Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе – важное направление в работе с детьми дошкольного возраста. Содержание данного направления входит в образовательную область «Социально- коммуникативное развитие»:
- Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов в них.
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
- Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, об опасных ситуациях в быту.
- Об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми
Для освоения детьми данного содержания педагоги организуют разные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую (включая сюжетно-ролевые и театрализованные игры), изобразительную и другие виды детской деятельности.
Для системного решения этих задач формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе разработаны разные пособия. Презентуем некоторые из них.
БЖД решение задач
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — Спб.: Детство-Пресс, 2009.
Данное пособие содержит программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» включает программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Разработанные на основе данного содержания рабочие тетради для детей помогут им более эффективно усвоить новый материал. Комплект состоит из учебного пособия и 4 рабочих тетрадей и предназначен как для воспитателей детских садов, так и для родителей.
Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, авторы комплекта считают, что надо использовать беседы, дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).
Пособие содержит принципы реализации программы, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов дошкольного учреждения с воспитанниками, а также предложения по взаимодействию с родителями.
Разбор CTF заданий
Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб.: Детство-Пресс, 2019. — 117 с.
Программа предлагает пути решения поиска путей обеспечения безопасности дошкольников на основе современных исследований с учетом тенденций развития детской популяции и системы образования, требований, отраженных в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).
Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности». — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. — 128 с.
Особенностью авторского подхода является моделирование образовательных ситуаций, отражающих путь развития человеческой культуры и общества (взаимосвязь культуротворчества и нормотворчества).
Программа обеспечена методическими и дидактическими пособиями.
Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др. — М.: Просвещение, 2006 – 94с.
Задача пособия – подсказать родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, каким образом, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
В данном пособии предлагаются материалы для бесед с детьми, условно разделенные на четыре раздела: безопасность собственной жизнедеятельности, бережем свое здоровье, безопасность на дорогах и улицах, безопасный отдых на природе.
В содержании каждого раздела выделены темы, которые авторы считают основными, но педагоги и родители могут самостоятельно разработать дополнительные темы с учетом специфики и особенностей региона. Материал по каждой теме раскрывается в рубриках: «О чем рассказать ребенку», «Вопросы и задания», «Загадки» и др. Дети лучше запоминают материал, если им интересно или когда они выполняют какое-то задание, например, рисуют, отгадывают загадки, решают кроссворды. В структуре отдельных тем выделяются «Правила безопасного поведения», которые ребенок должен запомнить, знать и выполнять.
Занятия по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; Под. Ред.
Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
В книге представлены планы занятий по обучению дошкольников Правилам дорожного движения, описания занятий, игр и конкурсов, посвященных этой теме. Большое внимание уделено привлечению к такой работе родителей. В приложении предлагаются материалы для чтения, словарик, инструкции.
Работа описана комплексно по всем разделам воспитания и обучения в совместной работе с ребенком педагогов и родителей. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Анализируются они с помощью тестов, магнитофонных записей. Описаны пешие прогулки (к светофору, троллейбусной остановке, перекрестку), проблемные ситуации на планшетах, схемах.
В пособии представлено тематическое планирование по возрастным группам, занятия, дидактические, настольные игры. Дана художественная литература для дошкольников, методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей.
Источник: www.pedkabinet.ru
Перспективное планирование по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авт. Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева
Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой. Объяснить детям, что есть предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы). Закрепить представление об острых предметах колющих и режущих.
Закрепить знания о том, что улица делится на две части: тротуар и проезжая часть. Закрепить знания о безопасном поведении на дороге.
Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора.
Литература: С. Маршак «Кошкин дом»
К. Чуковский «Путаница»
Г. Цифирова «Жил на свете слоненок»
А. Усачева «Домик у перехода»
Г. Блинов «Непослушный СТО бед»
Альбомы: Электробытовая техника
Плакаты – картинки «Не играй с огнем»
Настольные игры: «Один дома»
Макет улицы, дорожные знаки
Дидактическая игра: Раз, два, три – что может быть опасно найди.
«Угадай на чем повезёшь»
«Как правильно вести себя на дороге»
Работа с родителями: Папка – передвижка «Обеспечение безопасного поведения детей в быту»
Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Учить составлять рассказ о транспортном средстве.
Дополнить представление об улице новыми сведениями: Дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, почта и т.д.
Закрепить знание о том, что на улице есть тротуары по которым ходят люди, и дороги по которым движется транспорт.
Литература: В. Мирясов «Стихи о транспорте»
С. Маршак «Светофор»
Загадки о транспорте.
Картинки «Кто ездит в автобусе»
Альбомы «Правила дорожного движения для малышей» (с наклейками)
Дидактические игры: «Кому в автобусе уступить место?» «Расположи правильно дорожные знаки», «Правильно — неправильно», «Подбери по цвету»
Настольные игры: «Дорожные знаки»
«Азбука безопасности на улице»
Энциклопедии: «Первая книга о технике»
Работа с родителями: Консультация на тему «Страхи у детей» Папка – передвижка «Мы и наши внуки».
Познакомить детей с тем, как устроено тело человека. Дать первоначальное представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов.
Закрепить знание детей об опасных предметах на кухне. Представление об органах чувств.
Дать представление о роли огня в жизни человека.
Закрепить знание о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности. Дать представление о таком знаке как «Подземный переход». Знакомить с «Островком безопасности» и его назначением на дороге.
Закрепить правило поведения в общественном транспорте.
Художественная литература: Г. Блинов «Непослушный СТО бед»
В. Головко «Правила движения».
Энциклопедии: «Тело человека»
Настольные игры: «Что у нас внутри»
Дидактические игры: «Пешеходы и транспорт», «Знай и выполняй правила движения», «Как правильно вести себя на дороге» «Поведение в транспорте», «Как правильно перейти проезжую часть»
Работа с родителями: Консультация «Приучать детей к домашнему труду», Папка – передвижка «Как учить ребенка безопасному поведению».
Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности.
Познакомить детей с номером «01» по которому надо позвонить в случае пожара.
Формировать представление о поведении при угрозе пожара.
Закрепить знания о безопасном поведении на дороге (проезжей части) и на тротуаре. Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.
Формировать знания о труде водителя.
Художественная литература: С. Маршак «Пожар», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», С. Маршак «Кошкин дом», А. Усачев «Дорожная песня», Чтение «Стихи про знаки»
Энциклопедии: «Потомучка», «Первая книга о технике», Плакаты «Не играй с огнем».
Настольная игра: «Лото осторожности», «Будь осторожен» «Дорожные знаки», «Азбука безопасности на улице»
Дидактические игры: «Теремок»
«Мой любимый вид транспорта»
«Как вести себя в транспорте»
Работа с родителями: Папка – передвижка «Что бы праздник был праздником»
Научить детей заботиться о своем здоровью, избегать ситуаций приносящих вред здоровью. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Развивать у детей понимание значение и необходимости гигиенических процедур.
Знакомить детей с особенностями передвижения машин по зимней дороге.
Расширять знание о назначении дорожных знаков: «пешеходный переход», «подземный переход» и «осторожно дети». Закрепить понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двухсторонним.
Художественная литература: Г. Блинов «Непослушный СТО бед», Ю. Тувим «Овощи», Т.А. Шурыгина «Муха — грязнуха», А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный», «Айболит», «Загадки про полезные продукты».
Альбомы и энциклопедии: Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра», «Почему и потому», «Мир во круг нас», «Все обо всем», «Тело человека».
Настольные игры: «Один дома», «Что у нас внутри», «Лото осторожности», «Это надо знать».
Дидактические игры: «Мамины помощники», «Полезно — неполезно», «Что мы знаем о себе», «Мы переходим улицу», «В гостях у светофорика», «Дорожные знаки».
Работа с родителями: Беседа на тему «Как занять ребенка, если вам некогда». Папка – передвижка «Как организовать отдых ребенка».
Учить замечать опасные предметы вокруг детей. Учить отличать опасные для жизни ситуации, воспитывать желание соблюдать правила безопасности. Закреплять знания правил безопасности в быту, на улице. Продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях. Воспитывать бережное отношение к здоровью.
Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улице. Продолжать работу по обучению поведение пешеходов на дороге.
Художественная литература: К. Чуковский «Катауси и Мауси», С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», Г. Блинов «Непослушные СТО бед», загадки К. Чуковского «Предметы — помощники», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
Настольные игры: «Один дома», «Лото осторожности», «Это надо знать», «Уютный домик».
Дидактические игры: «Так и не так», «Мамины помощники», «Как я с мамой перехожу дорогу», «Правильно — неправильно».
Работа с родителями: Семинар «Действие при пожаре».
Учить правилам безопасного поведения в быту, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. Закрепить представление о бытовых предметах, которыми нельзя играть. Закреплять бережное отношение к здоровью. Правильное питание и соблюдение режима, способствует хорошему физическому развитию. Напомнить номер телефона «01», по которому нужно звонить в случае пожара.
Познакомить детей с перекрестком. Расширять знание о назначении дорожных знаков.
Художественная литература: С. Маршак «Кошкин дом», Т.С Енчина «ОБЖ для детей» (загадки — добавляли), «Учимся – играючи» — книжка раскраска, Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки».
Настольные игры: «Один дома», «Лото осторожности», «Это надо знать», «Будь осторожен».
Дидактические игры: «Мы спасатели», «Малыши — крепыши», «Угадай вид спорта», «Правила поведения».
Работа с родителями: Рубрика – Азбука для родителей: «Как обучать ребенка безопасному поведению». Привлечь детей к уборке дома. Прогулка детей с родителями к перекрестку.
Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице. Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить с детьми, типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях.
Формировать представление о безопасном пути от дома к детскому саду.
Художественная литература: Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», К. Чуковский «Катауси и Мауси», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Г. Блинов «Непослушные СТО бед».
Альбомы: Т. Сенчена «ОБЖ для детей», раскраска «Учимся играючи».
Настольные игры: «Азбука безопасности», «Один дома», «Лото остарожности», «Это надо знать», «Будь осторожен» (с Лунтиком).
Дидактическая игра: «Сто бед», «Говорящие дорожные знаки», «Как я иду в детский сад».
Работа с родителями: Папка – передвижка «Как организовать летний отдых с детьми».
Воспитывать бережное отношение к здоровью. Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека, объяснить как витамины влияют на организм человека. Закрепить знание об основных витаминах, их полезных свойствах и продуктах, в которых они содержатся.
Совершенствовать умение пользоваться правилами дорожного движения в различных практических ситуациях.
Художественная литература: Л. Зильбер «Витамины», Г. Блинов «Непослушные СТО бед», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», Сказка «Доктор Айболит», Ю. Тувим «Овощи», А. Усачев «Футбольный мяч», В. Кожевников «Светофор».
Настольные игры: «Один дома», «На природе», «Это надо знать».
Викторина «Знаки правил безопасности», «Собери светофор», игры с макетами микрорайона, «Путешествие на машинах».
Работа с родителями: Родительское собрание на тему: «Безопасное поведение детей на отдыхе». Экскурсия с родителями по улице микрорайона.
Дидактические игры по безопасности.
К игре – занятию: «Происшествие с Буратино»
Дидактическая задача: Объяснить ребенку, что приятная внешность человека не всегда означает его добрые намерения. Научить ребенка правильно вести себя с не знакомым человеком.
Материал: Иллюстрации с изображением мужчины или женщины, парка, безлюдной дороги, остановки, милиционера.
Игра «Похититель и находчивые ребята»
Предложить ребятам разделиться на две команды: похитители и находчивые ребята, чтобы в каждой команде было поровну. Установите правила: похититель может любым способом тащить похищенного; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом, драться и кусаться не разрешается. Меняться ролями.
Игра «Куда бежать если за тобой гонятся»
Предложить рассмотреть иллюстрации и высказать свое мнение о том, куда бежать от преследователя: в парк, спрятаться под елкой: домой по безлюдной дороге; к остановке транспорта, где много людей; к милиционеру. Ребята обосновывают свое мнение.
Источник: dohcolonoc.ru
Авдеева, Князева, Стеркина: Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС
Аннотация к книге «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС»
Учебное пособие включает программу для дошкольных образовательных учреждений «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и систему развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, острожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Комплект состоит из учебного пособия и 4 рабочих тетрадей и предназначен как для воспитателей детских садов, так и для родителей.
Иллюстрации к книге Авдеева, Князева, Стеркина — Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС
Рецензии на книгу «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС»
- Покупатели 4