Задачи программы по музыке

Л.В. Школяр, В.О. Усачёва

  1. Пояснительная записка
  2. Особенности содержания программы и тематическое планирование
  3. Примерное тематическое планирование

I. Пояснительная записка

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Тест по МУЗЫКЕ

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства. Поэтому программа и программно-методическое сопровождение предмета (учебник, блокнот для музыкальных записей, нотная хрестоматия и аудиозаписи) отвечают требованиям, заложенным в Стандарте начального общего образования:

  • общим целям образования – ориентации на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
  • задачам образования – развитию способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Предметные требования включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

КАК ПОНЯТЬ, ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ТАЛАНТ К МУЗЫКЕ?

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

2. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они

  • музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;
  • учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия.

Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли.

Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

3. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике.

В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В.

Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни.

Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

4. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

5. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Читайте также:
Программа которая выводит простые числа питон

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • создаётся эмоционально-образная атмосфера, которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике;
  • используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

1. Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.

К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

2. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

  • Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
  • Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
  • Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
  • Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).

Музыка – искусство идеальное пространственно-временное, поэтому разработан приём использования пространства клавиатуры не для изучения схемы расположения нот, октав, гамм, аккордов. Живописные партитуры, сочетающие нотную графику и рисунок самой клавиатуры, рассчитаны на то, что ребёнок, без конкретного знания нот, визуально будет «переносить» звуки с партитуры на реальную клавиатуру. Следовательно, клавиатура в учебниках – это полотно, на котором конкретизируется идеальный пластический и пространственный музыкальный образ на основе собственных ощущений ребёнком пространства, времени, объёма, движения, а также и цветовых ассоциаций звучания.

Предусмотрено, что в 3-м и 4-м классе школьники, осваивая музыкальную речь, выполняют свои индивидуальные проекты, связанные с восприятием природных и жизненных явлений: «утро жизни», «восход», «ночь», «характер человека» и прочее.

Таким образом, пограмма и дидактический материал учебников по музыке строятся на следующих принципах: обучение музыке как живому образному искусству; обобщающий характер знаний; тематическое построение содержания образования, вытекающее из природы искусства и его закономерностей.

В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Учебник 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки).

Учебник 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта.

Учебник 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.).

Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.

Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).

В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача – постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное – приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.

Читайте также:
Как установить программу на 10 винде

II. Особенности содержания программы и тематическое планирование

В этом варианте программы органично соединены программы 1–3-го классов трёхлетней начальной школы и программа для 1-го класса четырёхлетней начальной школы. Обе разработаны под руководством Д.Б. Кабалевского.

Структурное отличие программы для 1-го класса связано с особенностью этого возрастного периода, который одновременно является и пропедевтическим этапом, и начальным этапом систематического формирования музыкальной культуры детей в общеобразовательной школе.

Главная и единственная тема 1-го класса и первого года обучения музыке в школе – «Как можно услышать музыку». Она рассматривается в каждой четверти под различным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки, и поэтому она представлена боле подробно – 8-ю тематическими блоками, а не почетвертными темами.

Программа и педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского – уникальное наследие отечественной педагогики, которое непременно должно быть в арсенале современного учителя музыки.

Источник: school2100.com

Цель и задачи Новой Программы по музыке.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей: 1. Формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки как неотъемлемой части духовной культуры.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.

3. Развитие восприятие музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

4. Обогащение знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

5. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация, драматизации исполняемых произведений).

Похожие материалы

Источник: pedportal.net

Проект рабочей программы по музыке для детей дошкольного возраста

Публикация «Проект рабочей программы по музыке для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

  • Музыка. Проекты, планы, недели
  • Проекты. Проектная деятельность
  • Работа музыкального руководителя
  • Темочки

Первой квалификационной категории

город Арзамас 2017 год

1. Раздел. Содержание психолого-педагогической образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»

Реализация образовательной области «Музыка»

Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности

2. Раздел. 1 младшая группа (Ранний возраст)

2.1. Характеристика возрастных возможностей детей 3 лет.

2.2. Музыкальное развитие.

2.3. Репертуар (1,5 – 3л.)

2.4. Календарно – тематическое планирование (приложение 1)

2.5. Показатели развития

2.6. Рекомендации родителям к использованию программы в условиях семьи.

3. Раздел. 2 младшая группа 3.1. Характеристика возрастных возможностей детей 3 – 4 лет (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).

3.2. Музыкальное развитие детей 3-4 лет (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)

3.3. Репертуар 3-4 лет (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).

3.4. Календарно-тематическое планирование младшая группа (приложение 2)

3.5. Показатели развития (слушанание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах….

3.6 Ориентиры развития….

4. Раздел. Средняя группа 4.1. Характеристика возрастных возможностей детей 4-5 лет.

4.2. Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет музыкальной деятельности.

4.3. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет.

4.4. Календарно-тематическое планирование средняя группа (приложение 3)

4.5. Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу учебного года дети могут

5. Раздел. Старшая группа 40 5.1. Характеристика возрастных возможностей 5-6 лет. 40

5.2. Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет музыкальной деятельности. 41

5.3. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет 42

5.4. Календарно-тематическое планирование старшая группа (приложение 4) 46

5.5. Требования к уровню подготовки воспитанников К концу учебного года дети могут 46

6. Раздел. Подготовительная группа 47 6.1. Характеристика возрастных возможностей детей 6-7 лет. 47

6.2. Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет музыкальной деятельности 48

6.3. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет 50

6.4. Календарно-перспективное планирование подготовительная группа (приложение 5) 53

6.5. Требования к уровню подготовки воспитанников 53 К концу учебного года дети могут

7. Раздел. Контроль реализации программы. 54

Диагностика музыкального развития детей 54

Перспективный план работы с педагогическим коллективом по музыкальному воспитанию детей 3

Перспективный лан работы с родителями дошкольников по музыкальному воспитанию детей 3

Приложение № 6 3

Приложение № 7 3

Примерные конспекты занятий 3

Дидактический материал 3

Дыхательная гимнастика. 3

Консультации для педагогов 3

Консультации для родителей 3

Музыка — самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребёнка.

Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Занятия музыкой расширяют кругозор детей, активизируют познавательные процессы, развивают образное мышление, творческое воображение.

Но без музыки невозможно и полноценное умственное развитие ребёнка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.

Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развитыэмоциональные и интеллектуальные реакции. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» – отмечал Д. Б. Кабалевский. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир человека.

То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.

А так хотелось бы, чтобы дети жили в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. Создать такие условия в детском саду, которые смогут обеспечить гармоничное развитие, обеспечить эмоциональный комфорт, формирование начал личности и развитие музыкальности каждого ребёнка – вот основное направление работы по данной программе.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №42 (далее МБДОУ №42).

Программа разработана в соответствии :

1. Законом РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании» (далее закон РФ — «Об образовании»);

2. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг. ;

3. Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ от 17 октября 2013 № 1155) дошкольного образования;

4. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями на 4 апреля 2014 года)

Читайте также:
Altlinux как удалить программу

5. Основной образовательной программой МБДОУ №42

Рабочая программа по музыкальному образованию дошкольников является модифицированной и составлена на основе:

Основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а так же

Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «КАМЕРТОН» (Костина Э. П)

Разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание и обучение) детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями.

— развитие общей музыкальности и эмоциональной отзывчивости на музыку;

— развитие музыкальной памяти и мышления;

— развитие музыкально-сенсорных способностей;

— развитие певческой деятельности;

— развитие движений под музыку;

— приобщение к элементарному музицированию;

— вовлечение в игровые действия под музыку;

— приобщение к различным видам музыкального творчества – песенного, танцевального, инструментального.

Отличительные особенности программы

1. В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования :

— принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;

— принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических);

— принцип культуросообразности, заключающийся в освоении красоты различных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного;

— принцип развивающего обучения;

2. Программа представлена в виде семи ступеней музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. На одной ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности : слушание музыки, детская исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах)

3. Ядром программы являются задачи овладения ребёнком всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребёнка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребёнка.

4. Главное – ребёнок должен сам желать овладеть музыкальной деятельностью, а педагогу необходимо помочь ему в этом. Поэтому сущностью задач является пробуждение творческой активности детей, стимулирование желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.

5. Особенностью программы является интеграция задач обучения, воспитания и развития детей одной ступени по всем видам музыкальной деятельности.

6. Доминирующее место в программе отведено восприятию музыки. Задачи восприятия представлены через призму развития основной музыкальной способности – музыкальной отзывчивости на музыку. Впервые задачи развития музыкального восприятия заняли своё место в структуре детских видов исполнительской деятельности.

7. Задачи седьмой ступени предусматривают усложнение любой задачи четвёртой ступени.

8. Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, авторской классической и современной музыки. Большое количество произведений рассчитано на реализацию права выбора для педагога.

Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе. В ней учтены и представлены все ее необходимые составляющие:

— она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью;

— заложена возможность развивающей коррекционной работы

с детьми; по каждому виду детской музыкальной деятельности,

на каждой ступени овладения программой приведены показатели

развития ребенка, позволяющие педагогу на ранних этапах освоения ребенком музыкальной деятельности определить его отставание

и оказать ему развивающую коррекционную помощь;

Модель педагогического процесса для реализации программы

Наиболее продуктивной в настоящее время является личностно ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребёнку, субъектные партнёрские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребёнка.

На протяжении всего занятия взрослые (музыкальный руководитель и воспитатель) поддерживают интерес детей к занятию.

Для реализации программы предусматривается ненасильственный подход к процессу подготовки и проведения праздников. Программа даёт возможность педагогу вносить некоторые изменения в педагогический процесс ДОУ.

Программа может успешно реализовываться лишь взрослыми, любящими детей и заинтересованными в их музыкальном образовании. Она должна быть ими осознана и принята на профессиональном уровне.

К программе прилагаются : технология образовательного процесса, учебно-тематический план музыкальных занятий и хрестоматии с нотными приложениями, диагностический инструментарий (диагностика оценки музыкального развития).

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждо­го ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных ви­дах деятельности.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Публикации по теме:

Дидактические игры по музыке для детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры для детей среднего возраста Ребенок участник активного познания мира. С раннего возраста проявляется его любознательность,.

Фрагмент рабочей программы «Город мастеров» Пояснительная записка Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона,.

Фрагмент рабочей программы воспитателя ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Конспект НОД с использованием интерактивной программы E-Beam на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с использованием интерактивной программы E-BeamТема: «Транспорт» Форма организации: подгрупповая.

Проект программы организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста «Игры нашего двора» Проект программы организации игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста «Игры нашего двора» г. Ярославль, МДОУ «Детский сад».

Программа активизации интереса детей дошкольного возраста к музыке и музыкальной культуре Путь в королевство музыки “Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать.

Сценарий концертной программы к Дню Победы «Благодарим, солдаты, вас» для детей старшего дошкольного возраста В зале сидят ветераны. Под песню «Победа, Победа», участники концерта (дети с воспитателями) заходят в зал маршируют по кругу, останавливаются.

Сценарий познавательно-игровой программы «Птицы-наши друзья!» для детей среднего дошкольного возраста Сценарий познавательно – игровой программы «Птицы – наши друзья!» для детей среднего дошкольного возраста. Цель: Закрепление и обобщение.

Сценарий познавательно-игровой программы «Птицы-наши друзья!» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий познавательно – игровой программы «Птицы – наши друзья!» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Закрепление.

Статья о музыкальном развитии детей дошкольного возраста «Музыке звучать с детства!» Ланягина А. В. Статья о музыкальном развитии детей дошкольного возраста «Музыке звучать с детства!» Авторы: Ланягина Анастасия Владимировна,.

Источник: www.maam.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru