Я училась в США по программе YEAR
В 2016 году студентка первого курса МГИМО Александра Гришина уехала учиться в США по программе YEAR. Саша ничего не платила за участие и учебу — подала заявку, сдала TOEFL и успешно прошла интервью.
Поделиться:
Опубликовано Jun 21, 2021
В этой статье расскажем, что такое программа YEAR, кто может подать заявку и что нужно сделать, чтобы бесплатно учиться в США в течение академического года.
Как я узнала о программе YEAR
Я училась в обычной московской школе, но мне повезло с учителем английского языка — она развила глубокий интерес к предмету. С 13 лет я изучала язык самостоятельно и читала и смотрела кино в оригинале. Мне были очень интересны настоящие голоса актеров и их акценты. У родителей не было возможности отправить меня на летние школы в Великобританию или США, да и в целом мы не очень много путешествовали: до программы YEAR я никогда не была в англоговорящей стране.
Еще подростком я поняла, что английский — то, чему стоит посвятить свои силы в школьные годы. Оглядываясь назад, понимаю, что это правда: английский язык подарил и продолжает дарить целое море возможностей.
Как я поехала бесплатно в Америку и что такое программа FLEX?
Конференция в ОНН.
После школы я пробовала поступить в МГИМО, но не набрала достаточно баллов на бюджет с первого раза. Благодаря неудачной попытке год училась в МГУ на факультете иностранных языков, а потом снова подалась в МГИМО. Во второй раз поступила — на факультет международной журналистики.
Благодаря кафедре английского языка на первом курсе я узнала о программе YEAR, которую спонсирует посольство Соединенных Штатов в Москве.
Что такое программа YEAR
YEAR (Year of Exchange in America for Russians) — ежегодная программа обмена в США для российских студентов. Ее цель — укрепление диалога между Америкой и Россией и развитие образовательных и культурных связей.
Принять участие в программе могут студенты 1—2 курсов бакалавриата или 1—3 курсов специалитета российских университетов с российским гражданством. Участники должны иметь хорошую академическую успеваемость, владеть английским (для подтверждения на этапе отбора сдается TOEFL) и вернуться в Россию по окончании программы.
Программа покрывает все визовые и транспортные расходы, стоимость обучения, проживание, питание, медицинскую страховку и расходы на учебную литературу, а также предоставляет ежемесячную стипендию и единоразовую выплату на развлечения — например, на каникулы, чтобы путешествовать по стране, пока кампус закрыт.
Осенью и весной у нас было по неделе каникул, а зимой — целых три, плюс длинные выходные в течение года; так за девять месяцев я посетила 21 штат. По условиям программы работать в США нельзя — студент должен полностью сосредоточиться на учебе и погружении в среду.
7 СПОСОБОВ БЕСПЛАТНО учиться в США в 2021 году | Программа обмена YEAR
В 2015 году программа только запускалась в России, и анонсировали первый набор. Для меня это было такой своевременной возможностью, что я сразу села за анкету — и заполняла ее вплоть до дедлайна.
Как проходит отбор кандидатов
Отбор проходил в три этапа: анкета, интервью и проверка английского через TOEFL. Для меня в любом отборе заявка — самая сложная часть, так как она не подразумевает живого общения и контакта; на тестах и интервью я чувствую себя уверенно. Поэтому в заявку я вложила много сил, сохраняла ее и возвращалась к ней, шлифуя и наполняя тем, что хотелось рассказать.
Интервью проходило с двумя представителями программы из Вашингтона. Все прошло легко и захватывающе: меня спрашивали про мои интересы, увлечения, про цели на год в США. В МГИМО я активно участвовала в Модели ООН — большой международной конференции — и была рада подсветить этот опыт.
Последним этапом была сдача TOEFL (его сдачу, кстати, оплачивала программа). Тут я допустила ошибку и практически не готовилась к экзамену, понадеявшись на хороший английский. Я набрала чуть меньше 100 баллов из 120, что было достаточно для прохождения в финалисты, но если бы тренировалась перед сдачей, набрала бы больше. Экзамен не проверяет уровень языка как таковой — он построен на конкретных критериях и содержит немало ловушек, которые важно изучить заранее.
Весь отбор длился полгода — с октября по март. На программу подались несколько сотен ребят со всей России — от Калининграда до Сахалина, а финалистами стали около 70 человек. В том числе я.
Осталось собрать документы на визу. От нас требовались только сами документы — всю остальную процедуру программа вела самостоятельно, как и коммуникацию с университетами. С первого дня в статусе финалистки я чувствовала, как хорошо налажен процесс и как мне приятно довериться координаторами программы. Это был впечатляющий уровень организации и заботы — и это притом, что мы были самым первым набором YEAR.
В апреле-мае 2016 года я уже знала, в какой университет поеду: моим домом на ближайший год стал West Virginia University. Штат Западная Вирджиния считался одним из лучших предложений от программы в тот год: он удобно расположен — и, предлагая полноценное погружение в «одноэтажную Америку», находился всего в часе до Питтсбурга, нескольких часов до Вашингтона и ночи на автобусе до Нью-Йорка.
Мне хотелось исследовать страну и быть мобильной, в то же время — погрузиться в академическую среду и найти себя в насыщенном университетском сообществе. И поразительным образом программа дала мне все.
Последние месяцы перед отъездом в США я читала все, что можно найти про мой университет и город, знакомилась со студентами в соцсетях, страдала от огромного разнообразия доступных учебных курсов и трепетно составляла свое первое расписание. Я даже не представляла, что ждет меня дальше, за океаном — и была готова ко всему.
Кампус West Virginia University.
Учеба в Университете Западной Вирджинии
Я жила в Америке весь академический год, с августа по май. Сначала мы все прилетели в Вашингтон, где проходили увлекательный онбординг от программы и постепенно погружались в новую для нас среду. Затем разъехались по нашим университетам.
Моргантаун — небольшой город в Аппалачах (ты мог видеть эти горы на известной заставке «Виндоус»), и почти все его пространство занимает университетский кампус. Студенты передвигаются по нему на машинах, автобусах или PRT (Personal Rapid Transit) — в небольших самоходных вагончиках, которые развозят студентов от одной части кампуса к другой.
В течение первого месяца я жила у принимающей семьи, а с сентября переехала в общежитие в кампусе. Координаторы программы всегда были онлайн, периодически навещали нас и оперативно помогали со всеми вопросами, которые возникали в течение года: н апример, помогли переехать из одного общежития в другое, консультировали по страховке и возможности взять дополнительные курсы. Мы очень тепло общались, подружились и до сих пор поддерживаем связь.
Студенты West Virginia University.
В американском университете каждый студент самостоятельно составляет свое расписание, наполняя теми курсами, которые ему интересны. Расписание выглядит куда менее загруженным, чем в России: вместо десятков сомнительных предметов я могла взять не больше пяти на семестр.
Основная часть учебы проходила после семинаров: в подготовке проектов, в самостоятельном исследовании, в библиотеке. Такой подход к распределению сил студента мне нравился куда больше — и я была рада изучать только то, что мне интересно.
Перед началом любого из курсов мы получали объемные силлабусы и могли заранее узнать, из чего состоит курс и из чего строится наша будущая оценка. Если студент понимал, что курс ему не нравится, у него было две недели в начале семестра, чтобы внести коррективы в свое расписание.
В течение двух семестров я успела изучить разные аспекты журналистики и международных отношений, брала курсы по истории США, исследовала диктатуру как политическое явление, занималась британской литературой и актерским мастерством.
Помимо учебных занятий в кампусе можно было заниматься спортом в огромном спортцентре, работать в библиотеке, которая не закрывалась до двух часов ночи, участвовать в студенческих организациях и кружках — их в моем университете было несколько сотен.
Несмотря на то что для WVU я была всего лишь visiting student, я быстро ощутила себя частью этой многотысячной семьи. Здесь я встретила потрясающих профессоров и чудесных друзей, с которыми продолжаю оставаться на связи.
Самое трудное в участии в американской программе обмена — возвращение в Россию. Для нас оно произошло довольно резко: мы должны были вернуться уже через пару дней после финального экзамена. Было тяжело свыкнуться с мыслью, что эта американская жизнь подходит к концу. Я никогда не была в США до YEAR Program, но не столкнулась с культурным шоком в Америке; обратный же культурный шок по возвращении в Россию был неизбежен. Но координаторы, разумеется, предупреждали нас о нем заранее — и пытались подготовить.
Национальный парк «Долина Смерти» в штате Калифорния.
Советы и рекомендации студентам
Внимательно изучи сайт программы. Процедура отбора могла измениться за пять лет, поэтому дай себе время на изучение всех деталей.
Выдели время на подачу заявки. Я сама обычно подаю заявки в ночь перед дедлайном, но в случае YEAR этого делать точно не стоит — подготовься к заявке заранее, собери рекомендательные письма. Позволь себе не торопиться и прочувствовать, как ты делаешь этот шаг. За ним — целое приключение.
Сформулируй свои цели и желания на год в США, суммируя предыдущий опыт. Искренность и внутренняя ясность позволят держаться уверенно и спокойно на интервью, пройти его успешно и с удовольствием.
Подробно расскажи о своих достижениях как в анкете, так и на этапе интервью. Не стесняйся говорить о своих успехах, ведь только так организаторы программы смогут о них узнать.
Готовься к TOEFL. После подачи заявки я рекомендую сразу начинать подготовку к TOEFL — чем больше времени дашь себе на тренировку экзамена, тем лучше будет результат, и тем больше шансов попасть в хороший университет. От этого зависит твой американский опыт.
Источник: studyfree.com
Год abroad: по обмену в США
За студенческой жизнью в Штатах нам обычно удается подглядеть лишь в фильмах и сериалах. Финалисты программы обмена YEAR поделились личным опытом обучения в американских вузах. Рассказали, что их привлекает в образовании США, а за что они больше ценят российские университеты.
Каждый год YEAR дает возможность 70 студентам из России получить грант на учебу в американском вузе. Ребята покидают родные университеты на год, чтобы узнать, каково это — учиться в совершенно другой стране. YEAR покрывает все расходы участников и заботится об их успешной адаптации в новой среде.
В программе могут принять участие студенты и выпускники школ, которые родились с 20 июля 1998 по 1 июля 2001 года. Также нужно написать мотивационное эссе и сдать тест на знание английского. Дедлайн приема заявок на 2019-2020 учебный год — 9 ноября.
Фёдор Сандаков
ВШЭ СПб, ОП «Экономика», академ после 2 курса
University of South Dakota
В американском вузе я взял предметы, чтобы развиваться, наслаждаться жизнью и отдохнуть от нагрузки моего университета в России. В этом семестре я изучаю виолончель, испанский, кинематограф и маркетинг. Я — студент эконома Питерской Вышки. Конечно, у нас нагрузка в разы больше: нам не дают вторых шансов, не проводят подготовку к тесту на парах. Здесь мои пары — это даже не пары, а уроки по 50 минут.
Отношение американцев к учебе
Здесь вузы для человека, в России — для учебы. В моем университете Южной Дакоты общага близко к кампусу, огромная библиотека, большой выбор внеучебных организаций. Американцам эти условия не в новинку, и они это не ценят. Меня удивляет их отношение к учебе. Видно, что они не готовятся, на занятиях дают пустые ответы, не повторяют свои записи.
Например, на элементарном тесте по предыдущей теме студентка сделала 6 ошибок из 10 — для меня это странно. Мне, как человеку, который тратит два часа в день на дорогу в универ и обратно и принимает активное участие во внеучебной жизни Вышки, сложно относиться к учебе легкомысленно. Тем более когда вуз создает такие условия.
Отношение преподавателей к их работе
Здесь есть чудесные учителя. Мне очень нравится подход моего профессора по испанскому к обучению студентов. Начав учить его здесь «с нуля», я уже владею простыми конструкциями и неплохим словарным запасом. Видно, что в Штатах профессора преподают только те предметы, которые им интересны. Они искренне хотят передать свои знания студентам, заинтересовать их.
Инцидентов, когда к вам приходит человек, который сам хочет побыстрее уйти, не будет.
Стереотипы о русских
Однажды друзьям-американцам сказал, что я русский только наполовину, а на вторую — коми. Одна девчонка решила, что «коми» — это сокращение от «коммунист». Я давно так не смеялся. Иногда приходится объяснять, что Россия уже много лет не коммунистическая страна с центральным управлением и что у нас, по крайней мере на бумаге, демократия.
Общение с американцами
Очень сложно подружиться с американцами, которые не живут в общежитиях. Они приходят на пару, а потом убегают по своим делам. Так как у тебя нет постоянной группы и ребята на каждом классе разные, американцы ни к кому не привязываются и не пытаются завести глубокое общение.
Есть очень интересный концепт — «персики» и «кокосы». Персиковые культуры улыбаются прохожим, спрашивают незнакомцев о личном, а уже через пять минут разговора предлагают обязательно заглянуть к ним в гости. Однако при попытке узнать вашего « друга » получше, вы наткнетесь на косточку: ваш новый приятель начнет защищать его истинное « я » . При следующей встрече он лишь кивнет и пойдет дальше. Кокосы же закрыты по отношению к новым людям, но как только «скорлупа» будет преодолена, начинается долгое и доверительное общение.
В американской культуре «персиков» «кокосы» очень тянутся к друг другу, и, если находят, становятся очень хорошими друзьями. Мне повезло найти несколько американских «кокосов», которыми сейчас я очень дорожу.
В Америке мне очень нравится их diversity. Каждый день я встречаю десятки разных национальностей и культур. И меня невероятно вдохновляет, что я могу общаться, делиться опытом, дискутировать с людьми со всего мира.
Очень нравится, что университет хорошо спонсирует внеучебную деятельность, ведь в России действительно крутые университетские организации пытаются своими силами найти средства или борются за ограниченное число грантов.
Конечно, я понимаю, что возможная причина — разница в цене обучения. По моим подсчетам, каждая пятидесятиминутная пара обойдется ученику в 20$.
Хотел бы переехать в США?
Я не хочу оставаться жить в Штатах. Менталитет этой страны мне не по душе. Я привык к «кокосам», я и сам «кокос». Мне с ними проще и приятней дружить, они надежней и честнее.
Здесь очень поверхностная культура общения. Сейчас мои лучшие друзья — ребята из Маврикия, Индии и Пакистана. Год назад я бы не поверил, что так будет.
Но и в России я оставаться не хочу. Вероятнее всего, перееду в Норвегию. Там похожая природа, менталитет, лучшая социальная и экономическая политика, да и самый высокий уровень счастья в Европе тоже там.
Мария Пель
МГУ, ОП «Журналистика», 3 курс
Snow College, Utah
В 13 лет я впервые опубликовала статью в газете, и с тех пор моя жизнь связана с журналистикой. За семь лет мне удалось увидеть плюсы и минусы этой профессии, понять, что сама по себе журналистика — занятие неплохое, но не для меня. В американском вузе я решила взять своим major педагогику. Мне с детства нравится профессия учителя, на которую почему-то в нашей стране принято смотреть с оттенком некоторого снобизма и пренебрежения. В моем колледже такого предмета нет, мне предложили изучать «Преподавание английского как второго иностранного».
Уровень нагрузки
Нагрузка здесь, конечно, не такая, как в МГУ. В Университете я тонула в многокилометровых списках русской и зарубежной литературы, писала ночами тексты для студенческого СМИ, учила испанский язык, пытаясь читать в оригинале Кальдерона и Лорку, готовила каждый год около двадцати учеников по литературе, которые впоследствии поступили в лучшие вузы страны.
Словом, свободного времени почти не было. В Америке, конечно, все иначе. Большинство финалистов YEAR учатся в небольших городах, где все очень неспешное — жизнь в целом и учеба в частности. Все, конечно, зависит, и от того, какие цели себе ставишь и какие предметы берешь.
Вряд ли можно утомиться, если в твоем учебном расписан ии — танцы, вязание или уроки по удачному замужеству.
По моим предметам — это языки и американская история — задают довольно много, но если быть ловким и не стремиться получить диплом с одними «A», то учеба здесь больше напоминает оздоровительный санаторий. С другой стороны, у меня есть приятели по колледжу, которые занимаются физикой и математикой, и они носу из дома не высовывают.
Отношение преподавателей к ученикам
На день рождения учитель по французскому испекла мне торт и принесла в класс. А профессор по испанскому, бывший миссионер в Аргентине, всегда идет навстречу, и, когда я не успеваю сделать домашнюю работу в срок, разрешает принести ее позже. И лексику, и грамматику он в три минуты на пальцах объясняет, так что не надо потом с перекошенным от ужаса лицом читать сложные объяснения в учебнике.
Но есть, конечно, и не вызывающие восторга и уважения профессора. Моя учительница по методам преподавания английского каждый урок с ужасно умным видом рассказывает, как важно знать present simple и present continuous. В остальное время она включает скучные видеоролики или дает упражнения на элементарную грамматику.
Отношение преподавателей к ученикам здесь партнерское. Обе стороны заинтересованы в процессе учебы и никогда не слышали об условной дистанции.
Здесь я познакомилась с совершенно беззаботным и открытым профессором истории. Каждые выходные он куда-то ездит со студентами, зовет их к себе домой, рассказывает про себя смешные истории и все время шутит. Однажды он напугал целую группу японских туристов, когда нарочно споткнулся у края пропасти в каньоне. Он рассказывал мне, что американское общество манипулируется чувством вины перед разного рода меньшинствами и при том, что формально наивысшей ценностью в США является свобода, на самом деле это самая несвободная нация.
Американцы о России
Не все, но многие американские студенты думают, что Россия — огромная страна вечного холода, по которой бродят медведи и загрызают всех на своем пути, а оставшиеся в живых православные люди хлещут водку из горла и скрываются от шпионов из KGB.
Главное отличия в образовании
В Америке тебя хвалят за малейшее усилие. Даже, если ты не выполнил задание хорошо, но создал иллюзию того, что пытался, тебе скажут «Good job!» и, возможно, поставят хорошую оценку. На мой взгляд, это не очень здорово. Очевидно, такое отношение расхолаживает человека. Если он трудится чуть больше, чем остальные, на него смотрят как на гения.
С другой стороны, я до сих пор вспоминаю, как в школе на уроках химии нам постоянно говорили, что мы ничего не добьемся. Такое не особо приятно слышать, особенно в подростковом возрасте.
Дальнейшая учеба
Я люблю свой факультет, люблю кафедру русской литературы, на которой пишу курсовые и где бы хотелось преподавать в будущем. В Америке мне нравится учить языки и общаться с представителями разных культур.
Отсюда удобнее смотреть на свою родину со стороны и понимать, насколько сильно ты ее любишь.
Хотелось бы остаться жить в Штатах?
Уровень жизни здесь, бесспорно, лучше, чем в России. У меня точно есть планы вернуться сюда еще раз и объехать все штаты на машине. Сейчас как раз планируем с папой это путешествие. А вот оставаться ли насовсем — пока не решила. Моя семья и друзья живут в России и пока не собираются никуда переезжать.
Так что останусь тут, только если смогу убедить их в целесообразности переезда, потому что строить все заново, в одиночестве — не совсем то, чему я хочу посвятить оставшуюся часть жизни.
Эмиль Закиров
Закончил МФТИ, Прикладная математика и физика
University of South Dakota
В этом году я закончил факультет Прикладной математики и физики в МФТИ, параллельно учился программированию. Благодаря программе обмена YEAR я студент на еще один год: теперь в Университете Южной Дакоты, где выбрал своим major Computer Science. Мне было непросто подобрать действительно интересные и полезные курсы по моему направлению: я сходил на четыре разных, и только один из них меня заинтересовал. Понимая, что технических знаний у меня достаточно, на этот год я еще взял себе предметы «для души»: актерское искусство, историю кино и фотографию.
Отношение студентов к тебе, русскому студенту
Очень забавное отношение студентов, когда они узнают, что я из России: они очень воодушевляются, активно общаются, хотят найти в соцсетях. А через пару дней о тебе забывают. Часто слышу: «Нужно будет больше общаться, люблю русскую культуру, вы — очень крутые», а потом не звонят, не пишут. Мне кажется, у нас к иностранным студентам примерно такое же отношение: они живут в своем отдельном мире, а мы — в своем.
Здесь гораздо проще подружиться с другими интернационалами: у них здесь так же нет друзей и более понятный английский.
Отличия в системах образования
Главное отличие образования в США от российского — это возможность самому выбирать себе все предметы. Это позволяет тебе составить удобное расписание, выбрать профессоров, понять, что именно тебе интересно. Однако у этой медали есть обратная сторона, о которой все почему-то забывают. Студенты очень сильно распыляются: к четвертому курсу они могут поменять свой major пять раз. Например, я могу встретить четверокурсников-программистов, которые выбрали себе это направление год назад — естественно, у них очень слабый математический и логический бэкграунд, отсутствует опыт и понимание профессии.
Полный дисбаланс в знаниях учеников в классе заставляет профессора объяснять самые основы, не использовать термины, не ссылаться на теоремы, потому что не все студенты с этим знакомы. А «очень доступное объяснение» часто эквивалентно «очень медленному»
Например, в России профессор, который ведет лекцию по макроэкономике для третьего курса, знает, что у всей аудитории был базовый матанализ. Он может спокойно использовать «страшные» слова и формулы, не объясняя, что такое дифференциал — здесь так не получится.
Говоря про технические специальности, я считаю, что Вышка, МФТИ, МГУ на голову выше средненьких американских state-университетов. Конечно, я не сравниваю с Гарвардом или MIT — там, наверное, по-другому. Здесь очень хорошо учиться на творческих специальностях: для студентов в любое время доступны бесплатные лаборатории, техника, оборудование. Например, ты можешь «на коленке» задизайнить модель и тут же пойти бесплатно распечатать на университетском 3D-принтере.
Хотел бы ты получить образование в Америке?
Мне очень нравится американский кампус: доступность всего необходимого для учебы, уютная библиотека, спортзал. А вот с учебой тут проблемы: мне не нравится ни формат лекций, ни простые задания, ни тесты вместо контрольных: ведь даже задания с множественными вариантами ответов делаются на базовой интуиции. Например, на курсе по фильмам я потратил по 20 минут на подготовку к тестам и получил более 90% по каждому из них.
Мой идеальный ми р — эт о топовый российский вуз в американском кампусе.
Хотел бы ты переехать в Штаты?
В Штатах точно не хочу оставаться: такая же страна, как у нас, чуть побогаче, но со своими проблемами. Мне не нравится пустое общение, культура небольших разговоров ни о чем, показательное добродушие, пластиковая жизнь какая-то. Об Америке никогда не мечтал, но я очень рад, что у меня есть возможность провести здесь год.
Текст: Евгения Мурзаева
Фото: предоставлены героями
Редактор: Олег Ян
Источник: thevyshka.ru
Как стать финалистом программы YEAR в США
Привет! После почти двухмесячной задержки Посольство США в Москве наконец объявило о наборе на новый поток программы обмена в США «YEAR Program».
Сайт программы, где необходимо заполнять анкету и прикладывать все необходимые документы, и группа в VK.
Финалисты программы было подумали, что они последний поток, и больше программы не будет. Этого не случилось, и теперь новых ребят ждет увлекательный этап в их жизни.
Забыл представиться: меня зовут Денис, и в этом году я стал финалистом программы YEAR – программы, которая позволяет, как вы уже поняли, уехать в США на целый год абсолютно БЕСПЛАТНО. На данный момент я изучаю международные отношения в West Virginia University. Данный пост посвящен моему личному опыту участия в отборе на YEAR, однако будет также полезен всем, кто подается на обменные программы, так как процесс отбора у всех схожий.
Для кого программа? Я бы сказал, что она предназначена для молодых активных Россиян, которые хотят изменить мир к лучшему. Не думай, что попасть в США нереально! Прочитай статью до конца, и ты поймешь, что это возможно.
Почему так? Да потому что я, как и многие ребята с программы, до сих пор не понимаем, почему мы были выбраны.
Основные условия программы для V потока YEAR:
Краткое описание программы:
Участник программы на год уезжает учиться в университет или колледж в Соединенные штаты Америки совершенно бесплатно. Принимающая сторона берет на себя все расходы: сдачу экзамена TOEFL (один из этапов программы), перелет, проживание, обучение, питание, а также дополнительные расходы, на которые выплачивается стипендия (поток 2019-2020 — 175$ в месяц). Помимо непосредственного обучения в университетах США финалисты проходят пятидневную ориентацию в Вашингтоне.
Первый этап – подача заявки.
И хотя многие финалисты говорят, что все этапы в отборе весят одинаково, я считаю, что самый важный этап – первый. Сейчас объясню почему.
В анкете вы заполняете всю информацию, на которую организаторы будут смотреть в течение всего года. В ней потенциальный финалист перечисляет достижения, пишет эссе, а также прикладывает 2 рекомендательных письма от преподавателей. (В этом году от вас требуется ОДНО рекомендательное письмо).
При принятии решения организаторы, помимо вашего результата TOEFL (вы должны набрать 60+), анализируют также то, как участник показал себя на интервью. Представьте: у каждого организатора за месяц в среднем проходит 20 — 30 интервью, и вам нужно сделать так, чтобы вас запомнили.
Однако не все ребята могут быстро раскрепоститься на скайп-интервью, которое конечно же ещё проходит на английском. Да и многое что может пойти не так. У ребят отключалась связь, плохо работал микрофон и т.д. Все это сказывается на общем впечатлении о человеке.
Ещё раз: вы можете сдать TOEFL на низкий балл, запинаться на интервью, даже забыть английский, но если вы вложитесь в анкету, заполните ее «как следует», то ваши шансы намного выше, чем «просто пройти во второй этап». Вы можете выиграть и поехать в США на год. Как и все финалисты, как и я.
Так что же нужно для хорошей анкеты?
Идея или история. Ваша анкета должна давать полное представление организаторам о том, кто вы есть. С моей точки зрения, анкета финалиста похожа на небольшую книгу: в ней есть предыстория, главная сюжетная линия, развязка и эпилог. Достижения, которые вы вписываете в анкету, должны коррелироваться с тем, что вы пишите в эссе.
Но это не означает, что вам нужно игнорировать какие-то из них, и не указывать их. Наоборот: ваша задача вписать как можно больше. Я прикладываю небольшой скриншот со своими достижениями: я вписал туда каждое волонтерство, и вообще все, что можно назвать достижением.
Например, я учусь на программе, созданной двумя университетами (частный ВУЗ МВШСЭН и РАНХиГС), и у нас есть 5 бюджетных мест, которые финансируются эндаументом. Одним из его спонсоров, например, является Всемирный банк. И я посчитал важным указать, что по итогам государственного экзамена (пусть и обязательного) я стал получателем гранта на бюджетное образование.
Вам может только показаться, что достижений нет. Нужно посмотреть вокруг себя и вспомнить абсолютно все, что вы сделали за последние 2-3 года. Затем, постарайтесь выстроить это в единый сюжет, чтобы организатор запомнил вас не как человека с большим списком кружков, а как личность, у которой все так или иначе связано. Это не пустые слова.
Я подавался на программу 2 раза до того, как выиграл, и только к 3-ему разу я наконец уловил, что от меня хотят. Ваша задача – не понравится организаторам, не продемонстрировать знание английского и даже не выразить любовь к США, а вам нужно показать, почему они могут вложить в вас кругленькую сумму денег и рано или поздно это окупиться. Прочитайте сайт программы и отрефлексируйте, какие у нее цели и чего она хочет от вас: как от финалиста, россиянина и студента.
Кроме этого, вас ждет написание эссе, в которое я советую вложить ещё больше сил, чем в описание достижений.
Если честно, то перечитывая свое эссе сейчас, я не могу сказать, что оно написано финалистом. Однако в моем эссе содержится история. История парня, который в 18 лет переехал в большой город, окунулся в «столичные» возможности и использовал их, чтобы «подняться».
Пусть он еще и не решил, чем он точно будет заниматься, однако он знает, что опыт, полученный в США, применим в сфере, где ему хотелось бы работать (международные отношения). Вдобавок он не скрывает своих «левых» взглядов и хочет, чтобы Россия развивалась по либеральному пути.
Конечно, в каком-то смысле, я использовал не очень хороший ход, акцентировав внимание на политических взглядах, но с другой стороны, это, как мне казалось, выделяло мою анкету от других. Постарайтесь найти то, во что вы действительно верите, и не бойтесь это писать. Откровенность и искренность только сделают вашу анкету сильнее и заметнее. Однако, не пишите того, что вы не делали и не пытайтесь казаться тем человеком, кем вы не являетесь. Вранье видно издалека.
Эссе я бы разделил на 3 части. В первой части я начал с «цепляющего факта». Признался, что боюсь летать на самолетах, и каждый раз, когда сажусь в самолет, думаю о том, сколько в жизни я бы хотел сделать. Далее, я немного рассказал о последних годах жизни и том, что мне удалось за них сделать. Затем, я описал свои цели на ближайшее будущее и то, как мне их может помочь осуществить YEAR Program.
А в конце эссе дал понять, что даже попытка поучаствовать в такой программе уже стоит многого.
Еще раз: при написании эссе опирайтесь на то, чего вы уже достигли, и как YEAR Program может помочь вам в будущем. Не забывайте, что вы тоже должны что-то дать программе. Подумайте, чем ваш опыт отличается от других, и как он может быть полезен в США.
Второй этап – экзамен TOEFL
В этом году TOEFL является третьим этапом, то есть после интервью.
Как я уже говорил, этот этап не такой важный, так как всего лишь проверяет ваше знание английского. Судя по прошлым годам, ребята, которые набирали 90, проходили, а те, кто набрал 115 из 120, например, – нет. Итог один: количество баллов особенно не влияет на прохождение на программу. Однако, конечно, чем ваш балл выше, тем лучше.
Мой балл далеко не идеальный, однако мне его хватило, чтобы пройти. Я набрал 98, чему был безумно рад. С этим баллом можно подаваться на магистерские программы в той же Америке. Готовился с помощью этого сайта.
Несколько лайфхаков для TOEFL, которые я использовал сам:
- так как экзамен сдается на компьютерах, то я бы порекомендовал вам увеличить скорость печати на английском; на письменную часть дается всего 20 минут, что для неподготовленного человека может быть затруднительным;
- заучите готовые клише для устной и письменной частей. Мне, например, тяжело концентрироваться в стрессовых ситуациях, так что готовые фразы помогли мне структурировать ответы на вопросы;
- подтяните лексику. В интернете есть множество книжек, в которых содержится лексика для TOEFL.
Третий этап – интервью
После того, как вам пришло письмо с заветными словами о прохождении во второй этап, время готовиться к интервью.
Какие вопросы можно ожидать?
1. Почему вы хотите попасть на программу? Какова ваша цель на программе? Возможны другие вариации этих вопросов.
Прежде чем сказать что-то, вспомните, на чем вы сделали акцент в своем эссе. Если вы писали, что хотели изучать американскую журналистику и, например, написать книгу о США, то будет странно, если на интервью вы скажете о том, что хотите запускать ракеты в космос. Помните о единой истории, о которой я говорил в начале.
Интервью является логическим продолжением вашего знакомства с организаторами и их представления вас как личности. В моем случае в анкете я говорил о том, что хочу изучать международные отношения в США.
На интервью я постарался высказывать более глубокие идеи, и уже сказал, что хочу понять, как в американском университете преподают международные отношения, какие концепции являются лидирующими и какой дискурс в целом витает в воздухе. Я сказал, что, возможно, это поможет мне в будущем наладить отношения между нашими странами. Звучит по-детски? Однако, если это и есть одна из основных целей программы, то почему бы не сказать, что ваша цель и цель программы совпадают.
2. Какие у вас могут возникнуть сложности на программе?
На этот вопрос есть давно придуманный алгоритм ответа. Сначала говорите сложность/проблему, затем называете качество/действие, которые помогло бы вам решить сложность, и в конце с уверенностью заявляете, что любые сложности, так или иначе, можно преодолеть и все зависит от предпринимаемых человеком действий.
3. Сможете ли вы прожить весь год вдали от дома, родственников и друзей?
И снова думаете о том, как ваш ответ может продемонстрировать ваши качества. Конечно, вы можете просто сказать «да» и не вдаваться в подробности. Но каждый вопрос задается не просто так. Мой ответ был простым. Я, конечно, буду скучать по родным, однако, так как я переехал из родного города в Москву, для меня это не станет чем-то очень непереносимым.
Совет простой: не отвечайте на вопросы односложно и придерживайтесь истории.
Помимо этих вопросов, у меня спрашивали о достижениях, о том, как именно я буду продвигать культуру и что собираюсь сделать, если поеду. Ответы, которые я давал, сформировали в моем представлении некий единый пазл, посмотрев на который, администраторы с лёгкостью могли сказать, чем я буду заниматься в США и чего от меня ждать. Конечно, никакие пазлы организаторы не складывают, однако, все ответы оцениваются и записываются в форму, которая потом анализируется. Кроме того, у вас будет шанс задать вопрос, и его обязательно нужно использовать, чтобы продемонстрировать свой интерес к программе. Я, например, спросил про возможность публикации в академических журналах и спонсорства этого вопроса со стороны YEAR.
Интервью длилось 17 минут, и когда оно закончилось, первое, что я почувствовал, это облегчение. Не буду скрывать, что я очень много вложил сил во все этапы отбора. И само интервью стало для меня критическим моментом, когда мне уже было все равно что будет с моей кандидатурой финалиста. В беседе говорили, что у ребят интервью длились по 30 минут. У кого-то вообще доходило до 40 минут.
Поэтому я постоянно думал, что я им просто не понравился и они сразу решили мне отказать.
Как же я был не прав, когда 12 апреля я получил письмо с заветными словами: «Dear Denis Lomov, It is our great pleasure…». Знаете, ради этих эмоций и стоит подаваться на программу. И ты можешь не верить в себя, в свои силы и думать, что ты не достоин. Однако, who cares? Если ты прочитал эту статью до конца, то у тебя как минимум есть мотивация участвовать.
А, как известно, все большие дела начинаются с малых, так что и возможность провести год в США тоже начинается с простого клика мышкой. Без лишних слов, я желаю потенциальным финалистам успеха в прохождении всех трех этапов. И помните: «Возможно все, на невозможное требуется больше времени».
Денис Ломов
Финалист программы YEAR 2019
Источник: ru.studyqa.com
Year что это за программа
Отбор проходит в три этапа: заполняешь анкету и пишешь мотивационное письмо, сдаешь экзамен по английскому языку TOEFL и проходишь интервью.
Основные требования к участникам:
- гражданство РФ
- возраст от 18 до 20 лет (точные рамки публикуются при старте отбора на программу)
- ты должен быть студентом или выпускником школы на момент начала программы
- хорошее знание английского
- высокая академическая успеваемость
- подходить под требования визы для программ обмена J-1
Каждый год критерии могут немного меняться, точная информация появляется перед набором на будущий академический год. Конкурс начинается в середине осени. На подготовку анкеты и документов дается около двух месяцев, но некоторые финалисты умудрялись все собрать и в последние несколько дней. Для меня самым затратным по времени было оформление транскриптов и рекомендательных писем.
При отборе важны не только знание английского и высокая успеваемость, но и опыт волонтерства, лидерские качества, эмоциональная зрелость. Единственное, что могу точно сказать: заполняй анкету полностью, прикрепляя все перечисленные документы – неполные анкеты сразу вылетают из конкурса. На первом этапе отсекается самое большое количество людей.
Учеба в США
В США финалисты получают образование и параллельно изучают американскую культуру, участвуют в волонтерской деятельности, проводят интервью с представителями профессиональных сообществ. В течение первого месяца студенты живут в принимающих семьях, а после – в студенческих общежитиях.
Для участников YEAR program требования по курсам такие: один предмет должен соответствовать твоей специальности, другой – иметь отношение к изучению Америки. Это может быть история США, история американского джаза или государственной службы, история американского женского движения и так далее. Остальное – на твой вкус.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
Но если ты решил изучать что-то новое, что никак не связано с твоей профессией в России, надо просто обосновать свой выбор перед жюри, чтобы они понимали, зачем тебе новый опыт.
Многие финалисты экспериментируют и начинают изучать что-то совершенно новое: актерское мастерство, геологию, скалолазание. Некоторые из-за этого меняют специальность, когда возвращаются в Россию. Я так передумала идти на юриспруденцию.
Если на момент отбора ты еще не начал учиться в вузе – выбирай любое интересующее тебя направление. Это был как раз мой случай. Я указала международные отношения, потому что давно интересовалась этой темой.
Я также изучала основы бизнеса, историю и культуру США, историю искусства. Еще я тренировалась писать эссе разных академических форматов. Причем пошла в класс не для иностранных студентов, а для носителей языка. Финальная работа стоила мне половины нервной системы, но зато я очень мощно прокачала язык.
В США каждый студент решает сам, когда и какой предмет в рамках учебной программы он пройдет. Поэтому здесь нет групп, с которыми придется провести четыре года. Каждый составляет свое расписание индивидуально.
Предметы делятся на две категории: связанные со специальностью и для общего развития. Для «нужных» курсов есть четкий строгий список, а для «ненужных» определены только общие направления, в рамках которых можно выбрать то, что больше нравится. Например, в программе есть требование освоить один естественнонаучный предмет. Можно выбрать и биологию, и химию, и антропологию, и геологию.
Один предмет весит 3-4 крЕдита – зачетная единица, отражающая сложность предмета и время на его освоение. Для получения диплома бакалавра в сумме должно набраться около 120-140 таких кредитов, то есть за семестр нужно освоить 15-18 кредитов. В каком порядке и за какой срок наберется это количество – без разницы. Например, ты планируешь первый семестр полностью посвятить учебе, а со второго выходить на работу с частичной занятостью. Правда, участникам программы Year по условиям программы работать нельзя, но если ты просто переехал жить и учиться в США, то это актуально.
Почему российскому студенту классно в США
Американские вузы ориентированы на студента. Общежития находятся в нескольких минутах пешком от кампуса (для меня это больная тема – в России я трачу на дорогу около трех часов в день), есть комфортные библиотеки, тренажерные залы. В моем колледже для химиков были оборудованы новейшие лаборатории, для фотографов – студии и бесплатная аренда всей необходимой техники, для разработчиков – свободный доступ к 3D принтерам. Нет бюрократии и долгого ожидания – просто идешь и пользуешься.
Но американцам это все не в новинку, поэтому они не так ценят эти возможности. Чего не скажешь об иностранных студентах, особенно российских, многие из которых дома учились почти в спартанских условиях и не имели доступа к такому оборудованию.
В России никто так не возится со студентом. Не понимаешь материал – это твоя проблема, реши ее сам: разбери материал самостоятельно, найди того, кто объяснит, возьми дополнительные занятия. В Америке профессор мог часами объяснять тему, если кто-то не мог ее усвоить.
По моим наблюдениям, мы гораздо сообразительнее и смекалистее, быстрее ориентируемся в условиях неизвестности, потому что не привыкли ждать чьей-то помощи. На всех курсах я была среди лучших студентов, даже если были проблемы с языком.
У меня был забавный случай. В течение десяти минут надо было решить математические примеры, написанные на доске, и продиктовать ответы. Пока все считали на калькуляторах и листочках, я решила все в уме и сидела жевала яблоко. Профессор видел, что я не притронулась к листочку, и захотел слегка пристыдить за «безделье», попросив назвать ответы.
Я и назвала, по-прежнему не отрывая взгляд от доски. Он был настолько удивлен, что после занятия попросил остаться и долго расспрашивал о особенностях преподавания в России. Такие ситуации были и на других курсах: несколько профессоров выпытывали у меня, откуда у меня так много знаний сразу после выпуска из школы, как устроено преподавание в России и какие методики у нас используют.
Чем еще запомнился этот год
YEAR program – это не только про учебу. В первом семестре нужно было выполнить 20 часов волонтерской работы. Я выбрала для себя культурное волонтерство: участвовала в межкультурных мероприятиях и организовывала их сама.
Заданием во втором семестре было взять интервью у трех профессионалов в моей специальности. Так я познакомилась с офицером военно-воздушных сил США в отставке, основательницей международных академических программ и координатором иностранных студентов в моем колледже.
А в каникулы я путешествовала – побывала в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Лас-Вегасе, Сиэтле и объездила всю Калифорнию.
Фото на обложке: Depositphotos
Источник: rb.ru