Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.
Программа, представленная в издании, определяет новые ориентиры в нравственнопатриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие содержит тематический годовой план работы в данном направлении, освещает приемы и способы деятельности педагогов, обеспечивающие эффективную реализацию программы в условиях ДОУ. Книга является частью учебно-методического комплекта, который включает в себя помимо публикуемых материалов рабочие тетради для самостоятельной деятельности детей в условиях дошкольного учреждения и в семье. Содержание комплекта соответствует государственным образовательным стандартам по направлению развития у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре. Издание адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам Русской народной культуры
1. Целевой раздел__________________________________________________________ 3
1.1. Пояснительная записка___________________________________________________3-4
1.2. Планируемые результаты освоения Программы_______________________________4
2. Содержательный раздел ___________________________________________________4 2.1. Содержание образования по образовательным областям_______________________4-6
2.2. Формы работы по образовательным областям________________________________6-8
3. Организационный раздел__________________________________________________ 9
- Модель воспитательно- образовательного процесса__________________________9-22
- Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды___22-23
- Описание материально-технического обеспечения программы________________23-30
Аннотация к ОП «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.
Проект «приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Пояснительная записка
Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до 7 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности.
Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Цели и задачи реализации Программы
- расширить представление о жанрах устного народного творчества;
- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:
- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- содействие атмосфере национального быта;
- широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок, частушек;
- учить рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры;
- знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Проявляет интерес к устному народному
Знает основные литературные понятия по
творчеству (песенки, сказки, потешки,
скороговорки), с помощью взрослых
рассказывает, договаривает их.
Проявляет желание участвовать в
быт и традиции русского народа;
театрализованных и подвижных играх, с
песни, частушки, потешки, загадки,
интересом следит за действиями героев
пословицы, поговорки, заклички.
Умеет рассказывать русские народные
сказки, потешки и обыгрывать их;
Использует в игре предметы быта русского
Создаёт творческие работы по
- Содержательный раздел
- Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.
- Формы работы по образовательным областям
Источник: nsportal.ru
Аннотация к программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Данная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно- прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Публикация «Аннотация к программе „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
Программа реализуется для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.
Данная программа способствует развитию у детей естественно-научных компетенций.
Цель программы :
Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи программы :
• формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
• воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.
• расширение кругозора дошкольников;
• развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.
• ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
• создание у детей определенного запаса русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
• ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам.
Источник: www.maam.ru
Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Добрая старина» (для детей 3 – 7 лет)
детский сад комбинированного вида № 23 «Снежок» .
Рабочая программа
по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры
«Добрая старина»
Воликова Алена Владимировна
воспитатель высшей категории
Горбовицкая Жанна Александровна
воспитатель высшей категории
г. Воскресенск Московской области
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Добрая старина – это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет. Занятия проводятся со всей группой во второй половине дня 1 раз в неделю (во вторник в 15.30). Продолжительность занятия 15-30 минут (в зависимости от возраста детей). Для проведения занятий используется групповое помещение, музыкальный зал, мини –музей «Русская изба».
Срок реализации: 4 года.
В основу данной программы «Добрая старина» заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Кроме этого ее существенно дополняют интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная программа эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию дошкольников и направленна на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества.
Рабочая программа «Добрая старина» предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством и направлена на воспитание интереса к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыке, народным играм и промыслам.
Программа «Добрая старина» построена на концепции познавательного развития, эстетического воспитания и развития художественно -творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Актуальность.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Для новой образовательной ситуации характерно усиление этнизации содержания образования, связанной с проблемой приобщения подрастающего поколения к русской народной культуре, которая продолжает оставаться одной из самых насущных в педагогической науке современного российского общества. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей его действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Новизна Программы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: нетрадиционные техники рисования, а также лепка и аппликация народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства.
Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождения орнамента и символики, традиции и быта русского народа.
Программа знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, реалистичности, наглядности.
Цель программы:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами.
- Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа;
- Знакомить с различными образцами устного народного творчества, взятыми из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для детей; прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
- Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных;
- Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа;
- Развивать и обогащать словарный запас;
- Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа.
При создании Программы были учтены следующие принципы :
- Принцип доступности:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала.
- Принцип систематичности и последовательности:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение пройденного материала.
- Принцип дифференциации:
- создание предметно-развивающей среды для усвоения материала.
- Принцип интеграции:
- позволяет использовать данную Программу как часть комплексной программы в дошкольном образовательном учреждении;
- Принцип вариативности:
- дает возможность творчески использовать материал, подбирая методические приемы;
- Принцип реалистичности:
- связь с жизнью.
Формы работы с детьми:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Посещение мини-музея «Русская изба»;
- Выставки совместных работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
- Занятие проводится один раз в неделю, во второй половине дня.
- Продолжительность занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.
Для определения эффективности работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуре были выбраны следующие показатели:
- Быт и предметы обихода;
- Традиции и обычаи русской народной культуры;
- Устное народное творчество;
- Русское народные, календарные праздники;
- Русские народные промыслы.
Ожидаемые результаты:
- Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;
- Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам;
- Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;
- Обогащение знаниями об основных православных праздниках, о духовном мире;
- Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
- Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру.
Работа с родителями:
Консультация для родителей:
- «Приобщение детей к народным традициям»;
- «Устное народное творчество в жизни детей дошкольного возраста».
- «Развитие творческих способностей детей через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью.»
- «Знакомство дошкольников с русскими народными промыслами»;
- «Народная музыкотерапия»;
- «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре».
«Приобщение детей к истокам русской культуры»
Мастер класс для родителей и детей:
Изготовление тряпичной куклы «Отдарок на подарок»;
Знакомство с техникой плетения. «Эх лапти мои»
Участие в фольклорных праздниках.
Совместная работа родителей и детей:
«Создание родословного древа»;
«Лоскутное одеяльце для Матрешки».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО
ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Средний дошкольный возраст (4 -5 лет)
Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Список используемой литературы:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
- Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. Москва. Изобразительное искусство, 1997
- Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
- Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000
- Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988.
- Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996.
- Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975
- Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999
- Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
- Интернет ресурсы.
Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Добрая старина» (для детей 3 – 7 лет)
- ← Технологическая карта урока физической культуры в 4 класса. Петрова Ольга Алексеевна
- Логопедический тренинг “Запомни, повтори, покажи” Белоусова Марина Николаевна →
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai