Основные положения общего образования сформулированы в образовательном Государственном стандарте Российской Федерации (2010). (Приложение 2) В базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации учебная дисциплина «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В Государственном стандарте РФ дается определение школьному предмету «Изобразительное искусство», который «интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графика, скульптура), архитектуру, дизайн, декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой и жизнью общества и человека». Сформулированы основные цели, обязательный минимум содержания образовательных программ по «Изобразительному искусству» и требование к уровню подготовки выпускников по предмету (объем теоретических знаний и практических навыков в области пластических искусств).
«Изобразительное искусство» как школьная дисциплина является частью художественного образования школьников, вместе с музыкой им отводится: с 1 по 7 класс – 2 часа в неделю, с 8 по 9 класс – 1 час в неделю.
Выбор УМК и программы по изобразительному искусству
Образовательный стандарт определяется федеральным компонентом программ по ИЗО – он является основной часть учебных планов (80% ).
20 % содержания планов составляет резерв свободного учебного времени, который может быть использован разработчиками авторских программ по своему усмотрению:
- как региональный компонент, направленный на изучение национально-регионального искусства и культуры;
- как компонент образовательного учреждения:
- вариативный компонент, углубляющий знания и навыки в области изобразительного искусства (профильная школа с углубленным изучением дисциплин эстетического цикла);
- специальный компонент, связанный со спецификой учебного учреждения (специальная школа для обучения детей с отклонениями в развитии и физиологии).
В новых стандартах (2010) года Базовый учебный план называется Базисный образовательный план. Но дело не только в измененной редакции. В БОП заложены два ключевых нововведения. Первое: в базисный план впервые включена внеурочная деятельность как важная составляющая часть содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность по отношению к интересам, потребностям и способностям школьников.
Второе: в каждом классе выделяется в среднем по 10 часов в неделю на внеурочную деятельность: на занятие спортом, физической культурой, на исследовательскую и художественно-эстетическую деятельность.
В этой связи рамки учебной нагрузки изобразительного искусства значительно расширяются.
Федеральные программы (примерные, государственные) утверждаются министерством и соответствуют требованиям образовательного стандарта, а вариативная часть программ делают их отличными по содержанию. Кроме содержания программы отличаются акцентированием основных задач, структурой и принципами, определяющими основные положения в методике преподавания «Изобразительного искусства».
Учитель ИЗО в рубрике «О предмете дословно»
Изобразительное искусство является одной из художественно-образных отображения действительности. Содержание художественного образования в школе предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства с учетом его видов и жанров.
Содержание учебного предмета определяется не каждым отдельным педагогом, а вырабатывается в ходе исторического развития образования как общественного явления.
Примерные учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области.
Примерная программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности учащихся. Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Программы предметной области «Изобразительное искусство» общеобразовательной школы соответствуют образовательной области «Искусство», разработанной на основе обязательного минимума содержания основного общего образования.
Программа «Изобразительное искусство» под редакцией В.С. Кузина. Предшественницей программы была программа уроков «Рисования». Программа, создана в НИИ школ Министерства просвещения РСФСР и Академии художеств СССР под рук. В.С. Кузина, А.С. Жуковой и Н.Н.
Ростовцева.
Анализ программы «Изобразительное искусство» под редакцией В.С. Кузина, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева и др.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. ИЗО в общеобразовательной школе достигает с помощью специальных средств – содержания, форм и методов, соответствующих содержанию и форме самого искусства.
Основные задачи предмета:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, пространственного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, отвечающий задачам нравственного и эстетического воспитания, учитывающий возрастные особенности детей и их интересы;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности, сочетание практики с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- система учебно-творческих заданий на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков ИЗО, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изотворчестве детей разных этапов обучения;
- направленность содержания программы на развитие у детей эмоционально-эстетическое и нравственно-оценочное отношение к действительности, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира.
Основные виды деятельности (должны быть тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга):
- рисование с натуры (рисунок, живопись);
- рисование на темы и иллюстрирование (композиция);
- декоративная работа;
- лепка;
- аппликация с элементами дизайна;
- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Рисование с натуры включает в себя рисование по памяти и представлению объектов действительности. Длительность выполнения заданий от 7-15 минут до 1-3 уроков. Для развития зрительной памяти и пространственных представлений у учащихся нужно чаще рисовать по памяти и по представлению.
Учащиеся изучают простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени и цветоведения.
Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм, гармонии цветовых сочетаний, логической взаимосвязи групп.
Рисование на темы – это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений…
Закрепляются навыки грамотного изображения, осознанность знаний, приобретенных на уроках рисования с натуры.
Важное значение приобретает выработка умений выразительно выполнять композиционный рисунок, самостоятельно (творчески) решать композиционные задачи и передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к выбранному сюжету.
Изучение художественно-выразительных средств композиции (симметрия, динамика, точка зрения, колорит …).
Декоративная работа – это выполнение упражнений на основе образцов народного искусства, самостоятельных орнаментальных композиций, составление эскизов оформительских работ.
Раскрывается значения народного искусства как средства трудового, нравственного, эстетического и патриотического воспитания.
Основы декоративной композиции и колористики.
Прикладной характер знаний и умений, приобретенных на занятиях декоративной деятельностью.
Знания о самобытности народных промыслов как части народной (национальной) культуры.
Лепка – формирует объемное видение предметов, помогает осмыслить пластические особенности форм, развивает чувство цельности пространственной композиции.
Включает лепку предметов (объектов) с натуры, по памяти и сюжетных композиций по представлению.
Формирует навыки работы от плоских форм (листья) к объему и пространственным много предметным (фигурным) композициям.
Аппликация это составление цветных наклеенных рисунков предметов с натуры (овощей, фруктов, цветов, животных), сюжетных композиций и декоративных работ.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства.
Воспитывают интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представление об окружающем мире.
Развивают умение понимать картины и некоторые средства художественной выразительности.
Воспитывают бережное отношение к памятникам культуры
Связь с другими предметами. Межпредметные связи с чтением, русским языком, музыкой, трудом, природоведением.
Учитель может работать по примерному тематическому плану, предложенному в программе, или составить свой тематический план, используя перечень примерных заданий. Возможно включение тем и заданий, связанных с особенностями региональной и национальной культурой, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на объем конкретных знаний и умений учащихся. Содержание разделов «Знания и умения» по каждому классу является базовым (обязательным) компонентом художественного образования.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Под ред Б.М. Неменского.
Более двадцати лет существует программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для общеобразовательных школ, созданная Б.М. Неменским совместно с коллективом единомышленников. За это время она значительно изменилась, пополнилась новыми разделами и темами.
Главным смысловым стержнем программы, предметом изучения является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка. Предусматривается привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Вокруг этой идеи структурируется программа.
Целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Иными словами, необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека.
Задачи реализуемые в программе:
- Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. (Развитие чувственного познания. Эстетическая оценка искусства и жизни.)
- Развитие творческого потенциала (художественно-образного мышления).
- Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Общие задачи предмета «изобразительное искусство» в общеобразовательной школе сводятся к двум основным.
Первая задача увлечение искусством. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного, на всю жизнь, общения с ним.
Вторая задача приобщение к художественной культуре. Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства (традиционного крестьянского и народных промыслов), а также постижение роли художника в синтетических искусствах (на экране и в театре).
Основными авторскими принципами построения содержания программы являются: принцип создания атмосферы увлеченности искусством, принцип выделения трех видов художественной деятельности.
Методические принципы построения содержания программы:
- принцип «от жизни через искусство к жизни»;
- принцип целостности и неспешности эмоционального освоения материала каждой темы;
- принцип проживания как форма обучения и форма освоения художественного опыта;
- принцип единства восприятия и созидания.
Рассматривая роль искусства в системе общего образования, Б.М. Неменский выделяет три уровня, связанные с возрастными этапами развития ребенка.
Первый уровень (начальная школа) – «Языковый».
Второй уровень (основная школа) – «Эстетическо-художественный».
Третий уровень (старшая школа) – «Духовно-эстетический».
Как подсказывает схема, первый этап, начальные классы имеют целью эмоциональное приобщение к связям искусства с жизнью. Искусство познается именно в этой связи: познается его роль в жизни каждого из нас и осознаются средства – язык, посредством которого искусство эту свою функцию выполняет.
На первом этапе искусства не делятся на виды и жанры – их жизненные роли познаются как бы от личности ребенка «вширь культур народов Земли».
Второй этап «Основы художественного мышления и знаний» (среднее звено школы 5-9классы) – это три столпа пластического искусства: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектура с дизайном. Каждому из них посвящен большой, не менее года, целостный блок уроков. На этом этапе прослеживаются связи с жизнью именно видов и жанров искусства, происходит изучение и осознание особенности языка каждого вида искусств, их сходства и различия, неповторимости духовной, социальной функции, роли в жизни человека и общества.
Схема 3. Структура программы «Изобразительное искусство
Источник: studfile.net
Программа дополнительного образования по изобразительному искусству «Мир красок» (7-10 лет)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа «Мир красок» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическим советом Директор МОАУ ДОД «ЦДТ»
МОАУ ДОД «ЦДТ» ________ Н.С. Вансович
Протокол № 9 от 31.08.2012г.
Муниципальное образовательное автономное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
по изобразительному искусству
(4 часа в неделю)
Направление: художественно – эстетическое
Тип программы: образовательная
Нормативный срок освоения программы:
— от 7 до 10 лет – 3 года
Закирова Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
1.Пояснительная записка___________________________ 3 стр.
2.Цель и задачи обучения__________________________ 5 стр.
3.Сроки реализации программы_____________________ 6 стр.
4. Способы проверки результатов____________________ 6 стр.
5.Предполагаемый результат программы______________ 7 стр.
1.Задачи 1 года обучения____________________________ 8 стр.
2.Тематический план_______________________________ 9 стр.
3.Содержание программы____________________________10 стр.
4.Оценка эффективности к концу 1 года обучения_______ 14 стр.
5.Задачи 2 года обучения_____________________________15 стр.
6.Тематический план________________________________ 16 стр.
7.Содержание программы____________________________ 17 стр.
8.Оценка эффективности к концу 2 года обучения________19 стр
5.Задачи 3 года обучения_____________________________20 стр.
6.Тематический план________________________________ 21 стр.
7.Содержание программы____________________________ 22 стр.
8.Оценка эффективности к концу 3 года обучения________24 стр.
9.Методическое обеспечение_________________________ 25 стр.
1.Литература_______________________________________ 27 стр.
2.Приложения______________________________________ 28 стр.
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность не возможно охватить какими – то правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Программа «Мир красок» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Отличительные особенности и новизна программы
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи рование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Программа «Мир красок» помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.
Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения искусства: И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»; Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов «первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Шишкин «На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя». Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров – дымковской игрушкой, Городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.
Следует помнить, что огромное влияние на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно – эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева, Д.Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое прочувствование художественных образов, создает соответствующий эмоционально – образный настрой.
Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине.
Главная цель программы по ИЗО «Мир красок» – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению внимательно вглядываться в жизнь, в накапливании опыта понимания красоты.
Основными задачами являются:
- Стремление к совершенствованию и гармонии;
- Умение создавать красивые мысленные образы, радоваться воображаемой красоте;
- Способность чувствовать и воспринимать незримую красоту;
- Радоваться красоте во всех человеческих проявлениях;
- Способность восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями, проникать в их глубь, в суть;
- Способность видеть красоту во всех проявлениях природы и восхищаться ею;
- Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей, искренности.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность.
Учитывая психофизические особенности воспитанников, основным видом деятельности является игра: игра – занятие, игра – сказка, игра – путешествие. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, продуманных детьми, становиться красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк.
По форме занятия – групповые, преимущественно с одновозрастным составом.
Продолжительность занятий зависит то увлеченности детей. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания.
Программа также предусматривает оценку результатов творческой деятельности воспитанников: изовикторина, выставки, просмотры.
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей.
1-й год обучения – занятия 4 часа в неделю – 144 часа, во 2-й год обучения – занятия 4 часа в неделю – 144 часа, в 3-й год обучения — занятия 4 часа в неделю – 144 часа. Возраст обучающихся: 7-10 лет.
Наполняемость учебной группы : в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 12-15 чел., второго года обучения – 10-12. третьего года обучения – 10-12 чел.
Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час;
– во второй год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час;
– в третий год обучения – два раза в неделю по 2часа с 10-минутным перерывом каждый час.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения. (Приложение 1,2,3)
Предполагаемый результат реализации программы:
наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;
- понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
- развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
- использование выразительных средств для создания художественного образа;
- усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться в повседневной жизни.
Программа «Мир красок» — это начало систематического приобщения школьников к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по данному курсу, которыми овладевают воспитанники.
Источник: nsportal.ru
Программа по изобразительному искусству «Палитра»
Данная образовательная программа по изобразительному искусству имеет художественно эстетическую направленность и предназначена для организации кружковой деятельности в системе дополнительного образования. А также она будет полезна учителям начальных классов для проведения уроков рисования.
Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.
Цель программы: создание условий для формирования общей культуры и развития творческого потенциала средствами изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Степаненко Анастасия Павловна
Содержимое разработки
Пояснительная записка.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Программа составлена в соответствии с нормативно-методическими основами, которые представлены в следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. №2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Данная образовательная программа по изобразительному искусству имеет художественную направленность.
Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.
Дети любят рисовать и рисуют самозабвенно, создавая на поверхности листа бумаги целые истории о своей жизни и жизни своих игрушек. Они вкладывают в свои рисунки собственные чувства и мысли обо всем, что с ними происходит. Точки, линии и пятна – это рассказ ребенка об окружающем мире и его отношении к нему. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в изобразительной и творческой деятельности. Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребенок испытывает разные чувства, и ко всему выражает свое отношение.
Младший школьный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут различные традиционные и нетрадиционные техники, используемые в изобразительной и творческой деятельности. Изобразительная деятельность способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях обучающиеся получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Развитие композиционных умений, глазомера, зрительного восприятия, цветовидения и цветовосприятия влечет за собой эстетическое развитие.
Новизна данной образовательной программы заключается в следующем:
1. В образовательной деятельности используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную атмосферу, способствуют развитию воображения. Игра занимает важное место в жизни ребенка. Изобразительная деятельность у детей этого возраста связывается с игрой через игрушку.
Изображая своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску. Игра имеет много общего с изобразительной деятельностью, и на основе этого появляется возможность установления связи между ними, способствующей углублению переживания детей, расширению их представлений о мире, обогащению творческой деятельности.
2. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
3. Процесс обучения становится более интересным, ярким и привлекательным за счет применения информационно компьютерных технологий. Это новая форма работы, с помощью которой эффективно решается проблема наглядности.
Разумное использование ИКТ играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления, способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей воспитанников. Например. При изучении тем о народных художественных промыслах лучше всего продемонстрировать детям видеосюжет об истории возникновения промысла, показать процесс изготовления глиняной игрушки, хохломской тарелки или гжельской керамики. У детей остаются в памяти яркие и понятные впечатления, которые помогут им в практических заданиях.
Актуальность данной программы заключается в том, чтобы сохранить и развить детскую индивидуальность, способность к творческому преобразованию мира, почувствовать себя талантливыми и раскрепощенными.
А использование разнообразных видов занятий (рисование, лепки, аппликации) способствует эмоциональной и психологической подготовке к школе, помогает эстетически развиваться, что является актуальным для детей младшего школьного возраста.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что работа с детьми по художественному развитию посредством рисования, лепки, аппликации строится на следующих принципах:
— от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник к более сложным;
— принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно- образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
— принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого обучающегося;
— связь обучения с жизнью — изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больше отклик она приносит в их творчество;
— принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.
Цель программы: создание условий для формирования общей культуры и развития творческого потенциала средствами изобразительного и декоративно – прикладного искусства.
Цель первого года обучения: создание условий для развития коммуникативного и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира с помощью художественных материалов.
Цель второго года обучения: создание условий для развития потенциальных творческих способностей средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи образовательной программы
— ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно – образной выразительности;
— вызвать интерес детей к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
— способствовать освоению коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей в процессе рисования.
Развивающие:
— способствовать развитию мыслительных операций: анализ, сравнение, наблюдение;
— способствовать развитию мелкой моторики рук;
— способствовать развитию художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности;
— способствовать развитию художественного вкуса и чувства гармонии.
Воспитательные:
— способствовать воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональной отзывчивости;
— способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, стремления к самостоятельности;
— способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к инструментам и принадлежностям;
— способствовать воспитанию навыков культуры поведения;
— способствовать воспитанию патриотических чувств ( любви к Родине, родному краю, природе).
Занятия строятся таким образом, чтобы применялись здоровье сберегающие технологии. Структура занятия состоит из нескольких этапов:
— объявление цели и задачи занятия;
-объяснение нового материала, включая в себя игровой момент;
— физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
— повторение последовательности выполнения работы;
— самостоятельная работа детей;
-физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6-8 лет. Принимаются все желающие.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 год обучения — 72 часа в год; 2 год обучения – 72 часа в год.
Этапы образовательной программы:
1 год обучения – ознакомительный (6-7 лет)
2 год обучения – развивающий (7-8 лет).
Формы и режим занятий
Основная форма занятий — групповая.
1-й год – 2 раза в неделю по 1 учебному часу – 45минут (72 часа в год);
2-й год – 2 раза в неделю по 1 учебному часу – 45 минут (72 часа в год).
Всего за 2 года обучения – 144ч.
Для реализации программы используется следующие формы занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит с техникой безопасности и художественными материалами.
Занятие – мастер-класс – педагог демонстрирует новые приемы и техники.
Тематическое занятие – предлагается работать над сюжетной композицией, иллюстрацией к сказке. Занятие содействует развитию творческого воображения.
Занятие – импровизация – получают полную свободу в выборе художественных материалов.
Занятия — игра-путешествие, игра-сказка – на таких занятиях применяются игры, обучающиеся передают свои впечатления от игры.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы объединения за учебный год в виде мини- выставок, просмотров детских работ.
На занятиях обучающиеся приобретает знания и умения в сфере изобразительной деятельности. Они знакомятся с произведениями живописи, скульптурой малых форм, работами книжных иллюстраторов, с различными техниками рисования, закрепляются навыки использования выразительных средств и изобразительных материалов в соответствии с их спецификой.
Обучение строится с учетом нарастания сложности материала. При организации занятия, выборе материала и темы, учитываются индивидуальные особенности детей. При рисовании с натуры обучающиеся учатся сначала отображать общую форму предмета, а затем дополнять изображение деталями.
В сюжетном рисовании учатся правильно размещать предметы относительно друг друга (ближе – дальше, передний план – задний план). Постепенно задания усложняются, подводятся к отображению цветов, имеющих два оттенка (желто-оранжевый, светло-зеленый). В декоративном рисовании обучающиеся учатся выполнять простые узоры, состоящие из кругов, точек, волнистых линий, травки, ягодок, листьев, цветов, постепенно переходя к составлению более сложных мотивов росписи. На занятиях лепкой дети учатся передавать характерные особенности предметов, животных пользуясь различными приемами: раскатывание, сгибание, вытягивание, сглаживание, создание фигурок, как по частям, так и из целого куска. Выполняя аппликации, дети учатся разным приемам вырезывания, обрывания бумаги, наклеивания изображений, используя бумагу разной фактуры.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
3. промежуточный контроль (январь);
4. итоговый контроль (май).
В результате освоения программы обучающиеся получают комплекс знаний и приобретают определенные умения и навыки.
К концу первого года обучения дети будут иметь:
— представление об основных цветах;
— представление об основных художественных материалах;
— опыт работы в лепке, аппликации;
— опыт работы в декоративном рисовании;
— представление о временах года.
К концу первого года обучения дети будут уметь:
-видеть и передавать красоту цветовых сочетаний;
-создавать свои образы цветом, пятном, линией;
— вписывать изображение в лист;
— работать с различными художественными материалами;
— лепить из пластилина отдельные предметы;
— выполнять несложные элементы росписи;
— проводить простые исследования по временам года.
У них получат развитие учебные умения и личностные качества:
— уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут иметь:
— представление о видах изобразительного искусства;
— опыт создания композиции рисунка;
— опыт рисования по памяти и с натуры;
— опыт создания сюжетной композиции;
— представление о различных народных промыслах;
К концу второго года обучения дети будут уметь:
— передавать форму и пропорции предмета;
— создавать изображение при помощи различных материалов и техник, в том числе и нетрадиционных;
— смешивать краски и получать новые цвета;
— составлять узоры по мотивам народной росписи;
— подбирать цветовую гамму, характерную для определенного промысла;
— лепить по частям и из целого куска;
— передавать соотношения по величине отдельных частей предметов и животных;
— создавать изображения различных предметов;
— создавать сюжетные и декоративные композиции.
У них получат развитие учебные умения и личностные качества:
— умение работать в группе;
— уверенность в своих силах.
Формы подведения итогов реализации программы
Программа объединения «Палитра» направлена на художественно — эстетическое развитие детей младшего школьного возраста. В процессе освоения образовательной программы у детей формируются художественно-творческие способности. Обучающиеся приобретают новые знания и умения в сфере изобразительной деятельности. В связи с этим используются следующие критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью – это анализ продукта деятельности и анализ процесса деятельности.
Анализ продукта деятельности включает:
— передача пропорции предмета в изображении;
Анализ процесса деятельности включает:
Способом оценки результатов и достижений является просмотр работ после каждого раздела программы. Педагог вместе с детьми рассматривает рисунки и проводит анализ. Дети учатся оценивать свою работу и работы других детей, подмечать интересные решения, видеть сходство с натурой. В конце каждого года обучения проводятся итоговые выставки с участием родителей. Увидеть результаты достижений каждого обучающегося помогает педагогическое наблюдение, мониторинг, который проводится в начале и в конце учебного года. Его результаты фиксируются в таблице, которая позволяет наглядно проследить динамику успехов обучающихся:
Ф И ребенка
Строение предметов
Источник: videouroki.net