В 1861 году французский врач и анатом Поль Брока описал мозг умершего старика, говорившего при жизни лишь слово: «Тан-тан-тан». На вскрытии в задней трети нижней лобной извилины левого полушария Брока нашел размягчение — след кровоизлияния. Через год в клинике умер другой больной с похожим нарушением речи — и в том же месте обнаружили очаг поражения. Так родился медицинский термин «центр Брока» и было впервые объяснено назначение нескольких кубических сантиметров человеческого мозга, лежащих на самой его поверхности. Но сколько значило это открытие для физиологии философии, антропологии и многих других дисциплин!
В целом, сегодня нет оснований сомневаться в наличии центров речи:
Моторный центр Брока находится в лобной области левого полушария (у всех правшей и у 70% левшей). Часто его называют речедвигательным центром. Этот центр обеспечивает организацию периферических процессов устной и письменной речи.
Зона Брока – часть моторной коры левого полушария, которая управляет мышцами, принимающими участие в артикуляции, произнесении слова. С этим центром связана дополнительная моторная зона теменной коры, которая ответственна за грамматику, ритм речи, сборку фраз, эмоциональность речи. Непосредственная команда из зоны Брока включает и имеющуюся программу произнесения данного слова, и передает команду мышцам языка, губ, мимическим мышцам лица.
Развитие центра Брока
При поражении моторных центров у пациентов есть понимание устной и письменной речи, но нет возможности воспроизведения нормальной устной речи. Такое состояние называется афазия Брока. Больные с афазией Брока осознают большую часть своих ошибок, они общаются с большим трудом и очень короткое время.
Сенсорный центр речи Вернике находится в височной области в задней трети верхней височной извилины левого полушария. Этот центр является сенсорным центром речи, слухоречевой зоной. Центр обеспечивает способность к анализу и синтезу звуков речи. Сенсорные функции левого и правого полушарий отличаются.
Левое полушарие распознает артикулированные звуки, в соответствии со своей функцией аналитического полушария. Правое – воспринимает и лучше распознает интонации, эмоциональную окраску речи, тембр голоса. При нарушении в центре Вернике возникает сенсорная афазия – словесная глухота. Человек утрачивает способность понимать речь, писать под диктовку при сохраненной способности говорить. Речь таких больных достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больные не замечают (слышат звуки, но не анализируют слова и сочетания слов) своих ошибок.
В височно-затылочной области расположена область, которая в правом полушарии выполняет функции узнавания целого предмета, а в левом – его называние. При повреждении в области левого полушария возникает амнестическая афазия: больные заменяют названия предметов «словами-паразитами» (эта штука) или иносказаниями (то, чем пишут вместо слова карандаш).
В теменно-затылочной области расположен оптический центр речи, с его участием происходит узнавание написанного слова. При повреждении этого центра нарушается способность читать при полностью сохраненном зрении. В заднем отделе средней лобной извилины, вблизи моторной зоны расположен центр заученных движений руки, который функционирует совместно с центром письма. При повреждении этого центра наблюдается аграфия – теряется способность тонких движений, необходимых для письма.
Запуск речи. Речевые центры мозга.
Рисунок 13 Моторный и сенсорный центры речи левого полушария
Афазия, как результат поражения центров речи приводит к социальной изоляции больного. Окружающие не могут понять, что нарушение речи не связано с изменением структуры его личности, а обусловлено повреждением мозговых центров речи. В связи с этим больных с афазией нередко считают психически ненормальными. Это особенно характерно для сенсорной афазии. Такие больные страдают втройне: от афазии, от ложно истолкованной природы их заболевания и от неверно назначенного лечения.
Рисунок 14 Зоны коры, необходимые для распознавания написанного слова
Попробуем представить организацию работы коры при назывании увиденного предмета.
Увиденный предмет Þ Первичная зрительная кора Þ Вторичная, ассоциативная зрительная кора (сличение – знакомо ли то, что увидели) Þ Зона Вернике – это часть слуховой коры левого полушария, которая распознает осмысленную речь. Если есть слуховой образ предмета, то информация поступает в зону Брока по дугообразному пучку Þ Организация моторной программы произнесения слова Þ Артикуляция.
Развитие речи
Ребенок рождается с набором морфологических структур, которые в более позднем возрасте (в течение первых 3 лет жизни) обеспечат формирование речи.
Прежде чем обсуждать развитие речи, обратим внимание на особенности развития коры головного мозга у человека и самых высших представителей млекопитающих – приматов. Соотношение ассоциативных зон и остальной коры у человека значительно отличаются от соотношения этих зон в мозге обезьян тем, что относительная доля ассоциативной коры у человека примерно в пять раз больше.
Выделяют два периода мощного увеличения ассоциативных зон по отношению к остальному мозгу: 5-6 месяц эмбриогенеза и первые 6 месяцев постнатального онтогенеза. В развитии речи человека существуют критические периоды: это время, после которого образование связей, необходимых для формирования второй сигнальной системы, становится невозможным. История знает множество примеров, когда дети, выращенные в изоляции, или воспитанные животными (около 30 случаев), не смогли овладеть человеческой речью. Этот критический период по разным данным приходится на возраст от 2 до 4 лет.
Этапы развития речи
Н-Н Непосредственный раздражитель – непосредственная реакция | До 5-6 месяцев | Развиваются ассоциативные зоны коры. Слово пока просто звук, такой же раздражитель, как и любой шум, свет, температура и т.д. |
С – Н Слово – непосредственная реакция | 5-8 месяцев | Слово уже является сигналом второй сигнальной системы. Пройден период генерализации, когда главным были сам звук, интонация, индивидуальные особенности говорящего. Пройден и период дифференциации, слово уже обозначает предмет, человека, ситуацию. Можно говорить о том, что вторая сигнальная система сформирована, слово уже стало «сигналом сигналов». |
Н – С Непосредственный раздражитель – слово В начале этого этапа слово – просто моторная реакция, которая формируется на основе имитации, инстинкта подражания. | От 8 месяцев до 2 лет | Непосредственным раздражителем служит ситуация, предмет, человек. Ребенок уже может обозначить эти раздражители словами. Формируются ассоциации: вначале слово – интегратор 1 порядка (конкретная кукла, огонь, но не спичка, не лампа). К концу 2 года появляются слова – интеграторы 2 порядка (куклы, машинки, огонь – все, что светит). |
С – С Слово – слово, диалог | 3 – 4 года | Появляются слова – интеграторы 3 порядка – все игрушки, цветы, животные. Сформированы представления о соотношении вещей: больше, меньше. Словарный запас 500 – 700 слов. Сформированы речевые стереотипы. |
Развитие речи ребенка возможно только в процессе речевого общения. Однако психологи считают, что нельзя сводить общение с ребенком к типу «вещь – слово», речь должна формироваться в системе построения предложений любой сложности, характерных для родного языка. Овладение речью характеризуется и овладением словами, и системой построения предложений. Не следует заменять живую беседу с ребенком жестами, мимикой, улыбками, при этом очень важно, чтобы речевое общение доставляло ребенку радость.
Рисунок 15 Установление речевых ассоциаций в коре больших полушарий в процессе формирования речи.
Высшие психические функции
Психика — это специфическое свойство головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира. Ощущения и восприятия являются необходимым начальным этапом наших знаний о самом себе и о внешнем мире.
Ощущение — это процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности, непосредственно воздействующей на органы чувств. Всякое ощущение имеет качество, силу, длительность. Качественные особенности тех или иных ощущений называются их модальностью. Ощущения дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании (восприятия, мышления), т.е. являются источником всех знаний об окружающей нас действительности.
Восприятие — процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей организму ориентировку в окружающем мире. Это активный процесс выделения из массы разнородных объектов внешнего мира тех, которые более всего необходимы в данный момент. Ощущения и восприятия человека носят сознательный, осмысленный характер. Важную роль в этом играют мышление и речь. Мышление позволяет получить знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно чувственно восприняты.
Отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью, языком.
Сознание
Это высшая форма отражения действительности. С помощью сознания целенаправленно регулируются формы контакта человека с окружающим миром. Сознание представляет собой субъективные переживания действительности, протекающие на фоне существующего у индивида опыта и сознаваемые им как определенная субъективная реальность. Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт — есть процесс осознания действительности.
Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства и волю.
Сознание может отключаться от окружающей обстановки, оперировать абстрактными категориями, но связь организма и среды продолжает осуществляться на уровне подсознания. На уровне подсознания протекает и условно-рефлекторная регуляция внутренних органов здорового человека.
Источник: cyberpedia.su
Локализация речи. Зона Брока и зона Вернике
Описываемые функциональные структуры расположены в конечном мозге: в коре полушарий. Друг с другом они связаны дугообразным пучком – совокупностью миелиновых волокон, аксонов нейроцитов указанных зон.
Сенсорный центр Вернике расположен в проекции верхней височной извилины. Неслучайно его расположение, ведь близко находится конечный пункт слухового анализатора. Они очень тесно взаимосвязаны между собой при формировании навыков речи, восприятии слов, предложений, а также письменной деятельности. Зона Вернике занимает не всю извилину, а только заднюю ее треть.
Зона формирования звуков и слов — это центр Брока, ограниченный участок лобной доли полушарий головного мозга. Центр Брока расположен в нижней лобной извилине. Нейрохирурги настаивают, что точная локализация – ее задняя треть.
Центр Брока
Центр Брока́ — часть коры головного мозга, находящаяся в задненижней части левого полушария, как показано на картинке ниже. Если вы положите палец на верхушку вашего уха и проведёте на несколько сантиметров вверх и вперёд, то в конце он должен оказаться примерно над этой зоной мозга. Границы этого участка обычно определяют либо на основе извилин и борозд головного мозга, либо на основе характеристик клеточной структуры нейронов, находящихся в нём. Открыт центр был во второй половине XIX века французским учёным и хирургом Полем Брока́, в честь которого и назван.
Несмотря на то что в данной задаче показано то, как центр Брока влияет на понимание
предложений, эта часть коры головного мозга в первую очередь ассоциируется с производством речи. Люди, получившие травму этого участка мозга, страдают так называемой афазией Брока (
др.-греч.
ἀφασία, от ἄ-φατος; ἀ- «без-» + φάσις «речь»). В этом состоянии пациент испытывает трудности с речью и часто не может говорить связно и слитно, хотя до травмы не испытывал никаких трудностей. Степень повреждения различается в зависимости от пациента и может быть как еле заметной, так и приводить к полной потере возможности говорить. Один из первых пациентов Поля Брока, к примеру, получил прозвище «Тан», так как практически мог произносить лишь это слово.
Не все аспекты возможности говорить, однако, терпят одинаковый урон при афазии Брока. В первую очередь люди перестают пользоваться словами и морфемами, которые передают грамматическую структуру предложения. Так, русскоговорящие пациенты с этим типом афазии в разговоре могут использовать неправильные падежи: например, три картинка
вместо
три картинки
. Кроме того, часто используются очень короткие фразы без глаголов. Похожие проблемы, как показывает задача, возникают и с пониманием речи — пациентам сложно воспринимать грамматику языка. Александр Лурия, например, упоминал что пациентам становится чрезвычайно сложно отличить фразу
«брат отца»
от
«отец брата»
. Несмотря на разные смыслы, эти два словосочетания составлены из одинаковых слов и используют одинаковые грамматические отношения между словами.
Тем не менее афатики часто могут как понимать общий смысл предложений, так и сами выражать то, что у них на уме, хоть и с большими трудностями. Причина этого заключается в том, что, несмотря на трудности с использованием грамматических показателей, афазия Брока обычно в намного меньшей степени влияет на использование знаменательных слов, то есть таких, которые не выражают отношения между другими словами, а имеют собственное значение (например, существительные: доктор
,
пекарь
). Афатики Брока также могут жестикулировать и соглашаться с чужими словами или отрицать их, например, кивая или мотая головой. Знакомые с английским языком могут послушать, как говорит афатик Брока, здесь:
Центр Брока при помощи так называемого дугообразного пучка (Arcuate fasciculus
) напрямую соединён с областью Ве́рнике — другим участком коры головного мозга, связанным с речью. Этот участок назван в честь немецкого невропатолога Карла Ве́рнике, открывшего его приблизительно через пятнадцать лет после обнаружения центра Брока. Область Вернике тоже находится в левом полушарии, как можно увидеть на картинке ниже.
Она в первую очередь связана с пониманием речи, а не с её производством, хотя, как и с центром Брока, такое «деление труда» упрощает реальное положение дел. При поражении этой зоны возникает афазия Вернике. Речь при ней хотя и не является полностью грамматически правильной, тем не менее имеет нормальную интонацию и намного более правильна с точки зрения синтаксиса и морфологии по сравнении с афазией Брока. Однако пациенты с этой афазией испытывают намного большие трудности с выражением собственных мыслей и пониманием чужой речи. Они часто придумывают абсолютно новые и непонятные их слушателям слова и неправильно используют существующие знаменательные слова. Знакомые с английским языком могут послушать речь человека с афазией Вернике здесь:
Задача использовалась на Латвийской олимпиаде по лингвистике в 2013 году.
Функции центров Вернике и Брока
Функциональное значение речевого центра чтения и восприятия обращенной устной речи довольно велико. Информация, которая поступает извне в виде слов, предложений обрабатывается в конечном счете в слуховом анализаторе.
Затем эта информация по ассоциативным связям достигают слухоречевой зоны Вернике. Из всей гаммы звуковых сигналов этот отдел полушарий вычленяет буквы, что позволяет понимать услышанное.
Функциональное значение речевого центра Брока заключено в обеспечении моторики речи. Замысел формируется на этапе зоны Вернике. Информация по дугообразному пучку достигает речемоторного центра Брока, откуда импульсы посылаются к артикуляционному речевому аппарату.
Последовательность созревания речевых центров у ребенка
Организм человека эволюционно сформировался так, чтобы все процессы и структуры функционировали только тогда, когда это целесообразно. Не все аксоны покрыты миелином после рождения ребенка. Миелинизированными оказываются только те волокна, которые непосредственно обеспечивают жизненно важные процессы.
Со временем активных зон головного мозга становится больше. Лобные извилины, например, полноценно работают с полугодовалого возраста.
Корковые центры речи запускаются в разное время, есть небольшой интервал. Сенсоречевая зона Вернике становится функционирующей через 12 месяцев. Только еще через полгода можно говорить о полном завершении «запуска» речевых центров, когда заработает центр Брока.
Статья в тему: Дуовит для мужчин – инструкция по применению и показания, состав, форма выпуска, дозировка и цена
Современные гипотезы афазии Вернике и Брока
Органическое поражение вещества головного мозга (в результате травмы, инсульта или интоксикации) в проекции любого из центров речи приведет к расстройству ее восприятия, воспроизведения. При этом утрачивается возможность выражать свои мысли при помощи привычных звуков, слов и предложений. Такое состояние называют афазией.
Различают множество вариантов нарушения речи. Чаще всего поражаются зоны Брока и Верника. Очагам патологии соименны названия афазий.
Афазия Вернике
Афазия Вернике иначе называется моторной. Различают несколько вариантов нарушений речи при этом расстройстве, но типично для всех одно: сохраняется понимание обращенных слов у больного, а свои ошибки и отклонения в разговоре пациенты не осознают.
Моторный центр речи поражается в случае ишемии, кровоизлияния или иного причинного фактора, который повлек за собой затруднение кровотока по левой средней мозговой артерии. При стенозах (сужениях) или атеросклерозе мелких веток, отходящих к коре мозга, возможен мягкий вариант поражения. Неврологи называют его малым синдромом Брока.
Пациенты в отличие от здоровых людей говорят не так бегло. Им сложнее переключаться. Начинать разговор для лиц с этим видом афазии сложно. Артикуляционные движения страдают, так как обычно формируется параллельно парез (легкая форма паралича) мимической и лицевой мускулатуры. Слова становятся менее внятными, звук тихий (гипофоничная речь).
Нарушений при письме нет: пациенты грамотно составляют предложения, без ошибок пишут слова (в соответствии с уровнем образованности). Иначе этот вид патологии называется афемией.
Более серьезные нарушения возникают при эфферентной моторной афазии. Локализация очага поражения в мозге та же, но она меньше по площади, глубине и распространенности. Все перечисленные выше характеристики нарушений разговорной речи присутствуют.
К ним добавляется неокрашенная интонация, неверное составление предложений (аграмматизм). Разговор представлен короткими фразами, лишенными, как правило, глаголов (телеграфизм). Письменная речь страдает. О том, что существуют какие-то изменения в разговоре, пациент узнает от родственников, потому что сам он этого не осознает.
Локализация речи. Зона Брока и зона Вернике
Брок и Вернике изучали пациентов, чьи трудности в воспроизведении и понимании речи можно было связать с повреждениями в различных областях головного мозга.
В 1861 году французский невролог Поль Пьер Брока (1824–1880) предположил, что в лобной доле есть область, которая специализируется на производстве речи. Брока основал эту идею на своем исследовании пациентов, перенесших инсульт и произносивших слова медленно и с трудом, часто – с беспорядочной структурой предложений. Ниже приводится пример речи современного пациента с похожими симптомами. Этот человек пытается описать, когда у него случился инсульт, который произошел, когда он находился в горячей ванне.
Хорошо. . . Эээ. . . инсульт и… я… да таванна гар… Г… г… горячая ванна и … И… два дня, когда эээ… боль… эээ… больница и эээ… ско… скорая по… помощь. (Dick et al., 2001, p. 760)
Хотя пациенты Брока испытывали трудности с самовыражением, они легко понимали, что говорят другие люди. Когда пациенты умерли, Поль Брока провел вскрытие и определил (1865), что одна конкретная область мозга была повреждена (рис. 2.12). Эта область в лобной доле – двигательный речевой центр – получила название центр Брока, (или зона Брока). Это участок коры головного мозга в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария, обеспечивающий моторную организацию речи.
Расстройство речи (афазия), вызванное поражением центра Брока получила название афазия Брока. Этот анартрический синдром характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт.
Рис. 2.12. Зоны Брока и Вернике были определены в ранних исследованиях как специализированные по воспроизведению речи и ее пониманию.
В 1879 году немецкий психоневропатолог Карл Вернике (1848–1905) изучил другую группу пациентов, у которых было повреждение области височной доли, которая в дальнейшем получила название сенсорная речевая зона Вернике, или область Вернике. Речь пациентов – беглая и грамматически правильная, но, как правило, бессвязная. Ниже приводится современный пример речи пациента, подобный тем, что изучал Вернике:
Просто внезапно возникла трудность, и все усилия исчезли с ней. Он даже наступил на мой выступ. Вы знаете, они взяли их с земли. Они сделали мою любимую девятку разорванной, и теперь я охвачен стойкостью моего упразднения, которое теперь навсегда. (Dick et al., 2001, с. 761)
Такие пациенты не только произносят бессмысленые фразы, они также не понимают ни речь других, ни печатный текст. Это состояние названо афазией Вернике.
В отличие от зоны Брока, отвечающей за воспроизведение речи, речевая зона Вернике участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.
Прямая связь между произношением слов и областью Брока, а также пониманием речи и областью Вернике в течение многих лет была общепринятой моделью речевой обработки.
Но общепринятые модели часто пересматриваются в связи с новыми данными, и модель Брока / Вернике не является исключением.
Начиная с 1970-х годов исследователи начали получать новые данные по обработке речи в головном мозге. Одна линия доказательств показывает, насколько важно уделять пристальное внимание тому, как проверяется поведение пациентов с повреждением головного мозга.
Идея о том, что пациенты с афазией Брока могут понимать язык, но у них есть проблемы с его воспроизведением (нарушение на синтаксическом уровне), была оспорена исследованиями, показавшими, что у этих пациентов действительно есть проблемы с пониманием языка. Рассмотрим, например, следующие два предложения:
1. Яблоко съела девочка. (The apple was eaten by the girl).2. Мальчика подтолкнула девочка. (The boy was pushed by the girl).
Пациенты с афазией Брока легко понимают первое предложение, но испытывают трудности со вторым. Проблема, с которой они столкнулись со вторым предложением, состоит в том, чтобы решить, кто толкал, а кого толкали. Девочка толкнула мальчика или мальчик толкнул девочку? Хотя вам может показаться очевидным, что девочка толкнула мальчика, пациенты с афазией Брока испытывают трудности с обработкой соединяющих слов, таких как «был» (was) и «кем» (by), и это затрудняет определение того, кого толкнули.
Напротив, первое предложение нельзя интерпретировать двояко. Ясно, что девочка съела яблоко, потому что обратное невозможно, за исключением маловероятного сценария научной фантастики, чтобы яблоко съело девочку (Dick et al., 2001; Novick et al., 2005).
Тот факт, что у пациентов Брока есть реальные проблемы с пониманием языка, указывает на то, что афазия Брока – это не просто проблема с формированием речи.
Результаты многих поведенческих и физиологических экспериментов заставили некоторых исследователей различать не проблемы воспроизведения и понимания, а проблемы с формой и значением (смыслом).
Проблемы с формой связаны с трудностями в определении отношения между словами в предложении (например, проблема пациентов с афазией Брока с предложением 2.
Проблемы с значением включают более широкие различия в понимании, как у пациентов с афазией Вернике, у которых также возникнут трудности с предложением 1.
Метод регистрации быстрых электрических реакций головного мозга, называемый потенциалом, связанным с событием – ПСС (event-related potential, ERP), предоставил дополнительные возможности для различения формы и значения.
Источник: hemofenix.ru
Речевой центр Брока и зона Вернике
В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока.
В нижней лобной доле головного мозга находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей — зона Брока, являющийся зоной речедвигательных органов, т.е. моторики речи.
Центр речи Вернике, отвечающий за понимание речи, слуховой центр речи (вторичное слуховое поле). Это крупная область в верхне-заднем участке височной доли, в задней части верхней височной извилины недалеко (сзади) от первичной слуховой коры. Он занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки.
Основная его функция — преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи, как лингвистически значимые.
Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Повреждение центра Вернике вызывает сенсорную афазию, когда больной с трудом воспринимает услышанную речь или написанный текст, но способен говорить.
Если вы хотите научиться использовать принципы нейропедагогики, использовать приемы нейрокоррекции в совместной работе нейропсихолога и логопеда, а также понимать речевые расстройства и их мозговые механизмы, то предлагаем ознакомиться с нашим интенсивом по нейропсихологии «Применение нейропсихологического подхода в работе коррекционного педагога».
Вы научитесь использовать нейропсихологические подходы для коррекции дисграфии, проводить экспресс-нейродиагностику, а также выстраивать структуру нейрокоррекционного занятия с дошкольником. Подробнее.
Зона Брока — это двигательный центр речи, зона речедвигательных органов — моторики речи, ответственной за воспроизведение речи. Этот участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей находится в нижней лобной доле головного мозга, в задней части нижней лобной извилины вблизи от лицевого представительства двигательной коры.
Центр Брока включает помимо заднего отдела нижней лобной извилины и прилежащую часть префронтальной области. Основная его функция — преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания — то есть синтаксис (или грамматику) высказываний.
В верхнезаднем участке височной доли находится зона Вернике, отвечающая за понимание речи.
Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Эта схема представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы.
При поражении центра Брока наблюдается моторная (двигательная) афазия. Больные не могут читать и писать , но понимают речь.
Хотите освоить современные нейропедагогические методы диагностики и коррекции?
- Получите детальное представление об узкоспециализированных направлениях;
- Подтвердите профессиональное развитие документально;
- Приведете знания и навыки в соответствие с ФГОС и мировыми тенденциями.
А, если вы хотите изучить методы нейрофизиологической диагностики в практике, научиться использовать нейропсихологический подход при подготовке к школе (возраст детей 5-7 лет), изучить нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда, то предлагаем ознакомиться с нашим курсом повышения квалификации на 72 ак. часа «Нейропедагогические методы диагностики и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС».
Вы изучите приемы нейропсихологической диагностики младших школьников и дошкольников при подготовке к школе, нейродиагностику и нейростимуляцию сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, и многое другое. Подробнее.
Источник: logopedprofiportal.ru