Задачи программы юный эколог

Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. Структура программ. Общая характеристика содержания знаний дошкольников о природе, его структурные компоненты.

В программе «Детство» раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока: первый — сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.

Второй раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок — знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе и взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов – может их разрушать, а может поддерживать.

Название программы: «Юный эколог»

На основе данной программы у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений – травы, кустарники, деревья, живое, неживое, сезонные изменения, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др.

В программе «Радуга» «Мир природы» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы.

Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

Программа «Наш дом — природа». Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Название программы: «Юный эколог»

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа предна значена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необхо димо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учиты вают психологические и физиологи ческие особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Программа «Юный эколог» Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» — программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

Основные цели подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.

Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы — приспособлении живых организмов к среде обитания. Основные компоненты программы: передача ЗНАНИЙ об окружающем мире, формирование ОТНОШЕНИЯ к природе

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.

Программа «Юный эколог» включает в себя:

концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;

экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье;

подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);

технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.

Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников; в основе сознания — ценностное отношение к миру, система личностных смыслов.

Программа «Мы — земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре.

обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых — позиция землянина;

творческое самовыражение ребенка и педагога;

развитие способностей ребенка;

обогащение детей знаниями.

В основе программы лежат три подхода: естественнонаучный, натуралистический и гуманистический (гуманитарный).

Суть естественнонаучного подхода экология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать «экологией выживания». И если система экологического воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим, что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают изучать биологию. Наиболее благоприятным периодом для формирования структур сознания (прежде всего рефлексивных) является старший дошкольный и младший школьный возраст.

Натуралистический подход. Его можно было бы определить как «экологию среды», ибо в его основе — изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов деятельности человека. Если экологическое воспитание строить на основе этого, очень популярного и исключительно важного подхода, то цель его не сможет выйти за рамки практической экологии (очистных мероприятий, экологических десантов и т. д.). Конечно, такие программы и мероприятия необходимы.

Читайте также:
Как бегать 3 км за 10 минут программа

Принципы.

Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что им помогает в конструктивно-игровой деятельности. Знания о животном организме, его потребностях в определенных условиях среды, о способах удовлетворения потребностей делают труд в природе осознанным, стимулируют активную позицию. Большое значение знания о природе имеют и для развития познавательной деятельности.

Гуманистичность. формирование человека, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете.

Прогностичность. в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время игр, труда в природе бытовых условиях.

Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных ориентированных на природу видах деятельности.

Интеграция. интегрированным характером знаний о природе как таковых, во-вторых, рассмотрением природы как средства всестороннего развития личности ребенка, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении. На дошкольном уровне реализация этого принципа осуществляется в экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности детей.

Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания знаний о природе именно для дошкольников. в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последняя предполагает, что приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешного решения проблем, желательно на примере ближайшего окружения.

Системность. Наиболее эффективным представляется формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности.

Преемственность. Проблема преемственности в содержании знаний о природе заключается: — в упорядоченности, — в отборе основных компонентов этого содержания, — в соответствии их друг другу, — реализации принципа системности на всех ступенях дошкольного образования и в начальной школе, — отработке системы усложнения знаний по возрастающей, в зависимости от возраста детей.

Общая характеристика программ экологического образования дошкольников

Программа культурно-экологического воспитания «Семи­цветик»(В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова) направлена на обеспе­чение целостного и всестороннего развития творческих, способ­ностей ребенка, экологической культуры и нравственности на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской творческой деятельности. Программа со­стоит из двух базовых блоков: «Природа», в котором раскрыва­ется взаимосвязь элементов естественной природы, и «Чело­век», который знакомит детей с «рукотворной» природой, ду­ховными ценностями своего народа и мировой культуры.

Цель программы «Юный эколог»(С.Н. Николаева) — за­ложить начала ценностного отношения к природе, к своему здо­ровью, вещам и материалам. Такое отношение строится на по­нимании зависимости жизни природы и человека. Значительное место в программе отведено творческим процессам: восприятию произведений искусства, словесно-литературному творчеству, рисованию иллюстраций к рассказам и сказкам, изготовлению самодельных книг и т.д.

Содержание программы «Мы — земляне»(Н.К. Вересова) интегрируется вокруг идеи «приобщения растущей личности к культуре». Цель программы — создание условий для становле­ния экологической культуры через формирование отношения к своему дому как к безусловной ценности, и в связи с этим ос­мысление своего места и роли в мире, осознание своей ответст­венности за него. Ребенок и взрослый совместно открывают и осваивают средства, накопленные Культурой (игры, сказки, фольклор, живопись), используют их для творческого самовы­ражения в стихах, рисунках и т.д.

В программе «Наш дом — природа»(Н.А. Рыжова) вни­мание уделяется формированию ценностных ориентации, вос­приятию себя как части природы, осознанию взаимосвязи чело­века и природы; открытию ценности общении с природой. При­оритет отдается совместной практической деятельности воспи­тателя и детей. Существенное место в программе занимают художественно-эстетические виды деятельности: рисование, леп­ка, конструирование и др.

Целью программы «Планета — наш дом» (И.Г. Келавина) является развитие у детей чувства красоты природы, откры­тие ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечно­сти, формирование положительного эмоционального отношения к природе через расширение взаимодействия с объектами окру­жающего мира. Природная среда выступает источником форми­рования у детей ярких художественных и музыкальных образов. Через наблюдения и опыты, чтение художественной литературы и этические беседы, трудовую и художественно-продуктивную деятельность дети приобщаются к природе, учатся видеть ее красоту.

Программа «Мы»(Н.Я. Кондратьева) направлена на осознание многообразия связей человека с природой. Содержа­ние развертывается от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее — к рас­крытию многообразных связей живого в экосистеме. У детей развиваются представления о целостности и самоценности при­роды. Средствами формирования эмоционально позитивного опыта общения с природой выступают наблюдение, моделиро­вание, игра, рисование, конструирование.

В содержании современных программ экологического образования дошкольников акцент ставится на формировании у детей понимания единства человека и природы, которое способ­ствует психологической включенности личности в мир природы, делает ее экологичной.

Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 6360 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Программа «Юный эколог»

Одна из них ориентирована на детей и
предназначена для организации
занятий по развитию экологической
культуры дошкольников 2—7 лет.
Другая предназначена взрослым; по
ней осуществляется повышение
квалификации воспитателей ДОУ,
педагогов дополнительного
образования, других специалистов,
занимающихся экологическим
воспитанием детей.

4. Цели и задачи программы

Экологическое воспитание
дошкольников
формирование осознанноправильного отношения
детей к природе;
расширение и дополнение
впечатлений, полученных
ребенком от контакта с
природой;
создание «экологического
пространства» — предметноразвивающей среды
экологического развития
детей
Повышение квалификации
педагогов ДОУ
формирование значимости
проблем экологи,
потребности в экологическом
образовании и
самообразовании;
освоение содержания, форм и
методов экологического
воспитания детей;
освоение конкретных
технологий экологического
воспитания детей разных
возрастных групп;
развитие творческого
потенциала воспитателей в
использовании готовых
технологий

5.

Принципы реализации программы:
постепенное наращивание объема материала;
первоочередное использование природного окружения:
растений и животных зеленой зоны детского сада и
участков;
продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений
к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным
представлениям, затем – к обобщению представлений;
широкое использование разных видов практической
деятельности;
подача познавательного материала с помощью приемов,
вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.

6. Экологическое воспитание дошкольников

Разделы:
1. Элементарные сведения о мироздании, неживой
природе Земли и ее значении в жизни живых существ:
Мироздание (вселенная). Дети знакомятся с явлениями
Вселенной.
Вода. Детей знакомят с понятием, свойством и
значением воды.
Воздух. Рассказать что воздух необходим всем живым
существам.
Почва и камни. Дети знакомятся с почвами – землей,
песком, глиной и их свойствами, а также с природными
камнями.
Сезоны. Дети получают представления о комплексе
характерных явлений в неживой природе и их изменении
в разные сезоны

7.

2,3. Познание собственно экологических
законов природы – жизни растений и
животных в своей среде обитания и в
сообществе:
Комнатные растения. Детей знакомят с
многообразием комнатных растений, их
строением и потребностями.
Растения на участке детского сада.
Дети получают знания о растениях
растущих на участке. Условия жизни в
разные сезоны года.

8.

Обитатели уголка природы.
Формируются представления о
животных, живущих в детском саду, об
условиях жизни требующиеся для
удовлетворения их потребностей.
Домашние животные. Представление о
домашних животных и связи их жизни с
жизнью человека.
Перелетные и зимующие птицы. Дети
знакомятся с различными видами птиц,
узнают о их приспособлении к жизни в
зимнее время.

9.

4. Роль среды обитания в процессе
онтогенеза – роста и развития отдельных
видов растений и высших животных:
Растения. Дети узнают о способах
выращивания растений.
Животные. Птицы. Дети узнают о
росте птиц и способах их
размножения.
Млекопитающие. Получают знания о
способах размножения и жизни
млекопитающих.

Читайте также:
Название фильма который идет после программы время

10.

Взаимосвязь внутри сообществ:
Лес как экосистема. Дети знакомятся с лесом как с
сообществом растений и животных.
Тайга как экосистема. Тайга – это лес, в котором преобладают
хвойные деревья.
Тропический лес как экосистема. Места произрастания тропического
леса.
Пруд, озеро, река как экосистема. Пруд, озеро – это
сообщество водных и прибрежных растений и животных, кот.
связаны друг с другом.
Море как экосистема. Море – это огромное водное пространство,
часть океана.
Луг как экосистема. Луг – это сообщество травянистых
растений.
Степь как экосистема. Степи – это большие безлесные пространства,
с многообразием трав.

11.

5. Взаимодействия человека с природой:
Человек – живое существо.
Потребности человека.
Как человек использует природу.
Пользование природными ресурсами.
Как человек охраняет природу. Понятие
о сохранности природы.
6. Общие рекомендации по
распределению материала по возрастам

12. «Повышение квалификации педагогов ДОУ»

1. Общепроблемный;
2. Основы экологии;
3. Содержание экологических знаний для
дошкольников;
4. Методика экологического воспитания;
5. Организация работы в ДОУ.

13. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Задача — заложить первые ориентиры в
мире природы, обеспечить понимание
первоначальных связей в природе
Игра как метод экологического
воспитания
Экологическое прочтение и
проигрывание сказок «Курочка Ряба»,
«Репка», «Колобок»,
«Волк и семеро козлят»,
«Заюшкина избушка»

14. Экологического воспитания младших дошкольников

циклы из 3-5 наблюдений в повседневной жизни (за
аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на
участке в зимнее время, осенними цветущими
растениями, весенними первоцветами);
ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за
погодными явлениями с ведением календаря и одеванием
картонной куклы;
участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за
ними;
проращивание лука-репки в зимнее время и создание
календаря его роста;
совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке
природы по уходу за комнатными растениями,
аквариумом;
рассказывание и обыгрывание народных сказок,
рассматривание иллюстраций в книгах;
проведение экологических занятий и досугов

15. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые игры в эколого-педагогической
работе
Начиная со средней группы, через все технологии
эколого-педагогической работы с детьми проходит
литературный стержень
Экологическое чтение рассказов Е.Чарушина о
животных, рассматривание книг с его иллюстрациями,
проведение занятия, посвященного автору
чтение или рассказывание сказок «Красная Шапочка»,
«Доктор Айболит», рассматривание иллюстраций в
книгах и включение главных персонажей в игровые
обучающие ситуации и рисунки

16. Экологического воспитания средних дошкольников

циклы 4-6 наблюдений за объектами зоны природы детского сада
(аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, елью, осенними
цветами и весенними первоцветами на участке);
ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями
природы и одновременное ведение пиктограммного календаря,
включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют
степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона;
совместная деятельность детей и воспитателя в уголке природы;
подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального
календаря;
«огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковиц
в стеклянных сосудах (в разных условиях), наблюдения
и зарисовки в календаре;
чтение рассказов и сказок оживотных и включение главных
персонажей в игровые обучающие ситуации;
еженедельное проведение экологических занятий;
проведение экологических досугов, развивающих
положительное эмоциональное отношение к природе

17. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Усложнение содержания экологического воспитания
Циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы:
осенью — за хомяком, зимой — за птицей, весной — за рыбами в
аквариуме, за растениями, растущими на окне, в огороде
(овощными) и на участке (цветочными)
Одну неделю в месяц наблюдают сезонные явления природы,
ведут календарь нового типа, пиктограммно-символический
Символические календари наблюдений за зимующими птицами,
за ростом и развитием огородной культуры — они также соединяют
в себе образное и символическое отображение наблюдаемых
явлений
Новая форма работы — природоохранные акции
Литературный стержень — произведения Виталия Бианки
Особое значение комплексных занятий – воспитатель
начинает углублять и обобщать с детьми хорошо
знакомый им материал
Значение игры не уменьшается: занятияпутешествия, игрушки-аналоги при рассматривании
картин, включаются в мероприятия любимые персонажи

18. Экологического воспитания детей подготовительной группы

Дальнейшее усложнение содержания экологического
воспитания, преемственность форм
В циклах наблюдений прослеживают самые различные нюансы
взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания,
морфофункциональной приспособленности к ней
Изготовление самодельного глобуса — самое элементарное
представление о Земле, материках, морях и океанах, о полюсах
и экваторе, о местоположении страны и родного города
Стержневым произведением для этой группы является
«Экология в картинках» В.Н.Танасийчука
Занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа
Выставки произведений искусства
Походы детей в ближайшие экосистемы — экскурсии и походы в
лес, на луг, водоем
Праздник всемирный День Земли (22 апреля)

19. Методическое обеспечение программы, предлагаемые дидактические материалы

1.
2.
3.
4.
5.
С.Н. Николаева «Создание
условий для экологического
воспитания детей». М. «Новая
школа».1993.
С.Н. Николаева «Воспитание
экологической культуры в
дошкольном детстве». М.
«Новая школа».1995.
С.Н. Николаева «Место игры в
экологическом воспитании
дошкольников» М. «Новая
школа».1996.
С.Н. Николаева «Экологическое
воспитание дошкольников»
Пособие для специалистов
дошкольного воспитания.
М.АСТ.1998.
С.Н. Николаева «Методика
экологического воспитания в
детском саду». Книга для
воспитателя детского сада. М.
«Просвещение».2002
6. С.Н. Николаева «Как приобщить
ребёнка к природе». М. «Новая
школа».1999.
7. С.Н. Николаева «Любовь к
природе воспитываем с детства».
Рекомендации педагогам,
родителям и гувернёрам. М.
«Мозайка-синтез».2002.
8. С.Н. Николаева «Юный эколог.
Система работы в
подготовительной группе детского
сада».
9. С.Н. Николаева «Юный эколог.
Система работы в старшей группе
детского сада».
10. С.Н. Николаева «Юный эколог.
Система работы в средней группе
детского сада».
11. С.Н. Николаева «Юный эколог.
Система работы в младшей группе
детского сада».

Источник: ppt-online.org

Рабочая общеразвивающая программа ДОД «Юный эколог»

Содержание программы.
Пояснительная записка……………………………………………………. ….. .3
Направленность программы…………………………………………………. ..3
Актуальность………………………………………………………..…………. 3
Новизна……………………………………………………………………………..4
Педагогическая целесообразность………………………………………………..4
Практическая значимость………………………………………………………….4
Цель и задачи программы……………………………………………………. 5
Отличительные способности данной ДОП…………………………………….. ..5
Возраст обучающихся…………………………………………………………. 5
Срок реализации программы……………………………………………………. 5
Режим занятий…………………………………………………………………… ..5
Формы работы……………………………………………………………………. 5
Ожидаемые результаты обучения……………………………………. 6
Критерии оценки………………………………………………………………..….7
Форма подведения итогов реализации программы………………………. …….7
Апробация программы……………………………………………………………..8
Учебно-тематический план……………. …………………. ………….. .9 — 10
Содержание программы……………. …………………. ……………. 11 — 21
Методическое обеспечение программы………………………………… .…..22
Список литературы ………………………………………………………….…23

Пояснительная записка
Кружок «Юный эколог» ведётся по адресу: 669417, Россия, Иркутская область, Нукутский район, с.Хареты, ул. Центральная, 32 на базе МБОУ Харетская СОШ.
Направленность программы: эколого – биологическая.
Действующий закон «Об экологическом образовании» принят во многих регионах России. Его первейшей задачей является поиск и разработка эффективных средств экологического образования населения. Для наших сельских школьников экологическая программа, разработанная специально для младшего и среднего возраста, является дополнительной литературой, приобщающей детей к живому взаимодействию с окружающим миром, позволяющей глубже изучать природу своей местности и, наконец, воспитывающей в детях такие свойства характера, как любознательность и активность.
Актуальность программы. В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны. Большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. (тема вреда наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма и др). В 6-8 классах лабораторные и практические работы предусматривают формирование умения наблюдать — это важнейший навык в биологии и экологии.

При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений). Большинство практических работ проводится в составе комбинированных уроков или уроков-экскурсий и наличия большого теоретического материала при ограниченном количестве часов на изучение каждой темы.
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
Новизна программы – неразрывность теоретического материала и практической деятельности; экскурсии в полевых условиях, в процессе которых обучающиеся знакомятся с реальными живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, приобретают навыки исследовательской работы, умения проводить мониторинг, изучать влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.
Педагогическая целесообразность – формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное мышление у обучающихся, способствует формированию активной патриотической позиции
Практическая значимость: Программа предусматривает: привлечение к совместной экологической деятельности родителей; проведение общешкольных тематических праздников; озеленение классных комнат, включая кабинет биологии, и пришкольной территории; работа на пришкольном участке в летнее время и выполнение летних заданий.
Цель программы:
формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Задачи программы:
— углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;
-формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
-воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.
Отличительные способности программы.
Данная программа предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.
Возраст обучающихся. 11-14 лет..
Сроки реализации программы: один на учебный год – 128 учебных часов. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю (по 40 минут, с перерывом 10 минут.)
Формы организации учебной деятельности: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы; экскурсии.
Учащиеся должны знать :
-наиболее типичных представителей животного мира;
-какую пользу приносят представители животного мира;
— неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования;
— влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
— самоценность любого организма;
— значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); — значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
-разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
— позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
— что такое наблюдение и опыт;
Учащиеся должны умет ь :
-узнавать животныхи птицв природе, на картинках, по описанию;
— ухаживать за домашними животными и птицами ;
— выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
— применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
— ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
-заботиться о здоровом образе жизни;
-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
— предвидеть последствия деятельности людей в природе;
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
— наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
— оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
— ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении «Юный эколог», являются:
— умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
— умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
— активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Читайте также:
Выберите программу для открытия этого файла что делать

Программа адаптирована. Настоящая рабочая программа курса «Юный эколог» для 6-8 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и авторской программы автора И. М. Швец (Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 33-176 с.).

Учебно-тематический план
№ п/п

Наименование тем Количество часов
теория практика Всего
1 Введение. Экология растений. Экскурсия: «Живой организм, его среда обитания и условия существования». Инструктаж по технике безопасности 2 2 4ч
2 Свет в жизни растений. Практическая работа: «Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности» 2 2 4ч
3 Тепло в жизни растений. Практическая работа: «Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности». 2 4 6ч
4 Вода в жизни растений . Практическая работа: «Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности». 2 4 6ч
5 Воздух в жизни растений 4 4 8ч
6 Экскурсия «Человек и природа» — 4 4ч
7 Животные и растения 2 2 4ч
8 Влияние растений друг на друга 2 2ч
9 Грибы и бактерии в жизни растений 2 2 4ч

Методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер
2. Телевизор
3. DVD диски
4. Плакаты и таблицы
5. Макеты
6. Микроскопы
7. Гербарии
8. Влажные препараты
9. Комнатные растения
10. Таблицы
11. Макеты
12. Плакаты
13. Дидактический материалы
14. Журналы
15. Карточки
16. Лупа
17. Скальпель
18. Пинцет
19. Спиртовки
20. Чашки Петри
21. Семена
22. Черенки
23. Кора
24. Коллекции насекомых
Список литературы для педагога:
1. Программы: И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.);
2. Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.
3. Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.
4. Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. — Горно — Алтайск, 2002. — 70 с.
5. Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.
6. Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. — Петрозаводск., 1992. -174 с.
7. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. — М.,1996.-192 с.
8. Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.
9. Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.
10. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.
11. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348с.
12. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.
13. Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.
14. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.
15. Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. — М., 1995. — с.221 — 243.
Список литературы для обучающихся:
1. Экология растений: 6 класс: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2009, — 192 с.;
2. Экология животных: 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ (В.Г. Бабенко, Д.В. Боговой и др.); под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. — М. Вентана-Граф, 2009, — 128 с.;
3. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. – М.: Вентана-Граф, 2010, — 144 с.;
4. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.

Источник: ped-kopilka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru