Ключевые слова: начальное образование, учебно-методический комплект, курс «Литературное чтение», гуманитарный предмет.
Key words: primary education, educational and methodical set, course “Literary reading”, humanitarian subject.
В настоящее время существуют различные образовательные модели начального обучения. Особую значимость в условиях выбора того или иного учебно-методического комплекта приобретает знание учителем концептуальных основ современных образовательных программ обучения и методических особенностей построения учебных комплектов по отдельным предметам.
Рассмотрим некоторые образовательные модели начального обучения (УМК «Школа России», Образовательная система «Школа 2100», УМК «Перспективная начальная школа» и УМК В.А. Лазаревой развивающая система Л.В. Занкова) и постараемся выявить концептуальные основы и методические особенности курса литературного чтения.
Учебно-методический комплект «Школа России», реализующий программу «Литературное чтение» включает учебники «Родная речь»
5 ГЛУПЫХ ВОПРОСОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НА ДЕНЬГИ / Школьники отвечают на школьные вопросы по литературе
(М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климовой) нацелен на обучение детей чтению художественной литературы, осмысление образности словесного искусства, а также пробуждение у детей интереса к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Основная цель Образовательной системы «Школы 2100» (Р.Н. Бунеев, Е.В.
Бунеева «Литературное чтение») идентична цели УМК «Школа России». На первое место также выдвигается необходимость научить детей читать художественную литературу. Параллельно ведется подготовка к изучению художественной литературы в средней школе, закладываются основы формирования грамотного читателя. Целю УМК «Перспективная начальная школа» (Н.А.
Чуракова «Литературное чтение») является формирование у учащихся необходимого инструментария для того чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих собой разные типы повествования: прозу и поэзию. Следует отметить, что представленные вариативные образовательные модели нацелены на подготовку учащихся к изучению художественной литературы в старших классах.
Учебно-методический комплект «Литературное чтение» для четырехлетней начальной школы разработан В.А. Лазаревой (развивающая система Л.В. Занкова). Авторы программы считают главным нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения ее теории и практики. На первое место выдвигается развитие учащихся и потом уже в процессе развития идет формирования способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу.
Для достижения целей каждая программа предполагает решение определенных задач.
Например, курс литературного чтения УМК «Школа России» нацелен на решение следующих основных задач :
«- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
10 вопросов по РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
– учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
– формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
– развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
– формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
– обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
– формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
– обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
– расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
– обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
– работать с различными типами текстов;
– создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность» [2, 6 – 7].
«Учебно-методический комплект «Литературное чтение» В.А. Лазаревой (развивающая система Л.В. Занкова) предполагает решение задач, которые существенно отличаются от вышеизложенных:
1) освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности;
2) ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров;
3) развитие навыка чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;
4) развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи» [3, 3 – 4].
По программе В.А. Лазаревой «Литературное чтение» задачи нацелены на решение практических умений, а по УМК «Школа России» на теоретический аспект.
Для достижения цели Образовательная система «Школа 2100» предполагает решение следующих задач:
«1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.
- Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
- Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей» [1, 4].
УМК Перспективная начальная школа Н.А. Чуракова «Литературное чтение» решает следующие задачи:
«Программа УМК «Школа России» строится на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого, коммуникативно-речевого» [2, 8]. «Достижение цели УМК «Литературное чтение» В.А. Лазаревой развивающая система Л.В. Занкова объясняется двойственной природой учебного предмета.
Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества. И второе, литература как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля» [4, 88 – 89].
Таким образом, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребёнка. Также в основе построения программы лежит концентрический принцип, который позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста. По Образовательной системе «Школа 2100» материал строится по принципу идейно-художественной значимости, то есть связывает литературу со вкусами, интересами и потребностями детей. Уроки литературного чтения по данной программе проходят в форме эвристической беседы. Основная цель по программе «Перспективная начальная школа» выражается в главных идеях: сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы; постепенно формировать базовое понятие курса, понятие художественного образа; учить младших школьников, различать жанры и типы повествования, при этом необходимо показывать условность жанровых границ; а также прививать детям любовь к поэзии.
Следует отметить, что по всем анализированным УМК курс литературного чтения связан с курсом русского языка.
Таким образом, «Литературное чтение» является основным гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только задачи, которые ставятся перед данным предметом, но и задачи которые ставятся перед всеми предметами гуманитарного цикла младшего школьника.
- Бунеева, Е.В. Методических рекомендаций для учителя к учебнику чтения «В океане света» для 4 класса. / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. М.: «Баласс», 2016 – 196 с.
- Горецкий, В. Г. Методические рекомендации для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Родная речь» для 4 класса. / В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. М.: Просвещение, 2017 – 184 с.
- Лазарева, В.А. Литературное чтение. Программа для четырёхлетней начальной школы. / В.А. Лазарева. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2017. – 40 с.
- Нечаева, Н.Е. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В Занкова. / Н.Е. Нечаева, Е.О. Еременко. Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2017. – 288с.
- Чуракова, Н.А. Методическое пособие. Литературное чтение для 2 класса. / Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. М.: Академкнига, 2017 – 253 с.
АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УМК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Томилова Виктория Владимировна
- ← «Влияние Цусимского сражения на развитие российского флота» Лысов Андрей
- “Мой любимый детский сад!” Черноусова Ольга Валериевна →
Источник: xn--d1abbusdciv.xn--p1ai
Задачи программы по литературе
Раздел I . Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
§ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
§ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
§ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII , XIX , XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II . Содержание тем учебного курса.
V класс
Введение. ( 1ч.+1ч.) Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.
Устное народное творчество (10 ч. + 1ч. + 3ч.)
Понятие об УНТ. Сказители и собиратели произведений УНТ (с повторением ранее изученного).
Для чтения и изучения:
«Бой на Калиновом мосту», «Белая уточка», «Каша из топора», «Кот и Лиса».
Сказки волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказка как жанр фольклора.
Для самостоятельного чтения:
Сборники РНС, «Гора самоцветов», сказки народов мира.
Малые жанры фольклора
Для чтения и изучения:
Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.
Для самостоятельного чтения:
Сборники загадок, пословиц и поговорок. «Черный конь скачет в огонь». Русские загадки /Сост. В. Аникин; Б. Шергин. «Незабудки», «Пословицы в рассказах»; «При солнышке тепло, при матери добро».
Народный кукольный театр
Для чтения и изучения:
Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
Мифы и легенды
Для чтения и бесед:
Мифы Древней Греции.
О происхождении мира и богов. «Олимп», «Аполлон и Музы», «Пигмалион». Подвиги Геракла.
Славянские мифы и легенды.
Легенды русского народа: «О граде Китеже», «Атаман Кудеяр», «Никитушка Ломов».
Миф и легенда как жанры фольклора.
Для самостоятельного чтения:
Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
Мотивы фольклора в литературе (15 ч. + 1ч. + 2ч. )
А.С.Пушкин. Сказка в жизни поэта.
Для чтения и изучения:
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила» (фрагменты).
Сказочные образы и мотивы в произведениях. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, рифма, интонация.
Для самостоятельного чтения:
Сказки А.С.Пушкина и В.А.Жуковского.
Х.К.Андерсен. Великий сказочник.
Для чтения и бесед:
«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.
Для самостоятельного чтения:
Сказки Ш. Перро, Х.К.Андерсена, Л.Кэрролла (по выбору учащихся).
П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Каменный цветок». Воплощение в сказе народных представлений о любви, добре и справедливости. Реальное и фантастическое в сказе, своеобразие его языка.
Для самостоятельного чтения:
«Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитовая шкатулка» (по выбору уч-ся).
Для чтения и бесед:
А. Платонов. «Неизвестный цветок» (сказка-быль), «Волшебное кольцо.
С.Я.Маршак. Поэт, переводчик и автор сказок-пьес.
Для чтения и изучения:
«Двенадцать месяцев». Мотивы УНТ в пьесе-сказке. Осмеяние легкомыслия, эгоизма, жадности; утверждение человечности, верности слову, доброго отношения к миру. Роль двенадцати месяцев в судьбе падчерицы.
Особенности пьесы-сказки как драматического произведения. Литературная сказка.
Для самостоятельного чтения (по выбору уч-ся):
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф.Одоевский «Город в табакерке»; А.М.Волков «Волшебник Изумрудного города»; В.Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»; Л.И. Лагин «Старик Хоттабыч» и др.
Из литературы XIX века (17ч. + 3ч. + 1ч.)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
И. А. Крылов. Великий русский баснописец. Краткий рассказ о баснописце.
Для чтения и изучения:
«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха». Близость басни к УНТ. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи.
Афористичность. Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория.
Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Для чтения в классе:
«Лжец», «Любопытный», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух» и др. (по выбору учителя).
М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Тема Бородина и Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.
Для чтения и изучения:
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Образность языка, звукопись. Тема и идея стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
А. В. Кольцов. Судьба поэта как отражение судьбы народной. Краткий рассказ о поэте.
Для чтения и изучения:
«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Удаль и красота героя. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.
И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Аннибалова клятва» Тургенева.
Для чтения и изучения:
«Муму» . История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению и унижению людей. Рассказ как повествование о жизни в эпоху крепостного права. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Духовные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие.
Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. Эпитет. Сравнение.
Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. О детстве по,эта о его дружбе с крестьянскими детьми.
Для чтения и изучения:
Стихотворение «Крестьянские дети». Особенности построения стихотворения: сочетание разных временных планов, повествование с многоголосием и авторскими отступлениями. Выражение раздумий автора о судьбе народа, его напутствие детям. Темные и светлые стороны жизни крестьянских детей. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых.
Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Для чтения и бесед:
Стихи о родной природе
Ф.И. Тютчев Сведения о жизни поэта.
Для чтения и изучения:
«Есть в осени первоначальной»; «Чародейкою зимой…» музыка стиха. Изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение).
Для чтения в классе:
Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «В небе тают облака». А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…». А.Н. Майков «Ласточки»; «Весна («Уходи, зима седая!»)», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень» (отрывок по выбору учителя).
Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Толстой на Кавказе.
Для чтения и изучения:
«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.
Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Жизнь горцев и природа Кавказа в восприятии рассказчика.
Теория литературы . Сравнение. Сюжет. Герой произведения.
В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Сигнал». Драматизм событий в рассказе. Причина разного отношения героев (Семен, Василий) к жизни. Нравственное превосходство Семена. Раскаяние Василия, признание своей роковой ошибки.
Рассказ как литературный жанр.
Из литературы ХХ века (11ч. + 2ч. +1ч.)
Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Кусака». Призыв к доброте и состраданию. Роль пейзажа в рассказе.
О рассказе как литературном жанре.
Для чтения и бесед:
«Петька на даче», «Ангелочек» (по выбору учителя).
А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Белый пудель» . Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага против эгоизма и своеволия (Сережа, Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Для чтения и бесед:
А.И.Куприн «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи» (по выбору учителя); Д.Лондон «Сказание о Кише». Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
А.Н.Толстой. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Детство Никиты» (избранные главы). Автобиографические мотивы повести. Ее лиризм и юмор.
Родная земля
К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк.
Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…»
Для самостоятельного чтения:
В.В.Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К.Г.Паустовский. Рассказы (в изд. для детей), сб. «Летние дни»; М.М.Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «Лесной хозяин»; «Родные поэты» (сб. стихотворений); Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (по выбору уч-ся).
Стихи о Великой Отечественной войне
Для чтения в классе (по выбору):
А. Твардовский. «Рассказ танкиста», «Со слов старушки»; К.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете»; Н.Рыленков. «Бой шел всю ночь»; Я.Смеляков. «Судья».
А.Ахматова. «Мужество».
Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения:
«Тихое утро». Разница в жизненном опыте мальчиков. Внешняя грубоватость и доброе сердце Яшки; уже не мальчик, еще не взрослый (самообладание в минуты смертельной опасности и «рев» после перенесенного страха). Как понимать заглавие рассказа. Лиризм описания природы.
Юмор в рассказе.
Для чтения и бесед:
В.А.Солоухин. «Мститель»;
Е.И.Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась» и др. рассказы (по выбору учителя).
Раздел III . Учебно-тематический план.
Кол-во часов
В том числе развитие речи
Внеклассное чтение
Источник: www.sites.google.com
Сайт учителя русского языка и литературы
Минпросвещения России – федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного образования и обучения детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в перечисленных сферах образования, обучения, воспитания.
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ «ФИПИ») создан в целях содействия осуществлению Рособрнадзором государственных функций по контролю и надзору в сфере образования, посредством разработки высокоэффективных технологий и методик педагогических измерений, оценки качества образования, научно-методического обеспечения ЕГЭ в Российской Федерации и других мероприятий по контролю качества образования с использованием измерительных технологий.
Федеральный портал «Российское образование» – Интернет-ресурс в сфере образования и науки, ежедневно публикующий самые актуальные новости, анонсы событий, информационные материалы для широкого круга читателей: учащихся и их родителей, абитуриентов, студентов и преподавателей. Еженедельно на портале размещаются эксклюзивные материалы, интервью с ведущими специалистами-педагогами, психологами, учеными, репортажи и аналитические статьи. Читатели получают доступ к нормативно-правовой базе сферы образования, могут пользоваться онлайн-тестами, опросами и др.
Источник: kryukovsergey.ru