Задача 1. Есть 2 кувшина емкостью 3 и 5 л. Как с помощью только этих кувшинов отмерить ровно 1 л жидкости?
Задача 2. Имеются три сосуда вместимостью 8, 5 и 3 литра. Наибольший сосуд полон молока. Как разделить это молоко на две равные части, используя остальные сосуды?
Задача 3. У подножья высокого холма, на берегу тихой речки был небольшой аул. Жили в нем два брата-охотника. Отправляет старший брат младшего за водой и даёт ему два бурдюка, вместимостью 8л и 5л и просит принести ровно 7л воды. Как это сделать?
Задача 4. В первый сосуд входит 8 л, и он наполнен водой. Имеется ещё 2 пустых сосуда ёмкостями 5 л и 3 л. Как с помощью этих сосудов отмерить ровно 1 л?
Задача 5. Для марш-броска по пустыне путешественнику необходимо иметь 4 литра воды. Больше он взять не может. На базе, где имеется источник воды, выдают только 5-литровые фляги, а также имеются 3-литровые банки. Как с помощью одной фляги и одной банки набрать 4 литра во флягу?
Практические задания по теме «Исполнитель Водолей»
Разбор 15.1 задания | ОГЭ по информатике 2021
Задача 1. Есть 2 кувшина емкостью 3 и 5 л. Как с помощью только этих кувшинов отмерить ровно 1 л жидкости?
Задача 2. Имеются три сосуда вместимостью 8, 5 и 3 литра. Наибольший сосуд полон молока. Как разделить это молоко на две равные части, используя остальные сосуды?
Задача 3. У подножья высокого холма, на берегу тихой речки был небольшой аул. Жили в нем два брата-охотника. Отправляет старший брат младшего за водой и даёт ему два бурдюка, вместимостью 8л и 5л и просит принести ровно 7л воды. Как это сделать?
Задача 4. В первый сосуд входит 8 л, и он наполнен водой. Имеется ещё 2 пустых сосуда ёмкостями 5 л и 3 л. Как с помощью этих сосудов отмерить ровно 1 л?
Задача 5. Для марш-броска по пустыне путешественнику необходимо иметь 4 литра воды. Больше он взять не может. На базе, где имеется источник воды, выдают только 5-литровые фляги, а также имеются 3-литровые банки. Как с помощью одной фляги и одной банки набрать 4 литра во флягу?
Источник: kolnikova.ucoz.com
Система программирования КуМир. Исполнитель Водолей
Чтобы составить алгоритм, необходимо знать систему команд предполагаемого исполнителя, правила записи отдельных команд и всего алгоритма в целом.
Последовательность шагов, которые выполняются человеком при решении некоторой задачи, удобно записывать в виде нумерованного списка (словесная форма), графически с помощью блок-схемы.
Словесная форма — последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка. (1.2.3 … n).
Для обозначения шагов алгоритма используются следующие геометрические фигуры:
Таблица 1 – Фигуры (блоки) блок-схемы
Название фигуры | Изображение | Обозначаемое действие (шаг) алгоритма |
Овал | ![]() |
Начало или конец |
Параллелограмм | ![]() |
Ввод или вывод |
Ромб | ![]() |
Условие для принятия решения о выполнении действия |
Прямоугольник | ![]() |
Выполняемое действие |
КУМИР — водолей
Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма. Вот так, например, с помощью блок-схемы можно представить алгоритм действия человека при выполнении домашнего задания.
![]() |
Рисунок 1 – Пример блок-схемы
Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой.
Алгоритм разрабатывается для решения некоторого класса задач. При этом:
1) выделяются объекты, устанавливаются их свойства, отношения между ними, возможные действия с объектами;
2) определяются исходные данные и результат;
3) определяется точная последовательность действий исполнителя для перехода от исходных данных к результату;
4) действия описываются командами, понятными исполнителю.
Линейные алгоритмы
Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным. Например, линейным является алгоритм приготовления бутерброда:
1. Отрезать ломтик хлеба
2. Намазать хлеб маслом
3. Отрезать ломтик сыра
4. Положить сыр на хлеб
С помощью блок-схемы данный алгоритм можно изобразить так:
Рисунок 2 – Пример блок-схемы линейного алгоритма
Алгоритм с ветвлениями
В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки. Если идёт дождь, мы берём зонт и надеваем плащ; если жарко, надеваем лёгкую одежду. Встречаются и более сложные условия выбора. В некоторых случаях от выбранного решения зависит дальнейшая судьба человека.
Логику принятия решения можно описать так:
ЕСЛИ ТО ИНАЧЕ — полное ветвление.
Пример: Алгоритм действия человека при открытии входной двери (когда позвонили в звонок)
Подойти к двери
Спросить кто там?
Если человек знакомый
Иначе не открывать
В некоторых случая могут отсутствовать.
ЕСЛИ ТО — не полное ветвление.
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением.
Изобразим алгоритм действия человека при открытии входной двери (когда позвонили в звонок) в виде блок-схемы:
![]() |
![]() |
![]() |
Рисунок 3 – Пример блок-схемы неполного ветвления
Рисунок 4 – Пример полного ветвления
Алгоритм с повторением
На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.
Алгоритм с повторением или цикл — форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие.
Алгоритм с ветвлениями или разветвляющийся алгоритм — форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов.
Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций.
Рисунок 5 – Пример алгоритма с повторением
Цикл будет повторяться ровно столько раз, пока туфелька не подойдет золушке.
Система программирования КуМир. Исполнитель Водолей
Интересный исполнитель водолей, в котором мы можем заниматься переливаниями. Те у нас есть сосуды каких-то размеров и нам нужно решить задачу, в которой нас просят, например оставить в одном из сосудов определенное количество литров.
Команды действий
алг наполни A (Наполняет колбу А)
алг наполни В (Наполняет колбу В)
алг наполни С (Наполняет колбу С)
алг вылей A (Выливает всю жидкость из колбы А)
алг вылей В (Выливает всю жидкость из колбы В)
алг вылей С (Выливает всю жидкость из колбы С)
алг перелей из A в B (Переливает жидкость из колбы А в колбу В до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):
— жидкость в колбе А закончилась,
— колба В заполнилась.
алг перелей из A в C (Переливает жидкость из колбы А в колбу C до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):
— жидкость в колбе А закончилась,
— колба C заполнилась.
алг перелей из B в A (Переливает жидкость из колбы B в колбу A до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):
— жидкость в колбе B закончилась,
— колба A заполнилась.
алг перелей из B в C (Переливает жидкость из колбы B в колбу C до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):
— жидкость в колбе B закончилась,
— колба C заполнилась.
алг перелей из C в A (Переливает жидкость из колбы C в колбу A до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):
— жидкость в колбе C закончилась,
— колба A заполнилась.
алг перелей из C в B(Переливает жидкость из колбы C в колбу В до тех пор, пока не случится одно из событий (или оба одновременно):
— жидкость в колбе C закончилась,
— колба В заполнилась.
Видеоурок по работе с данным исполнителем вы найдете по ссылке:
Давайте перейдем к примеру:
У нас есть три сосуда, 8,5 и 3 литра, и нам нужно перелить так, чтобы было 4 литра. Зеленым отмечено.
Домашняя работа
1. Повторить материал с 1 по 4 страницу;
2. Поработать в системе программирования КуМир с исполнителем Водолей (прислать результаты работы, на оценку).
Источник: poisk-ru.ru
Исполнитель Водолей
Описаны команды исполнителя Водолей, показано, как правильно задавать условие задачи в задании для исполнителя Водолей. Среда программирования Кумир позволяет пошагово отслеживать правильность написания команд для исполнителя, что делает доступным и увлекательным выполнение этих заданий учениками.
Панина Галина Васильевна
Панина Галина Васильевна
Портфолио Разработки Блог автора |
По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Исполнитель Водолей» категории «Информатика 6 класс» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».
Загрузка началась.
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Источник: easyen.ru