Задачи по развитию речи в средней группе по программе

Организация: МБДОУ детский сад № 11

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Средний дошкольный возраст – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия.

Речь детей 4-5 лет характеризуется рядом достижений:

— осмысленно употребляют в речи предлоги (в, на, над, под, за, из-за, около, между) и наречия (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.д.), указывающие на расположение предметов;

— выполняют интеллектуальные операции, связанные с сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

— активно используют в речи слова, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, обувь; цветы – садовые, луговые; животные – дикие, домашние и т.д.);

— используя аналоги, легко усваивают способы образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок);

— в общении ориентируются на особенности человеческих отношений.

Занятие по развитию речи в средней группе

Ведущей формой обучения родному языку является диалог, в котором речь взрослых обеспечивает опережающее усвоение детьми слов.

Задачами по развитию речи в среднем дошкольном возрасте являются:

— формирование грамматически правильной речи;

— воспитание звуковой культуры речи;

— развитие монологической речи;

— приобщение к художественной литературе.

Для обогащения и активизации словаря предусматриваются следующие задания, дидактические упражнения:

— речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);

-повторение воспитателем нового слова в различном контексте;

— объяснение происхождения (этимологии) слова;

— ответы на вопросы, требующие ответа-констатации и ответа-размышления;

— договаривание слов, недосказанных воспитателем;

— игра «Подскажи словечко».

При формировании грамматически правильной речи следует обращать внимание детей на использование:

— существительных во множественном числе в родительном и винительном падежах: ножей, груш, лисят, волков;

— существительных среднего рода в сочетании с прилагательными: зеленое ведро, красное яблоко;

— глаголов: хотеть, лежать, бежать, скакать, рисовать;

— предлогов: под, из-за, из-под, между;

— на образовании слов по аналогии: лес – лесник.

Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи:

— показ и объяснения артикуляции звука;

— отработка произношения звука в словах, несложных фразах, стихах;

— выделять в слове, фразе, четверостишии знакомый звук, слегка интонируемый воспитателем;

— предусматривать задания, способствующие формированию интонационной выразительности речи.

Работа над каждым звуком делится на несколько этапов:

— многократное произношение изолированного звука, при котором отрабатывается чистота его воспроизведения, речевое дыхание и формируется звуковая и интонационная выразительность речи;

Занятие по развитию речи в средней группе

— проговаривание слогов, в которых отрабатываемый звук то мягкий, то твердый;

— произношение отрабатываемого звука в словах и фразовой речи.

Работа по обучению детей монологической речи включает:

— формирование умения рассматривать сюжетные картины с составлением небольшого рассказа, выделяя фразы-связки, нацеливающие детей на более пристальное внимание к определенному предмету;

— задания по созданию и описанию картинок, выполненных с опорой на картинку-матрицу.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и дает прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому при приобщении к художественной литературе следует:

— обращать внимание детей на некоторые особенности литературного языка: образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения;

— способность замечать красоту и богатство русского языка, выделяя ритмичность, подчеркивая образные выражения.

К концу года дети могут:

— значительно увеличить свой словарь;

— активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния, эстетические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов;

— осмысленно работать над собственным произношением;

— осмысливать причинно-следственные отношения;

— подробно с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений;

— рассказывать истории, которые являются следствием развития фантазии;

— активно сопровождать речью свою деятельность.

1.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2014.

3.Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Источник: www.adou.ru

Рабочая программа образовательная область «Речевое развитие» для средней группы (4 – 5 лет)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком, развивая мышления умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Читайте также:
1 понятие производственной программы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №4

решением педагогического приказом № 111 от 01.09.2016 г

совета протокол № 1 заведующего МАДОУ ЦРР –

от 31.08. 2016 г. детским садом № 4

для средней группы (4 – 5 лет)

Мовчан Ольга Вячеславовна,

МАДОУ ЦРР – детского сада № 4

2. Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии с

— Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) (далее – ФГОС дошкольного образования);

— программой Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014, (далее программа «Детство»).

ФГОС дошкольного образования по речевому развитиювключает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направление «Речевое развитие» для детей 4-5 лет включает в себя разделы «Развитие речи» и «Чтение художественной литературы».

Программа раздела «Развитие речи» для детей 4-5 лет, предусматривает развитие связной речи в комплексе с формированием словаря и грамматически правильной речи, а так же к развитию фонематического слуха и формированию правильного произношению всех звуков родного языка.

На пятом году жизни у детей значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности. Дошкольники начинают осваивать способы образования существительных с суффиксами эмоционально – экспрессивной оценки, существительных, обозначающих детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками и степеней сравнения прилагательных.

Программа раздела «Чтение художественной литературы» предусматривает привитие интереса и любви к книге, художественным произведениям, учит получать удовольствие от общения с книгой; сочувствовать и сопереживать героям произведений, выделять их поступки и давать им элементарную оценку; запоминать и воспроизводить поэтическое произведения.

В данном возрасте у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистичными и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, что постепенно развивает у них представление о некоторых особенностях жанра (небылицы, загадки, стихи, сказки, рассказы).

3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ЕЕ МЕСТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком, развивая мышления умственного, нравственного и эстетического воспитания.

  • воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);
  • развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;
  • подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);
  • ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге);
  • поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности.

Источник: nsportal.ru

Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»

Проект по развитию речи в средней группе

Иванова Татьяна

В условиях современности , главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению . Дети , не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом навёрстывают упущенное , в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе .

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения , поют песни , отгадывают загадки , рассматривают иллюстрации к книгам , любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы : а как , а почему , а смогу ли я ? И ведь не секрет , что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы . А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что — то придумать , сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка . И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей

Читайте также:
Хлебопечка мулинекс программы выпечки по номерам инструкция

Тип проекта : долгосрочный

Сроки реализации проекта : н оябрь — август

Цель проекта : развивать речь детей , обогащать словарный запас через игровую деятельность ; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству , к речевому творчеству .

Задачи проекта :

· создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке ;

· формирование грамматического строя речи ;

· расширение словарного запаса ;

· развитие связной речи ;

· развивать активный словарь детей ;

· развивать способность детей придумывать повествования , рифмованные слова , словообразования , подбирать синонимы , антонимы , омонимы ;

· поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении .

Гипотеза :

В результате работы у детей повысится словарный запас , обогатиться речь , улучшиться выразительность речи , дети научатся сочинять небольшие стихотворения , составлять рассказы , придумывать сказки .

Участники проекта : воспитатели , дети , родители .

Методы и технологии реализации проекта : метод проекта , личностно — ориентированные и здоровьесберегающие технологии , дидактические игры , подвижные игры , театрализованные игры , сюжетно – ролевые игры , беседы с детьми .

Низкий уровень активного словарного запаса детей .

Причины :

1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря .

2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством .

Ресурсное обеспечение проекта :

Материально — техническое :

· подборка консультативного материала для родителей

· разработка проекта , конспектов занятий

· подборка иллюстраций и детской литературы

· картотека речевых игр

· игрушки , пальчиковые игры , дидактические игры словесные игры

· сказки , стихи , иллюстрации к сказкам , потешки , чистоговорки

Идея проекта :

все занятия и игры по проекту « Мы играем , речь развиваем » взаимосвязаны , побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной , так и коллективной , для того , чтобы и педагог , и дети , и родители сохранили частицу радости , эмоциональный заряд , а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта .

Структура проекта

Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми , создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке . Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми : это цикл дидактических игр с игрушками и предметами , словесных , настольно — печатных . В систему работы включены подвижные игры . Также включены театрализованные игры , дети слушают сказки , инсценируют их . Значительное место отведено сюжетно — ролевым играм .

Ожидаемые результаты :

· Высокий уровень активного словарного запаса детей

· Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря .

· У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей .

Этапы реализации проекта .

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

Механизм реализации проекта :

Первый этап – подготовительный : Подготовка к работе педагога :

o определение цели и задач проекта ;

o изучение необходимой литературы ;

— подбор методической литературы ;

o разработка тематического плана для реализации проекта .

Сотрудничество родителями :

· Консультация « Значение сказок в жизни ребенка ».

· Консультация « Ребенок и книга ».

· Подбор раскрасок на тему : « Герои русских народных сказок » в соответствии с возрастом детей .

· Консультация для родителей « Проведение домашних игр для развития речи детей ».

· Консультация для родителей « Читаем и сочиняем вместе с ребенком ».

· Создание альбома совместно с родителями « Говорят наши дети ».

· Создание альбома « Красивые слова ».

Второй этап – основной :

Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний , умений и навыков .

Словесные игры и упражнения .

дидактические и подвижные игры ,

театрализованные и сюжетно – ролевые игры :

Дидактические и подвижные игры :

« Узнай по описанию », « Найди такой же », « Узнай по голосу », « Раздели на группы », « Какое время года ?», « Чего не хватает », « Кто в домике живет ?», « Что лишнее », « Хорошо , плохо », « Любимые сказки », « Чей малыш ».

« У медведя во бору », « Ловушки », « По ровненькой дорожке », « Мой веселый звонкий мяч », « Воробушки и кот », « Птички в гнездышках », « Серсо », « Море волнуется », « Гуси – лебеди », « Подбрось – поймай », « Жмурки », « Найди свое место », « Самолеты », « Зайка беленький сидит », « Лохматый пес » и другие .

Читайте также:
Программа для настройки apm

Театрализованные и игры – драматизации :

« Репка », « Кошкин дом », « Колосок », « Теремок », « Колобок », « Заюшкина избушка », « Волк и семеро козлят », сказка В . Берестова « Как найти дорожку ».

Сюжетно – ролевые игры :

« Парикмахерская », « Магазин », « Строители », « Больница », « Почта », « Моряки », « Семья », « Айболит », « Шоферы », « Салон красоты », « Магазин игрушек » и другие .

Чтение художественной литературы : Е . Чарушин « Зайчата », А . Суконцев « Как ежик шубу менял », В . Чаплина рассказ « Мушка », Д . Биссет « Кузнечик Денди ».

Составление рассказов по картине : « Собака со щенятами », зимняя одежда , по серии сюжетных картин « Здравствуй , зимушка — зима »

Третий этап – заключительный :

· Период осмысления собственных результатов .

Результаты проекта . Вывод .

Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день . Он дает возможность ребенку экспериментировать , систематизировать полученные знания , развивает творческие способности и коммуникативные навыки , которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению , что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов .

Результаты :

Таким образом , можно сделать выводы :

· В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками .

· Учится выполнять правила игры .

· В игре интенсивно развиваются все психические процессы , формируются первые нравственные чувства .

· В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности .

· В игре идет интенсивное развитие речи .

· В игре формируются новые мотивы и потребности .

Таким образом , в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции : — умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации ;

o умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач ;

o умение задавать вопросы ;

o умение взаимодействовать в системах « ребёнок — ребёнок », « ребёнок взрослый ».

o умение получать необходимую информацию в общении ;

o умение вести диалог со взрослыми и сверстниками ;

Игра занимает в жизни дошкольника особое место . Игры используются на занятиях , в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры .

. Игра развивает язык , а язык организует игру . Играя , ребёнок учится , а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка . Известно , что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее , чем на учебных занятиях . Обучающая задача , поставленная в игровой форме , имеет то преимущество , что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия . Ребёнок , увлечённый привлекательным замыслом новой игры , как бы не замечает того , что он учится , хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями , которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности .

В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир , но и самого себя , своё место в этом мире , накапливает знания , осваивает язык , общается . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе .

Литература :

1. . Гербова В . В . Развитие речи в детском саду . Средняя группа . – М .: МозаикаСинтез , 2014 г .

2. Журова Л . Е . Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет .

3. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы ». Средняя группа ./ Под ред . Н . Е . Вераксы , Т . С . Комаровой ., М . А . Васильевой .- Волгоград .: Учитель ,2012.

4. Основная программа « От рождения до школы ». Под ред . Н . Е . Вераксы , Т . С . Комаровой , М . А . Васильевой

5. Перспективное планирование воспитательно — образовательного процесса по программе « От рождения до школы »: средняя группа / Под ред . Н . Е . Вераксы , Т . С . Комаровой , М . А . Васильевой .- Волгоград .: Учитель ,2012.

6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет ./ Под ред . Л . А . Парамоновой .

7. О . С . Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет . – М .: ТЦ Сфера ,2016.

8. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада . Ознакомление с художественной литературой . Развитие речи . Обучение грамоте : Авт .- сост . Аджи А . В . – Воронеж 2009.

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru