Конспект урока по теме: Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения на компьютере. Знакомство с Turbo Pascal: структура, синтаксис, и семантика языка программирования. Типы данных, способы описания данных
Олимпиады: Информатика 1 — 11 классы
Содержимое разработки
Тема: Языки программирования как средство записи алгоритмов для их исполнения на компьютере. Знакомство с Turbo Pascal : структура, синтаксис, и семантика языка программирования. Типы данных, способы описания данных
— помочь учащимся усвоить понятия ЯНУ, ЯВУ; разобраться в основных моментах языка Turbo Pascal
— воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
— развитие алгоритмического мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютер
— Доска, компьютер, компьютерная презентация
I . Орг. момент (1 мин)
II . Актуализация знаний (5 мин)
III . Теоретическая часть (15 мин)
Урок1. Структура программы на языке Паскаль
III . Практическая часть (10 мин)
V . Вопросы учеников (5 мин)
VI . Итог урока (2 мин)
I . Орг. момент.
Объяснение хода урока
II . Актуализация знаний
На этом уроке мы начнем знакомство с языком программирования Turbo Pascal , который будем рассматривать как средство записи алгоритма с помощью компьютера.
Какие базовые алгоритмические конструкции вы знаете?
Характеристики исполнителя алгоритма?
III . Теоретическая часть
Языки низкого (машинного) уровня удобны для интерпретации аппаратурой ЭВМ, но плохо приспособлены для непосредственного использования человеком — программистом. Они разработаны с максимальным приближением к конкретному виду компьютеров, ориентированы на его систему команд. Поэтому программа, составленная для одного компьютера, будет непонятна другому.
Каждый оператор программы — это машинная команда, а все данные имеют адреса, по которым происходит обращение к ним. Пример ЯНУ — Ассемблер. ЯНУ достаточно сложны и на них составляют программы только профессионалы — разработчики новой техники.
Языки высокого уровня — ЯВУ — разработаны с максимальным приближением к восприятию человеком. В таких языках каждый шаг алгоритма записывается с помощью формул или какого-либо оператора — обычно словами на английском языке, смысл которых согласуется с соответствующим действием.
Этих слов немного и они не изменяются, поэтому составлять и понимать программы, написанные на ЯВУ, легко даже человеку, не знающему английского. Правила синтаксиса (написания операторов и соединения их в программу) достаточно строги, но единообразны. К ним нетрудно привыкнуть. ЯВУ не зависят от типа аппаратуры: программа, созданная на одном компьютере, будет работать и на другом.
Чтобы она стала понятна компьютеру, ее надо перевести на машинный язык. Это осуществляют специальные программы-переводчики, которые называются «трансляторами».
Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 — 1970 годах швейцарским профессором Никлаусом Виртом и назван в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662г). Созданный для обучения студентов, язык оказался настолько хорош, что стал использоваться профессионалами. Он является мощным средством программирования широкого круга прикладных задач.
Паскаль с нуля [ч1]. Первая программа.
Первое знакомство со средой Turbo Pascal .
I. Вызов Паскаля (вход в интегрированную среду):
Появляется основной экран ИС — голубое поле экранного редактора (для размещения текстов программ), вверху — строка основного меню (содержит 10 пунктов), внизу — строка состояния (строка подсказок).
II. Выполнение готовой программы (любой из 3 вариантов):
а ) F10, «Run», Enter, «Run», Enter;
б ) Alt+R, «run», Enter;
Происходит переход в другое окно (черного цвета), где компьютер работает в режиме диалога с человеком: запрашивает исходные данные, печатает сообщения и результаты. Возвратиться к тексту программы можно с помощью «Enter».
III. Выход из Паскаля (любой из 3 вариантов):
а ) F10, «File», Enter, «Exit», Enter;
б ) Alt+F, «Exit», Enter;
Перед выходом из Паскаля появится сообщение:
«NONAME00.PAS has been modified. Save?» [Файл изменен. Сохранить?]
Следует выбрать: «Yes» [да], «No» [нет] или «Cancel» [отменить выход] (Рекомендуется выбирать «no», если задача решена и получена оценка.)
Алфавит языка.
Алфавит Паскаля состоит из:
— других символов ‘ : ; , . := .. «пробел»
— в комментариях можно использовать любые символы, в том числе и русские буквы.
IV . Структура программы на языке Pascal
II. Раздел объявлений (описаний) Const =;
III. Тело программы begin
В разделе объявлений должны быть указаны все объекты, с которыми будет работать программа: константы, переменные, процедуры и функции. В разделе Const приводятся значения КОНСТАНТ — величин, которые не изменяются при выполнении программы. В разделе Var перечисляются типы всех ПЕРЕМЕННЫХ — величин, которые могут изменять значения при выполнении программы.
Рассмотрим 2 типа переменных:
1) integer — целые числа из интервала [-32768, 32767];
2) real — дробные числа из интервала [-2.9*10 -39 , 1.7*10 38 ].
Имя программы, имена констант, переменных и других объектов программы называются ИДЕНТИФИКАТОРАМИ. Они записываются по правилам:
1. Имя должно лаконично отражать сущность объекта.
S,v,t — общепринятые обозначения;
Summa, N_max — значения суммы номера максимума.
2. Длина идентификатора не должна превышать 127 символов, но для Паскаля значимы только первые 63 знака.
3. В запись идентификатора могут входить только цифры, английские буквы и знак подчеркивания,
4. но начинаться он должен с буквы или знака подчеркивания.
5. Маленькие и большие буквы в записи идентификаторов Паскаль не различает:
SUMMA, SumMA, summa — для Паскаля одно и то же.
III. Практическая часть
На ближайших нескольких уроках мы будет записывать алгоритмы на языке программирования Turbo Pascal . На этом уроке мы познакомимся с тем как вводить и запускать программу на языке Turbo Pascal .
Как запустить программу Turbo Pascal ?
Как перейти в полноэкранный / оконный режим работы с программой?
Как переключать раскладку клавиатуры, работая в этой программе?
Как правильно выйти из данной программы?
IV . Д/з
V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.
VI. Итог урока.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы начали знакомство с языком программирования Turbo Pascal , познакомились со структурой программы, записанной на данном языке программирования. Узнали как правильно описывать типы данных, с которыми нам нужно работать.
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Серия олимпиад «Весна — лето 2023»
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Источник: intolimp.org
Презентация на тему Язык программирования Turbo Pascal
Программирование – это запись разработанного алгоритма на языке программирования. Автор языка Паскаль – профессор Никлаус Вирт. Создан язык Паскаль в 1970г. Назван в честь великого французского учёного 17 века, который впервые
- Главная
- Информатика
- Язык программирования Turbo Pascal
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Язык программирования Turbo Pascal
Слайд 2Программирование – это запись разработанного алгоритма на
языке программирования.
Автор языка Паскаль – профессор Никлаус
Вирт.
Создан язык Паскаль в 1970г.
Назван в честь великого французского учёного 17 века, который впервые изобрёл автоматическое устройство для сложения чисел.
Более усовершенствованный Turbo Pascal получил распространение в 1983г.
В 1992г. создана версия Turbo Pascal 7.0.
Слайд 3Структура программы
Program ;
Begin
Слайд 4Раздел объявлений
Состоит из подразделов:
LABEL – объявление меток.
CONST
– объявление констант.
TYPE – объявление типов.
VAR –
объявление переменных.
Слайд 5Раздел операторов
Заключается в операторные скобки Begin (начать)
и End (закончить). После End только в
конце программы ставится точка.
Операторы отделяются друг от друга «;».
«(*» и «*)»
«»
Комментарии в тексте программы
Слайд 6Алфавит
26 строчных и 26 прописных латинских букв
32
строчные и 32 прописные русские буквы (кроме
Слайд 7Арифметические операции
+ сложение
–
вычитание
* умножение
/
деление
Div целочисленное деление
Mod нахождение остатка
Слайд 8Логические операции
not логическое НЕТ
and
логическое И
оr
логическое ИЛИ
xor исключающее ИЛИ
Слайд 9Операции сравнения
=
равно
не равно
меньше чем
> больше чем
= больше или равно
Слайд 10Запись арифметических выражений
Арифметическое выражение
-это набор величин и стандартных функций, включая
знаки операций, скобки и знаки отношения.
Математика Информатика
A+B, A-B, AxB, A:B A+B, A-B, A*B, A/B
sin x, cos x sin(x), cos(x)
IxI abs(x)
x2 sqr(x)
√-x sqrt(x)
π pi
ex , ln x exp(x), ln(x)
Слайд 11Стандартные типы данных языка Паскаль
1. Целый тип
— множество целых чисел.
Математические операции: +, -,
*, /, div, mod.
Операции отношений: , =, <>, =.
Слайд 122. Вещественный тип — множество дробных чисел.
Математические
операции: +, -, *, /.
Операции отношений:
Стандартные типы данных языка Паскаль
Слайд 13Стандартные типы данных языка Паскаль
3. Символьный тип
CHAR -множество символов языка Паскаль. Символьная переменная
— это один любой символ языка Паскаль заключенный в апострофы. Например ‘а’, ‘+’, ‘9’. Так как символы языка упорядочены, то к символьным данным применимы операции сравнения: , =, <>, =. ‘A’
Слайд 14Раздел переменных
Каждая переменная, которая встречается в программе
должна быть описана, то есть включена в
описание в разделе переменных. Описание переменной должно содержать имя переменной и ее тип, разделенные двоеточием.
Var : ;
Например:
Var a: char ;
Var a,b,с:char ;
Var b: real;
d: char ;
Слайд 15Объявление констант
Константа в программе может быть задана
явно своим значением или обозначена именем. В
последнем случае константа должна быть описана в разделе объявления констант.
Const имя константы = константа;
Пример:
Const num=5;
d=5.543876;
Слайд 16Операция присваивания
имя переменной := выражение
Знак «:=» читается
«становится равным».
Пример:
a:=1; Переменной а присваивается значение, равное
1.
b:=b+1; Новое значение переменной b равно её старому значению плюс 1.
Операцию присваивания «:=» не стоит путать с операцией сравнения «=». Операция «:=» присваивает переменной новое значение, операция «=» сравнивает две величины.
Источник: thepresentation.ru
Язык программирования Turbo Pascal
2. Программирование – это запись разработанного алгоритма на языке программирования.
Автор языка Паскаль – профессор Никлаус
Вирт.
Создан язык Паскаль в 1970г.
Назван в честь великого французского учёного
17 века, который впервые изобрёл
автоматическое устройство для сложения
чисел.
Более усовершенствованный Turbo Pascal
получил распространение в 1983г.
В 1992г. создана версия Turbo Pascal 7.0.
3. Структура программы
Program <имя программы>;
Begin
End.
4. Раздел объявлений
Состоит из подразделов:
LABEL – объявление меток.
CONST – объявление констант.
TYPE – объявление типов.
VAR – объявление переменных.
5. Раздел операторов
Заключается в операторные скобки Begin
(начать) и End (закончить). После End
только в конце программы ставится
точка.
Операторы отделяются друг от друга «;».
«(*» и «*)»
Комментарии в тексте программы
«»
6. Алфавит
7. Арифметические операции
сложение
–
вычитание
*
умножение
/
деление
Div целочисленное деление
Mod нахождение остатка
+
8. Логические операции
not
and
оr
xor
логическое НЕТ
логическое И
логическое ИЛИ
исключающее ИЛИ
9. Операции сравнения
=
<>
>
>=
равно
не равно
меньше чем
больше чем
меньше или равно
больше или равно
10. Запись арифметических выражений
Арифметическое выражение -это набор величин и
стандартных функций, включая знаки операций,
скобки и знаки отношения.
Математика
A+B, A-B, AxB, A:B
sin x, cos x
IxI
x2
x
π
ex , ln x
Информатика
A+B, A-B, A*B, A/B
sin(x), cos(x)
abs(x)
sqr(x)
sqrt(x)
pi
exp(x), ln(x)
11. Стандартные типы данных языка Паскаль
1. Целый тип — множество целых чисел.
Математические операции: +, -, *, /, div, mod.
Операции отношений: , =, <>, =.
Тип
Shortint
Integer
Longint
Byte
Word
Диапазон значений
-128 до +127
-32768 до +32767
-2147483648 до +2147683647
0 до 255
0 до 6553
Длина
(байт)
1
2
4
1
2
12. Стандартные типы данных языка Паскаль
2. Вещественный тип — множество
дробных чисел.
Математические операции: +, -, *, /.
Операции отношений: , =, <>, =.
Тип
Real
Диапазон значений
-2,9*1039 до 1,7*1038
Длина
(байт)
6
13. Стандартные типы данных языка Паскаль
3. Символьный тип CHAR -множество
символов языка Паскаль. Символьная
переменная — это один любой символ языка
Паскаль заключенный в апострофы. Например
‘а’, ‘+’, ‘9’. Так как символы языка
упорядочены, то к символьным данным
применимы операции сравнения: , =, <>,
=. ‘A’ < ’W’
4. Булевский (логический) тип BOOLEAN множество состоящее из двух
значений: TRUE — истина, FALSE — ложь.
14. Раздел переменных
Каждая переменная, которая встречается в программе
должна быть описана, то есть включена в описание в
разделе переменных. Описание переменной должно
содержать имя переменной и ее тип, разделенные
двоеточием.
Var : ;
Например:
Var a: char ;
Var a,b,с:char ;
Var b: real;
d: char ;
15. Объявление констант
Константа в программе может быть задана
явно своим значением или обозначена
именем. В последнем случае константа
должна быть описана в разделе
объявления констант.
Const имя константы = константа;
Пример:
Const num=5;
d=5.543876;
16. Операция присваивания
имя переменной := выражение
Знак «:=» читается «становится равным».
Пример:
a:=1; Переменной а присваивается значение,
равное 1.
b:=b+1; Новое значение переменной b равно её
старому значению плюс 1.
Операцию присваивания «:=» не стоит путать с
операцией сравнения «=». Операция «:=»
присваивает переменной новое значение,
операция «=» сравнивает две величины.
Источник: ppt-online.org