Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.
На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:
- подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
- представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
- создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
- предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
- проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.
Условия адаптации зданий и территорий
На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.
Государственная программа «Доступная среда». Основные нормы «доступности» по СП 59.13330.2016
Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.
Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:
- оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы;
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.
В Государственную программу входят следующие подпрограммы:
- Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
- Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.
Источник: dzen.ru
Цели и особенности государственной программы «Доступная среда» для инвалидов
По статистическим данным 2017 года, в России насчитывается около 15 млн инвалидов, что составляет 10% от общей численности населения. В это сложно поверить, так как в общественных местах встретить инвалида можно нечасто. Виной тому инфраструктура российских городов, абсолютно не адаптированная под нужды людей с ограниченными возможностями. Исправить сложившуюся ситуацию Правительство РФ намерено с помощью федеральной программы «Доступная среда». Рассмотрим, в чем заключаются основные задачи и этапы данной программы, а также каких результатов удалось добиться на сегодняшний день.
Законодательство
Власти озаботились созданием комфортных условий существования для людей с ограниченными возможностями после подписания Россией в сентябре 2008 года конвенции ООН «О правах инвалидов». В этот же год правительством было принято распоряжение №1663р от 17.11.2008 г., которое стало отправной точкой программы «Доступная среда». Позже программу еще не раз продлевали, и последним действующим в ее отношении нормативным документом является Постановление Правительства №1297 от 01.12.2015 г. (в ред. от 09.11.2017 г.).
Сроки реализации программы
Согласно последнему постановлению, общий срок реализации программы приходится на 2011-2020 годы. Он включает в себя 4 этапа.
- Подготовка законодательной базы в период с 2011 по 2012 годы.
- Формирование материальной базы с 2013 по 2015 год. Здесь подразумевается дооборудование общественных объектов специальными устройствами для инвалидов, строительство реабилитационных центров, их техническое оснащение и т. п.
- На 2016-2018 годы приходится реализация основных задач госпрограммы, которые мы рассмотрим позже.
- С 2020 по 2020 год планируется период подведения итогов проделанной работы и выработка дальнейших направлений развития.
Органом, ответственным за поэтапную реализацию госпрограммы, было назначено Министерство труда и социального развития. Среди других участников Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, министерства образования, спорта, жилищного строительства, финансов и другие ведомства. Разумеется, также важна деятельность и инициативы региональных органов власти.
Цели и задачи программы «Доступная среда»
Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.
- Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
- Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
- Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.
На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2020 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.
Подпрограмма №1
Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.
В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.
- Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
- Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
- Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
- Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
- Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
- Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
- Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.
На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.
Подпрограмма №2
Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.
Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.
- Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
- Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
- Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
- Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
- Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.
На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.
Подпрограмма №3
Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.
- Разработка новых методик проведения экспертизы.
- Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
- Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
- Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
- Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
- Повышение квалификации сотрудников.
- Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
- Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.
На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.
Ожидаемые результаты
К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:
- повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
- формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
- оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
- увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
- повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
- оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
Это целевые показатели, актуальные на 2020 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.
Промежуточные итоги программы
По итогам 2017 года в сфере повышения качества жизни инвалидов удалось достигнуть следующих результатов.
- С 1 января 2017 года начал функционировать федеральный реестр инвалидов. Он представляет собой информационный сервис, в котором каждый участник имеет доступ к личному кабинету с информацией по всем полагающимся ему выплатам и льготам. Система позволяет получать доступ к государственным услугам в электронной форме без посещения ведомств.
- Доля общественного транспорта, дооборудованного специализированными устройствами для инвалидов, составила 11,1%. На начало реализации программы показатель был равен 8,3%.
- В 5 раз увеличилось количество субтитрированных телевизионных передач.
- Доступность медицинских учреждений для маломобильных граждан повысилась до 50,9%.
- Доля доступных учреждений культуры достигла 41,4%.
- Среди спортивных объектов для инвалидов стали доступны 54,4%.
- В сфере образования 21,5% школ адаптировано под потребности детей-инвалидов. На начало реализации программы этот показатель составлял всего 2%.
- В 2017 году началась реализация пилотного проекта по внедрению системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Свердловской области и Пермском крае. На его реализацию за год потрачено порядка 300 млн рублей.
- На обеспечение нуждающихся граждан вспомогательными техническими средствами за год выделено 32,84 млрд рублей, что позволило охватить 1,6 млн человек.
- В ноябре 2017 года депутаты в третьем чтении приняли проект по внесению изменений в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Его цель – привести российское трудовое законодательство в соответствие с конвенцией ООН «О правах инвалидов». Законопроект предполагает взаимодействие учреждений МСЭ с центрами занятости в плане повышения доли трудоустроенных инвалидов. На настоящий момент только 25% от трудоспособных граждан с ограниченными возможностями имеет постоянное место работы. В Европе этот показатель достигает 40%.
Масштаб реализации госпрограммы в тех или иных субъектах РФ также зависит от активности и финансовых возможностей региональных властей. Некоторые из них добились значительных результатов в улучшении качества жизни инвалидов. Так, в столице Бурятии для людей с ограниченными возможностями спроектирован целый жилой квартал. Помимо жилого фонда, он включает в себя медицинские учреждения, магазины, спортивные объекты. Адаптированные под нужды колясочников дома также активно строятся в Москве и Санкт-Петербурге.
Реализация программы «Доступная среда» осуществляется уже на протяжении 7 лет. За это время удалось добиться серьезных улучшений в качестве жизни инвалидов и их положении в российском обществе. Первые значительные результаты подтверждают правильность избранного направления, в связи с чем правительством рассматривается возможность о продлении госпрограммы до 2025 года.
Источник: subsived.ru
Что следует знать о программе «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к конвенции ООН «О правах инвалидов». В результате работ колоссального масштаба, проведенных в структуре нормативно-правового законодательства РФ, было переработано большое количество документов на международном, федеральном и региональном уровнях. В настоящее время система нормативно-правовых актов по организации доступной среды для всех категорий МГН (маломобильная группа населения) довольно обширна.
Важно понимать, что организация доступной среды представляет собой целый комплекс мероприятий. При этом необходимо учитывать потребности всех людей, входящих в маломобильную группу населения (МГН) уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространстве универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Маломобильные группы населения (МГН) — это не только люди с ограниченными возможностями здоровья, но и пожилые люди, беременные женщины, родители с детьми в колясках, сами дети до 7 лет, а также те граждане, которые получили травмы конечностей или имеют в руках тяжелую поклажу. Поэтому все мы в определенный период жизни можем стать маломобильной категорией населения, ведь никто не застрахован от переломов, нарушений функции зрения или наступления старости.
Основополагающими задачами государственной программы «Доступная среда» являются:
- Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество
- Повышение уровня их жизни.
Руководствуясь Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, программа «Доступная среда» реализует на практике основные цели устойчивого развития мирового общества. Эти цели направлены на общее развитие всех стран мира и каждого государства в отдельности.
Целевые индикаторы и показатели Программы
Показатель 1: «Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».
Показатель 2: «Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов».
Показатель 3: «Доля субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации».
Показатель 4: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые)».
Показатель 5: «Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети)».
Показатель 6: «Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации».
Этапы и сроки реализации Программы
2011 — 2025 годы, в том числе: | |
I этап | 2011 — 2012 годы; |
II этап | 2013 — 2015 годы; |
III этап | 2016 — 2018 годы; |
IV этап | 2019 — 2020 годы; |
V этап | 2021 — 2025 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы
Общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов составляет 702312949,4 тыс. рублей, в том числе:
на 2011 год | 33 003 378 тыс. рублей; |
на 2012 год | 30 025 336,3 тыс. рублей; |
на 2013 год | 33 331 917,2 тыс. рублей; |
на 2014 год | 35 589 924,4 тыс. рублей; |
на 2015 год | 41 087 160,8 тыс. рублей; |
на 2016 год | 38 553 312,2 тыс. рублей; |
на 2017 год | 47 448 769,1 тыс. рублей; |
на 2018 год | 50 794 059,5 тыс. рублей; |
на 2019 год | 53 799 240 тыс. рублей; |
на 2020 год | 54 567 225,4 тыс. рублей; |
на 2021 год | 55 663 225,3 тыс. рублей; |
на 2022 год | 56 289 725,3 тыс. рублей; |
на 2023 год | 56 933 225,3 тыс. рублей; |
на 2024 год | 57 613 225,3 тыс. рублей; |
на 2025 год | 57 613 225,3 тыс. рублей |
Хорошее здоровье и благополучие
Организация доступного пространства, в котором каждый член общества, даже со значительными ограничениями по здоровью, может самостоятельно посетить любое учреждение фармацевтического и медицинского назначения, считается залогом хорошего здоровья и благополучия всего общества.
Качественное образование
Принимая во внимание практику инклюзивного образования как взрослых, так и детей, независимо от физических и психических особенностей, программа «Доступная среда» реализует принцип равных возможностей.
Индустриализация, инновации и инфраструктура
Улучшение качества жизни маломобильного населения тесно связано с процессами динамичного развития инфраструктуры города и страны. С каждым годом процесс индустриализации ускоряется, а прогрессивное развитие инноваций позволяет людям с инвалидностью пользоваться различными видами устройств, которые не только помогают упростить жизнь, но и делают возможным адаптацию любого объекта, обеспечивая безопасность и комфорт.
Уменьшение неравенства
Программа «Доступная среда» стремится устранить барьеры во взаимоотношениях между людьми и создать условия, необходимые для интеграции людей с ограниченной мобильностью в общество. Активное участие в приоритетных сферах жизнедеятельности общества повысит уровень жизни людей с особыми потребностями.
Устойчивые города и населенные пункты
Принимая во внимание обширную нормативно-правовую базу, которую охватывает государственная программа, обеспечивается устойчивость как городов, так и населенных пунктов. Данная устойчивость тесно связана с возможностью обеспечения безопасности и удобства всех жителей города или населенного пункта.
Федеральная программа «Доступная среда» на данный момент продлена до 2025 года, в ее поддержку по всей России создаются общественные движения, некоммерческие организации и просто неравнодушные люди создают сообщества, в которые входят эксперты по организации доступной среды, люди с инвалидностью, волонтеры и многие другие. Все вместе они хотят создать по-настоящему безбарьерное пространство в своих городах, а главное предотвратить ошибки при его создании. Ведь на текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и норм. Федеральная программа поддерживается и большим перечнем нормативных документов, среди которых и принятая в 2020 году новая Конституция РФ, в которой так же прописано понятие «доступной среды».
Создавая доступную среду, вы выполняете требования не только Конституции РФ, но и ряда следующих документов:
Список базовых документов, на которые нужно опираться при создании безбарьерного пространства для людей, имеющих инвалидность:
- Федеральный закон №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» является фундаментальным документом, в котором строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к организации доступной среды. Закон предусматривает важнейшие статьи о том, что должно делаться на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.
- Федеральный закон №384«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который на обязательной основе требует полного соблюдения регламента для обеспечения удобства и безопасности для всех без исключения.
- Федеральный закон №210«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» учитывает необходимость адаптации объектов по предоставлению данных услуг для лиц с ограничениями в жизнедеятельности, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».
- Федеральные законы Российской Федерации в области безбарьерной среды по приоритетным сферам деятельности предусматривают обеспечение доступности предпочтительных объектов и услуг для активной жизнедеятельности, получения образования, занятий спортом, трудовой деятельности, творческих занятий и хобби.
- Указы президента и постановления Правительства РФ напрямую касаются вопросов проектирования строящихся объектов, капитального ремонта и реконструкции объектов с обеспечением доступа для людей с ограниченными возможностями.
- ГОСТы – государственные стандарты Российской Федерации, учитывающие все требования и условия доступности и безопасности среды, адаптированной для людей с ограничениями в жизнедеятельности.
- Своды правил и СНиПы предусматривают определенные обязательные положения по проектированию зданий и сооружений с учетом обеспечения их доступности для людей с инвалидностью. Основным документом является СП 59.13330.2016, который вступил в силу 1 августа 2020 года.
- Федеральный закон №195«Кодекс РФ об административных правонарушениях» гласит о том, что владельцы социально-значимых объектов обязаны соблюдать нормы и требования по созданию безбарьерной среды для МГН. И при уклонении от исполнения данных требований несут предусмотренную законом административную ответственность в виде штрафных санкций.
Несоблюдение норм приводит к травмам!
Отсутствие надлежащего доступа к тому или иному объекту может повлечь за собой нанесение вреда здоровью человека с инвалидностью различной степени тяжести.
Например, неправильный угол наклона пандуса входной группы, особенно в дождливую погоду или в мороз, может спровоцировать падение с кресла-коляски человека, попытавшегося забраться на него без посторонней помощи.
Или, незрячий человек может упасть при спуске со ступеней лестничного марша из-за отсутствующей тактильной разметки, которая обязательно должна обеспечивать безопасный путь перемещения на социально-значимом объекте.
ВНИМАНИЕ — УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!
Неумышленное причинение вреда здоровью рассматривается как преступление, и лица, осуществляющие профессиональную деятельность, которая стала причиной нанесения ущерба, могут понести наказание вплоть до 4 лет лишения свободы.
Кто несет ответственность?
Ответственность за нанесение вреда здоровью человеку с ограниченными возможностями несет собственник или арендатор объекта социальной, инженерной или транспортной инфраструктуры, а также руководитель государственного или муниципального учреждения.
«Доступная среда» — безопасность, доступность, комфорт
Давайте вместе формировать безбарьерное пространство для комфортной жизни, труда и учебы всех жителей нашей страны, не нарушая норм и правил, призванных помогать в реализации данной программы!
Представьте, как может преобразиться наша жизнь в городе, если каждый владелец помещения, предоставляющего услуги населению, позаботиться о том, чтобы организовать пространство, которое позволит самостоятельно посещать заведение людям с инвалидностью и другим категориям МГН.
Жизнь в городе станет намного проще, если в нем будет безопасно и комфортно всем!
Источник: nko-expert.ru