За счет чего обеспечивается успешное освоение программы развития музыкальности

Внедрение в практику технологии развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности, предполагает не только развитие его музыкальности, но и развитие конструктивности и креативности мышления, мобильности, динамичности, самостоятельности, успешности самореализации в социуме.

Скачать:

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Музыкальная академия

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию музыкальных способностей воспитанников

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования утвердил основные принципы, одним из которых является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Внедрение в практику технологии развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности, предполагает не только развитие его музыкальности, но и развитие конструктивности и креативности мышления, мобильности, динамичности, самостоятельности, успешности самореализации в социуме.

Дополнительное образование: новая концепция и перспективы

Анализируя деятельность по реализации рабочей программы развития музыкальности для детей 3-7 лет, и результаты педагогической диагностики освоения программы, пришла к выводу о необходимости направлять усилия на развитие инициативы ребенка, его мотивации.
Успешное освоение программы развития музыкальности было обеспечено в основном за счет развития музыкального мышления на репродуктивном уровне. Компонент свободы творческого самовыражения на базе приобретенных умений и навыков выражался в незначительной степени: приобретая различный музыкальный опыт, ребенок практически не умел творчески преобразовывать и использовать его в разных видах самостоятельной деятельности. Использование системы образовательной деятельности на основе специальных технологий, обеспечит развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста

Цель — развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.

Задачи:
⬧ разработать и реализовать систему музыкально-игровых заданий и развивающих упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих способностей детей;
⬧ обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
⬧ повысить компетентность педагогов и родителей ДОУ в вопросах музыкального развития детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач собственную педагогическую деятельность выстраивала на основе методик отечественной детской музыкальной педагогики — «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой и программы Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика». Главная цель этой программы: развитие творческих и созидательных способностей у дошкольников посредством танцевального искусства.

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года

Для развития песенно-мелодического творчества использую авторскую методику Т. И.Баклановой и Г. П. Новиковой «Музыкальный мир».

Планируемый результат на уровне всех участников образовательных отношений

⬧ положительная динамика развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
Родители:

⬧ участие в образовательном процессе; приобретение опыта совместной музыкальной творческой деятельности с детьми;
Музыкальный руководитель:

⬧ повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста;

⬧ активизация личного творческого потенциала;

⬧ приобретение опыта использования творческой музыкальной педагогики в образовательном процессе;

⬧ обогащение опыта создания и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО;

⬧ освоение технологии проектной деятельности; расширение опыта партнерского взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.

При разработке системы образовательной деятельности, направленной на развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности, использовала технологии и подходы орфовской педагогики (элементарное музицирование). В основе его концепции «элементарное музыкальное воспитание» лежит идея личностно-ориентированного импровизационно-творческого музыкального обучения.

Акцент сделан не на конструктивно-технологических, а на художественно-творческих заданиях, способствующих пробуждению и развитию музыкальных способностей. Главный дидактический принцип музыкально-педагогической концепции Карла Орфа – «учимся, делая и творя». Ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных действий.

Действие, умение делать что-либо — надежная гарантия усвоения любого знания. В коллективном музицировании дети не только учатся у педагога, но и друг у друга. Идея, подсмотренная у партнера, находит иное воплощение – так работает вариативное развитие, необходимое для приобретения разностороннего музыкального опыта.

Принципы музыкального воспитания, лежащие в основе методики отечественной детской музыкальной творческой педагогики «Элементарное музицирование с дошкольниками» (автор Т.Э Тютюнникова), подобны принципам и методам орф-технологии. В каждом из разделов программы «Учусь творить» (разработана секцией «Музыка. Творческая музыкальная педагогика» Педагогического общества России) значительное место уделено созданию условий для естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей, способов их внутреннего раскрепощения. В основу методики положены два метода, которые определяют приемы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, формирования навыков и умений.

Метод активизации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества. Здесь импровизация рассматривается как главный принцип музыкального и личностного развития детей.

Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Метод моделирования является здесь механизмом обучения. Различными способами моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и другие компоненты музыкального языка.

Проектируя педагогическую деятельность по развитию музыкальных творческих способностей, опиралась на технологию творческой музыкальной педагогики (автор Т. Э. Тютюнникова), которая соответствует поставленным задачам и требованиям ФГОС ДО.
Были определены основные направления деятельности:
— организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
— разработка и внедрение в практику работы системы музыкально-игровых заданий и развивающих упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих способностей детей;
— разработка системы мониторинга развития музыкальных творческих способностей в соответствии с методической темой;
— взаимодействие с педагогами, родителями, социальными партнерами.

Для решения задач музыкального развития использовала модель образовательной деятельности, которая включала непрерывную образовательную деятельность, разные формы совместной деятельности педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с педагогами, родителями и социальными партнерами.

Педагогическую деятельность по организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) осуществляла в соответствии с ООП детского сада, рабочей программой и требованиями ФГОС ДО.

Образовательное пространство музыкального зала оснащено разнообразными средствами обучения и воспитания (дидактические пособия, игрушки, детские музыкальные инструменты, атрибуты для игр, костюмы), в том числе техническими (музыкальный центр, компьютер, проектор, экран). Разнообразие и достаточное количество детских шумовых музыкальных инструментов было обеспечено за счет активного участия родителей и детей, участвующих в таких мероприятиях, как «Мастер-класс по изготовлению нетрадиционных инструментов из различных материалов». В нашем МБДОУ «Детский сад «Крепыш» был создан мини-музей русских народных инструментов «Музыкальная шкатулка», в котором уютно разместились экспонаты музея. Их можно не только посмотреть, но и сыграть на них. В зависимости от задач они могут быть дидактическим пособием, шумовым или детским музыкальным инструментом, атрибутом для игры, танца, двигательного этюда, средством коммуникации, стимульным материалом для проявления творческих, лидерских, индивидуальных особенностей ребенка.
В целях совершенствования программно-методического обеспечения педагогической деятельности по музыкальному развитию детей:

⬧ пополнила методическую библиотеку новыми разделами (здоровьесберегающие технологии музыкального развития, материал регионального содержания);

Читайте также:
Нужна ли программа ccleaner

⬧ сформировала электронный вариант библиотеки методической литературы и нотного материала, а также информационный банк литературы по творческому музыкальному развитию детей;

⬧ систематизировала и оформила папку народных игр, в том числе хороводные и музыкальные игры Смоленской губернии;

⬧ разработала авторские партитуры для детского оркестра с учетом конкретных индивидуальных особенностей и потребностей каждого участвующего ребенка.

Все это способствовало поддержанию интереса к разным видам музыкальной деятельности, развитию музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста были подобраны из разных источников игры, музыкально-игровые задания и развивающие упражнения, которые систематизированы по видам музыкальной деятельности. см. Приложение 3

Для эффективного использования данного материала были составлены картотеки музыкальных игр и игровых заданий, направленных на коммуникативно-социальное и музыкально-творческое развитие дошкольников, в которые включила авторский материал и фольклорные потешки. (игры, ноты, тексты, игровые модели).
Примеры игрового материала в картотеке (по видам деятельности):
⬧ пение («Спи, малыш», «Солнышко», «Бай-качи», «Уж, как шла лиса»);
⬧ музыкально-ритмические движения («Танцуй, как я», «Прыг-скок», «Стенка ⬧ на стенку», «Весело-грустно», «Барышни и гусары»);
⬧ слушание («Что я представляю», «Я рисую музыку» творческие задания на передачу музыкального образа в рисунке);
⬧ игра на музыкальных инструментах («Сосульки», «Эхо», «Трям, трям – мы музыканты», «На горку заберись… С горки-вниз!»);
⬧ игры-драматизация («Подушечка», «По городу гуляет», «Бояре», «Кострома», «Как у дяди Трифона»)

⬧ Музыкально-дидактические игры: («Кто в лесу живет?», Три кита в музыке «Песня. Танец. Марш», «Угадай на чем играю», «Музыкальные загадки», «Музыкальный ринг», «Ритмическое эхо», «Сказочные герои – музыканты» и др.

Для оценки педагогической деятельности разработала карту мониторинга развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, позволяющую отслеживать не только динамику индивидуального развития воспитанников, но и анализировать отдельные показатели.
Результаты мониторинга использовала для оптимизации групповой, а также индивидуально-дифференцированной работы посредством динамичной корректировки содержания деятельности, направленной на развитие творческого потенциала детей в музыкально-ритмической, танцевальной деятельности, а также в песенно- мелодическом творчестве. Положительная динамика развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности педагогической деятельности.

Кроме фиксированных показателей мониторинга я также наблюдала изменения, происходящие в детях, которые имеют для меня как педагога особую ценность: дети стали более инициативными, повысилась их мотивации к музыкальной деятельности, выросла их самооценка. Я постоянно была свидетелем ярких положительных эмоциональных проявлений детей в коллективной музыкальной деятельности, их удовлетворенности возможностью самореализации в процессе музыкального творчества, а также роста потребности в приобретении нового творческого опыта.

Отслеживая успехи выпускников, отметила, что за последние 5 лет 30% выпускников детского сада успешно продолжают свое музыкальное развитие в детской музыкальной школе, около 45% занимаются в танцевальных коллективах г. Гагарин.
Модель педагогической деятельности по развитию музыкальных творческих способностей, кроме воспитательно-образовательной работы с детьми, включала и такие направления как взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.
Организуя взаимодействие с педагогами, применяла личностно- ориентированный дифференцированный подход. Проводила консультации для молодых педагогов («Роль воспитателя во время организованной музыкальной обучающей деятельности», «Подготовка детей к утренникам, праздника, развлечениям», «Музыка в организации режимных моментов», «Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Содержание музыкальных уголков в группах»). Совместно с опытными педагогами принимала участие в открытых мероприятиях разного уровня: участие детей в Районном фестивале «Вера, Надежда, Любовь»; танцевальных конкурсах в рамках ежегодно проводимых соревнований «Гагаринские старты».

В результате планомерной и систематической работы по развитию музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста добилась положительной динамики развития, о чем свидетельствуют результаты диагностики.
Наряду с положительной динамикой развития музыкальных творческих способностей мною отмечены следующие изменения:
⬧ активизация уровня инициативности детей, повышение мотивации к музыкальной деятельности;
⬧ повышение самооценки детей;
⬧ яркие проявления положительного эмоционального опыта в коллективной музыкальной деятельности;
⬧ удовлетворенность детей возможностью самореализации в процессе музыкального творчества, их потребность в наличии новых возможностей.

На занятиях мы с воспитателями постоянно используем различные игры, именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника. «Музыкальная игра как один из видов развития творческих способностей является эффективным средством социализации детей дошкольного возраста. В музыкальной игре осуществляется: развитие творческих способностей; умение двигаться под музыку; развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. А также музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка».

В музыкально-игровой деятельности для развития музыкально-творческих способностей так же широко используется импровизация. Существует несколько видов импровизации:

– творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий;

– танцевальные (пластические этюды с эмоционально-окрашенными движениями);

– вокальные (педагог начинает песню – дети придумывают концовку). Певческие разговоры на заданную тему – один ребенок поет вопрос, другой – ответ («Что ты хочешь, кошечка?» «Молочка немножечко»).

Все перечисленные музыкальные способности развиваются не только в разных видах музыкальной деятельности, но и с помощью музыкально-дидактических игр и пособий. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков: их высоту, силу, длительность, тембр. Музыкально-дидактические игры сопровождаются пособиями, которые включают зрительную наглядность (карточки, картинки, костюмы и др.) см. Приложение 3

Результаты, полученные при использовании нового подхода к музыкальному развитию детей дошкольного возраста через внедрение технологии музыкально-творческой педагогики, свидетельствуют о его целесообразности и эффективности.

Диагностическая карта развития танцевально-двигательных способностей и танцевального творчества

Фамилия, имя ребенка

Умение в танце варьировать знакомые движения

Источник: nsportal.ru

Развитие музыкальных и творческих способностей детей

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Список использованной литературы.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка. Причиной стали непростые условия социума в которых живут и развиваются современные дети. Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах, телевидение – все это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке как искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и эмоциональные стороны психики детей. Дети копируют с их слов красиво поющих и танцующих звезд, не используя свой природный музыкальный дар. Что становится решающим в становлении творческого развития ребенка, его личности.

Поэтому я считаю актуальную проблему развития музыкальных и творческих способностей детей, посредством внедрения новых технологий настроенных с учетом особенностей музыкального восприятия детей и их интересов.

В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития музыкальных способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на воспитание успешной личности, максимально реализующей свой потенциал.

Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Читайте также:
Программа для управлением компьютера через планшет

Музыкальное развитие в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.

ФГОС ДО реализуются в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

* развитие музыкально-художественной деятельности;

* приобщение к музыкальному искусству;

* развитие музыкальности детей;

* развитие способности эмоционально воспринимать музыку,

* развитие творческих способностей детей.

Музыкальное искусство, представляет неисчерпаемые возможности, для расширения и обогащения эмоционального опыта.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы не подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства – переживания – плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на произведениях П. И. Чайковского — это неотъемлемое условие содержания музыкальной НОД. Такой важный элемент, как развитие эмоциональности нельзя упускать в процессе использования НОД, ведь пренебрежение чревато определенным ущербом воспитанию успешной личности.

Целью работы является развитие эмоциональной сферы ребенка, через использование современных технологий в музыкальной деятельности.

1. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;

2. Побуждать слышать и понимать музыкальные произведения, развивать эмпатию, передавая заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

3. Помочь детям научиться управлять своим эмоциональным состоянием.

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

3. Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.

Мониторинг развития музыкальных и творческих способностей детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальной НОД.

В разработке методики диагностирования художественно-эстетического воспитания дошкольника руководствовалась положениями С. И. Мерзляковой. Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей согласно ФГОС ДО:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

стимулирование сопереживания персонажам произведений;

развитие музыкальной деятельности детей.

Для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста использую новые современные с учётом ФГОС разнообразные организационные формы. При организации музыкально-образовательного процесса использую современные методы и приемы, информационные, музыкальные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Работа проводится в условиях активного взаимодействия музыкального руководителя, воспитателя, педагога-психолога.

Обогащаю развивающую среду музыкального зала и групповых комнат соответствующими оборудованием и атрибутами.

Я считаю, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Поэтому я работаю над развитием эмоциональной сферы через музыкальные и творческие способности детей. Использую разные виды и формы организации музыкальной деятельности, стимулирую развитие творческой деятельности.

Работая с детьми, помогаю им понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса, определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают музыкальные пластические этюды и игры. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Например, двигательная импровизация под музыку.

Помогаю детям избавиться от сильных отрицательных эмоций и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть — все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами. В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей, используя оригинальные методики и известные в психологии тренинги расслабления, в этом мне помогает педагог — психолог ДОО.

Так же, важным средством развития являются использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности.

Работа организованна так, чтобы дети могли максимально реализовать свои способности, могли найти способ активного самовыражения. Ведь очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малышей быть непохожими на других, разбудить их фантазию. Ребенок должен знать и понимать, что музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нем самом: пой, играй, двигайся под музыку как захочешь.

При подборе материала, содержания используются следующие методики:

Методику Н. Куприной «Игры с именами». 1/ 2013г. «Музыкальная палитра».

Методику Е. И. Юдиной «Азбука музыкально – творческого саморазвития» 2014 г «Аквариум ЛТД».

Учебно – методическое пособие Т. Э. Тютюнниковой «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками».

2003 г. ООО Редакция журнала «музыкальная палитра».

Работа с родителями: провожу беседы, анкетирование, совместные праздники с родителями, консультации. Совместная работа родителей и педагога несомненно, дает свои положительные результаты.

1. Дети увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

2. Дошкольники умеют выразить свои чувства об эмоциональном и образном содержании музыки.

3. Создают пластические этюды и танцевальные композиции.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для обеспечения достижений результатов ФГОС в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» необходимо повышать профессиональную квалификацию: обучение на курсах СИПКРО, участвовать в МО города, совершенствовать уровень игры на музыкальном инструменте. Создать современнуюразвивающую предметно-пространственную среду, соответствующую целям программы, обеспечить педагогический процесс нужными методическими пособиями и материалами, пополнить методическую среду новыми проектами и разработками; компьютерным оборудованием и программным обеспечением. Внести изменения в написание перспективного плана (интеграция областей, создание развивающей среды).

Таким образом, применение концепции в музыкальном воспитании, позволило создать условия для самостоятельной и творческой работы педагогов. Дает возможность познакомиться с предлагаемым опытом работы педагогов, развивает умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом. Повышает их педагогическую компетентность, активизирует деятельность педагогов на семинарах, побуждает их участвовать в профессиональных конкурсах не только муниципального, но и регионального уровня.

Читайте также:
Чем удалить рекламные программы

6. Список использованной литературы

Закон «Об образовании РФ».

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. : Мозаика-Синтез, 2012. с. 34

Картушина М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М. Ю. Картушина //Управление ДОУ. — 2015. — №5. — с. 42-46.

Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб. -метод. пособие. – М. : ВЛАДОС, 2011. с. 36

Костина Э. П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э. П. Костина //Дошкольное воспитание. — 2013. — №11. — с. 37.

Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2012. с. 26

Радынова О. П., Груздова И. В., Комиссарова Л. Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 2013. с. 53

Радынова О. П., Катенене А. И., Паландишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2013. с. 32

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Источник: www.maam.ru

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста кратко

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:
1) Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий;

2) Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха;

3) Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Средства развития музыкальных способностей
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты. Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации. Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:

— повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях;
— развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке;
— улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти;
— воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации. Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая.

Планирование музыкальных занятий – это важная функция педагога. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства
Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.

Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть). Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Упражнения для тренировки слухового представления
Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков. Примерами упражнений на слуховое представление являются:
— узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух;
— определение направления звука и местонахождения его источника;
— различение голосов;
— повторение простых мелодий на слух.

Развитие чувства ритма
Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его. В качестве примера можно привести следующие упражнения:
— дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития;
— декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей;
— упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма;
— простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока;
— любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма, с детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.

Для качественного комплексного развития музыкальных способностей у детей родителям необходимо не оставлять данный вопрос на самотек. Помимо занятий с опытными преподавателями, дети должны получать необходимые знания и оттачивать свои умения в домашней обстановке в кругу семьи. Это позволит музыкальным способностям ребенка постоянно находиться в динамичном развитии.

Главной задачей родителей в этом процессе является помощь ребенку в формировании основных предпочтений. При этом следует помнить, что насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем.

Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.

Источник: ped-kopilka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru