Задачи программы приобщение детей к истокам русской народной культуры

Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетради для самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержание комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре. Издание адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам Русской народной культуры

1. Целевой раздел__________________________________________________________ 3

1.1. Пояснительная записка___________________________________________________3-4

1.2. Планируемые результаты освоения Программы_______________________________4

2. Содержательный раздел ___________________________________________________4 2.1. Содержание образования по образовательным областям_______________________4-6

2.2. Формы работы по образовательным областям________________________________6-8

3. Организационный раздел__________________________________________________ 9

  1. Модель воспитательно- образовательного процесса__________________________9-22
  1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды___22-23
  1. Описание материально-технического обеспечения программы________________23-30

Аннотация к ОП «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Проект «приобщение детей к истокам русской народной культуры»

  1. Пояснительная записка

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности.

Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

Цели и задачи реализации Программы

  • расширить представление о жанрах устного народного творчества;
  • показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:
  • воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • содействие атмосфере национального быта;
  • широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
  • учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
  • знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

Проявляет интерес к устному народному

Знает основные литературные понятия по

творчеству (песенки, сказки, потешки,

скороговорки), с помощью взрослых

рассказывает, договаривает их.

Проявляет желание участвовать в

быт и традиции русского народа;

Читайте также:
Как распаковать архив и запустить программу

театрализованных и подвижных играх, с

песни, частушки, потешки, загадки,

интересом следит за действиями героев

пословицы, поговорки, заклички.

Умеет рассказывать русские народные

сказки, потешки и обыгрывать их;

Использует в игре предметы быта русского

Создаёт творческие работы по

  1. Содержательный раздел
  1. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.
  1. Формы работы по образовательным областям

Источник: nsportal.ru

Аннотация к программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Данная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно- прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Публикация «Аннотация к программе „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

  • Народная культура, фольклор
  • Темочки
  • Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Программа реализуется для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Данная программа способствует развитию у детей естественно-научных компетенций.

Цель программы :

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.

Задачи программы :

• формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;

• воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

• расширение кругозора дошкольников;

• развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

• ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни

• создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.

• ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам.

Источник: www.maam.ru

Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Добрая старина» (для детей 3 – 7 лет)

детский сад комбинированного вида № 23 «Снежок» .

Рабочая программа

по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

«Добрая старина»

Воликова Алена Владимировна

воспитатель высшей категории

Горбовицкая Жанна Александровна

воспитатель высшей категории

г. Воскресенск Московской области

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Добрая старина – это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет. Занятия проводятся со всей группой во второй половине дня 1 раз в неделю (во вторник в 15.30). Продолжительность занятия 15-30 минут (в зависимости от возраста детей). Для проведения занятий используется групповое помещение, музыкальный зал, мини –музей «Русская изба».

Срок реализации: 4 года.

В основу данной программы «Добрая старина» заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Читайте также:
Программа почистить Андроид планшет

Кроме этого ее существенно дополняют интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию дошкольников и направленна на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества.

Рабочая программа «Добрая старина» предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством и направлена на воспитание интереса к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслам.

Программа «Добрая старина» построена на концепции познавательного развития, эстетического воспитания и развития художественно -творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Актуальность.

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

Новизна Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: нетрадиционные техники рисования, а также лепка и аппликация народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства.

Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа.

Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.

Цель программы:

Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.

  • Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа;
  • Знакомить с различными образцами устного народного творчества, взятыми из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для детей; прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
  • Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
  • Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных;
  • Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
  • Развивать и обогащать словарный запас;
  • Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.
Читайте также:
Как передать по электронной почте программу

При создании Программы были учтены следующие принципы :

  1. Принцип доступности:
  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала.
  1. Принцип систематичности и последовательности:
  • постепенная подача материала от простого к сложному;
  • частое повторение пройденного материала.
  1. Принцип дифференциации:
  • создание предметно-развивающей среды для усвоения материала.
  1. Принцип интеграции:
  • позволяет использовать данную Программу как часть комплексной программы в дошкольном образовательном учреждении;
  1. Принцип вариативности:
  • дает возможность творчески использовать материал, подбирая методические приемы;
  1. Принцип реалистичности:
  • связь с жизнью.

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Посещение мини-музея «Русская изба»;
  • Выставки совместных работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.
  • Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня.
  • Продолжительность занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Для определения эффективности работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуре были выбраны следующие показатели:

  1. Быт и предметы обихода;
  2. Традиции и обычаи русской народной культуры;
  3. Устное народное творчество;
  4. Русское народные, календарные праздники;
  5. Русские народные промыслы.

Ожидаемые результаты:

  1. Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;
  2. Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам;
  3. Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;
  4. Обогащение знаниями об основных православных праздниках, о духовном мире;
  5. Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
  6. Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.

Работа с родителями:

Консультация для родителей:

  1. «Приобщение детей к народным традициям»;
  2. «Устное народное творчество в жизни детей дошкольного возраста».
  3. «Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью.»
  4. «Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;
  5. «Народная музыкотерапия»;
  6. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре».

«Приобщение детей к истокам русской культуры»

Мастер класс для родителей и детей:

Изготовление тряпичной куклы «Отдарок на подарок»;

Знакомство с техникой плетения. «Эх лапти мои»

Участие в фольклорных праздниках.

Совместная работа родителей и детей:

«Создание родословного древа»;

«Лоскутное одеяльце для Матрешки».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО

ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4 -5 лет)

Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)

Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)

Список используемой литературы:

  1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  2. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002
  3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
  4. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997
  5. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
  6. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
  7. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000
  8. Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
  9. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
  10. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975
  11. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999
  12. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
  13. Интернет ресурсы.

Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Добрая старина» (для детей 3 – 7 лет)

  • ← Технологическая карта урока физической культуры в 4 класса. Петрова Ольга Алексеевна
  • Логопедический тренинг “Запомни, повтори, покажи” Белоусова Марина Николаевна →

Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru