Задачи программы спортивной подготовки

Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, – массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные задачи, решаемые в процессе спортивной подготовки …..4
Глава 2. Основные цели спортивной подготовки……………………………….5
Глава 3. Основные стороны подготовленности спортсменов………………….6
3.1 Физическая подготовка ………………………………………………………6
3.2 Техническая подготовка ……………………………………………………..7
3.3 Тактическая подготовка.……………………………..……………………….7

Теория: Техническая подготовленность. Методы, задачи и средства.


3.4 Психическая подготовка ……………………………………………………..8
3.5 Интегративная подготовка………………………………………………….10
Выводы…………………………………………………………………………. 11
Список использованных источников…………………………………………. 12

Прикрепленные файлы: 1 файл

Департамент образования города Москвы

Цели и задачи спортивной подготовки

Введение………………………………………………………… ………………. 3
Глава 1. Основные задачи, решаемые в процессе спортивной подготовки …..4
Глава 2. Основные цели спортивной подготовки……………………………….5

Глава 3. Основные стороны подготовленности спортсменов………………….6

3.1 Физическая подготовка ………………………………………………… ……6
3.2 Техническая подготовка ………………………………………………… …..7

3.4 Психическая подготовка ………………………………………………… …..8

3.5 Интегративная подготовка…………………………………………………. 10

Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, – массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Глава 1. Основные задачи, решаемые в процессе спортивной подготовки

1) освоение техники и тактики избранного вида спорта;

2) обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в избранном виде спорта;

3) обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовленности;

4) приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых в успешной тренировочной и соревновательной деятельности;

5) комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности спортсмена (интегральная подготовка).

Практическая ценность внетелесного опыта в современном мире / Андрей ЩЕРБАКОВ

Указанные задачи в наиболее общем виде определяют основные направления спортивной подготовки, имеющие самостоятельные признаки: техническую, тактическую, физическую, психологическую и интегральную. Из содержания каждой из этих сторон вытекают конкретные цели подготовки.

Глава 2. Основные цели спортивной подготовки

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений – добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Глава 3. Основные стороны подготовленности спортсменов

Основными сторонами подготовленности спортсменов являются: 1) теоретическая подготовка, 2) техническая подготовка, 3) тактическая подготовка, 4) физическая подготовка, 5) психическая подготовка, 6) интегральная подготовка.

3.1 Физическая подготовка

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитание необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.

Цель общей физической подготовки — достижение высокой работоспособности спортсменов. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.).

Специальная физическая подготовка направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям.

Читайте также:
Оценка степени выполнения программы практики характеристика

Средствами ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение общей физической подготовки и специальной физической подготовки в процессе спортивной тренировки меняется: по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес специальной физической подготовки. В зависимости от квалификации спортсменов на общую физическую подготовку отводится от 70% (в начальный период подготовки) до 30% (для спортсменов высших разрядов) тренировочного времени.

3.2 Техническая подготовка

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе движений соответствующей особенностям данного вида спорта.

Техническая подготовленность ( или другими словами техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как умеет он владеть освоенными действиями. В первую группу показателей входят: объем, разносторонность, рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую- эффективность, освоенность выполнения (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский 1979г.).

В структуре технической подготовленности спортсмена очень важно выделять базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена. Дополнительные движения и действия- это второстепенные движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. (Платонов В.Н.,1986).

3.3 Тактическая подготовка.

Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки, — пишет Платонов В.Н., — понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются все технические приемы и способы их выполнения, формами — индивидуальные, групповые и командные действия, видами — наступательная, оборонительная и контрактующая тактика.

Тактика опирается на стратегию, так А.Я. Гомельский в книге «Библия баскетбола» пишет, что стратегия — основная теоретическая направленность всей работы команды, определяющая средства и методы подготовки к главным соревнованиям. Четырехлетний план подготовки сборной СССР к Олимпиаде в Сеуле — стратегия команды в 1985-1988 годах. Стратегия предусматривает управление командой в соревнованиях.

Тактика — это часть стратегии, которая решает главные задачи подготовки с учетом конкретных возможностей — ресурсов команды, особенностей соперников, условий соревнований. Все это определяет тактический и комбинационный багаж команды.

3.4 Психическая подготовка

Психическая подготовка связана с воспитанием у спортсменов в процессе занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.

Занятия различными видами спорта способствуют формированию специфической структуры психических качеств, так А.Ц. Пуни (1984) установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
Основой методики волевой подготовки служат следующие требования:

1. Регулярно и обязательно выполнять требования тренировочной программы и соревновательных установок.
Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.
2. Системно вводить дополнительные трудности.
Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.
3. Использовать соревнования и соревновательный метод.
Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряженности спортсмена, а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.
В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:
-устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;
-кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;
-способность к психическим регуляциям движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
-способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
-способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

Читайте также:
Специализированные медицинские программы это

3.5 Интегративная подготовка

Интегративная подготовка направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства: технической, физической, тактической и психологической подготовленности.
В качестве основного средства интегративной подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня.

Источник: www.referat911.ru

Спортивная подготовка – что включает в себя понятие, цели, этапы и задачи

Спортивная подготовка: фото.

Спортивная подготовка – это сложный и долгий процесс, в котором используются различные средства, теоретические знания, а также способы воздействия на спортсмена для развития физических и технических качеств в спорте.

Что это

Часто спортивную подготовку путают с тренировкой, но это совершенно разные вещи, ведь тренировка – это всего лишь элемент подготовки. Спортивная подготовка – это целая программа, основанная на знаниях и навыках, за счет которых атлет улучшает возможности в конкретном виде спорта.

Виды

  • Физическая подготовка. Развивает координационные и физические свойства спортсмена, например, силу, выносливость, скорость.
  • Техническая подготовка. Улучшает навыки выполнения движения или комплекса действий, например, бросок мяча, тяга сумо, выпад для нанесения укола в фехтовании, всевозможные удары в единоборствах и т.д.
  • Психологическая подготовка. Развивает волевые и моральные качества, а именно целеустремленность, решимость и психоэмоциональную стабильность.
  • Тактическая подготовка. Подготовка направлена на изучение тактических приемов и анализ действий противника. Тактическая подготовка есть в любом виде спорта, но выражена она лучше в командных видах спорта.
  • Интегральная подготовка. Развитие способности внедрить и использовать полученные навыки, знания в тренировочном процессе и соревнованиях.

Цели

Задачи подготовки делятся на:

  • улучшение качеств атлета любительского уровня.
  • улучшение качеств атлета, тренирующегося для достижения высоких целей.

Целью в любительском спорте является улучшение физической формы и здоровья.

Целями в профессиональном спорте считаются достижение максимально высокого уровня в технике, физических и психологических способностях, чтобы показать лучший результат (победить) на соревнованиях.

Как подготавливают

Существуют этапы спортивной подготовки. Основных этапов пять:

  1. Оздоровительная подготовка.
  2. Начальная.
  3. Учебно-тренировочная.
  4. Улучшение мастерства.
  5. Высшее спортивное мастерство.

Методы подготовки

Спортивная подготовка состоит из нескольких методов, которые можно выделить в три группы.

  1. Обучение. Используется вербальное общение, чтение литературы или просмотр видеофильмов и наглядных примеров.
  2. Тренировки навыков и умений. Тренировки состоят из движений и упражнений, направленных на развитие навыков и умений.
  3. Развитие двигательных возможностей. Используется методика круговых повторений, игровой методики, интервального тренинга, а также соревновательного процесса.

Принципы

Стоит выделить шесть основных принципов спортивной подготовки, а именно:

  1. Движение к высоким результатам.
  2. Непрерывность тренировочного процесса.
  3. Углубленная специализация.
  4. Методичное и постепенное повышение сложности тренировок и нагрузки.
  5. Вариативность и волнообразность динамики нагрузки.
  6. Цикличность процесса.

Какие условия необходимы

Для максимальной эффективности спортивной подготовки необходимо создать и соблюсти нужные для достижения цели условия. Например, проведение тренировок в специализированных учреждениях, базах, центрах.

Федеральные стандарты для СП

Существуют требования к уровню подготовки спортсмена для олимпийских и не олимпийских видов спорта, а также массового спорта.

Для каждого вида спорта был разработан свой стандарт, например, плавание, художественная гимнастика, бокс или тяжелая атлетика.

Подробнее с федеральными стандартами спортивной подготовки можно ознакомиться здесь.

Что включает программа

В программу спортивной подготовки входит:

  • Основные понятия всех видов подготовки и ее компонентов.
  • Методология, понятия.
  • Методика, теория и практика.
  • Контроль и анализ подготовки атлетов.

Источник: bodybuilding-and-fitness.ru

Задачи программы спортивной подготовки

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «спортивный туризм»

Предлагаемая программа определяет основы комплексной спортивной подготовки туристов — спортсменов многоборцев. Она рассчитана на учащихся в возрасте 11 — 17 лет (5 — 11 класс). Рекомендуемый минимальный состав группы первого года занятий – 15 человек, второго года — не менее 12 человек, в последующие годы не менее 10 человек. При наборе воспитанников первого года занятий следует комплектовать группу с превышением минимального состава объединения, так как существует естественный отсев занимающихся в объединении в период обучения и, кроме того, не все воспитанники по тем или иным причинам могут участвовать в учебных, учебно-тренировочных, квалификационных, спортивных и зачетных мероприятиях.

Читайте также:
Как снять программу старения

Комплексность программы основывается на цикличности туристско-спортивной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности занимающихся.

Предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процесса в четырех основных направлениях:

— физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма спортивного (туристского многоборья);

— формирование разносторонне развитой личности в туристско-спортивной и краеведческой деятельности;

— развитие самодеятельности воспитанников путем создания благоприятных условий для проявления инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности и самовыражения личности воспитанников в достижении общественно ценных и личностно значимых целей;

— способствование личностному, профессиональному и жизненному самоопределению воспитанников, создание условий для реализации «профессиональных» проб в сфере туристско-спортивной и краеведческо-экспедиционной деятельности.

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «футбол»

Данная программа разработана на основе типовой программы для спортивных школ.

Программа имеет спортивно-массовую направленность (вид спорта — футбол) и призвана осуществлять 3 исключительно важных функции:

создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;

способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;

выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.

Ведущими ценностными приоритетами программы являются: демократизация учебно-воспитательного процесса; формирование здорового образа жизни; саморазвитие личности; создание условий для педагогического творчества; поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта.

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «бокс»

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «бокс» предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке «бокс» с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «бокс», утвержденным приказом Минспорта России 22 ноября 2022 года № 1055.

Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки. В цели программы входит создание условий, способствующие систематическим занятиям физической культуры и спортом, разностороннему физическому развитию личности, укреплению здоровья обучающихся и приобщение их к нравственным спортивным ценностям посредством занятия боксом.

обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;

получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;

обучение основам технических элементов и тактических действий в избранном виде спорта (бокс);

приобретение опыта участия в физкультурных и спортивных мероприятиях по боксу;

подготовка к освоению этапов спортивной подготовки;

обеспечение преемственности спортивной подготовки по виду спорта на этапах спортивной подготовки;

привлечение максимального количества детей к систематическим занятиям и сохранение контингента обучающихся;

совершенствование уровня спортивной подготовки обучающихся на этапах, соответствующих году обучения;

поэтапное освоение и совершенствование физической, технической, тактической, теоретической, психологической подготовки.

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «киокусинкай»

Программа разработана на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «киокусинкай».

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «киокусинкай» предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке в МБУ СШ «Буревестник» г. Севска с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «киокусинкай», утвержденным приказом Минспорта России.

Киокусинкай – это вид спорта, представляющий собой разновидность полноконтактного каратэ и соединяющий в себе различные техники восточных единоборств, регламентированные официальными правилами соревнований. В отличие от других разновидностей спортивного каратэ, в которых нанесение удара в полную силу запрещено и строго наказывается, в киокусинкай, в целях сохранения принципов традиционного боевого искусства и его частичной адаптации к соревновательной деятельности, проведение ударов с максимальной силой, приводящих к нокауту соперника или лишающих его боеспособности, разрешено и является основной целью спортсменов. При этом правилами запрещен значительный арсенал атакующих действий традиционного каратэ-до, потенциально опасных для жизни и здоровья соревнующихся, а также ограничены зоны нанесения определенных видов ударов.

Личные и командные соревнования в киокусинкай проводятся по трем направлениям: весовая категория (спортивный бой), ката (демонстрация строго регламентированной комбинации приемов защиты и нападения) и тамэсивари (разбивание предметов).

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Реализуемые образовательные программы

Источник: sportsev.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru