Ядерная программа ирана что это

Иранская ядерная программа

Иранская атомная программа — началась в период правления шаха Реза-Пехлеви, поддерживавшим весьма светский режим в Иране. Шах был союзником США и при этом сотрудничал и с СССР.

1974—2002 гг.

1974 — в Тегеране создана «Организация по атомной энергии Ирана», которая разработала план строительства 23 ядерных энергоблоков стоимостью около 30 млрд. долларов при поддержке США и Западной Европы. Программа была рассчитана на 25 лет. В середине этого года прозвучало публичное сообщение шаха Мохаммеда Реза-Пехлеви: «Иран будет обладать ядерным оружием, без сомнения, быстрее, чем некоторые думают», впрочем, под давлением США он позже дезавуировал это заявление.

В том же году Иран закупил 4 атомных реактора: два во Франции и два в ФРГ.

1977 — ФРГ поставила Тегерану ещё 4 реактора.

1978 — Иран получает американский исследовательский реактор мощностью 5 МВт.

Сотрудничество с Ираном в области атомной энергетики начала и Аргентина. Западная Германия приступила к строительству двух блоков АЭС в 1979 — в стране свершилась исламская революция, шах бежал, новое правительство Ирана отказалось от программы строительства АЭС. Их страны выехали не только иностранные специалисты, но и большое число иранцев, участвовавших в ядерном проекте.

Иран рассчитывал, что убийства украинцев их дронами сойдут с рук — Мохаммад Фараджаллах

Через несколько лет, когда обстановка в стране стабилизировалась, руководство Ирана возобновило реализацию атомной программы. В Китая был создан учебно-исследовательский центр с исследовательским реактором на 1992 — между Россией и Ираном заключено соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, предусматривающее ряд направлений: использование ядерных технологий в медицине, сельском хозяйстве и промышленности, фундаментальные исследования в области ядерной физики и прочее. Практическое наполнение данного соглашения выразилось в достройке первого блока АЭС в Бушере.

Российские специалисты провели анализ состояния дел и было принято решение о возможности использования строительных конструкций и оборудования, оставшихся на площадке после ухода из Ирана германского подрядчика. Интеграция разнотипного оборудования потребовала проведения огромного объема дополнительных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и строительно-монтажных работ. Стоимость первого энергоблока составляет около 1 млрд. долл., а первоначальный срок сдачи в эксплуатацию планировался на начало 2006 года. Всего в Иране задействованы около тысячи российских специалистов.

1995 — США в одностороннем порядке ввели торгово-экономические санкции против Ирана, а после подписания меморандума Гора-Черномырдина Россия заморозила поставки военной техники Ирану. В частности, Иран не получил 570 танков Т-72С, более тысячи БМП, средства ПВО и запчастей к ВВТ (вооруженные силы Ирана имели 24 истребителя МиГ-29, 12 бомбардировщиков Су-24МК, три дизельные подводные лодки класса проекта 877ЭКМ «Варшавянка», 422 танка Т-72С, 413 БМП-2, зенитно-ракетные комплексы С-200 и др).

История переговоров по ядерной программе Ирана

2001 — после визита в Москву президента Хатами Россия возобновила поставки продукции военно-технического назначения в Иран.

2003

США обвиняют Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Ещё в 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые спонсируют террористов и стремятся завладеть ядерным оружием. США в течение многих лет настаивали на международной изоляции Ирана, чтобы не допустить создания иранской ядерной бомбы. Однако усилия США до сих пор наталкивались на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, а также России, связанной контрактами на поставку военной техники в Иран и строительством АЭС в Бушере.

В конце 2003 года главы МИД Франции, Германии и Великобритании убедили Иран согласиться на подписание дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия, который позволяет инспекторам 2003 — в июне Израиль, озабоченный ядерной программой Ирана, подписал контракт на 319 млн. долларов о покупке 5 тысяч управляемых бомб производства США, из них 500 — GBU-28 (2270-кг бомба с лазерным наведением, предназначенная для уничтожения объектов, расположенных глубоко под землей). В своё время Израиль провёл успешный авиудар по исследовательскому ядерному центру в Ираке.

В феврале 2004 года начались поставки Израилю 102 истребителей-бомбардировщиков F-16I, оборудованных специальными дополнительными топливными баками, чтобы иметь возможность долететь до Ирана и вернуться обратно.

2004

  • 26 августа — Посол Ирана в Москве заявил, что Иран согласен возвращать в Россию отработанное ядерное топливо (ОЯТ) с АЭС в Федеральное агентство по атомной энергии РФ заявляло, что поставка ядерного топлива для первого энергоблока АЭС «Бушер» будет осуществлена сразу после подписания протокола о возврате ОЯТ в Россию.
  • 13 сентября генеральный секретарь США согласовали с Великобританией, Францией и Германией текст резолюции МАГАТЭ, требующей от Ирана рассекретить все его ядерные программы. Европейские страны намерены резко ужесточить давление на Иран в этой связи. Британский МИД призвал Иран немедленно прервать все работы по обогащению урана. Великобритания, Франция и Германия сделали заявления о том, что Иран проводил тайные работы по производству ядерного оружия в течение 12 лет, но подробности этой деятельности стали известны лишь 18 месяцев назад. По данным спецслужб США, первая ядерная бомба у Ирана может появиться к концу этого десятилетия.
  • 14 сентября власти Ирана отказались взять на себя обязательства по бессрочной остановке программы обогащения урана и производства центрифуг. Это заявление совпало с требованием США к МАГАТЭ до 31 октября 2004 года представить доклад по результатам проверки ядерной программы Ирана, в котором должны быть полные данные об имеющихся ядерных материалах Ирана и сведения о поставщиках с черного рынка. Поскольку Иран вряд ли предоставит такие сведения, США добьются своей главной цели и ООН.
  • 16 сентября Институт науки и международной безопасности (США)опубликовал спутниковые фотоснимки, на которых, по мнению экспертов, запечатлён секретный иранский полигон для разработки ядерного оружия в 30 км к юго-востоку от Тегерана, в местечке 18 сентября 25 ноября приостановить все работы, связанные с обогащением урана, и открыть свои объекты международным инспекторам. Столь жёсткую резолюцию иранские власти сочли оскорбительной, заявив, что Иран не принимает никаких ультимативных требований, связанных с прекращением обогащения урана, и приостановка работ может быть только его добровольным решением.
  • 21 сентября Иран сообщил, что он приступил к широкомасштабной переработке урановой руды — первому этапу обогащения урана. Пробная переработка примерно 37 тонн руды прошла успешно. В дальнейшем переработанная руда будет обогащаться в специальных центрифугах. По мнению западных экспертов, полученного в результате обогащённого урана будет достаточно для производства пяти атомных бомб. Однако президент Ирана Тегеране были показаны новые ракеты «Шехаб-3» с радиусом действия от 1300 до 1700 км, созданные на основе северокорейских ракет «Нодон-1».
  • 15 ноября Иран согласился приостановить работы по обогащению урана с 22 ноября. При этом представители Евросоюза пообещали поставлять Ирану ядерное топливо и атомные технологии, а также поставить ему легководный реактор.

Лавизан-Шиян

В Лавизане существовал исследовательский центр, принадлежавший военным Ирана. По заявлению иранских властей, в задачу центра входила разработка комплекса мер, необходимых для борьбы с последствиями как аварий на ядерно-опасных объектах, так и ядерных ударов потенциальных противников по иранской территории.

Этот центр был демонтирован по решению суда (в результате иска муниципальных властей Тегерана, претендовавших на занимаемый центром земельный участок). Вашингтон, получив спутниковые фотографии снесённого здания, заявил, что в Лавизане велась тайная деятельность по созданию ядерного ОМП .

Летом 2004 года инспекторы МАГАТЭ получили доступ к территории, на которой находилось снесённое здание. По результаты анализа взятых на объекте проб грунта и воздуха был сделан вывод о том, что на объекте не велась какая-либо работа с делящимися материалами. Комиссия МАГАТЭ также отметила, что отдельные виды оборудования (например, спектрометры для определения излучения поражённого человека), были поставлены американскими компаниями. Однако США продолжал настаивать на досмотре демонтированного с объекта оборудования.

Читайте также:
Net framework что это за программа и нужна ли она в Windows 7

2005

2006

Январь

В начале января Иран уведомил 10 января власти Ирана в присутствии представителей МАГАТЭ сняли пломбы с ядерных исследовательских центров страны, опечатанных на время переговоров, и приступил к работе.

В середине января Россия заявила, что переносит сроки начала стажировки иранских специалистов для АЭС в Бушере, на неопределённый срок.

29 января: Иран удовлетворил запрос группы инспекторов МАГАТЭ под руководством Олли Хейнонена на доступ к оборудованию, ранее использовавшемуся на демонтированном военном объекте «Лавизан-Шиян». Отказ Тегерана предоставить доступ инспекторов к данному оборудованию мог стать стал одним из главных доводов для США и их союзников в пользу передачи «ядерного досье» Ирана в Совет Безопасности ООН в ходе чрезвычайной сессии Совета управляющих МАГАТЭ, намеченной на 2 февраля 2006 года.

30 января: Переговоры «евротройки» (Великобритания, Германия, Франция) с заместителем секретаря Высшего Совета национальной безопасности Исламской Республики Джавадом Ваиди по иранской ядерной программе завершены безрезультатно.

Февраль

4 февраля: Совет управляющих МАГАТЭ 27 голосами «за» (трое — «против», пять — «воздержались») решило передать «ядерное досье» Ирана на рассмотрение Совета безопасности ООН, на что глава иранской делегации в МАГАТЭ Джавад Ваиди заявил, что Иран ограничит международные инспекции на своих ядерных объектах и приступит к полномасштабной программе по обогащению урана.

6 февраля: Глава сенатского большинства Конгресса США Билл Фрист (Bill Frist) заявил, что в случае необходимости США намерены использовать в отношении Ирана военную силу.

7 февраля: в Совет безопасности ООН поступили из МАГАТЭ документы о ядерной программе Ирана. Информация по Ирану была направлена генеральным директором МАГАТЭ Мохамедом эль-Барадеи на имя посла США в ООН Джона Болтона , являющегося председателем Совета безопасности.

Тегеран направил в штаб-квартиру МАГАТЭ в Вене требование удалить со своих ядерных объектов пломбы агентства (которыми опечатаны эти объекты) и видеокамеры наблюдения.

11 февраля: Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад заявил, что Иран может пересмотреть свое отношение к Ссылки

Источник: science.fandom.com

Ядерная программа Ирана как инструмент для регионального лидерства

Бадретдинова, М. Э. Ядерная программа Ирана как инструмент для регионального лидерства / М. Э. Бадретдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 501-503. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41319/ (дата обращения: 14.12.2022).

Ядерная программа Ирана является одним из важнейших инструментов в иранской внешней политике. Программа была заложена при правлении шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда в середине 1950-х годов был основан Атомный центр Тегеранского университета, и, впоследствии, была реанимирована исламским правлением.

После окончания ирано-иракской войны в правительстве страны стала обсуждаться программа ядерного оружия Ирана. Согласно отчетам американских сотрудников разведки было выявлено о недостающих или ложных декларациях Ирана, в частности, по вопросу объема и предназначению его ядерной программы, которая вызывала подозрения о своем истинном назначении. После заявлений американских сотрудников иранские власти были вынуждены признать, что они на самом деле искали средства по обогащению, отделяя блоки и конструкции ядерного оружия. Иранские власти также признали существование двух неизвестных ядерных объектов в Натанзе и Эраке в 2002 году, а в начале 2003 года правительство Ирана заявило, что их ядерная программа стремилась «закончить цикл подготовки топлива для заводов в мирных целях» [1, с. 52]. Эти заявления не только не облегчили международные опасения по поводу ядерных стремлений Ирана, а скорее только усилили данные опасения.

Хотя Иран пригласил инспекторов из МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) посетить эти два объекта, их существование вызывало особое беспокойство у МАГАТЭ, потому что агентство сначала изучило их существование через американские разведывательные службы, а не посредством признания иранских чиновников. Это увеличило подозрение, ведь иранские власти сочли необходимым скрывать существование двух неизвестных ядерных объектов, хотя последнее уведомление было законно в соответствии с условиями договора о нераспространении ядерного оружия.

Доказательства на подобии между иранскими газовыми центрифугами и центрифугой Пак-1С окончательно убедили международное сообщество о стремлении Ирана освоить технологии получения ядерного оружия. Через некоторое время уже стала обсуждаться тема не «если», а «когда» Иран может приобрести и применить собственное ядерное оружие. В период правления Хатами, полагая, что его умеренная и прагматическая внешняя политика нормализует отношения с США и странами ЕС; Иран достиг соглашения со странами ЕС (Великобритания, Франция и Германия) в Париже. В ноябре 2004 года «Парижское соглашение» гласило о том, что Иран согласится приостановить обогащение урана, взамен гарантий безопасности и существенной экономической поддержки для Ирана.

Анализируя факторы, которые мотивировали Иран разрабатывать свою ядерную технологию, можно выделить две основные причины. Во-первых, с момента Исламской революции, которая началась в 1978 году и закончилась в 1979 году, Иран чувствовал скрытые угрозы для собственной безопасности, и это непрерывное восприятие угрозы, вероятно, и стало одной из причин для освоения урана. Появилась ли эта угроза из Ирака в ходе ирано-иракской войне (это был, вероятно, поворотный момент для понимания правительства Исламской республики о необходимости и стратегической значимости ядерного оружия, учитывая разрушительные последствия обычной войны из-за экономики и демографии Ирана); или из США, учитывая речь президента Буша об «Осях зла» после вторжения в Ирак; или из Израиля или стран СССЗ (Совет сотрудничества стран залива), все это не ясно. Однако основным поводом Ирана, чтобы разработать свою ядерную технологию, которая могла позволить разработку ядерного оружия, было «острое чувство ненадежности и уязвимости от окружающего мира и сильное желание обеспечить беспрепятственную свободу своей власти» [1, с. 53].

Как показывает опыт, на примере политики Индии, Израиля, Пакистана и Северной Кореи; восприятие угрозы от конкуренции этих стран за власть в их регионе было действующим фактором, для приобретения ядерного оружия. Смотря на мотивацию в этих странах, владение ядерным потенциалом удержало бы любое прямое или косвенное нападение, обычное или ядерное. Для Ирана, повторное инициирование ядерной программы и развитие его потенциала было дополнительным инструментом наряду со стратегией построения союза с целью обеспечения своей безопасности и прочного места в региональном балансе сил. В Тегеране полагали, что без ядерного потенциала Исламской Республики союз между Ираном, Сирией, Хезболлой и Хамасом не будет представлять никакой защиты от атак Израиля и стран Персидского залива, безопасность которых находится под защитой ядерного США. Силовая политика продолжает доминировать в межгосударственных отношениях ближневосточного региона до тех пор, пока характер системы остается неизменным.

Во-вторых, стремление обзавестись ядерным оружием было также жизненно важно для региональных и глобальных стремлений Ирана. Х. Роухани, после того, как только занял президентский пост, объявил о желании ускорить переговорный процесс. «Мы считаем, что переговоры — это единственное возможное решение ядерной проблемы» [2], — сказал он на своей первой пресс-конференции.

После взаимного соглашения по приостановке своих испытаний по обогащению урана в Париже в 2004 году, при правлении Хатами, направление внешней политики Ирана изменилось в связи с избирательной победой Ахмадинежада. Переговоры между Ираном и странами ЕС были прерваны уже в сентябре 2005 года, потому что Иран решил возобновить преобразование урана после девятимесячной приостановки. Решение Тегерана повлекло к созыву совета МАГАТЭ, объявившего позицию Ирана как «несовместимый» с договором о нераспространении ядерного оружия, и Совет передал дело на рассмотрение в Совет Безопасности ООН. В мире царило понимание, что благодаря той неопределенности, которая появилась после ликвидации талибов и свержения режима С. Хусейна, Иран продемонстрировал свое стремление доминировать в регионе. Для страны, без экономической и военной мощи, не имеющей возможность доминировать в регионе, самый простой, и дешевый способ заключается в создании ядерного оружия.

В результате экономического давления со стороны США и стран ЕС, а также резолюций Совета Безопасности ООН с 2006 года, которые предусматривали введение экономических и торговых санкций в отношении Тегерана, Иран сместил деловые, прежде всего — финансовые контакты с европейского направления на страны Дальнего Востока. В региональном балансе Азии, хотя Иран видит и ощущает себя в качестве одного из ключевых субъектов, данная страна является менее значительным субъектом, чем свидетельствуют его стремления.

Заметим, что динамика азиатской политики, которая определяется в соответствии с обладанием ядерного оружия, также мотивировала Иран создавать ядерное оружие. Иран понял, что для того, чтобы стать региональным и влиятельным во всем мире субъектом, нужно создать ядерную программу. Ядерная программа — это отличная возможность увеличить свою власть в отношении других региональных и глобальных субъектов. Ядерная программа воспринимается как «материя технического прогресса, национальная гордость и солидарность, которая укрепляет иранскую идентичность и статус на региональном и международном уровнях» [1, с. 55].

Читайте также:
Программа Microsoft net framework что это

Очевидно, что ведущие политики в Иране были полностью осведомлены о преимуществах ядерных возможностей для региональной и глобальной энергетической игры страны. Однако с другой стороны, они также были осведомлены о потенциальной угрозе, которая исходила от стремительного производства ядерного оружия.

Случай Ирака в 2003 году является прекрасным примером для возможных последствий и для Тегерана. Кроме того, Иран сделал выводы, опираясь на северокорейский опыт, что чем сложнее программа разработки ядерного потенциала, тем, больше возможностей для переговоров.

Поэтому ядерное оружие как знак власти и преимущества, может служить точкой опоры изменения региональной и международной роли Ирана лишь до тех пор, пока международное сообщество не даст согласие. После того как обозначенная линия будет пересечена, ядерная программа, вероятно, станет бременем для Ирана. Так как иранские правители полагали, что линия не была еще пересечена, они продолжали сохранять задачу нерешенной, связав ядерную программу с решением важных региональных вопросов. Таким образом, Иран стремился использовать ядерную программу для достижения своих целей в ходе переговоров по иным вопросам.

В ответ на стремление Ирана обзавестись ядерным оружием, США, страны ЕС, Израиль и страны ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива) с 2006 года стали активно применять экономические и коммерческие санкции. Хотя были продолжающиеся дебаты о том, необходимо ли военное давление на Тегеран, чтобы предотвратить владение ядерным оружием; США и чиновники стран ЕС искали решение проблемы через дипломатию, в дополнение к санкциям Совета Безопасности ООН.

Нынешний лидер Ирана аятолла А. Хаменеивсвоих выступлениях не раз подчеркивал, что в Тегеране не собираются отказываться от реализации программы по мирному использованию атомной энергии. «Наш девиз таков: ядерная энергия для всех, а ядерное оружие — никому» [3], — заявил он.

После победы на выборах в 2005 году Ахмадинежад начал подавать сигналы об особенностях нового внешнеполитического курса страны. В своем выступлении на заседании в ООН, в сентябре 2005 года, он подчеркнул, «несправедливый порядок СБ ООН», неравенство среди членов организации, а также необходимость справедливости, мира и уважения к людям в международной системе.

Уже через месяц в его выступлениях наметилась ничем неоправданная враждебность по отношению к Израилю. Восхваляя речи имама Хомейни, он напомнил его фразу «стереть Израиль с карты мира». Он также осудил всех мусульманских лидеров, «которые признают законность Израиля, по сути, подписали себе поражение исламского мира» [1, с.57].

Это провокационная позиция достигла своего пика в декабре, когда Ахмадинежад поставил под сомнение события Холокоста. Он также добавил, что «мир возможен без США и сионизма» [1, с.57]. Данные высказывания были, естественно, всеми осуждены на региональном и международном уровнях, за исключением союзников Ирана.

Итак, ядерная программа Ирана во многом основана на планах развития атомной энергетики, которые были приняты еще при шахе Пехлеви в 1974 году, и еще включает в себя развитие ядерно-топливного цикла параллельно с развитием атомной энергетики. Иран и сейчас, и во времена шаха, рассматривает развитие атомных технологий не только как средство сдерживания, но и как элемент национального престижа и атрибут регионального гегемонизма на Ближнем Востоке, а в перспективе, возможно, лидерства во всем исламском мире.

  1. Gidekli G. Iranian foreign policy in the 2000s: a neo-realist perspective. — Ankara: 2014. — 132 с.
  2. Переговоры с «шестеркой» единственное возможное решение ядерной проблемы Ирана — президент страны — http://www.finmarket.ru/news/3375602. 20.03.2017.
  3. Бондарь Ю. М. Иран: август 2012 г. Военно-политическая ситуация — http://www.iimes.ru/?p=15541. 20.03.2017.

Основные термины (генерируются автоматически): иран, ядерное оружие, ядерная программа, США, страна ЕС, Тегеран, Ирак, ядерный потенциал, Исламская Республика, Персидский залив.

Источник: moluch.ru

Ядерная программа ирана что это

Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Партнерские проекты/материалы опубликованы на коммерческой основе.

Все права защищены

Новости iz.ru
Газета «Известия»
Новости РЕН ТВ
Новости 5 канала
Новости 78 канала

Спорт Экспресс
Спорт Экспресс
Приложения
Фийон отрицает организацию встречи ливанского бизнесмена с Путиным
Прямой эфир

Совфед утвердил МРОТ на 2023 год в размере 16 242 рубля
Происшествия
Украинские боевики обстреляли территорию исправительной колонии в Горловке
Сериал «Гарри и Меган» побил рекорд Netflix по просмотрам документальных фильмов
Артиллерия ВС РФ уничтожила до 100 украинских военных на купянском направлении

Российские войска взяли под контроль основную часть Водяного в ДНР
Бывший вице-канцлер Австрии заявил о несерьезном подходе Запада к Минским соглашениям
Рэпер Oxxxymiron выпустил восьмиминутный дисс на Моргенштерна
Саакашвили объявил голодовку после отказа в дистанционном участии в суде
ЕК перечислила Украине последний в 2022 году транш в размере €500 млн

Лидеры непризнанного Косово подписали заявку на вступление в ЕС
ВЦИОМ сообщил о хорошей осведомленности молодежи РФ об истории страны
Вьетнамская VinFast намерена выйти на рынок РФ после 2023 года

Ядерная программа Ирана

В 2015 году Иран, Россия, США, Великобритания, Китай, Франция и Германия подписали Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Соглашение предусматривает отказ Тегерана от ядерной программы. В качестве ответного шага Евросоюз и США пообещали отменить санкции против исламской республики.

Американский лидер Дональд Трамп неоднократно высказывал недовольство условиями сделки с Ираном. В итоге 8 мая 2018 года он объявил о выходе из соглашения.

29 ноября 2022

Рябков заявил, что судьба СВПД висит на волоске

15 ноября 2022

Постпред РФ допустил возобновление иранской ядерной сделки до конца года

20 октября 2022

В МИД России призвали США отменить незаконные санкции против Ирана

19 сентября 2022

В Кремле указали на необходимость доработать некоторые вопросы по СВПД

13 сентября 2022

Блинкен назвал маловероятной сделку по СВПД с Ираном в ближайшее время

12 сентября 2022

В Израиле заявили о движении Ирана к созданию ядерного оружия

5 сентября 2022

Переговоры по иранской ядерной сделке могут перенести на ноябрь

2 сентября 2022

США назвали ответ Ирана по СВПД неконструктивным
Иран передал координатору ЕС ответ на американское мнение по СВПД

31 августа 2022

РФ призвала Иран ответить на вопросы МАГАТЭ по ядерным частицам на объектах
Ядерные частности: Иран и США в шаге от восстановления СВПД

30 августа 2022

МАГАТЭ узнало о работе Ирана над обогащением урана на подземном объекте

25 августа 2022

Белый дом заявил о проработке двух сценариев по ядерной сделке с Ираном

24 августа 2022

Белый дом заявил о согласии Ирана на ряд уступок по ядерной сделке
Израиль подтвердил несогласие с СВПД в действующем виде
Игра требований

20 августа 2022

CNN узнал о смягчении условий Ирана для восстановления ядерной сделки

19 августа 2022

Ядерная сделка с Ираном предполагает штраф для США в случае повторного выхода
В Белом доме опровергли сообщения о возможных уступках Ирану по СВПД

16 августа 2022

Иран направил ответ на предложения ЕС по ядерной сделке

14 августа 2022

Постпред назвал сроки договоренности по восстановлению иранской ядерной сделки

13 августа 2022

Politico рассказала о предложении ЕС снизить давление на Иран ради ядерной сделки

12 августа 2022

Постпред РФ в Вене заявил о финальной стадии подписания ядерной сделки с Ираном

4 августа 2022

Постпред Ирана в ООН назвал главное условие для возвращения к СВПД

3 августа 2022

Москва заявила о готовности к обсуждению доработки соглашения по ядерной сделке
Прямой эфир
Подписка на газету

Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.

Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.

Читайте также:
Samsung hub что это за программа на Андроид и нужна ли

АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»

Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Партнерские проекты/материалы опубликованы на коммерческой основе.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельства о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 76208 от 8 июля 2019 года, ЭЛ № ФС 77 — 72003 от 26 декабря 2019 года

Источник: iz.ru

nuker82

12 февраля 2013 года агентство Рейтер сообщило, что Иран объявил о начале самостоятельного изготовления топлива для исследовательского реактора в Тегеране из части обогащенного до 20% урана.
Создание атомной энергетики в Иране началось во время правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда в середине 1950‑х годов был основан Атомный центр Тегеранского университета. Разработки в области атомной энергии проводились при помощи США, с которыми Иран в 1957 году подписал Соглашение о мирном использовании ядерной энергии. В соответствии с этим соглашением Вашингтон обязался поставить в Иран ядерные установки, оборудование и подготовить специалистов.

В 1958 году Иран стал членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1963 году Иран подписал Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в 1970 году вступил в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В 1974 году Иран подписал Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ и приступил к реализации плана развития атомной промышленности на основе сотрудничества с рядом западных стран.

Была поставлена задача создания в стране 23 блоков атомных электростанций и получения атомной энергии. Для этого в 1974 году была создана Организация атомной энергии Ирана (ОАЭИ), основной задачей которой являлось заключение контрактов с иностранными компаниями, экспортирующими технологии для ядерной энергетики.

В период с 1967 по 1977 год не только США, но и Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, а также ФРГ принимали участие в программе развития ядерной энергетики в Иране, которое привело к заключению ряда контрактов на поставку оборудования и ядерного топлива для будущих АЭС, обучение специалистов и другие виды содействия, включая строительство двух АЭС в Бушере и Ахвазе. Согласно плану, разработанному совместно со странами, принимавшими участие в ядерной программе, ее реализацию и полную диверсификацию энергетической базы Ирана предполагалось завершить к 1994 году.
Все эти планы по большей части не были реализованы или оказались заморожены в результате исламской революции 1978 года. Духовный лидер исламской революции аятолла Хомейни после прихода к власти немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере.

В начале 1990‑х годов Иран возобновил свою ядерную программу. После ряда попыток установить сотрудничество в области атомной энергии с рядом стран, обладающих опытом работы в этой сфере, Иран обратился к Китаю и России.
В 1992 году были подписаны протокол о сотрудничестве в области атомной энергетики между Ираном и КНР и Соглашение «Об использовании ядерной энергии в мирных целях» между Ираном и Россией.

541690241

Иран построил второй завод по обогащению урана

Сегодняшняя ядерная программа Ирана, по утверждению руководства страны, преследует исключительно мирные цели и направлена на диверсификацию энергетических источников с учетом расширяющихся потребностей иранской экономики в новых мощностях. Кроме того, иранская ядерная программа, рассматриваемая государством и обществом в качестве общенационального проекта, призвана стимулировать сокращение нефтяной зависимости в структуре энергопотребления, а также создать условия для экспорта в обозримой перспективе ядерного топлива в другие страны.
В соответствии с законом, принятым в 2005 году парламентом ИРИ, правительство Ирана обязано развивать полный ядерный топливный цикл, в течение 25 лет обеспечить производство в стране 20 тысяч мегаватт электроэнергии и построить 20 атомных энергоблоков.

Для реализации вышеозначенных планов Иран обладает солидной базой: по оценкам специалистов, общее число построенных и сооружаемых объектов ядерной инфраструктуры страны в совокупности может достигать 20. Все они находятся в ведении Организации атомной энергии Ирана. Среди наиболее крупных и известных проектов, реализуемых в рамках национальных ядерных программ — Тегеранский центр ядерных исследований, центр ядерных исследований и производства топлива в Исфагане, центр по обогащению урана в Натанзе, ядерные исследовательские центры в Карадже и Йезде, АЭС «Бушер», подземный обогатительный завод «Форду» недалеко от города Кум.

11 апреля 2006 года руководитель Организации по атомной энергии Ирана Голямреза Агазаде, выступая в прямом эфире иранского телевидения, заявил, что 9 апреля этого года иранским ученым удалось на ядерном объекте в Натанзе на первом каскаде центрифуг обогатить уран до уровня 3,5% содержания изотопа урана‑235, то есть получить низкообогащенный уран, необходимый для производства топлива для атомных электростанций.
Месяцем позже вице‑президент ИРИ, глава Организации по атомной энергии Ирана Голямреза Агазаде сделал новое объявление — ядерщикам удалось обогатить уран до уровня 4,8%.

9 апреля 2007 года, в Национальный день ядерных технологий, Иран официально заявил о начале обогащения урана в промышленных масштабах.

В конце сентября 2009 года Иран уведомил МАГАТЭ о строительстве около города Кум второго завода по обогащению урана. Согласно докладу МАГАТЭ, Агентство располагает доказательствами, что реализация проекта началась в 2002 году, в 2004 году он был приостановлен и возобновился в 2006 году.

В ноябре 2009 года стало известно, что правительство Ирана санкционировало постройку еще десяти заводов по обогащению урана, из которых пять решено начать строить немедленно.

9 февраля 2010 года агентство Рейтер со ссылкой на иранское телевидение сообщило, что Иран начал работы по обогащению имеющегося у него урана до уровня 20%. Накануне Тегеран формально уведомил МАГАТЭ о намерении начать такие работы на своей территории.

11 февраля 2010 года президент Исламской республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения.

Работы по обогащению урана до 20% являются центральным вопросом так называемого «иранского ядерного досье».

Согласно сообщению МАГАТЭ от 25 мая 2012 года, в Иране было задействовано 10 тысяч центрифуг для обогащения урана до 20%: 9,33 тысячи на объекте в городе Натанзе и 696 в подземном заводе «Форду». В июле президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что страна увеличила на 10% число центрифуг для обогащения урана — с 10 тысяч до 11 тысяч.

В конце января 2013 года Иран проинформировал МАГАТЭ о планах дальнейшего увеличения числа современных центрифуг (тип IR‑2M) по обогащению урана на ядерном объекте в городе Натанзе.

Власти Ирана неоднократно заявляли, что стране необходимо иметь 50 тысяч центрифуг, чтобы ежегодно обеспечивать топливом свои будущие атомные электростанции.

12 февраля 2013 года агентство Рейтер сообщило, что Иран объявил о начале самостоятельного изготовления топлива для исследовательского реактора в Тегеране из части обогащенного до 20% урана.

С 2003 года шесть стран — Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Германия — совместно с МАГАТЭ ведут переговоры с Ираном по «ядерному досье». «Шестерка» добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.
Последний раунд переговоров Ирана с «шестеркой» международных посредников состоялся в Москве 18‑19 июня 2012 года. Этому раунду переговоров предшествовали стамбульский (14 апреля) и багдадский (23‑24 мая). До этого переговоры не проводились более года.

Совет Безопасности ООН в течение последних лет принял несколько резолюций по ядерной программе Ирана. В настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и принятые в одностороннем порядке рядом стран и организаций резолюции, требующие от Ирана обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать её исключительно мирную направленность.

США, ряд других стран Запада и Израиль обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Страны Евросоюза ввели эмбарго на импорт иранской нефти, которое вступило в силу 1 июля 2012 года. Свои действия страны ЕС объяснили тем, что они хотят заставить Тегеран отказаться от ядерных амбиций. Аналогичный пакет мер против Тегерана ранее ввел и Вашингтон.

Источник: nuker82.livejournal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru