Мне нравится, что в России разработаны альтернативные программы для начальной школы. Самыми интересными мне кажутся системы развивающего обучения – Л.Занкова и Эльконина-Давыдова.
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ
Почитала отзывы в Интернете. О «Школе России» говорят, что она традиционная, универсальная, не требует от ребёнка предварительной подготовки.
В отрицательных отзывах утверждают, что программа слишком примитивная.
Отзывы о системах развивающего обучения разноплановые, есть диаметрально противоположные.
Программы до сих пор не имеют устойчивого официального признания. Хотя в режиме эксперимента используются с 60-х годов 20 века. Это значит, что дети, обучавшиеся по этим программам уже давно стали взрослыми. И могут рассказать не только о своих детских ощущениях, но и влиянии системы развивающего обучения на свою судьбу.
Учителя, взрослые, обучавшиеся в детстве в экспериментальных классах в 80-90 годы 20 века, родители детей, обучающихся по программам развивающего обучения сейчас, дают положительные отзывы:
03 Урок математики в 4 классе по системе Л.В. Занкова
— Называют систему Эльконина-Давыдова гениальной.
— Утверждают, что программа действительно развивает способность решать нестандартные задачи (в школе и жизни).
— Отмечают, что повышается мотивация к учёбе, активность на уроках; развивается речь; дети учатся работать с дополнительной литературой.
В отрицательных отзывах сообщается, что:
— Успешными при обучении по программам развивающего обучения могут быть только хорошо подготовленные к школе и «сильные» ученики. В одном отзыве сообщается, что мальчик, не умеющий читать к началу обучения в школе, не научился читать до конца февраля.
— Дети менее подготовленные испытывают стресс. В одном отзыве утверждается, что в таких классах дети чаще заболевают диабетом.
— В случае, когда приходится из класса развивающего обучения переходить в класс с традиционным обучением, адаптация протекает очень болезненно.
— Отсутствует преемственность – система разработана только на уровне начальной школы. При переходе в среднее звено все дети попадают в условия традиционного обучения. Преимущества детей, обучавшихся в классах развивающего обучения в сравнении с детьми, обучавшимися в традиционных классах, постепенно исчезает.
В 60-80-е годы экспериментальные классы развивающего обучения были практически в каждом городе СССР. Во многих городах дети продолжали учиться в таких классах и после 1991 года.
Я лично разговаривала с одним из родителей. Он рассказывал, что как учился его сын в классе развивающего обучения.
— Дети начали учиться. Время идёт, результатов не видно. Родители не понимают, что происходит. Не имеют возможности повлиять на ход событий, помочь детям. Нервничают. Некоторые перевели своих детей в традиционные классы.
А потом в какой-то момент дети начали читать, писать, считать, решать задачи, рассуждать. И быстро догнали и перегнали тех детей, которые учились по традиционной системе.
«Математика по Петерсон». 25 тысяч педагогов выступили в поддержку запрещённого учебника
Учитель-предметник, обучавший детей из класса развивающего обучения, вспоминает:
— Все активны, хорошо говорят, свободно выражают своё мнение. Учатся с интересом, умеют и любят работать с дополнительными источниками информации.
Как и в любом классе, есть ученики более или менее успешные. В одном отзыве родители пишут о своём ребёнке, что в классе развивающего обучения он не попал в число пяти учеников, с которыми работает учитель. Также отмечается, что пять (условно, может быть другое число) лучших учеников в таком классе очень сильно отличаются от лучших учеников в традиционном классе. Это не послушные «зубрилки», а активные, любознательные, эрудированные дети с гибким мышлением.
В перспективе с детьми, имеющими опыт обучения в «развивающих» классах ничего сверх естественного не происходит. Но в случае благоприятного сложения обстоятельств на последующих этапах обучения увеличиваются шансы поступить в престижный вуз и построить успешную карьеру в избранной области.
Примерно так выглядит традиционное обучение
КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ
Обе системы развивающего обучения – Занкова и Эльконина-Давыдова – основываются на идеях Л.С. Выготского.
Ключевая идея — обучение должно идти впереди развития и стимулировать его.
Механизм такого стимулирования заключается в выделении зон ближайшего и актуального развития. Попробую изложить смысл понятным языком.
Обучение предлагается начинать не с изложения и заучивания какой-либо информации, а с постановки задачи, проблемы. Эта задача должна быть чуть выше имеющихся возможностей ребёнка.
Нельзя научить в любой момент чему угодно. Нужно понять, какой навык ребёнок уже может освоить с помощью взрослого. Это и есть зона ближайшего развития. Например, хватательный рефлекс ребёнок имеет практически с момента рождения. Но это не значит, что новорождённый малыш может взять ложку и начать есть с её помощью.
Для того чтобы это стало возможным, пройдёт несколько месяцев, появятся сложные нейронные связи. После чего ребёнок сможет есть ложкой – сначала только при помощи взрослого, направляющего его руку. Постепенно помощь взрослого уменьшается, а самостоятельность возрастает. Наступает момент, когда ребёнок сможет успешно пользоваться ложкой сам.
Этот навык перешёл в зону актуального развития, и на его основе можно формировать следующий. Например, научить пользоваться вилкой. Или карандашом. В идеале в классах развивающего обучения (впрочем, как и традиционного) каждый ребёнок должен работать в зоне своего ближайшего развития, получая поддержку от учителя. А в реальной жизни это очень сложно организовать.
Отсюда и проблемы, трудности в обучении.
Система Л.В.Занкова ближе к традиционному обучению. Занков сформулировал принципы развивающего обучения:
Во-первых, высокий уровень сложности обучения. Думаю, подразумевались зоны ближайшего развития. Что исключает необходимость полгода учить тому, что дети уже умели делать к моменту поступления в школу.
Во-вторых, ведущая роль теоретических знаний. Подразумевается, что уже в начальной школе можно вводить научные понятия.
В-третьих, быстрый темп обучения. Иначе детям становится скучно, теряется мотивация.
Д.Б Эльконин и В.В. Давыдов выстраивали свою систему на гипотезе, что младшим школьникам доступно теоретическое мышление.
Это противоречит традиционным подходам к дошкольному и начальному обучению, которые основываются на эмпирическом, наглядно-образном мышлении детей. На движении мысли ребёнка от конкретного к абстрактному, от частного к общему, от примера к закономерности.
Источник: dzen.ru
Система обучения в начальной школе Л.В. Занкова — Готовы ли Вы к этому?
Многие родители в разговоре любят прихвастнуть, что мол его ребенок обучается по какой-то особой системе в школе, не по такой как все. Таких программ сейчас масса. И разочарую многих заявлением, что все программы ориентированы на развитие творческих способностей (этого требует новый ФГОС).
Любая программа обучения обязана развивать не только предметные знания, умения, навыки, но и универсальные, например, правильное построение речевого высказывания в разных ситуациях (работа в паре, группе и коллективная требует умения договариваться), определение самим ребенком, могу ли я, используя пройденный материал, решить ту или иную задачу или «это мы не проходили» и моих знаний недостаточно — нужно знать еще что-то новое.
Система Л. В. Занкова впервые опробовалась в школах Москвы в 60-х годах прошлого века ( уже 60 лет назад!). Так что не такая уж и новая, но каждый год авторы что-то меняют в учебниках, совершенствуя их и систему.
Система Занкова позиционирует себя как «доступная для каждого даже слабого ученика», но раньше в эти классы шел отбор развитых, уже читающих детей, обладающих минимальной читательской компетенцией, испытывающих эмоции при прочтении, слушании и рассматривании художественных произведений. Сейчас, если ваш регион или школа не является Занковским центром, обучение происходит в большинстве случаев формально. Объясняется это нехваткой часов (вот 3 урока, идущие по программе один за другим «Сочинение»Если бы я был волшебником»;Работа над ошибками в сочинении;Диктант на правописание гласных после шипящих — родители возмущены, что сочинение не написано в классе и доделывается дома). Пример из математики 3 класса-Решение уравнений на сложение-вычитание;Контрольная по теме площадь;Работа над ошибками и Единицы измерения массы (тоже урок за уроком).
Опытный и изобретательный учитель справится со всем, но если система Занкова приветствуется у вас только в начальной школе (есть школы, где и дальше работают по этой системе), то учителям тяжело работать дальше с «вольно мыслящими детьми, высказывающими свое мнение по каждому поводу». Так что взвесьте несколько раз свое решение, прежде чем отдавать ребенка в этот класс. Для него ли это.
Ведь, «метясь домашним заданием в ученика, учитель попадает в родителя».
Источник: otzovik.com
Система Занкова
Леонид Владимирович Занков (1901-1977) прошел путь от учителя сельской школы до профессора, доктора педагогических наук, академика. Его педагогические взгляды формировались под влиянием выдающегося отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Оба ученых занимались исследованиями в сфере дефектологии – науки, изучающей особенности развития и образования детей с врожденными физическими и психическими недостатками.
Начиная с 1957 года и до конца жизни Л. В. Занков вместе с сотрудниками его лаборатории исследовал влияние процесса обучения на общее развитие младших школьников. Разработанная им методика первоначально применялась в одной из московских школ, но в дальнейшем распространилась по всей стране.
С 1995-1996 учебного года она была введена как вариативная государственная система начального образования наряду с традиционной системой обучения и системой развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.
Что такое система Занкова
Одним из основных положений системы Л. В. Занкова является отсутствие главных и второстепенных предметов в начальном образовании. Все школьные предметы важны для общего развития ребенка. Именно общее развитие школьника стоит здесь на первом месте, оно формирует ядро личности. После того как это ядро сформировано, можно переходить к специализации в учебном процессе.
Задача начального образования, по Занкову, – дать учащимся общую картину мира. Отдельные школьные предметы выделяют фрагменты единой картины мира, поэтому дают ограниченную информацию. В методике Л. В. Занкова определяющую роль играют межпредметные связи, когда на уроке по одному предмету рассматриваются вопросы из других учебных курсов.
Развитие личности ребенка на уроках Занкова было связано с индивидуальным подходом к каждому ученику. Воздействие учителя направлялось не на весь класс в целом, а на каждого ребенка в отдельности. Такой личностно-ориентированный подход требовал от педагога серьезной подготовки, но развивал индивидуальность каждого школьника.
Полезные факты о системе Занкова
От сложного – к простому | Учитель не дает на уроке готовую информацию, а ставит вопрос, который кажется ученикам сложным. В дальнейшем они совместно ищут ответ. |
Дискуссии на уроке | Приветствуется совместное обсуждение и отстаивание собственной позиции. Если ученик ошибся, он сам должен изменить свое мнение в результате дискуссии. |
В первом классе оценки не ставят | Чтобы избежать стресса у детей, только пришедших в школу, Занков не рекомендовал ставить в первом классе оценки. |
Целостная картина мира | В учебниках Занкова часто используются связи между разными предметами. Например, для решения математической задачи могут применяться знания из арифметики, геометрии и логики. |
Объяснить способ обучения | Главное – не просто обучить ребенка решению конкретной задачи, а выяснить сам способ обучения и решения. |
Требования к учителю | Фигура учителя в системе Занкова играет определяющую роль. Педагог должен пользоваться безусловным авторитетом в классе, быть внимательным, чутким, уметь развивать сильные стороны каждого ученика. |
Роль внеклассной работы | В методике Занкова уделяется повышенное внимание внеклассным занятиям: походам в театры, библиотеки, музеи, прогулкам на свежем воздухе, выездам на природу. |
1 класс
В 1-4 классах система обучения Л. В. Занкова используется на следующих предметах: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. По каждому предмету есть учебник, рабочая тетрадь и методические материалы, помогающие учителю вести урок в соответствие с методикой Занкова.
Так, при изучении русского используются два учебника: «Азбука» и «Русский язык». К каждому учебнику прилагается рабочая тетрадь, тетрадь по письму, тетрадь по чтению, методические рекомендации к курсу.
Учитель широко использует межпредметные связи. Например, одно из заданий по математике звучит так: «Желтая груша больше зеленой, а коричневая больше красной, но меньше зеленой. Раскрась груши».
2 класс
Второклассники продолжают изучать те же предметы, что и в первом классе. Уровень сложности несколько увеличивается. О какой-либо специализации здесь речь еще не идет. Главное, чтобы ребенок в процессе изучения каждого отдельного предмета видел всю картину в целом. Большое внимание уделяется формированию понятий, которые будут необходимы для дальнейшего образования.
Используются разные формы обучения: классные и внеклассные, групповые, индивидуальные и фронтальные.
Система Занкова предполагает также использование тестовых материалов. К примеру, при изучении литературы младшим школьникам предлагаются следующие тестовые задания:
- Кто автор стихотворения «Картина»? (1. Марина Цветаева. 2. Нина Орлова, 3. Ирина Пивоварова).
- Что такое олицетворение? (1. перенос свойств одушевленных предметов на неодушевленные предметы, 2. образное определение предмета, 3. сопоставление двух предметов, явлений).
Как видно, вопросы достаточно сложные.
3 класс
В третьем классе учебный материал становится еще более сложным, что требует от учащихся достаточно большого напряжения. Например, по окружающему миру сформулированы такие вопросы:
- Для растений степи характерны: (А. стелющиеся корни, мясистые стебли, листья-колючки, Б. длинные корни, крупные растения, В. корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья).
- Почему монголо-татарское иго смогло покорить Русь? (дайте собственный ответ).
Кроме общеобязательных предметов программа Занкова включает в себя также факультативные курсы «Экономика для младших школьников» и «Я – гражданин России». Эти предметы должны помочь детям разобраться на своем уровне в сложных проблемах экономики и политики. Приоритетной задачей является также патриотическое воспитание младших школьников.
4 класс
У четвероклассников сохраняется такой же быстрый темп обучения с ориентацией на формирование у школьников интеллектуальной культуры. В соответствие с методикой Л. В. Занкова дети к окончанию начальной школы уже должны иметь целостное представление об окружающем мире, владеть навыками интеллектуального труда, быть полностью готовыми к обучению в 5-6 классе, как по традиционной системе, так и по системе развивающего обучения.
Вот пример задания по русскому языку. Оно состоит из обязательной и дополнительной частей. В обязательной ученикам нужно вставить подходящие по смыслу глаголы в настоящем времени: «Среди непроходимых болот и нетронутых лесов_____река Пелым. Причудливо_____и_____река по тайге. В темном зеркале воды_____небо, лес.
Северные исполины кедры стеной_____над рекой».
В дополнительной части предлагается сделать морфологический разбор слов и составить предложения с заданными условиями – например, с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в будущем времени, во втором лице, в единственном числе.
Источник: www.kp.ru