Языковая программа макатон что это
Спасибо, мы перезвоним или напишем по указанным для обратной связи данным
САПО Система
автоматизированного
поиска ответов
Что такое «Макатон»?
МАКАТОН (МАCATON) – это уникальная языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы. Все это используется, чтобы помочь людям с различными нарушениями коммуникации общаться.
Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.
В то же время Макатон разрабатывался с целью поддержки устной речи, поэтому жесты и символы используются вместе с речью, в том же порядке, в каком произносится устная фраза.
Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.
#поговорисТошей языковая программа макатон
Макатон – очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого и применяться на подходящем для него уровне.
Макатон применяют в более чем 40 странах мира.
Макатон – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае, когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным.
Не следует путать Макатон и жестовый язык, который используют глухонемые. Макатон – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые понятия.
Для кого это предназначено?
Макатон успешно используется в работе с детьми и взрослыми с широким спектром коммуникативных трудностей: с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, синдромом Дауна, с различными психо-неврологическими заболеваниями, а также для детей с нарушениями слуха. Иными словами, данная система может применяться, если у детей есть следующие трудности:
- Удерживать внимание и слушать другого человека;
- Понимать речь других;
- Прогнозировать дальнейшее развитие событий;
- Осуществлять процесс говорения;
- Говорить так, чтобы другие их поняли;
- Сообщать другим о своих чувствах, желаниях, мыслях
- предпочтениях;
- Обучаться письму и чтению.
Если ребенок обучается данной системе, его окружение (родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и образовательных учреждений) также ее используют.
Некоторые специалисты утверждают, что Макатон помогает и полностью здоровым детям успешнее овладеть речью.
Что дает использование системы Макатон?
- Осуществление простой коммуникации (общения);
- Помощь в понимании других людей;
- Развитие языковых навыков и способностей;
- Облегчение социального взаимодействия;
- Выстраивание взаимоотношений с другими;
- Стремление к равным возможностям для всех;
- Подготовка к обучению письму и чтению.
Что входит в систему Макатон?
Словарь
Количество понятий основного словаря ограничено (всего около 450 слов). Туда входят понятия, связанные с повседневным бытом и окружением человека (семья, еда, предметы, животные, здания, погода, время, числа, чувства, отношения, основные глаголы действия и т.д.). Всего в основном словаре 8 уровней (связанных также с уровнем сложности) и 9 уровень – дополнительный.
Что такое Макатон?
Уровни словаря построены так, что на первом месте оказались слова, позволяющие выразить потребности человека и договориться с собеседником, кроме того уровни отличаются друг от друга по сложности (обучение поделено на этапы).
Для людей с большими коммуникационными потребностями существует дополнительный словарь (около 7000 слов). В нем слова разделены по категориям: люди, профессии, транспорт, чувства, хобби и т.д.
Жесты
В программы вошли жесты, которые наиболее часто, спонтанно используются детьми для обозначения понятий, а также те, которые являлись частью естественного общения. Выбор жестов также характеризовался их ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки.
Грамматика
Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь. Это очень важное правило.
Как используется Макатон?
Макатон может использоваться как вспомогательная программа (в этом случае жестовый язык используется одновременно с речью, когда появляется ясная речь, жесты убираются) либо как альтернативная (когда жесты полностью замещают речь).
Полная версия жестового языка предназначена для случаев:
- Когда имеются достаточно высокие интеллектуальные способности (в этом случае МАКАТОН – один из этапов перед переходом на более высокий уровень, например – элементы жестового языка глухонемых);
- Когда имеют место комплексные нарушения развития (например, когда к интеллектуальной недостаточности прибавляется глухота), окружение которых использует язык глухонемых.
Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направление – на что смотреть. Поскольку знаки используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный.
Как начинать обучение?
Формирование индивидуального словаря (отбор наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В
Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их использовал («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», «мама», «папа» и т.д.).
Список В – используется для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список для лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.).
Далее слова объединяются в тематические группы, в рамках которых они будут изучаться.
Затем начинается применение жестов и символов в разных условиях и ситуациях.
И, наконец, – ребенок спонтанно использует жесты и символы в естественной среде.
Как улучшить понимание символов и жестов?
- Использовать в работе реальные объекты и игрушки, картинки и фотографии;
- Соотносить (сравнивать) жесты и символы;
- Применять метод поэтапного обучения при выполнении повседневных дел.
Что важно учесть при обучении?
- Необходимо расширять словарный запас – не стоять на месте, вводить новые слова;
- Обучать глаголам;
- Соединять слова друг с другом для построения фраз – «иди кушать», «садись на стул», «где мама», «дай сок», «не хочу мыться»;
- Партнер по общению (взрослый) должен использовать фразы из 2х и более слов-жестов;
- Двигаться в сторону связной речи – использовать предлоги (и, в, на, под);
- Работать над развитием социальных навыков и поощрять использование жестов и символов.
Как можно использовать Макатон?
- Совместное составление расписания с использованием символов;
- Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением;
- Совместное рассматривание (название, что с этим делают, какого цвета, формы и т.д.);
- Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображать, рисовать его);
- Картинки, графические изображения прикрепляются в самых распространенных местах, вводятся в быт (маркируются предметы и помещение);
- Соотнесение объектов и картинок с написанным словом;
- Игра в лото, парные картинки и др.;
- Составление ритмических стихов с жестами;
Кроме того, символы привлекательны для детей с особенностями развития и помогают удерживать интерес.
Сопровождение сайта осуществляется с использованием гранта
Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества,
предоставленного Фондом президентских грантов
Источник: www.help.happy59.com
Скажи что-нибудь по-макатонски
Макатон – необычный русский «диалект»: в нем речь, жесты и графические символы. Выручает всех, кому трудно дается общение, прежде всего детей с особенностями развития. И на нем даже можно шутить!
Слушай, как птички поют
Любимая история Екатерины Лебедевой, ведущего специалиста Центра лечебной педагогики «Особое детство». Она работает с детьми с различными нарушениями развития уже 18 лет и одна из двух региональных тренеров-носителей Макатона, имеющая право обучать ему в России:
– Мы в летнем лагере, едим на веранде, и мальчик Тоша изо всех сил просит какао у сопровождающей. Она приносит кружку, Тоша начинает хулиганить и проливает. Она его спрашивает: «Ты что делаешь?». А Тоша ей показывает по-макатонски: «Слушай, как птички поют». Когда ребенок с особенностями, который еще недавно не мог выразить ничего, начинает строить такие фразы, то есть даже шутить, – это невероятное чудо.
Языковая программа Макатон разработана в 1970-х годах британским логопедом Маргарет Уокер. Сейчас ее используют более чем в 40 странах мира, включая Францию, Польшу и Россию. Уокер хотела помочь людям с особенностями развития и трудностями в коммуникации максимально сохранить качество общения. Речь идет не только о детях с тяжелыми генетическими синдромами, но и о травмированных взрослых, пожилых людях с деменцией. Цель не в том, чтобы чисто технически обучить человека, а в том, чтобы пробудить в нем желание общаться, донести что-то до окружающих и отстоять права, если их нарушают.
Макатон – собственность британского благотворительного фонда The Makaton Charity, – он следит за единообразием и соблюдением правил. С 2008 года распространением Макатона в России занимается команда Центра лечебной педагогики «Особое детство». Во всех странах эта языковая программа основана на национальных жестовых языках. Символы – международные.
Сначала жест, потом слово
Екатерина Лебедева показывает жест «кошка»
– Кто был первым русским ребенком, выучившим Макатон?
– Нашему первому макатонянину Глебу сейчас около 20 лет. У него сложный генетический синдром, с раннего детства занимался в ЦЛП, сейчас ходит в другую организацию. Десятилетним мальчиком он хотел и любил общаться, но не складывалось: ни один из методов, которые пробовали с ним педагоги, ему не подходил. Благодаря Макатону Глеб начал общаться жестами – получилось. Из-за моторных трудностей его жесты понимает очень узкий круг людей, но, вдохновленный успехом в жестовом диалоге, Глеб начал пользоваться карточками и сейчас они для него – главный способ коммуникации.
– Есть распространенное опасение: не бросит ли человек попытки овладеть звучащей речью, если научить его жестам и символам?
– Да, есть стереотип, что нужно бороться за звучащую речь. Однако сейчас очень много работ доказывает, что это заблуждение. При обычном развитии жесты появляются раньше, чем звучащие слова. Когда накапливается критическое количество звучащих слов, жесты перестают быть нужны, потому что звучащая речь удобнее. Однажды к нам в Центр пришла девушка-подросток с синдромом Дауна.
Она почти не говорила, знала очень небольшое количество слов и звуков. Родители сначала просто хотели попасть к логопеду. Мы начали заниматься Макатоном. И в какой-то момент в семье поняли, что их дочь начала пытаться говорить слово «туалет» после того, как научилась показывать жест. Спустя время жест стал не нужен, а звучащее слово осталось.
Право на общение
– Получается, вы должны параллельно учить программе Макатон не только детей, но и родителей?
– Конечно, весь ближний круг. Вообще, коммуникативные трудности могут возникать на разных этапах жизни, мы мечтаем охватить весь спектр. Например, при слабом слухе, когда возникает необходимость установить кохлеарный имплантат, британские эксперты предлагают начать заниматься Макатоном до операций (они обычно идут в несколько этапов), общаться на нем в ходе восстановления, а потом выходить на отдельно звучащую речь. Так у человека остается стабильная возможность коммуницировать, что снижает стресс.
В российские регионы Макатон привез Патрик Сансон, один из участников разработки и адаптации Макатона во Франции, возглавляющий центр для подростков с эмоционально-волевыми трудностями и нарушениями поведения под Парижем. Патрик рассказывал, как практически по щелчку пальца меняется качество жизни, когда появляется средство коммуникации в самых сложных случаях.
– И все-таки, почему есть сопротивление Макатону, это же просто еще один язык?
– Даже не просто язык, а «улучшенная и дополненная версия русского языка», как говорит другой региональный тренер, нейропсихолог Анна Кибрик, которая тоже работает в ЦЛП. Сопротивление специалистов, работающих со звучащей речью, характерно для разных стран. Французские коллеги нам рассказывали, что до сих пор сталкиваются с ним у ряда экспертов.
В Польше то же самое, есть сторонники и противники. Я очень переживаю, что в России из-за консервативности идеи «вытащить» звучащую речь иногда получается, что в звучащей речи человек освоил лишь десять понятий, а в пассиве у него сто понятий. Какое мы имеем право лишать его возможности коммуницировать, пользоваться этим объемом?
Ведь Макатон очень важен и для реализации прав. Маргарет Уокер всегда подчеркивала, что наша цель в работе с ребенком или взрослым – их равные права и интеграция в общество. К тому же, на самом деле соединение трех модальностей (речь, жесты, символы) очень естественно. Я говорю звучащей речью: «Я пойду пить чай, ты хочешь?».
Подходит носитель языковой программы Макатон, он владеет жестами. Я не исключаю его из нашего сообщества: зову его пить чай, используя звучащую речь, и подкрепляю ее жестом. Подходит ребенок, который пользуется пиктограммами, и кто-то из нас среди его пиктограмм находит нужные, и эти все три модальности создают общность.
– Пиктограммы только макатоновские?
– Визуальное изображение может быть любым, главное, чтобы оно было понятно. Если есть возможность овладеть пиктограммами, идем по стандартной схеме трех модальностей. Бывает, человек не понимает абстрактного изображения, но поймет фотографию – тогда можно использовать фото. То есть предлагаемый набор может применяться разнообразно.
Очень часто человек не может пользоваться звучащей речью, но ее понимает. И мы ему доносим информацию, комбинируя модальности, а он нам отвечает доступным ему способом. Польские коллеги, которых я очень уважаю и восхищаюсь их работой, учат: нам надо не технически обучить человека, а зажечь в нем огонь, чтобы у него было желание общаться.
Русские – среди самых быстрых в мире
– Как получилось, что Макатон в России стал распространять именно Центр лечебной педагогики?
– В каждой стране фонд The Makaton Charity выбирал из желающих организацию, которая им кажется самой надежной. Кроме того, сам ЦЛП был очень заинтересован в Макатоне. Когда я 18 лет назад пришла в ЦЛП, Анна Львовна Битова сразу сказала: «У тебя неплохой английский, и ты любишь на нем общаться. Может быть, ты бы не побоялась учиться в Великобритании такой штуке?». Я согласилась.
Для адаптации языковой программы и на обучение тренеров нужны были очень большие деньги, но мы смогли получить грант и тут же подали заявку. К этому моменту создательница Макатона Маргарет Уокер собиралась уходить на пенсию. «Моя мечта сбывается, – сказала она. – Русскоязычное пространство – одно из самых больших. Сделаем Макатон русскоязычным, и я могу отдыхать». Первые два раза она приезжала сама нам рассказывать, что такое Макатон и как к нему подступиться.
У нас собралась команда, и мы на добровольных началах включились в работу. С 2008 по 2012 годы активно шла адаптация, мы составляли словарь основных понятий. Очень волновались, думали, что делаем все долго, на что Маргарет Уокер сказала: «Вы зря так переживаете, вы среди самых быстрых в мире». За четыре года основной словарь не делал никто.
Причем он включает важные категории и для детей, и для подростков, и для взрослых. Условно говоря, есть «кукла», а есть «пиво». В 2012 году мы с Анной Кибрик поехали в Великобританию и прошли обучение.
«Люблю», «хочу», «еще»
– Британский и русский словари отличаются?
– В британском около 450 понятий. В русском почти 500 – из-за социокультурных причин. Нам повезло, что новых понятий, совсем незнакомых британским экспертам, создавать почти не пришлось, кроме «бани и «печи». С баней они раньше не сталкивались, только с сауной и хаммамом.
К счастью, Макатон уже много лет существует в Польше, и, если возникали вопросы, британцы апеллировали к польскому опыту. Основной словарь –очень большое количество понятий, охватывающих все стороны жизни.
– А абстрактные понятия в словаре есть?
– «Люблю», «хочу», «еще». Для них, если говорить о символах, выработаны правила изображения понятий пространства и времени. Например, для «еще» британские дизайнеры нарисовали емкость, в которую указывают стрелочки. Мне кажется, это очень здорово. Еще я люблю идею, что время – вертикальная линия.
Если солнышко посредине – это сегодня. Соответственно, есть вчера и есть завтра.
– Расскажите про жесты.
– Жесты мы согласовывали с экспертами РЖЯ. Они очень много времени с нами провели, подбирая варианты, упрощая что-то. Дело в том, что мы в ЦЛП всегда руководствуемся нейропсихологическим подходом. И с этой точки зрения в РЖЯ есть очень сложные жесты – например, состоящие из нескольких жестов («микроволновая печь») или выполняющиеся двумя руками.
Русский жестовый все-таки очень богатый язык, больше ста диалектов. В результате отдельные жесты пришлось позаимствовать из других жестовых языков. Например, «сок», который в русском жестовом показывается дактилем – то есть побуквенно. Для наших ребят это было бы непосильной задачей. Анна Кибрик выделила жест «сок» из одного из латиноамериканских жестовых языков, и мы используем его с согласия экспертов по РЖЯ – Анны Комаровой и Татьяны Давиденко.
– А символы?
– Они все международные. База символов хранится в Британии, есть дизайнер, который этим занимается. Когда нам нужно было нарисовать печь и баню, Татьяна Бондарь, одна из ведущих участниц нашей команды, села и рисовала, а потом мы это все между собой согласовывали. Так что эти два символа стопроцентно были разработаны для нас.
Есть символы, которые скомбинировали из уже имеющегося, но тоже специально для нас. Например, «бутерброд», который похож на наш привычный бутерброд.
Среди организаций, которые активно используют и продвигают Макатон, – «Пространство общения» в Москве, «Дорогою добра» в Кирове, один из старейших партнеров ЦЛП, Диаконический центр «Прикосновение» в Оренбурге, Свято-Софийский cоциальный дом. В последние три года одним из главных сподвижников альтернативной дополнительной коммуникации в России стала «Социальная школа Каритас». Из государственных учреждений – ЦССВ «Кунцевский» (Москва).
Секретный индейский язык
– Как применяется Макатон в учреждениях?
– Например, я уже четыре года учу ребят из Свято-Софийского социального дома («Домика»). Базовым набором жестов владеют не только воспитатели Домика, но и педагоги в школах, куда пошли учиться ребята. Мы создали в ЦЛП разговорный клуб, которая называется Makaton Speaking Club. В нем занимаются и воспитанники Домика, и ребята из ЦЛП.
Задача клуба – дать возможность подросткам взаимодействовать друг с другом с использованием языковой программы, причем в мотивирующих, а не обучающих ситуациях. Первое и самое важное – перейти от обращения к взрослому, который выступает в качестве переводчика, к ровеснику – то есть такому же, как ты, носителю языковой программы Макатон.
В конце занятия мой коллега берет гитару, и под блюзовый квадрат мы рефлексируем: поем по куплету о том, что у нас было и что понравилось, сопровождаем жестами и пиктограммным расписанием. А дальше даем возможность спеть о том, о чем хочется. Один человек вместе с сопровождающим поет про кафе, другой любит пистолеты и поезда.
Еще я беру ребят из этой группы в свою смену интегративного семейного палаточного лагеря ЦЛП на Валдае. В лагере Макатон – в некотором смысле наше обязательство перед членами команды, которые являются носителями языковой программы. Все в смене должны выучить хотя бы 10 жестов-символов, педагоги – еще больше. В прошлом году смена преимущественно состояла из интегративных игровых групп, так называемого детского сада ЦЛП. Эти ребята изучали Макатон как секретный индейский язык.
– Как обучают тренеров в ЦЛП?
– Мы ведем курсы с 2013 года, за это время обучили около трехсот специалистов со всей России и из стран СНГ. В группах обычно не больше 12 человек: материал мы даем не только лекционный, но и практический, и нам нужно, чтобы за два дня учащиеся смогли прочувствовать выполнение жестов основного словаря.
Потенциальные тренеры – широкий спектр, не только логопеды, дефектологи, психологи, но и врачи, а также те, кто занимается спортом с детьми с особенностями или учит с ними иностранные языки. И, конечно, родители. В последней группе у меня учились муж с женой из города Снежинска Челябинской области. На практическом занятии на примере их сына мы составили план введения языковой программы Макатон в жизнь семьи. Хочется отметить, что порой специалисты приезжают учиться Макатону не по направлению из школы, а по собственной инициативе.
Не все из тех, кто прошел обучение, стали активными распространителями по разным причинам. Кто-то учился из любопытства, кто-то – только для того, чтобы работать с собственным ребенком. Они не имеют права давать полный объем и обучать тренеров, но прийти в класс и дать необходимые понятия могут.
– Последний вопрос: о чем мечтают тренеры Макатона в России?
Мечта – это чтобы в расширенном («Ресурсном») словаре было 11 тысяч понятий, как в Великобритании. Сделать отдельные словари про сексуалитет, горевание, садоводство, одежду. И, конечно, хочется словарь про права. В Великобритании в какой-то момент правительственные структуры обратились в The Makaton Charity с просьбой: «Сделайте нам, пожалуйста, инструкцию по участию в выборах для носителей языковой программы Макатон».
Екатерина Лебедева – логопед, дефектолог, ведущий специалист Центра лечебной педагогики «Особое детство». В течение 7 лет делится знаниями и опытом в области альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) в рамках семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации, профлабов. Участник медиапроектов по изменению отношения к использованию АДК в России. Региональный тренер языковой программы Макатон в России.
Фото: Екатерина Мурадян, Ольга Макаруша
Источник: www.miloserdie.ru
Как помочь заговорить людям с нарушениями речи
Что дает программа «Макатон» детям и взрослым с нарушениями развития и расстройствами речи
Полина Сурнина журналист
Испытывать проблемы с речью могут взрослые и дети с разными нарушениями здоровья – от детского аутизма до старческой деменции, от ДЦП до умственной отсталости и нарушений слуха. Но если человек не может говорить, это не значит, что у него нет мыслей и чувств, что ему не нужно общение. Возможно, пособия для альтернативной коммуникации с людьми, у которых есть трудности со звучащей речью, вскоре будут так же распространены, как пандусы для колясок.
Другие способы “говорить”
Для людей с трудностями коммуникации логопедами-дефектологами придуман специальный термин – альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК). Альтернативная коммуникация нужна, когда речи нет совсем. Дополнительная – когда понимание и речь есть, но в недостаточном объеме.
Один из самых известных примеров АДК – это система обмена карточками PECS (Picture Exchange Communication System), разработанная в 1985 году в США. С ее помощью дети и взрослые с аутизмом, которые часто не могут выразить свои желания словами, могут выстраивать целые предложения и фразы. Обычно у пользователя системы PECS всегда с собой альбом с набором карточек на липучках, с помощью которых он может объясниться в семье, в магазине, попросить о помощи.
В последнее время активно развивается производство компьютерных программ и электронных коммуникаторов, при помощи которых человек с трудностями коммуникации может стать свободнее. Один из самых интересных российских проектов программного обеспечения – LINKa. Это бесплатные программы, которые помогают людям с нарушениями речи, движения и интеллекта общаться с миром при помощи одной кнопки, джойстика или просто взгляда. Разрабатывает LINKa Иван Бакаидов – талантливый программист с ДЦП из Санкт Петербурга.
Полвека назад в Великобритании появился еще один способ, с помощью которого могут общаться люди с нарушениями развития и речевыми расстройствами.
Слова, жесты и картинки
«Макатон» – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и картинки-символы. Ее разработала в 1970-х годах британский логопед и дефектолог Маргарет Уокер для взрослых с нарушениями развития, живущих в интернате. Впоследствии «Макатон» был адаптирован для детей и взрослых с различными нарушениями развития, людей с речевыми расстройствами, пожилых людей с деменцией и последствиями инсульта. Сейчас программу используют более чем в 50 странах мира, включая Польшу, Индию, Кувейт и Японию. В Россию «Макатон» пришел в 2008 году благодаря центру лечебной педагогики «Особое детство».
Для множества людей с тяжелыми коммуникативными и интеллектуальными нарушениями «Макатон» стал голосом, который позволяет им общаться с окружающими и участвовать в жизни семьи и общества. В этой программе речь всегда используется совместно с жестами и символами, и это позволяет наладить общение в самых разных ситуациях.
Люди, у которых нет речи или она неразборчива, могут использовать жесты. Символы (напечатанные на карточках или нарисованные от руки) помогают «говорить» тем, кто не может жестикулировать, а также позволяют людям, которые говорят отдельные слова, выстраивать полные предложения. Модальности можно комбинировать: например, человек может понимать собеседника благодаря жестам, сопровождающим речь, а сам для общения использовать символы.
Благодаря «Макатону» мама неговорящего ребенка может узнать, что ему понравилось на занятии или что он хотел бы съесть на ужин – и это единственный способ получить эту информацию. «Макатон» рекомендуется использовать всегда, когда есть риск возникновения коммуникативных трудностей. Например, в Великобритании маленьких детей с нарушениями слуха начинают обучать по этой программе перед установкой кохлеарного имплантата, чтобы они могли общаться с его помощью, когда уже слышат, но еще не научились говорить. Другой пример – использование жестов и символов «Макатона» с детьми в группах раннего развития, которое способствует профилактике коммуникативных нарушений и развитию речи.
Кроме того, благодаря «Макатону» можно донести важную и актуальную информацию. Например, во время пандемии вышел буклет о том, как объяснить людям с трудностями коммуникации, что такое коронавирус. Его подготовила команда Центра лечебной педагогики по развитию и адаптации программы «Макатон» в России.
Как устроен «Макатон»
Программа включает в себя почти 500 слов, необходимых в повседневном общении. Они организованы по стадиям с постепенным усложнением: от повседневных понятий, таких как «мама» и «еда», до сложных и абстрактных, таких как «выбирать» и «последний». Получившийся словарь охватывает все основные стороны жизни и включает в себя понятия, актуальные как для детей («мишка», «песочница»), так и для взрослых («зарплата», «курить»).
Каждому слову соответствуют жест и символ. В России это частично адаптированные жесты Русского жестового языка, РЖЯ. В подборе необходимых жестов участвовали эксперты по РЖЯ, руководители Центра образования глухих и жестового языка им. Г.Л. Зайцевой Анна Комарова и Татьяна Давиденко.
В отличие от жестов, символы – это универсальная система, единая для разных стран, но учитывающая культурные особенности каждой. Так, уникальными для России являются символы «баня», «печка», «пирожок» и другие.
Общаться – важнее, чем правильно выговаривать звуки
Есть распространенный стереотип – что человек перестанет пытаться освоить звучащую речь, если научится жестам и символам. Однако у любого ребенка жесты появляются раньше слов, а с развитием звучащей речи постепенно уходят из обращения, потому что разговаривать удобнее. То же самое показывают все крупные исследования в этой области.
В России многие специалисты и родители не понимают важности развития коммуникации у людей с особенностями и ставят звучащую речь на первое место. Из-за этого многие дети и взрослые с нарушениями развития могут оказаться в очень трудной ситуации, когда собственная коммуникация не развивается, а работа ведется в основном над правильным произношением звуков.
Современный подход к работе с людьми с нарушениями, которые не начинают говорить сами, подразумевает использование всех доступных средств коммуникации (речи, жестов, картинок, технических средств и др.). Это позволяет развивать и понимание речи, и способность сообщать о себе («я хочу…», «дай мне…», «мне не нравится…», «мне плохо, потому что…»).
Определенные сложности с применением «Макатона» в России могут быть связаны с тем, что пока пользователей этой программы не очень много. Если в Польше родители могут переводить ребенка в другой детский сад, точно зная, что «Макатон» там тоже будет, то у нас в стране им пользуются далеко не во всех учреждениях (в Москве это, например, центр лечебной педагогики «Особое детство», центр «Пространство общения», Свято-Софийский социальный дом и другие). Именно поэтому команда по развитию программы видит своей долгосрочной задачей работу над ее широким распространением. Это позволит людям с нарушениями развития поменять учебную организацию или даже переехать в другой регион – и по-прежнему быть понятыми.
Кому помог «Макатон»
Варваре 25 лет, диагноз – органическое поражение центральной нервной системы. Говорит несколько слов, неплохо понимает обращенную речь, относящуюся к повседневной жизни. До 20 лет пользовалась жестами собственного изобретения, которые понимала только ее мама.
Варя с энтузиазмом отреагировала, когда педагог показал ей первые жесты программы «Макатон». Обнаружилось, что девушка легко их запоминает и с удовольствием повторяет. Сейчас, пять лет спустя, Варя активно использует жесты для коммуникации: самостоятельно показывает около двадцати, понимает около ста.
Когда Варя использует жесты программы «Макатон», которые понимают окружающие ее педагоги и ребята, она более спокойна, чувствует себя уверенней, не кричит, чтобы добиться желаемого, как делала раньше. Любимое времяпрепровождение девушки – «жестовое пение», когда человек под музыку показывает жесты, соответствующие тексту песни.
Также у Вари есть коммуникативная книга, в которой находятся карточки со всеми известными ей символами. С их помощью она может показать, чего хочет, и даже составить предложение из нескольких символов.
Феде 9 лет, диагнозы – синдром Дауна и нарушение слуха. До 4 лет он находился в доме ребёнка, сейчас живет в семье. Занимается с сурдопедагогом и логопедом, может произносить отдельные слова, часто по слогам.
Когда мама показала Феде жесты программы «Макатон», он сразу начал их повторять, быстро запомнил и стал использовать в подходящих ситуациях. Мальчик начал пытаться произносить новые слова, показывая жесты. Хотя Федя использует «Макатон» только месяц, он уже очень полюбил жесты программы и всегда радуется, когда взрослые общаются с ним с помощью жестов.
Родители тоже в восторге, они не ожидали, что жесты так замотивируют сына к общению и окажутся настолько удобным и доступным инструментом для коммуникации. Братья и сестра Феди с удовольствием запоминают жесты и используют их не только с ним, но и друг с другом.
Где и как можно изучить программу «Макатон»
За то, как программу адаптируют в разных странах, отвечает британский благотворительный фонд The Makaton Charity. В России его эксклюзивным представителем является центр лечебной педагогики «Особое детство». Специалисты ЦЛП регулярно проводят обучающие тренинги, а весной 2020 года запустили вебинар «Макатон: введение в программу». На нем можно получить базовое представление о языковой программе и ее жестах и символах.
Начиная с 2013 года, российская команда обучила более пятисот человек из разных регионов России и стран СНГ. Среди них специалисты, работающие с детьми и взрослыми с особенностями развития, родители и волонтеры. Освоение материала происходит быстро: за два дня слушатели успевают узнать много нового о коммуникации с особыми людьми и потренироваться в использовании жестов и символов.
Фото: Екатерина Мурадян, Виктория Глотикова
Источник: www.7ya.ru
Метод обучения коммуникации «МАКАТОН»
«Альтернативная и дополнительная коммуникация» : сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»/ сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г.
Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т.– Пермь. 2018. – 160 с.
10 марта 2021
Языковая программа «Макатон» – это уникальный метод обучения коммуникации, который способствует развитию речи у детей и взрослых с трудностями общения за счёт использования ЖЕСТОВ и СИМВОЛОВ совместно с РЕЧЬЮ.
«Макатон» был разработан в Великобритании в 70-х годах ХХ в. логопедом и дефектологом Маргарет Уокер. Сейчас программа широко используется в школах, больницах, социальных службах Великобритании, а также адаптирована в более чем 40 странах мира.
«Макатон» — очень гибкая программа, которая может быть адаптирована под нужды каждого конкретного пользователя и применяться на подходящем для него уровне.
- дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, множественными нарушениями и т. д.), а также их окружение: родители, специалисты, родственники и друзья, представители социальных и образовательных учреждений.
- фундаментальные отличия от национальных жестовых языков данной страны;
- совместное использование жестов, картинок-символов и звучащей речи;
- «основной» и «вспомогательный» словари понятий, организованные по ступеням и темам;
- два подхода к формированию навыков коммуникации и речи: развивающий (обучение) и функциональный (общение).
«Схемы Макатон»
Важной частью программы являются символы. Они могут использоваться в сочетании с жестами и речью или только с речью. Как и жест, символ формирует пиктографический образ понятия.
- совместное использование жестов, символов и звучащей речи, что приносит эффективные результаты при обучении, так как задействовано сразу несколько каналов передачи информации;
- способствует развитию таких важнейших психических функций, как мышление, речь, внимание, восприятие.
- при использовании системы «Макатон» могут возникнуть трудности у людей с двигательными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра
- О проекте
- Что такое АДК
- Полезные статьи
- Учреждения и организации
- О БФ “Подарок Ангелу”
Данный портал разработан благотворительным фондом помощи детям и взрослым “Подарок Ангелу” при поддержке Комитета Общественных связей города Москвы
Источник: school-aac.ru