В 2017 году дидактическая система развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова отмечала 60-летие. По всей стране проходили крупные мероприятия, посвященные этой дате: конференции, форумы, педагогические чтения. Всего было около 2000 участников.
Концепция развивающего обучения была разработана коллективом лаборатории обучения и развития НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством Леонида Занкова (1901–1977), выдающегося ученого в области педагогики, психологии и дефектологии, аспиранта и последователя Льва Выготского, идеи которого легли в основу федеральных государственных образовательных стандартов.
Коллектив лаборатории экспериментальным путем доказал зависимость результатов обучения от уровня общего развития школьников. Было установлено, что развитие личности ребенка требует кардинальной перестройки всей образовательной системы: не только ее содержательного компонента, но и процесса обучения, характера отношений «учитель – ученики – родители», системы изучения результативности и форм обучения. Была поставлена новая цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого школьника. В соответствии с этой целью обучения разработаны принципиально новые учебники по всем учебным предметам, которые побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями.
«Система Занкова». Передача из цикла «Российское образование. Традиции и судьбы»
Первый экспериментальный класс был открыт в далеком 1957 году в 172-й школе Москвы. Через четыре года эксперимент стал массовым. С 1957 по 1975 год в эксперимент были вовлечены 1200 классов. И вот уже в 1996 году система была признана государственной образовательной программой наряду с традиционной и системой развивающего обучения Даниила Эльконина – Василия Давыдова.
Высокая эффективность системы для общего развития школьников и усвоения ими знаний, умений и навыков доказана многими годами ее реализации в массовой школе. Она прошла проверку практикой в школах СССР и России в разных условиях обучения: в городских и сельских школах, при четырехлетнем обучении с семи лет, трехлетнем обучении с семи лет, при четырехлетнем – с 6,5 лет. Ее ученики неизменно показывали более высокие достижения в обучении, воспитании и развитии, по сравнению с учениками, обучающимися по другим программам. За эти годы выпущено в свет 8 поколений учебников по всем предметным линиям, методические пособия, дидактические материалы, научные труды и более 500 публикаций.Теоретические труды Леонида Занкова и его последователей переведены в 14 странах, среди них: Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония.
Однако не все так гладко и красиво в истории психолого-педагогической системы. В 1977 году, после смерти Занкова, была расформирована лаборатория, исследование прервано, все экспериментальные классы закрыты. Началась работа «в стол»: сотрудники лаборатории в меру возможностей продолжали разработку дидактической системы начального обучения. На основе новых экспериментальных данных они перерабатывали учебники и методики, а учителя продолжали вести эксперимент.
60 лет системе Занкова. Опережая ВРЕМЯ
В 1993 году по решению Министерства образования России в Академии повышения квалификации был открыт научно-методический центр им. Л.В. Занкова. К этому же году издан полный комплект нового (третьего) поколения учебников для трехлетней начальной школы. Учебники разошлись миллионным тиражом, что говорит само за себя.
Принятый в 2010 году федеральный стандарт начального образования доказал, что система развивающего обучения и ее цели более эффективны. Обозначенные в стандарте цели обучения совпали с целями, выдвинутыми еще 60 лет назад. Теперь в центре внимания всей системы образования – развитие личности. (Для сравнения, у Занкова – общее развитие каждого школьника).
Декларируется организация самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности как способа достижения цели. В работу учителя с детьми вводятся групповые и парные работы. Для оценки результатов детей проводятся комплексные контрольные работы, в основу которых легли разработки авторов системы Занкова. Чтобы убедиться в этом, достаточно найти задания Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, который проводится ежегодно с 2003 года.
В 2014 году снова настало время гонения – занковские учебники не вошли в федеральный перечень, несмотря на свою востребованность во всех регионах страны, на положительные экспертные заключения. Причина невключения слишком банальна, чтобы сейчас вновь поднимать этот вопрос. И все же учителя, верные идеям развивающего обучения, продолжают учить и воспитывать детей, выпускать занковцев и набирать новые классы. Ученики-занковцы проявляют высокую общественную активность, их характеризует увлеченность учебным процессом, высокие результаты освоения курса начальной школы, они активно участвуют в разных соревнованиях, в т.ч. в олимпиадах, зачастую становятся их призерами.
С тех пор жизнь приверженцев идеи развивающего обучения похожа на вечную борьбу: учителя пишут письма в Минобрнауки, родители пишут и даже ученики, учившиеся по учебникам и желающие учить своих детей именно по ним.
На заседании научно-методического совета по учебникам Минобрнауки, прошедшем 1 марта 2017 года, заочным голосованием было принято практически единогласное решение, позволяющее включить учебники системы Занкова в федеральный перечень. Единогласно… но, если судить по бланкам голосования членов Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки (имеются в редакции. – «НГ»), единственный голос – министра образования Васильевой – был против этого. И, как можно понять, этот голос очередной раз лишил детей возможности учиться по любимым ими учебникам.
Небезызвестная Ассамблея народов Евразии, которая призвана налаживать диалог и консолидировать страны Евразийского пространства, после тщательного отбора, выбрала именно систему Занкова для экспорта российского образования в страны ЕАЭС. И сегодня, не скрывает своего возмущения действиями чиновников от Министерства.
Обидно, что при так громко заявляемых целях развития личности ребенка, индивидуализации и общедоступности обучения каждому, при стремлении обеспечить полное образование, состоящее не просто в изучении отдельных предметов, а во всестороннем воспитании и обучении, система развивающего обучения Занкова со всеми наработками за 60 лет выбрасывается за борт. О ней даже вслух уже боятся говорить, а ведь она признана не только широкой общественностью России, используется в Белоруссии, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Федеральный научно-методический центр (который, кстати, на сегодня насчитывает более 80 филиалов) наладил творческие связи с педагогическими коллективами школ городов Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия); с учеными Бразилии, где в 2019у год запланирована конференция по системе. В Японии переведены все работы Леонида Занкова; в Норвегии во многих школах используют в переводе учебники системы Занкова по математике; в 2016 году китайские ученые увезли весь комплект учебников с целью перевести и адаптировать для своей системы образования. Будет жаль, если система Занкова вернется к нам из одной из этих стран.
Пока в настоящее время, несмотря ни на что, продвижением идей Леонида Занкова, новых разработок, идущих в ногу со временем, продолжают заниматься Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Источник: www.ng.ru
Не просто школьная программа. Занков и его метод
Как может повлиять на успеваемость детей школьная программа? Занков — автор метода, по которому сегодня работают многие школы. В чем суть этой методики, каким детям она подходит — попробуем разобраться.
Как может повлиять на успеваемость детей школьная программа? Занков — автор метода, по которому сегодня работают многие школы. В чем суть этой методики, каким детям она подходит — попробуем разобраться.
Не за горами апрель, а значит, перед многими родителями встанет серьезная проблема — в какую школу отдать любимое чадо. С выбором школы очень важно не промахнуться, от этого с большой степени зависит будущее ребенка. Сегодня многие школы не укомплектованы, поэтому в борьбе за детей пытаются придумать себе конкурентное преимущество. Одно из них — передовая методика обучения.
К сожалению, среднестатистический родитель, не обремененный педагогическим образованием, не всегда в силах оценить, подойдет ли его ребенку та или иная программа. Занков — в чем суть его метода, рассмотрим поподробнее.
Основы метода
Итак, вот основополагающие положения метода Занкова (точнее, грамотнее было бы называть его дидактической системой):
1) ребенок должен учиться осознанно, при этом задача педагога — раскрыть в каждом ребенке творческий потенциал, понять, к чему у каждого есть склонности, и эти склонности развивать;
2) быстрый темп обучения, постоянная смена деятельности (от чтения — к письму, потом — к счету , обязательно шутливые задания — чтобы снять напряжение); дети на самом деле устают от монотонности, однообразный труд не вызывает у них положительных эмоций;
3) достаточно высокий уровень сложности материала — иначе потенциал раскрыть невозможно, ребенок должен уметь преодолевать сложности, прилагать интеллектуальные усилия;
4) в процессе обучения должно происходить общее развитие ребенка ( развивается логика, умение излагать мысли, системно мыслить );
5) дифференцированный подход к обучению, развитие не только сильных учащихся, но и слабых;
6) и, наконец, движение от частного к общему, от простого к сложному.
Как видите, все тезисы методики Занкова «правильные». Какому родителю не хочется, чтобы ребенок осознанно учился, чтобы его способности и таланты не зачахли, а напротив, расцвели.
Посмотрим, что происходит на практике.
Как это работает?
Главное, на наш взгляд, в системе Занкова — вовлеченность ученика в процесс. Обычно, особенно в начальных классах, дети рассматриваются как некие объекты, в которые надо запихнуть как можно больше знаний, умений, навыков, чтобы они могли написать контрольную, сдать экзамен, не ударить лицом в грязь перед комиссией из Департамента В классах, которые учатся по методике Занкова, учитель нередко интересуется у своих подопечных, что они хотели бы узнать на следующем уроке. Здесь нет такого дробления: на русском мы учимся писать, на математике — считать, на труде — сколачивать табуретки. Учитель раскрывает перед детьми целостную картину мира, где все взаимосвязано.
Так, в курсе «Окружающий мир» прослеживаются связи между знаниями о нашей планете, ее природе и жизни человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях.
Действительно, в начальной школе обучение по системе Занкова построено во многом как игра. Так, на уроках математики дети делятся на группы по три человека (триады) и не просто следят за решением задачи (как это бывает при традиционной системе обучения, когда один ученик решает у доски, остальные в тетрадях, а учитель дефилирует по классу, следя за тем, чтобы никто не отлынивал), но обсуждают решение в группах, а затем со всем классом.
Задачи бывают не только на знание, но и на сообразительность: «Шесть штук яиц сварили в кастрюле за пять минут. За сколько минут сварилась одна штука?» В середине урока учитель предлагает сменить деятельность, поиграть, задает вопрос: «Верите ли вы, что быстрее машет крыльями шмель, а не комар? Определите по звуку. Докажите».
В конце урока детям предлагается ответить на вопросы, что нового они узнали, что хотели бы узнать на следующем уроке. И, наконец, дается так называемое идеальное домашнее задание: выбрать из учебника задачу и решить ее самостоятельно.
Урок русского языка во втором классе начинается со стихотворного обращения учителя: «Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Давайте сочиним урок». Затем детей обучают писать объявление, и они действительно «сочиняют» урок: объясняют, почему важно уметь писать объявления, вспоминают песню про пропавшую собаку, которую нашли с помощью объявления. Сравниваются различные объявления, затем учитель просит написать собственное на заданную тему. Все происходит в формате живого обсуждения, учитель — не монстр, угрожающе поигрывающий указкой, а собеседник, модератор дискуссии.
Что говорят — «за» и «против»
Как вы догадываетесь, все, что описано выше — идеальные уроки, с идеальными детьми и идеальными учителями. Не надо сбрасывать со счетов, что действительно талантливый педагог и психолог Леонид Владимирович Занков разрабатывал свою систему в годы, когда реалии жизни были совсем иными, у детей не было необходимости запоминать такой объем информации, как сегодня. К тому же у нынешних детей, в отличие от тех, на которых Занков апробировал свою методику, «клиповое» сознание — это подтверждают психологи. обилия информации, которая вываливается на них с экранов и мониторов, они представляют мир как калейдоскоп пестрых картинок, поэтому донести до них идею о целостной картине мира весьма и весьма сложно.
Вот что говорят о методике Занкова родители: «Никаких плюсов от программы я не вижу, а вот минусов — хоть отбавляй! Дети не знают и не понимают простейших вещей (проблемы с определением рода, , ). Логика — вещь хорошая, но развивать ее без базы — бесполезно. В классе решаются простые примеры, а на дом задается такое, что доведет до белого каления любого нормального человека. Осточертели шарады и головоломки по математике и по русскому языку!»
А вот противоположное мнение: «Система Занкова — очень интересная, дети учатся быстрее думать, логически размышлять».
И конечно, очень интересно мнение профессионалов, учителей: «Работаю по системе уже 16 лет, и все классы, которые выпустила, старшая школа принимала с большим удовольствием. Дети всегда творческие, увлекающиеся, целеустремленные, дружные. Уровень знаний разный, но все учителя очень рады работать с ними дальше, потому что они „необычные“».
Классическая программа? Занков?
Как видите, мнения очень разные: от восторга до полного неприятия. Что же выбрать? Наш совет такой: прежде всего надо выбрать доброжелательного, толкового учителя. Любой метод хорош, если пользоваться им в совершенстве — это истина, проверенная временем.
Если учитель владеет системой Занкова, если он успешно пользуется ею уже несколько лет, и не слепо, а осмысленно, возможно, сочетая ее с классической системой — доверьтесь ему. Ну и, конечно, оцените свои силы и силы ребенка. Если вы сами открыты новому, если готовы помочь ребенку, поддержать его, если у вас есть время и силы вникать в то, что он изучает в школе, — попробуйте систему Занкова. Ведь в младших классах ребенку очень важно не возненавидеть учение как процесс, почувствовать, что «грызть гранит науки» на самом деле может быть увлекательно и даже весело.
Если же взрослые в вашей семье консервативны, если вы сторонник традиционных , зубрежки и искренне верите, что «повторенье- мать ученья», поберегите свои нервы и здоровье ребенка — ищите школу, которая работает по традиционной методике.
Источник: pulsplus.ru
Методика Занкова
Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.
Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.
Сразу отметим, что методика Занкова несколько отличается от большинства используемых сегодня систем раннего развития (таких как методика Монтессори, Вальдорфская система или методика Сесиль Лупан), поскольку основной упор в ней делается не на развитие внимания, памяти и воображения, а на общее развитие личности – чувств, воли и ума ребенка. Может быть именно поэтому отношение родителей к данной системе двоякое: кто-то ее ругает, а кто-то считает одной из лучших методик развития.
Несколько слов о Занкове
Леонид Владимирович Занков – известный советский психолог, добившийся значимых результатов в области педагогической психологии, памяти, запоминания и дефектологии. В ходе своей профессиональной деятельности провел целый ряд исследований, результаты которых и легли в основу авторской дидактической системы, способствующей психическому развитию детей, главный принцип которой построен на развитии искреннего интереса к обучению и стремления к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.
Практически всю свою жизнь Леонид Владимирович посвятил вопросам, связанным с психологией детей, отстающих в умственном развитии, и проблемами их обучения и воспитания. В своих многочисленных работах Занков убедительно доказал, что умственно отсталый ребенок не столько опаздывает на несколько лет в развитии по сравнению с нормально развивающимися детьми, сколько иначе развивается по мере своего взросления. Также он доказал, что во время занятий с умственно отсталыми детьми за основу необходимо брать коррекционно-воспитательные воздействия, учитывающие особенности развития каждого отдельно взятого ребенка и опирающиеся на его компенсаторные возможности.
Особенности методики Занкова
Основная цель методики Занкова заключается в воспитании у ребенка отношения к себе как к самодостаточной Личности, имеющей право на собственное мнение, способной аргументировано отстаивать его и умеющей здраво рассуждать. Именно поэтому вся система занятий построена на самостоятельности ребенка, когда педагог не «вбивает» знания в голову детей, а заставляет каждого из них «докопаться» до них самостоятельно. Дидактические принципы системы Занкова – это:
- высокий уровень трудности обучения (однако с обязательным соблюдением меры трудности, то есть без форсирования развития);
- быстрое освоение материала, которое достигается в том числе и за счет постоянного обогащения учебного предмета со стороны учителя;
- осознание ребенком процесса обучения, где все знания являются единым целым (поэтому новые знания, связываясь с уже изученным материалом, легко усваиваются);
- ведущая роль теоретических знаний (другими словами, вопросы перед ребенком ставятся в общем виде, чтобы побудить его к самостоятельному мыслительному процессу);
- работа над развитием каждого ребенка, независимо от его уровня развития.
Согласно дидактической системе Занкова основной мотивацией учебной деятельности ребенка должен стать познавательный интерес. Поэтому методика предполагает вовлечение учащихся в дискуссии, различные виды деятельности, дидактические игры, а также использование различных методов обучения, направленных на обогащение мышления, воображения, речи и памяти.
Как проходят занятия по методике Занкова
Построение занятий по системе Занкова имеет целый ряд отличительных особенностей, не принятых в современной российской педагогике. И, прежде всего, это проявляется в построении доверительных отношений между учащимися и учителем. При этом педагог не отказывается от руководящей роли, и адекватно реагирует на ошибки и проступки ребенка. Лучше всего характеризует атмосферу в занковском классе знаменитое выражение самого Занкова: «Ребенок тоже человек, только маленький».
Непосредственный процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы ребенок стремился добывать знания самостоятельно – для этого урок ведется в форме дискуссии, во время которой ученик может спорить не только со своими одноклассниками, но и с учителем. Активность на уроке всячески поощряется, даже если ребенок высказал ошибочное суждение.
Чтобы ребенок развивался всесторонне и полноценно система Занкова предусматривает большое разнообразие форм обучения: одновременно с занятиями в классе практикуются экскурсии в театры, музеи, на природу, концерты, разные предприятия и т.д. Другими словами, данная система охватывает не только процесс обучения, но и внеурочную работу.
Недостатки методики Занкова
Главный недостаток системы Занкова заключается в том, что обучение по его методике по силам далеко не каждому ребенку (хотя автор и уверял, что справиться с ней может любой ребенок, независимо от уровня умственного развития). И дело не столько в сложности заданий, сколько в быстром темпе изучения материала.
Не менее важным недостатком данной методики раннего развития является отсутствие разработанной программы для обучения в средней и старшей школе. В итоге, ребята из занковских классов переходят в классы, в которых обучение проходило по традиционным программам, и начинают откровенно скучать, поскольку большую часть материала они уже изучили в младших классах по обучающей программе Занкова.
Ну и самое главное, эффективность обучения по методу Занкова целиком и полностью зависит от учителя и его способности «отойти» от традиционных методов преподавания, и создать в классе дружескую и доверительную атмосферу. К большому сожалению, практика убедительно доказывает, что на сегодняшний день в нашей стране очень мало учителей, допускающих, что у ребенка может быть свое собственное видение того или иного вопроса, и позволяющих детям оспаривать собственные суждения.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник: fulledu.ru