В последние десятилетия понятие “модуль” достаточно интенсивно исследуется в плане рассмотрения и разработки содержания самого понятия, его структурной организации, характеристик и пр.
Как одно из значимых, понятие «модуль» наряду с достаточно многоплановым использованием этого понятия в разных областях знаний используется и в современной педагогической теории и, в частности, в плане определения места модуля в системе обучения, в общей системе обеспечения качества и управления качеством современного образования.
Анализ зарубежной и российской научно-педагогической литературы показал, что зарождение модульного обучения относится к началу 70-х годов XX века.
Так, один из основателей модульного обучения Дж. Рассел, определял модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанных учащимся действий (1971). По мнению Б. и М. Гольдшмид, модуль – автономная, независимая единица в спланированном ряде видов учебной деятельности, предназначенная помочь студенту достичь некоторых четко определенных целей (1972).
Основы модульного обучения
Г. Оуенс понимал модуль как обучающий замкнутый комплекс, в состав которого входят педагог, обучаемые, учебный материал и средства, помогающие обучающемуся и преподавателю реализовать индивидуализированный подход, обеспечить их взаимодействие (1975).
Современный исследователь П.А. Юцявичене определяет модуль как «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» [1].
В одной из своих первых работ «Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе» В.В. Карпов и М.Н.
Катханов понятие «модуль», с точки зрения профессионального обучения, определяют следующим образом : «модуль – организационно-методическая междисциплинарная структура учебного материала, предусматривающая выделение семантических понятий в соответствии со структурой научного знания, структурирование информации с позиции логики познавательной деятельности будущего инженера» [2, c. 70]. Далее авторы отмечают, что «в модуль могут входить подмодули (или микромодули (введено И.А. Зимней)) по признаку его методического формирования. При междисциплинарном подходе учебные дисциплины и даже отдельные разделы и темы в них рассматриваются как части определенных ступеней иерархии профессиональной подготовки. Каждая ступень иерархии может содержать ряд междисциплинарных модулей, которые носят индивидуальный характер с точки зрения учебно-научного знания по специальности и объединены единым требованием к уровню сформированного результата подготовки в соответствии с трехуровневой психолого-профессиональной иерархией:
Источник: studfile.net
Технология модульного обучения
статья на тему
При введении федерального образовательного стандарта второго поколения, значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, одна из которых – модульное обучение.
Реализация технологии модульного обучения в школе | Видеолекции | Инфоурок
Модульное обучение зародилось в конце второй мировой войны в ответ на обострившиеся социально-экономические нужды, когда были крайне необходимы системы обучения профессиональным умениям в относительно короткий период. Были детально изучены индустриальные задачи и разработаны инструкции по их теоретическому и технологическому применению, а также инструкции по технике безопасности в разных сферах промышленности. Это было уже разновидностью модульного обучения, но этот термин еще не был адаптирован к образованию и профессиональному обучению. И только более чем через десять лет авторитеты в сфере образования и профессионального обучения отозвались на тенденцию систематизировать техническое и профессиональное обучение на модульной основе (Селевко, 1998).
Идеи модульного обучения берут начало в трудах Беррес Фредерик Скинера и получают теоретическое обоснование и развитие в работах ученых Дж. Расселла, Б и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса.
В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам П. А. Юцявичене и ее учеников.
Проанализировав педагогическую литературу на данную тему, можно выделить несколько точек зрения на понимание модуля и технологию его построения. Одни авторы стремились позволить учащимся работать в свободном темпе, другие пытались помочь обучающимся определить сильные и слабые стороны и возможности в обучении, третьи стремились интегрировать различные формы и методы обучения.
П.А. Юцявичене даёт следующее определение: «модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей» (Юцявичене, 1990)
В толковом словаре русского языка под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой одним из значений слова «модуль» является «отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации» (Ожегов, Шведова, 1999).
Теоретический анализ литературных источников позволил выделить следующие особенности модульного обучения:
В модульной программе прописаны цели обучения и последовательность изучения каждой темы. Это программа деятельности для ученика по изучению определённой темы. Учитель знакомит учеников с модульной программой.
Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок. Модульные уроки объединяются в модульные программы, однако это не означает, что все уроки в модульной программе должны быть модульными.
Составляется модульный урок по следующему алгоритму:
- формулировка темы урока;
- определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения;
- деление учебного содержания на отдельные логически завершенные
учебные элементы (УЭ) и определение цели каждого из них;
- подбор необходимого фактического материала;
- определение способов учебной деятельности учащихся;
- отбор методов и форм преподавания и контроля;
- составление модуля данного урока;
- подготовка необходимого количества копий текста урока (Гульчевская, 2003)
Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержания которого, цель не будет достигнута. Каждый УЭ должен иметь свою цель. Учебных элементов не должно быть много, но обязательны следующие:
УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения, включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме;
УЭ-1 – задания по овладению новым материалом.
УЭ-2 – отработка учебного материала.
УЭ-n (где n- номер последнего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания ( оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (Шамова, 1994)
Модульный подход имеет много преимуществ перед традиционным как в отношении учащихся, так и в отношении учителей, но есть и определённые трудности. Некоторые из преимуществ и трудностей отмечает Г.Ю. Ксезонова (2000).
Преимущества для учащихся:
- каждый точно знает, что он должен усвоить, в каком объёме и что должен уметь после изучения модуля;
- каждый может самостоятельно планировать своё время, эффективно использовать свои возможности;
- учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на учителе.
Преимущества для учителя:
- возможность концентрировать своё внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
- своевременная идентификация проблем в обучении • выполнение творческой работы, заключающейся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании им возможной помощи.
Основные трудности для учащихся:
- ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
- ученики должны выполнять большой объём самостоятельной работы;
- ученики сами несут ответственность за своё обучение.
Основные трудности для учителей:
- необходимость изменения привычного образа мыслей и действий, так как необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
- необходимость изменения структуры и стиля своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целенаправленной и результативной работы каждого ученика;
- большая трудоёмкость конструирования модулей, их материалоёмкость;
- необходимость высокой педагогической и методической квалификаций, наличия специальных учебных пособий.
Таким образом, традиционные методы и приемы обучения не настолько полно и эффективно дают возможность учащимися усвоить знания по программному материалу. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствуют высокому уровню специальных профессиональных навыков, изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.
Модули в учебный процесс целесообразно вводить постепенно: начинания с отдельных уроков, курсов, предметов и с конкретных учащихся с хорошо сформированными навыками самоуправления учебной деятельности в старших классах технологию модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс.
Модульное обучение ориентировано, прежде всего, на активную учебную деятельность детей, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех “само” – самопланирования, самоанализа, самоконтроля.
Гульчевская В. Г. Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы. М., 2003.
Ксезонова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: уч.-методич. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 224 с.
Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования: Метод. пособие, Краснодар 2001.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Третьяков П.И., Сенновский ИВ. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. – М. Новая школа, 2001.
Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технологии / Биология в школе. 1994. – №5.
Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения / Советская педагогика. 1990. – № 1. – С. 55-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология модульного обучения (презентация)
кратко можно познакомиться с основными идеями технологии модульного обучения, понять ее принцип применения.
Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)
В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками.
Презентация.Технология модульного обучения.
выступление на районном семинаре «Технология модульного обучения»
В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: «Квадратные уравнен.
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ
Данная публикация представляет собой обобщение опыта работы педагога в виде доклада, содержащего как теоретическую часть, так и практическую — результаты внедрения МО в работу педагога, разработку про.
Развитие учебно — познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения
Статья «Развитие учебно — познавательной компетенции учащихся средствами технологии модульного обучения».
«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.
Форма: Нестандартный урокОборудование: таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн.
Источник: nsportal.ru
Принципы модульного обучения
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, связанных с коррелирующих с общедидактическими.
v Структуризации содержания обучения на обособленные элементы.
v Действенности и оперативности знаний и их системы.
v Осознанной перспективы.
v Разносторонности методического консультирования.
Принцип модульности
Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. В широком смысле модуль это учебный элемент в форме стандартного пакета (комплекта), состоящего из следующих компонентов:
— точно сформулированная учебная цель;
— список необходимого оборудования, материалов и инструментов;
— список смежных учебных элементов, междисциплинарные связи;
— собственно учебный материал в виде текста лекций;
— методические указания к практическим и лабораторным занятиям для отработки навыков и умений, относящихся к данному учебному элементу;
Реализация принципа модульности обеспечивается следующими педагогическими правилами:
— учебный материал нужно конструировать таким образом,
чтобы он в виде модульной программы или модуля вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических цепей;
— учебный материал, охватываемый модулем, должен являться настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цепи, из отдельных модулей;
Принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы
При реализации принципа структуризации содержания обучения на обособленные элементы следует придерживаться следующих педагогических правил:
— в интегрированной дидактической цели следует выделять
структуру частных целей;
— достижение каждой частной цели должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
— совокупность элементов, служащих для достижения отдельных подцелей (частных целей) одной интегрированной дидактической цели, должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает свободное изменениесодержания модулей с учетом динамики социального заказа.
Принцип динамичности модульного обучения описывается следующими педагогическими правилами:
— конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
— модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемыми.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы требует, чтобы обучаемые усваивали только действенные, оперативные знания.
Оперативные знания приобретаются тогда, когда обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. Очевидно, что говорить о системе действенных и оперативных знаний можно только при их неразрывном единстве с умениями.
При реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
— цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах видов деятельности и способов действий;
— для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное, и междисциплинарное построение содержания модулей;
— обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению;
— необходимо ясно показывать возможности переноса знаний из одной сферы деятельности в другую.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и, соответственно, модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.
При реализации принципа гибкости в модульном обучении необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
— для индивидуализации содержания обучения по критерию базовой подготовленности необходимо проводить входную диагностику знаний;
— входная диагностика знаний должна строиться таким образом, чтобы по ее результатам легко можно было построить индивидуализированную структуру конкретного модуля;
— для индивидуализации содержания обучения исходя из индивидуализированных целей обучения необходимо проводить анализ потребности в обучении со стороны обучаемого или других заинтересованных лиц или организаций;
— для индивидуализации содержания обучения можно пользоваться и комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения; в этом случае индивидуализация должна проводиться двухступенчато, начиная с входной диагностики знаний и кончая анализом потребностей в обучении;
— необходимо обеспечивать индивидуальный темп усвоения;
— методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии учения;
— необходимо обеспечивать индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.
6. Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания и осознания обучающимися близких, средних и отдаленных перспектив учения.
При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
— каждому обучающемуся в начале обучения необходимо представить всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период обучения);
— в модульной программе необходимо точно указать комплексную дидактическую цель, которую обучающийся должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат;
— модульная программа должна включать в себя программу учебных действий для достижения намеченной цели, то есть обучающийся должен обеспечиваться путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив;
Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности педагога.
Педагогические правила реализации принципа разносторонности методического консультирования в процессе модульного обучения следующие:
— учебный материал должен представляться в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации;
— в модулях должны предлагаться различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный, оригинальный путь усвоения;
— в модулях должно осуществляться методическое консультирование педагога по организации процесса обучения: в качестве альтернативных решений должны представляться различные методы и организационные схемы обучения, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходящие для усвоения порции конкретного содержания;
Принцип паритетности в модульном обучении требует субъект-
-субъектного взаимодействия педагога и обучаемого.
В основе модульного обучения лежит паритетное взаимодействие педагога и обучающегося на субъект-субъектных основаниях (S1-S2), включая модульную программу (МП) (см. рис. 1).
Рис. 1 Паритетное взаимодействие в модульном обучении
Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения следующих педагогических правил:
— модульная программа (модули) должна обеспечивать возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимся до определенного уровня;
— модульная программа должна освобождать педагога от выполнения часто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции;
— модульная программа (модули) должна создавать условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения;
Вышеперечисленные принципы модульного обучения опираются на общедидактические принципы и взаимосвязаны с ними. Почти все они (кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации принципов модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, действенности знаний и их системы, гибкости, осознанной перспективы и разносторонности методического консультирования. Пути взаимодействия обучаемого с педагогом также определяются принципом разносторонности методического консультирования.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru