Организация: МБДОУ детский сад № 11
Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас
Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.
Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:
— осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.д.), указывающие на расположение предметов;
— выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
— активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т.д.);
— используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);
— в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.
Занятие по развитию речи в средней группе
Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.
Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются:
— формирование грамматически правильной речи;
— воспитание звуковой культуры речи;
— развитие монологической речи;
— приобщение к художественной литературе.
Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:
— речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);
-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;
— объяснение происхождения (этимологии) слова;
— ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;
— договаривание слов, недосказанных воспитателем;
— игра «Подскажи словечко».
При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование:
— существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;
— существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;
— глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;
— предлогов: под, из-за, из-под, между;
— на образовании слов по аналогии: лес – лесник.
Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи:
— показ и объяснения артикуляции звука;
— отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;
— выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;
— предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.
Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:
— многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;
Занятие по развитию речи в средней группе
— проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;
— произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.
Работа по обучению детей монологической речи включает:
— формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;
— задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:
— обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;
— способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.
К концу года дети могут:
— значительно увеличить свой словарь;
— активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;
— осмысленно работать над собственным произношением;
— осмысливать причинно-следственные отношения;
— подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;
— рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;
— активно сопровождать речью свою деятельность.
1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.
2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2014.
3.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Источник: www.adou.ru
Рабочая программа образовательная область «Речевое развитие» для средней группы (4 – 5 лет)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком, развивая мышления умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №4
решением педагогического приказом № 111 от 01.09.2016 г
совета протокол № 1 заведующего МАДОУ ЦРР –
от 31.08. 2016 г. детским садом № 4
для средней группы (4 – 5 лет)
Мовчан Ольга Вячеславовна,
МАДОУ ЦРР – детского сада № 4
2. Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с
— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);
— программой Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014, (далее программа «Детство»).
ФГОС дошкольного образования по речевому развитиювключает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направление «Речевое развитие» для детей 4-5 лет включает в себя разделы «Развитие речи» и «Чтение художественной литературы».
Программа раздела «Развитие речи» для детей 4-5 лет, предусматривает развитие связной речи в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи, а так же к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношению всех звуков родного языка.
На пятом году жизни у детей значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности. Дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально – экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.
Программа раздела «Чтение художественной литературы» предусматривает привитие интереса и любви к книге, художественным произведениям, учит получать удовольствие от общения с книгой; сочувствовать и сопереживать героям произведений, выделять их поступки и давать им элементарную оценку; запоминать и воспроизводить поэтическое произведения.
В данном возрасте у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистичными и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что постепенно развивает у них представление о некоторых особенностях жанра (небылицы, загадки, стихи, сказки, рассказы).
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ЕЕ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком, развивая мышления умственного, нравственного и эстетического воспитания.
- воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);
- развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
- подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);
- ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге);
- поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности.
Источник: nsportal.ru
Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»
В условиях современности , главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению . Дети , не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом навёрстывают упущенное , в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе .
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения , поют песни , отгадывают загадки , рассматривают иллюстрации к книгам , любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы : а как , а почему , а смогу ли я ? И ведь не секрет , что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы . А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что — то придумать , сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка . И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей
Тип проекта : долгосрочный
Сроки реализации проекта : н оябрь — август
Цель проекта : развивать речь детей , обогащать словарный запас через игровую деятельность ; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству , к речевому творчеству .
Задачи проекта :
· создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке ;
· формирование грамматического строя речи ;
· расширение словарного запаса ;
· развитие связной речи ;
· развивать активный словарь детей ;
· развивать способность детей придумывать повествования , рифмованные слова , словообразования , подбирать синонимы , антонимы , омонимы ;
· поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении .
Гипотеза :
В результате работы у детей повысится словарный запас , обогатиться речь , улучшиться выразительность речи , дети научатся сочинять небольшие стихотворения , составлять рассказы , придумывать сказки .
Участники проекта : воспитатели , дети , родители .
Методы и технологии реализации проекта : метод проекта , личностно — ориентированные и здоровьесберегающие технологии , дидактические игры , подвижные игры , театрализованные игры , сюжетно – ролевые игры , беседы с детьми .
Низкий уровень активного словарного запаса детей .
Причины :
1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря .
2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством .
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально — техническое :
· подборка консультативного материала для родителей
· разработка проекта , конспектов занятий
· подборка иллюстраций и детской литературы
· картотека речевых игр
· игрушки , пальчиковые игры , дидактические игры словесные игры
· сказки , стихи , иллюстрации к сказкам , потешки , чистоговорки
Идея проекта :
все занятия и игры по проекту « Мы играем , речь развиваем » взаимосвязаны , побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной , так и коллективной , для того , чтобы и педагог , и дети , и родители сохранили частицу радости , эмоциональный заряд , а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта .
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми , создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке . Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми : это цикл дидактических игр с игрушками и предметами , словесных , настольно — печатных . В систему работы включены подвижные игры . Также включены театрализованные игры , дети слушают сказки , инсценируют их . Значительное место отведено сюжетно — ролевым играм .
Ожидаемые результаты :
· Высокий уровень активного словарного запаса детей
· Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря .
· У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей .
Этапы реализации проекта .
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Механизм реализации проекта :
Первый этап – подготовительный : Подготовка к работе педагога :
o определение цели и задач проекта ;
o изучение необходимой литературы ;
— подбор методической литературы ;
o разработка тематического плана для реализации проекта .
Сотрудничество родителями :
· Консультация « Значение сказок в жизни ребенка ».
· Консультация « Ребенок и книга ».
· Подбор раскрасок на тему : « Герои русских народных сказок » в соответствии с возрастом детей .
· Консультация для родителей « Проведение домашних игр для развития речи детей ».
· Консультация для родителей « Читаем и сочиняем вместе с ребенком ».
· Создание альбома совместно с родителями « Говорят наши дети ».
· Создание альбома « Красивые слова ».
Второй этап – основной :
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний , умений и навыков .
Словесные игры и упражнения .
дидактические и подвижные игры ,
театрализованные и сюжетно – ролевые игры :
Дидактические и подвижные игры :
« Узнай по описанию », « Найди такой же », « Узнай по голосу », « Раздели на группы », « Какое время года ?», « Чего не хватает », « Кто в домике живет ?», « Что лишнее », « Хорошо , плохо », « Любимые сказки », « Чей малыш ».
« У медведя во бору », « Ловушки », « По ровненькой дорожке », « Мой веселый звонкий мяч », « Воробушки и кот », « Птички в гнездышках », « Серсо », « Море волнуется », « Гуси – лебеди », « Подбрось – поймай », « Жмурки », « Найди свое место », « Самолеты », « Зайка беленький сидит », « Лохматый пес » и другие .
Театрализованные и игры – драматизации :
« Репка », « Кошкин дом », « Колосок », « Теремок », « Колобок », « Заюшкина избушка », « Волк и семеро козлят », сказка В . Берестова « Как найти дорожку ».
Сюжетно – ролевые игры :
« Парикмахерская », « Магазин », « Строители », « Больница », « Почта », « Моряки », « Семья », « Айболит », « Шоферы », « Салон красоты », « Магазин игрушек » и другие .
Чтение художественной литературы : Е . Чарушин « Зайчата », А . Суконцев « Как ежик шубу менял », В . Чаплина рассказ « Мушка », Д . Биссет « Кузнечик Денди ».
Составление рассказов по картине : « Собака со щенятами », зимняя одежда , по серии сюжетных картин « Здравствуй , зимушка — зима »
Третий этап – заключительный :
· Период осмысления собственных результатов .
Результаты проекта . Вывод .
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день . Он дает возможность ребенку экспериментировать , систематизировать полученные знания , развивает творческие способности и коммуникативные навыки , которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению , что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов .
Результаты :
Таким образом , можно сделать выводы :
· В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками .
· Учится выполнять правила игры .
· В игре интенсивно развиваются все психические процессы , формируются первые нравственные чувства .
· В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности .
· В игре идет интенсивное развитие речи .
· В игре формируются новые мотивы и потребности .
Таким образом , в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции : — умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации ;
o умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач ;
o умение задавать вопросы ;
o умение взаимодействовать в системах « ребёнок — ребёнок », « ребёнок взрослый ».
o умение получать необходимую информацию в общении ;
o умение вести диалог со взрослыми и сверстниками ;
Игра занимает в жизни дошкольника особое место . Игры используются на занятиях , в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры .
. Игра развивает язык , а язык организует игру . Играя , ребёнок учится , а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка . Известно , что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее , чем на учебных занятиях . Обучающая задача , поставленная в игровой форме , имеет то преимущество , что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия . Ребёнок , увлечённый привлекательным замыслом новой игры , как бы не замечает того , что он учится , хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями , которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности .
В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир , но и самого себя , своё место в этом мире , накапливает знания , осваивает язык , общается . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе .
Литература :
1. . Гербова В . В . Развитие речи в детском саду . Средняя группа . – М .: МозаикаСинтез , 2014 г .
2. Журова Л . Е . Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет .
3. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы ». Средняя группа ./ Под ред . Н . Е . Вераксы , Т . С . Комаровой ., М . А . Васильевой .- Волгоград .: Учитель ,2012.
4. Основная программа « От рождения до школы ». Под ред . Н . Е . Вераксы , Т . С . Комаровой , М . А . Васильевой
5. Перспективное планирование воспитательно — образовательного процесса по программе « От рождения до школы »: средняя группа / Под ред . Н . Е . Вераксы , Т . С . Комаровой , М . А . Васильевой .- Волгоград .: Учитель ,2012.
6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет ./ Под ред . Л . А . Парамоновой .
7. О . С . Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет . – М .: ТЦ Сфера ,2016.
8. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада . Ознакомление с художественной литературой . Развитие речи . Обучение грамоте : Авт .- сост . Аджи А . В . – Воронеж 2009.
Источник: znanio.ru