Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.
1.Введение.
3
2. О современных программах дошкольных образовательных учреждений.
2.1 Анализ комплексных образовательных программ ДОУ в области сохранения и укрепления здоровья ребенка.
2.1.1 Программа воспитания и обучения в детском саду под ред.
ВасильевойМ.А. и др.
2.1.2 Программа «Радуга»
2.1.3 Программа «Из детства в отрочество»
2.1.4 Программа «Детство»
2.1.5 Программа «Истоки»
Характеристика парциальных программ здоровьесберегающего направления для ДОУ.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни
Программа « Здоровье» (Алямовская В.Г.)
Программа «Здоровье с детства» (Казаковцева Т.С.)
Программа «Здравствуй!» (Лазарев М.Л.)
Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» (Змановский Ю.Ф.)
Файлы: 1 файл
В III разделе — «Движения» представлены задачи, направленные на развитие движений дошкольников; перечень представлений о физических упражнениях, которые необходимо сформировать у детей; характеристика двигательного режима в летний и зимний периоды; перечень двигательных умений и навыков, упражнений для развития физических качеств, контрольных упражнений для оценки физической подготовленности детей, упражнений для формирования осанки и сводов стопы; перечень тем для ознакомления детей с физическими упражнениями.
В IV раздел — «Вредные привычки» включены задачи, направленные на формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам.
В V разделе — «Береги себя» представлены задачи, которые направлены на ознакомление детей с действиями, помогающими в критических ситуациях, с мерами оказания первой медицинской помощи.
В VI разделе — «Я — хороший человек» перечислены задачи, направленные на формирование культуры поведения и общения детей друг с другом и с взрослыми. [?]
Программа имеет четкую структуру, и каждый раздел программы подробно описан. Определены задачи физического воспитания. Подробно представлены в таблицах данные физического развития и физиометрические показатели, тесты для оценки резервных возможностей и физической подготовленности дошкольников помогут педагогу осуществлять диагностику физического развития и физической подготовленности детей.
Цель программы— помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни.
Программа построена на идеях науки о здоровье — валеологии. Ее материал включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка.
Очень важно знать и соблюдать правила здорового образа жизни
Стержнем является курс духовного здоровья, который включает народные праздники, активное слушание классической музыки, активное проживание музыкальных образовательных циклов.
В программе реализуется известный в отечественной психологии личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Программа состоит из четырех частей.
В первой части программы («Теория валеологии») автор предлагает принципиально отличать медицинский и валеологический подходы к здоровью. Соединяя медицину и валеологию, автор выделяет новую-науку — санологию (от лат. sano — лечу и sanitas — здоровье) — это наука о законах формирования, сохранения и коррекции здоровья человека. В этой части программы автор представляет определения понятий: превентология, валеология, педагогическая, медицинская, социальная, экологическая валеология, здравосозидание. Автором создана эмблема здоровья — восточный знак гармонии энергии, который трансформирован в музыкальный знак.
Во второй части программы («Практика валеологии»)подробно представлена интегрированная диагностика: психологическая, дыхательная и двигательная. Здесь описываются диагностические задачи и правила проведения диагностики. Для каждого ребенка предлагается заполнять карту здоровья, карту домашней диагностики, карту, позволяющую оценить эффективность оздоровительных занятий.
На материале третьей части программы («Музыкальная валеология»)происходит психофизический тренинг ребенка. На стержень эмоционально-дыхательного музыкального тренинга нанизывается программа интеллектуального и физического развития ребенка. Данная часть состоит из пяти разделов, в каждом из которых представлены ноты и слова песен.
Программа «Здоровье» является одной из парциальных программ, которая имеет приложение — «Моя книга здоровья». Это приложение является четвертой частью программы.
2.2.5 Социально оздоровительная технология «Здоровый дошкольник».
Социально-оздоровительная технология включает в себя авторскую программу «Здоровый дошкольник», исследовательские методики, программу родительского университета, методологические разработки инноваторов (проект «Новое поколение»).
Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях.
Основные отличительные особенности программы:
1) Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально- дифференцированный характер.
2) Наличие физиологического обоснования в каждом разделе программы наряду с учетом закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.
3) Данная программа может применяться в любом ДОУ благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном добросовестном выполнении рекомендаций.
4) В ряде разделов программы предусмотрен учет климатогеографических и экологических особенностей региона.
В программе дано комплексное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма.
Программа состоит из шести разделов.
В первом разделе определяются исходные показатели состояния здоровья и психического развития детей. В диагностический комплекс включена оценка уровня двигательной подготовленности и физического развития, учет поведенческих, личностных характеристик и проявлений биоритмологического профиля, определение групп здоровья.
В третьем разделе описана система эффективного закаливания детей. Обязательными условиями его являются: правильное использование теплозащищающих свойств одежды и регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком. К нетрадиционным методам закаливания относятся: контрастные воздушные ванны и контрастный душ; к традиционным — обтирание, обливание, полоскание горла, разные виды массажа, различные методики обучения дыханию.
Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ определен в четвертом разделе. Здесь указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогигиенистов, психокоррекционные средства и методы — индивидуальные беседы с детьми, игры (подвижные с преобладанием циклических упражнений, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские), диагностика и коррекция нервно-психической сферы детей с помощью рисования («нарисуй семью» и т.д.), восприятие картин выдающихся художников и классической музыки, обучение старших дошкольников элементам аутогенной тренировки и психической саморегуляции.
В пятом разделе представлены основы рационального питания дошкольников. Здесь излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения.
В шестом разделе приведен перечень условий для оздоровительных режимов. Сюда входят: индивидуально- дифференцированный подход к детям в соответствии с биологическими ритмами, организация режима с учетом сезонных особенностей, оптимальные двигательные и умственные нагрузки, преобладание положительных эмоций.
Необходимо отметить, что количество программ для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.
Таким образом, важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья делает эту задачу приоритетной.
Большое количество программ в области здоровья, рекомендуемых для ДОУ, ставит перед дошкольным учреждением достаточно ответственную задачу — выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.
Исходя из анализа представленных нами программ, как комплексных, так и парциальных можно отметить, что исходным ориентиром следует считать наличие в них условий, необходимых для реализации конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования, на бережное отношение к индивидуальности ребенка, а также, адекватность содержания образования возрастным возможностям и психофизиологическим особенностям детей.
Думается, нет недоброкачественных и формальных программ, а существует формализм педагогов, нежелание глубоко и полно проработать предлагаемый материал. Пренебрежение педагогами рекомендациями программ по здоровьесбережению дошкольников значительно снижает качество и эффективность их. Только при соблюдении всех требований к содержанию программ, через решение задач сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно -гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни — произойдет формирование общей культуры здоровья у малышей.
Источник: www.yaneuch.ru
«Здоровый дошкольник»: я живу
Помните, что на некоторые вопросы есть несколько вариантов ответов — рассказывайте разные. Размышляйте над вопросом, тогда кроме ответа ребенок научится вести диалог. Если ваше мнение не совпадает с мнением ребенка, посоветуйте ему задать тот же вопрос другим родственникам.
Знаете ли вы, что организацией физкультуры в детских садах могут заниматься доктора медицинских наук? И вам повезло, если в детскому саду есть программа «Здоровый дошкольник» Юрия Змановского, доктора медицинских наук, заведующего лабораторией здоровья детей дошкольного возраста НИИ педиатрии РАН, заместителя директора НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. За регалиями много лет исследовательской работы, посвященной главному вопросу – как сохранить и укрепить здоровье детей.
Почему повезло?
Во-первых, вся программа построена на базе понятия «здоровый образ жизни», оно стоит во главе угла всей системы.
Во-вторых, система учитывает не только особенности физиологического развития ребенка, но закономерности возрастной психологии, педагогической психологии и даже спортивной медицины.
Юрий Змановский дает комплексное определение здоровья ребенка — это динамическое состояние детского организма, устойчивое к болезнетворным и экстремальным воздействиям.
Причем к здоровью автор относит и жизнерадостность, и выносливость. А его лаборатория с помощью исследований выяснила, что самый большой оздоровительный эффект дают циклические, то есть длительные и повторяющиеся упражнения (бег, прыжки, аэробика, минибаскетбол).
Эти исследования и позволили предложить детским садам физиологически обоснованную систему оздоровления, обеспечивающую нормальное физическое и общее развитие детей. Всего в программе «Здоровый ребенок» четыре раздела:
- «Я открываю себя»:
- «Я осваиваю гигиену и этикет»;
- «Я среди опасных предметов»;
- «Я двигаюсь».
Все разделы дополняют друг друга и взаимосвязаны.
Я открываю себя
Задача этого раздела — развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, обогащать представления детей о людях, об особенностях их внешнего вида, частях тела, эмоциях и отношениях.
Для развития используются имитационно-образные игры. Так, на занятии «Я девочка (мальчик)» дети учатся понимать различия людей по половому признаку (папа, мама, дядя, тетя, брат, сестра, бабушка, дедушка). Сравнивая картинки, изображающие людей, они отделяют картинки с изображением мужчин от картинок с изображением женщин.
А на занятии «Моя внешность» дети выделяют особенности внешности, прически, одежды, обуви и учатся обращать внимание на добрые поступки — это делается в игре: поможем кукле: кукла упала, порвала платье, испачкалась.
Я осваиваю гигиену и этикет
В рамках этого раздела дети приобретают навыки самообслуживания и культуры поведения;, учатся вежливости и заботе о своем здоровье.
Для обучения используются ролевые диалоги в играх. В игре «Наши отношения» воспитатель учит обращаться друг к другу по именам, разговаривать приветливо, делиться игрушками. А в игре «Кукла Маша в гостях у ребят» дети учатся правильно пользоваться ложкой и вилкой, есть самостоятельно, не проливать пищу, пользоваться салфеткой и благодарить за еду.
Я среди опасных предметов
Чтобы дети могли различать источники потенциальной опасности, им рассказывают о разных группах опасных предметов, воспитывают привычку безопасного поведения на игровом участке детского сада, на дорогах и улицах, учат сочувствовать и оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.
К примеру, на занятии «Опасные предметы» ребенок узнает, чем опасны спички, электрические розетки, включенные электроприборы, учится различать их на картинках и слушает отрывок из сказки «Кошкин дом».
Я двигаюсь
Задача этого раздела — вызвать эмоциональный отклик и желание играть вместе с другими детьми, согласуя свои действия с действиями других, выполняя простейшие построения и перестроения, развивая силу, скорость и выносливость.
На занятии «Мы дружим с физкультурой» дети играют в набивные мячи, а на занятии «Дети и медведи» тренируют координацию, согласованность в движениях рук и ног, умение выдерживать заданный темп и одновременно смотрят спектакль настольного кукольного театра «Три медведя».
Анаферон детский – лекарственное средство от простуды и гриппа.
Анаферон детский помогает бороться с инфекцией комбинированно:
- активирует иммунную защиту
- блокирует размножение вирусов
Важно, что оба действия направлены на быструю помощь заболевшему ребенку, и каждое из них улучшает результат другого.
Похожие статьи
5200
Источник: schoolofcare.ru
Презентация на тему Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии Здоровый дошкольник
Одним из пропагандистов здорового образа жизни является Юрий Филиппович Змановский (1929-1995), доктор медицинских наук, профессор, ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. На основе научных разработок Ю.Ф. Змановского его
- Главная
- Педагогика
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ через использование технологии Здоровый дошкольник
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В ДОУ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК»
Ю.Ф. ЗМАНОВСКОГО
Выполнила студентка 4 курса группа П-ZДО131 Швакова Н.В.
Слайд 2 Одним из пропагандистов здорового
образа жизни является Юрий Филиппович Змановский (1929-1995),
доктор медицинских наук, профессор, ученик А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурии. На основе научных разработок Ю.Ф. Змановского его последователями удалось регламентировать и обосновать качественно новый междисциплинарный научно-прикладной продукт, а именно социально-оздоровительную технологию «Здоровый дошкольник».
Слайд 3Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в
дошкольных образовательных учреждениях и принципиально отличается от
других программ воспитания в детских садах. Основные отличия заключаются в следующем.
1. Комлексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.
2. Наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.
Слайд 4 3.
3. Данная программа может
применяться в дошкольном учреждении благодаря простоте большинства
рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.
4. В ряде разделов программы предусмотрен учет климато-географических и экологических особенностей региона (кластерный подход).
В программе дано совокупное «физиологическое» определение здоровья ребенка, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный
Слайд 5 Технология «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского
состоит из 6 разделов:
Диагностика, т.е. определение исходных
показателей состояния здоровья и физического развития детей;
Рациональная организация двигательной активности детей;
Система эффективного закаливания;
Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
Обеспечение рационального питания;
Создание условий для оздоровительных режимов детей.
Слайд 6Обязательным условием эффективного закаливания по методике Ю.Ф.
Змановского является:
-наличие не перегревающей одежды на открытом
воздухе и в помещениях. Ребенок, находящийся на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений он испытывал ощущение зябкости. Одежда должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.
-поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18-+20градусов Цельсия, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний.
— хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.
Слайд 7 Теоретическим обоснованием необходимости выполнения
определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет
которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах, что создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.
Слайд 8
Выделены важнейшие условия:
— комплекс внешнесредовых факторов: воздух, почва.
вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум,
радиация и т.д.;
— психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей. Дается определение сексуального здоровья как комплекса физических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных аспектов полового поведения человека, обогащающих его личность, повышающих способность к любви и уменьшающих, таким образом, распространенность сексопатологических проявлений. Обязательной необходимостью подчеркивается учет пола ребенка в реализации оздоровительных и педагогических средств и методов.
Эффективная реализация программы возможна при добросовестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольных учреждений в постоянном взаимодействии с родителями.
Источник: thepresentation.ru