Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — сопоставить их с мнениями окружающих.
программа саморазвития Индивидуально
Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.
Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности педагога называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.
Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:
1) культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия;
Нина Савельева: Теория воспитания | Вилла Папирусов
2) устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
3) рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
4) гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога — его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны — это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой — овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:
1) целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
2) планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
3) самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
4) коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.
Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют 3 стадии профессионального саморазвития.
На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность — существенные проявления саморазвития на этой стадии.
Источник: poisk-ru.ru
Презентация «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
презентация
Что такое самообразование? Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической науки.
Скачать:
![]() |
1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Круглый стол «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами… К.И. Чуковский
Цель: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. Задачи: Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях. Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
Что такое самообразование? Самообразование – это целенаправленная, познавательная деятельность, управляемая самой личностью с целью приобретения системных знаний в какой – либо области науки, культуры и т.п. Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической науки.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию Ежедневная работа с информацией. Желание творчества. Стремительный рост современной науки , особенно психологии и педагогики. Изменения, происходящие в жизни общества. Конкуренция.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: Общественное мнение. Материальное стимулирование. Интерес.
1 этап – выбор направления и темы самообразования Существует огромное количество возможных вариантов тем самообразования. Каждый педагог выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы. Формулируйте темы по схемам: — ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО- ЛИБО; — ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО.
2 этап – формулировка цели и задач самообразования Целями самообразования могут быть: повышение уровня своей эрудиции и общей культуры; изучение и внедрение новых педагогических технологий; изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения; совершенствование своих знаний в области педагогики и психологии и др. При этом цель должна звучать ёмко, отражать и уточнять тему самообразования. Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования. Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.
3 этап – определение круга источников информации Источниками информации для педагога могут быть: телевидение ; газеты и журналы ; литература (методическая, научно-популярная, художественная и др.); материалы сети Интернет ; информация на различных носителях (видео, аудио и т.д.); семинары и конференции, мастер-классы ; курсы повышения квалификации ; занятия коллег; театры, выставки, музеи, концерты и т.д.
4 этап – выбор формы самообразования 1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности). 2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период): 3) групповая самообразовательная работа : работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ занятий коллег) проведение циклов лекций, семинаров, 4) индивидуальная самообразовательная работа
5 этап – составление плана самообразования На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: название темы ; цели ; задачи ; предполагаемый результат ; этапы работы ; сроки выполнения каждого этапа ; действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; способ демонстрации результата проделанной работы; форма отчета по проделанной работе.
6 этап – определение результата самообразования Любая деятельность предполагает создание продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов , которые будут достигнуты за определенный срок. Примеры результатов : повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приёмов обучения; доклады, выступления ; разработка дидактических материалов, тестов, создание наглядности, презентаций и др.
7 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта ; доклад ; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для коллег.
Задумайтесь Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир. А. Дистервег
Вопросы для обсуждения: — Что является более важным для повышения мотивации педагогов: материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения или деятельность самого педагога? — Какая из форм организации методической работы в детском саду наиболее эффективна для профессионального роста и самореализации педагога?
Вопрос 1 Является ли программа самовоспитания педагога составной частью программы саморазвития нет, не является такого понятия как «программа самовоспитания» не существует да, является
Вопрос 1 Является ли программа самовоспитания педагога составной частью программы саморазвития нет, не является такого понятия как «программа самовоспитания» не существует да, является
Вопрос 2 Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не рассмотрит направления развития профессиональных компетенций коллег по образовательной организации педагог не согласует и не утвердит свои планы работы с руководством образовательной организации педагог не сформулирует личностно значимые краткосрочные и долгосрочные цели
Вопрос 2 Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, если педагог не рассмотрит направления развития профессиональных компетенций коллег по образовательной организации педагог не согласует и не утвердит свои планы работы с руководством образовательной организации педагог не сформулирует личностно значимые краткосрочные и долгосрочные цели
Вопрос 3 Можно ли отнести к результатам самообразования педагога разработку им методического пособия нет, нельзя да, можно можно, при условии, что разработка пособия была в плане работы методического кабинета
Вопрос 3 Можно ли отнести к результатам самообразования педагога разработку им методического пособия нет, нельзя да, можно можно, при условии, что разработка пособия была в плане работы методического кабинета
Вопрос 4 К стандартным (наиболее распространенным) методикам профессионального саморазвития педагога не относятся работа в педагогических интернет – сообществах изучение передового опыта коллег, педагогические чтения курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения
Вопрос 4 К стандартным (наиболее распространенным) методикам профессионального саморазвития педагога не относятся работа в педагогических интернет – сообществах изучение передового опыта коллег, педагогические чтения курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения
Вопрос 5 Результатом чего (в первую очередь) является корректировка программы профессионального саморазвития педагога распоряжения администрации образовательной организации указания методистов самоконтроль педагога
Вопрос 5 Результатом чего (в первую очередь) является корректировка программы профессионального саморазвития педагога распоряжения администрации образовательной организации указания методистов самоконтроль педагога
Вопрос 6 Профессиональное саморазвитие педагога (выберите наиболее полный ответ) – это осознанный процесс, нацеленный на повышение самооценки и признание воспитанниками и коллегами повышение и развитие профессиональных педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития развитие профессиональных компетенций в соответствии с заданием руководства образовательной организации
Вопрос 6 Профессиональное саморазвитие педагога (выберите наиболее полный ответ) – это осознанный процесс, нацеленный на повышение самооценки и признание воспитанниками и коллегами повышение и развитие профессиональных педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития развитие профессиональных компетенций в соответствии с заданием руководства образовательной организации
Вопрос 7 Может ли темой самообразования быть тема, выбранная педагогом самостоятельно, с учетом его личных потребностей нет, не может да, может темы для самообразования устанавливает только администрация образовательного учреждения
Вопрос 7 Может ли темой самообразования быть тема, выбранная педагогом самостоятельно, с учетом его личных потребностей нет, не может да, может темы для самообразования устанавливает только администрация образовательного учреждения
Вопрос 8 Кто автор высказывания «Педагог живет до тех пор, пока учится» К.Д.Ушинский А.С.Макаренко Я.Коменкский
Вопрос 8 Кто автор высказывания «Педагог живет до тех пор, пока учится» К.Д.Ушинский А.С.Макаренко Я.Коменкский
Вопрос 9 Программу профессионального саморазвития педагога разрабатывает методический совет образовательной организации сам педагог руководство образовательной организации
Вопрос 9 Программу профессионального саморазвития педагога разрабатывает методический совет образовательной организации сам педагог руководство образовательной организации
Вопрос 10 Принцип педагогического самоанализа предполагает анализ результатов итогов учебного года постоянный анализ результатов аттестации обучающихся постоянный анализ педагогом своей профессиональной квалификации
Вопрос 10 Принцип педагогического самоанализа предполагает анализ результатов итогов учебного года постоянный анализ результатов аттестации обучающихся постоянный анализ педагогом своей профессиональной квалификации
Вопрос 11 Можно ли отнести к источникам самообразования педагога экскурсии и просмотры театральных пьес нет, нельзя да, можно можно, при условии, что педагог преподает дисциплину «Культурология»
Вопрос 11 Можно ли отнести к источникам самообразования педагога экскурсии и просмотры театральных пьес нет, нельзя да, можно можно, при условии, что педагог преподает дисциплину «Культурология»
Вопрос 12 Необходимо ли при составлении плана самообразования учитывать характер образовательной деятельности педагога да, необходимо нет, это не нужно учитывать план самообразования составляется по одинаковому шаблону для всех педагогов
Вопрос 12 Необходимо ли при составлении плана самообразования учитывать характер образовательной деятельности педагога да, необходимо нет, это не нужно учитывать план самообразования составляется по одинаковому шаблону для всех педагогов
Вопрос 13 Саморазвитие педагога будет наиболее эффективным в результате объединения его личностного и профессионального развития в результате четкого планирования процессов саморазвития и самовоспитания в результате тщательного изучения передового опыта коллег
Вопрос 13 Саморазвитие педагога будет наиболее эффективным в результате объединения его личностного и профессионального развития в результате четкого планирования процессов саморазвития и самовоспитания в результате тщательного изучения передового опыта коллег
Вопрос 14 К постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков педагога должны стимулировать (выберите наиболее полный ответ) программы развития образовательной организации и индивидуальные планы работ педагога критическое отношение к собственным успехам и тщательное изучение причин неудач инструкции и другие нормативные документы образовательной организации
Вопрос 14 К постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков педагога должны стимулировать (выберите наиболее полный ответ) программы развития образовательной организации и индивидуальные планы работ педагога критическое отношение к собственным успехам и тщательное изучение причин неудач инструкции и другие нормативные документы образовательной организации
Вопрос 15 Необходимо ли планирование самообразовательной работы да, необходимо в соответствии с распоряжением администрации образовательной организации нет, можно обойтись и без планирования
Вопрос 15 Необходимо ли планирование самообразовательной работы да, необходимо в соответствии с распоряжением администрации образовательной организации нет, можно обойтись и без планирования
Посредством самообразования За счет осознанного, обязательно ДОБРОВОЛЬНОГО участия педагога в организованных дошкольным учреждением или Управлением образования мероприятий, которые объединяются обобщающим названием «методическая работа» Пути профессионально-личностного роста педагога
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»
Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л.
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО
Обоснована роль самообразования, ка ксистема непрерывного повышения профессионализмапедагогов.
Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.
Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию.
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОО
План работы по теме самообразования.
Консультация «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. В.
Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: «Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов»
Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль.
Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов
Доклад «Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагоговhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/04/06/prezentatsiya-samoobrazovanie-kak-odin-iz-sposobov-povysheniya» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]
Самовоспитание в становлении педагога-профессионала
Успех учебно-воспитательной деятельности любого педагога, зависит от уровня сформированности его профессионального мастерства. Оно позволяет сформировать профессиональные компетенции педагога, позволяющие ему действовать в определенном целевом направлении, реализовывать цели и задачи образования, делая этот процесс более качественным, продуктивным и целеориентированным.
Профессиональное мастерство педагога развивается и активизируется, посредством его саморазвития.
Определение 1
Саморазвитие педагога – это развитие личностных качеств, способностей, преобразование свойств личности через внутреннюю работу над собой, приложение собственных усилий.
Саморазвитие ориентирована на выполнение индивидом определенных действий, которые приводят к изменению ее природных качеств, психических процессов, раскрытию задатков, активизации работы памяти, мышления, внимания, восприятия, развитию новых навыков деятельности, умений принимать решения, действовать в нестандартных ситуациях.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Процесс саморазвития неразрывно связан с самосовершенствованием личности педагога в профессиональном плане.
Самосовершенствование профессиональной деятельности педагога – это система действий, ориентированных на развитие определенных навыков реализации педагогической деятельности, способствующих ее более качественному и продуктивному исполнению.
Профессиональное самосовершенствование связано, также, с устранением или сглаживание недостатков педагога: личностных качеств, профессиональных навыков деятельности.
Процессы саморазвития и самосовершенствования стоят на одной ступени профессионального становления педагога. Они открывают для педагога возможности развития своего профессионального мастерства, достижение его пика и максимальных возможностей в выполнении своих профессиональных функций.
Стремление к самосовершенствованию отражает профессиональную зрелость педагога т.е. его стремление к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей и осознанное стремление к реализации своего творческого потенциала.
«Самовоспитание в становлении педагога-профессионала»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Если педагог не стремится развиваться, совершенствовать свои профессиональные навыки и умения, то его профессиональная деятельность будет неэффективной, поскольку, он не сможет ориентировать учащихся на развитие и саморазвитие, обеспечить полноценное развитие детей в образовательной деятельности.
Самообразование как компонент самовоспитания педагога
Одним из значимых компонентов самовоспитания педагога, выступает его самообразование.
Самообразование педагога – это целенаправленный процесс познания, ознакомления с новыми педагогическими теориями и концепциями, освоение методов, приемов и технологий реализации образовательной деятельности, ориентированной на результат т.е. создание конечного продукта- выпуск всесторонне развитой личности, наделенной нравственными ориентирами деятельности, профессиональными компетенциями и профессиональным самосознанием.
Самообразование является необходимым процессом в профессиональной деятельности педагога. Это обусловлено рядом причин:
- Самообразование лежит в основе роста педагога, как специалиста в своей области деятельности.
- Воспитание и обучение детей не может быть реализовано человеком, который не работает над собственным развитием и обучением.
- Педагог, не ступающий в ногу со временем т.е., не осваивающий новые приемы организации педагогической работы, не исследующий новые методы и технологии образования и воспитания, не внедряющий в педагогическую практику инновационные педагогические разработки, оказывается не способен к достижению целевого назначения образования и тянет все образовательное заведение назад, тормозит его развитие.
- Образование развивает человека. Поэтому, педагогу, чтобы развивать детей, необходимо непрерывно получать образование.
- Знания устаревают. Это особенно актуально в современном обществе, информатизация которого приводит к его постоянным переменам. Поэтому, старые знания, педагогические методики и технологии устаревают.
- Самообразование развивает интеллектуальный потенциал личности, формирует у человека осознание его самоценности и значимости для общества.
- В ходе самообразования, педагог осваивает опыт поколений и направляет его на собственное развитие.
Профессиональное самовоспитание и правила его эффективной реализации
Определение 2
Профессиональное самовоспитание педагога – это работа педагога над преобразованием своих личностных качеств, исходя из поставленных профессиональных целей и задач
Чтобы достичь профессионального развития, построить карьеру, педагогу требуются определенные личностные качества. Если они не заложены природой, не раскрылись в ходе жизнедеятельности человека, то их необходимо развивать, а некоторые качества требуют совершенствования и коррекции. Для этих целей существует процесс самовоспитания. В его ходе, педагог усваивает опыт предшествующих поколений, преобразуя его в текущую профессиональную деятельность, за счет внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие педагога.
Самовоспитание возможно реализовать только если, у человека имеется определенный уровень развития его самосознания, навыки анализа и самоанализа, способность к адекватному оцениванию своей деятельности, своих поступков, желание выявлять недостатки своей работы и устранять их.
Самовоспитание педагога будет эффективным при соблюдении ряда правил:
- Развитие адекватной самооценки личности. педагог должен уметь видеть недочеты в своей работе и стремиться к их корректировке. Это отражает зрелость его мышления и лежит в основе его профессионального самовоспитания.
- Самовоспитание нельзя рассматривать отдельно от самообразования. Эти два процесса являются компонентами единой системы профессионального развития педагога, неразрывно связаны, взаимодействуют друг с другом и взаимовлияют друг на друга.
- В ходе самовоспитания, необходимо использовать разные источники информации. Это развивает навыки сравнения, сопоставления, анализирования, формирования выводов и умозаключений.
- Развитие навыков планирования своей деятельности и выполнение плановых мероприятий.
- Обязательное осознание педагогом важности и значимости своей профессиональной деятельности.
Источник: spravochnick.ru