Задачи и последовательность использования игрового материала программы

Организация: МАУДО Центр «Романтик» ГОЩ

Населенный пункт: Московская область, г. Щёлково

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Использование интерактивных игр в досуге дошкольников – подготовка к школе интересно и эффективно

Реализуя дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Графический лабиринт» (стартовый уровень) по развитию графических навыков и умения ориентироваться в окружающем пространстве, с отработкой дифференциации правых и левых частей тела на основе формирования мотивации учения и развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста я использую следующие педагогические технологии:

  • личностно-ориентированная;
  • игровая;
  • технология ТРИЗ;
  • здоровьесберегающая;
  • информационно-коммуникационная.

В настоящее время на первый план в образовательном процессе выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он – организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

Ведущей технологией в своей педагогической практике считаю игровую технологию, которой присущи следующие черты (по мнению Сталь Анатольевича Шмакова):

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»);

— творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);

— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития детей в отечественной педагогике занимались: Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркина, Е.В.

Зворыгина и др. Но в настоящее время актуальность игры как никогда высока из-за перенасыщенности современного ребенка информацией, пассивно воспринимаемой из таких источников, как телевидение, видео и интернет. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в познавательной и в свободной деятельности.

Учить/Не учить. Вся База Программирования.

Игра есть средство познания действительности и рассматривается:

— как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка;

— особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается, как его субъективная деятельность;

— особое отношение личности к окружающему миру;

— социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

— социально — педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игровые педагогические технологии повышают результативность образовательного процесса, способствуют раскрытию творческих способностей у детей, формированию уверенности в своих силах.

Цель игровой образовательной технологии активизация познавательной деятельности и создание комфортных условий, в выявлении и формировании интересов учащихся.

Используя игровые технологии в своей практической педагогической деятельности, стараюсь поддерживать на занятии доброжелательную, радостную обстановку, осуществляю эмоциональную поддержку каждого ребёнка, поощряю их фантазии и предложения по выполнению заданий. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр, которые обладают существенным признаком — чётко поставленной целью деятельности и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

А также они несут воспитательную направленность:

  • игровые приёмы помогают педагогу сделать процесс деятельности занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников;
  • позволяют представить неинтересную для детей познавательную задачу в занимательной форме;
  • дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения;
  • играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предлагаемые детям во время занятия, несут познавательную задачу — это определение того, для чего дети будут выполнять те или иные игровые действия. Интересной формой занятий являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события.

Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения. Например, приходят гости (гномы, веселый карандаш) и приносят задания, то есть они просят детей помочь им справиться с чем-то.

Для детей это весёлая игра, нет принуждения в приложении усилий; сосредоточения внимания на предложенном задании, стремлении выполнить его как можно точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям. Например, тема занятия «Покорми птиц»: Гном, который живет в лесу, всегда кормит птичек. Вот и просит он ребят помочь ему перебрать крупу, чтобы накормить птиц. Каждое занятие объединено единым сюжетом. Присутствие сказочного персонажа повышает заинтересованность детей, способствует успешному выполнению заданий, улучшается психо-эмоциональное состояние детей.

Основой любой игры является наличие игровых действий, с помощью которых и решаются игровые задачи. Организуя занятие, стараюсь, чтобы поставленные игровые задачи в начале занятия последовательно решались с помощью игровых действий. Подсказанный педагогом сюжет игры дети развивают дальше.

Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий, это развивает их творческие способности. Введение в занятия приёма соревнования подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.

Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». Либо в помощи могут нуждаться игровые персонажи. В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер.

Также в своей работе я использую пальчиковые игры. Это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка и их помощью каких-либо стихотворений, истории, сказок, звуков природы (дождь). Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также, исключительно полезны для их общего развития. Они способствуют развитию речи, активизируют моторику рук, учат ребенка концентрировать внимание и развивают память.

Читайте также:
Корпоративная стратегия это система планов и программ

Для каждого занятия подбирается пальчиковая игра, которая соответствует теме данного занятия. Например, тема занятия «Урожай», на котором дети помогали зверям делать запасы на зиму. Проводится пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим!».

Примечание: для закрепления результатов пальчиковой гимнастики с детьми нами разработаны буклеты для родителей «Пальчиковая гимнастика» и «Игры пальчиками».

Игровые технологии (дидактические игры) помогают в развитии памяти и внимания у детей, способствуют развитию мышления дошкольника, учат рассуждать, находить причинно-следственные связи и делать умозаключения. Использую специально разработанные нами игры, такие как «Запомни узор», «Что изменилось?», «Нарисуй, как было».

На занятиях с дошкольниками использую как традиционные игры: (шнуровку, конструктор, мозаику) так и нетрадиционные игры:

  • бусинки разного размера для нанизывания на проволоку;
  • бельевые прищепки – развивают координацию движения рук;
  • крупы (горох, фасоль, рис, гречка, манка)- для перебирания, перекладывания и выкладывания рисунка по контуру;
  • природные материалы (шишки, жёлуди, камушки) для проведения самомассажа кистей рук.

Детям очень нравится техника оригами. Складывание бумаги — это один из видов развития мелкой моторики рук. Например, для пап наших воспитанников мы делаем красивые сувениры — рубашки с галстуками.

Увлекает ребят ниткография — выкладывание ниток по контуру рисунка. Например, тема занятия «Закрепляем навык проведения петлевидных линий». Ребята с удовольствием не только учатся проводить её на бумаге (по готовому образцу), но и выкладывать с помощью цветной нити. В процессе такой работы у детей происходит совершенствование навыка проведения линий.

Метод ниткографии позволяет не только развивать мелкую моторику, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость, желание довести работу до конца.

В своей работе я использую игры для глаз (гимнастику для глаз). Они способствуют эффективному усвоению учебного материала, восстановлению зрения и снятию зрительной нагрузки. Игра для глаз «Угадай, кто спрятался на картинке?». Дети зажмуривают глазки и считают до пяти. Затем открывают и угадывают, кого не хватает или кто поменялся на картинке местами.

Также я использую для выполнения различных заданий игры со счётными палочками. Дети выкладывают из палочек дорожки, заборы, поезда предметы мебели, разные домики, строят лабиринты, коврики, фигурки и многое другое. Например, на одном из занятий у персонажа сломался забор у дома и мы ему помогаем построить новый; котенка снимаем с дерева и выкладываем лесенку, по которой потом шагаем пальчиками, как бы поднимаясь по ней. Также с помощью счетных палочек проводятся игры «Выложи, как у меня», «Где не хватает палочки?» и многое другое.

Используемые игровые технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на социально-коммуникативное развитие. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка своеобразной «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями. Только счастливый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

В результате использования игр и игровых приемов повышается умственная активность, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность детей, развиваются психические процессы, формируются навыки развития мелкой моторики рук.

Результат применения данной технологии:

  • создание здоровьесберегающей среды;
  • развитие мыслительных способностей, памяти и воображения;
  • выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений;
  • повышение уровня мотивации ребенка к образовательному процессу.
  1. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
  2. Саяпина Л.И. Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС//Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Межд.науч.конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015г.).-Спб.: Свое издательство, 2015.-с. 72-74.
  3. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
  4. Селевко, Г.К. Технологии развивающего образования /Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  5. Сидорчук, Т.А. Программа формирования творческих способностей детей /Т.А. Сидорчук.- Обнинск, 1998.
  6. Современные образовательные технологии: учебное пособие /кол.авторов; под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 2000

Стеркина, Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения / Р. Стеркина //Дошкольное воспитание. – 1996. — № 6.

Источник: www.pedopyt.ru

Использование игровых методов и приемов в ДОО

Галкина, Е. М. Использование игровых методов и приемов в ДОО / Е. М. Галкина, Л. А. Кирпичева, Г. Н. Кочешкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7010/ (дата обращения: 25.06.2023).

В статье на основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики представлены основные достоинства, признаки и функции игровых методов и приемов. Рассматриваются особенности использования в работе с дошкольниками игровых методов и приемов.

Ключевые слова: дошкольник, игровая задача, игровой метод, игровой прием, игровое действие, игровые функции.

В педагогическом процессе ДОО большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой.

Обобщая современные достижения педагогической теории и практики [1–10], следует отметить, что игровые методы и приемы могут составлять часть занятия, использоваться в целях обучения и в повседневной жизни.

Реализация игровых приемов и ситуаций в процессе непосредственно образовательной деятельности происходит по следующим основным направлениям: в образовательную деятельность вводится элемент соревнования или игровая ситуация; дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом; учебная деятельность подчиняется правилам игры [1;2;4;5].

В течение дня игровые методы и приемы активно используются при проведении отдельных режимных моментов:

– часть комплексов утренней гимнастики осуществляется не только с использованием общеразвивающих упражнений, но и заданий игрового характера, полосы препятствий, отгадывания загадок и пр.;

– физкультминутки проводятся в форме двигательного рассказа, дидактической игры с движениями или с использованием сюрпризных моментов, или «волшебных предметов» и т. д.;

– во время физкультурных пауз для предотвращения развития утомления и снятия эмоционального напряжения используются дидактические игры или игровые упражнения с персонажем и пр.;

– во время подготовки к приему пищи, прогулке используются сюрпризные моменты для повышения самостоятельности и инициативности детей;

– практикуются прогулки с персонажем, направленные на создание положительно эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в разных видах активности, повышение заинтересованности в совместной деятельности.

В каждом игровом методе или приеме должны быть игровая задача, игровые задача, игровые действия, воображаемая ситуация и пр.

Читайте также:
Программы и языки программирования примеры для резюме

Игровая задача — своеобразная доступная и игровая формулировка цели предстоящих действий.

Игровые действия — способы проявления активности ребенка в игровых целях. Например, опустить руку в «волшебный мешочек», нащупать предмет, достать и описать его и др. в образовательной деятельности игровые действия сочетаются с реальными внутренними и внешними. В условиях игрового действия рождается мнимая ситуация «как будто». При этом смысл действия соответствует реальному, а операция, реализующая это действие с имеющимся материалом. В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

При использовании игровых методов и приемов в учебно-игровое общение включаются персонажи, создавая положительную познавательную мотивацию и поддерживая ее на протяжении всей детской деятельности при выполнении ключевых дидактических задач. Игровые персонажи приходят к детям в гости, обращаются к ним со своими проблемами. При этом проблемная ситуация, задаваемая персонажем, меняет позицию ребенка из обучаемого на обучающего, активизирует интеллектуальную деятельность и усиливает познавательную мотивацию [1;2;5;7].

Игровые методы — процесс взаимодействия между педагогом и детьми, в результате которого передаются или усваиваются знания, умения или навык, основанные на включении в обучение компонентов игровой деятельности.

К игровым методам относится дидактические игры и воображаемая ситуация. Дидактическая игра — наиболее распространенный метод с присущим ему двумя функциями:

– совершенствование и закрепление знаний, умений или навыков, которыми дошкольники учатся оперировать в зависимости от игровой ситуации;

– дети усваивают новые знания и умения, поскольку дидактические игры по своему содержанию охватывают все основные направления воспитания и обучения, содействуя экологическому, математическому, эстетическому, музыкальному образованию или речевому, математическому и нравственному развитию дошкольников [5, с.222–224].

Следующий игровой метод — воображаемая ситуация в развернутом виде. Она складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Этот метод своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, становящееся основой детского познания. К примеру, вдруг воспитатель «превращается» в какого-либо персонажа и от его лица рассказывает о своих приключениях: «раздается стук в дверь и входит герой, который приглашает детей в путешествие» [5, с. 222–224]

Игровые приемы — способы совместного развития педагогом и детьми сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей. Все игровые приемы условно подразделяют на две группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр; сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Первые развертываются по поводу игрушек, предметов, бросового материала. Ребенок и педагог действуют с ними, как в режиссерских играх. В их числе: обыгрывание предметов или игрушек, изображения, незаконченного изображения. Вторая группа игровых приемов связана с ролевым поведением детей и взрослых. Старшим дошкольникам предлагается роль сказочников, художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей, а младшим — роль зайчиков, лися [1; 2; 7].

Еще один игровой прием — обыгрывание незаконченных и создаваемых детских работ, направлен на руководство процессом выполнения работы, сопровождает ее, стимулирует совершенствование замысла. Процесс использования этого приема представляет собой постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановки новых. Вследствие этого происходит частично совместное или частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла.

воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа или объекта, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны [1; 2; 7].

На большом эмоциональном подъеме проходит образовательная деятельность, включающая инсценировки коротких рассказов, стихотворений или сценок и элементы драматизации, поскольку появление и использование игрушек театра Петрушки, настольного и иного театров активизирует детскую деятельность и познавательный интерес.

Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме усилить интерес к образной речи и окружающему миру, привлечь внимание к предстоящей умственной, продуктивной или творческой деятельности, поскольку загадка создает эффект неизвестного, непознанного и помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Этот прием успешно используется для организации режимных моментов, в начале игровой, образовательной, продуктивной деятельности для привлечения внимания к предстоящей работе, при проведении дидактических игр — загадок, в процессе которых дошкольники в увлекательной форме вдумчиво осмысливают окружающий мир и закрепляют представления о природе.

Введение приема соревнования в старших и подготовительных к школе группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает выполняемую деятельность увлекательной, занимательной и интересной для ребенка. При использовании этого приема педагогу ДОО важно создавать соответствующие психолого-педагогические условия, чтобы у участников сохранялся в первую очередь интерес к процессу поисковой, творческой деятельности, а не к количественному результату и выявлению победителей. Для этого важно очень продуманно определять способы фиксирования правильных ответов или действий детей, способы поощрения и дифференцированной оценки участников, грамотно определять для соревнования отдельных детей и команд только действия и движения, освоенные на необходимом уровне всеми дошкольниками.

Использование приема создания игровой ситуации направлено на развитие поисковой деятельности. Основа данного приема — игровая мотивация.

Согласно исследованиям, проведенным Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, дети с 2 до 7 лет постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры: предметно-действенный на этапе раннего и младшего дошкольного возраста; ролевый и сюжетосложение — в старшем дошкольном возрасте.

Главный принцип отбора игровых методов и приемов, по мнению данных ученых, это соответствие способами построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста. поэтому работе с детьми 3–4 лет целесообразно использовать одушевление игрового персонажа или раздаточного материала, который в образовательной деятельности будет выступать в качестве партнера ребенка при выполнении задания и в последующей игре.

С детьми старшего дошкольного возраста необходимо отбирать яркие и выразительные образы, способствующие развитию внутреннего сопереживания героям и желания оказать им практическую помощь, представлять сюжет, используя ролевое поведение и привлекая все возможные средства для беспредметного игрового действия — мимику, изобразительные действия, интонации [8].

К основным функциям игровых методов и приемов относятся: обучающая, обеспечивающая успешное усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций средствами использования элементов игры; мотивационная, способствующая созданию благоприятной атмосферы во время образовательной деятельности, превращающая ее в увлекательное приключение; коммуникативная, объединяющая детей, помогающая установлению эмоциональных контактов и формирующая навыки общения; психотерапевтическая, снимающая напряжение при интенсивном обучении и вносящая позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Итак, к игровым методам относятся дидактические задачи и воображаемые ситуации. К игровым приемам относятся: внесение, обыгрывание игрушек; показ предметов в разных действиях; загадывание и отгадывание загадок; введение элементов соревнования; элементы драматизации; внесение волшебного предмета; выполнение воспитателем различных игровых действий; рассказ сказочной истории; создание игровой ситуации.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков: переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой правил; положительные эмоции помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной и личной целью, поэтому решение задачи сопряжено с минимальными волевыми усилиями; имеют широкое применение и могут составлять часть занятия, использоваться в целях обучения и в повседневной жизни.

  1. Использование приемов мотивации детей дошкольного возраста к разнообразным видам деятельности. URL:http://www.ds-82.nios.ru/
  2. Каштанова С. Н., Сибилева Е. А., Использование игровых методов и приемов в обучении умственно отсталых школьников. 2016.,№ 7 с. 1067–1071.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2004г.
  4. Кондрашова Н. В. Руководство игровой деятельностью современных дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2017г. № 3. С.6–16
  5. Лукина С. Л. Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельности. URL:http://nsportal.ru/
  6. Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей. URL:http://virtualtaganrog.ru/
  7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: М., 2000г.
  8. Приемы привлечения и удержания внимания детей. URL:http//interaction.ucoz.ru/
Читайте также:
Почему при закрытии таблицы программа access не предлагает сохранить данные

Источник: moluch.ru

Задачи и последовательность использования игрового материала программы

Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

«Игровые технологии в детском саду ДОУ» консультация для воспитателей ДОУ

Валяс М.О., педагог-психолог г. Тамбов

1. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

2. Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема — описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база — опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность — технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость — предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность — должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость — применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

— знания методики игровой деятельности;

— профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

— учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

— выбор игры — зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры — создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

— объяснение игры — кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование — должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

— организация игрового коллектива — игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

— развитие игровой ситуации — основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры — анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии — чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  1. По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  2. По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
  3. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. — 2007 — №6.
  4. Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Источник: doshvozrast.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru