В данной работе проведен анализ государственной программы «Содействие занятости», которая выступает в качестве одного из инструментов управления политикой занятости населения в Российской Федерации. В статье представлены цели и задачи, которые сформированы для успешной реализации государственной программы «Содействие занятости». Также автором рассмотрены способы финансирования программы, для достижения поставленных целей в период 2022-2024 гг. В процессе исследования автором выдвинуто предположение, что сформированные цели могут быть не достигнуты, так как прогнозировать развитие страны и экономики Российской Федерации под влиянием санкций очень тяжело, также проблемой в успешной реализации программы выступает высвобождение персонала с зарубежных компаний, которые уходят с отечественного рынка. В целом работа представляет собой аналитический обзор программы «Содействие занятости».
In this paper, the analysis of the state program «Employment Promotion», which acts as one of the tools for managing the employment policy of the population in the Russian Federation, is carried out. The article presents the goals and objectives that have been formed for the successful implementation of the state program «Employment Promotion». The author also considers ways to finance the program to achieve the goals set in the period 2022-2024. In the course of the study, it was suggested that the formed goals may not be achieved, since it is very difficult to predict the development of the country and the economy of the Russian Federation under the influence of sanctions, and the problem in the successful implementation of the program is the release of personnel from foreign companies that leave the domestic market. In general, the work is an analytical review of the «Employment Promotion» program.
Цели и задачи программы содействия занятости населения обсудили в Югре
Ключевые слова:
занятость населения; рынок труда; безработицы; бедность; трудоспособное население; государственная программа; государственное регулирование
employment; labor market; unemployment; poverty; able-bodied population; state program; state regulation
УДК 351/354
Государство в рамках исполнения своих полномочий использует инструменты, позволяющие упростить систему деятельности органов государственной власти. Одним из инструментов выступают формируемые государственные программы Российской Федерации. Государственная программа РФ является ключевым программным документом, который отражает этапы реализации поставленных задач, и с прописанным бюджетом для достижения поставленных целей [4, c. 140]. Также в программах отражены планируемые показатели, которые должны быть достигнуты по итогам реализации программы.
Актуальность. Занятость населения является одной из приоритетных задач государственного управления [2, c. 3]. Это обосновывается тем, что эффективная политика занятости населения позволяет повысить благосостояние граждан, снизить процент безработицы, повлиять на интенсивность товарно-денежных отношений и развитие экономики в целом. В связи с этим выступает необходимость проводить исследование рациональности используемых методов и инструментов государственного управления в области политики управления занятостью.
В Центре занятости населения действует программа по социальной адаптации
Цель работы изучить государственную программу «Содействие занятости» и определить ее актуальность в современных условиях.
Задачи:
1. изучить цели и задачи государственной программы;
2. Рассмотреть финансовое обеспечение программы на период 2022-2024 гг.;
3. выявить показатели, которые необходимо достигнуть;
4. сделать выводы по итогам исследования.
Новизна заключается в том, что нынешняя государственная программа требует внесения корректировок, в связи с влиянием политических, экономических и социальных факторов на занятость населения, вызванных пандемией Covid-19 и санкционными мерами по отношению к России в 2022 году.
На сегодняшний день в стране действует Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости», срок действия которой составляет 2013-2030 гг.
Основные цели программы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Цели государственной программы «Содействие занятости» [10]
Для достижения поставленных целей сформированы следующие задачи:
1. цифровизация социально-значимых услуг, доступных для населения, доля которых должна быть не менее 95%;
2. забота о здоровье населения и благополучии людей Российской Федерации;
3. Внедрение мероприятий, направленных на снижение бедности в стране в 2 раза по отношению к показателям 2017 года. В 2018 году вносились правки в программу, в связи с чем ориентация была сделана на 2017 год [10].
Источниками бюджетирования на реализацию программы выступают бюджетные ассигнования за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В таблице 1 представлено финансовое обеспечение программы на 2022-2024 гг., в соответствие с внесением корректировок от первоначально запланированных данных.
Таблица 1 – Финансовое обеспечение государственной программы «Содействие занятости» на 2022-2024 гг., тыс. руб. [10]
в том числе: межбюджетные трансферты
Консолидированные бюджеты субъектов
Бюджеты государственных внебюджетных фондов
На рисунке 2 представлена динамика финансирования за исследуемый период.
Рисунок 2 – Финансирование государственной программы за 2022-2023 гг., тыс. руб. [10]
Представленные данные свидетельствуют, что к 2024 году сумма финансирования снижается. Однако, в период внесения правок в программы не были учтены события 24 февраля 2022 г., в связи с чем ситуация на рынке труда значительно изменилась. Такая ситуация обоснована тем, что по отношению к Российской Федерации постоянно применяются санкционные меры, в результате чего с отечественного рынка уходят многие зарубежные компании. На сегодняшний день зарубежные компании приостановив деятельность, выплачивают своим сотрудникам среднемесячную заработную плату, но предполагается, что к концу года произойдет массовое высвобождение персонала, что приведет к росту безработицы в стране [4, c. 489].
Таким образом, судить об эффективности программы сложно, так как при ее разработке не учитывалось, что на территории страны может быть пандемия, в связи с которой большая численность населения останутся без работы. В программу вносятся корректировки, и продлевается срок реализации. Однако четкая уверенность в том, что показатели будут достигнуты, отсутствует.
Основные показатели, которые должны быть достигнуты в рамках реализации государственной программы «Содействие занятости» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Планируемые показатели эффективности при реализации государственной программы «Содействие занятости» [10]
Однако стоит отметить, что в стране прогнозируется естественная убыль населения, предполагаемые показатели представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Численность трудоспособного населения РФ, текущие данные и прогнозирование за 2017-2030 гг., млн. чел. [8, c. 240]
Представленные данные позволяют отметить, что с каждым годом будет снижаться численность трудоспособного населения и только к 2030 году прослеживается незначительное увеличение. На основании выше представленных данных можно отметить, что программа «Содействие занятости» может быть реализована не до конца, из-за снижения численности трудоспособного населения. Тут же стоит отметить, что на данный момент влияние оказывают не только спецоперация в Украине, но и новые вспышки коронавирусной инфекции COVID-19.
Результаты
Обобщая выше представленную информацию, можно подчеркнуть, что эффективность реализации программы содействие занятости и реализация политики занятости населения осложняется рядом проблем:
1. уходом с отечественного рынка зарубежных компаний, что повлечет за собой рост безработицы;
2. вспышки коронавирусной инфекции, что отразится негативно на здоровье граждан;
3. нестабильная экономическая ситуация в стране;
4. прекращение деятельности многих отечественных компаний, так как многие испытывают трудности из-за нехватки сырья, поставляемого из зарубежных стран.
Заключение
Подводя итоги исследования, сложно утверждать, что представленные показатели в программе «Содействие занятости» будут достигнуты, так как на эффективность программы оказывают влияние различные факторы. Также отсутствует четкое понимание того, как будет развиваться экономика Российской Федерации под влиянием санкций, так как от развития экономики полностью зависит эффективность реализации программы «Содействие занятости» и управление политикой занятости населения в целом.
Библиографический список:
1. Асриянц К.Г. Антикризисное государственное управление на региональном уровне // Журнал прикладных исследований. 2022. № 1. С. 488-492.
2. Аксенюшкина Е.В. Анализ и моделирование уровня занятости населения Иркутской области // Вестник. 2022. № 2. С. 3-9.
3. Бобков В.Н. Влияние безусловного базового дохода на сферу занятости населения в оценках Российских экспертов // Экономика региона. 2022. № 1. С. 159-174.
4. Гуторова Е.В. Оценка влияния территориальной мобильности рабочей силы на эффективность рынка труда // Вестник. 2022. № 1. С. 139-154.
5. Зверева Е.В. Политика занятости населения в системе регионального //Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-2 (87). С. 6-9.
6. Левицкая А.Н. Российский рынок труда в условиях дефицита молодых специалистов: проблемы и перспективы развития. // Творчество молодых ученых. 2022. №1. С. 159-167.
7. Сергиенко Н.С. Теоретические основы реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты Российской Федерации // Вестник финансового университета. 2022. № 1. С. 108-115.
8. Хаирова С.М. Анализ соответствия параметрам качества работы органов государственной службы занятости населения // Наука о человеке. 2022. № 2. 239-249.
9. Официальный интернет-портал правовой информации». URL: www.pravo.gov.ru. (Дата обращения: 09.08.2022).
10. Государственная программа «Содействие занятости» 2013-2030 гг. / Портал Госпрограмм. [Электронный ресурс]. URL: https://programs.gov.ru/Portal/home . (Дата обращения: 09.08.2022).
Комментарии пользователей:
7.10.2022, 9:00 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Вавульского Олега Юрьевича немалой значимости в условиях важности борьбы с безработицей. Но её будет читать не только новое поколение граждан, но и старое, сопоставляющее текущую реальность с прежней общественной жизнью, с доперестроечной. Но таких сопоставлений в данной работе нет. Как власть тогда боролась с безработицей? Ведь тогда были исключены частное предпринимательство, частные фирмы, немало важные дистанции между бедными и богатыми! Статья публикации достойна, но после сопоставлений нынешней обстановки с той, что была до роспуска СССР. |
16.10.2022, 15:44 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Статью автора Вавульского О.Ю. «Исследование государственной программы занятости населения» рекомендую к публикации в журнале, т.к. в статье в заключении автором четко указано, что «развития экономики полностью зависит эффективность реализации программы «Содействие занятости» и управление политикой занятости населения в целом». |
2.11.2022, 16:15 Вавульский Олег Юрьевич Отзыв: Безработицы в СССР не было более 60 лет, последнюю биржу труда закрыли в 1930 году. Плановая экономика учитывала все аспекты экономической жизни страны и занятости населения, в этих планах, отводилась особая роль. Вновь об этой проблеме заговорили лишь после того, как реформы 1980-х — начала 1990-х привели к резкому падению производства и социально-экономическим издержкам. В апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения в РСФСР». Тогда же были возрождены биржи труда, появились первые зарегистрированные безработные и пособия по безработице. |
Источник: sci-article.ru
Занятость населения: цели, задачи
Формирование в Российской Федерации рынка труда диктует необходимость разработки государственной политики занятости, учитывающую специфику переходного периода экономики, национальные особенности, традиции, менталитет населения. Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях в условиях рыночных отношений является регулирование занятости населения, решение проблем безработицы и ее последствий.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Государственная политика занятости населения — научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда.
Цель политики занятости — содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Задачи политики занятости: сдерживание сокращения экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействие росту инвестиционной активности, создание новых рабочих мест путем проведения институциональных преобразований, селективной, структурной политики, реализации нрава граждан на груд на территории, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республика, край, автономная область и т.д.).
Государственная политика занятости направлена па:
— развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
— обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
— создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
— поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
— осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);
— предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
— поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
— объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
— координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;
— координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
— международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм1.
Объект политики занятости — все работники (не только безработные).
Функциональная роль государственной политики занятости — обеспечение рациональной включенности трудоспособного населения в сферу занятости, региональное распределение рабочей силы на территории в соответствии с количеством и качеством рабочих мест; поддержание занятости на максимально возможном уровне; регулирование отношений между субъектами рынка рабочей силы; обеспечение средствами существования лиц, не имеющих работы, и т.д.
Направления государственной политики занятости:
— преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией, имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;
— сдерживание массового высвобождения работающих;
— создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;
— обеспечение эффективной целевой поддержки, защиты граждан, потерявших работу или находящихся под риском увольнения;
— дополнительное содействие занятости трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;
— смягчение последствий долговременной безработицы. Правовую основу государственной политики занятости
в Российской Федерации составляют: Конституция РФ; Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и другие нормативные правовые документы.
Кроме того, реализации политики занятости способствуют постановления Правительства РФ, утверждающие целевые программы содействия занятости населения Российской Федерации.
Государственная политика занятости может быть двух видов: активная и пассивная.
Активная политика занятости — совокупность правовых, организационных, экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнения работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовка, повышение квалификации лиц, имеющих работу; активный поиск и подбор рабочих мест, организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
Проведение активной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральных и региональных программ занятости.
Пассивная политика занятости обеспечивает, как правило, сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированных государством пособий по безработице, социального пособия, доплат на иждивенцев, материальной помощи безработным, услуг по поводу рабочих мест.
Пассивная политика занятости предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости.
Государственная политика занятости имеет многоуровневый характер: федеральный (общегосударственный), субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов), местный (локальный) — на территории органа местного самоуправления.
Государственная политика занятости на федеральном уровне включает совокупность правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости.
Федеральная политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной, налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, региональные программы, каждая из которых состоит из четырех блоков: аналитического (сбор аналитической, статистической и иной информации, выявление приоритетных проблем занятости на уровне государства); программно-целевого (определение конкретной цели и составление программы обеспечения занятости); ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов); организационно-координирующего (организация, контроль, координация выполнения программ).
Политика занятости на государственном уровне предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья по поводу миграционного обмена, пенсионного обеспечения в случае добровольного или вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на работу в иные государства.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывая особенности демографического, социально-экономического развития территорий.
Региональные программы занятости населения делятся на три уровня: республиканская проблема занятости населения, содержащая набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики; областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня; районная (городская) программа занятости, представляющая набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участков рынка труда.
Целесообразным способом, способствующим решению проблем занятости па региональном уровне, является использование нестандартных форм занятости, являющихся удобной формой сочетания необходимости работать с другими видами общественно-полезной деятельности (учебой, семейными обязанностями, воспитанием детей и др.), а также единственно приемлемым способом постепенного включения или выхода из трудовой деятельности (молодежь, инвалиды, пожилые и др.).
Для реализации политики занятости на территории Российской Федерации с 2004 г. существует Федеральная служба по труду и занятости населения (Роструд) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров’.
Федеральная государственная служба населения осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К основным функциям Службы относятся:
— осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
— реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;
— реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;
— осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников па получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
— осуществление контроля за расходованием органами исполнительной власти субъектов РФ средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, в пределах своей компетенции.
Федеральная служба по труду и занятости населения находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Руководитель Службы назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра здравоохранения и социального развития РФ.
В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» создан Государственный фонд занятости, который является государственным внебюджетным фондом и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости.
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации — централизованный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализации мероприятий в области содействия занятости населения и формируемый на страховой основе. Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения образуются за счет:
— обязательных страховых взносов работодателей;
— обязательных страховых взносов с заработка работающих;
— ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов;
— добровольных взносов юридических и физических лиц, других поступлений.
Фонд находится в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы по труду и занятости населения и направляется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Имущество Фонда является федеральной собственностью.
Большую роль в разработке и реализации программ обеспечения занятости населения играют негосударственные органы и организации: Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, некоммерческие организации.
Важным направлением обеспечения занятости населения является организационно-координирующая деятельность и контроль за выполнением мероприятий. В данном процессе заметную роль играют профессиональные союзы.
Источник: infopedia.su
Характеристика государственной программы РФ «Содействие занятости населения»
1. Характеристика государственной программы РФ «Содействие занятости населения»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
ПИТИРИМА СОРОКИНА»
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Характеристика
государственной программы РФ
«Содействие занятости
населения»
Исполнитель:
студентка 731 гр.
Козлова Мария
Сыктывкар 2017
2. Цели Программы
создание правовых,
экономических и
институциональных
условий, способствующих
эффективному развитию
рынка труда
3. Ответственный исполнитель Программы
Министерство труда и социальной
защиты Российской Федерации
Срок реализации Программы
2013 г. — 2020 г.
4. Подпрограммы Программы
Подпрограмма «Активная политика занятости населения и
социальная поддержка безработных граждан» (2013 -2020
годы);
Подпрограмма «Внешняя трудовая миграция» (2013 — 2016
годы);
Подпрограмма «Развитие институтов рынка труда» (2013 – 2020
годы);
Подпрограмма «Оказание содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом» (2015 — 2016 годы)
5. Задачи Программы
• обеспечение реализации права граждан на защиту от
безработицы;
• повышение эффективности регулирования процессов
использования трудовых ресурсов и обеспечение
защиты трудовых прав граждан
6. Подпрограмма «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан»
Подпрограмма «Активная политика занятости
населения и социальная поддержка
безработных граждан»
Задачи подпрограммы:
• Цель подпрограммы:
предотвращение роста
напряженности на рынке
труда
• совершенствование нормативноправового регулирования в
сфере занятости населения;
• повышение эффективности
содействия трудоустройству
безработных граждан;
• совершенствование мер
социальной поддержки
безработных граждан
7. Подпрограмма «Развитие институтов рынка труда»
Подпрограмма «Развитие институтов
рынка труда»
Цели подпрограммы:
• содействие поддержанию
высокой квалификации и
сохранению здоровья
работников;
• обеспечение защиты трудовых
прав граждан
Задачи подпрограммы:
• создание условий для повышения
качества рабочей силы и развития
ее профессиональной
мобильности;
• улучшение условий труда;
• обеспечение соблюдения
трудовых прав граждан
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
сокращение разрыва между уровнями общей и регистрируемой безработицы (отношение численности
безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к общей численности
безработных в соответствии с методологией Международной организации труда увеличится с 24
процентов в 2013 году до 30 процентов к 2020 году);
создание в 2013 — 2020 годы (ежегодно) до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
создание основы для формирования требований федеральных государственных образовательных
стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных
программ профессионального образования в части профессиональной компетенции, а также основой
разработки программ профессионального обучения в соответствии с потребностями рынка труда путем
утверждения и актуализации профессиональных стандартов;
улучшение условий труда работников (количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда
(снижен класс (подкласс) условий труда) к 2020 году достигнет 1900 тыс. человек;
обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
поддержание социальной стабильности в обществе
9.
Характеристика
государственной
программы Республики
Коми «Содействие
занятости населения»
10.
Цель Программы
обеспечение
максимально возможной
занятости
трудоспособного
населения и реализация
прав граждан в области
социальной защиты от
безработицы
11. Ответственный исполнитель Программы
Министерство труда, занятости и
социальной защиты Республики Коми
Этапы и сроки реализации Программы
1 этап: 2013 — 2015 годы
2 этап: 2016 — 2020 годы
12.
Подпрограммы Программы
Подпрограмма
«Управление
региональным
рынком
труда,
регулирование
процессов
формирования
и
использования
трудовых ресурсов»;
Подпрограмма «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на
оборудованные (оснащенные) для них рабочие места» (не действует с 1 января
2016 г.);
Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной Программы» (не
действует с 1 января 2016 г.);
Подпрограмма «Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения,
направленные на снижение напряженности на рынке труда Республики Коми»;
Подпрограмма «Государственное регулирование рынка труда в Республике
Коми» (введена в действие с 1 января 2017 г.)
13.
Задачи Программы
1) содействие в реализации прав граждан в сфере занятости;
2) предупреждение роста уровня безработицы незанятых
инвалидов (не действует с 1 января 2016 г.);
3) снижение напряженности на рынке труда Республики Коми;
4) формирование прогнозируемого, эффективного и
управляемого регионального рынка труда (введена в действие
с 1 января 2017 г.)
14.
Подпрограмма «Управление региональным рынком труда,
регулирование процессов формирования и использования
трудовых ресурсов»
Задачи подпрограммы:
• Цель подпрограммы:
содействие в реализации
прав граждан в сфере
занятости
1) совершенствование профессионально-квалификационной
структуры и механизмов трудоустройства граждан;
2) обеспечение социальной защищенности безработных
граждан;
3) развитие трудовой мобильности населения (действовала до 31
декабря 2016 г.);
4) обеспечение готовности реагирования органов службы
занятости, органов исполнительной власти Республики Коми и
органов местного самоуправления в Республике Коми на
динамические изменения на рынке труда (действовала до 31
декабря 2016 г.)
15.
Подпрограмма «Содействие трудоустройству незанятых
инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них
рабочие места»
• Цель подпрограммы:
предупреждение роста
Задачи подпрограммы:
1) расширение возможностей
трудоустройства незанятых инвалидов;
уровня безработицы
незанятых инвалидов
2) повышение заинтересованности
работодателей в создании и оснащении
имеющихся рабочих мест для
трудоустройства незанятых инвалидов
16.
Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной
программы»
• Цель подпрограммы:
обеспечение
реализации
мероприятий
Государственной
программы
Задачи подпрограммы:
1) ресурсное обеспечение деятельности
органов исполнительной власти
Республики Коми в сфере занятости
населения по реализации Государственной
программы;
2) обеспечение управления реализацией
мероприятий Государственной программы
на муниципальном уровне
17.
Подпрограмма «Дополнительные мероприятия в сфере занятости
населения, направленные на снижение напряженности на рынке
труда Республики Коми»
• Цель подпрограммы: снижение
напряженности на рынке труда
Республики Коми
Задачи подпрограммы:
1) поддержка эффективной
занятости;
2) поддержка наиболее уязвимых
категорий граждан
18.
Подпрограмма «Государственное регулирование рынка труда
в Республике Коми»
• Цель подпрограммы:
формирование
прогнозируемого, эффективного
и управляемого регионального
рынка труда
Задачи подпрограммы:
1) обеспечение готовности
реагирования органов службы
занятости, органов исполнительной
власти и органов местного
самоуправления в Республике Коми на
динамические изменения на рынке
труда;
2) реализация полномочий по надзору
и контролю в сфере содействия
занятости населения
19.
Предоставление государственных
услуг в рамках реализации
Государственной Программы за
2016 год
20. Содействие гражданам в поиске подходящей работы за 2016 год
Численность безработных на
декабрь 2016 г. – 8060 чел.
15%
47%
На общественные работы
38%
На постоянную работу
На временные работы
21. Содействие занятости инвалидов
5%
14%
10%
27%
На общественные работы
На постоянную работу
На временные работы
44%
На квотируемые рабочие места
На оборудованные рабочие места
22. Трудоустройство несовершеннолетних граждан по категориям
План трудоустройства – 8500 подростков
Факт – 9513 подростков
111%
Дети из
многодетных семей;
735
Дети из неполных
семей; 956
Дети, состоящие на
различных
профилактических
учетах; 751
Другие; 5641
Дети-сироты, дети,
оставшиеся без
попечения
родителей; 299
Дети из
малообеспеченных
семей; 1131
23.
24. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время
Трудоустроено
30%
всех ребят в возрасте
от 14 до 18 лет,
проживающих
в Республике Коми
Год
План (чел.)
Трудоустроено
(чел.)
Финансирование,
млн. рублей
2016
8500
9513
9,7
25.
Ожидаемые результаты реализации
Программы
• сохранение ситуации на рынке труда стабильной и управляемой;
• повышение качества и конкурентоспособности трудовых ресурсов;
• повышение степени сбалансированности спроса и предложения
рабочей
силы
на
рынке
труда
по
профессиональноквалификационной структуре и территориям;
недопущение к 2020 году роста уровня общей безработицы более чем
8,0% к численности рабочей силы;
недопущение к 2020 году роста зарегистрированной безработицы
более 1,7% к численности рабочей силы;
повышение к 2020 году уровня занятости населения до 67%
Источник: ppt-online.org