За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических. К числу таких комплексных программ относятся: «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Кроха», «Одарённый ребёнок», «Из детства — в отрочество», «Детский сад — дом радости», «Гармония развития», и др., и ряд парциальных экологических программ: «Мы», «Планета — наш дом», «Живая экология», «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду», «Мир вокруг нас», «Я — человек», «Жаворонок», «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
Разработка мероприятий при НМУ в программе НМУ-Эколог 2.1 по приказу №811 от 28.11.2019. ЧАСТЬ 1
Существующие программы содержат разделы, в рамках которых осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Сравнительный анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников нашёл отражение в таблице 1.
Сравнительный анализ программ по экологическому воспитанию и образованию дошкольников
Автор программы (раздела)
Основные задачи программы
Приобщать детей к миру природы, содействуя появлению ярких, эмоциональных впечатлений, конкретных представлений: о растениях, о животных, о природных явлениях. Содействовать развитию у детей наглядно-действенных способов познания и опосредованных; замечать видимые зависимости в природе. Направлять детей на восприятие эстетического своеобразия объектов природы. Учить замечать состояние растений, настроение животных, вызывать желание не мешать, защитить, позаботиться. Побуждать детей к проявлению бережного заинтересованного отношения к природе разными способами: словом, мимикой, жестом, приобщать к соучастию в уходе за объектами природы.
Эта программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду, предусматривает и их экологическое воспитание. В разделе «Развитие ребёнка в общении с природой» автор даёт рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ как в помещении, из окна, так и на прогулках.
Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения. Помогать освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы. Учить анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объект природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
Эта программа с экологическим уклоном. Программа «Детство» станет особенно ценной, если в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», без ущерба для главной идеи экологического воспитания дошкольников, уменьшить количество обобщенных представлений. Следует иметь в виду также, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» — комплексная программа
Уточнять и углублять знания о растениях, животных и природных явлениях. Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, растений (питание, рост, развитие). Формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса. Развивать гуманное эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру.
Формировать потребности заботиться о чистоте своей группы. Познакомить с природными факторами, влияющими на здоровье человека. Формировать привычки рационально использовать воду. Выработать умения правильно взаимодействовать с окружающим миром. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Формировать эстетическое отношение к миру.
«Истоки» — комплексная программа
Психолого-педагогический коллектив исследователей Центра «Дошкольное детство»
Знакомить детей с многообразием живого мира (растения, животные). Развивать интерес и стремление к наблюдению за поведением животных. Формировать общее представление о насекомых, об их развитии. Формировать умение различать насекомых (бабочки, жуки, стрекозы, кузнечики и т. д.). Развивать представления о естественных причинах природных явлений и их связях.
Формировать бережное и ответственное отношение ко всему живому.
«Развитие» — комплексная программа
Помочь детям 4-5 лет понять богатство и многообразие взаимосвязей в природе, познакомить с нормами и правилами поведения по отношению к животным и растениям. К 6 годам познакомить их с окружающей природой (ближайшей), помочь осознать первые простые закономерности: сменяемость времён года и изменения, происходящие в жизни растений и животных в зависимости от наступившего сезона. Детей 6-7 лет знакомить с различными природными зонами, экосистемами и эволюцией жизни на Земле. Учить сознательно относиться к природе, закладывать основу экологической культуры.
Программа «Развитие» имеет раздел «Ознакомление с природой» — является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям в природе, в старшей — растительному, а в подготовительной — животному миру. Таким образом, можно сказать, что в программе имеется тенденция к экологическому воспитанию дошкольников. [34, стр.59-60]
«Радуга» — комплексная программа
Развивать познавательные процессы. Формировать отношение к окружающему миру. Расширять представления о растениях, животных, планете Земля и строении Солнечной системы. Знакомить детей с «портретом» каждого месяца (сезонные наблюдения), с историей создания часов, календарей, глобуса. Учить детей созерцать природу, эмоционально откликаться на её состояние, осмысливать увиденное.
Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно — экологических. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода — рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.
«Мы» — парциальная программа
Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок
Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. Формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами. Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях.
«Наш дом — природа» — парциальная программа
Обеспечить преемственность в экологическом воспитании дошкольников с начальной школой. Формировать целостный взгляд на природу и место человека в ней. Формировать первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью. Развивать представления о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Развивать личность ребёнка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Программа разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Программа «Наш дом — природа» состоит из десяти блоков. Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом.
«Юный эколог» — парциальная программа,
программно-методическая система всестороннего воспитания дошкольника с экологическим уклоном.
Формировать у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Дать детям элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. Раскрывать взаимосвязи растений и животных со средой обитания.
Прослеживать роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных. Раскрыть взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Показать разные формы взаимодействия человека с природой.
Программа включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т.е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития её у взрослых.
«Паутинка» — парциальная программа
Формировать у детей основы планетарного мышления. Воспитывать разумное отношение к миру и к себе как к жителю планеты Земля. Знакомить детей с разными формами взаимодействия двух систем — человека и животных (внутри них и между собой), показывать оптимальные пути их взаимопроникновения.
Формировать у детей знания о структурах, входящих в понятие биосфера: литосфера (почва), гидросфера (вода), атмосфера (воздух), и влияние биогеоценоза на формирование этноса. Учить детей прослеживать временные изменения, происходящие в мире, упорядочивающие образ жизни людей на планете. Раскрывать взаимосвязи животного (фауна) и растительного мира (флора) со средой обитания.
Программа предлагает новую оригинальную систему развития экологических представлений, строящихся на принципе центрирования содержания работы на ребенке с широким использованием поисковых методов обучения и игровых действий. Представлена четырьмя блоками: «Где я живу?», «С кем я живу?», «Как я живу?», «Когда я живу?». Через познание своего «Я», своих жизненных потребностей ребенок постигает многообразие взаимоотношений природы и людей. Предназначена для работы с детьми всех возрастных групп дошкольного образовательного учреждения.
«Семицветик» — парциальная программа.
Показать красоту и разнообразие четырёх царств природы, зависимость друг от друга и взаимодействие, что в них общего и в чём различие, каковы их основные свойства. Рассказать детям о небе, показать жизнь неба, без которого не может быть жизни на Земле, таким образом, формировать основу целостного восприятия мира, ощущения и осознания связи земли и неба, своей связи с единым миром. Окружить ребёнка красивыми образами Искусства; рассказать, как они создавались; учить замечать особые приметы красоты, ценить красивое и прекрасное и стремиться создать своими руками что-то красивое и полезное. Формировать в сознании ребёнка высокий образ Человека на примере людей, их жизни и подвигов (легенды, мифы, былины, сказания, жизнеописание великих Святых и Подвижников).
Программа нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают: от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке — его внутреннем мире и созидательных поступках.
«Мир вокруг нас» — парциальная программа.
Формировать системные представления об окружающем мире, роли и человека в нём. Приобщать детей к планетарному мышлению. Знакомить детей с культурными ценностями и культурными центрами. Подготовить к полихудожественным формам восприятия искусства, знакомить с языком изобразительного искусства, музыкой, хореографией, театром, литературой.
Развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям, нравственную оценку — отношениям, поступкам. Формировать навыки и умения вести беседу, выражать своё отношение к миру посредством искусства.
Идея программы — проявление многообразия форм жизни, целесообразности и красоты всего живого, взаимозависимость, взаимосвязь, целостность. Принципы программы: гармония и красота, сотрудничество и единство требований, интеграция, целостность, постепенность погружения в проблему. Состоит из трёх комплексов: «Мир вокруг нас» (6-8 лет), «Красота окружающего мира» (8-9 лет), «Земля- планета людей» (9-10 лет). Материал каждого комплекса разбит на три блока.
Анализ программ дает повод задуматься над их эффективностью, их реальным влиянием на практику воспитания детей в дошкольных учреждениях.
В последние годы появилась новая тенденция: воспитатель или методист по своему усмотрению выбирает наиболее для него понятные фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению. В результате такого подхода зачастую искажается первоначальный замысел автора дополнительной программы и ее цель, меняется логика изложения материала.
В худшем случае в таких комбинированных программах обнаруживаются не только логические, но и фактические ошибки, кочующие из одного пособия в другое. Естественно, воспитатель должен иметь право выбора программы и ее адаптации к условиям конкретного региона и дошкольного учреждения (вариативная составляющая программы), однако в любой программе существует и инвариантная составляющая, которой следует придерживаться неукоснительно. При необходимости представляется возможным комбинирование разных программ, однако, на базе одной программы (одной идеи). В этом случае за основу выбирается оптимальная для данного коллектива программа, сохраняется логика изложения и подачи материала, ее структура, однако в качестве отдельных модулей могут быть включены соответствующие по содержанию фрагменты других программ [7].
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. В данном случае необходимым условием выступает непрерывное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Источник: vuzlit.com
Вопрос характеристика разделов программы «юный эколог»
Программа «Юный эколог» направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С.
Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др).
Цель программы: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Принципы реализации программы:
· постепенное наращивание объема материала;
· первоочередное использование природного окружения: растении и животных зеленой зоны детского сада и участков;
· продвижение детей от единичных сенсорных впечатлений к многообразию этих впечатлений, затем – к конкретным представлениям, затем – к обобщению представлений;
· широкое использование разных видов практической деятельности;
· подача познавательного материала с помощью приемов, вызывающих у детей интерес и положительные эмоции.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО, а именно:
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
В программе «Юный эколог» выделяются два аспекта содержания экологического воспитания: передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
Раздел 1 — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах.
Разделы 2, 3 — познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Эти законы можно интересно познать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понимать, приобщиться к ним в своем поведении и жить в соответствии с ними на Земле.
Раздел 4 прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
В разделе 5 раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
Раздел 6 показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В разделе 7 даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Экологические знания — не самоцель, а лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувствительной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.
22 вопрос 22. Концепция экологического образования дошкольников Н.А. Рыжовой.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям, животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой.
Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы»письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Источник: cyberpedia.su
Программа экологического кружка «Юный эколог»
Программа по экологии для кружковой деятельности. Участники: учащиеся 6-7 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«программа экологического кружка «Юный эколог»»
Управление образования администрации Большемурашкинского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
Образовательная программа
«Юный эколог»
(2 года обучения с 12 лет)
Учитель МБОУ Большемурашкинская СШ Воронцова Лариса Юрьевна
(высшая квалификационная категория)
Большое Мурашкино
2015 год
Пояснительная записка
это не часть образования, а
новый смысл и цель современного
В условиях современной системы образования важную роль играет
экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из первых принципов экологического образования считается принцип непрерывности — взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Именно «Экология» ,как важнейшая наука, помогает понять учащимся своё место в природе и выявить последствия деятельности человека в окружающей среде.
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле. Каждый ребёнок, в любом возрасте, должен понимать, что он всего лишь частичка природы и нанося вред ей ,он губит и себя.
Ещё в начальной школе детей знакомят с объектами природы, учат наблюдать и охранять живые существа. В среднем и старшем звене у школьников развивается логическое мышление, исследовательские способности, умения составлять и обобщать полученные факты, использовать справочную и специальную литературу.
Качество обучения по экологии и биологии напрямую связано с кружковой работой. В ходе кружковой работы учащимся приходится
решать задачи теоретического и прикладного характера, приобщаться к практической натуралистической деятельности широкого познавательного характера. Она обогащает урок, позволяет преодолеть некоторую ограниченность содержания и дополнить его результатами исследовательской деятельности. В ней заложены богатые возможности осуществления углубленного изучения предметов.
Школьники, занимаясь в кружке «Юный эколог», приобретают необходимые знания и умения по курсу «Экология растений» и «Экология животных».Как известно, растения — это «лёгкие планеты» и поэтому каждый человек должен осознавать необходимость изучения, охраны и восстановления растений, а также сохранения животных, как неотъемлемой части природных сообществ.
Если погибнет флора и фауна, то погибнет и всё человечество.
Данная тема является очень актуальной на современном этапе и создание программы, реализация которой будет осуществляться через кружковую деятельность, является важной и своевременной.
Программа составлена на основе сборника программ «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе», « Внеклассная работа по биологии и экологии» под. ред. Евдокимовой Р. М., « Нравственно-экологическое воспитание школьников» под. ред. Литвиновой Л. С.
Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, повышение уровня теоретической и практической подготовки в области экологии и биологии.
ЗАДАЧИ 1 ГОДА:
1. Изучение растительности родного края.
2. Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
3. Развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека.
4. Привлечение учащихся, имеющих повышенный интерес к изучению флоры, к научной работе, знакомить их с методами и приёмами простейших научных исследований, учить работе с научной литературой.
5. Развитие коммуникативных качеств, умение работать в группах.
ЗАДАЧИ 2 ГОДА:
1.Изучение животного мира родного края.
2.Изучить влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания
3.Рассмотреть многообразие взаимных связей разных животных, показать роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
4.Применение знаний и умений при работе в НОУ, участие в конференциях, проведении открытых мероприятий.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на 2 учебных года. Нагрузка 1-го года обучения 4 часа в неделю-144 часа, 2-го – 4 часа в неделю-144 часа. Работа распределена на три этапа:
1. Мотивационно-организационный (изучаются интересы учащихся, ставятся цели и задачи, ознакомление с планом работы).
2. Теоретический (изучается основной материал программы, проводятся лекции, беседы, конкурсы, работа с научной литературой).
3.Практический ( проводятся наблюдения, экскурсии, опыты).
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Учащиеся должны знать:
1.Основы экологии растений и животных.
2.Особенности строения и значение растений и животных.
3.Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растительных и животных организмов.
Учащиеся должны уметь:
1.Классифицировать растения и животные на экологические группы по отношению к абиотическим факторам.
2. Определять возрастные состояния растений и животных, влияния на них антропогенного фактора.
3. Работать с научной и специальной литературой.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГА
В течение учебного года проводятся следующие мероприятия:
— выпуск газет, альбомов
— участие в учебно-исследовательских конференциях
— тематические вечера для младших школьников
— подготовка и показ презентаций
CОДЕРЖАНИЕ ДОП « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».
1ГОД -144 часа
(изучаются экологические понятия, значение растений, диагностика «Моё отношение к природе», экскурсия в природу)
Влияние абиотических факторов на растения
( рассматривается значение света, тепла, воды, воздуха, почвы для жизнедеятельности растений).
Флора родного края
( изучается природное разнообразие растений Нижегородской области, их приспособленность к местным условиям, влияние деятельности человека на сообщества).
Охрана растительного мира
( изучаются редкие и охраняемые растения, охраняемые территории, красная книга).
CОДЕРЖАНИЕ ДОП « ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».
2 ГОД -144 часа
(правила техники безопасности, повторяются экологические понятия, значение животных и условия их существования)
Влияние абиотических факторов на животных
( рассматривается значение света, тепла, воды, воздуха, почвы для жизнедеятельности животных).
Животный мир разных сред обитания
(изучается животный мир наземно-воздушной, водной, почвенной сред обитания и особенности приспособленностей животных к данным средам.)
Влияние биотических факторов на животных
(разбираются внутривидовые и межвидовые отношения животных и значение данных взаимодействий)
Фауна родного края
( изучается природное разнообразие животных Нижегородской области, их приспособленность к местным условиям, влияние деятельности человека на них).
Охрана животного мира
( изучаются редкие и охраняемые животные , заповедники и охраняемые территории, красная книга).
Подведение итога
( организация и проведение экскурсии, подготовка и проведение экологического праздника в начальной школе).
Источник: kopilkaurokov.ru