Занков Леонид Владимирович (1901-1977г.г.) – это
советский психолог. Специалист в области дефектологии,
памяти, запоминания, педагогической психологии. Ученик Л.
С. Выготского.
Леонид Владимирович был специалистом по педагогической
психологии и изучал вопросы, связанные с развитием детей,
в результате выявил некоторые закономерности, влияющие
на эффективность их обучения.
Свою систему обучения Занков разработал еще в 60-70-х
годах прошлого века. А с 90-х годов ее начали применять в
школах, как экспериментальную. Применяют ее и по сей
день. Программа Занкова относится к разряду
нетрадиционных, развивающих программ обучения. И имеет
свои особенности.
3.
Основные принципы обучения
O высокий уровень трудности
O быстрый темп изучения
O ведущая роль теоретических знаний
O сознательность обучения
O связь между частями материала
O индивидуальный подход к обучению
60 лет системе Занкова. Опережая ВРЕМЯ
4.
Высокий уровень сложности – что это означает?
На уроках детям дают «пищу» для ума, побуждают
включать свой интеллект, анализировать, искать
выходы из ситуаций, преодолевать препятствия,
вспоминать все, что они знают по изучаемой теме, а
также подключать к процессу обучения эмоции.
Занков считал, что только таким способом можно
достигнуть интенсивного и быстрого развития
школьников. Приветствуются даже неправильные
ответы. Так как нахождение ошибок – тоже способ
усвоения материала. Задача учителя «растормошить»
учеников, сделать так, чтобы им хотелось проявлять
активность на уроках, высказывать свою точку зрения
и обосновывать ее.
5.
Быстрый темп – что это означает?
Дети быстро устают от однообразных занятий. То есть, если
им изо дня в день повторять одно и то же (например,
заставлять из урока в урок проверять безударные гласные в
словах или решать однообразные примеры на умножение), то
продуктивность их работы снижается, им становится совсем
неинтересно. Естественно, при этом и скорость усвоения
материала снижается.
Чтобы поддерживать быстрый темп, Занков предложил
каждую единицу информации на уроках рассматривать в
связи с другими единицами: сравнивать, находить сходства,
искать различия. Рассматривать материал как единую
логическую схему. И здесь обнаруживается соприкосновение
с еще одним принципом — «связь между частями
материала».
6.
Связь между частями материала– что это
означает?
Детям предоставляется информация из
средних классов.
Но не для изучения, а для ознакомления. Для
того, чтобы можно было шире и глубже
понять суть изучаемого явления.
Связь между частями иногда выходит за
рамки школьной программы начальной
школы.
7.
Теоретические знания – что это означает?
«Система Занкова». Передача из цикла «Российское образование. Традиции и судьбы»
Дети обязательно узнают определения, правила,
термины – их этому научат. Главный вопрос-как?
Ученики добывают знания путем обсуждения, анализа,
умозаключений, совместной работы на уроке. Они
спорят, но спорят культурно. Доказывают друг другу,
указывают на ошибки и в результате докапываются до
истины. Знания, приобретенные таким путем,
остаются в голове надолго, и это — посыл к
следующему принципу.
8.
Осознанность обучения– что это означает?
Школьники понимают, что они делают на уроке, зачем
они это делают, как делают, и для чего им это нужно.
Причем, сам процесс обучения построен интересно.
Например, одно из заданий: проверить работу соседа
по парте. То есть, дети меняются тетрадками и
проверяют друг друга. Если находят ошибки, то
указывают на них. Но только так, чтобы не обидеть
товарища, аргументируют, доказывают.
Тот школьник, чью работу проверяют, учится спокойно
воспринимать критику, и если она кажется ему не
обоснованной, в свою очередь, отстаивает свою точку
зрения.
9.
Учебные материалы
Авторами пособий с 1 по 4 класс по русскому языку
являются Н.В. Нечаева и С.В. Яковлева. Нечаева же
является автором «Азбуки» для 1 класса, ее она
составляла в компании с Белорусец К.С. И к «Азбуке»,
и к учебникам русского языка прилагаются рабочие
тетради.
Знакомиться с математикой детям помогают учебники
и рабочие тетради, над которыми трудился целый
коллектив авторов: Аргинская И.И., Бененсон Е.П.,
Итина Л.С., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.
10.
Учебные материалы
Есть две линии учебников по литературному чтению.
Автором одной линии является Свиридова В.Ю.,
автором другой – Лазарева В.А. Также для изучения
литературы имеются рабочие тетрадки и хрестоматии.
«Окружающий мир» представлен учебниками и
рабочей тетрадью под авторством Дмитриевой Н.Я. и
Казакова А.Н.
11.
Учебные материалы
Учебники по «Английскому языку» для 2 – 4 классов
называются «Волшебная радуга». Авторы:
Святловская Е. А., Белоусова С. Ю., Гацкевич М. А.
Также есть отдельные учебники по «Музыке»,
«Изобразительному искусству», «Физической
культуре», «Технологии» и предмету «Основы
духовно-нравственной культуры народов России».
12.
Плюсы и минусы образовательной системы
Плюсы.
O нет главных и второстепенных предметов. Каждый
предмет значим для общего психического развития
ребенка
O быстрое усвоение материала и множество различных
упражнений и необычных заданий
O включение учащихся в творческую деятельность –
основной путь развивающего обучения
O подготовка учащихся к самостоятельной деятельности
в нестандартных учебных ситуациях
O динамичная работа, активное понимание нового
материала
13.
O научение детей применению приобретенных знаний и
O
O
O
O
O
умений в реальных жизненных ситуациях
возможность ребенку высказывать свое мнение,
оспаривать его и доказывать
учитель в роли наставника и собеседника
Постановка общих вопросов предполагает свободное
оперирование материалом, выбор аспектов анализа
близких ребенку, что дает включаемость наиболее
«слабых» детей – они работают на уроках наравне с
остальными
каждый ребенок может и должен иметь успех в
деятельности, брать ответственность на себя,
контролировать свои знания, свои возможности
решение поставленной проблемы на протяжении
нескольких уроков, что дает возможность детям
самостоятельно найти это решение (больше времени)
14.
Минусы.
O программа довольно сложная как для учителя, так и
для школьников
O нагрузка на школьника в виде большого объема
домашней работы
O учебники, который написаны специально под
программу, содержат очень много ошибок и
недочетов
O развитие всех учащихся, в том числе и наиболее
слабых, по одним и тем же принципам
O отсутствие преемственности
15.
Заключительные выводы
Основным препятствием для эффективного
осваивания знаний по этой системе является ее
сложность. И если ученик «не успевает», то его
приходится переводить в более слабый класс с иными,
как правило, традиционными методами обучения.
Ведь не у всех родителей есть время помогать детям в
решении не очень-то легких домашних заданий.
С другой стороны, при успешном обучении и
максимальном соблюдении вышеупомянутых
принципов , школьник будет на сто процентов готов к
сложностям, которые ждут его в старшей школе.
16.
Критикуя или расхваливая систему Занкова,
необходимо брать во внимание множество
субъективных факторов: тревожность родителей,
личностные качества педагога, желания и реальные
способности школьника.
Это направление в психолого-педагогической науке
предусматривает то, что школьный класс не будет
делиться на «слабых» и «сильных», а у всех детей
будет одинаковый стимул добывать знания. Но, как
показывает практика, чаще происходит жестокий
отбор в так называемые «занковские» классы, где
собирают детей, у которых четко выражена
способность самостоятельно мыслить и работать. А
это уже грубое нарушение принципа личностного
подхода к каждому ребенку, который и должен лежать
в основе любого направления.
Источник: ppt-online.org
Концептуальные положения системы Занкова
Система Л.В. Занкова существует почти 50 лет, проверена временем, завоевала всеобщее призвание.
С 1995-1996 учебного года система начального образования Л.В. Занкова признана государственной системой начального обучения.
Сегодня в России и СНГ более 60 тысяч учителей-занковцев.
Об основателе системы – Л.В. Занкове (1901 – 1977 гг.)
Леонид Владимирович Занков относится к числу виднейших советских ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Разработчик теории и практики второй в мирепосле Я.А. Коменского дидактической системы обучения. Создатель научной школы в решении проблем соотношения обучения и развития.
· Работал учителем сельской школы, воспитателем, заведующим детской колонией.
· С 1925 года аспирант и последователь выдающегося отечественного ученого-психолога Л.С. Выготского.
· В 1935 году утвержден в ученой степени кандидата педагогических наук.
· В 1943 году утвержден в ученой степени доктора педагогических наук и в ученом звании профессора.
· С 1944 года – директор НИИ дефектологии АПН РСФСР
· В 1945 году избран действительным членом АПН РСФСР
· С 1955 по 1960 годы – заведующий лабораторией экспериментальной дидактики НИИ теории и истории педагогики АПН СССР.
· В 1968 году – избран действительным членом АПН СССР
· 1970 – 1972 годы – заведующий лабораторией проблем обучения и развития детей младшего и среднего школьного возраста НИИ общей педагогики АПН СССР
Научно-психологические основы педагогической системы Л.В. Занкова
Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который выдвинул идею о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».
Л.С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» ребенка и «зона ближайшего развития». Уровень актуального развития складывается в результате завершающихся циклов развития учащегося. Этот уровень находит свое выражение в самостоятельном решении ребенком интеллектуальных задач.
Зона ближайшего развития свидетельствует о ходе дальнейшего развития ребенка. «Данный уровень обнаруживается в решении тех задач, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить с помощью взрослого, в коллективной деятельности, по подражанию, – писал Л.С. Выготский. – Однако то, что ребенок умеет в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно».
14 стр., 6760 слов
Исторические аспекты развития методов обучения 4
. исследования: выявление особенностей развития методов обучения. Задачи исследования: изучение методов обучения выявление особенностей современных методов обучения проследить динамику развития методов обучения Объект исследования: методы обучения. Предмет исследования: методы обучения, используемые в современном .
Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на развитие школьника. Обучение, опираясь не столько на то, что ребенок умеет делать самостоятельно, сколько на то, что он может сделать в условиях сотрудничества и сотворчества, двигает вперед развитие учащегося.
Создавая свою дидактическую систему, Занков ввел понятие «общее развитие». Под общим развитием он понимал целостное развитие ребёнка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья, причём каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение.
Общая характеристика системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка.
Целевые ориентации системы Занкова
· Развитие личности ребёнка.
· Высокий уровень общего развития личности.
· Развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.
Таким образом, впервые в область дидактики была включена личность ученика.
Концептуальные положения системы Занкова
· Обучение должно идти впереди развития.
· Ребёнок является субъектом, а не объектом учебно-воспитательного процесса.
· Целью обучения является овладение учеником самостоятельной учебной деятельностью, а не ЗУНы (знания, умения, навыки).
Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения генеральной цели.
Недостаток системы Занкова
Общий недостаток системы РО Л.В. Занкова: она не имеет продолжения в основной школе. И если вы отдадите ей предпочтение, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.
Учебно-методический комплект для начального и среднего звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.
Начальное обучение в соответствии со взглядами Л.В. Занкова главной задачейставит общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.
6 стр., 2600 слов
Раздел «Физиология сенсорных систем»
. провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного . эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе. роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую .
Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.
Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.
Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Дидактические принципысистемы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся. Это не означает, что не соблюдается мера трудности, она обеспечивается путем снижения степени трудности заданий, если это необходимо.
Дети не сразу формируют ясные, четкие, грамматически оформленные знания. Это заложено в систему обучения. Тогда совершенно понятно, что должен существовать категорический запрет на использование отметок. Какая отметка может быть выставлена за неясные знания? Они и должны быть на определенных этапах неясными, но уже включенными в общее чувственное поле мирознания.
Построение знания начинается с правополушарного неясного знания, потом оно передается в левое полушарие, человек рефлексирует над ним, пытается классифицировать, выявить закономерности, дать словесное обоснование. И когда знание наконец стало ясным, встроилось в общую систему мирознания, оно оказывается вновь в правом полушарии и теперь уже не нуждается в инструментарии, подпорках из правил и формулировок – оно вросло в целостную систему знаний данной конкретной личности.
Беда многих современных систем обучения в том, что они пытаются заставить первоклассника классифицировать неосмысленный материал. Слова отчуждаются от образа. Дети, не имея чувственной основы, пытаются просто механически запомнить. Девочкам это немного легче, чем мальчикам, левополушарникам легче, чем правополушарникам. Но, эксплуатируя механическое запоминание неосмысленного материала, мы закрываем детям возможность развивать как целостное мышление, так и логическое, заменяя его набором алгоритмов и правил.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Это было бы нагрузкой на память и увеличило бы трудность обучения.
Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы. Как показывают исследования, работа со школьниками над освоением закономерностей продвигает их в развитии.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала.Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал.
Быстрое продвижение вперед в системе Занкова идет одновременно с возвращением к пройденному и сопровождается открытием новых граней. Быстрый темп прохождения программы не означает торопливости в изучении материала и спешки на уроках.
4. Принцип осознания процесса учениясамими школьниками обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности. Принцип осознания школьниками самого процесса обучения направлен на то, чтобы дети задумывались, зачем нужны знания.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно.
Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту. Любое обособление он считал вредным, так как дети лишаются возможности оценить себя на другом фоне, что мешает продвижению учащихся в их развитии.
Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.
Назовем важные особенности учебно-методического комплекта, в основе которого современное знание о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьника. Комплект обеспечивает:
— понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;
— владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;
— актуальность, практическую значимость учебного материала для обучающегося;
— условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка, для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;
— активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных мнений, гипотез) и др.;
— проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;
— индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному. В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).
Отзывы о системе Л.В. Занкова
Программа сложная и интересная, рассчитана на сильных, подготовленных детей с аналитическим (математическим) складом ума, развивает логическое мышление. Очень сложная математика. Многие недовольны учебниками по окружающему миру: информации в учебнике мало, изложена не очень понятно для ребенка, для ответов на вопросы учебника необходима дополнительная литература.
Многим детям необходима помощь родителей. Однако, если ребенок научится самостоятельно заниматься по этой программе, то проблем в среднем звене школы у него не будет. Родители, чьи дети успешно усваивают программу, очень довольны.
Главный минус — отсутствие преемственности в среднем и старшем звене. В рамках системы разработаны учебники для 5 класса (русский язык, литература, математика, основы географии, природоведение, музыка) и 6 класса (русский язык, литература, математика), однако школ, работающих по этим учебникам, очень мало.
Источник: forpsy.ru
Презентация на тему «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» по педагогике. Презентация состоит из 18 слайдов. Для студентов. Материал добавлен в 2017 году.
Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.0 Мб.
Источник: pptcloud.ru