Воспитанники средней группы (4 — 5 лет), педагоги, родители, социокультурные партнеры.
Срок реализации
Сентябрь 2019г. – май 2020 г.
Нормативно-правовые основы разработки программы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
«Конвенции о правах ребёнка» (Статья № 31 «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни») –
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (вместе с «СанПиН 2.1.3.2630 -10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. ») (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2010 N 18094).
Основная образовательная программа МБДОУ детский сад №36 г.о. Кинешма.
Актуальность
Началом развития человека как личности является дошкольный возраст. Именно тогда, через игру, кажущуюся нам взрослым детской непосредственностью, закладываются основные навыки и умения дальнейшего развития в социуме.
Как решать БИЗНЕС-КЕЙСЫ за 5 шагов
Игра — это необходимая деятельность ребенка-дошкольника, одновременно обучающая и воспитывающая.
Сюжетно-ролевая игра — это воспроизведение окружающего мира и взаимоотношений взрослых через восприятие ребенка. В дошкольном возрасте в игровой деятельности ребёнок получает знания и навыки общения, развивает познавательные процессы, личностные качества. Благодаря сюжетно-ролевой игре у дошкольника формируются возрастные новообразования.
Если заменить игру другими видами деятельности, это препятствует развитию воображения у дошкольника, задерживает развитие общения со сверстниками и взрослыми, обедняет личность и обедняет эмоциональный мир ребёнка.
Наблюдая за играми современных детей, мы навряд ли увидим подобие тех игр, какие изучал Д.Б. Эльконин. Современные дошкольники выбирают и называют роли крайне редко. Лишь по тому, как дети обращаются друг к другу, можно понять, кого они изображают. Если ролевые игры и возникают, то они однообразны, шаблонны, с ограниченным сюжетом.
В них практически отсутствуют роли представителей разнообразных профессий.
Все чаще и чаще мы сталкиваемся с призывами о сохранении детской игры, на ее защиту поднимаются общественные движения. Международная ассоциация игры (IPA – International Play Association) стала инициатором Общего Комментария к статье 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру, о чем 1 февраля 2013 г. объявила Организация Объединенных Наций. Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребёнка на игру [4 ] . В нашей стране Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) четко определил ориентиры в отношении игры ребенка-дошкольника: одним из условий социальной ситуации развития детей является поддержка детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе и в игровой [5,с.15-16]. Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также повышение эффективности образовательного процесса [5,с.25-27].
Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольников | Воспитатели России
Таким образом, тема программы представляется весьма актуальной.
Цель программы
Повышение уровня развития сюжетно-ролевой игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы.
Задачи программы
Развивать интерес к сюжетно-ролевой деятельности у детей через создание полифункциональной предметно-пространственной среды.
Расширять сюжетно-ролевую деятельность детей согласно их возрастным и индивидуальным особенностям и современным тенденциям.
Формировать умение переносить в игру личный опыт и семейные традиции.
Формировать игровые умения, содействовать объединению детей в игре.
Развивать у детей умение создавать игровую среду, используя для этого разные материалы, в том числе предметы-заместители.
Повысить уровень компетенции родителей и педагогов в вопросах развития сюжетно-игровой деятельности в процессе использования полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды и современных тенденций.
Характеристика деятельности участников в рамках программы (кратко)
Дети: применяют полученные знания и умения в играх.
Воспитатели ДОУ: продолжают осваивать метод организации насыщенной игровой деятельности детей, создавать полифункциональную предметно-пространственную среду для игровой деятельности.
Родители: помощь в реализации программы и активное участие в жизни группы.
Лэпбуки, события, презентации, терренкур, посткроссинг.
Методы и приемы
Наглядные, словесные, практические, иформационно-просветительские, познавательно-исследовательские действия.
Интеграции; учета детских игровых интересов, детской субкультуры; доступности; личностной ориентации; комплексно-тематический; систематичности; индивидуального подхода к детям; игровой подачи материала; педагогической поддержки
Материально-техническое обеспечение
— светлое просторное помещение группы, большое пространство игровой площадки для прогулки;
— создание полифункциональной предметно-игровой среды, соответствующая возрастным особенностям детей, отвечающая требованиям ФГОС ДО и СанПин, способствующая развитию игровой деятельности;
— наличие атрибутов для игр, игрушек, материалов других игровых зон, магнитофона, мультимедийного оборудования, наглядный, иллюстративный материал.
Планируемые результаты
Освоение навыка заранее планировать будущую тему, определять персонажей (роли) и их количества, сюжет и правила игры.
Сформировано умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы.
Обогащение и развитие ролевых диалогов с педагогами и сверстниками в процессе сюжетно-ролевой игры.
Самостоятельное создание игровой обстановки , использование по собственной инициативе в играх маркеров игрового пространства и предметов — заместителей: крупный и мелкий строительный материал, предметы мебели, ряженья, масок, музыкальных игрушек (бубен, металлофон, дудочки-свистульки). Участие в создании полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды (атрибутов для сюжетно-ролевых игр)
Развитие доброжелательных отношений в игре со сверстниками, проявление интереса и инициативы в планировании и организации согласованных действий в игровом процессе.
Планирование деятельности по реализации Программы
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Рабочая учебная программа. Раздел «Игровая деятельность»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14″.
Принято решением Утверждаю
Педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 14″ Зав. МБДОУ «Детский сад № 14»
«….»…. ….201…. г. Миронова Т. В..
Протокол №. «…»….201…. года.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
(раздел — «игровая деятельность»)
(подготовительная группа).
Ст. воспитатель МБДОУ «Детский сад № 14″ –
Рочева Светлана Васильевна.
Публикация «Рабочая учебная программа, Раздел „Игровая деятельность“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Воспитатель МБДОУ — Тиунова Марина Владимировна.
Рабочая программа представлена в полном объеме и разработана, в соответствии с требованиями к составлению программ, и требованиями ФГОС.
I. Пояснительная записка.
МБДОУ «Детский сад № 14″ — сад III категории.
Данная группа (подготовительная группа) проводит свои занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», по разделу «игровая деятельность» на группе, в соответствии с графиком проведения непосредственно образовательной деятельности по МБДОУ.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребё нка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. (Д. В. Менджерицкая)
Многочисленные исследования (Р. И. Жуковской, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогиной, Р. А. Иванковой, Е. А. Щербаковой и др.)свидетельствуют о том, что при тактичном, целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение)упрочнение его интересов, развитию речи, а также нравственному развитию ребёнка (правила взаимоотношения с окружающими, усвоение норм поведения).
Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Игра — подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребёнка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества.
В результате реализации данной рабочей программы у детей должны присутствовать ЗУНы, соответствующие данному возрасту, для последующего расширения этих знаний, как в ДОУ, так и в школе (см. требования к уровню подготовки воспитанников).
МБДОУ «Детский сад № 14″ строит свою работу на основе базовой программы «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Солнцева О. В. и др.)
Работа подготовительной группы по данному разделу осуществляется на основе методик, рекомендуемых программой «Детство» :
1. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А., Солнцева О. В. и др. – СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014. – 352 с.
2. Мониторинг качества образования в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб; «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 592с. +цв. вклейка (пакет методик для мониторинга).
3. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (раздел — «игровая деятельность»). Как работать по программе «Детство — ПРЕСС», 2012.-176 с. 4. Зворыгина Е. В. первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя детского сада-М., Просвещение, 1988-96 с., ил 5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., РАО, 1997.
Количество образовательной деятельности 37 игровых ситуаций по данному разделу, в данной группе за весь учебный год составляет : 29 игровых ситуаций :4 игровые ситуации по данному разделу (в месяц) и 8 игровых ситуаций отводятся на мониторинг качества образования по данному направлению (4 игровые ситуации в сентябре и 4 в апреле).
Образовательная деятельность по данному разделу планируется в календарно-тематическом плане и реализуется в режиме дня данной группы.
Длительность образовательной деятельности в данной возрастной группе (дети от 6 до 7лет) составляет – 15 минут, и проводится интегративно с другими видами детской деятельности.
Локальный компонент в МБДОУ и в данной возрастной группе отсутствует.
Национально-региональный компонент планируется в программе и составляет 30 % от общего количества образовательной деятельности по данному разделу.
Мониторинг качества образования детей по данному разделу проводится 2 раза за учебный год :
— начало учебного года (сентябрь)
— конец учебного года (апрель).
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям и разделам :
— образовательная область «Познавательное развитие», раздел «Ребенок открывает мир природы», где идет ознакомление детей с животным, растительным и окружающим миром.
— образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Художественная литература», где используются произведения детской художественной литературы познавательного характера, стихи;
— образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка», где дети обогащают и передают свои впечатления через музыкальные образы, посредством песенной и танцевальной деятельности.
— образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Изобразительное искусство», где дети упражняются в передаче своих впечатлений полученных от тематических занятий, через рисование.
— образовательная область «Речевое развитие», раздел «Развитие речи», где идет обогащение, уточнение и активизация словаря дошкольников по данной тематике.
II. Содержание учебной дисциплины.
Задачи развития игровой деятельности
1. Поддерживать проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной, включающей игру.
2. Формировать умение не только следовать готовым игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх, но и самостоятельно создавать новые правила.
3. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Развитие интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх разнообразных событий, связанных с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской, впечатлений, полученных от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. Участие в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети
создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх; стремление к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Самостоятельное использование совместного со сверстниками сюжетосложения, переход от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события) к сложению новых творческих сюжетов. Участие в подготовительном этапе сюжетно-ролевой игры: самостоятельное придумывание новых сюжетных линий, комбинирование и согласование вариантов развития сюжета
со сверстниками. Активное использование приема словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль — он плывет к замку волшебника») приемом условного проигрывания части сюжета — «как будто». Проявление инициативы и активности в использовании продуктивной деятельности детей для создания необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и пр., участие в создании коллекций предметов для разных игр
(коллекция новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»).Участие в согласовании общего игрового замысла с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию, установление договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры. Самостоятельное стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости
от роли, характера и настроения игрового персонажа.
Проявление интереса к отображению в режиссерских играх содержания знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов, творческому объединению в сюжете событий из разных книг, мультфильмов, самостоятельно придуманных событий. Участие в индивидуальных и совместных режиссерских играх, управление 1—2-мя игрушками, согласование действий с действиями сверстников, изменение интонации голоса в зависимости от создаваемого образа, передвижение игрушки по игровому полю, имитируя движение персонажа, использование звукоподражаний,
комментирование событий, происходящих в сюжете режиссерской игры, оценка поступков игровых персонажей. Проявление стремления к согласованию сюжета со сверстниками, ведению диалогов от имени игровых персонажей, импровизации по ходу
развития сюжета. Самостоятельное создание обстановки для режиссерской игры: подбор необходимых игрушек и предметов-заместителей, оформление игрового поля (лес, волшебная поляна, дом и пр., использование готового полифункционального игрового материала, проявление инициативы в создании нового полифункционального игрового материала при помощи продуктивной деятельности.
Проявление интереса детей к совместному со сверстниками фантазированию, инициативы в предложении темы игры, сюжетных линий, развертывания сюжета в воображаемом речевом плане, а также дополнения замыслов друг друга («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось.», «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть.»). Самостоятельное использование разнообразных средств придумывания сюжета: карты сказочной страны, своих рисунков, картинок с изображением героев. Сочинение
новых игровых сюжетов, используя прием частичного преобразования готового сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа,согласовывание придуманных событий с замыслами партнеров-сверстников. Совместное с воспитателем участие в играх-фантазированиях разнообразного содержания (краеведческого, природоведческого и пр., создание вместе с детьми продуктов-сюжетов, зафиксированных разными способами (рисунки, пиктограммы, карты сказочной страны и пр.).
Игра-экспериментирование с разными материалами
Содержание данных игр аналогично содержанию в старшей группе. При их организации дети проявляют большую самостоятельность, педагог поддерживает инициативу детей в выборе игр, материалов, уборке пространства группы по окончании игры.
III. Тематический план (см. далее).
IV. Итоги освоения содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по разделу «игровая деятельность».
Результаты развития игровой деятельности
Достижения ребенка (Что нас радует)
•Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.
•Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
•В сюжетных и театрализованных играх активность детей проявляется по- разному. Детям-сочинителям наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового замысла. Дети-исполнители, артисты проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные
средства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь. Для детей-режиссеров характерна высокая активность, как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий. Детям-практикам интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.
•Ребенок проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и
•Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных, стереотипных действиях с игрушками; ролевой репертуар беден.
•В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется соответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляет общую игру до ее завершения.
•Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понятным партнеру, раздражается, выражает недовольство, если сверстник задает вопросы.
•Не проявляет настойчивости в решении игровой задачи, если это требует интеллектуальных усилий (развивающие игры, головоломки и пр., отказывается от игры, сразу обращается за подсказкой и помощью или переводит игру в простое манипулирование с игровым материалом.
V. Способы проверки знаний, умений и навыков.
(см. методику мониторинга качества образования по разделу и таблицы мониторинга, в приложении)
Публикации по теме:
Рабочая коррекционно-развивающая программа «Развиваемся играя» для детей ЗПР 4–7 лет (содержательный раздел) Содержательный раздел 1 раздел1. Тема «Солнечный зайчик» Задачи: Активизация базовых предпосылок психического развития ребенка с помощью.
Рабочая программа вторая младшая группа — целевой раздел 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы разработана в соответствии с общеобразовательной.
Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича 2 раздел II Содержательный раздел Программы Принципиальная структура возрастно – ориентированной модели поддержки детской инициативы и формирования.
Рабочая программа дополнительного образования интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В. Воскобовича 3 раздел III Организационный раздел 3.1. Расписание занятий 3.2.1. Список детей 3.2.3. Перспективное планирование Занятия кружка включает различные.
Рабочая программа инструктора по физической культуре 2. Содержательный раздел 2. Содержательный раздел 2.1 Связь образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями 2.2 Учебный план реализации.
Рабочая программа инструктора по физической культуре продолжение 2. Содержательный раздел 2. Содержательный раздел 2.5 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы 2.6 Парциальная программа.
Рабочая программа инструктора по физической культуре продолжение 2. Содержательный раздел 3. Организационный раздел II ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (ВАРИАТИВНАЯ) 3. Организационный раздел 3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.2 Комплекс.
Рабочая учебная программа дополнительного образования «Дошкольник и мире ИКТ» .
Рабочая учебная программа по обучению грамоте «Абвгдйка» Актуальность. В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью.
Источник: www.maam.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию игровой деятельности детей раннего возраста (2-3 года)
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осу-ществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая дея-тельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
Оценить 2155 0
Содержимое разработки
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осу ществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая дея тельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно- ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые- это игры на бытовые темы, с производствен ной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, те атрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессю жетные, с элементами спорта).
Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятель ной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и ак тивной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.
Сюжетно-ролевая игра
Дети первой младшей группы проявляют интерес к различным предметам, манипулируют ими, стремясь познать их назначение, но только взрослый может открыть способы действия с предметами и тем самым ввести ребенка в предметный мир, направляя его действия, стимулируя возникший интерес.
В результате совместной с воспитателем деятельности малыш по степенно учится действовать с предметами самостоятельно. Необходимо расширять круг предметов, находящихся в обиходе малыша, стимулируя его познавательную активность; для этого следует создавать простейшие игровые ситуации, по казывая все новые и новые способы использования предмета
Предметная отобразительная деятельность становится своего рода предпосылкой игровой деятельности, которая в качестве предметной игры получает свое развитие, когда дети усваивают разнообразные действия с предметами. Чем больше опыт, тем совершеннее предметные действия.
Со временем в игре возникает потребность замещения недостающе го предмета. Исследователи подчеркива ют, что формирование игровых замещений происходит в совместной игре со взрослым, когда путем совместно-индивидуальных действий ребенок изобретает новые способы игровых замещений.
Осуществляя постепенную передачу общественно выработанных способов употребления предметов в совместной деятельности, вовле кая детей в простые игровые ситуации, а значит, побуждая к сопережи ванию и активности, воспитатель способствует развитию игровых предметных действий.
Целенаправленное педагогическое руководство игрой в первой младшей группе позволяет расширить предметно-игровую деятельность детей.
Содержание игры в этом возрасте еще не побуждает детей к устой чивому взаимодействию (например, на прогулке), поэтому общение со сверстниками носит кратковременный характер, так как главным партнером по игре для малыша является взрослый.
Роль взрослого состоит в том, чтобы направить внимание малыша на положительное взаимодействие с другими детьми.
Педагог должен постоянно развивать у ребенка потребность в общении с другим человеком, данную ему от рождения; формировать умение жить и действовать в коллективе, испытывая при этом радость от общения.
В самом начале сюжетной игры ребенок еще не называет себя именем героя, он действует с игрушкой как бы от своего имени, режисси руя дальнейший ход событий. При этом малыш комментирует игро вые действия, выделяя их как свои собственные: «Коля варит суп». Вместе с тем ролевое поведение ребенка начинает проявляться через своеобразный диалог с куклой. Воспитатель действует за одну игрушку, ребенок за другую. При помощи наводящих вопросов осуществляется ролевой диалог.
В следующий раз педагог дает малышу эти же игрушки и побуждает его к диалогу между ними в режиссерской игре. Ребенок пытается дей ствовать так, как ему показывал воспитатель; в данном случае он осу ществляет разговор игрушек, внешне отображая ролевой диалог
Таким образом, начиная игровую деятельность с одноактных мани пуляций с предметами, далее объединяя несколько таких действий в одной игре, затем — применяя игровые заместители предметов, ребе нок наконец более или менее осознанно воспроизводит последовательные цепочки сюжетных действий. Игра из ознакомительной переходит в отобразительную, затем в сюжетно-отобразительную.
Игра развивается от конкретного предметного действия к обобщен но-игровому, а далее — к ролевому действию.
По мнению Н. Н. Палагиной, необходимо учить детей замечать, за поминать и проигрывать жизненные ситуации, эпизоды из книг, мультфильмов, чтобы они смогли вживаться в тот или иной образ. Развитие сюжетно-ролевой игры способствует совершенствованию драматизации
Театрализованная игра
Малыши учатся воплощать роль в ходе театрализованных игр, ос нованных на произведениях малых фольклорных форм (песенок, по тешек, прибауток). Театрализованная игра, драматизация являются одним из действенных средств, способствующих эмоциональному раскрепощению детей.
Вместе с тем уже в 2-3 года малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитате лем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных об разах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечат лений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей.
Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализован ной деятельности детей.
Разминки, упражнения пробуждают двигательную активность де тей. Они направлены на развитие речевого и двигательного аппара та. Вместе с тем техническая сторона не должна заслонять художест венную; воспитатель должен помнить об обязательной постановке художественных задач на каждом разминочном («тренировочном») эта пе игры. Интонационные разминки позволяют детям пробовать худо жественные возможности голоса. При разучивании разминок воспи татель должен акцентировать внимание на ритмической основе строения текста: упругость или сглаженность ритма придают каждой игре осо бый характер.
Игры с движением, импровизации, игры-драматизации и инсценировки проходят под пение взрослого; они могут иметь музыкаль ное сопровождение или обходиться без него, но обязательно несут в себе определенное настроение, заданное мелодико-интонационными особенностями стихотворного текста, музыки.
В театрализованных играх используются разные виды театра: на стольный, на ширме, на фланелеграфе. Героями являются игрушки, куклы бибабо, картинки, выразительные возможности которых пе дагог должен использовать для достижения наибольшего эффекта воздействия театра на чувства и эмоции детей. Исследователи сове туют начинать знакомство детей с миром театра именно с куколь ного театра, как наиболее близкого ребенку. Для того чтобы дети активно играли самостоятельно, нужно да вать образцы для накопления художественных впечатлений (читать, показывать спектакли и игры с игрушкой, обыгрывать сценки с эле ментами введения ребят в сюжет). Это начальный этап в си стематической работе педагогического театра, который в первой млад шей группе представлен «театром одного актера», то есть воспитате ля.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому некоторые игры отражают круг повседневных интересов детей 2—3 лет: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и др. Сценки с игрушками позволяют расширить рамки игры на бытовые темы.
Одним из главных условий ус пешного общения воспитателя с детьми в театрализованной игре является создание атмосферы радости и творчества.
Дидактическая игра
матрешку); уст ройство таких предметов направляет мысль детей на достижение необходимого результата. Играя с сюжетными дидактическими игруш ками (например, с матрешками), дети наделяют их человеческими ка чествами, заботятся о них, укладывают спать. Таким образом, пред мет (игрушка) может выполнять широкую дидактическую функцию.
Специально организованные воспитателем дидактические игры хо рошо вписываются в режим занятий. Сценарии дидактических игр, которые можно использовать на занятиях по разным областям знаний и в различных видах деятель ности детей. Каждая область и каждая деятельность имеет свою специфику, ряд особенностей, учитывая которые педагог сможет наиболее полно раскрыть способности детей, открыть им способы действий с предметами, дать представление о различных явлениях.
Физическое воспитание, как одна из сторон личностного развития, связано с здоровьем, физическим и душевным состоянием ре бенка, поэтому на физкультурных занятиях и досугах дидактическая игра позволяет достигнуть эмоционального удовлетворения в различных видах двигательной деятельности, воспитывает потребность в фи зической активности.
Умственное воспитание позволяет педагогу открыть ребенку путь к познанию действительности. Дидактическая игра не только закреп ляет знания, полученные детьми, но и развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.
Нравственное воспитание связано с освоением ребенком норм поведения, оно способствует приобщению к моральным ценностям об щества. В дидактической игре формируются представления о взаимо отношениях людей, появляется первый опыт взаимодействия, который ориентирует ребенка на взрослого, сверстника.
Трудовое воспитание призвано удовлетворить потребность ребен ка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Ди дактическая игра позволяет вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка всегда привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом, ведь он через игру стремится стать независи мым от взрослого.
В программе определены задачи развития всех видов игр с учетом возраста детей:
Сюжетно-ролевая игра
— Удовлетворять потребность детей и разнообразном общении со взрослым. Вводить детей и предметный мир, раскрывая способы употреблен ия предметом и их назначение.
— Учить выполнять несколько действий с одним предметом и перено сить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с по мощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжет ной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
— Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать началь ные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
К концу года дети могут:
Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым; общаться с ним в диалоге.
Подражать действиям взрослого с предметами.
Самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуще ствлять перенос действий с объекта на объект.
Использовать в игре замещение недостающего предмета.
Проявлять интерес к игрушкам, к играющим рядом сверстникам.
Театрализованная игра
— Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), рас ширением контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревен ский двор).
— Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).
— Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
— Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
К концу года дети могут:
Следить за действиями героев кукольного театра.
Эмоционально отзываться на действия взрослого с персонажем-иг рушкой.
Имитировать повадки животных (мишек, зайцев) и птиц.
Активнодействовать с предметами (игрушками, музыкальными ин струментами, атрибутами) в обозначенной взрослым предметно-игро вой ситуации («Сыграем пляску для мишки»; «Дует ветер»; «Приеха ли в осенний лес»).
Создавать элементы предметно-пространственной среды по предложению и с помощью взрослого («Построим домик для сказочного героя»; «Повяжем мишке в праздник нарядный шарфик»; «Сделаем площадку для игры»).
Дидактическая игра
— В играх с дидактическим материалом обогащать чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометричес кой мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных куби ков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).
— Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый — холодный», «Легкий — тяжелый» и т. п.); мел кой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).
К концу года дети могут:
Проявлять интерес к игре.
Осваивать действия с предметом.
Принимать игровую задачу.
Эмоционально-положительно относиться к взаимодействию
со сверстниками в коллективной игре.
Программа будет реализовываться в группе детей третьего года жизни.Предложенные игры можно проводить в лю бое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной совмес тной деятельности педагога с детьми.
Информационно-методическое обеспечение
Гаспарова, Е. М. Отображение социальных отношений в игре [Текст] / Е. М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1984. — № 8. — С. 35 – 38
Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А., Куликовой Т.А. – М.: Академия, 2009. – 416 с.
Зварыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей [Текст] / Е. В. Зварыгина. – М.: Просвещение, 1988. – 189 с.
Михайленко, Н. Я. Короткова, Н. А. Как играть с ребенком [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М.: Просвещение, 1990. – 146 с.
Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т. А. – М., 1980. – с. 5 – 40.
Руководство игр детей в дошкольном учреждении [Текст] / Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 164 с.
Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 248 с.
Ушинский, К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т. 2 – С. 483
« Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика — Синтез. 2005
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2005
- Учебно-методический проект «Театр вежливости»
- Проект по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни «Здоровые зубы – всякому любы»
- Сказка ложь, да в ней намек. или, развитие личности ребенка через сказку
- Использование малых фольклорных форм в период адаптации
- Работа с одаренными детьми в начальных классах
Источник: www.prodlenka.org