Национальный календарь профилактических прививок.
1.3.Обеспечение рационального питания, С-витаминизация пищи и др.
2. Оздоровительный режим
2.1.Построение режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.
2.2. Соблюдение требований СанПиН 2.4.1.3049-13 к режиму проветривания и освещения в помещениях ДОУ, санитарному содержанию помещений, организации и проведению режимных процессов, к одежде и обуви детей, к подбору мебели, к подбору игрового и дидактического материала.
2.3.Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата, психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, психогимнастики).
2.5. Использование разных видов оздоровительной гимнастики: утренней, пальчиковой, дыхательной, артикуляционной, зрительной, ритмики, степ-аэробики, логоритмики и гимнастики после дневного сна.
2.6. Рациональное использование в режиме дня физкультминуток, элементов релаксации, включение музыки во время проведения режимных моментов.
2.7. Организация активных форм отдыха детей: проведение Дней здоровья, спортивных праздников, малых олимпиад, участие в городских спортивных состязаниях.
2.8. Использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку.
2.9. Еженедельное проведение одного физкультурного занятия на улице.
2.10. Контрастное воздушное закаливание.
3. Физическое воспитание
3.1. Система организации двигательной активности детей в ДОУ.
3.2. Осознанное отношение детей к выполнению упражнений под руководством взрослого.
3.3. Создание условий для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности.
3.4. Обязательное ежедневное проведение подвижных игр.
4. Формирование основ безопасного поведения и здорового образа жизни
4.1. Проведение специальной работы по формированию основ здорового образа жизни: беседы, занятия, наблюдения, чтение художественной литературы, экскурсии, элементарная поисковая деятельность с целью формирования первичных представлений о значимости здоровья и здорового образа жизни для человека.
4.2. Спортивные праздники, досуги и развлечения.
5. Работа с родителями(законными представителями)
5.1. Пропаганда здорового образа жизни в семье, установление взаимодействия между дошкольным учреждением и семьёй в вопросах воспитания здорового ребёнка: Анкетирование, опросы, тестирование.
5.2.Беседы, консультирование (буклеты, стендовая информация, индивидуальные беседы, консультации на сайте ДОУ).
5.3.Родительские собрания, день открытых дверей, просмотры видов деятельности, проведение совместных спортивных мероприятий, досугов, фотовыставки и видеопрезентации.
Предполагаемый результат Программы
1. Создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
2. Реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса.
3. Повышение профессиональной компетенции педагогов по организации и проведению физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.
4. Активизация взаимодействия с родителями (законными представителями) по сохранению и укреплению здоровья детей.
Участники реализации программы: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).
Сроки реализации Программы: 2020 — 2025г.г.
Содержание Программы «Азбука здоровья»
Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей. С учетом этого была разработана модель интеграции образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Образовательная область
Задачи
Развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важные условия сохранения и укрепления здоровья детей.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека.
« Художественно – эстетическое развитие»
Использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания образовательной области «Здоровье».
Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания образовательной области «Здоровье».
Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Существуют определенные факторы взаимодействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ. Поэтому работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ строится на определенных принципах организации воспитательно – образовательного процесса:
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личностно — ориентированного общения взрослого и ребенка;
- Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
- Обучение приемам пальчиковой гимнастики, и гимнастике для глаз, занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
- Проведение тематических занятий на группах;
- Проведение физкультурных занятий 3 раза в неделю (одно на свежем воздухе);
- Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни.
Разработана комплексная работа по формированию здорового образа жизни у дошкольников
Разделы
Содержание
Ожидаемый результат
Мой организм.
Важно уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя, здоровье и болезнь.
Дети могут назвать органы и части тела.
Чем отличается здоровый человек от больного.
Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний
Гигиена тела. Кожа, Функциональное назначение. Уход за кожей, волосами и ногтями.
Гигиена полости рта. Общее представление о ротовой полости. Уход за зубами.
Гигиена деятельности и двигательной активности.
Режим дня. Активный и пассивный отдых. Сон. Гигиена органов зрения, слуха.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Микромир: микробы. Взаимодействие человека с микромиром «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, чесночная и луковая терапия.
Ребенок должен быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте игрушки в группе и дома.
Дошкольник должен иметь навыки правильной чистки зубов, сформированную привычку чистить зубы 2 раза в день, вовремя лечить кариес. Ребенок должен соблюдать режим дня, уметь распознавать признаки утомления, в том числе и зрительные.
Дошкольник должен иметь сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи, уметь использовать «пассивную защиту» (отдельная посуда, мытье рук), знать для чего делают прививки.
Питание и здоровье
Питание — основа жизни.
Важнейшие пищевые источники, как происходит пищеварение. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Правила поведения за столом.
Гигиена питания.
Программа по здоровье сбережению
Програма поможем выстроить работу учреждения по здоровьесбережению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа по здоровье сбережению»
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Старший воспитатель МБДОУ № 466
г. Нижний Новгород
- Паспорт программы………………………………………………………….3
- Пояснительная записка………………………………………………………5
- Цели и задачи Программы…………………………………………………..6
- Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников……………………………………………………………….7
- Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников……………………………………………………………….8-9
- Организация двигательного режима……………………………………….9-16
- Система закаливания…………………………………………………………………..16-17
- Питание………………………………………………………………………18
- Оздоровительно-профилактическая работа………………………………..18
- Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ…………………….……………………………………………………..18
- План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению
- Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам
- Литература…………………………………………………………………….24
Паспорт Программы здоровьесбережения МБДОУ №466
- Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально-технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве ДОУ.
- Развивать способность педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса.
- Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия семьи и ДОУ, обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
- успешное освоение основной образовательной программы воспитанниками МБДОУ ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;
- активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье — не менее 93%.
- объективно возросшими требованиями к осуществлению здоровьесберегающей профессионально-педагогической деятельности и недостаточно высокой долей обученных специалистов по вопросам обучения здоровьесбережению с учетом индивидуальных особенностей воспитанников;
- необходимостью разработки модели повышения квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения путём специально организованных форм методической работы и реальным состоянием этой работы в практике ДОУ;
- требованиями к вопросам здоровьесбережения в образовательном учреждении и недостаточным уровнем информационной культуры педагогов;
- необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и начального здоровьесберегающего образования в соответствии с принципом непрерывности и отсутствием системы в представлении содержания здоровьесберегающего образования в программном обеспечении дошкольного и начального образования;
- необходимостью активного вовлечения родителей в здоровьесберегающий процесс, оказания помощи семьям по вопросам здоровьесбережения и отсутствием заинтересованности родителей в осуществлении тесного сотрудничества и конкретных профилактических проектов;
- необходимостью укрепления психоэмоционального состояния каждого ребёнка, гуманизации всего процесса образования и тенденцией к эмоциональному выгоранию педагогического коллектива в силу возрастных особенностей кадрового состава.
- Цель Программы здоровьесбережения МБДОУ № 466:
- Обеспечить организационно-педагогические, медико-социальные и материально-технические условия для оптимального психофизического развития детей, эмоционального благополучия, повышения их познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей в здоровьесберегающем пространстве ДОУ.
- Развивать способность педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса.
- Формировать качественно новый уровень продуктивного взаимодействия семьи и ДОУ на основе реализации альтернативных средств воспитания и оздоровления детей.
- улучшение основных показателей состояния психофизического здоровья детей;
- успешное освоение основной образовательной программы воспитанниками ДОУ ежегодно не менее 86%, качественная подготовка детей к школе до 95%;
- рост компетентности педагогов к качественному моделированию здоровьесберегающего процесса в инновационном режиме на 100%;
- увеличение количества авторских инновационных здоровьесберегающих разработок ежегодно на 3%;
- активизация родителей к совместной с образовательным учреждением здоровьесберегающей деятельности и использованию эффективных форм здоровьесбережения в семье — не менее 93%.
- сравнительные показатели мониторинга.
- Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор эффективных методик и технологий.
- Разработка и внедрение Программы здоровьесбережения в воспитательно-образовательный процесс.
- Создание в ДОУ организационно-педагогических и медико-социальных условий по внедрению Программы здоровьесбережения.
- Разработка системы и тактики по укреплению психофизического здоровья дошкольников.
- Обеспечение комплексного подхода в реализации Программы здоровьесбережения.
- Разработка критериев оценки эффективности по реализации Программы здоровьесбережения.
- Наращивание материально-технической базы ДОУ для внедрения и реализации Программы здоровьесбережения.
- Корректировка Программы здоровьесбережения на всех этапах реализации.
- Создание мотивации в ДОУ на выбор здоровых альтернатив жизни.
- Организация пропаганды здорового образа жизни в ДОУ.
- Составление плана мероприятий по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
- Создание средств визуальной информации по вопросам формирования здорового образа жизни.
- Включение родителей в деятельность ДОУ как значимых участников оздоровительного процесса.
- Разработка и реализация адресных профилактических и просветительских рекомендаций.
- Нормативно-правовое обеспечение разработки Программы здоровьесбережения: ознакомление с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность образовательных учреждений по защите здоровья.
- Анализ предлагаемых программ и проектов по ЗОЖ.
- Проведение мониторинга по состоянию всех аспектов здоровья детей, получение оперативной информации.
- Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья детей.
- Анализ результатов реализации Программы здоровьесбережения в динамике.
- Своевременное выявление изменений, происходящих в оздоровительном процессе и факторов, вызывающих их; предупреждение негативных тенденций.
- Осуществление краткосрочного прогнозирования здоровьесберегающего процесса.
- Изменение индивидуального образовательного маршрута ребёнка в случаях возникновения проблем в состоянии психофизического здоровья.
- Научно-методическое обеспечение разработки и реализации Программы здоровьесбережения.
- Повышение информационной культуры педагогических работников, обусловленной общими задачами Программы здоровьесбережения.
- Мониторинг результативности оздоровительной деятельности ДОУ.
- Информационное обеспечение родителей по различным аспектам формирования здорового образа жизни.
- Информирование родителей о результатах проделанной работы; обмен мнениями об эффективности Программы здоровьесбережения.
- Распространение опыта оздоровительной работы.
- Измерение промежуточных результатов реализации Программы здоровьесбережения.
- Диагностическое обследование и анализ исходного состояния психофизического здоровья детей, их валеологических знаний, умений и навыков.
- Изучение мотивации детей, педагогов и родителей на формирование здорового образа жизни.
- Анализ здоровьесберегающей среды в ДОУ.
- Выявление групп детей, требующих внимания специалистов.
- Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «проблемной» категории дошкольников. Индивидуальная диагностика проблем детей.
- Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям ДОУ.
- Повышение функциональных возможностей детей, социальной адаптации и улучшение состояния их здоровья.
- Повышение уровня социальной защищённости детей и педагогов, нейтрализация негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития.
- Обмен опытом работы между дошкольными образовательными учреждениями города.
- Взаимодействие ДОУ с семьёй и социальными партнерами по вопросам укрепления здоровья детей.
- Физическое развитие:
- Закаливание:
- Питание.
- Оздоровительно — профилактическая работа.
- Создание материально-технических и санитарно-профилактических условий для пребывания воспитанников в МБДОУ.
- Прогулка в холодное время (с 01.09 — 31.05) не менее 4 часов в день во всех возрастных группах.
- на прогулку выходят дети групп раннего и младшего дошкольного возраста в любую погоду до -15 гр. С.
- продолжительность прогулки при температуре воздуха ниже — 15гр. С и скорости ветра более 7 метров в сек. сокращается по указанию медицинского персонала.
- жизнь детей переносится на улицу в летнее время (с 01.06. по 31.08)
- Прогулка в холодное время (с 01.09 — 31.05) не менее 4 часов в день. Температура воздуха до -20 гр. С.
- Длительность прогулки уменьшается при температуре воздуха ниже -20 гр. С при скорости ветра более 7 метров в секунду.
- Не проводится прогулка в морозную ветреную погоду при температуре ниже -20 гр. С при скорости ветра более 15 м. в сек.
- жизнь детей переносится на улицу в летнее время (с 01.06. по 31.08)
- Динамический час
- на свежем воздухе ежедневно при температуре не ниже -15 гр. С.
- Длительность динамического часа 15-20 минут.
- Проводится в конце прогулки перед уходом в группу
- на свежем воздухе ежедневно при температуре не ниже — 18 гр. С
- Длительность динамического часа 25-30 минут
- Проводится в конце прогулки перед уходом в группу.
- Младшие№3,5 и средние №7,8 дошкольные группы
- Физкультурное занятие проводится в облегченной одежде:
- Длительность:
- Старшие и подготовительные группы № 9,10,11,12
- Физкультурное занятие проводится в облегченной одежде:
- Длительность:
- Физкультурные праздники для раннего, младшего, среднего дошкольного возраста проводятся не менее 2 раз в год (холодный и теплый)
- Физкультурный досуг проводится 1 раз в месяц
- Физкультурные праздники для старшего дошкольного возраста проводятся не менее 2 раз в год (холодный и теплый период)
- Физкультурный досуг проводится 1 раз в месяц
- профилактические мероприятия в соответствии с утвержденными планами работы в «МБДОУ» и детской поликлиники № 48 Советского района города Нижнего Новгорода на год (осмотр врачом-педиатром 2 раза в год, плановая вакцинация, текущий осмотр врачом и медицинской сестрой по состоянию здоровья);
- санитарно-гигиенические мероприятия в помещениях «МБДОУ»;
- гигиеническое воспитание ребенка во время умывания, приема пищи, одевания на прогулку и прочих режимных процессов.
Источник: kopilkaurokov.ru