В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Вебинар «Программа “Наш дом – природа” и ФГОС ДО»
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных программ относятся:
1. «Радуга» (научный руководитель канд. пед. наук Т. Н. Доронова);
2. «Детство» (авторский коллектив РГПУ им. А.И.Герцена, под редакцией Т.И.Бабаевой и др.);
3. «Развитие» (коллектив детского центра Л.А.Венгера); «Истоки» (под руководством док. пед. наук Л.А.Парамоновой);
4. «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» (под редакцией М.А.Васильевой) и др.
5. Реализуется педагогическая технология «Детский сад — дом радости», созданная на основе типовой программы (научн. руковод. канд. пед. наук Н.М.Крылова).
6. Программа «Сообщество» (авторы К. А. Хансен, Р.К.Кауфман, К.Б.Уолш, созданная на основе американской программы непрерывного образования от рождения — до 10 лет «Step by step» — «Шаг за шагом»).
Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ:
2. «Природа и художник»;
3. «Наш дом – природа»;
4. «Жизнь вокруг нас»;
Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
Научная основа ознакомления детей с природой. Программы экологического воспитания дошкольников.
Обзор парциальных программа экологического образования и воспитания дошкольников
Программа «Наш дом — природа»
Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).
Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой.
«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.
Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и, которые составляют реальную опасность для природы планеты.
Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.
Программа «Юный эколог»
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» — программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.
Автор – кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования Николаева С.Н. Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания.
Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г.
Саморуковой и др.).
Программа состоит из 2-х подпрограмм:
· «Экологическое воспитание дошкольников»;
· «Повышение квалификации дошкольных работников по экологическому воспитанию детей».
Содержание 1-ой подпрограммы основывается на чувственном восприятии детьми природы (триада «вижу-слышу-осязаю»), эмоциональном взаимодействии с ней (любой контакт с природой обязательно вызывает какие-либо эмоции), элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ.
Основные цели 1-ой подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам; формирование навыков ухода за обитателями уголков природы.
Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы — приспособлении живых организмов к среде обитания.
Основные компоненты программы:
· передача ЗНАНИЙ об окружающем мире
· формирование ОТНОШЕНИЯ к природе
Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.
Программа «Юный эколог» включает в себя:
· концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
· экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы, как в детском саду, так и в семье;
· подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
· технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.
Источник: poisk-ru.ru
Экологическая программа «Наш дом — природа» для детей 5–7 лет
Программа «Наш — дом природа» предназначена для работы с детьми от пяти лет и рассчитана на два года.
1. Я и природа
Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи программы.
Обучающий компонент. Что такое «природа». Солнце (свет и тепло, вода, воздух (ветер, растения, животные, почва как компоненты природы. Значение природы в жизни человека. Человек как часть природы.
Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных).
Публикация «Экологическая программа „Наш дом — природа“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывающий компонент. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы.
Практическая работа. Работа на экологической тропе.
Обучающий компонент. Вода в природе, водоемы, осадки (дождь, снег, роса, град). Основные свойства воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества (на опытах). Различные состояния воды (лед, вода, пар). Знакомство с круговоротом воды в природе (путешествие капельки).
Вода в жизни наземных животных, растений (в том числе комнатных растений и животных уголка природы). Водные растения, животные. Их приспособленность к жизни в воде. Использование воды человеком. Вода в нашем доме, необходимость экономии воды.
Загрязнение водоемов и влияние этого фактора. Вода и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Осознанное, бережное отношение к воде как к важному природному ресурсу. Экономное использование воды в быту. Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов. Эстетическая оценка воды в природе (красота реки, капель росы, сверкающего снега).
Практическая работа. «Исследователи воды»; прослушивание музыкальных фрагментов (выбор тех, в которых упоминаются водные объекты, создание портрета «Волшебной воды».
Обучающий компонент. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер – движение воздуха.
Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури. Воздух как среда обитания живых организмов. Летающие животные (птицы, насекомые). Распространение семян растений ветром. Особенности строения семян, разносимых ветром (на примере отдельных растений).
Чистый и загрязненный воздух. Роль растений в поддержании чистоты воздуха. Источники загрязнения: автомобили, заводы, фабрики. Чистый воздух и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Знание источников загрязнения воздуха, опасность дышать загрязненным воздухом, понимание необходимости избегать загрязненных мест (не играть в местах скопления машин, возле гаражей, вблизи заводов и т. д.). посадка растений на улице и в помещении, уход за ними, понимание роли растений в очистке воздуха. Воспитание отрицательного отношения к факторам, загрязняющим воздух.
Практическая работа. «Исследователи воздуха»; прослушивание музыкальных фрагментов (выбор тех, которые отражают характер погоды).
Обучающий компонент. Солнце – источник света и тепла. Смена дня и ночи. Роль света в жизни растений и животных (на примере комнатных растений и животных уголка природы). Ночные животные, животные, обитающие под землей в условиях отсутствия или недостатка света. Сезонные изменения в природе. Животные, обитающие в условиях холода и жары.
Роль Солнца в жизни человека. Легенды и сказки о Солнце. Солнце и наше здоровье.
Воспитывающий компонент. Уход за животными уголка природы и комнатными растениями с точки зрения обеспеченности их светом и теплом. Эмоциональное отношение к Солнцу. Красота природы при разных условиях освещения (закаты, восходы).
5. Камни, песок, глина
Обучающий компонент. Свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Песок и глина вокруг нас. Свойства глины: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок (строительство, песочные часы и т. п.) и глину (посуда, кирпич, дымковская игрушка).
Разнообразие камней в природе. Знакомство с коллекцией камней. Отличительные признаки камней (твердые, не рассыпаются).
Воспитывающий компонент. Развитие эстетического вкуса детей (знакомство с образцами народных глиняных игрушек). Умение использовать природные материалы в жизни, в быту (глина, кирпич, посуда, камень – строительство, памятники, укрепления и пр.). Воспитание бережного отношения к природным материалам и сделанным из них предметам.
Практическая работа. «Определение свойств песка и глины».
Обучающий компонент. Почва как верхний слой земли: «живая земля». Обитатели почвы (на примере дождевого червя, их роль в формировании почвы. Значение почвы для жизни растений, в том числе выращиваемых человеком. Необходимость охраны почвы.
Воспитывающий компонент. Выработка навыков ухода за растениями (копка, рыхление почвы на грядках, весеннее удобрение, уход за комнатными растениями). Формирование основ понимания необходимости бережного отношения к почве и ее жителям и значения почвенных животных в природе. Правила поведения при обработке растений и почвы ядохимикатами.
Практическая работа: Заготовка песка, земли. Создание альпийской горки (альпинария).
Игры: Инсценировка игры «Обитатели почв».
Обучающий компонент. Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кустарники. Травы, их характерные признаки. Части растений (корень, ствол, листья и пр.).
Связь растений с насекомыми. Растения – пища животных и человека. Развитие растений (на примере1–2 растений ближайшего окружения). Влияние света, тепла, воды на жизни растений. Понятие о дикорастущих, культурных, комнатных, лекарственных, ядовитых растениях.
Воспитывающий компонент. Воспитание эстетического отношения к растениям, умения любоваться ими и бережно к ним относиться. Понимание роли растений в природе и жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями. Правила обращения с незнакомыми растениями и умения различать ядовитые растения.
Практическая работа: Высадка светолюбивых и теневыносливых растений на альпийской горке. Полив растений, защита от перегрева в жаркое время года. Создание небольшого водоема с водными растениями.
Игры: «Танец цветов», постановка танца, отражающего особенности растений. Игра с мячом «съедобное – несъедобное». Рисунки – фантазии на тему растений.
Обучающий компонент. Основные отличительные признаки животных. Разнообразие животного мира. Знакомство с некоторыми представителями птиц, зверей, насекомых, рыб, земноводных, рептилий, моллюсков. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных.
Питание животных, способы передвижения. Места обитания, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных. Размножение животных на примере 1 – 2 видов, обитающих на территории края, области.
Воспитывающий компонент. Воспитание бережного отношения в животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения, неправомочности их деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Формирование навыков ухода за домашними животными, обитателями живого уголка.
Понимание необходимости охраны не только самих животных, но и «их» дома, местообитаний. Правила поведения по отношению к животным во время пребывания на природе. Помощь животным, обитающим рядом с нами.
Практическая работа: Кормление и уход за обитателями живого уголка. Наблюдения за сезонными изменениями зверей живого уголка. Знакомство с гнездами птиц родного края.
Игры: «Танец животных», отражающий поведение животных в природе. Изготовление макетов животных из пластилина. Рисунки-фантазии красками. Музыкальные занятия с соотнесением музыкального произведения с видом животного. Театральные постановки литературных произведений, главными героями которых, являются животные и растения.
Прослушивание записей голосов животных и птиц родного края; игра «Угадай, чей голос?»
Обучающий компонент. Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных). Взаимосвязь живой природы с неживой (водой, светом, теплом). «Дома» лесных растений и животных. Последствия уничтожения деревьев (исчезновение животных, растений, муравейников, грибов). Лес и человек.
Значение леса как части природы; его роль в жизни человека. Лес и наше здоровье. Причины исчезновения лесов на Земле. Охрана леса.
Воспитывающий компонент. Бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу, понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожения деревьев, сбора растений для букетов). Умение видеть красоту леса.
Экскурсии и прогулки : Экскурсия по площадке детского сада. Знакомство и наблюдениями за деревьями и кустарниками.
Практическая работа: Наблюдения о взаимосвязях живой и неживой (свет, тепло, вода) природы на альпийской горке.
Игры: Театральные постановки о жизни леса и его обитателей. Рисунки-фантазии на тему «Лес – наше богатство». Изготовление тематических указателей о защите леса. Воспроизведение на игрушечных музыкальных инструментах шума листвы.
5. Человек и природа
Обучающий компонент. Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Природа как среда обитания, «дом» человека. Отношения современного человека с природой. Факты от отрицательного воздействия человека на природу.
Вымершие животные. Красные книги. Примеры рационального использования природы человеком. Создание заповедников. Охрана редких видов животных и растений.
Древние люди и природа. Как жить в дружбе с природой.
Воспитывающий компонент. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и быту. Эстетическое восприятие природы. Участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности.
Экскурсии и прогулки : «Экологическая тропинка». Выбор хозяина тропы. Размещение на маршруте различных природоохранных знаков, табличек, указаний.
Практическая работа: Создание «Живой Красной книги». Наблюдения за примерами вредного воздействия человека на природу : изменения растительного покров под влиянием вытаптывания.
Игры: Рисунки-фантазии красками, отражающими «настроение» природы. Инсценировка «Праздник природы», отражающей красоты живого мира. Театральное представление «Вымершие животные». Конкурс рисунков «Хозяин экологической тропинки». Театральное представление о рациональном отношении к природе.
Подведение итогов. Проведение викторин, конкурсов. Изготовление поделок из природного материала. Выставка детских работ.
Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию «ПРИРОДА — НАШ ДОМ» «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Экологическая квест-игра «Природа» на участке детского сада Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры. Задачи: Образовательные: — закрепить.

Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.
Конспект занятия «Природа и человек» для детей старшей группы Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.

НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Портфолио-волшебные книжки детей кружка «Наш дом — Природа» Воспитатель первой квалификации Ковтун Е. И. В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными.

Природа Югры в творчестве детей 6-го года жизни (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю продукты деятельности детей проектно-тематической недели «По лесным осенним дорожкам нашего.

Сценарий для детей школьного возраста «Природа — это дом, в котором мы живем» Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает.

Эко-урок «Полна загадок Чудесница Природа» для детей 5–8 лет Эко-урок «Полна загадок Чудесница — Природа» Цель: Обобщить представления детей о лесе как доме животных и растений. Задачи: 1. Способствовать.
Конспект занятия об экскурсии «Природа Летом» для детей 6–10 лет Цель :Знакомство с летней природой. Задачи: 1. Изучить взаимосвязь всего живого на Земле, пищевые связи. 2. Научиться определять растения,.
Источник: www.maam.ru
Программа ‘Наш дом — природа’
Автор Н.А. Рыжова
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом.
Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом — природа» — авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.
Структурно-содержательная характеристика
Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий — эколого-географических, национально-культурных — и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.
- В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.
- Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.
- Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
«Наш дом — природа» — программа, ориентирующая педагога на передачу детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка.
В программе отражаются первоначальные знания из области трех основных направлений экологии: биоэкологии (или общей экологии), социальной и прикладной экологии. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В программе «Наш дом — природа» нашли отражение следующие вопросы биологической экологии.
Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения (для животных — и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).
Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы), их разнообразие, тесная связь компонентов.
В программу включается ряд вопросов социальной экологии:
- люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы;
- как я влияю на природу;
- мое здоровье и окружающая среда;
- моя экологическая безопасность;
- что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе;
- что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды.
Это способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения.
Программой предусмотрено знакомство детей с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, доме. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности вдыхания выхлопных газов, что гулять возле свалки опасно для здоровья.
В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии:
- как нужно вести себя в природе;
- почему нужно бережно относиться к ней;
- как экономить природные ресурсы;
- почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране;
- почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения;
- что такое заповедники; для чего созданы Красные книги.
Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).
Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.
Предметно-развивающая среда
Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями автора.
Учебно-методическое обеспечение
Программа имеет полное учебно-методическое обеспечение: выпущены методические разработки, представленные в серии книг НА. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Программа рекомендована Министерством образования РФ. В тетрадях для детей даны задания, которые они могут выполнять в рамках различных блоков. Эти задания сгруппированы по тематике.
В тетрадях также находятся карточки, из которых вместе с детьми изготавливаются дидактические пособия.
Результаты апробации программы
Материалы комплекта апробированы в дошкольных учреждениях страны и получили положительную оценку. Предполагается творческое использование программы воспитателем. Многие конспекты занятий по просьбе работников ДОУ написаны детально, однако их можно дополнять, делить на несколько частей в зависимости от характера работы. Важно только, чтобы все дополнения соответствовали тематике занятий и были экологически грамотными. Необходимо помнить и о краеведческом аспекте обучения, учить на примерах среды ближайшего окружения, природы родного края.
- Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
- Назад
- Вперед
Источник: doshkolniki.org