Язык программирования турбо паскаль структура программы

Содержание

Конспект урока по теме: Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения на компьютере. Знакомство с Turbo Pascal: структура, синтаксис, и семантика языка программирования. Типы данных, способы описания данных

Олимпиады: Информатика 1 — 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения на компьютере. Знакомство с Turbo Pascal : структура, синтаксис, и семантика языка программирования. Типы данных, способы описания данных

— помочь учащимся усвоить понятия ЯНУ, ЯВУ; разобраться в основных моментах языка Turbo Pascal

— воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

— развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютер

— Доска, компьютер, компьютерная презентация

I . Орг. момент (1 мин)

II . Актуализация знаний (5 мин)

III . Теоретическая часть (15 мин)

Урок1. Структура программы на языке Паскаль

III . Практическая часть (10 мин)

V . Вопросы учеников (5 мин)

VI . Итог урока (2 мин)

I . Орг. момент.

Объяснение хода урока

II . Актуализация знаний

На этом уроке мы начнем знакомство с языком программирования Turbo Pascal , который будем рассматривать как средство записи алгоритма с помощью компьютера.

Какие базовые алгоритмические конструкции вы знаете?

Характеристики исполнителя алгоритма?

III . Теоретическая часть

Языки низкого (машинного) уровня удобны для интерпретации аппаратурой ЭВМ, но плохо приспособлены для непосредственного использования человеком — программистом. Они разработаны с максимальным приближением к конкретному виду компьютеров, ориентированы на его систему команд. Поэтому программа, составленная для одного компьютера, будет непонятна другому.

Каждый оператор программы — это машинная команда, а все данные имеют адреса, по которым происходит обращение к ним. Пример ЯНУ — Ассемблер. ЯНУ достаточно сложны и на них составляют программы только профессионалы — разработчики новой техники.

Языки высокого уровня — ЯВУ — разработаны с максимальным приближением к восприятию человеком. В таких языках каждый шаг алгоритма записывается с помощью формул или какого-либо оператора — обычно словами на английском языке, смысл которых согласуется с соответствующим действием.

Читайте также:
Как пользоваться программой techstream и сбрасывать ошибки

Этих слов немного и они не изменяются, поэтому составлять и понимать программы, написанные на ЯВУ, легко даже человеку, не знающему английского. Правила синтаксиса (написания операторов и соединения их в программу) достаточно строги, но единообразны. К ним нетрудно привыкнуть. ЯВУ не зависят от типа аппаратуры: программа, созданная на одном компьютере, будет работать и на другом.

Чтобы она стала понятна компьютеру, ее надо перевести на машинный язык. Это осуществляют специальные программы-переводчики, которые называются «трансляторами».

Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 — 1970 годах швейцарским профессором Никлаусом Виртом и назван в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662г). Созданный для обучения студентов, язык оказался настолько хорош, что стал использоваться профессионалами. Он является мощным средством программирования широкого круга прикладных задач.

Паскаль с нуля [ч1]. Первая программа.

Первое знакомство со средой Turbo Pascal .

I. Вызов Паскаля (вход в интегрированную среду):

Появляется основной экран ИС — голубое поле экранного редактора (для размещения текстов программ), вверху — строка основного меню (содержит 10 пунктов), внизу — строка состояния (строка подсказок).

II. Выполнение готовой программы (любой из 3 вариантов):

а ) F10, «Run», Enter, «Run», Enter;

б ) Alt+R, «run», Enter;

Происходит переход в другое окно (черного цвета), где компьютер работает в режиме диалога с человеком: запрашивает исходные данные, печатает сообщения и результаты. Возвратиться к тексту программы можно с помощью «Enter».

III. Выход из Паскаля (любой из 3 вариантов):

а ) F10, «File», Enter, «Exit», Enter;

б ) Alt+F, «Exit», Enter;

Перед выходом из Паскаля появится сообщение:

«NONAME00.PAS has been modified. Save?» [Файл изменен. Сохранить?]

Следует выбрать: «Yes» [да], «No» [нет] или «Cancel» [отменить выход] (Рекомендуется выбирать «no», если задача решена и получена оценка.)

Алфавит языка.

Алфавит Паскаля состоит из:

— других символов ‘ : ; , . := .. «пробел»

— в комментариях можно использовать любые символы, в том числе и русские буквы.

IV . Структура программы на языке Pascal

II. Раздел объявлений (описаний) Const =;

III. Тело программы begin

В разделе объявлений должны быть указаны все объекты, с которыми будет работать программа: константы, переменные, процедуры и функции. В разделе Const приводятся значения КОНСТАНТ — величин, которые не изменяются при выполнении программы. В разделе Var перечисляются типы всех ПЕРЕМЕННЫХ — величин, которые могут изменять значения при выполнении программы.

Рассмотрим 2 типа переменных:

1) integer — целые числа из интервала [-32768, 32767];

2) real — дробные числа из интервала [-2.9*10 -39 , 1.7*10 38 ].

Имя программы, имена констант, переменных и других объектов программы называются ИДЕНТИФИКАТОРАМИ. Они записываются по правилам:

1. Имя должно лаконично отражать сущность объекта.

S,v,t — общепринятые обозначения;

Summa, N_max — значения суммы номера максимума.

2. Длина идентификатора не должна превышать 127 символов, но для Паскаля значимы только первые 63 знака.

3. В запись идентификатора могут входить только цифры, английские буквы и знак подчеркивания,

4. но начинаться он должен с буквы или знака подчеркивания.

5. Маленькие и большие буквы в записи идентификаторов Паскаль не различает:

SUMMA, SumMA, summa — для Паскаля одно и то же.

III. Практическая часть

На ближайших нескольких уроках мы будет записывать алгоритмы на языке программирования Turbo Pascal . На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить и запускать программу на языке Turbo Pascal .

Как запустить программу Turbo Pascal ?

Как перейти в полноэкранный / оконный режим работы с программой?

Как переключать раскладку клавиатуры, работая в этой программе?

Читайте также:
Что представляет собой программа 1с кадры

Как правильно выйти из данной программы?

IV . Д/з

V. Вопросы учеников.

Ответы на вопросы учащихся.

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы начали знакомство с языком программирования Turbo Pascal , познакомились со структурой программы, записанной на данном языке программирования. Узнали как правильно описывать типы данных, с которыми нам нужно работать.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Серия олимпиад «Весна — лето 2023»

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Источник: intolimp.org

Презентация на тему Язык программирования Turbo Pascal

Программирование – это запись разработанного алгоритма на языке программирования. Автор языка Паскаль – профессор Никлаус Вирт. Создан язык Паскаль в 1970г. Назван в честь великого французского учёного 17 века, который впервые

  • Главная
  • Информатика
  • Язык программирования Turbo Pascal

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Язык программирования Turbo Pascal

Язык программирования Turbo Pascal

Слайд 2Программирование – это запись разработанного алгоритма на

языке программирования.
Автор языка Паскаль – профессор Никлаус

Вирт.
Создан язык Паскаль в 1970г.
Назван в честь великого французского учёного 17 века, который впервые изобрёл автоматическое устройство для сложения чисел.
Более усовершенствованный Turbo Pascal получил распространение в 1983г.
В 1992г. создана версия Turbo Pascal 7.0.

Программирование – это запись разработанного алгоритма на языке программирования. Автор языка Паскаль

Слайд 3Структура программы
Program ;

Begin

Слайд 4Раздел объявлений
Состоит из подразделов:
LABEL – объявление меток.
CONST

– объявление констант.
TYPE – объявление типов.
VAR –

объявление переменных.

Раздел объявлений Состоит из подразделов: LABEL – объявление меток. CONST – объявление

Слайд 5Раздел операторов
Заключается в операторные скобки Begin (начать)

и End (закончить). После End только в

конце программы ставится точка.
Операторы отделяются друг от друга «;».
«(*» и «*)»
«»

Комментарии в тексте программы

Раздел операторов Заключается в операторные скобки Begin (начать) и End (закончить). После

Слайд 6Алфавит
26 строчных и 26 прописных латинских букв
32

строчные и 32 прописные русские буквы (кроме

Алфавит 26 строчных и 26 прописных латинских букв 32 строчные и 32

Слайд 7Арифметические операции
+ сложение

вычитание
* умножение
/

деление
Div целочисленное деление
Mod нахождение остатка

Арифметические операции + сложение – вычитание

Слайд 8Логические операции
not логическое НЕТ
and

логическое И
оr

логическое ИЛИ
xor исключающее ИЛИ

Логические операции not логическое НЕТ and

Слайд 9Операции сравнения
=

равно
не равно

меньше чем
> больше чем
= больше или равно

Операции сравнения = равно

Слайд 10Запись арифметических выражений
Арифметическое выражение

-это набор величин и стандартных функций, включая

знаки операций, скобки и знаки отношения.

Математика Информатика
A+B, A-B, AxB, A:B A+B, A-B, A*B, A/B
sin x, cos x sin(x), cos(x)
IxI abs(x)
x2 sqr(x)
√-x sqrt(x)
π pi
ex , ln x exp(x), ln(x)

Запись арифметических выражений Арифметическое выражение -это набор величин и

Слайд 11Стандартные типы данных языка Паскаль
1. Целый тип

— множество целых чисел.
Математические операции: +, -,

*, /, div, mod.
Операции отношений: , =, <>, =.

Стандартные типы данных языка Паскаль 1. Целый тип - множество целых чисел.

Слайд 122. Вещественный тип — множество дробных чисел.
Математические

операции: +, -, *, /.
Операции отношений:

Стандартные типы данных языка Паскаль

2. Вещественный тип - множество дробных чисел. Математические операции: +, -, *,

Слайд 13Стандартные типы данных языка Паскаль
3. Символьный тип

CHAR -множество символов языка Паскаль. Символьная переменная

— это один любой символ языка Паскаль заключенный в апострофы. Например ‘а’, ‘+’, ‘9’. Так как символы языка упорядочены, то к символьным данным применимы операции сравнения: , =, <>, =. ‘A’

Слайд 14Раздел переменных
Каждая переменная, которая встречается в программе

должна быть описана, то есть включена в

описание в разделе переменных. Описание переменной должно содержать имя переменной и ее тип, разделенные двоеточием.

Var : ;
Например:
Var a: char ;
Var a,b,с:char ;
Var b: real;
d: char ;

Раздел переменных Каждая переменная, которая встречается в программе должна быть описана, то

Слайд 15Объявление констант
Константа в программе может быть задана

явно своим значением или обозначена именем. В

последнем случае константа должна быть описана в разделе объявления констант.
Const имя константы = константа;
Пример:
Const num=5;
d=5.543876;

Читайте также:
Программа utorrent не запускается

Объявление констант Константа в программе может быть задана явно своим значением или

Слайд 16Операция присваивания
имя переменной := выражение
Знак «:=» читается

«становится равным».
Пример:
a:=1; Переменной а присваивается значение, равное

1.
b:=b+1; Новое значение переменной b равно её старому значению плюс 1.
Операцию присваивания «:=» не стоит путать с операцией сравнения «=». Операция «:=» присваивает переменной новое значение, операция «=» сравнивает две величины.

Источник: thepresentation.ru

Язык программирования Turbo Pascal

Программирование на языке Python (§ 54 - § 61)

2. Программирование – это запись разработанного алгоритма на языке программирования.

Автор языка Паскаль – профессор Никлаус
Вирт.
Создан язык Паскаль в 1970г.
Назван в честь великого французского учёного
17 века, который впервые изобрёл
автоматическое устройство для сложения
чисел.
Более усовершенствованный Turbo Pascal
получил распространение в 1983г.
В 1992г. создана версия Turbo Pascal 7.0.

3. Структура программы

Program <имя программы>;

Begin

End.

4. Раздел объявлений

Состоит из подразделов:
LABEL – объявление меток.
CONST – объявление констант.
TYPE – объявление типов.
VAR – объявление переменных.

5. Раздел операторов

Заключается в операторные скобки Begin
(начать) и End (закончить). После End
только в конце программы ставится
точка.
Операторы отделяются друг от друга «;».
«(*» и «*)»
Комментарии в тексте программы
«»

6. Алфавит

7. Арифметические операции

сложение

вычитание
*
умножение
/
деление
Div целочисленное деление
Mod нахождение остатка
+

8. Логические операции

not
and
оr
xor
логическое НЕТ
логическое И
логическое ИЛИ
исключающее ИЛИ

9. Операции сравнения

=
<>
>
>=
равно
не равно
меньше чем
больше чем
меньше или равно
больше или равно

10. Запись арифметических выражений

Арифметическое выражение -это набор величин и
стандартных функций, включая знаки операций,
скобки и знаки отношения.
Математика
A+B, A-B, AxB, A:B
sin x, cos x
IxI
x2
x
π
ex , ln x
Информатика
A+B, A-B, A*B, A/B
sin(x), cos(x)
abs(x)
sqr(x)
sqrt(x)
pi
exp(x), ln(x)

11. Стандартные типы данных языка Паскаль

1. Целый тип — множество целых чисел.
Математические операции: +, -, *, /, div, mod.
Операции отношений: , =, <>, =.
Тип
Shortint
Integer
Longint
Byte
Word
Диапазон значений
-128 до +127
-32768 до +32767
-2147483648 до +2147683647
0 до 255
0 до 6553
Длина
(байт)
1
2
4
1
2

12. Стандартные типы данных языка Паскаль

2. Вещественный тип — множество
дробных чисел.
Математические операции: +, -, *, /.
Операции отношений: , =, <>, =.
Тип
Real
Диапазон значений
-2,9*1039 до 1,7*1038
Длина
(байт)
6

13. Стандартные типы данных языка Паскаль

3. Символьный тип CHAR -множество
символов языка Паскаль. Символьная
переменная — это один любой символ языка
Паскаль заключенный в апострофы. Например
‘а’, ‘+’, ‘9’. Так как символы языка
упорядочены, то к символьным данным
применимы операции сравнения: , =, <>,
=. ‘A’ < ’W’
4. Булевский (логический) тип BOOLEAN множество состоящее из двух
значений: TRUE — истина, FALSE — ложь.

14. Раздел переменных

Каждая переменная, которая встречается в программе
должна быть описана, то есть включена в описание в
разделе переменных. Описание переменной должно
содержать имя переменной и ее тип, разделенные
двоеточием.
Var : ;
Например:
Var a: char ;
Var a,b,с:char ;
Var b: real;
d: char ;

15. Объявление констант

Константа в программе может быть задана
явно своим значением или обозначена
именем. В последнем случае константа
должна быть описана в разделе
объявления констант.
Const имя константы = константа;
Пример:
Const num=5;
d=5.543876;

16. Операция присваивания

имя переменной := выражение
Знак «:=» читается «становится равным».
Пример:
a:=1; Переменной а присваивается значение,
равное 1.
b:=b+1; Новое значение переменной b равно её
старому значению плюс 1.
Операцию присваивания «:=» не стоит путать с
операцией сравнения «=». Операция «:=»
присваивает переменной новое значение,
операция «=» сравнивает две величины.

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru