Доброта – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство на земле. Человек становится человеком тогда, когда он испытывает доброе чувство не только по отношению к себе, но и к чужому – из чужой семьи, класса, когда он пожалел человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.
Слово «доброта» старо, как мир, но в наш современный мир оно вошло как новое, обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. И сегодня, если бы мы составляли частотный словарь русского языка, то слово «доброта» заняло бы, возможно, одно из первых мест по частоте употребления.
Но что оно значит, это слово, понятие? И главное, как воспитать доброту в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать добрыми детей в наш трудный и всё ёще недобрый век? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем обществе, школе, доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли нам тогда будет?
Поэтому встаёт вопрос о создании программы, посредством которой можно было постепенно развивать такие качества личности, как доброта, милосердие, ответственность. Ведь младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости.
Дорога добра. Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой .
Программа «Дорогой добра» составлена на основе Программы воспитания и социализации младших школьников (Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») и идеи «педагогики общей заботы». В ней заложены следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, «многоролевой» характер деятельности, творчество. Кроме того, «педагогика общей заботы» учитывает такие идеи коллективного творческого воспитания, как:
¾ коллективное участие в планировании, подготовке, проведении и обсуждении совместных дел всех членов коллектива;
¾ коллективное творчество – проведение совместных дел с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией;
¾ ситуации – образцы, своеобразные эталоны, идеалы коллективной деятельности и общения;
¾ общественная направленность деятельности, которая предусматривает деятельность, приносящую пользу и радость людям.
Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. В содержании занятий объединяются блоки знаний трех различных предметов:
— литературное чтение – экология – технология.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: программа рассчитана на 1 год обучения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Ø создать условия для формирования нравственных ценностей у младших школьников через систему воспитательных мероприятий.
¾ воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
¾ формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
Дорогою добра — Маленький Мук
¾ формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ø различать хорошие и плохие поступки;
Ø проявлять почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
Ø устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
Ø проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
Ø знать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
Ø оказывать посильную помощь младшим, старшим, проявлять заботу о них;
Ø уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учитывая возрастные особенности младших школьников, особенно то, что они любят играть, программа «Дорогой добра» предполагает путешествие по станциям, которые определяют направления в работе.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Дорогою Добра
«Дорогою добра», так называется парциальная программа по социально-коммуникативному развитию дошкольников доктора педагогических наук Людмилы Коломийченко. Ее программа отражает основные направления приобщения детей к разнообразным аспектам социальной культуры.
В книге «Занятия для детей от 3 до 5 лет» содержится концепция, планирование по разделам программы и сценарий занятия для младшей и средней групп. Программа охватывает широкий круг тем, который представлен в тематических разделах.
Например, в блоке «Человек среди людей», который рассчитан для младших дошкольников, рассматриваются такие вопросы, как питание, настроение, транспорт и средства связи. Детям также предлагается порассуждать о том, что такое хорошо и что такое плохо. На страницах книги предлагается дидактическая игра «Цветок радостных дел».
По правилам игры воспитанникам нужно выложить из лепестков, на которых изображены различные ситуации, цветок. Кроме того, в рамках занятия «Забота о близких», которое способствует проявлению желания заботиться о близких родственниках приводится игра «Помощники в семье», где обсуждаются сюжетные картинки.
В программе для старшей группы дошкольников также содержится блок «Человек среди людей». По мере взросления ребенка здесь уже рассматриваются более серьезные темы.Это поступки, этикет, права и обязанности человека.
Например, на занятие по правилам безопасного поведения предлагается ситуативная игра «Что делать, если потерялся?» и ребята обсуждают к кому они смогут обратиться в первую очередь. Во время занятия «Семейные праздники», которое нацелено обогатить представления детей о праздниках и особенности подготовки к ним, детям предлагается игра «Выбрать торт». На карточках, где изображены одинаковые торты, но с разным количеством свечей, дети помогают выбрать главной героине торт с пятью свечами, потому что ее брату исполняется пять лет. Стоит отметить, что вся программа «Дорогою Добра» построена на основе многолетнего опыта по социально-коммуникативному развитию педагогов, которые участвуют в разработке и апробации данной программы на площадках города Перми и Пермского края. Узнать подробнее об особенностях издания и приобрести можно здесь
Рассказать друзьям:
Контактная информация
Москва, Лазоревый пр-д, д.3
(м. Ботанический сад)
Москва, 129323
Отдел продаж +7(495) 656-75-05
Издательский отдел +7(495) 656-73-00
При помощи e-mail
Вход через социальные сети
Спасибо!
Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета
Источник: tc-sfera.ru
Программа внеурочной деятельности» Дорогою добра» (8-11 класс)
Программа «Дорогою добра» ориентирована на обучающихся 8-11 классов. Ее цель: включение подростков в социально-значимую деятельность, что является важным условием формирования гражданской позиции школьников. Реализация программы требует использования технологий, основанных на сотрудничестве учителей и учащихся, в первую очередь это социальное проектирование. Программа реализуется в трех направлениях: «Правовое взаимодействие», «интеллект и творчество», «Лидер и организатор досуга».
Картинками
Программа «Дорогою добра» Пояснительная записка Залогом стабильного функционирования гражданского общества является наличие устойчивой гражданской позиции у его членов, особенно у молодого поколения. Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян.
В последнее время наблюдается возрастание количества социологических, психологических, педагогических и др. исследований по проблеме становления гражданской позиции (К.А.АбульхановаСлавская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, И.Д.Фрумин, Н.И.Элиасберг, И.Л.Судакова, и др.). Существуют различные подходы к определению понятия «гражданская позиция».
Гражданская позиция рассматривается как совокупность гражданских свойств (Н.И.Элиасберг), рефлексивное отношение субъекта (Н.Ф.Крицкая), социальный или идейно нравственный критерии сформированности личности (Л.М.Архангельский, Л.А.Беляева, Э.Ф.Зеер, И.С.Кон), внутренняя установка, ориентация на определённую линию гражданского поведения, отражающую субъективное отношение подростков к обществу и государству (Е.Р.Евдокимова). В Программе мы опираемся на теоретическую позицию И.В.Молодцовой, согласно которой результатом сформированности гражданской позиции является «готовность и способность молодых людей самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, что определяет их собственную гражданскую позицию».
Подростковый возраст – это пора достижений, стремительного пополнения знаний, умений, становления нравственности и открытия своего Я, обретения новой социальной позиции. Кроме того, это возраст потерь детского мироощущения относительно беззаботного и зачастую безответственного образа жизни, пора мучительных и тревожных сомнений в себе и окружающем мире.
Юность бескомпромиссна, и ее ведущей чертой является жажда самовыражения и самораскрытия, хотя при этом она противоречива. Педагогам важно не оставить обучающихся один на один с действительностью, не отгородиться от них, а вместе с ними размышлять, искать истину, осознавать объективность общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.
Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально защищенными, добиться высокого качества жизни. Социальная гибкость, социальная мобильность станут результатом умений планирования, моделирования и проектирования своей жизни.
Для достижения этой цели в современной педагогике существует множество инновационных методик. Одной из них является проектная технология. Социальное проектирование играет роль «подготовительных курсов» к жизни в гражданском обществе, катализатора самостоятельного формирования системы ценностного отношения к миру.
Активизация деятельности учащихся через учебные деловые игры, дискуссии, обучение поиску необходимой информации и ее анализ, моделирование общественных процессов в игре являются практикумом в получении знаний об обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни. Каждый участник проекта имеет свое мнение и возможность выбрать траекторию поведения.
Проектная технология – один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре общества. Цель Программы Включение учащихся в социальнозначимую деятельность как условие формирования гражданской позиции.
Задачи Программы 1. Формирование интереса к социальнозначимой деятельности. 2. Воспитание у обучающихся потребности участия в решении актуальных вопросов социума. 3. Развитие умений и навыков реализации задач, связанных с основными этапами социального проектирования.
4. Развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами для решения познавательных, исследовательских, творческих проблем. Программа предназначена для обучающихся 8 – 11 классов. Программа реализуется во внеучебное время, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Реализация программы требует использования технологий, основанных на содеятельности и сотрудничестве учителей и учащихся. Любой участник образовательного процесса (обучающийся, родитель, учитель) может подключиться к участию в программе в любой удобный для него момент, по желанию может посещать творческие мероприятия, участвовать в разработке и реализации проектов.
Содержание программы В соответствии с поставленными задачами программа реализуется в трех направлениях: «Правовое взаимодействие»; «Интеллект и творчество»; «Лидер и организатор досуга». «Правовое взаимодействие» Активное участие подростков в творческих и социальнозначимых проектах создает воспитательное пространство, способствующее развитию таких социальноважных качеств, как гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека; формирует у них представления о нравственности; влияет на приобретение опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми; способствует приобщению к культурным ценностям. «Интеллект и творчество» Данное направление предполагает такие значимые формы работы, которые стимулируют не только познавательный интерес ребенка, но и способствуют развитию у подростков коллективной мыслительной деятельности, стремления к поиску вариантов решения социально важных проблем, развивают познавательные процессы. Ведущей формой реализации основных направлений программы является игровое взаимодействие.
Именно в рамках игровой деятельности происходит становление новых форм отношений, корректируются принципы поведения, ценностные ориентиры всех участников игры. Игра побуждает к самоанализу и рефлексии. «Лидер и организатор досуга» Это направление предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров.
Задача выявления лидероворганизаторов и создание условий для развития лидерских качеств у подростков имеет большую социальную значимость. Решение в значительной мере способствует социализации ребенка, а развитие лидерских способностей повышает его адаптивность к изменяющимся социальноэкономическим условиям.
Только в деятельности возможно проявление лидерских качеств и свойств. Каждое направление Программы предполагает использование определенных форм и методов деятельности, подбор системы действий, направленных на решение поставленных задач.
По направлению «Правовое взаимодействие» предполагается выявить основные проблемы подростков школы, повысить степень владения ими нормативноправовой грамотой и определить основные пути решения проблем через анкетирование, проведение «круглых столов», социальное проектирование. Повысить просветительскую деятельность среди подростков, педагогов, родителей через СМИ о социально значимых делах детского объединения.
Основные виды работы: сборы актива (проводятся один раз в месяц) для выявления, обсуждения и поиска решений актуальных молодежных проблем, а также проблем социокультурного пространства села, решение которых будет способствовать формированию мотивационной сферы подростков; организация и проведение культурнодосуговых программ, коллективнотворческих дел для реализации полученных знаний, умений и навыков на практике; выпуск информационного листка о деятельности детского объединения. Направление «Интеллект и творчество» предполагает реализацию интеллектуально познавательных программ, проектов, ценность которых определяется уровнем интереса к ним подростков, их роли в развитии позитивного отношения к действительности, коррекции ценностных ориентиров личности.
Содержание игровых программ должно быть значимым, потенциально богатым с педагогической позиции, прививающим нравственные идеи и ценности, а также иметь творческую направленность для развития для развития мотивации к познанию и творчеству. Основные виды работы: занятия в клубе «Эрудит»; интеллектуальнопознавательные игры, целью которых является развитие мотивации к познавательнодосуговой деятельности, создание условий для раскрытия потенциальных способностей и талантов подростков.
Акцент в отборе содержания интеллектуальных игр необходимо сделать на повышение уровня гражданского самосознания подростков через знакомство с историей Отечества и своего края; сборы актива для обучения подростков основам проектной деятельности, развития навыков анализа социальных ситуаций, реализации знаний, умений и навыков в практической деятельности. По направлению «Лидер и организатор досуга» основными видами работы являются: «Школа лидерского начала» (проводится 1 раз в месяц) для знакомства с приемами организаторской работы, с методикой организации дел и анализа коллективной деятельности; Совместная разработка культурнодосуговых программ, проектов, акций и их реализация с целью применения полученных знаний, умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Этапы реализации Программы Подготовительный этап. Предполагает проверку знаний и умений детей, необходимых для социально значимой деятельности, их представлений о современном этапе развития общества, знаний ситуации и перспектив развития детского объединения, школы, села; выбор проблем и сбор информации по ней.
Задачи подготовительного этапа: пробудить творческую активность подростков и педагогов; ознакомить подростков с основами проектной деятельности. Адаптационный этап. Предполагает формулировку социальной проблемы, актуальной в данном сообществе, определение целей и задач социально образовательной деятельности, составление плана работы.
Задачи данного этапа: объединение детей в творческие коллективы; изучение мнений, интересов детей и педагогов, изучение социума; реализация социальнозначимых проектов, творческих программ; планирование работы и проведение комбинированных мероприятий по типу коллективного творческого дела. Этап социально образовательного становления.
Предполагает проведение плановых мероприятий, их анализ и корректирование плана реализации проекта. Задачи этого этапа: работа в социуме с ветеранами, подшефными, общественными организациями; развитие в детях самостоятельности, ответственности, творчества. Подведение итогов реализации социально образовательного проекта. Выбор инновационных форм и методов работы.
Задачи этапа: обобщение опыта работы. План действий по реализации программных мероприятий Направление «Правовое взаимодействие» Мероприятия Содержание Выявление, обсуждение и поиск решений актуальных молодежных проблем, а также проблем социокультурного пространства села.
Сроки ежемеся чно Выявление знаний детей и подростков о сентябрь правах и обязанностях несовершеннолетних Сборы актива Анкетирование «Права детей и подростков» «Имею право» «Мое жизненное кредо – жить по нормам права» (Дискуссионная гостиная «свободный микрофон») «Толерантность – путь к миру» («круглый стол») Организационноделовая игра по основным положениям Конвенции ООН о правах ребенка Мотивация к анализу и синтезу собственных взглядов, действий и поступков подростков по отношению к общепринятым моральным и правовым нормам бытия и жизнедеятельности. Обучение толерантному поведению в обществе. октябрь декабрь январь март «Имею право или обязан» Ситуативный практикум по воспитанию правовой культуры подростков.
Акция «Забота» Встреча с ветеранами войны и труда Выпуск молодежной информационной газеты «МИГ» Фестиваль социальных проектов Разработка и реализация социальных проектов для различных возрастных и социальных групп населения. Встреча с ветеранами войны и труда, с участниками локальных войн, оказание им помощи и поздравление с праздниками.
Освещение подготовки и реализации социальнозначимых дел. апрель июнь в течение года ежемеся чно Презентация социальных проектов. Направление «Интеллект и творчество» Мероприятия Сбор актива Содержание Знакомство с алгоритмом составления и проведения культурнодосуговых программ. навыкам проектной Обучение деятельности.
Заседание клуба Создание банка вопросов, разработка «Эрудит» интеллектуальных игр. Сроки ежемесячн ежемесячн о о Общешкольный Знакомство с культурой других наций, ноябрь праздник, посвященный толерантности Дню воспитание уважения к их обычаям и образу жизни. «Достоин будь награды русской!» «Мое Прииртышье: истории» вехи «Гитара, голос и свеча» Экскурсии, походы, поездки Участие муниципальных региональных конференциях в и Конкурсная познавательная программа о символах отличия.
Интеллектуальнопознавательная игра с элементами театрализации. Знакомство с историей своего края. Музыкальнолитературная композиция, посвященная празднованию Дня Победы.
Посещение музея истории района Посещение выставок краеведческого музея Походы выходного дня, экологические акции Учебнопоисковая научно исследовательская деятельность подростков. и Направление «Лидер и организация досуга» Мероприятия Содержание «Кто же такой лидер и какие качества его отличают?» «Школа лидерского начала» «Что значит организовать самого себя?» «Я есть, он есть, а мы?» «Я и группа: толерантность к себе и другим. Толерантное общение» «Мы – дети твои, Россия» «Детская общественная организация: вчера, сегодня, завтра» февраль март май октябрь в течение года май август ноябрь апрель Сроки сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль Участие в муниципальных и региональных мероприятиях «Дело и мероприятие. Правила март организаторской работы» «Наши современники» «Создадим будущее вместе» Сборы районного содружества детских объединений «Солнечное Прииртышье» май Форум молодежи области Форум «Радуга талантов» Районный конкурс проектов акции «Я апрель май октябрь, март июнь декабрь Гражданин России» Конкурс «Я – лидер» в течение года Предполагаемые результаты реализации Программы и способы оценки Результативность Программы можно оценить с помощью следующих показателей: количественного (охват общественности, количество участников, количество проведенных мероприятий, акций, социально значимых дел); изменение социального развития личности, участвующей в реализации Программы (чему научились, что узнали нового и т.п., качество продуктов социально значимой деятельности и др.); уровень социальной адаптации личности (повышение уровня социальной активности, успешности участников Программы); изменение общественного мнения (социальнопрофилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации); технологичность (уровень организации, четкость и эффективность управления, организационная культура участников). Формы и методы отслеживания результатов 1. статистические данные; 2. социометрия, анкетирование, шкалирование; 3. отзывы учреждений и организаций об эффективности социальнообразовательной деятельности в рамках реализации Программы.
Программа внеурочной деятельности» Дорогою добра» (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности» Дорогою добра» (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности» Дорогою добра» (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности» Дорогою добра» (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности» Дорогою добра» (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности» Дорогою добра» (8-11 класс)
Программа внеурочной деятельности» Дорогою добра» (8-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru