В последние годы в педагогической среде появляется новое понятие «воспитательная система класса». Его появление обусловлено возросшим интересом к применению системного подхода в образовании школьников.
Большинство исследователей считали, что воспитательную систему можно создать в образовательном учреждении, районе, городе, области. Школьный класс принято рассматривать как компонент воспитательной системы образовательного учреждения.
Автор ряда статей в журнале «Классный руководитель» и книги «Воспитательная система класса» Псков, 1998 Степанов Е.Н. утверждает, что создание воспитательной системы класса не только возможно, но и необходимо. Его выводы соделаны на основании экспериментальных данных, полученных в ходе экспериментальной работы по созданию воспитательных систем класса в школах Псковской области.
Многолетнее изучение опыта показывает, что в реальной практике феномен воспитательной системы класса существовал и существует, но в педагогической теории он не рассматривался как воспитательная система.
Программа воспитания как ориентир организации воспитательной деятельности в организациях ДОД
Воспитательная система класса может быть создана в традиционно функционирующей, а также в условиях гуманистической воспитательной системы. Авторы данного подхода считают, что системный подход позволяет выделить и упорядочить компоненты процесса воспитания учащихся класса.
Они дают следующее определение: «Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующих развитию личности и коллектива».
Воспитательная система класса – достаточно сложное социально-педагогическое явление, в котором можно выделить несколько основных компонентов.
2. Ценностно-ориентационный компонент
3. Функционально-деятельностный компонент
4. Пространствен-но-временной компонент
Основные компоненты и связи воспитательной системы класса.
Индивидуально-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса. Он состоит из таких элементов, как
Источник: studfile.net
Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и плана воспитательной работы
Воспитательная программа класса
рабочая программа (5 класс)
Класс – это семья . Семья, которая должна жить в доме , где ей будет хорошо и уютно, где ребёнка любят и ценят, будут о нём заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
Перед тем, как приступить к строительству дома , я должна определить, какими я хочу видеть членов своей семьи . Вместе с ними мы будем переживать все трудности и радости, каждый будет участником стройки .
В любой семье основное значение отводится воспитанию.
Ведущим замыслом школьной воспитательной системы является создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии. Свои наблюдения за детьми я начала, когда они обучались в начальной школе. Каждый ребёнок интересен. Я заметила: чем многограннее ученик, тем сложнее ему быть членом коллектива.
Для себя я отметила тревожные тенденции, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной деятельности:
— противоречие между желанием каждого ребёнка к личному успеху и неумением его добиться из-за отсутствия поддержки со стороны других ребят;
— снижение интереса у некоторых детей к общешкольным делам, так как принимают участие одни и те же.
Детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребёнка взаимодействию с другими людьми. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации учащимся личностных потенциалов, приобретения ими социального опыта.
Современная школа должна создавать все условия для становления интеллигентной конструктивно-деятельной и социально-ответственной личности, способной жить в мире новых человеческих отношений, основанных на общечеловеческих ценностях. Успешно применять свои знания, умения и навыки в производственной, культурной, научной сферах.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, роль классного руководителя остаётся неизменной.
Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребёнка и с уважением отнестись к её самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.
В основу программы положена идея о необходимости закрепления у детей ценностей (норм) коллектива. Жизнь в коллективе и для коллектива способствует формированию и развитию навыков групповой работы, креативного стиля мышления, рефлексии. В центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, организацию разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории : “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – С.Т.Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие принципы:
«Без знания ребенка, его умственного развития,
Презентация на тему: Воспитательная программа класса
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛАССА МО Классных руководителейМОУ СОШ №23 г. Иркутска Семинар 17 сентября 2007 годаДоклад Варшней Н.Е.
№ слайда 3
Описание слайда:
«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. …решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных»
№ слайда 4
Описание слайда:
Воспитательная программа Это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества
№ слайда 5
Описание слайда:
Классные воспитательные программы должны учитывать индивидуальные и групповые особенности учащихся класса. Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты ученического сообщества, определить уровень развития коллектива, сформированность межличностных отношений.Копирование моделей нецелесообразно, так как каждый коллектив своеобразен и уникален, имеет свои проблемы и успехи.
№ слайда 6
Описание слайда:
Карта реализации классных проектов (на примере МОУ СОШ №12 г.Братска)
№ слайда 7
Описание слайда:
Алгоритм создания программы выявление проблемы, постановка задачи, определение условий ее решения, прогнозирование результата, планирование деятельности по достижению намеченной цели, ее реализация иоценка эффективности.
№ слайда 8
Описание слайда:
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
№ слайда 9
Описание слайда:
Концептуальные (теоретические) основы Аннотация (продолжительность реализации (сроки), возрастные группы, образовательное учреждение) АктуальностьВыявление проблемыАнализ классного коллективаКраткое пояснение употребляемых терминов
№ слайда 10
Описание слайда:
Цель Определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности – достижение ею гармонии как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим социоприродным пространством.
№ слайда 11
Описание слайда:
Цели, задачи Цель должна быть сформулирована настолько ясно, чётко. Конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысловой контекст программы.Цель должна быть достижима, а достижение диагностируемо.Цель должна отражать уважительное отношение к личности воспитанника.Цель гуманистического воспитания – личностный рост ребёнка.Цель конкретизируется задачами.Личностный рост школьников.Развитие ценностного отношения к …
№ слайда 12
Описание слайда:
Прогнозируемый результат Определённый социокультурный опыт ребёнка, приобретаемый им в процессе реализации создаваемой программы.Логическое следствие поставленных задач.Перечень знаний, умений и навыков, которые приобретают школьники.Доступные для измерения показатели.«Идеальный» прогнозируемый результат – освоение учащимися программы воспитания
№ слайда 13
Описание слайда:
Содержание программы(Тематические блоки) Основные темы и направления работы по программе с кратким описанием*Я – гражданин России*Школа будущих академиков*Школа искусства и этикета*Школа Выживания*Семья
№ слайда 14
Описание слайда:
Календарный план реализации программы
№ слайда 15
Описание слайда:
Содержание занятий по программе «Дружный класс. Без агрессии» (пример из журнала «Воспитание школьников»)
№ слайда 16
Описание слайда:
№ слайда 17
Описание слайда:
Мониторинг воспитательного процесса Тесты, диагностика достижений, мониторинги, опросы, карты личностного роста.
№ слайда 18
Описание слайда:
Желаем удачи и творчества в работе.
№ слайда 19
Описание слайда:
«Дружный класс. Без агрессии» воспитательная программа класса по предупреждению агрессивного поведения учащихся (пример из журнала «Воспитание школьников»)
№ слайда 20
Описание слайда:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛАССА«ДРУЖНЫЙ КЛАСС. БЕЗ АГРЕССИИ» (пример программы из журнала «Воспитание школьников»)
№ слайда 21
Описание слайда:
Основные цели программы: Улучшение психологического климата в школе;Повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов школы);Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся
№ слайда 22
Описание слайда:
Для реализации основных целей программы классный руководитель: Информирует окружающих о проблеме агрессивного поведения;Приобщает детей и взрослых к решению этой проблемы;Выявляет случаи проявления агрессивного поведения, обсуждает их, предупреждает более тяжелые последствия;Помогает учащимся, принимает необходимые меры в случаях проявления агрессии, развивает навыки социального поведения;Решает другие задачи, связанные с этой проблемой.
№ слайда 23
Описание слайда:
Содержание занятий по программе «Дружный класс. Без агрессии»
№ слайда 24
Источник: ppt4web.ru