Занков что за программа

В 2017 году дидактическая система развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова отмечала 60-летие. По всей стране проходили крупные мероприятия, посвященные этой дате: конференции, форумы, педагогические чтения. Всего было около 2000 участников.

Концепция развивающего обучения была разработана коллективом лаборатории обучения и развития НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР под руководством Леонида Занкова (1901–1977), выдающегося ученого в области педагогики, психологии и дефектологии, аспиранта и последователя Льва Выготского, идеи которого легли в основу федеральных государственных образовательных стандартов.

Коллектив лаборатории экспериментальным путем доказал зависимость результатов обучения от уровня общего развития школьников. Было установлено, что развитие личности ребенка требует кардинальной перестройки всей образовательной системы: не только ее содержательного компонента, но и процесса обучения, характера отношений «учитель – ученики – родители», системы изучения результативности и форм обучения. Была поставлена новая цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого школьника. В соответствии с этой целью обучения разработаны принципиально новые учебники по всем учебным предметам, которые побуждают детей к поисковой творческой деятельности, наполненной эмоциями и переживаниями.

«Система Занкова». Передача из цикла «Российское образование. Традиции и судьбы»

Первый экспериментальный класс был открыт в далеком 1957 году в 172-й школе Москвы. Через четыре года эксперимент стал массовым. С 1957 по 1975 год в эксперимент были вовлечены 1200 классов. И вот уже в 1996 году система была признана государственной образовательной программой наряду с традиционной и системой развивающего обучения Даниила Эльконина – Василия Давыдова.

Высокая эффективность системы для общего развития школьников и усвоения ими знаний, умений и навыков доказана многими годами ее реализации в массовой школе. Она прошла проверку практикой в школах СССР и России в разных условиях обучения: в городских и сельских школах, при четырехлетнем обучении с семи лет, трехлетнем обучении с семи лет, при четырехлетнем – с 6,5 лет. Ее ученики неизменно показывали более высокие достижения в обучении, воспитании и развитии, по сравнению с учениками, обучающимися по другим программам. За эти годы выпущено в свет 8 поколений учебников по всем предметным линиям, методические пособия, дидактические материалы, научные труды и более 500 публикаций.Теоретические труды Леонида Занкова и его последователей переведены в 14 странах, среди них: Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, США, Франция, Япония.

Однако не все так гладко и красиво в истории психолого-педагогической системы. В 1977 году, после смерти Занкова, была расформирована лаборатория, исследование прервано, все экспериментальные классы закрыты. Началась работа «в стол»: сотрудники лаборатории в меру возможностей продолжали разработку дидактической системы начального обучения. На основе новых экспериментальных данных они перерабатывали учебники и методики, а учителя продолжали вести эксперимент.

60 лет системе Занкова. Опережая ВРЕМЯ

В 1993 году по решению Министерства образования России в Академии повышения квалификации был открыт научно-методический центр им. Л.В. Занкова. К этому же году издан полный комплект нового (третьего) поколения учебников для трехлетней начальной школы. Учебники разошлись миллионным тиражом, что говорит само за себя.

Принятый в 2010 году федеральный стандарт начального образования доказал, что система развивающего обучения и ее цели более эффективны. Обозначенные в стандарте цели обучения совпали с целями, выдвинутыми еще 60 лет назад. Теперь в центре внимания всей системы образования – развитие личности. (Для сравнения, у Занкова – общее развитие каждого школьника).

Декларируется организация самостоятельной индивидуальной и совместной деятельности как способа достижения цели. В работу учителя с детьми вводятся групповые и парные работы. Для оценки результатов детей проводятся комплексные контрольные работы, в основу которых легли разработки авторов системы Занкова. Чтобы убедиться в этом, достаточно найти задания Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, который проводится ежегодно с 2003 года.

В 2014 году снова настало время гонения – занковские учебники не вошли в федеральный перечень, несмотря на свою востребованность во всех регионах страны, на положительные экспертные заключения. Причина невключения слишком банальна, чтобы сейчас вновь поднимать этот вопрос. И все же учителя, верные идеям развивающего обучения, продолжают учить и воспитывать детей, выпускать занковцев и набирать новые классы. Ученики-занковцы проявляют высокую общественную активность, их характеризует увлеченность учебным процессом, высокие результаты освоения курса начальной школы, они активно участвуют в разных соревнованиях, в т.ч. в олимпиадах, зачастую становятся их призерами.

С тех пор жизнь приверженцев идеи развивающего обучения похожа на вечную борьбу: учителя пишут письма в Минобрнауки, родители пишут и даже ученики, учившиеся по учебникам и желающие учить своих детей именно по ним.

На заседании научно-методического совета по учебникам Минобрнауки, прошедшем 1 марта 2017 года, заочным голосованием было принято практически единогласное решение, позволяющее включить учебники системы Занкова в федеральный перечень. Единогласно… но, если судить по бланкам голосования членов Научно-методического совета по учебникам Минобрнауки (имеются в редакции. – «НГ»), единственный голос – министра образования Васильевой – был против этого. И, как можно понять, этот голос очередной раз лишил детей возможности учиться по любимым ими учебникам.

Читайте также:
Приложение megafonpro что это за программа и нужна ли она

Небезызвестная Ассамблея народов Евразии, которая призвана налаживать диалог и консолидировать страны Евразийского пространства, после тщательного отбора, выбрала именно систему Занкова для экспорта российского образования в страны ЕАЭС. И сегодня, не скрывает своего возмущения действиями чиновников от Министерства.

Обидно, что при так громко заявляемых целях развития личности ребенка, индивидуализации и общедоступности обучения каждому, при стремлении обеспечить полное образование, состоящее не просто в изучении отдельных предметов, а во всестороннем воспитании и обучении, система развивающего обучения Занкова со всеми наработками за 60 лет выбрасывается за борт. О ней даже вслух уже боятся говорить, а ведь она признана не только широкой общественностью России, используется в Белоруссии, в отдельных школах Казахстана, Молдавии, Узбекистана. Федеральный научно-методический центр (который, кстати, на сегодня насчитывает более 80 филиалов) наладил творческие связи с педагогическими коллективами школ городов Бостона (США), Тель-Авива (Израиль), Брисбена (Австралия); с учеными Бразилии, где в 2019у год запланирована конференция по системе. В Японии переведены все работы Леонида Занкова; в Норвегии во многих школах используют в переводе учебники системы Занкова по математике; в 2016 году китайские ученые увезли весь комплект учебников с целью перевести и адаптировать для своей системы образования. Будет жаль, если система Занкова вернется к нам из одной из этих стран.

Пока в настоящее время, несмотря ни на что, продвижением идей Леонида Занкова, новых разработок, идущих в ногу со временем, продолжают заниматься Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник: www.ng.ru

Не просто школьная программа. Занков и его метод

Как может повлиять на успеваемость детей школьная программа? Занков — автор метода, по которому сегодня работают многие школы. В чем суть этой методики, каким детям она подходит — попробуем разобраться.

Как может повлиять на успеваемость детей школьная программа? Занков — автор метода, по которому сегодня работают многие школы. В чем суть этой методики, каким детям она подходит — попробуем разобраться.

Не за горами апрель, а значит, перед многими родителями встанет серьезная проблема — в какую школу отдать любимое чадо. С выбором школы очень важно не промахнуться, от этого с большой степени зависит будущее ребенка. Сегодня многие школы не укомплектованы, поэтому в борьбе за детей пытаются придумать себе конкурентное преимущество. Одно из них — передовая методика обучения.

К сожалению, среднестатистический родитель, не обремененный педагогическим образованием, не всегда в силах оценить, подойдет ли его ребенку та или иная программа. Занков — в чем суть его метода, рассмотрим поподробнее.

Основы метода

Итак, вот основополагающие положения метода Занкова (точнее, грамотнее было бы называть его дидактической системой):

1) ребенок должен учиться осознанно, при этом задача педагога — раскрыть в каждом ребенке творческий потенциал, понять, к чему у каждого есть склонности, и эти склонности развивать;

2) быстрый темп обучения, постоянная смена деятельности (от чтения — к письму, потом — к счету , обязательно шутливые задания — чтобы снять напряжение); дети на самом деле устают от монотонности, однообразный труд не вызывает у них положительных эмоций;

3) достаточно высокий уровень сложности материала — иначе потенциал раскрыть невозможно, ребенок должен уметь преодолевать сложности, прилагать интеллектуальные усилия;

4) в процессе обучения должно происходить общее развитие ребенка ( развивается логика, умение излагать мысли, системно мыслить );

5) дифференцированный подход к обучению, развитие не только сильных учащихся, но и слабых;

6) и, наконец, движение от частного к общему, от простого к сложному.

Как видите, все тезисы методики Занкова «правильные». Какому родителю не хочется, чтобы ребенок осознанно учился, чтобы его способности и таланты не зачахли, а напротив, расцвели.

Посмотрим, что происходит на практике.

Как это работает?

программа Занков, выбор

Главное, на наш взгляд, в системе Занкова — вовлеченность ученика в процесс. Обычно, особенно в начальных классах, дети рассматриваются как некие объекты, в которые надо запихнуть как можно больше знаний, умений, навыков, чтобы они могли написать контрольную, сдать экзамен, не ударить лицом в грязь перед комиссией из Департамента В классах, которые учатся по методике Занкова, учитель нередко интересуется у своих подопечных, что они хотели бы узнать на следующем уроке. Здесь нет такого дробления: на русском мы учимся писать, на математике — считать, на труде — сколачивать табуретки. Учитель раскрывает перед детьми целостную картину мира, где все взаимосвязано.

Так, в курсе «Окружающий мир» прослеживаются связи между знаниями о нашей планете, ее природе и жизни человека, которая происходит в определенное историческое время, в определенных природных условиях.

Действительно, в начальной школе обучение по системе Занкова построено во многом как игра. Так, на уроках математики дети делятся на группы по три человека (триады) и не просто следят за решением задачи (как это бывает при традиционной системе обучения, когда один ученик решает у доски, остальные в тетрадях, а учитель дефилирует по классу, следя за тем, чтобы никто не отлынивал), но обсуждают решение в группах, а затем со всем классом.

Читайте также:
Стартовая программа орифлейм что это

Задачи бывают не только на знание, но и на сообразительность: «Шесть штук яиц сварили в кастрюле за пять минут. За сколько минут сварилась одна штука?» В середине урока учитель предлагает сменить деятельность, поиграть, задает вопрос: «Верите ли вы, что быстрее машет крыльями шмель, а не комар? Определите по звуку. Докажите».

В конце урока детям предлагается ответить на вопросы, что нового они узнали, что хотели бы узнать на следующем уроке. И, наконец, дается так называемое идеальное домашнее задание: выбрать из учебника задачу и решить ее самостоятельно.

Урок русского языка во втором классе начинается со стихотворного обращения учителя: «Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Давайте сочиним урок». Затем детей обучают писать объявление, и они действительно «сочиняют» урок: объясняют, почему важно уметь писать объявления, вспоминают песню про пропавшую собаку, которую нашли с помощью объявления. Сравниваются различные объявления, затем учитель просит написать собственное на заданную тему. Все происходит в формате живого обсуждения, учитель — не монстр, угрожающе поигрывающий указкой, а собеседник, модератор дискуссии.

Что говорят — «за» и «против»

Как вы догадываетесь, все, что описано выше — идеальные уроки, с идеальными детьми и идеальными учителями. Не надо сбрасывать со счетов, что действительно талантливый педагог и психолог Леонид Владимирович Занков разрабатывал свою систему в годы, когда реалии жизни были совсем иными, у детей не было необходимости запоминать такой объем информации, как сегодня. К тому же у нынешних детей, в отличие от тех, на которых Занков апробировал свою методику, «клиповое» сознание — это подтверждают психологи. обилия информации, которая вываливается на них с экранов и мониторов, они представляют мир как калейдоскоп пестрых картинок, поэтому донести до них идею о целостной картине мира весьма и весьма сложно.

Вот что говорят о методике Занкова родители: «Никаких плюсов от программы я не вижу, а вот минусов — хоть отбавляй! Дети не знают и не понимают простейших вещей (проблемы с определением рода, , ). Логика — вещь хорошая, но развивать ее без базы — бесполезно. В классе решаются простые примеры, а на дом задается такое, что доведет до белого каления любого нормального человека. Осточертели шарады и головоломки по математике и по русскому языку!»

А вот противоположное мнение: «Система Занкова — очень интересная, дети учатся быстрее думать, логически размышлять».

И конечно, очень интересно мнение профессионалов, учителей: «Работаю по системе уже 16 лет, и все классы, которые выпустила, старшая школа принимала с большим удовольствием. Дети всегда творческие, увлекающиеся, целеустремленные, дружные. Уровень знаний разный, но все учителя очень рады работать с ними дальше, потому что они „необычные“».

Классическая программа? Занков?

программа Занков, преимущества

Как видите, мнения очень разные: от восторга до полного неприятия. Что же выбрать? Наш совет такой: прежде всего надо выбрать доброжелательного, толкового учителя. Любой метод хорош, если пользоваться им в совершенстве — это истина, проверенная временем.

Если учитель владеет системой Занкова, если он успешно пользуется ею уже несколько лет, и не слепо, а осмысленно, возможно, сочетая ее с классической системой — доверьтесь ему. Ну и, конечно, оцените свои силы и силы ребенка. Если вы сами открыты новому, если готовы помочь ребенку, поддержать его, если у вас есть время и силы вникать в то, что он изучает в школе, — попробуйте систему Занкова. Ведь в младших классах ребенку очень важно не возненавидеть учение как процесс, почувствовать, что «грызть гранит науки» на самом деле может быть увлекательно и даже весело.

Если же взрослые в вашей семье консервативны, если вы сторонник традиционных , зубрежки и искренне верите, что «повторенье- мать ученья», поберегите свои нервы и здоровье ребенка — ищите школу, которая работает по традиционной методике.

Источник: pulsplus.ru

Методика Занкова

Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Методика Занкова

Специалисты утверждают, что в раннем возрасте некоторые навыки и знания ребенок усваивает намного быстрее и легче, чем тогда, когда станет немного старше. Именно поэтому сегодня большой популярностью пользуются различные методики раннего развития, направленные на всестороннее и полноценное развитие малыша буквально с первых дней его жизни. Одной из таких методик является система Леонида Владимировича Занкова, которая пользуется большой популярностью в российской педагогике.

Читайте также:
Что за программа hd tune

Сразу отметим, что методика Занкова несколько отличается от большинства используемых сегодня систем раннего развития (таких как методика Монтессори, Вальдорфская система или методика Сесиль Лупан), поскольку основной упор в ней делается не на развитие внимания, памяти и воображения, а на общее развитие личности – чувств, воли и ума ребенка. Может быть именно поэтому отношение родителей к данной системе двоякое: кто-то ее ругает, а кто-то считает одной из лучших методик развития.

Несколько слов о Занкове

Леонид Владимирович Занков – известный советский психолог, добившийся значимых результатов в области педагогической психологии, памяти, запоминания и дефектологии. В ходе своей профессиональной деятельности провел целый ряд исследований, результаты которых и легли в основу авторской дидактической системы, способствующей психическому развитию детей, главный принцип которой построен на развитии искреннего интереса к обучению и стремления к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.

Практически всю свою жизнь Леонид Владимирович посвятил вопросам, связанным с психологией детей, отстающих в умственном развитии, и проблемами их обучения и воспитания. В своих многочисленных работах Занков убедительно доказал, что умственно отсталый ребенок не столько опаздывает на несколько лет в развитии по сравнению с нормально развивающимися детьми, сколько иначе развивается по мере своего взросления. Также он доказал, что во время занятий с умственно отсталыми детьми за основу необходимо брать коррекционно-воспитательные воздействия, учитывающие особенности развития каждого отдельно взятого ребенка и опирающиеся на его компенсаторные возможности.

Особенности методики Занкова

Основная цель методики Занкова заключается в воспитании у ребенка отношения к себе как к самодостаточной Личности, имеющей право на собственное мнение, способной аргументировано отстаивать его и умеющей здраво рассуждать. Именно поэтому вся система занятий построена на самостоятельности ребенка, когда педагог не «вбивает» знания в голову детей, а заставляет каждого из них «докопаться» до них самостоятельно. Дидактические принципы системы Занкова – это:

  • высокий уровень трудности обучения (однако с обязательным соблюдением меры трудности, то есть без форсирования развития);
  • быстрое освоение материала, которое достигается в том числе и за счет постоянного обогащения учебного предмета со стороны учителя;
  • осознание ребенком процесса обучения, где все знания являются единым целым (поэтому новые знания, связываясь с уже изученным материалом, легко усваиваются);
  • ведущая роль теоретических знаний (другими словами, вопросы перед ребенком ставятся в общем виде, чтобы побудить его к самостоятельному мыслительному процессу);
  • работа над развитием каждого ребенка, независимо от его уровня развития.

Согласно дидактической системе Занкова основной мотивацией учебной деятельности ребенка должен стать познавательный интерес. Поэтому методика предполагает вовлечение учащихся в дискуссии, различные виды деятельности, дидактические игры, а также использование различных методов обучения, направленных на обогащение мышления, воображения, речи и памяти.

Как проходят занятия по методике Занкова

Построение занятий по системе Занкова имеет целый ряд отличительных особенностей, не принятых в современной российской педагогике. И, прежде всего, это проявляется в построении доверительных отношений между учащимися и учителем. При этом педагог не отказывается от руководящей роли, и адекватно реагирует на ошибки и проступки ребенка. Лучше всего характеризует атмосферу в занковском классе знаменитое выражение самого Занкова: «Ребенок тоже человек, только маленький».

Непосредственный процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы ребенок стремился добывать знания самостоятельно – для этого урок ведется в форме дискуссии, во время которой ученик может спорить не только со своими одноклассниками, но и с учителем. Активность на уроке всячески поощряется, даже если ребенок высказал ошибочное суждение.

Чтобы ребенок развивался всесторонне и полноценно система Занкова предусматривает большое разнообразие форм обучения: одновременно с занятиями в классе практикуются экскурсии в театры, музеи, на природу, концерты, разные предприятия и т.д. Другими словами, данная система охватывает не только процесс обучения, но и внеурочную работу.

Недостатки методики Занкова

Главный недостаток системы Занкова заключается в том, что обучение по его методике по силам далеко не каждому ребенку (хотя автор и уверял, что справиться с ней может любой ребенок, независимо от уровня умственного развития). И дело не столько в сложности заданий, сколько в быстром темпе изучения материала.

Не менее важным недостатком данной методики раннего развития является отсутствие разработанной программы для обучения в средней и старшей школе. В итоге, ребята из занковских классов переходят в классы, в которых обучение проходило по традиционным программам, и начинают откровенно скучать, поскольку большую часть материала они уже изучили в младших классах по обучающей программе Занкова.

Ну и самое главное, эффективность обучения по методу Занкова целиком и полностью зависит от учителя и его способности «отойти» от традиционных методов преподавания, и создать в классе дружескую и доверительную атмосферу. К большому сожалению, практика убедительно доказывает, что на сегодняшний день в нашей стране очень мало учителей, допускающих, что у ребенка может быть свое собственное видение того или иного вопроса, и позволяющих детям оспаривать собственные суждения.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник: fulledu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru