Средство, о котором идет речь, называется «Поиск решения». Соответствующая команда находится в меню Сервис. «Поиск решения» — одно из самых мощных средств ТП Excel, и мы не будем даже пытаться освоить все его возможности. Покажем на рассмотренном нами простейшем примере («зерно и картофель»), как воспользоваться указанным средством.
Вначале надо подготовить электронную таблицу к решению задачи оптимального планирования. В режиме отображения формул таблица показана на рис. 2.20. Ячейки В5 и С5 зарезервированы соответственно для значений х1 га (площадь отведенная для посевов зерна ) и х2 га (площадь отведенная под картофель).
Ниже этих ячеек представлена система неравенств (а), определяющая ограничения на искомые решения. Неравенства разделены на левую часть (столбец В) и правую часть (столбец D). Знаки неравенств в столбце С имеют чисто оформительское значение. Целевая функция (Р) занесена в ячейку В15.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Поиск решения в Excel
Практическая работа по информатике в 11 классе
«Решение задачи оптимального планирования»
Урок подготовил и провел: учитель информатики и ИКТ Бахарев Юрий Владимирович
п. Преображенский -2021
Цель урока : научить учащихся решать задачи оптимального планирования средствами MS Excel.
- познакомить учащихся с особым видом экономических задач – задач оптимального планирования, способом их решения в среде MS Excel;
- закрепить навыки работы с формулами в среде электронных таблиц;
- развивать умение анализировать и обобщать материал, строить математическую модель задачи;
- воспитывать самостоятельность и ответственность в принятии решения.
- Компьютер преподавателя
- Компьютеры учащихся – 10 шт.
- Локальная сеть
- Программное обеспечение: MS PowerPoint, MS Excel
Продолжительность урока: 40 мин.
- Организующее начало урока.
- Выявление имеющихся знаний и умений.
1. а) Что такое корреляционная зависимость?
б) Что такое корреляционный анализ?
в) Какие типы задач можно решать с помощью корреляционного анализа?
г) Какая величина является количественной мерой корреляции? Какие значения она может принимать?
- С помощью какого средства табличного процессора можно вычислить коэффициент корреляции?
- а) Для данных из таблицы, представленной на рис. 2.18, постройте две линейные регрессионные модели.
б) Для этих же данных вычислите коэффициент корреляции. Сравните с приведенными на рис. 2.18 результатами.
4. Практическая работа 3.6 «Решение задачи оптимального планированияl»
• получение представления о построении оптимального плана методом линейного программирования;
• практическое освоение раздела MS Excel «Поиск решения» для построения оптимального плана.
Как убрать «Некоторыми параметрами управляет ваша организация в Windows 10»
Используемое программное обеспечение: табличный процессор Microsofxt Excel.
Средство, о котором идет речь, называется «Поиск решения». Соответствующая команда находится в меню Сервис. «Поиск решения» — одно из самых мощных средств ТП Excel, и мы не будем даже пытаться освоить все его возможности. Покажем на рассмотренном нами простейшем примере («зерно и картофель»), как воспользоваться указанным средством.
Теперь следует вызвать программу оптимизации «Поиск решения» и сообщить ей, где расположены данные. Для этого надо выполнить команду => Сервис => Поиск решения. На экране откроется соответствующая форма (рис. 2)
Далее надо выполнить следующий алгоритм:
- Ввести координату ячейки с целевой функцией. В нашем случае это В15. (Заметим, что если перед этим установить курсор на ячейку В15, то ввод произойдет автоматически).
- Поставить отметку «максимальному значению», то есть сообщить программе, что нас интересует нахождение максимума целевой функции.
- В поле «Изменяя ячейки» ввести В5:С5, то есть сообщить, какое место отведено под значения переменных -плановых показателей.
- В поле «Ограничения» надо ввести информацию о неравенствах-ограничениях, которые имеют вид B10 =D12; B13>=D13. Ограничения вводятся следующим образом:
=> щелкнуть по кнопке «Добавить»;
в появившемся диалоговом окне «Добавление ограничения» ввести ссылку на ячейку В10, выбрать из меню знак неравенства
5. Закрыть диалоговое окно «Добавление ограничения».
Снова появится форма «Поиск решения» (рис. 3).
6. Теперь надо дать последние указания: задача является линейной (это многократно облегчит программе ее решение). Для этого следует щелкнуть по кнопке «Параметры» — появится форма «Параметры поиска решения» (рис. 4).
- Надо выставить флажок на переключателе «Линейная модель» Остальная информация в форме «Параметры поиска решения» служебная, автоматически устанавливаемые значения нас устраивают и вникать в их смысл мы не будем. Следует щелкнуть по кнопке ОК, что возвратит нас в форму «Поиск решения».
Вся информация введена. Далее надо щелкнуть по кнопке «Выполнить» — мгновенно в ячейках В5 и С5 появится оптимальное решение (числа 4000 и 1000), а также число 2600000 в ячейке В16 — максимальное значение целевой функции (рис. 5).
Этап III. Оптимальное сочетание посевных площадей культур: зерновые — 4000 га, картофель—1000 га. Существенно провести экономический анализ оптимального решения задачи.
При х 1 =4000 и х 2 =1000 х 1 + х 2 =5000, а это значит, что пашня используется полностью.
4 х 1 + 12 х 2 ≤ 300 000= 4·4000+ 12·1000 = 28 000. Это означает, что ресурсы тракторного парка используются полностью.
30 х 1 + 150 х 2 = 30·4000+150·1000 = 270 000. Мы выяснили, что трудовые ресурсы недоиспользованы на 30 000 чел.·ч. Полное использование трудовых ресурсов сдерживается ограниченностью пашни и мощностью тракторного парка. Как видим, для рассмотренного в задаче совхоза ресурсы имеют разную ценность: человеческих рук в избытке, а механизированный труд дефицитен.
5. Закрепление новой темы по вопросам :
6. Д/З § 20, читать конспект, составить математическую модель для решения 1 задачи
Список используемой ли тературы:
1. Семакин И.Г Учебник Информатика и ИКТ. Базовый уровень 11 класс.. М. Бином 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект «Решение задач оптимального планирования»
Учебный проект «Решение задач оптимального планирования»Педагогические цели:Показать разные способы решения задач линейного программирования. Сравнение методов решения.Задачи:Изучить способы решения з.

интегрированный урок по алгебре и информатике «Задачи оптимального характера»
Задание 1. Реализовать поиск оптимального решения для задачи планирован работы школьного кондитерского цеха, описанной в § 39 учебника
Реализовать поиск оптимального решения для задачи планирован работы школьного кондитерского цеха, описанной в § 39 учебника.
1. Подготовить таблицу к решению задачи оптимального планирования.
В режиме отображения формул таблица показана на рисунке. Ячейки В5 и С5 зарезервированы соответственно для значений х (план по изготовлению пирожков) и у (план по изготовлению пирожных). Ниже представлена система неравенств, определяющая ограничения на искомые решния. Неравенства разделены на левую часть (столбец В) и правую часть (столбец D).
Знаки неравенств в столбце С имеют чисто оформительское значение. Целевая функция занесена в ячейку В15.
| А | В | С | D |
| Оптимальное планирование | |||
| Плановые показатели | |||
| X (пирожки) | Y (пирожные) | ||
| Ограничения | |||
| Левая часть | Знак | Правая часть | |
| Время производства: | < = | ||
| Общее количество: | < = | ||
| Положит, ельность X: | > = | ||
| Положит, елъност.ь Y: | > = | ||
| Целевая функция |
2. Вызвать программу оптимизации и сообщить ей, где расположены данные. Для этого выполнить команду Сервис→ Поиск решения. На экране откроется соответствующая форма:

3. Выполнить следующий алгоритм:
Þ ввести адрес ячейки с целевой функцией. В нашем случае это В15 (заметим, что если перед этим установить указатель мыши на ячейку В15, то ввод произойдет автоматически);
Þ поставить отметку максимальному значению, т. е. сообщить программе, что нас интересует нахождение максимума целевой функции;
Þ в поле Изменяя ячейки ввести В5: С5, т. е. сообщить, какое место отведено под значения переменных — плановых показателей;
Þ в поле Ограничения ввести неравенства-ограничения, которые имеют вид: B10 < =D10; B11< =D11; B12>=D12; B13> =D13.Ограничения вводятся следующим образом:
Ø щелкнуть на кнопке Добавить;
Ø в появившемся диалоговом окне Добавление ограничения ввести ссылку на ячейку В10, выбрать из меню знак неравенства < = и ввести ссылку на ячейку D10;
Ø снова щелкнуть на кнопке Добавить и аналогично ввести второе ограничение B11< =D11и т. д.;
Ø в конце щелкнуть н кнопке ОК.
Þ закрыть диалоговое окно Добавление ограничения. Перед нами снова форма Поиск решения:

Þ указать, что задача является линейной (это многократно облегчит программе ее решение). Для этого щелкнуть на кнопке Параметры, после чего открывается форма Параметры поиска решения:

Þ установить флажок линейная модель. Остальная информация на форме Параметры поиска решения чисто служебная, автоматически устанавливаемые значения нас устраивают, и вникать в их смысл не будем
Þ щелкнуть на кнопке ОК. Снова откроется форма Поиск решения.
Þ щелкнуть на кнопке Выполнить — в ячейках В5 и С5 появляется оптимальное решение:
| А | В | С | D |
| Оптимальное планирование | |||
| Плановые показатели | |||
| X ( пирожки) | Y (пирожные) | ||
| Ограничения | |||
| Левая часть | Знак | Правая часть | |
| Время производства: | < = | ||
| Общее количество: | < = | ||
| Положительность X: | > = | ||
| Положительность Y: | > = | ||
| Целевая функция |
Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета.
Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где.
Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса.
Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар.
Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации.
Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач.
Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа.
Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры.
Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные.
Источник: studopedia.info
Вызвать программу оптимизации и сообщить ей где расположены данные
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока по информатике в 11 классе «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»
МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Конспект урока по информатике в 11 классе
«Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»
Урок подготовил и провел: учитель информатики и ИКТ Бахарев Юрий Владимирович
п. Преображенский -2013
Цель урока : научить учащихся решать задачи оптимального планирования средствами MS Excel.
- познакомить учащихся с особым видом экономических задач – задач оптимального планирования, способом их решения в среде MS Excel;
- закрепить навыки работы с формулами в среде электронных таблиц;
- развивать умение анализировать и обобщать материал, строить математическую модель задачи;
- воспитывать самостоятельность и ответственность в принятии решения.
- Компьютер преподавателя
- Компьютеры учащихся – 10 шт.
- Локальная сеть
- Программное обеспечение: MS PowerPoint , MS Excel
- Организующее начало урока.
- Выявление имеющихся знаний и умений.
- С помощью какого средства табличного процессора можно вычислить коэффициент корреляции?
- а) Для данных из таблицы, представленной на рис. 2.18, постройте две линейные регрессионные модели.
- имеются некоторые плановые показатели: х, у и другие;
Критерием оптимальности является максимум стоимости валовой продукции. Этот максимум должен достигаться в условиях использования ограниченных ресурсов пашни, труда и механизированных работ. Задача является многовариантной, так как имеется множество допустимых вариантов сочетания посевных площадей двух культур, но не все они равнозначны с точки зрения требования оптимальности. Допустим, что примем решение всю площадь засеять картофелем, который обеспечивает наибольший выход валовой продукции с 1 га. Но для возделывания картофеля на площади 5000 та потребуется 150·5000 = 750 000 Чел.-ч., а мы такими ресурсами не располагаем. Ясно, что такое решение не является приемлемым. Если же засеем всю площадь зерновыми, объем валовой продукции не окажется наибольшим, да и значительная часть трудовых ресурсов не будет использована. Для поиска оптимального решения задачи обозначим через х 1 -га площадь, отводимую под зерновые, а через х 2 га — площадь, отводимую под картофель. Тогда стоимость зерновых составит 400 х 1 р., а стоимость картофеля — 1000 х 2 р. Отсюда стоимость всей валовой продукции составит ( 400 х 1 + 1000 х 2 ) р. Обозначим это выражение через у и назовем его целевой функцией: у = 400 х 1 + 1000 х 2 Нам надо найти максимум этой целевой функции при соблюдении следующих условий: а) общая площадь зерновых и картофеля не должна превышать 5000 га, т. е. х 1 + х 2 ≤5000; б) общие затраты труда не должны превосходить 300 тыс. человеко-часов, т. е. 30 х 1 + 150 х 2 ≤ 300 000; в) общий объем механизированных работ не должен превосходить 28 000 усл. га, т. е. 4 х 1 + 12 х 2 ≤28 000; г) площади, отводимые под зерновые и картофель, могут принимать только неотрицательные значения: х 1 ≥0 и х 2 ≥0. Таким образом, условия задачи выражаются следующей системой неравенств Требуется найти такие значения х 1 и х 2 , при которых целевая функция у = 400 х 1 + 1000 х 2 принимает наибольшее значение.
х 1 ≥0 и х 2 ≥0xi^O и х2^0. Этап II. Решим задачу графически. Построим прямую х 1 + х 2 =5000. Координаты всех точек треугольника LOK удовлетворяют неравенству х 1 + х 2 ≤5000. Построим прямую 30 х 1 + 150 х 2 =300 000. Координаты всех точек треугольника АОС удовлетворяют неравенству 30 х 1 + 150 х 2 ≤ 300 000. Построим прямую 4 х 1 + 12 х 2 =28 000. Координаты всех точек треугольника BOD удовлетворяют неравенству 4 х 1 + 12 х 2 ≤28 000. Неравенствам х 1 ≥0 и х 2 ≥0 удовлетворяют все точки I четверти координатной плоскости х 1 0х 2 .
Любая точка многоугольник» АЕМКО удовлетворяет системе неравенств. Для нахождения наибольшего значения целевой функции найдем ее значения в вершинах многоугольника АЕМКО.
Таким образом, наибольшее значение целевой функции достигается в вершине М, что соответствует варианту плана, по которому под зерновые отводится 4000 га, а под картофель — 1000 га.
В связи с тем что введение понятия о линейном программировании в массовой школе не предусмотрено, такая задачу мы можем выполнить используя средство «Поиск решения» которая реализована в MS Ех sel .
Источник: doc4web.ru