Задачи программы мы земляне

Содержание

Цели, задачи и особенности программы.

Основная цель программы – создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников.

Задачи программы.

1. Обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых – позиция землянина, хозяина и защитника своего дома – Земли.

Эта задача может быть названа задачей самоопределения ребёнка.

Публикация «„Мы — земляне“, Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах

  • Воспитание детей. Материалы для педагогов
  • Клубника, земляника
  • Старшая группа
  • Экология, экологическое воспитание, природа
  • Темочки

2. Творческое самовыражение ребёнка и педагога.

Культура накопила не только систему ценностей, но и средства их выражения. Ребёнок открывает эти средства через игру, сказки, фольклор, живопись.

3. Развитие способностей ребёнка.

Эта задача решается через использование в программе идей формирования содержательных понятий и обобщений.

Точная дата восстановления СССР предсказана в Симпсонах

Программа рассчитана не только на приобретение знаний, а и на становление сознания. От знакомого, близкого, дорогого к неизвестному, новому, которому предстоит стать близким и дорогим.

Программа состоит из шести занятий.

Где живёт человек?

Первая часть занятия строится как совместный поиск ответов на вопрос – загадку «Где живёт человек?» Ответы фиксируются на доске. Таким образом, происходит знакомство детей с основным понятием курса (в виде рисунков, которые станут содержательным вариантом: дом, улица, деревня, город, страна, планета (Земля).

Вторая часть беседы – игра «Кто, где живёт?», которая проводится с применением картин, рисунков и т. д. Игра позволяет ребёнку не только закрепить полученные знания, но что гораздо важнее, создать реальные содержательные предпосылки для расширения сознания.

В. – Дети, на своих рисунках вы показали, что люди живут в домах, А знаете ли вы, как называют людей, живущих в одном доме?

Дети – Семья, семейство, домочадцы…

В – Верно. А на одной улице или в домах, стоящих рядом?

Дети – Соседи, знакомые, друзья.

В – А теперь поиграем в игру, которая называется «Кто, где живёт?» Я буду называть место жительства, а вы – кто там живёт. Итак, Земля – земляне

Третья часть занятия наиболее важна с точки зрения целей и задач всей программы. Строится она в виде смыслового диалога.

В – Как вы думаете, если бы не было домов, мог бы человек жить?

Дети – Наверное, да. Раньше люди в пещерах жили.

В – Да. А если бы не было улиц, деревень, городов, стран?

Дети – Наверное, могли бы.

В – А если бы не было нашей планеты?

Дети – Нет, конечно. Если бы не было земли, то ничего бы не было, да и людей, наверное, тоже.

В – Правильно. Это означает, что, прежде всего, мы – земляне и только, поэтому можем быть домочадцами и добрыми соседями. Не будь нашей планеты, не было бы наших бабушек и дедушек, и нас с вами – людей, которые благодарны своей Земле, любят и берегут её. А что любите вы больше всего? Об этом мы узнаем очень скоро.

ОВР Шоу: Школьная задача

«Что на свете всех милее?»

Цель. Через игру и диалог открыть идею всеобщей связи явлений окружающей действительности, помочь ребёнку увидеть мир как экологическую систему.

Беседа начинается с того, что педагог и дети, вспоминая известную сказку, превращают в «волшебные зеркала» свои индивидуальные альбомы – книжки. После этого дети по очереди подходят к «волшебному зеркалу» и, спрашивая, «Что на свете всех милее?» рисуют на листе то (или того, что (кого, они любят, то, что для каждого дороже всего.

В – Оказывается, много всего есть на свете! Один любит одно, а другому нравится что – то другое. Мы с вами всё время спрашиваем у зеркала «что на свете всех милее?» и оно нам ответило. А что оно нам ответило?

Читайте также:
Как пользоваться программой pingplotter

Дети – Много разного на свете всех милее! Всё на свете всех милее.

В – Да, это на самом деле так.

Вторая часть беседы строится как игра «Найди связь», в которой дети сначала с помощью воспитателя, а потом самостоятельно обнаруживают связи между явлениями окружающего мира, между дорогими их сердцу и души предметами.

В – Я хочу научить вас одной игре. Она называется «Найди связь». Знаете, дети, есть связи видимые, когда что – нибудь «привязывают» к чему – нибудь.

Дети – Пуговицы к рубашке! Маленькое деревце к палочке!

В – Верно, но есть связи невидимые. Однако, их можно увидеть «умными» глазами. Эта игра и даёт нам «умные» глаза. Вот посмотрите. Мама нарисовала речку, а Алёша рыбку.

Как связаны рыбка и речка?

Дети – Рыбка живёт в речке.

В – Правильно. А как это связано с деревом, которое нарисовала Лена?

Дети – Дерево не может жить без воды.

В результате этой игры, когда установлены все возможные связи в рисунках, дети приходят к выводу, что всё взаимосвязано, и то, что дорого одному человеку невозможно без множества явлений и предметов, дорогих людям.

Речь во время беседы идёт о близких, дорогих сердцу вещах. Это обеспечивает их личностную включённость в учебный материал, перестающий быть для ребёнка чуждым.

«Что такое Земля?»

Цель. Обеспечить психологические предпосылки для формирования основного понятия курса, через разделение в сознание детей слова (звукового обозначения, не разрывая связи между ними.

Беседа строится как совместное отгадывание загадки. «Что такое Земля?» в результате обсуждения, которое проходит в непринуждённой форме, дети приходят к выводу, что слово «земля» имеет три значения.

2 планета «Земля»

3 родной край, Родина

Открытое, таким образом, явление многозначности имеет важное значение не только для общего развития ребёнка, но и позволяет выделить в виде модели реальность слова в его принципиальном отличие от реальности предмета.

Если в конце беседы каждый ребёнок сможет ответить на вопрос «Что такое Земля» (это слово, которое означает сушу, почву, или название планеты, или родной край, то цель беседы будет достигнута.

Цель. Формирование основного понятия курса – дом, первый шаг к открытию его гуманитарно – экологического содержания.

Беседа строится, как путешествие (реальное или воображаемое, в ходе которого, дети знакомятся с различными типами и видами жилищ (домов). Это и первые жилища человека – шалаши, это и пещера, это и национальные типы жилищ (северный чум, русская изба, африканский дом на воде). Воспитатель свободен в выборе, однако обязательными компонентами любого рисунка должны быть очаг (огонёк внутри дома, как символ тепла) и стоящий рядом с домом человек.

Смысл беседы в том, чтобы помочь детям увидеть не различия, а общее, объединяющее начало, порождающее разнообразие человеческих жилищ. Помочь ребёнку увидеть это общее – значит обеспечить возможность содержательного обобщения, то есть формирование понятия.

В – Глядя на ваши рисунки, я хочу прочитать вам стихотворение:

Много есть домов на белом свете,

В них живут и взрослые, и дети.

Вот и мы с вами, совершив путешествие, вернулись в родной дом. Я думаю, что жизнь – это самое большое путешествие и начинается оно от…

Дети – родного дома!

В – Правильно. Уходя, покидая его, берём с собой частицу своего дома. А как вы думаете, почему?

Дети – Потому, что мы с ним связаны?

В – Да. Но вернёмся к рисункам. Какие разные, непохожие друг на друга дома. Почему же все они называются одним словом «дом?» Для меня это загадка. А для вас?

Посмотрите внимательно: может быть, во всех рисунках есть что – то общее?

Дети – Конечно! Очаг, свет, человек.

В – Значит, дом не просто постройка.

Дети – Да, дом – это место, где живут люди. Это – жилище.

В – Значит, чтобы какая – то постройка стала домом, нужно?.

Дети – Чтобы кто – то там поселился, стал там жить.

В – Да. Загадка отгадана. Скажите, что такое дом?

Дети – Это место, где живут люди.

В – Не только люди, но и птицы, и животные. Но об этом мы поговорим попозже.

Дом, в котором мы живём.

Беседа начинается с рассказа воспитателя о том, что вчера вечером она встретила старичка – домовичка.

Читайте также:
Характеристика программы венгера развитие

В – Сначала домовой испугался, ведь они не так часто показываются людям на глаза. А когда я сказала, что не причиню ему зла, он рассказал мне печальную историю. Жил он в доме, жил не тужил, но вот хозяева уехали, а домовичка с собой не взяли. Трудно стало ему, ведь жить он может только в доме, а дом без людей не дом.

Домовичок просил меня передать вам, дети, его просьбу – найти ему новый дом. Я ему также рассказала, что вы любите разгадывать загадки. И он передал вам письмо со своей загадкой.

Воспитатель показывает детям запечатанный конверт с надписью «Ребятам от домовичка».

Дети – Давайте откроем письмо. А где сейчас домовичок?

В – Он в моём доме отсыпается. А письмо вы должны открыть, только после того, как разгадаете загадку. А загадка такая «Что такое настоящий дом?» Загадка не простая, и поэтому домовичок сказал мне: «Для отгадки есть подсказка, а живёт подсказка в сказке. А сказка эта о том, как добрый друг – настоящий дом спас трёх розовых братцев от серого разбойника!»

Дети вспоминают сказку «Три поросёнка».

Вопросы для обсуждения сказки:

1 Сколько в сказке действующих лиц?

2 Как относились поросята к своим домам, любили ли их?

3 Как третий дом помог братьям – поросятам? (спас, помог, подружил)

4 Какой из этих домов был настоящим домом? Почему?

Финал беседы – рисование на тему «Дом для домовичка» Во время рисования воспитатель выясняет у детей, почему они считают, что, дом, который они рисуют, — настоящий, незаметно выявляя, таким образом, степень усвоения смысловой беседы.

Значит, настоящий дом должен быть прочным, чистым, светлым.

Мой дом – мой друг

Углубление гуманитарного содержания понятия «дом» и, соответственно, развитие личностного отношения к нему, как к ценности.

Первая часть беседы строится, как обсуждение сказки «Федорино горе» в форме предметно – смыслового диалога.

Вопросы для обсуждения.

1. Почему все вещи покинули Федору? (Они обиделись, ведь в доме не было порядка)

2. Как вы считаете, правильно ли они поступили? Ведь Федора – хозяйка и могла поступать с вещами, как заблагорассудится. (Правильно, ведь они ей помогали, а она о них не заботилась)

3. Почему все вещи вернулись к Федоре? (В тёмном лесу испугались, стало им Федору жалко)

Так дети сами приходят к выводу, что если в доме нет порядка (заботы о его обитателях, то трудно всем, кто в нём живёт.

Дети – хозяин помогает дому, — а дом своему хозяину.

В – Да, они помогают друг другу. Теперь вы знаете, что настоящий дом, и что такое настоящий хозяин. А как мы называем тех, кто помогает друг другу, защищает в трудную минуту, заботится?

Д – Друзья. Так друзья поступают.

В – Значит человек и дом друзья?

Дети – Не всегда, только если человек – настоящий хозяин своего дома и заботится о нём.

В – А как вы заботитесь о своём доме? Как вы помогаете ему? Расскажите об этом, и пусть эта помощь станет для вас ежедневным делом.

Родина малая и Родина большая

Эта беседа, в которой принимают участие родители, сёстры, бабушки, дети не ограничены во времени. Беседа строится в виде карнавала: свободное общение, смех, шутки, раскованность взрослых – всё это способствует успеху беседы и является необходимым достижением нашей цели.

В каждой группе есть дети разных национальностей, поэтому воспитатель заранее просит родителей подготовить вместе с детьми рассказ о своей национальной культуре.

Каждый участник должен:

1. Научить некоторым словам своего родного языка (мама, семья, любовь, родина, дом, дружба)

2. Показать элементы своего национального костюма и объяснить их смысл

3. Сказать пословицу, поговорку, загадку, стихотворение о своей родной земле и о любви к ней

4. Рассказать об одном народном обычае или традиции, связанное с родной землёй, родным краем (или показать его элементы)

5. Научить всех присутствующих, какому – нибудь танцу или народной игре.

6. Угостить всех присутствующих блюдом национальной кухни

Эту беседу можно провести два раза, для того, чтобы дети закрепили знания о понятии «Родина».

Сложная тема. Состоит из нескольких бесед. Проходят беседы при участии родителей.

Итак, экологическое образование детей положительно влияет на становление его личности. Ребёнок становится добрее, мягче, умнее. Ребёнок понимает, что человек и природа едины, взимосвязаны. Я провожу такую работу во время занятий, совместно с родителями, даю задание детям для самостоятельной деятельности, во время игр, бесед и т. д.

Читайте также:
Как работать в программе скиф

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Экомода» ПРОЕКТ «ЭКОМОДА» Экологический проект «ЭКОМОДА» Тип проекта: Познавательный и художественно-творческий. Участники проекта: Дети — педагоги.

Фотоотчет о занятии по экологическому воспитанию с элементами исследовательской деятельности старших дошкольников

Фотоотчет о занятии по экологическому воспитанию с элементами исследовательской деятельности старших дошкольников Цель: воспитание экологической культуры, формирование природоохранных действий у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные.

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Бережём растения» Хочу познакомить вас с наработками позволяющими эффективнее проводить работу по знакомству старших дошкольников с растениями Нижегородской.

Опыт работы по экологическому воспитанию младших дошкольников «Природа – это сказка, сохраним это чудо!» Экологическое воспитание дошкольников. Доклад из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с № 7 Зуевой.

Педагогический опыт по экологическому воспитанию дошкольников В настоящие время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Одна из задач экологического воспитания и образования.

Презентация «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Актуальность: Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.

Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Огород на окне» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 458 комбинированного вида» Россия 630126,.

Программа «Ручеек» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 Г. КАМЕНКИ КАМЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Программа.

Источник: www.maam.ru

Программа по экологическому воспитанию. Программа Н.Н. Вересова «Мы — земляне» для детей 5-7 лет

Презентация по методике
экологического воспитания
Тема: «Программа по
экологическому воспитанию»
Подготовила: Шкель Дарья Евгеньевна
Специальность: «Дошкольное образование»
32 группа
Преподаватель: Шипша Елена Петровна
Выборг
2017г.

2.

Программа Н.Н.Вересова
«Мы — земляне»
Для детей 5-7 лет

3.

По мнению авторов
основная цель программы создание условий для
становления основ
экологического сознания у
старших дошкольников; в
основе сознания ценностное отношение к
миру, система личностных
смыслов.

4.

Программа «Мы — земляне»
исходит из философской
концепции, в основе
которой лежит идея:
образование есть
приобщение растущей
личности к культуре.

5.

Задачи программы:
•обеспечение условий для
выработки смысловых
позиций, важнейшая из
которых — позиция землянина;
•творческое самовыражение
ребенка и педагога;
•развитие способностей
ребенка;
обогащение детей знаниями.

6.

В основе программы лежат три подхода
естественнонаучный
натуралистический
гуманистический

7.

На фоне многочисленных программ
экологической ориентации
программа Н.Н. Вересова
выделяется тем, что на основе
личного опыта и индивидуальных
переживаний у детей формируются
умения постепенно выстраивать
систему значений и овладевать
пониманием основных
экологических понятий и
гуманитарно- экологических
ценностей путем самостоятельного
выявления устойчивых решений.

Источник: ppt-online.org

Презентация, доклад на тему Мы Земляне

Цель программыРазвитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Слайд 1Программа
А. Вересова
«Мы — земляне»
Подготовила: Антукова Н.В.

Программа А. Вересова «Мы - земляне»Подготовила: Антукова Н.В.

Слайд 2Цель программы
Развитие в детях элементов экологического сознания,
она демонстрирует всеобщую взаимосвязь

природы, человека и его деятельности.

Цель программыРазвитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Слайд 3Программа «Мы — земляне» исходит из философской концепции, в основе которой

лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре.

Программа

Слайд 4Задачи программы:
1. обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых

— позиция землянина;
2. творческое самовыражение ребенка и педагога;
3. развитие способностей ребенка;
4. обогащение детей знаниями.

Задачи программы:1. обеспечение условий для выработки смысловых позиций, важнейшая из которых - позиция землянина;2. творческое самовыражение ребенка

Слайд 5В основе программы лежат три подхода:
Естественнонаучный
Натуралистический
Гуманистический (гуманитарный)

В основе программы лежат три подхода: ЕстественнонаучныйНатуралистический Гуманистический (гуманитарный)

Слайд 6Суть естественнонаучного подхода в том, что экология рассматривается как часть биологии,

изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия организма и окружающей среды. Этот подход можно было бы назвать «экологией выживания». И если система экологического воспитания строится на основе такого подхода, то его целью не может быть ни что другое, как защита от разрушительных воздействий среды. Заметим, что естественнонаучный подход в полном смысле становится возможным только в среднем и старшем школьном возрасте, когда дети начинают изучать биологию. Наиболее благоприятным периодом для формирования структур сознания (прежде всего рефлексивных) является старший дошкольный и младший школьный возраст.

Суть естественнонаучного подхода в том, что экология рассматривается как часть биологии, изучающая в специфических аспектах проблемы взаимодействия

Слайд 7Натуралистический подход в определенном смысле противостоит первому, рассматривая проблему как бы

с другой стороны. Его можно было бы определить как «экологию среды», ибо в его основе — изучение того, как гибнет и разрушается окружающая среда под воздействием результатов деятельности человека. Если экологическое воспитание строить на основе этого, очень популярного и исключительно важного подхода, то цель его не сможет выйти за рамки практической экологии (очистных мероприятий, экологических десантов и т. д.).

Источник: shareslide.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru