Задачи программы дополнительного образования

Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Цели могут быть направлены:

— на развитие ребенка в целом;

— на развитие определенных способностей ребенка;

— на обеспечение каждому ребенку требуемого уровня образования;

— на формирование у каждого ребенка умений и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки;

— на воспитание обучающихся в соответствии с высокими моральными ценностями;

— на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;

— на обучение детей трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи, формирование культуры и пр.

Для написания формулировки цели педагог может использовать существительные:

9 ДОП Формулируем задачи

— создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

— обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

— развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

— воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы:

Глаголы Существительные
способствовать помощь
развивать развитие
приобщать приобщение
воспитывать воспитание
обучить обучение
сформировать формирование
обеспечить обеспечение
поддержать поддержка
расширить расширение
углубить углубление
познакомить знакомство
предоставить возможность и т.д. предоставление возможности и т.д.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ

В данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления. Автору — составителю модифицированной образовательной программы следует указать предшествующие аналогичные программы, взятые за основу при разработке.

Программа дополнительного образования Cambridge English

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

В этом подразделе желательно поместить следующую информацию:

для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки и уровень базового образования; уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и половая принадлежность детей и т.д.;

какому возрасту детей адресована программа (диапазон, который охватывает возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении;

наполняемость групп (количество учащихся в каждой учебной группе определяется в соответствии с уставом учреждения, санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности и региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей);

предполагаемый состав групп (одного или разных возрастов);

условия приема детей (в том числе могут быть указаны условия дополнительного набора детей в коллектив на вакантные места, на второй, третий и другие годы обучения), система набора на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования, просмотра работ, наличия базовых знаний в определённой области и т.д.

Читайте также:
Программы для обновления данных

По распоряжению КО №2564 от 28.11.11 в ОДОД

наполняемость групп 1года обучения – 15 человек

наполняемость групп 2года обучения – 12 человек

наполняемость групп 3года обучения и последующих – 10 человек

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию:

— временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность,

— этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;

— количество часов на каждый год.

Допускается вариативность продолжительности курса на любом году обучения, которую необходимо обосновать и перечислить все предлагаемые варианты.

По распоряжению КО №2564 от 28.11.11 в ОДОД программы

1 года обучения должны быть рассчитаны на 72-144 часа в год,

2 года обучения : 144-216 часов в год,

3 года обучения: 216-288 часов в год

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Формы и режим занятий

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

работа по подгруппам (по звеньям)

Возможные формы проведения занятий: акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль, встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея, открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, фабрика, игра деловая, представление, фестиваль, игра-путешествие, презентация, чемпионат, игра сюжетно-ролевая, производственная бригада, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, поход, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие

Режим занятий. В данном подразделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

Источник: allrefrs.ru

Задачи программы дополнительного образования

Цели учреждений дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основными задачами учреждений дополнительного образования являются: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

2.2.1 Цели и задачи педагогических программ в сфере дополнительного образования

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей исследователи дополнительного образования Лебедев О.Е., Катунова М.В. и Трубицын Н.Ф. относят:

1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.

2. Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и областях, выходящих за рамки программ школьного образования.

Читайте также:
Определите число которое напечатает программа

3. Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.

4. Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.

5. Профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку.

6. Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. М., 2003.

С.99.

Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели развития личности.

Социальная значимость педагогических программ дополнительного образования обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:

* познавательным развитием, реализуемым через дополнительные программы, а также программы для одаренных детей;

* социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;

* раскрытием творческого потенциала, через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одаренных детей;

* развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. О.Е. Лебедева. М., 2003.С.100.

Таким образом, педагогические программы дополнительного образования рассматриваются как прикладные, практические программы, основанные на опыте творческой детской самореализации. Их целью является стимулирование и развитие потенциала личности, включение ее в системы социальных коммуникаций с помощью обучения, общественно полезной практики и досуга.

Проектирование педагогических программ обусловлено принципами массовости, личностной ориентации, общедоступности, креативности, единства обучения, воспитания и развития.

Ориентация на развитие креативности отражается в создании условий для практической «пробы сил» в различных областях жизнедеятельности.

Педагогические программы включают в себя все основные сферы взаимодействия человека с предметной средой, предоставляют возможность ребенку проявить себя в деятельностных сферах: «человек — человек», «человек — природа», «человек — художественный образ», «человек — техника», «человек — знаковая система».

Исследователи дополнительного образования Лебедев О.Е., Катунова М.В. и Трубицын Н.Ф. разделяют педагогические программы на два основных типа по своей направленности: образовательные и досуговые.

Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организована как массовый детский праздник, может носить камерный характер.

В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать коллективы, отдельные педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становятся важным фактором развития самосознания.

Источник: studbooks.net

Разработка целей и задач дополнительной образовательной программы.

В педагогике принято считать, что цели образования (обучения, воспитания, развития) — это характеристика ожидаемых результатов, соответствующих требованиям общества и потребностям личности. Различают глобальные и локальные педагогические цели. Локальные цели диагностируемы и достижимы, глобальные — не диагностируемы, выражают обобщенный идеал и, как правило, принципиально недостижимы.

Читайте также:
Что такое программы руткиты

Процесс целеполагания вызывает у многих педагогов дополнительного образования затруднения, хотя нормативные документы содержат прямые подсказки для формулировки целей. Так, например, в Требованиях к дополнительным общеразвивающим программам перечисляются следующие возможные целевые ориентиры:

  • — создание условий для развития личности ребенка;
  • — развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству как основы роста образовательных потребностей и запросов детей;
  • — развитие коммуникативных способностей, детской одаренности;
  • — обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • — приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • — профилактика асоциального поведения, положительная социализация;
  • — создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его включение в систему мировой и отечественной культур;
  • — укрепление физического и психического здоровья детей, коррекция умственного и физического развития;
  • — взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Программа работы любого детского объединения направлена как

минимум на 2-3 из вышеперечисленных целевых ориентиров. Педагогу остается выбрать приоритеты применительно к конкретному содержанию деятельности первичных детских объединений, которые в каждом учреждении автономны и уникальны. Они вытекают не только из социально-экономического контекста образовательной деятельности и внутренней логики развития образовательной ситуации, но и из новых ценностей, потребностей развития молодого поколения.

Задачи определяют конкретные шаги по достижению цели. При формулировке задач используют глаголы неопределенной формы, такие как «обучить, создать, развить, воспитать» и пр.

В тесной связи с задачами образовательной программы находятся планируемые результаты обучения. Типичной ошибкой начинающих педагогов дополнительного образования является рассогласованность задач и ожидаемых результатов, когда некоторые красиво сформулированные задачи «повисают», не выходя на результат, а ожидаемые образовательные или воспитательные результаты возникают не запланировано, ниоткуда. Поэтому важно помнить, что планируемые результаты обучения — это диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, которые представлены в программе в виде системы задач.

Ярким выражением новых образовательных ценностей является принцип ориентации вариативных программ дополнительного образования на достижение метапредметных и личностных результатов обучения. Поэтому педагогу при формулировании ожидаемых образовательных результатов необходимо сгруппировать их и выделить предметные, метапредметные и личностные результаты. Если дополнительная общеразвивающая программа преимущественно ориентирована на достижение воспитательных результатов, то вслед за рекомендациями Д. В. Григорьева и П. В. Куприянова [1] можно распределить планируемые воспитательные результаты по уровням:

  • — уровень социальных знаний;
  • — уровень социальных отношений;
  • — уровень получения социального опыта.

В любом случае воспитательные задачи и планируемые воспитательные результаты определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями учреждения, социума, возможностями самого педагога. В обобщенном виде они будут выглядеть следующим образом:

  • — сопровождение ребенка в становлении его личности;
  • — создание условий для проявления и обогащения склонностей, интересов и способностей ребенка;
  • — организация в детском коллективе воспитывающей и развивающей деятельности;
  • — формирование в детском объединении благоприятного психологического климата, способствующего духовно-нравственному развитию каждого.
  • [1] 19К Григорьев Д. В., Степанов П. В. Методический конструктор: пособие для учителя. —М.: Просвещение, 2010.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru