— Отработать навыки составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль.
Задачи:
Образовательные – дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.
Развивающие – развитие внимательности, памяти, алгоритмического мышления школьников.
Воспитательные – развитие познавательного интереса, логического мышления.
План урока:
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Постановка домашнего задания
- Подведение итогов урока
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Структура программы.
Имя образуется из латинских букв, знака подчеркивания и цифр от 0 до 9 и начинается с буквы. Имя используется для обозначения переменных, меток, процедур.
Раздел описания переменных начинается со слова Var, за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандате языка Паскаль существуют два типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип. Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким:
Структура программы. Операторы ввода/вывода
Var a,b: integer; c,d: real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должная быть буква.
Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечается служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка:
begin
Операторы ввода, вывода.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (читать) или readln (read line – читать строку):
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша . Разница в выполнении операторов read и readln состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало строки, а по оператору read этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору write (писать) или writeln (write line –писать в строку):
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементы списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении этих операторов в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Компиляция и запуск программы
Компиляция программы осуществляется нажатием клавиш CTRL + F9
Запуск программы осуществляется нажатием клавиш ALT + F5
3. Закрепление изученного материала
Задача 1.
Написать программу, выводящую на экран фразу «Я изучаю информатику»
Решение:
Writeln (‘Ia izuchau informatiku’);
Задача 2.
Написать программу, выводящую на экран набор цифр 1 2 3 4 5 6 7 8 9 через пробел
Решение:
Writeln (‘1 2 3 4 5 6 7 8 9’);
Задача 3. (самостоятельно)
Написать программу, выводящую на экран следующие изображения
WWWWWWWWW
W W
W
W
W
W
W
W
W
W
W
XXX
X X
X X
XXX
XXX XXX
XX XX
X X X X
XX X X XX
X XXXXX X
XXXXX
XX XX
X X
XX XX
4. Постановка домашнего задания
Выучить записи в тетради
5. Подведение итогов урока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода. »
Тема: Структура программы на Pascal. Операторы ввода, вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала
— Отработать навыки составление программ на операторы ввода и вывода данных, оператора присваивания в среде программирования Турбо Паскаль.
Образовательные – дать определение понятию переменная, рассказать о типах переменных, значениях переменных и взаимосвязи между ними.
Развивающие – развитие внимательности, памяти, алгоритмического мышления школьников.
Воспитательные – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Постановка домашнего задания
- Подведение итогов урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Постановка домашнего задания
- Подведение итогов урока
Источник: kopilkaurokov.ru
Материалы для ученика к экз / ответы теория / 17. Язык программирования
После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном языке программирования. Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля — французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль — швейцарский профессор Никлаус Вирт.
Паскаль — это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
Структура программы
PROGRAM ; заголовок программы
Раздел описания переменных начинается со слова VAR – (переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный (Real – действительные числа от -2,9*10 -39 до 1,7*10 38 ) и целый (Integer – целые числа от -32768 до 32768).
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.
Раздел операторов — основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец). В самом конце программы ставится точка.
PROGRAM ; заголовок программы
VAR – раздел описания переменных
Некоторые операторы языка Pascal
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ (читать) или READLN (читать строку):
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре
значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша . Разница в выполнении операторов READ и READLN состоит в том, что после выполнения ввода по оператору READ экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору READLN этого не происходит.
Вывод результатов происходит по оператору WRITE (писать) или WRITELN (писать в строку)
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.
Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения вывода по оператору WRITE экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITELN этого не происходит.
Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:
Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции.
Знаки основных арифметических операций записываются так: + — * /
Правила записи арифметических выражений
Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись. В отличие от математики, где часто пропускается знак умножения (например, пишут 2А), в Паскале этот знак пишется обязательно: 2*А. Например, математическое выражение А 2 + В 2 — 12С на Паскале записывается так: А*А+В*В-12*С
Можно воспользоваться функцией возведения в квадрат — SQRT. Аргументы функций всегда пишутся в круглых скобках.
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/). Операции сложения и вычитания — младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо.
Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеются несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках.
Стандартные функции: abs(x) – модуль числа х; sin(x); sqrt(x) – корень квадратный из числа х; sqr(x) – х 2
Пунктуация Паскаля
Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации.
Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить.
Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин.
Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если программист забыл поставить «;» между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной ошибкой.
В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий — это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках <>. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет.
Под переменной языках программирования понимают программный объект (число, слово, часть слова, несколько слов, символы), имеющий имя и значение, которое может быть получено и изменено программой. Если «заглянуть» в компьютер, то переменную можно определить так: Переменная — это имя физического участка в памяти, в котором в каждый момент времени может быть только одно значение.
Переменная — это ячейка в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо информации. Само название «переменная» подразумевает, что содержимое этого участка может изменяться. В качестве имен переменных могут быть латинские буквы с индексами. Причем может быть не одна буква, а несколько.
VAR a, b4, chislo :INTEGER;
Источник: studfile.net
Получить образование или развивать талант?
С каждым годом жизнь становится сложнее, и пробиться молодому поколению теперь не так-то просто. А ведь вузы выпускают специалистов каждый год, и лишь маленький процент из них работает по профессии.
Культовые изделия ковки
Важно отметить, что многие традиции, наблюдавшиеся у языческих народов, отличались значительной устойчивостью, вызывая незабываемые впечатления у стороннего наблюдателя.
5 наиболее прогрессивных книг по психологии саморазвития
1. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.» Эрик Берн
Пожалуй, две наиболее известные книги американского психолога, основателя трансакционного анализа, Эрика Берна. В основу вышеуказанного трансакционного анализа Берн вложил концепцию трех «Я» — ребенок, взрослый и родитель. Все три группы имеют объективные междуусобные отличия.
К примеру, «Я-ребенок» отличается фактически неиссякаемым источником инфантильной энергии счастья, в то время как «Я-взрослый» имеет ярко выраженные наклонности к рассудительному принятию независимых объективных решений. Ну и «Я-родитель», отражающий особенности материнских и отцовских инстинктов. Люди, интересующиеся общественной психологией, определенно точно обязаны ознакомиться с трудами Берна, их пользу сложно недооценить.
Источник: knowed.ru