Задачи развития речи реализуются в какой программе

Цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: — структурный(формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);— функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);— когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Основная работа по развитию речи – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Развитие речи тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы речевого развития дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др. Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохина, Кониной (закономерности речевой деятельности)). Основные направления определения задач речевого развития:

Анализ задач речевого развития детей дошкольного возраста в образовательных программах

Структурное — формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов.

Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога).

Когнитивное, т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи. Задачи речевого развития:

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

Задачи воспитания звуковой стороны речи можно сформу­лировать следующим образом:

— работа над звуковыми и интонационными характерис­тиками речи;

— формирование представлений о линейных звуковых еди­ницах: звук — слог — слово — предложение — текст;

— различение звуков по их качественной характеристи­ке: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мяг­кие);

— обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и сви­стящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

— развитие умения анализировать слова различной слого­вой структуры: называние слов с одним, двумя и тремя зву­ками, определение количества слогов;

— нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

Рабочая программа воспитания в ДОО: организация физического воспитания и физического развития дошков

8. методы и приёмы развития речи детей: классификация зависимость выбора методов от конкретных задач речевого развития и содержания знаний детей Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические.

Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом.

Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности.

Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи.

Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование.

К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов.

В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т.е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения.

В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи.

К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки.

Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.

В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия.

Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно.

Читайте также:
Что такое flex программа

9.средства реализации программы по развитию речи дошкольников Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой).Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.

В условиях общественного воспитания ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку — планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, усвоения ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словаря, формирования речевых умений и навыков.

Основная форма дошкольного обучения — занятия. По дидактическим целям можно выделить такие типы занятий по родному языку: занятия по сообщению нового материала; закреплению знаний, умений и навыков; обобщению и систематизированию знаний; итоговые или учетно-проверочные (контрольные); комбинированные (смешанные, объединенные).В детском саду понятие «новый материал» по развитию речи порою бывает относительно, так как дети сталкиваются с теми языковыми явлениями, которыми они повседневно пользуются в своей речи (звуки, интонация, грамматические формы, слова).

И все-таки можно с уверенностью говорить о преподнесении детям нового..Некоторые речевые задачи решаются как обязательные на всех занятиях — это формирование умения слушать, отвечать и спрашивать, воспитание правильного темпа речи, средней силы голоса, исправление грамматических ошибок и некоторые другие. Не всякий программный материал может быть преподнесен путем обучения на занятиях.

Например, воспитание навыков разговорной речи, культуры речевого общения, умения выступать перед аудиторией и т. д. требует естественных жизненных ситуаций, правдивых, понятных для ребенка мотивов его деятельности; большая группа словаря — бытового, природоведческого характера — прочно усваивается в действиях, в практике ребенка (еда, умывание, выращивание растений и т. д.). В данном случае обучение сочетается с другими средствами развития речи.

Так, труд детей — хозяйственно-бытовой, ручной, сельскохозяйственный — эффективное средство обогащения словаря, средство для формирования навыков речевого общения. Разговоры и рассказы о трудовом процессе служат для активизации усвоенного словаря, для развития связной речи.

Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Каждый вид игр имеет особое значение. Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определенную группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, моряка, домашней хозяйки.

Участие в игре педагога способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речевого общения. Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счет наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжелый, длинный, внизу, внутри, сзади и др.), терминов (арка, перекрытие, фанера и т. д.).

Подвижные музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, дикцию. В процессе многих игр дети знакомятся с художественными текстами, вскоре запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно. Дидактическая игра применяется для закрепления знаний об окружающем и соответствующего словаря, тренировки речевых умений и навыков Созерцание картины, предмета прикладного искусства всегда сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться новыми впечатлениями с товарищами, родными.Бытовая деятельность детей при правильном руководстве ею воспитателем также является средством развития речи. Преимущества этого средства — естественность обстановки, при которой многие дети легче вступают в разговор, сочетание содержания речи с реальными отношениями, которые складываются в жизни, у воспитателя достаточно времени, что позволяет поговорить со многими, детьми, разнообразить тематику этих разговоров. Во время бытовой деятельности (питание, одевание, туалет, гимнастика, прогулки, приготовление ко сну) чрезвычайно обогащается словарь детей, формируются навыки разговорной речи, педагог широко использует художественные произведения, фольклор.

Источник: poisk-ru.ru

Особенности раздела по развитию речи в современных программах.

В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред. Т. Н. Дороновой), «Развитие» (научный руководитель Л. А. Венгер), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.

И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О. С. Ушакова), «Сообщество» (Фонд развития российского образования) и др.

В «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» конкретизированы задачи развития речи, обучения грамоте, определен объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах.

В программе «Радуга» учитываются современные требования к речевому развитию детей, выделяются традиционные разделы работы по развитию речи: звуковая культура, словарная работа, грамматический строй, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников определено создание развивающий речевой среды. Центральное место отводится развитию диалогической речи через общение воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях. Достоинством программы является тщательно подобранный литературный репертуар для чтения, рассказывания, заучивания наизусть.

Программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных и художественных способностей детей. Задачи развития речи авторы предлагают решать через занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления:

1. Ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанного произведения);

2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи);

3. Расширение кругозора, развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой).

Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития – достоинство программы. В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовка к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах – обучение чтению.

Программа предусматривает обучение рассказыванию через овладение действиями наглядного моделирования (применение детьми разного рода условных заместителей предметов). Использование разных видов наглядных моделей при пересказе ведет детей к самостоятельному моделированию собственных сказок и историй. Авторы считают, что после того, как дошкольник сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядных моделей, он переходит к их составлению в уме.

В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомления с художественной литературой: «Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи.

Несомненным достоинством программы является разработка критериев для оценки уровня речевого развития. Особенно важно, что в ней четко выделены (в виде отдельных главок)и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

Читайте также:
Какие программы установить на linux mint

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова) подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской Академии образования) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей.

Данная программа значительно углубляет, дополняет и уточняет типовую программу, разработанную ранее в той же лаборатории. В ней раскрываются направления работы по развитию речевых умений и навыков на основе комплексного подхода к реализации речевых задач при ведущей роли развития связной речи.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Внутри каждой задачи выделяются приоритетные линии, имеющие значение для развития связной речи и речевого общения. Особый акцент делается на формировании у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями.

Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.

В решении каждой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) идет постепенное усложнение материала от группы к группе.

Вместе с тем на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.

Несомненным достоинством данной программы является ее глубокое теоретическое обоснование, новизна в решении речевых задач, а так же полное методическое обеспечение.

Программа «Сообщество» (1999) основной целью ставит обеспечение условий развития возможностей и способностей ребенка как субъекта определенных видов деятельности. Одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, его способностей во всех областях и во всех видах деятельности, а так же предполагается развитие специальных способностей, основанных на конкретных знаниях, умениях, навыках, в том числе в сфере языка, устной и письменной речи.

Особенность этой программы состоит в индивидуализации образовательного процесса на основе технологий наблюдения, регистрации продвижения ребенка в речевом развитии, планирования работы и подбора заданий каждому ребенку в центрах активности.

Программа помогает детям выработать свое собственное понимание устной и письменной речи (с помощью рисования, слушания, выражения собственных мыслей, диктовки, чтения, письма и др.)

Активизация речи предусматривается планированием и анализом своей деятельности в выбранном ребенком центре активности, интегрированном подходе к развитию речи во всех видах детской деятельности и организацией деятельности в специальном центре грамотности.

В условиях возможности выбора разных программ ключевое значение приобретают знание педагогом возрастных возможностей детей и закономерностей речевого развития, задач речевого воспитания, а также умение воспитателя анализировать и оценивать программы с точки зрения их влияния на полноценное развитие речи детей.

Особое внимание следует обращать на то, как обеспечивается развитие всех сторон речи, соответствуют ли требования к речи детей возрастным нормативам, достигаются ли общие цели и задачи развития речи, обучения родному языку и воспитания личности.

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет» (автор Нищева Н.В.) содержит четкую систему организации коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат Особенности раздела по развитию речи в современных программах. От 250 руб
  • Контрольная работа Особенности раздела по развитию речи в современных программах. От 250 руб
  • Курсовая работа Особенности раздела по развитию речи в современных программах. От 700 руб

Источник: students-library.com

Анализ программ развития связной речи детей 6-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях

Задачи развития речи реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада.

Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, можно утверждать, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

Базисная программа развития ребенка — дошкольника «Истоки». Цель данной программы — разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Программа ориентирована на достижение стандарта образования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.

В вариативной программе развития и воспитания в детском саду «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомлению с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированности знаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.

В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

содержательность и связность речи (диалога и монолога);

развитие речевого творчества, выразительности речи;

развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

подготовка к чтению, чтение.

Высоким уровнем речевого развития по окончании детского сада считается слитное чтение коротких текстов, овладение всеми средствами звукового анализа слов, определение основных качественных характеристик звуков в слове.

Подготовка детей к школе начинается задолго до того, как они приходят в подготовительную группу. Эта подготовка включает много направлении: забота о сохранении здоровья детей, о их своевременном и полноценном психическом развитии и эмоциональном благополучии. На занятиях рисованием и лепкой руку готовят к письму, дети овладевают словом, постигают причинно — следственные связи явлений.

Седьмой год жизни рассматривается авторами как этап подготовки к жизни и, в том числе, к обучению в школе.

В программе и в методических рекомендациях к ней подготовку детей к школе осуществляют не для того, чтобы облегчить работу начальной школе и частично перенести ее функции в детский сад. В программе речь идет о развитии детей, благодаря которому и обеспечивается их подготовка к школе.

Раздел по развитию речи — «Обучение детей чтению». В работу с детьми 6-7 лет необходимо включить целенаправленное, систематическое, методически грамотное обучение чтению.

В программе первостепенное внимание уделяется только двум составляющим: обучению чтению и развитию речи. Оба направления выносятся на фронтальные занятия.

Вариативная программа «Развитие» ориентирована на развитие умственных способностей и творчество детей. Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления:

  • 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений);
  • 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи);
  • 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного и речевого развития.
Читайте также:
Не работает выбор программ посудомоечной машины

В средней группе поставлена как самостоятельная задача подготовки к обучению грамоте, а в старшей и подготовительной группах — обучение чтению.

В подготовительной к школе группе работа ведется по трем направлениям:

  • 1) ознакомление детей с художественной литературой, знакомство с разными сторонами действительности. Предлагаемая литература расположена по усложнению содержания. Одна из основных линий работы — развитие эмоциональной отзывчивости на произведения детской литературы;
  • 2) освоение средств литературно — речевой деятельности: ознакомление детей со средствами речевой выразительности; овладение лексической и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи. Особое внимание уделяется рассказыванию по представлению без опоры на предмет;
  • 3) развитие умственных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой — задания на развитие мышления и воображения детей.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». Подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В ней раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей.

Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи. Особый акцент делается на формирование у детей представлений о структуре связного высказывания, о способах связи между отдельными фразами и его частями. Содержание задач представлено по возрастным группам. Этому материалу предшествует характеристика речевого развития детей.

В подготовительной к школе группе речевые задачи включают те же разделы, что и в предыдущих возрастах (воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, развитие образной речи старших дошкольников), однако, усложняется каждая задача, как в смысле содержания, так методики обучения.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к восприятию поэтической речи и, формируем интонационную выразительность речи самого ребенка; углубленная работа над смысловой стороной слова подводит к точной передаче творческого замысла в самостоятельных сочинениях.

Работа над синтаксисом включает формирование разнообразных сложных предложений при составлении коллективного письма, развивает самоконтроль, использование синонимических, синтаксических конструкций, что очень важно для дальнейшего овладения письменной речью.

На первый план выступает формирование умений дошкольников строить разные виды высказываний, соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между частями высказывания.

Программой воспитания и обучения в детском саду определено, что к семи годам каждый ребенок должен овладеть диалогической и монологической речью (уметь отвечать на вопросы и задавать их уметь составлять небольшие рассказы по картине, на сюжет, предложенный воспитателем, последовательно рассказывать об увиденном).

У детей должно быть сформировано умение говорить, не торопясь, грамотно, но без напряжения, выразительно.

Задачей воспитателя в подготовительной к школе группе является формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание. Наблюдать, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Ознакомившись с программами дошкольных учреждений по разделу «Развитие речи», мы видим, что объем знаний и умении не одинаков в разных программах. Но почти в каждой ребенок к окончанию детского сада должен уметь читать и быть подготовленным к письму. Какие же требования предъявляет школа?

В «Диагностической карте для записи ребенка в школу» в разделе «Развитие речи» определены следующие пункты:

составление рассказа по сюжетной картине;

Речевая карта используется при прослушивании ребенка. Отмечается:

общее заключение по артикуляционному аппарату (патологии, подвижность губ, зыка; состояние общей моторики);

обследование понимания речи;

обследование связной речи: составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ-описание;

обследование грамматического строя: образование множественного

числа имен существительных, образование уменьшительно-ласкательных форм, префиксальное словообразование, согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными, предложно-падежные формы;

состояние словаря: предметный словарь, словарь признаков, глагольный словарь;

анализ звукового состава слова;

произношение слов сложного слогового состава;

Таким образом, во всех проанализированных программах, предназначенных для обучения детей в дошкольных учреждениях, отдельно выделяется задача подготовки к школе. Что же касается речевой готовности к школьному обучению, то в разных программах есть свои особенности.

«Развитие» овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями; в вариативной программе «Радуга» основным, на что авторы обращают внимание — развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни на протяжении всего дошкольного детства, благодаря которому и обеспечивается их подготовка к школе; в вариативной программе «Детство» наиболее интересным и полезным являются определенные и доступно изложенные основные показатели развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, на основании которых и родители, и воспитатели могут корректировать развитие ребенка до поступления в школу. Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте изложен в базисной программе «Истоки». Он основан на единстве чтения, письма и счёта, как общекультурных навыков.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой) базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях при ведущей роли развития связной речи. В программе воспитания и обучения в детском саду основным требованием к речи семилетнего ребёнка является овладение монологической и диалогической речью, и также определён необходимый объём знаний, который должен быть у ребёнка к концу года.

Выводы по первой главе

В первой главе удалось провести анализ научной и методической литературы в ходе которого были определены базовые характеристики речевого развития дошкольников и благоприятные условия становления связной монологической речи у старших дошкольников.

Монологическая речь в психологии речи и психолингвистике определяется как «связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности».

Особенности формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием рассматриваются в работах Л.П. Федоренко, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2-3 лет.

Однако именно старший дошкольный возраст является сенситивным к становлению полноценной связной монологической речи.

Овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи.

Происходящие в последние годы социально — экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, можно утверждать, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.

Источник: vuzlit.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru