Задачи программы речь и альтернативная коммуникация

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».

Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:

— психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),

— интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский),

— формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),

— о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),

— о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),

Фрагмент урока по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» для 3 класса Б

Цель -формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.

Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.

Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.

Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.

Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.

Речь и альтернативная коммуникация

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.

Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.

Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.

Учебный предмет включает 3 раздела:

— развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

— чтение и письмо.

Задачи предмета:

В разделе «Коммуникация»:

— формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

знакомство с альтернативными средствами коммуникации.

В разделе «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:

— активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,

— формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Читайте также:
Что такое программа opencl dll

В разделе «Чтение и письмо»:

— развитие ручной и мелкой моторики,

обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,

формирование элементарных графо моторных умений.

развитие слухового внимания и слухового восприятия,

— формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):

адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,

устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,

потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.

— выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,

— использование пишущего предмета по назначению,

— проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии (2 группа):

эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,

зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,

интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.

использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,

проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа):

— эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия

двигательные и мимические проявления,

выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым

зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.

проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.

Базовые учебные действия.

Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия:

выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;

поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;

выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях. Для обучающихся 3 группы реализации программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.

Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. В дополнительном классе в разделе «чтение и письмо» формируются предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.

Источник: infopedia.su

Каталог статей

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам.директора по УВР Директор КГКОУ
протокол № ___ ___________________ Школа 1
«___» _________2016г. Е.Ю.Бочарникова ____________________
«___» ___________2016г. И.Г. Подоплелова
«___» ___________2016г.

Рабочая программа
Речь и альтернативная коммуникация
для обучающегося 3 класса

2 часа в неделю часов за учебный год

Автор-составитель:
Учитель: Стремкова Е.Г.

2016-2017 учебный год
Комсомольск-на-Амуре
Пояснительная записка.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.

Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого в КГКОУ Школа 1 организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры).
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь.
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 4 год обучения.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
— графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
— электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
— информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.); обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
— аудио и видеоматериалы.
Система оценивания
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
— что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
— что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
— насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям др.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

Читайте также:
Open server одновременный запуск и использование нескольких копий программы невозможны

Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

2. Активное участие. Действие выполняется ребёнком:
— со значительной помощью взрослого
— с частичной помощью взрослого
— по последовательной инструкции (изображения или вербально)
— по подражанию или по образцу
— полностью самостоятельно

Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
— использования по прямой подсказке
— использование с косвенной подсказкой (изображение)
— самостоятельное использование

Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития адаптированной основной общеобразовательной программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Речь и альтернативная коммуникация.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
• Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
• Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
• Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (персональные компьютеры).

Читайте также:
Как пользоваться программой рекува для восстановления

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
• Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
• Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
• Узнавание и различение образов графем (букв).
• Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
• Начальные навыки чтения и письма.

Источник: www.moi-sat.ru

Рабочая программа индивидуального обучения на дому по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), в соответствии с ФГОС для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и детским аутизмом и нацелена на образование ребенка с ТМНР, получающего образование на дому с учетом его особых образовательных потребностей в 1 (дополнительном) коррекционном классе.

Бондарева Любовь Николаевна

Бондарева Любовь Николаевна

Портфолио
Разработки
Блог автора

Неограниченная бесплатная загрука материала «Рабочая программа индивидуального обучения на дому по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Школьникам» и представляет собой: «рабочая программа, коррекционная школа».

Загрузка началась.

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Источник: easyen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru