На парламентских выборах конца апреля — начала мая 1936 г. партии Народного фронта решили, пропагандируя общую программу, выступать в первом туре по отдельности, а во втором туре -прибегать к правилу республиканской дисциплины. ФКП, например, ставшая по итогам первого тура 3-й партией страны, а не 16-й, как было раньше, сняла 313 своих кандидатов в пользу СФИО, радикалов и других партий Народного фронта.
И наоборот, союзники ФКП сняли в её пользу 33 своих депутата. В первом туре ФКП набрала около 1,5 млн голосов из 10 млн, т. е. даже больше, чем Радикальная партия, которая потеряла 400 тыс. своих избирателей 1932 г. СФИО тоже понесла потерю, хоть и небольшую -в 9 тыс. голосов.
Но благодаря «республиканской дисциплине» после второго тура выборов представительство СФИО в Палате увеличилось до 146-149 мест, а Радикальной партии — до 109-116. У ФКП в Палате оказалось 72 депутата вместо прежних 10. Народный фронт, поддержанный 57 % избирателей (при рекордной явке избирателей в 83,7 %), завоевал парламентское большинство [1, с. 180; 2, с. 322; 3, с. 128]. И это несмотря на то, что противники Народного фронта выступали единым Национальным фронтом. По разным данным, представители Народного объединения заняли от 330 до 381 парламентских мест из 612-618 [2, с. 323; 4, с. 135; 6, с. 143] (такая разница в цифрах объясняется, по-видимо му, тем, что часть парламентариев быстро сменила свою партийную «ориентацию»).
Первая мировая война за 22 минуты
Президент Лебрен поручил формирование правительства лидеру СФИО Леону Блюму [1] , который вознамерился создать его в составе трёх крупнейших партий Народного фронта. Генсек ФКП Торез выступил за участие в правительстве, но Политбюро ЦК ФКП, ссылаясь на силу антикоммунизма в стране, приняло решение отказаться от предложения Блюма. Оно заявило: «Мы убеждены, что коммунисты будут лучше служить делу народа, занимая определённую и ясную позицию лояльности по отношению к правительству с социалистическим руководством, чем давая своим присутствием в нём предлог врагам народа для кампаний паники и страха» [6, с. 144]. ФКП вошла лишь в правительственное парламентское большинство. Министрами в кабинете Блюма стали 16 социалистов, 14 радикалов и 2 республиканца.
Известие о победе на выборах Народного фронта вызвало воодушевление в среде трудящихся и породило мощную забастовочную волну, которую подстёгивали также слухи, что правые саботируют создание правительства Народного объединения, что готовится фашистский переворот. Объявляя забастовку, рабочие не покидали предприятий, а оставались на них, требуя от предпринимателей удовлетворения своих требований. В разгар забастовки на 12 тыс. предприятий бастовало свыше 2 млн человек.
Поэтому, когда Блюм 4 июня сформировал своё правительство, булочные Парижа были пусты — отсутствовал необходимый для выпечки хлеба мазут. Население столицы из-за забастовки испытывало массу неудобств. Но оно в своём большинстве поддерживало бастующих: артисты устраивали для них концерты, спортсмены — футбольные матчи и т. д. Трудовая Франция жаждала перемен. 7 июня на стадионе Буффало состоялась манифестация с участием более 600 тыс. человек, которые скандировали: «За дело, Блюм!»
Первая мировая война за 10 минут
Новый премьер-министр, призвав по радио «к спокойствию, достоинству и дисциплине», начал с того, что организовал под своим председательством в Матиньонском дворце первые в исто-
рии Франции переговоры между Всеобщей конфедерацией предпринимателей и Всеобщей конфедерацией труда . В результате зарплата рабочих была в среднем повышена на 7-15 %, а заработки наиболее низко оплачиваемых — даже на треть [2, с. 334].
Летом 1936 г. правительство подготовило, а парламент принял 133 закона, в результате чего большая часть положений программы Народного фронта была выполнена. Программа требовала эффективного разоружения и роспуска полувоенных формирований; применения предусмотренных законом мер в случае провокаций, убийств или покушения на безопасность государства; отмены законов, ограничивающих свободу печати, уважения светского характера школы и профсоюзных прав и т. п. Были приняты: законы о всеобщей амнистии и запрете трёх «мятежных лиг» («Королевские молодчики» были запрещены ещё правительством правых в начале 1936 г. после их нападения на Леона Блюма).
По инициативе правительства Палата депутатов аннулировала многие чрезвычайные декреты Думерга и его преемников, отменив дополнительные налоги с зарплаты госслужащих, с доходов мелких рантье, с пенсий инвалидов; освободив от налогов пособия по безработице и пенсии фронтовиков; повысив зарплату госслужащим, горнякам, пенсии фронтовикам.
48-часовая рабочая неделя была заменена 40-часовой (и, конечно, с сохранением прежней зарплаты). Предприниматели могли либо ввести 5-дневную рабочую неделю, либо оставить 6-дневную, но с сокращённой субботой. Действующий и поныне во Франции закон о коллективных договорах делал подписание этих договоров — порайонных и отраслевых — там, где этого требовали профсоюзы, обязательным. Для целей соблюдения условий коллективных договоров был создан институт делегатов персонала, получивших право часть своих функций осуществлять в рабочее время.
Закон об оплачиваемых отпусках впервые в истории капиталистических стран гарантировал каждому, проработавшему на данном месте не менее года, 2-недельный отпуск, оплачиваемый за счёт предпринимателя. (Отпуск, но неоплачиваемый, был вве-
Происходившее во Франции в мае-июне 1936 г. повторится чуть ли не с точностью до мелочей в мае-июне 1968 г. В 1968 г. тоже будут подписаны Матинь-онские соглашения.
дён и для сельскохозяйственных рабочих.) Уже летом 1936 г. этим законом воспользовалось свыше 600 тыс. человек, многие из которых впервые в жизни побывали у моря, в горах. Стоимость проезда отпускников по железной дороге была сокращена на 40 %, а в специальных туристских поездах — даже на 60 % [3, с. 132]. Новое министерство отдыха и спорта стало организовывать спортивные и туристические лагеря, а в городах — парки отдыха.
Для безработных был разработан план общественных работ. Во многом с целью улучшения ситуации на рынке труда на год было продлено обязательное школьное обучение. В стране утвердилось всеобщее 8-летнее школьное образование.
Для престарелых были введены пенсии и повышены государственные выплаты владельцам гостиниц, дающих приют одиноким старикам. На сельских жителей была распространена система пособий многодетным семьям.
Крестьянству и мелким торговцам были предоставлены льготные кредиты, на год вводилась отсрочка платежей по долгам в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, что вдвое сократило количество банкротств. (Затем годичный мораторий по долгам был продлён ещё на 2 года).
Для закупки у крестьянства зерна было создано Национальное зерновое бюро, устанавливающее твёрдые закупочные цены, исходя из интересов самых разных слоёв общества и самого государства. Из 41 члена Центрального совета этого бюро четверо представляли главные министерства страны, 9 человек — профсоюзы и потребительские кооперативы, 9 — торговцев и 19 — крестьян [6, с. 172]. С 1 сентября 1936 г. закупочные цены на зерно были повышены вдвое, а на скот — на 80 %.
Уже летом 1936 г. частный Французский банк был реорганизован в контролируемый государством Банк Франции. Вместо Регентского совета, представлявшего 200 крупнейших акционеров — «200 семейств», управление банком перешло к Генерально-му совету, который по аналогии с Центральным советом Национального зернового бюро представлял разнообразные интересы: государства, профсоюзов, кооперативов и других общественных организаций. Из примерно 20 членов дирекции банка почти половину назначало правительство и только 2 — общее собрание акционеров. При этом все из 40 тыс. акционеров имели в собрании по 1 голосу [6, с. 166].
Все без исключения железные дороги были объединены в Национальное общество французских железных дорог, в котором государство получило 51 % акций. В обмен на контрольный пакет акций оно обязалось взять на себя все расходы по модернизации дорог [3, с. 134] .
Под государственный контроль было поставлено производство большей части вооружения. Поскольку военные заказы в стране выполняло около 11 тыс. предприятий, правительство ограничилось национализацией к 1938 г. 10 крупнейших военных заводов с выплатой их бывшим владельцам компенсации в виде государственной ренты.
- [1] Блюм стал первым в истории Франции премьером-социалистом и евреем-премьером.
Источник: bstudy.net
Программа Народного фронта
Создание Народного фронта во Франции имело огромное международное значение. Оно наглядно показало, что в единстве залог победы над фашизмом. Опыт борьбы ФКП за единый рабочий и народный фронт, обобщенный VII конгрессом Коминтерна, был широко использован коммунистами других стран.
В январе 1936 г. входившие в Народный фронт организации приняли общую программу, которая отвечала интересам широких слоев французского народа. Ее осуществление должно было приостановить наступление монополистического капитала, обеспечить демократические свободы и повышение жизненного уровня в рамках существующего строя. Программа предусматривала национализацию крупных банков, проведение реформы налоговой системы с перенесением главной тяжести обложения на крупных капиталистов, отмену декретов, ограничивающих свободу печати, объявление политической амнистии, разоружение и роспуск фашистских организаций, улучшение положения народов колоний.
С целью улучшения материального положения трудящихся программа требовала создания национального фонда помощи безработным и организации для них государственных работ, сокращения рабочей недели без снижения заработной платы, установления пенсий для престарелых рабочих, введения обязательных коллективных договоров, установления справедливых цен на сельскохозяйственные продукты, урегулирования вопроса о задолженности мелких торговцев.
В области внешней политики программа Народного фронта намечала осуществление ряда мер по укреплению безопасности Франции и защите ее от возраставшей угрозы со стороны фашистской Германии. Было указано, что в связи с угрозой новой войны необходимо всемерно укреплять франко-советские отношения и систему коллективной безопасности, провести национализацию военной промышленности, запретить частную торговлю оружием и др.
Впервые все левые партии и группировки договорились по определенному кругу требований. Программа Народного фронта была программой объединенных демократических сил. На основе этой программы весной 1936 г. развернулась борьба за победу партий Народного фронта на выборах в палату депутатов.
Источник: studwood.net
Программа Народного фронта во Франции
Глубокий и затяжной промышленный и аграрный кризис 30-х годов повлек за собой резкое ухудшение материального положения рабочего класса, крестьянства и городской мелкой буржуазии и привел к крайнему обострению классовых противоречий во Франции. Против нараставшей угрозы фашизма — агентуры крупных монополий — выступил во главе с Коммунистической партией Франции французский пролетариат, поддержанный другими слоями трудящегося населения страны.
В совместной борьбе народных масс против попытки французских фашистов в феврале 1934 г. захватить в свои руки власть вооруженным путем зародился Народный фронт. Это массовое антифашистское и антиимпериалистическое движение, возглавленное ФКП, в последующие годы было организационно оформлено, и была выработана, по инициативе и при активном участии ФКП, его программа. Эта программа, хотя и не ставила своей целью уничтожение капиталистического строя, тем не менее имела прогрессивный характер, отражая интересы рабочего класса, крестьянства, городской мелкой буржуазии, интеллигенции. Программа Народного фронта сыграла большую роль на парламентских выборах 1936 г., давших победу его партиям.
Политические требования
I. Защита свободы
§1. Всеобщая амнистия.
§2. Против фашистских лиг:
а) Эффективное разоружение и роспуск полувоенных формирований, соответственно закону.
б) Применение предусматриваемых законом мер в случае провокации, убийства или покушения на безопасность государства.
§3. Оздоровление общественной жизни, в частности путем признания несовместимости парламентских мандатов с другими официальными функциями.
а) Отмена каторжных законов и чрезвычайных декретов, ограничивающих свободу мнений.
б) Реорганизация печати посредством законодательных мероприятий с целью:
(1) Обеспечить действительные меры против клеветы и шантажа.
(2) Обеспечить газетам нормальные условия существования с тем, чтобы обязать их указывать источники своих средств, упразднить частную монополию на торговую рекламу, устранить возможность скандальных злоупотреблений с финансовой рекламой и, наконец, помешать созданию трестов печати.
в) Организация государственной радиопередачи с целью обеспечить точность информации и равенство политических и социальных организаций перед микрофоном.
§ 5. Профсоюзные свободы:
а) Применение и соблюдение права союзов.
б) Соблюдение права женщин на труд.
§ 6. Школа и свобода совести:
а) Обеспечить существование общественной школы не только необходимыми кредитами, но и такими реформами, как продление срока обязательного обучения до 14-летнего возраста, а для средней школы — отбор, необходимый в дополнение к принципу бесплатного обучения.
б) Обеспечить всем, и учащимся и учителям, полную свободу совести, в особенности же соблюдать уважение к нейтральности школы, к светскому характеру обучения и к гражданским правам преподавательского состава.
§ 7. Колониальные территории:
Создание парламентской комиссии по обследованию политического, экономического и морального состояния французских зарубежных территорий, в особенности во Французской Северной Африке и в Индокитае.
§1. Призыв к сотрудничеству всего народа и в особенности трудящихся масс в деле сохранения и организации мира.
§2. Международное сотрудничество в рамках Лиги наций с целью обеспечить коллективную безопасность посредством определения агрессора и автоматического и солидарного применения санкций в случае агрессии.
§3. Непрестанные усилия с целью перейти от вооруженного мира к миру на основе разоружения сначала путем соглашения об ограничении вооружений, а затем путем всеобщего, одновременного и контролируемого сокращения вооружений.
§4. Национализация военной промышленности и отмена частной торговли оружием.
§5. Упразднение тайной дипломатии, международные выступления и публичные переговоры с целью возвращения в Женеву государств, вышедших из Лит наций, но не посягая на основные принципы Лиги наций: коллективную безопасность и неделимый мир.
§6. Более гибкое проведение процедуры, предусматриваемой уставом Лиги наций с целью мирного пересмотра договоров, опасных для всеобщего мира.
§7. Распространение, в особенности в Восточной и Центральной Европе, системы пактов, открытых для всех, согласно принципам франко-советского договора.
Экономические требования
I. Восстановление покупательной способности, уничтоженной или ослабленной кризисом
Против безработицы и промышленного кризиса
Сокращение рабочей недели без сокращения зарплаты. Вовлечение в трудовой процесс молодежи в результате создания системы перехода престарелых трудящихся на пенсию в достаточном для жизни размере.
Быстрое проведение плана широких работ общественного значения в городе и в деревне; с этой целью присоединить к усилиям государства и отдельных коллективов местные ресурсы.
Против кризиса в сельском хозяйстве и торговле
Ревалоризация цен на продукты сельского хозяйства в сочетании с борьбой против спекуляции и дороговизны с целью уменьшить расхождение между оптовыми и розничными ценами.
Создание национального посреднического бюро по продаже зерна с целью уничтожения поборов, взимаемых спекулянтами с производителей и потребителей.
Поддержка сельскохозяйственных кооперативов, снабжение удобрением по себестоимости через национальное бюро по продаже азотного и калиевого удобрения. Контроль и ратификация продажи суперфосфатов и других удобрений, развитие сельскохозяйственного кредита, снижение арендной платы.
Отмена принудительной описи имущества и облегчение долгового бремени.
Создание национального фонда безработицы.
Пересмотр закона о плате за торговые помещения.
В ожидании полной и скорейшей, по возможности, отмены всех несправедливых мер, предусмотренных чрезвычайными декретами, немедленная отмена мер, направленных против категорий, наиболее затронутых этими декретами.
II. Против грабежа сбережений. За лучшую организацию кредита
Регламентация профессии банкира.
Регламентация балансов банков и акционерных обществ.
Новая регламентация полномочий администраторов акционерных обществ.
Запрещение отставным или заштатным чиновникам принадлежать к административным советам акционерных обществ.
Чтобы освободить кредиты и сбережения от власти экономической олигархии, превратить «Французский банк»- ныне частный — в «Банк Франции».
Упразднение регентского совета.
Расширение полномочий директора при постоянном контроле совета в составе представителей законодательной и исполнительной власти и представителей организованных сил труда и промышленности, торговли, сельского хозяйства.
Превращение капитала в облигации, причем необходимо принять меры, гарантирующие интересы мелких держателей.
III. Оздоровление финансов
Пересмотр военных заказов в связи с национализацией военной промышленности.
Преследование расточительной траты средств гражданскими и военными административными органами.
Создание военной пенсионной кассы.
Демократическая реформа системы налогов, предусматривающая ослабление налогового бремени, с целью создания экономического подъема, создание новых ресурсов при помощи мероприятий, затрагивающих крупные капиталы (высокая прогрессия ставок общего налога на доходы, превышающие 75 тыс. франков, изменение налога на наследство — обложение прибыли монополий, не допуская повышения цен на предметы потребления).
Борьба с сокрытием размеров движимого имущества, установление с этой целью фискальных паспортов, вотируемых палатами, сопровождая эту меру налоговой амнистией.
Контроль над экспортом капиталов и преследование сокрытия капиталов самыми суровыми мерами вплоть до конфискации скрытых ценностей за границей или соответствующих ценностей во Франции.
//L ‘Humanité. 11.I.1936; Торез М. Современная Франция и Народный фронт. М., 1937. С.111-115. Цит. по: Хрестоматия… Т.1.
С.375-378.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru