Задачей составления программы аудита является

Аудитору необходимо составить и документально оформить об­щий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо при­нимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

* общие экономические факторы и условия в отрасли, влия­ющие на деятельность аудируемого лица;

* особенности аудируемого лица, его деятельности, финан­совое состояние, требования к его финансовой (бухгалтер­ской) или иной отчетности, включая изменения, произо­шедшие с даты предшествующего аудита;

• общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе;

• учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее из­менения;

■ влияние новых нормативных правовых эстов в области бух­галтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтер­ской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

Решение задачи по составлению бухгалтерского баланса

• планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

• ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для ау­дита;

• установление уровней существенности для аудита;

• возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;

• выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного сужде­ния бухгалтера, например, при подготовке оценочных по­казателей;

г) характер, временное рамки и объем процедур, в том числе:

• относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

• влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;

• существование подразделения внутреннего аудита аудируе­мого лица и его возможное влияние на процедуры внеш­него аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:

• привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемо­го лица;

• количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удален­ность друг от друга;

• количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

• возможность того, что допущение о непрерывности дея­тельности аудируемого лица может оказаться под вопро­сом;

• обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;

• особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;

• срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;

Кто такой аудитор и чем занимается каждый день | задачи ассистента и супервайзера

• форма и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законо­дательством, правилами (стандартами) аудиторской дея­тельности и условиями конкретного аудиторского задания.

Программа аудита налогообложения

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а так­же средством контроля и проверки надлежащего выполнения ра­боты. В программу аудита также могут быть включены проверяе­мые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчет­ности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан при­нимать во внимание:

• полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

• требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу;

а временные рамки тестов средств контроля и процедур про­верки по существу;

• координацию любой помощи, которую предполагается по­лучить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов.

Программа служит подробной инструкцией ассистентам ауди­тора и одновременно является для руководителей аудиторской ор­ганизации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую аудиторскую процедуру, чтобы в процессе работы делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Аудиторскую программу составляют в виде программы тестов средств контроля, а также программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой пере­чень совокупности действий, предназначенных для сбора инфор­мации о функционировании системы внутреннего контроля и уче­та. Назначение этих тестов — выявление существенных недостат­ков средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя деталь­ную проверку отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Программа аудиторских процедур по существу пред­ставляет собой перечень действий аудитора, необходимых для та­ких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждо­му разделу.

Общий план и программа аудита должны по мере необходимо­сти уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяже­нии всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результата­ми, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. При­чины внесения значительных изменений в общий план и програм­му аудита должны быть документально зафиксированы.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фак­тическим материалом для составления аудиторского отчета (пись­менной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности эконо­мического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план н программа аудита должны быть оформлены документально и за­визированы в установленном порядке.

Программа налогового аудита включает проверку тех налогов, которые непосредственно уплачивает экономический субъект. Пе­риодически уплачиваемые налоги могут быть не всеми налогами, которые должно уплачивать предприятие.

В частности, может воз­никать обязанность время от времени уплатить налог в качестве налогового агента, например налог на добавленную стоимость в соответствии со ст. 161 НК РФ или налог на доходы иностранного юридического лица (ст. 310 НК РФ). Поэтому программа проверки должна содержать все возможные налоги, которые могут ошибоч­но не уплачиваться экономическим субъектом. В данном случае при составлении программы налогового аудита используется прин­цип осторожности и разумного сомнения в эффективности систе­мы внутреннего контроля экономического субъекта.

На этапе планирования целесообразно предложить лицу, ответ­ственному за исчисление налогов проверяемого экономического субъекта, заполнить анкету, содержащую список всех налогов — фе­деральных, субъектов Федерации и местных — для получения ин­формации о количестве и видах уплачиваемых налогов. На основа­нии полученных ответов и исследования учетной политики в сфере налогообложения можно получить информацию о том, исчисление и уплату каких налогов экономический субъект в ней не предусмот­рел. Затем следует составить рекомендации о подготовке дополне­ний в учетную политику, касающуюся налогообложения, если в этом возникнет необходимость. Соответственно целесообразно рассмотреть положения учетной политики для целей бухгалтерского учета и определить, предусмотрена ли рабочим планом счетов до­статочная глубина аналитического учета по всем видам налогов в разрезе бюджетов, в которые производится уплата.

Читайте также:
Как создать консольную программу

Аудитор должен подтвердить соответствие совершаемых опера­ций и ведения бухгалтерского учета действующему законодатель­ству.

При проверке полноты и правильности исчисления налогов це­лесообразно выбрать отчетный период, который проверяется сплошным методом. Если это невозможно из-за большого объема документов, то аудитор планирует выборочную проверку внутри одного отчетного периода и по налоговому периоду в целом, ис­пользуя виды аудиторской выборки, которые он сочтет оптималь­ными. Для многих налогов есть налоговые регистры. Для налога на добавленную стоимость это книги регистрации полученных и вы­ставленных счетов-фактур, для налога на доходы физических лиц — карточки учета по физическим лицам, для единого социального налога — карточки учета, для прибыли — ряд налоговых регистров, формируемых самостоятельно. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, утверждены формы веде­ния налогового учета в книге учета доходов и расходов согласно приказу МНС России от 28 октября 20002 г. № БГ-3-22/606.

Конечным этапом проведения аудита налогообложения счита­ется подготовка следующих документов:

а) заключение по результатам проведения аудита налогообло­жения;

б) отчет по результатам проведения аудита налогообложения (если его подготовка предусмотрена условиями договора).

Выводы по оценке результатов проверки могут быть обобщены отдельно по налогам, по которым проверяемый экономический субъект является самостоятельным налогоплательщиком, и от­дельно по налогам, уплачиваемым им в качестве налогового аген­та. Рекомендации аудитора, уточняющие ведение налогового уче­та, целесообразно предлагать по каждому конкретному налогу.

Содержание общего плана аудиторской проверки

Планирование аудиторской проверки расчетов по налогам и сборам осуществляется на основе сводного общего плана и свод­ной программы аудита экономического субъекта.

Общий план проверки должен учитывать направления аудита данного участка. В качестве направлений проверки можно выде­лить начисления и уплаты:

* федеральных налогов и сборов;

Содержание общего плана аудита приведено в таблице.

Общий план аудита учредительных документов и расчетов с учредителями

Период аудита с 01.01 по 31.12

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Руководитель аудиторской группы _____________________________

Для составления плана проверки аудитору необходимо получить ответы на вопросы, касающиеся тех налогов и сборов, обязанность по которым возникает у проверяемого экономического субъекта.

Кто отвечает за налоги и сборы на проверяемом экономиче­ском субъекте?

2. Имеется ли утвержденная приказом учетная политика в обла­сти налогообложения?

3. Имеется ли приказ о назначении ответственного за расчеты по налогам и сборам?

4. Какое подразделение отвечает за расчеты по налогам и сбо­рам?

.5. Компьютеризирован ли учет по расчетам налогов и сборов?

6. Какие федеральные налоги должен платить проверяемый экономический субъект?

7. Какие региональные налоги должен платить проверяемый экономический субъект?

8. Какие местные налоги должен платить проверяемый эконо­мический субъект?

9. Какие сборы должен платить проверяемый экономический субъект?

10. Когда наступает обязанность по уплате налога и (или) сбора?

11. Когда исполнена обязанность по уплате налога и (или) сбора?

12. Что является объектом по уплате налога и (или) сбора?

13. Каков состав налоговой базы по налогу и (или) сбору?

14. Каков налоговый период налога и (или) сбора?

15. Каковы налоговые ставки налога и (или) сбора?

16. Каков порядок исчисления налога и (или) сбора?

17. Каков порядок уплаты налога и (или) сбора?

18. Каковы сроки уплаты налога и (или) сбора?

19. Какие налоговые льготы имеются у проверяемого экономи­ческого субъекта?

20. Какие имеются основания для использования льгот по на­логам и (или) сборам у проверяемого экономического субъекта?

21. Имеется ли налоговое освобождение у проверяемого эко­номического субъекта?

22. Имеется ли отсрочка у проверяемого экономического субъ­екта?

23. Имеется ли рассрочка у проверяемого экономического субъекта?

24. Имеется ли налоговый кредит у проверяемого экономиче­ского субъекта?

25. Имеется ли инвестиционный налоговый кредит у проверя­емого экономического субъекта?

В общем случае по результатам опроса у аудитора оказываются сформированными план и программа проведения проверки расчетов по налогам и сборам и намечается состав аудиторских процедур.

Содержание программы аудиторской проверки по налогообло­жению приведено в таблице.

Программа аудита налогообложения

Период аудита с 01.01 по 31.12

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Ппанируемый аудиторский риск

Б) проверка возможности приме­нения льгот;

в] проверка формирования нало­гооблагаемой базы;

г) проверка правомерности при­менения вычетов;

д] проверка правильности состав­ления и своевременности сдачи деклараций;

а) установление сроков уплаты акцизов;

б) проверка формирования нало­гооблагаемой базы;

в) проверка правомерности при­менения вычетов;

61 проверка правомерности при­менения вычетов;

в] проверка правильности и свое­временности уплаты налоге;

а) проверка формирования нало­гооблагаемой базы;

61 проверка правомерности при­менения регрессивных ставок налога;

в) проверка правильности состав­ления и своевременности сдачи деклараций, сведений о стаже и заработке и тд.;

а) установление сроков уплаты налога;

б) проверка возможности приме­нения льгот;

в! проверка формирования нало­гооблагаемой базы;

г) оценка правильности расчета налоговых обязательств;

д) проверка гфавильности состав­ления и своевременности сдачи деклараций;

а) проверка формирования нало­гооблагаемой базы;

б) проверка возможности приме­нения льгот;

в) проверка правильности состав­ления и своевременности сдачи деклараций;

а] проверка формирования нало­гооблагаемой базы;

б] проверка правильности состав­ления и своевременности сдачи деклараций;

Руководитель аудиторской организации__________________________________

Руководитель аудиторской группы ______________________________________

Планом счетов бухгалтерского учета для учета расчетов по на­логам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сбо­рам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К этим счетам открываются субсчета, соответствующие различным налогам, плательщиком которых (или налоговым агентом по ко­торым) является организация.

При проверке экономического субъекта могут быть обнаружены следующие ошибки при организации учета расчетов по налогам и сборам:

1. Не определен ответственный за ведение учета по налогам и сборам.

2. Отсутствует утвержденная приказом учетная политика в области налогообложения.

3. Не определено подразделение, которое отвечает за расчеты по налогам и сборам.

4. Отсутствует утвержденный перечень федеральных, регио­нальных и местных налогов, которые должен уплачивать проверя­емый экономический субъект.

5. Отсутствует утвержденный перечень сборов, которые должен уплачивать проверяемый экономический субъект.

6. Ответственные за учет расчетов по налогам и сборам сотруд­ники проверяемого экономического субъекта некомпетентны в вопросах наступления и исполнения обязанностей по уплате на­логов и (или) сборов.

7. Не соблюдается порядок исчисления и уплаты налогов и сбо­ров.

8. Не соблюдаются сроки уплаты налога и сбора.

9. Использование налоговых льгот безосновательно.

Источник: all-sci.net

Аудиторская проверка — это проверка финансово-экономической деятельности организации, которую проводит аудитор на основании предоставляемых ему документов по финансовой отчетности.

Читайте также:
Отключение программ через adb

Аудиторская проверка является достаточно сложным процессом. На проверку влияет выбранный метод проверки, а также объем и ее последовательность. От всего этого будет зависеть многое: будут ли объективными результаты проверки, будет ли проверка трудоемкой, рискованной и т. д.

Честный и добросовестный аудитор всегда будет стремиться достичь самого высокого качества в своей работе, т. е. будет стремиться обеспечить достаточную объективность и обоснованность результатов проверки. В связи с тем, что аудиторская компания является коммерческой организацией, то она всегда стремится, и будет стремиться минимизировать свои затраты. Добросовестный аудитор стремиться минимизировать аудиторский риск. При этом одновременно достигнуть двух минимумов: затрат и аудиторского риска невозможно, т.к. уменьшение аудиторского риска тесно связано с увеличением объема выборки, что повлияет на рост трудозатрат, или с привлечением специалистов с более высоким опытом, что повлияет на рост стоимости.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Цель и задачи планирования аудита

Перед аудитором, который приступает к аудиторской проверке, постоянно стоит вопрос оптимизации, т.е. аудитору необходимо выбрать лучший вариант из множества возможных вариантов.

«Целевую функцию» определяет аудиторская фирма, которая проводит проверку. «Целевой функцией» могут быть выбраны либо трудозатраты, либо аудиторский риск, либо любой другой критерий, а также может быть и комбинированный критерий. Выбор такого критерия зависит от соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта. Такой выбор рекомендован общероссийским стандартом «Планирование аудита».

Для того чтобы проведение аудиторской проверки приблизить к оптимальному варианту ее необходимо качественно спланировать. Основываясь на вышеперечисленной информации можно сформулировать цель планирования.

Замечание 1

Цель планирования аудита — обеспечить проведение проверки самым лучшим образом с точки зрения выбранного критерия.

Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Определение 2

Планирование аудита — это комплекс действий по выбору варианта, который позволит достигнуть цели.

Для достижения цели в аудите используется эмпирический метод, который предусмотрен общероссийским стандартом «Планирование аудита». Эмпирический метод — это вариантность планирования, выявление во время планирования областей повышенного риска, корректировка принятых решений при проверке. Данный метод в ходе планирования решает следующие задачи:

  • По сбору информации о потенциальном клиенте;
  • По оценке уровня аудиторского риска и существенности;
  • По анализу возможности применения выборочных методов проверки и разработке стратегии ее проведения.

Порядок планирования аудита

В федеральном стандарте №3 «Планирование аудита» указан порядок оформления результатов процесса планирования. Результаты необходимо оформлять в двух документах: плане аудита и программе аудита. По данным, которые были получены при планировании, составляется и заключается договор. В общероссийском стандарте «Планирование аудита» выделены этапы планирования, которые должны выполняться в определенной последовательности:

  • предварительное планирование;
  • оформление договора с экономическим субъектом;
  • оценка надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;
  • оценка составляющих аудиторского риска;
  • оценка уровня существенности;
  • анализ возможностей применения статистических либо содержательных методов определения ожидаемой ошибки;
  • формирование стратегии аудита;
  • документальное оформление результатов планирования.

Данная последовательность этапов носит рекомендательный характер, а также является рациональной в силу следующих обстоятельств.

Если договор с экономическим субъектом будет заключаться без его предварительной проверки, то это увеличит предпринимательский риск для аудитора, т.к. экономический субъект может оказаться неплатежеспособным, недобросовестным и т.д. А предварительное планирование позволяет аудитору вовремя выявить подобные моменты и отказаться от заключения договора, что позволит избежать возможных отрицательных последствий. При этом аудитор понесет убытки, но не такие существенные.

Если договор с экономическим субъектом будет заключаться после всех этапов планирования, то предпринимательский риск увеличится для аудитора. Аудитор тратит на планирование, которое включает в себя составление плана и программы, до 30 % времени от общего потраченного на аудит, поэтому если экономический субъект откажется от заключения договора после такой объемной работы по планированию, то это повлечет у аудитора значительные убытки.

Поэтому для аудитора самым целесообразным является заключить договор с экономическим субъектом после этапа предварительного планирования. Таким образом, получается, что время, потраченное аудитором на следующие этапы планирования, будет учтено при формировании договорной цены и оплачено клиентом.

Источник: spravochnick.ru

Подготовка и составление общего плана и программы аудита

План аудита — это документ, который в частности, рассматривает характер, время и объем аудиторских процедур, которые должны выполняться работниками аудиторской фирмы для получения достаточных и соответствующих аудиторских доказательств с целью уменьшения аудиторского риска до принято низкого уровня.

План аудита составляется в начале аудиторской проверки по результатам:

1) знакомства с бизнесом клиента, общими направлениями и спецификой его деятельности;

2) изучение системы учета, внутреннего контроля, степень их надежности;

3) оценки общего аудиторского риска и определение границы существенности ошибок, которые могут быть обнаружены в процессе аудита, как это указано в МСА 315 «Понимание субъекта хозяйствования и его среды и оценка рисков существенного искажения»;

4) определение количества необходимых аудиторских процедур, периода их выполнения и исполнителей, возможности привлечения экспертов, как это указано в МСА 330 «Аудиторские процедуры в соответствии с оцененных рисков»;

5) обеспечение координации выполнения планов, их контроля, согласованности с предприятием,

6) предсказания других аспектов, вызывающих возможность внесения изменений.

План должен учитывать:

условия договора на выполнение аудита;

^ Ответственность аудитора, предусмотренную законодательством;

^ Ответственность предприятия за бухгалтерскую отчетность, представляемая для проверки;

^ Ответственность предприятия за полноту и достоверность другой необходимой информации;

^ Систему и форму бухгалтерского учета;

^ Список членов аудиторской рабочей группы, продолжительность работы, бюджет времени и расходов;

^ Степень влияния на аудит новых бухгалтерских или аудиторских законов, нормативов, инструкций;

^ Уровень существенности задач аудита;

^ Наиболее важные этапы и задачи аудита;

^ Степень доверия к надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

^ Порядок согласования работы внутренних аудиторов и сотрудничество с ними ^ Сущность и объем аудиторских доказательств;

^ Условия, которые требуют особого внимания (возможность ошибки, обмана и т.п.);

^ Степень аудиторского риска;

^ Список помощников для проведения аудита.

При разработке плана аудита МСА 300 обязательно требует закладывать в план аудита процедуры, время их проведения и объем, связанные с управлением и контролем за работой сотрудников аудиторской фирмы.

Если оценен риск существенных искажений растет, старший аудитор или руководитель аудиторской фирмы, как правило, увеличивает объем и время на управление и надзор за проверяя мы, а также более детально проверяет их работу, Аналогично этому необходимо планировать характер, время и объем проверки работы группы проверяя в зависимости от знаний и компетентности отдельных членов группы, которые непосредственно осуществляют процедуры сбора аудиторских доказательств.

При этом следует учесть такие факторы, как реальные затраты труда, необходимые для работы, затраты времени предыдущей проверки, уровень существенности и проведения оценки рисков.

Читайте также:
Программа нпо ВТБ отзывы

В составе общего плана должна быть информация о:

а) состав аудиторской группы;

б) их подчиненность;

г) проверку качества работы молодых работников старше и тому подобное.

В процессе работы аудиторы могут вносить коррективы и изменения в план, причем их причины должны подробно документироваться.

Если проверка проводится не впервые, целесообразно изучить материалы предварительной проверки, обсудить с клиентом изменения, произошедшие в деятельности предприятия и в системе учета, его проблемы, оценить действия клиента по устранению недостатков и выполнению рекомендаций предыдущего аудитора. Однако цель и цель планирования аудита одинаковы независимо от того, является задача по аудиту первым или повторяющимся.

Во время выполнения первой задачи может оказаться необходимым увеличить объем планирования, поскольку в таком случае аудитор не имеет предыдущего опыта сотрудничества с предприятием, как это в случае планирования повторяющейся задачи.

Составлен план аудита подлежит обязательному документированию. Формат и объем документирования зависят от таких аспектов, как размер и сложность предприятия проверяемых сущность, объем другого документирования и обстоятельства конкретной задачи аудита.

Документирования плана аудита должно быть достаточным для отражения запланированного характера, времени и объема процедур оценки рисков и дальнейших аудиторских процедур на уровне утверждений для каждого существенного класса операций, остатков на счетах и информации, в ответ на оцененные риски.

МСА 300 определяет, что аудитор должен также документировать любые значительные изменения в первоначально запланированной стратегии аудита и детального плана аудита, включая причины этих значительных изменений и действия аудитора в ответ на события, условия или результаты аудиторских процедур, которые привели к этим изменениям.

План желательно согласовать с руководством предприятия. Это даст возможность согласовать аудиторские процедуры с деятельностью персонала предприятия.

Общий план аудита разрабатывается настолько подробно, чтобы аудитор имел возможность его базе подготовить программу аудита.

Программа аудита — это документ, содержащий перечень задач в определенной последовательности их выполнения, с помощью которых получаются достаточные и надежные аудиторские доказательства в соответствии с целью проверки соответствующего клиента Иными словами, программа аудита — это подробные инструкции, которым должны следовать работники аудиторской фирмы в процессе осуществления аудита финансовой отчетности или выполнении других задач.

Программа должна быть настолько детализированной, чтобы можно было использовать ее как инструкцию для исполнителей аудита, которые участвуют в проверке. Программа должна также служить средством контроля за работой исполнителей аудита.

Аудитор утверждает программу, определяя сущность по процедурам аудита, объект аудита по каждому вопросу отдельно и масштаб проверки.

Для разработки программ можно использовать стандартные аудиторские программы или контрольные листы по проведению аудита, которые разрабатываются аудиторской фирмой. Стандартные аудиторские программы являются собственными разработками аудиторской фирмы, они воплощают в себе накопленный профессиональный опыт выполнения различных видов работ и поэтому является своеобразным ноу-хау. Когда используются стандартные программы или контрольные листы, необходимо их дорабатывать в соответствии с условиями конкретной задачи.

При подготовке программы аудитору для выполнения работ по конкретному договору уместно учитывать следующие обстоятельства:

^ Определенные оценки риска существенных искажений;

^ Уровень уверенности, который должен быть обеспечен при получении аудиторских доказательств в процессе выполнения процедур по существу;

^ Запланированные сроки выполнения тестов контроля и процедур по существу;

^ Возможность координации любой позиции в плане проверки, например, замена одного работника на другого, оказание технической или методической помощи;

^ Количество ассистентов (т.е. работников аудиторской фирмы, которые имеют меньший опыт работы по сравнению со старшим персоналом);

^ Необходимость привлечения других аудиторов или экспертов.

Программа аудита, как и другие документы, формируемые в процессе проверки, является важным инструментом, который позволяет обеспечить качественное предоставление профессиональных услуг, а также уменьшить риск обнаружения существенных ошибок.

Итак, в программе конкретизируются процедуры, необходимо выполнить для получения аудиторских доказательств утверждений, которые содержат показатели и информацию в финансовой отчетности.

Выполнение комплекса процедур зависит от выбранного аудиторского подхода.

Во-первых, процедуры получения аудиторских доказательств можно построить относительно информации, систематизируется на счетах бухгалтерского учета и затем служит основанием для формирования соответствующего показателя финансовой отчетности.

Во-вторых, процедуры получения аудиторских доказательств можно построить для проверки информации о хозяйственных операциях в разрезе хозяйственных циклов, происходящих на предприятии, и связанных с ними счетов бухгалтерского учета.

Независимо от выбранного подхода к организации процесса проведения аудиторских процедур, программа должна определять комплекс действий для получения доказательств в отношении отдельных утверждений, содержащие финансовые отчеты, а именно:

— Права и обязательства;

— Оценка стоимости и распределение;

— Операции на события, отраженные на соответствующих счетах;

— Классификация и понятность.

Есть два типа подготовки программы: максимально жесткий и максимально гибкий.

При первом аудиторская фирма разрабатывает основную программу, в которой включает максимально важен объем информации. Имея такую программу, аудитор может составить план своих действий, вычеркнув из программы пункты, которые не подходят для данного клиента.

Лучшим является смешанный вариант. Аудитор имея основную программу, составляет свою с учетом особенностей клиента.

Программа может быть представлена в виде таблицы, содержащей перечень аудиторских процедур, необходимых для выполнения по каждому объекту проверки отдельно. В начале программы указывается:

В программе кроме фамилии также указывают инициалы аудитора, который делал проверку конкретного объекта аудита, время, которое необходимо потратить на проверку конкретного объекта проверки, и предусматривают место для отметок о фактическом выполнении плана аудита по каждому вопросу.

Программа по каждому объекту аудита подписывается руководителем группы аудиторов или руководителем аудиторской фирмы.

Программа аудита также может быть составлена в виде программы тестов контроля и тестов (процедур) по существу. Программа тестов контроля представляет собой совокупность действий, направленных на сбор информации об эффективности функционирования системы внутреннего контроля клиента. Программа тестов по сути — это детальная проверка правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и остатков по счетам, то есть перечень действий для детальных конкретных проверок. В этом случае аудитор определяет конкретные сферы аудита (разделы бухгалтерского учета), которые он будет проверять, и составляет программу по каждой из них.

С каждого раздела программы формируются документально подтверждены выводы, которые являются основой для формирования и выражения мнения аудитора в аудиторском отчете и заключении.

Программа аудита, как и общий план, следует просматривать в ходе проверки (если это необходимо). Причины всех изменений должны быть задокументированы.

Итак, процесс планирования, как начальный этап проведения аудита, включая разработку общего плана по определению объема, графиков и сроков проведения проверки, а также аудиторской программы, конкретизирует объем, виды и последовательность аудиторских процедур, необходимых для формирования объективной и обоснованной мысли о исследованы факты хозяйственной жизни, достоверность показателей финансовой отчетности клиента.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru